Из некрещенных Нигидальцев многие оказывают расположение к принятию христианства; но одних из них страшит, (и конечно напрасно и без основания) то, что, быть может, они думают, после того, как они окрестятся, Русские переселять их на другое место; другие говорят, что мы еще молоды и не можем воздерживаться от грехов, а когда будем постарше, окрестимся. Об искреннем же и редком усердии к принятию христианства донесено мной в особом рапорте. Нигидалец этот, называвшийся прежде Нерсобо, а ныне Афанасий, вдруг возымел желание окреститься и такое сильное, что не мог спать спокойно, и как будто кто-нибудь невидимо принуждал его к тому. Он, не смотря ни на дальность, ни на трудность пути, немедленно отправился со всем своим семейством туда, надеялся видеть священника, питаясь дорогой тем, что удастся упромыслить. Два месяца шел он в лодке, и, когда реки покрылись льдом, на нарточке тащил своих детей и, пришедши на Бурукан, 20 дней терпеливо ждал священника. И все это он делал единственно с тем намерением, чтобы принять святое крещение, и принял его с видимой радостью. Под именем Нигидальцев разумеются вообще все прочие инородцы в вышеупомянутом моем означенные, как, то: Шемагирцы, Наткунцы, Аимканцы, Оргутцы и Чукчагирцы, а Удсткие жители всех их называют Китайцами. Все они одного происхождения и считают наших Тунгусов своими родниками, и женятся на их дочерях, и говорят, что предки их ушли из наших границ по какому-то случаю для них стеснительному. Разные же наименования их показывают или разные роды, или разные места, с которых пришли их предки; так, напр. Аимканцы происходят от тех, которые пришли с реки Аима, впадающей в Маю, а Чукчагирцы есть в Колыме. Язык у них один и тот же –- Тунгусский. Число всех их полагают до 800 душ человеческих. Постоянной подати Китайцам они не платят, а с них берут. что можно и с кого попадет, приезжающие к ним для торговли Манджурцы, и то более в виде подарков, чем подати; и они не знают, чиновники ли это Китайские или просто торговцы; впрочем они воздают им почести, приличные чиновникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Первый разум от всегдашняго поучения, и от тщания учения прибывает вторый же, от благаго жительства, и веры ума; третий же, верою единою наследовася: занеже тою упраздняется разум, и дела окончание приемлют, и чувства бывают излишня к потребе. Елико убо от сего предела разум сходит, почитаемь бывает; и по елику сходит множае, почитаемь бывает паче. И егда достигнет земли и земных, то разум той есть владычествуяй всеми, и без него каяждо вещь хрома есть и праздна. Егда же возвысит душа видение свое горе, и прострет мысли своя в небесная, и возжелает незримых телесныма очима, и ими же не обладает плоть, тогда верою составляются вся: юже да дарует и нам Господь Иисус Христос , сый благословен во веки, аминь. Слово 30. О образе молитвы, и прочих нуждне искомых о всегдашней памяти, и многочастне пользующих, аще кто с разсуждением чтый хранит я Еже извествовану быти кому в прошении молитвы своея о надежде Божии сия часть изряднейша есть благодати веры. Извествование же тоя, яже в Бога веры, несть здравие исповедания, аще и мати есть веры; но душа, зрящая истину Божию от силы жительства. Егда обрящеши во святых писаниих веру, смешену с жительствами то не о правом исповедании вознепщуеши еже о ней разумение; никогда же бо постижима бывает вера, подающая извещение надежды, от некрещенных, или от растленных умом о истине. Извещение бо веры открываемо бывает высоким в души, по мере нравов, внемлющих в завещание заповедей Господних. Всегдашнее поучение в Писании, свет есть души. Сие бо назнаменует в души памяти полезны, еже охранитися от страстей, и еже пребывати в любви яже ко Богу, чистотою молитвы; но исправляет пред нами и путь мира следов Святых. Обаче да не усумнишися о молитвах наших стихов егда не последует тем много возбуждение и умиление всегдашнее, или в молитвах, или во чтении на всяк час. Словеса, от искуса глаголема, нуждно есть да приемлеши, аще и глаголяй та простец есть; занеже сокровища великая царей сущих на земли не презирают прияти приложение пенязя просителева, и от стоков малых наводняются реки, и велики бывают в течении своем. О хранении памятей

