При Екатерине II проведена была секуляризация монастырских земель и введены штаты. Но только кафедральные соборы и 105 приходских церквей на всю Россию были включены в штаты, что давало им право получать часть доходов от секуляризованных земель. Правда, приходы стали тогда наделяться незаселенной землей, по 33 десятины на причт, которая должна была обрабатываться руками самих клириков или сдаваться в аренду. В 1765 году под предлогом противодействия мнимому корыстолюбию духовенства императрица распорядилась ввести обязательные таксы за требы, причем крайне низкие: 3 копейки за крещение, 10 копеек за венчание и погребение. В целом, белое духовенство в XVIII веке жило трудно и бедно. Люди подневольные, поставленные в весьма суровые житейские условия, православные священнослужители тем не менее оставались единственными духовными наставниками народа, которому они несли свет истины, любви и веры. § 6. Миссионерство В послепетровскую эпоху продолжалось расширение пределов Российской империи. В состав государства входили новые земли на Западе, Востоке и Юге. В христианском просвещении инородцев, принимавших русское подданство, правительство видело самый надежный путь закрепления их верности России, поэтому миссионерское делание, совершавшееся Церковью по заповеди Христа, встречало поддержку со стороны государства. Но в миссионерской политике правительства происходили колебания. При Елизавете церковная миссия получала самое широкое содействие от властей. Помимо старых, петровских льгот, вводились новые: новокрещенным стали выдавать денежные и вещевые подарки, лежавшие на них подати и повинности, в том числе рекрутская, перекладывались на их некрещенных соплеменников. Государство прощало обращенным в христианство преступления, совершенные ими до крещения. Правительство Екатерины II ослабило поддержку православной миссии. В 1773 году вышел указ Святейшему Синоду, в котором высокопарными словами провозглашались принципы неограниченной веротерпимости: «Как Всевышний Бог терпит на земле все веры, то и ее величество из тех же правил» (удивительное уподобление, вполне в духе «просвещенного абсолютизма»), «сходствуя Его святой воле, в сем поступать изволит, желал только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царили».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Свидетели Иеговы методично прорабатывают свой район, чтобы по возможности достучаться до каждого человека. Если вам еще не предложили журналы «Сторожевая Башня» или «Пробудитесь!», и не уговаривали провести домашнее изучение Библии, и вы еще не ответили однозначным отказом, то вы потенциальный «заинтересованный» (так Свидетели Иеговы называют людей, изучающих публикации Общества до стадии «некрещенного возвещателя»). Разница роста организации Свидетелей Иеговы по сравнению с другими сектами заключена именно в методике обхождения квартир. Тем более, что Свидетели Иеговы ежемесячно отчитываются за всю свою проповедническую деятельность перед собранием, все данные фиксируются: имя и адрес (при изучении), дата, время, какая и сколько литературы отдано, количество потраченных часов, сколько сделано повторных посещений. Эти цифры отсылаются в главный штаб организации. На основании времени, отданного для служения, Свидетели Иеговы могут занимать различные должности. Например, если Свидетель Иеговы имеет возможность проводить определенное количество часов в служении, то он может стать «пионером», что настойчиво поощряется в организации Свидетелей Иеговы, потому что это приносит большие благословения от Бога. Но в таком случае пионеру уже необходимо будет выполнять определенную норму часов в месяц. «...в январе 1999 года Руководящий совет принял решение снизить месячную норму часов для общих пионеров с 90 до 70 часов и для подсобных пионеров с 60 до 50 часов. Каким же это оказалось благословением! Это дало возможность многим пионерам продолжать служение, и тысячам возвещателей начать его». (Ежегодник Свидетелей Иеговы, 2000 г., стр. 6). Это решение снизить норму часов многим кажется снисхождением. Но на самом деле это решение Руководящего совета является расчетливым маневром для увеличения количества часов в служении за счет «свежих» сил. Поскольку в организации искусственно навязывается привилегированное положение в качестве пионера, то снижение нормы позволяет большим членам организации