Таких отделов, как мы уже знаем, обычно, было пять, это – для мужчин, женщин, священников, монахов и монахинь 323 ; но иногда их полагалось только четыре, причем, вместо вопросов монахам и монахиням, составлялись вопросы архиереям 324 . В этом последнем случае изложение вопросов представляет особую самостоятельную редакции; равным образом и в первом случае, при тожестве числа и назначения вопросных статей, в изложении и содержании последних наблюдается две редакции 325 . Раздельная передача содержания каждой из таких редакций – и не даст ясного уразумения характерных отличий каждой из них и привела бы к одним малоуместным повторениям. Поэтому, считая целесообразным познакомить читатели с содержанием трактуемых статей вообще, мы предлагаем далее обзор существенных и более любопытных грехов каждой из помянутых в данном случае специальных статей, во всех её редакциях в совокупности 326 . В вопросных статьях, предназначенных специально для мужчин-мирян, мы встречаем на этот раз упоминание о таких (кроме уже указанных выше) грехах, как: птицеложство, падение с женою в день причащения, в праздник и четыредесятницу, coitns с женщиною некрещенною, падение с разведенною женою, осквернение ложа отца своего, брак с женою-еретичкою, обольщение девицы под предлогом обещания взять ее в замужество; причащение при страсти ко греху малакии, причащение, сопровождавшееся рвотою, причащение после употребления пищи и питья, суеверное употребление тела и крови И. Христа; взимание ростовщических процентов, поджог чужого дома и поля, смешение вина с водою – с целью торговли такою смесью, употребление в торговле двух мер 327 , ограбление могилы и трупа, пьянство до рвоты, сомнение в воскресении мертвых; участие в трапезе с иноверцем и еретиком, приглашение в немощи врача-еврея, побои или неуважение ко иерею и монаху, сомнение в действенности причащения от мирского священника, недовольство своим духовным отцом, находиться под клятвою уже умершего; вкушение – идоложертвеннаго, мертвечины, крови животного, скверных и нечистых мяс, как то: ворона, ласточки, летучей мыши, аиста, коршуна, и пр., что употребляют в пищу по преимуществу латиняне; танцы при торжествах и при браках; утаение какой-либо части десятины (назначенной в пользу церкви); лечение кого-либо, вера в чары и волшебство и занятое ими, превязание (завязание узла) в том намерении, чтобы волк не съел домашнее животное, чтобы обвенчанные не имели способности ad coitum или с какою другою целью; обращение за помощью к волшебникам, – дабы сделать кому либо худо, для узнавания своей судьбы, для излечения лунатизма, головной боли, для отыскания краденого и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Не допускайте, чтобы какой младенец умер некрещенным, в случае опасности крестят миряне, как мной дается отдельно указание. Сообщайте нам о вновь преставленных для совершения заочного отпетия. Также можете присылать имена для поминовения. Проводите жизнь христианскую, уклоняясь от всего, что порочит и оскверняет человека, живите в мире и согласии, не занимаясь пересуживанием чужих грехов и недостатков, прощайте друг другу обиды, дабы и Отец Небесный простил нас. Воспитывайте детей в благочестии. А главное – усердно молитесь, да направит Господь все к лучшему, дарует полезное нам в жизни сей и особенно в будущей. Благословение Господне да будет на всех и всяком из вас. Седмица Крестопоклонная 17 марта 1949 г. Св. Алексея человека Божия». Каким способом мы можем наилучше почтить усопших близких наших? Мы видим часто стремление сродников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники. Много денег тратят родственники и знакомые на венки и цветы, причем последние приходится вынимать из гроба еще до его закрытия, чтобы они не ускоряли разложения тела. Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя самый такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а подчас и лживость, так как искренно скорбящий не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувстие можно сделав гораздо теплее лично. Но что бы мы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы. Другая жизнь настала для нее и другое нужно ей оказать. Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары! Что же именно доставит отраду душе умершего?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Совершенную противоположность представляет взгляд на судьбу некрещенных младенцев, высказанный блаж. Августином. «Никакого вечного спасения помимо крещения Христова, говорить он, пусть не обещается младенцам; не обещается оно им и св. Писанием, которое должно быть предпочитаемо всяким рассуждениям человеческим». Всякий новорожденный до крещения «принадлежит к массе погибели (ad massam perditionis), и справедливо считается рожденный от Адама осужденным чрез обязательное несение древнего долга». Похоть, как «грех в собственном смысле», «делает младенцев некрещенных виновными и, как чад гнева, хотя бы младенцы умерли, влечение к осуждению» 619 . «Осуждение» понимается блаж. Августином в строгом смысле слова, как осуждение на вечные мучения и вечную смерть. Этот крайний взгляд на ответственность некрещенных младенцев впрочем значительно смягчается следующими выражениями того-же церковного учителя: «кто усомнится, что невозрожденные, которые имеют только первородный грех и не обременены еще