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Зная, что под словом Рим разумели в те времена также и Цареград, 44 можно бы полагать, что священнослужители, вызванные из Рима императором Ираклием и крестившие хорватов, были из Цареграда; но с этим предположением нельзя согласить того, что Константин Багрянородный рассказывает о св. Петре. Впрочем, говоря в другом месте о римских священниках при императоре Ираклие, он упоминает вместе с тем о старой вере или крещении по обрядам восточной церкви. Это объясняет мысль Константина Багрянородного. Он полагал, что хорваты были крещены священниками, призванными из Рима; но что они подлежали ведению и управлению восточной церкви, а не римско-католической, потому что крещение было совершено над ними по обрядам старой веры и что сам император учредил у них духовную иерархию. Вот рассказ Константина Багрянородного. Один славянский князь прибыл к императору Ираклию из Белой Сербии и получил от него позволение поселиться в Фессалии. Соскучившись там, он, с дозволения императора, оставил с своею свитою эту страну; но, едва перешел за Дунай, раскаялся в своем поступке и возвратился на прежнее местожительства. Император принял его, но под условием, чтобы призванные из Рима священники просветили его христианством, и чтобы он принял старую веру. В то время под названием «старой» веры разумели греческое вероисповедание, и слова: креститься, верить, подлежать власти – имели одно значение, по крайней мере, сам Константин Багрянородный называет Великую Моравию, главное местожительство закарпатских славян-христиан, некрещенною землею, оттого что в X веке она не имела политических связей с Цареградом; а в книге своей под словами крещенные и не крещенные народы он разумеет только то, что первые из них подчинялись, а вторые не подчинялись власти византийских императоров. Еще прежде него царствовавший, между 886 и 911 годами, император Лев Философ делает различие между языческими, т.е. независимыми, славянам, 45 и славянами-христианами, т.е. подлежавшими римской или греческой империи. В то время также были однозначными выражения: учредить духовную иерархию и распространить власть или увеличить епархию своей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уважаемый батюшка Георгий Городенцев в статье « Об участи младенцев, умерших некрещенными » выдвинул интересную теорию о месте, подобном лону Авраамову, в которое эти младенцы могут попасть и из которого эти младенцы при условии молитвы родителей за них и добрых дел в память их могут двигаться и дальше в лучшую сторону, благодарим батюшку Георгия за такие добрые и светлые мысли. Кроме того батюшка Георгий вводит обоснование необходимости и правильности молитв матерей о своих загубленных чадах - это радует наши сердца. Уважаемый батюшка Рафаил (Карелин) тоже говорит о благотворности молитв за младенцев, но с меньшей убедительностью, так как он не допускает их вечного спасения, то есть попадания в рай и выдумывает подобно католикам, придумавших чистилище, некое третье место, в котором эти младенцы будут в вечности находиться (то есть не в раю, не в аду, что соответствует «не прославлены, не наказаны»). Вот только что это за третье место? Вспомним притчу Господа о Страшном суде, там вроде про это третье место не говорится. Или когда богословам выгодно, они могут изменять слова Господа, а когда невыгодно они безапелляционно заявляют об абсолютности Его слов (вспомним статью уважаемого батюшки Георгия Максимова «А что, если Бог сказал правду?..» Получается не совсем честно. А что Вы скажете уважаемые богословы, склонные к абсолютизации, о словах Господа Иисуса Христа: «...истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Стали ли вы как дети (как впрочем и все мы), а если не стали, какую надежду на спасение имеете (имеем)? Ведь здесь, как и в словах о крещении, говорится слово «истинно», а если Бог говорит только правду, а это так - то, что нам всем делать? Итак, представим себе эту картину. Настал Страшный Суд и Господь Иисус Христос, обращаясь к младенцам абортированным, говорит им: «идите от меня проклятые в огонь вечный, ибо алкал я и вы не дали мне есть...» и другие слова. Правда, глупо выглядят такие слова в отношении этих несчастных младенцев? Вы уважаемые сторонники теории неспасения абортированных некрещеных младенцев скажете, что такого не говорили. Как не говорили, а кто нас в мудрых книгах и статьях убеждал, что некрещеные младенцы не спасутся? Вы убеждали. Или неспасение Вы понимаете иначе? Но тогда измените Евангелие на радость модернистам и добавьте к словам Господа ваши слова о третьем месте (не огонь вечный и не Царство Божие), в котором эти младенцы будут иметь относительный покой. Так где же находится это место? Не знаете! А если не знаете, зачем говорите, как знающие? Предположим, что это место находится где-то в уголочке рая (Царства Небесного), ведь в аду и геенском огне покоя быть не может, думаю, вы согласитесь. Но раз в раю - значит они спасутся.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

В определении Св. Синода в 1729 г. (II. С. Зак. 25 апр. 5400) сказано: «а которые калмыки супружество имели до восприятия св. крещения, и ныне как мужья, так и жены их, крещение приняли, тем бракосочитаемого венчания не чинить, но велеть им жить в том супружестве невозбранно». Если новокрещенный (напр, магометанин) имел несколько жен, то должен выбрать себе одну, преимущественно ту, которая пожелает принять православие, и тогда, по совершении над ними св. крещения, брак их благословляется, как сказано выше в § 66. Если же жена, принявшая крещение, была отлучена своим мужем от брачного с ним сожительства, то брак их расторгается и такой жене дозволяется вступить в новый брак с лицом христианского исповедания. – Лицо не христианского исповедания по восприятии св. крещения, может пребывать в единобрачном сожительстве с некрещенною женою и без утверждения оного венчанием. Но в сих случаях оба супруга должны дать подписки, – принявший православие в том, что он будет иметь тщательное попечение о приведении другого к восприятию православной веры, a оставшийся в прежней вере в том, что рождаемых в сем браке детей он, ни прельщениями ни угрозами, ниже другими какими-либо способами, не будет приводить в закон иудейский или магометанский, и обратившемуся в православную веру супругу за содержание оной поношения и укоризны не наносить (т. X ч. I ст. 79–84). Примечание. Евреям, обратившимся в христианскую веру, с переменою имени при св. крещении, не дозволяется переменять своей фамилии. Но поступившие в военную службу, как евреи, так и магометане, могут переменять фамилии с разрешения командиров полков, заимствуя их от крестных своих отцов (т. IX ст. 954 и примеч. Зак. о сост. изд. 1876). По совершении крещения над евреем, духовная консистория обязана известить о сем местное губернское правление или то место, от которого выдано было установленное свидетельство для вступления в православную веру, на тот конец, чтобы он был показываем в том звании, в коем он состоит, обратившегося из иудейской веры в православное исповедание и под тем именем какое дано ему при крещении. (Уст. о пред. и пресеч. прест, ст. 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В окончательный текст «Вертограда» из списка В не вошли стихотворения (также из разряда дополнений): «Страсть блуда», «Стиси на некия образы», «Греха ненависть», «За неблагодарствие демон монаха зауши» 97 (см. раздел: Items in В only ). В настоящее время нет каких-либо данных, свидетельствующих о намеренном исключении названных стихов из состава «Вертограда». возможно, они также были пропущены по недосмотру переписчика. – На л. 590–608 об.: цикл «Вивлиа». – На л. 609–617 об.: подписи к иконам. – На л. 619–621 об.: «Епитафион» С. Медведева на смерть Симеона Полоцкого (см. комментарий). Правка . И.П. Еремин констатировал: в подносной рукописи «кое-где встречаются поправки, сделанные рукой Симеона Полоцкого » 98 . В дальнейшем исследователи присоединились к данному суждению, повторяя, что каллиграфическая писарская копия «просмотрена и выправлена Симеоном Полоцким » 99 , что она содержит текст «с авторской правкой» 100 . Однако палеографическое исследование рукописи не подтверждает высказанные предположения. В подносном экземпляре «Вертограда» нет ни подписи-автографа под " " Предисловием», ни правки Симеона. Есть данные о том. что в период, когда шел процесс переписки стихов в список С , он действительно занимался редактированием «Вертограда», однако правил текст в списке В . Так. в стихотворении «Крещение кощуна» в списке С стерты две последние строки (247) – те самые, в отношении которых Симеон распорядился в списке В «изменити» («Зри, и от некрещенных крещение свято./яко в болных и в здравых руках честно злато»; 585 об.), и вычеркнул их, но, как видно, внес свои коррективы в список В уже после того, как стихотворение полностью было переписано в список С . Есть основания полагать, что переписка стихов в список С была практически завершена еще при жизни автора. Написанные накануне кончины Симеона стихи «Философиа» заняли свои места в разделе на букву Ферт под номерами «7» и «8» (514 об.), они вписаны в пустовавшее на обороте листа пространство чернилами иного оттенка. Однако в «Оглавлении» эти стихи остались неучтенными; там отмечено, что под заглавием «Философиа» имеется только шесть стихотворений. Перед нами еще одно подтверждение того обстоятельства, которое удалось установить на примере стихотворения «Молния» (см. выше), а