личными грехами, будут находиться in damanatione omnium levissima». Еще: «можно достоверно сказать, что младенцы, до крещения разрешающееся от тела, будут находиться in damnatione omnium metissima» 620 . По тому же вопросу св. Григорием Богословом был высказан такой взгляд, «Иные даже не имеют возможности, пишет он, принять дары (крещения), или, может быть, по малолетству, или по какому-либо совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати, хотя бы сами того и желали... Последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания». Св. отец говорит здесь собственно не о младенцах. Но по отношению к некрещенным младенцам и это суждение подлежит некоторому смягчению, ибо «дети, по словам св. отца, тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них, по причине возраста)». Следовательно, личной ответственности дети не несут, подобной с ответственностью взрослых. Однако «лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным»... «Не малая опасность» – умереть, «родившись для одного тления и не облекшись в нетление» 621 . § 191. Римско-католическое учение о чистилище

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   Не допускайте, чтобы какой младенец умер некрещенным, в случае опасности крестят миряне, как мной дается отдельно указание.    Сообщайте нам о вновь преставленных для совершения заочного отпетия. Также можете присылать имена для поминовения. Проводите жизнь христианскую, уклоняясь от всего, что порочит и оскверняет человека, живите в мире и согласии, не занимаясь пересуживанием чужих грехов и недостатков, прощайте друг другу обиды, дабы и Отец Небесный простил нас. Воспитывайте детей в благочестии.    А главное — усердно молитесь, да направит Господь все к лучшему, дарует полезное нам в жизни сей и особенно в будущей.    Благословение Господне да будет на всех и всяком из вас.     Седмица Крестопоклонная 17 марта 1949 г. Св. Алексея человека Божия». Каким способом мы можем наилучше почтить усопших близких наших?    Мы видим часто стремление сродников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники.    Много денег тратят родственники и знакомые на венки и цветы, причем последние приходится вынимать из гроба еще до его закрытия, чтобы они не ускоряли разложения тела.    Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя самый такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а подчас и лживость, так как искренно скорбящий не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувстие можно сделав гораздо теплее лично.    Но что бы мы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы Другая жизнь настала для нее и другое нужно ей оказать.    Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

4) Разрешить христианам всех исповеданий, принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры. 5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке. 6) Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности. 7) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам. 8) Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно также, как разрешение ремонта их и закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий. 9) Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащего им среди этого духовенства положения, без употребления однако православных иерархических наименований. 10) Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом. – Настоятелям и наставникам (п. 9), при свидетельстве духовных завещаний, присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовные лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Переложите на русский язык слова: Возлюбим друг друга… и скажите, что выражается пением сих слов на литургии. Диакон или священник: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Певцы: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Будем любить друг друга, чтобы единодушно исповедывать: Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу, единосущную и нераздельную. По перенесении Даров с жертвенника на престол наступает самое важное время за литургиею – совершение таинства, принесение безкровной жертвы Тела и Крови Христовой и при этом, прославление Господа, спасшаго род человеческий. В это-то время особенно необходимы для молящихся взаимная любовь и единодушие, так как без сего Бог не примет нашего прославления и не простит наших грехов ( Мф.5:23,24 ). И эти-то любовь и единодушие и внушаются молящимся словами: Возлюбим... Что делалось в древности и что делается в настоящее время после сего возглашения? Для видимого выражения любви, в древности у молящихся происходило целование мужчин с мужчинами, женщин с женщинами. А в настоящее время в алтаре священники целуют руки друг у друга, а диаконы свои орари. Переложите на русский язык слова: Двери, двери… , и скажите, что выражается возглашением их на литургии. Диакон или священник: Двери, двери, премудростию вонмем. Двери, двери! Будем внимательны к премудрости. Словами: Двери, двери в древности повелевалось привратникам в храме смотреть, чтобы никто из недостойных присутствовать при совершении таинства, каковы некрещенные и из крещенных отлученные за великие грехи от св. Причащения, не входили в храм, равно и из верующих не выходили из него в наступающие важные минуты литургии. В настоящие же времена слова си, напоминая о древнем их смысле, предостерегают молящихся от рассеянности в важные минуты литургии, – т. е. повелевают ограждать двери чувств, чтобы не входили в души их посторонние мысли, чувствования и желания. Словами: Премудростию вонмем внушается особенная внимательность при следующем за сим произнесении Символа веры и совершении таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Людмила 9 октября 2012, 22:53 Видно,неизменные похвалы в адрес автора возымели свое действие.