именно; «Оглавление» составлялось, когда переписка стихов в парадную рукопись была или завершена или близка к завершению. Следовательно, предсмертные стихи Симеона вставлялись (после его кончины) в почти готовую рукопись, уже имевшую «Оглавление» к алфавитному корпусу стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Ниже предложены и другие 7 правил, которых нет в Святогорских рукописных книгах, но которые содержатся в книгах печатных: «Деяниях» (Т. 2, С. 918) и так называемом «Греко-Римском праве» (С. 196) Правило 1 Не следует отправляться в путь в воскресенье без нужды и необходимости. Правило 5 Тот, кто преднамеренно убьет своего отца, должен быть наказан на 35 лет. Правило 6 В случае необходимости и простой монах, не имеющий священнического сана, может крестить ребенка, равно как и диакон 444 . Правило 7 Некрещенных младенцев, если не окажется священника, должен крестить кто угодно. Даже если крестит их собственный отец или кто-либо другой, лишь бы он был христианином, – не погрешит. Вопросы неких монахов, подвизавшихся вне города 445 , и ответы на них святого Константинопольского собора, состоявшегося при патриархе Николае 446 и императоре Алексее Комнине, в переложении на простой язык Вопрос 1 Подобает ли монаху входить в святой алтарь? Правила VI Всел. 69 и 33 это запрещают, причем последнее не позволяет, чтобы какой-либо монах, не имеющий запечатления, пел или читал с амвона. О том же говорят правила Лаодик. 15 и VII Всел. 14. Ответ Монаху, не имеющему хиротесии, исполнять служение чтеца на амвоне запрещено, но входить в святой алтарь, чтобы возжигать свечи и лампады, монаху, не повинному ни в каком преступлении, запрещать, по моему мнению, не следует, из уважения к монашескому образу 447 . Вопрос 2 Подобает ли не преклонять колен в субботу, подобно тому как мы не преклоняем колен в воскресенье и во дни Пятидесятницы? (Апост. 64; VI Всел. 55, 90.) Ответ Правилом это не запрещено 448 , однако, поскольку в субботу не полагается поста, то, следовательно, многие и не преклоняют колен. Вопрос 3 Подобает ли нам соблюдать августовский пост? Ответ Первоначально этот пост приходился на август, но позднее был перенесен, чтобы он не совпадал с постами язычников, которые они совершают в это время. Однако и ныне многие соблюдают этот пост в августе 449 . Вопрос 4 Подобает ли причащаться тому, кто беснуется: Тимофей об этом говорит одно, божественные апостолы – другое, а позднейшие отцы еще иное?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Людмила 20 ноября 2012, 00:15 Спасибо господу богу за то , что подарил встречу с вами! Счастье! Увидела вас и радость великая... Увидела как много людей идут к вам и всем вы помогаете! Дай бог вам сил, здоровья, здоровья, здоровья!!! Дай бог вам многие лета на радость нашу !!! Спасибо!!! р.Б Наталья 29 октября 2012, 23:41 Батюшка, родной! Помолитесь за р.Б.Владимира, Раису, Тамару, отр. Александру, мл. Екатерину(некрещенную) и меня, многогрешную и недостойную р.Б Наталью. Все остальные в списке крещенные. Валентина 29 октября 2012, 23:20 Спасибо, Батюшка, родной, что Вы есть. Мы знаем,что Вы всегда с нами, хотя Вы сейчас от нас далеко. Многая Вам лета. Помолитесь о нас грешных и обо мне Валентине... Ирина 26 октября 2012, 16:28 Служитель Божий отец Илий, многая Вам лета, Святаго Духа,победы над злом всегда. Радости в Боге, Спасителе нашем. Всем сердцем жду встречи с Вами, если Господь благословит. Но я - это второе. Помолитесь, Надежда наша, за сына моего Игоря, чтобы ближе он стал к Телу Христову. Много скорбей у него. Иулиания 24 июля 2012, 23:18 Спаси Вас, Господи, дорогой батюшка Илий, за Ваши непрестанные молитвы о нас, грешных! Даруй, Господи, Вам здоровья, терпения, крепости, побольше сил и всего благопотребного душе Вашей! Ваши слова мне очень помогли, благодарю Вас и молю Господа Бога, чтобы Он Вас укрепил телесно и духовно, а нам выслал " делателей на жатву " . Помоги нам, Господи. Спаси и сохрани. Валя 8 июля 2012, 10:36 Начала смотреть видео и почувствовала тепло. Дай Господи, что бы каждый православный понимал беседы схиархимандрита Илия во спасение души и чувствовал тепло. Спаси Господи схиархимандрита Илия за духовные беседы о Господе спасителе нашем. А нам Господи что бы молиться с любовью! Маргарита 4 июня 2012, 22:56 Слава Богу, что ещё есть на этом свете старцы! Жаль, что нет никакой возможности пообщаться и попросить молитв лично, или в письме, или через интернет. Елена 21 марта 2012, 17:15 Уважаемый дорогой отец Илия! Поздравляю Вас с именинами! Желаю, чтобы святые Севастийские войны охраняли Вас всегда.

http://pravoslavie.ru/44860.html

Но при всевозможном ограничении своих потребностей в содержании, Миссия нередко входит в долги в счет следующего года, тем более что с умножением новокрещенных умножились и случаи, необходимо требующие пособия беднейшим из них, и служебные потребности самой Миссии довольно разнообразны и значительны. Кроме содержания служащих пищею, одеждою и другими вещами, Миссия производит расходы на следующие нужды и потребности служебные: 1) На потребы церковные для пяти походных церквей. 2) На необходимые вещи при крещении инородцев. 3) На годовую плату за труды 6-ти толмачам. 4) На экипажи и дорожные вещи. 5) На канцелярские и почтовые издержки и книги. 6) На училищные потребности. 7) На отопление и освящение домов, и годовую плату за квартиру в г. Бийске. 8) На постройки и поддержание заведений. 9) На лекарства для Миссии и новокрещенных. 10) На необходимое пособие бедньм из новокрещенных. Нужды бедных из новокрещенных Большая часть из приемлющих святое крещение кочевых инородцев, по состоянию дикости жалких, часто не имеющих никаких средств к пропитанию, по крещении, при перемене образа жизни, необходимо требуют пособия Миссии: нередко в перевозке семейств из кочевьев на жительство в христианское селение, – часто в теплой одежде и пище; иногда в пропитании целого семейства, в заведении домика, посуды и других домашних вещей, в покупке скота, земледельческих орудий и семян для посева. Почти каждому от Миссии дается при крещении рубашка, а женщинам, которые будучи некрещенными, обыкновенно носят шапки, дается и платок. Часто является необходимость несколько раз помогать одному и тому же семейству, а иногда и постоянно подавать способы к содержанию, например, находящимся в бессильной и бесприютной старости, или сиротстве и младенчестве, или в беспомощном болезненном состоянии. И ныне во всех селениях новокрещенных есть семейства, не имеющие собственных домов, и много таких бедных, которым трудно и почти невозможно отказать в помощи, хотя и сама Миссия часто бывает в затруднительном положении.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nekoto...

Стоить при этом обратить внимание на то, что слишком большие протяжения русских епархий и самых приходов, не имеющие подобия в других восточных Церквях, представляются во многих отношениях весьма неудобными. В средних великорусских епархиях, где население довольно густое, неудобства эти еще не так чувствуются, по крайней мере со стороны формального отправления церковных обязанностей. Но в Сибири и в некоторых местностях на севере и востоке Европейской России, где приходы раскидываются на несколько десятков, иногда на сотни верст, а епархии-на целые тысячи верст, при самом внимательном отправления церковных обязанностей (а какие же могут быть средства и правильно следить за ними в таких местностях?), может случаться даже то, что не мало младенцев могут отойти в другую жизнь некрещенными и не мало взрослых – не напутствованными Святыми Тайнами, и священнические места в отдаленных приходах по нескольку месяцев могут оставаться незамещенными. В таких местах необходимо более дробное разделение приходов и епархий. По населению приходы и епархии будут при этом малолюднее, доходов приходским причтам будет меньше, архиерейских кафедр нельзя содержать с такою пышностью, как они теперь содержатся. Но в этом, без сомнения, еще нет такой беды, как в том, чтобы в православном населении давать умирать младенцам без крещения и взрослым без покаяния, или оставлять по нескольку месяцев приходы без священников. С более самостоятельным и применимым к местным потребностям устройствам церковной жизни в таких местностях, духовенству (священникам, причетникам и самим архиереям) и соблазна не будет мерять условия своей материальной обстановки материальной обстановкой духовного быта в средних великорусских епархиях или в столичных городах. А впоследствии и в этих местностях население будет возрастать, приходы и епархии по числу жителей увеличиваться, и материальные условия жизни духовенства, с развитием самой исторической жизни, будут постепенно улучшаться. Но каково должно быть отношение архиепископа к другому местному епископу той епархии, в которой находится окружный город, если не сам этот местный епископ будет возведен в архиепископскую степень? При архиепископе, живущем в главном городе церковного округа и управляющем делами этого округа, во всяком случае необходим другой епископ для заведывания делами той епархии, в которой находится окружной город.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010