Неприятный осадок в душе после прочитанной статьи.Слишком обмирщвленная статья для " двух ведер " .Судить священников,отказвыающихся или нет пойти ночью окрестить ребенка-явно не нас,мирских,дело.Сколько брать или не брать за требы-так же.Лично на меня сильно подействовала другая история о ночной требе-история из жития о.Алексия Бортсурманскаго. Елена 9 октября 2012, 22:38 Откуда такой негатив к этой истории??Не понимаю,что плохого в том ,что священник окрестил младенца??он сделал просто то, что говорит Господь-дал просящему и ничего не требовал в замен.А почему такая срочность...? а вдруг они думали,что этот полет может стать последним... и решили окрестить малыша.Ничего не делается без Божией на то воли...и на машину и на квартиру,видимо была Божия воля.Молодец священник, не стал отказывать.У нас единицы крестят малышей осмысленно и никому не отказывают.Дай Бог ему доброго здоровья и пусть его сердце всегда останется таким отзывчивым!!! Любовь 9 октября 2012, 22:37 Вере. По тому как Вы меня отчитываете, чувствую, что мой комментарий задел Вас лично. Простите- не хотела. Меня покоробила эта достоверная история. История не о том, что батюшка в ночь полночь окрестил ребенка, а том, что какие материальные блага на него свалились после этого. Вот , ради чего вся эта незатейливая история писалась.Так и читалось между строк: во свезло - за час получил то, что другой и за всю жизнь не заработает. А батюшек мне Господь всегда хороших посылал. Для меня священник - воин Христов. А жалеть Вам надо себя, Вера- гордыни у Вас много. Простите ежели что не так. Елена М 9 октября 2012, 22:05 Интересные люди, интересные комментарии... Делать предположение о том. что сами родители были некрещенныи только на основании того, что они сами в гостинице не начали обряд крещения? А разве любые крещенные родители умеют его совершать, р.б.Сергей? Да и что значит завершить обряд по прилете? А, может быть, они как раз потому и торопились крестить, что считали, что если полет закончится катастрофой, то самое главное (по их мнению) они для ребенка всё-таки успели сделать.О каком (в п.3) соблазнении Вы говорите, если молодой священник вообще на вознаграждение изначально и не расчитывал, а то,что принял дар, так это никакой не соблазн, (так Вы и до часов Патриарха договоритесь, хотя в п.1 сами о грехе осуждения священников говорите)Ну, а предположение о том, что этот отец ребенка совершал данный поступок, чтобы перед кем-то похвалиться о том, что попа с постели поднял...Да как такое вообще могло прийти на ум? Я-то, как раз считаю, что, если для данного отца было важным, чтобы выполнить свой родительский долг перед ребенком и Богом,свой духовный долг,то значит он - человек хороший в его голове такие мысли просто даже никогда не родятся, это тот человек, который умеет ценить добро и добром за него отвечает.

http://pravoslavie.ru/56510.html

Учитывая специфику местоположения Собора и кадровых возможностей клира Собора миссионерский отдел рекомендует вести катехизацию по следующей схеме: Приложение 1. О совершении Таинства Крещения Совершитель Крещения Совершителем Таинства Крещения могут быть епископы и священники (Апостольские правила 46 и 47). Но в случае смертельной опасности, если священника нельзя найти достаточно быстро, всякий православный христианин может совершить крещение, соблюдая одну основную форму крещения (три погружения в воду с произнесением слов «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь»), без прочих обрядов и молитвословий. При этом отсовершителя Таинства требуется сознательное отношение к своему поступку . Впоследствии священник должен утвердить его Миропомазанием, не повторяя самого Крещения (если только нет сомнений в правильности его совершения). Не признается действительным крещение, совершенное лицом некрещенным, не принадлежащим к Христианской Церкви. Безусловно недопустимо, ничтожно и всякое самокрещение . Время, место и способ совершения Крещения 59й канон Трулльского Собора требует, чтобы крещение совершалось в храме: Крещение да не совершается в молитвеннице, внутри дома обретающейся; но хотящие удостоитися пречистаго просвещения к кафолическим церквам да приходят, и тамо сего дара да сподобляются. Аще же кто обличен будет не хранящим постановленнаго нами, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. Исключение допускается лишь в случаях необходимости и с разрешения правящего архиерея: Определяем, чтобы священнослужители… крещающие в молитвенных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа (31е правило Трулльского Собора). И только крайняя нужда, вызванная, например, смертельной опасностью, может явиться основанием для совершения Таинства Крещения на дому без предварительного благословения епархиального архиерея. Крещение может совершаться и в открытых водоемах (в реке), обычно же — в церковных притворах или в особых крестильнях (баптистериях).

http://azbyka.ru/katehizacija/rekomendat...

Дабы заохотить и расположить это дикое племя к обращению в христианскую веру, предоставлялись им разные преимущества, как в гражданском, так и в военном званиях. Это ясно выражено в инструкции 1729 года из Белгородской губернской канцелярии. Капитану Стремоухову предписывалось: «Калмыкам никакого утеснения не чинить, да не будут принуждены бежать паки в калмыцкие улусы, веру греческого исповедания нарушить и жалованье им данное может пропасть». То же самое выражено в Высочайше утверждённом штате воинской команды калмыков и казаков в 1740 году, где в примечании, против них, относительно определения им жалованья, сказано: «Калмыкам, для придания к службе охоты и превращения к православной вере, прежнее (то есть жалованье) что ныне получают». К сожалению некрещенные калмыки не долго могли ужиться в Чугуеве. Статистика города Чугуева показывает, что в 1748 году «Калмыки, поселившиеся в городе Чугуеве и не воспринявшие Святого крещения, удалились в свои улусы». Дикому племени не понравился указ 1748 года, уравнивавший содержание калмыков в мирное и военное время с содержанием казаков, тогда как прежде того калмык получал жалованья в год 15 рублями больше, чем казак. Рассказы местные прибавляют к тому, что некрещеным калмыкам деланы были некоторые стеснения, в намерении склонить их к принятию христианства, и что эти стеснения также содействовали удалению их из Чугуева. Однако из этого самого, что вместе с некрещеными калмыками удалились, по местным же сведениям, и некоторые из крещённых, очевидно, что собственно оскорблённая указом 1748 года жадность к выгодам заставила дикарей уйти на степные кочевья. Оставшиеся в Чугуеве калмыки мало по малу роднились «с сведенцами» из разных городов русского царства, а чрез то сливались с русским племенем, теряя калмыцкий тип свой. За 25 лет в Чугуеве было ещё 7-мь семей калмыцких; а ныне в 6-м округе, в Скрыпаеве и в иных местах, ещё можно видеть лица с чистым калмыцким типом. КАМЕННАЯ ЯРУГА Земли Каменной Яруги, или Каменного, получившей своё название от слоёв камня, доселе ломаемого здесь, в 1647 году отведены были 200 стрельцам Чугуевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Благовещенский творил даже чудеса: изгонял бесов, исцелял больных, предсказывал будущее; он творил чудеса и после того, как был духовно убит», т. е. лишен сана. Так, в бытность всех их в Польском краю, говорят сектанты, произошел следующий случай: священник той церкви, при которой в сторожке жил Благовещенский, отказал ему от квартиры, выгнал, как выражаются еноховцы; и вот во исполнение слов Апокалипсиса 11:5; «И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту», – этот священник скоропостижно умер во время службы, и от него пошел такой смрад, что невозможно было выносить. Конечно, чудо, совершенное в Польше – это чистейшая выдумка ослепленных еноховцев, не требующая никаких опровержений. Но другая часть его посетителей с негодованием рассказывала, как о. Благовещенский внушал своим посетителям мысль о своем преимуществе пред другими священниками, говоря: «я могу это сделать, а ваши священники не могут», (окрестить младенца после того, как он умер некрещенным). Или: «Да разве Бог услышит их молитву», – (было молебствие о бездождии), они не пригласили меня, не дам я дождя»! И многие верили такому самохвальству: вели, несли и везли к о. Благовещенскому больных, складывая в урну добровольных приношений последние гроши, из которых он составил, говорят, 60 тысяч рублей. Правда, о. Благовещенский обличал заблуждения еноховцев и письменно отрекся от чести быть пророком Енохом, но это было уже после того, как он получил первое вразумление от епархиального начальства, переведшего его в село Курган, Царицынского уезда. Но возвратимся к пяти братам-пророкам. Смелая публичная проповедь о том, что на Российском Престоле сидит антихрист, побудило начальство обратить на них серьезное внимание. Они были взяты, признаны религиозно-помешанными и отправлены в дом призрения. Но это обстоятельство не ослабило ни фанатизма, ни развития секты. Напротив, оно возбудило ревность к проповеди во всех последователях этого лжеучения, так что еноховцы собирались кучами, ходили по селам и безбоязненно публично кричали: «кайтесь, православные, кайтесь, последнее время, Христос идет с судом, антихрист на царстве, Илья и Енох на земле, кто хочет, спасайтесь, – идите за нами и верьте пророкам»! Таким образом, после пяти братьев-пророков новое лжеучение проповедовалось всеми принадлежащими к этой секте, но некоторые из них отличались большею ревностью, и потому также названы были «пророками».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010