сделать менее сложные усилия для увеличения своих часов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Нового в этой части, сравнительно с прежними списками литургии, оказывается очень довольно, и, если эти указания резюмировать, то мы будем иметь здесь следующие части: правило о приготовлении священника к службе, которое читается в начале нынешнего служебника; подробный чин проскомидий, но с определенным указанием только на четыре просфоры, из которых над последнею поминаются и живые и умершие; подробное изложение приемов облачения и тех стихов и молитв, которые при этом произносятся и приурочиваются к той или другой одежде. Во всем ходе литургии обозначается служба диакона и его отношение к священнику. Описываются подробно малый и великий вход, с какими приемами совершать раздробление агнца, и действия над чашею пред причащением. Если выделить из молитв и эктений обрядовые указания теперяшнего служебника и записать их отдельно, это и составит приблизительно устав литургии Филофея; но составит только приблизительно, потому что со временем привзошли сюда новые подробности, а некоторые части службы стали излагаться иначе. Устав этот первоначально был издан отдельно от текста молитв и был с ними слит уже после–в видах большего удобства при отправлении службы. В заключение я должен оговорить одно очень распространенное у нас мнение, будто Филофефв устав был последнею редакцией литургии и закрепил ее однообразное изложение. Он только фиксировал обрядовую часть, придал ей большую определенность, но разностей в изложении литургии не устранил, и греческие списки XV–XVI века, равно как и наши славянские, продолжают выделять свои особенности и варианты. Их не устранило вполне и печатное издание служебника. Дальнейшая судьба литургии на востоке связывается с историей богослужения в России и в этом отношении имеет особенное значение для нашей истории и археологии. Вместе с другими формами церковной жизни Византия дала нам и свою литургию. С этой литургии началось знакомство еще некрещенной Руси с обрядами греческой церкви. Кому неизвестен рассказ нашей летописи о том впечатлении, какое было произведено на послов Владимира торжественным богослужением в Софийском соборе? Это свидетельство, а еще более рассказ неизвестного византийского писателя, переданный Бандури в его Imperium Orientale с одного списка Парижской (Кольбертинской) библиотеки, наглядно знакомят нас с обстановкой тогдашней патриаршей службы и со многими церемониями, сообщавшими ей широкий драматический смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

О таинстве Крещения (окончание): Значение восприемников при Крещении и их обязанности по отношению к воспринимаемым; примечание о том – может ли быть при крещении своего дитяти родной отец и можно ли священнику крестить собственное дитя; значение обрядовой стороны в Таинстве Крещения, как то: заклинания, отречение от сатаны и прочее; учение о неповторяемости Таинства Крещения; тяжкая виновность согрешающих после Крещения и средство к примирению их совести; главнейшие разности западных церквей от Православной по отношению к Таинству Крещения При совершении Святого Крещения должны быть, по установлению Церкви, и бывают восприемники (называющиеся иначе кумовьями). Восприемники требуются как при крещении младенцев, так и крещении взрослых. В том и другом случае на восприемниках лежит обязанность быть поручителями пред Богом и Церковью за веру принимающих Святое Крещение, т.е. поручителями в том, что последние будут христианами и на восприемниках же лежит обязанность руководить воспринимаемых в деле веры и христианской жизни, так что восприемники становятся вторыми родителями для своих крестных детей. « Восприемники , – читаем мы в Катехизисе, – бывают при Крещении для того, чтобы поручиться пред Церковью за веру крещаемого и по Крещении принять его в свое попечение для утверждения его в вере ». При этом сделана ссылка на  Дионисия Ареопагита , мужа апостольского, который говорит о сем в своем трактате о Церк. Иерарх., гл. II. Указание на  Дионисия Ареопагита , помимо выяснения значения, которое имеют и должны иметь восприемники при Крещении, свидетельствует еще об апостольской древности присутствия при Крещении восприемников. В случае крайности, например, когда новорожденный младенец слишком слаб, так что требуется немедленно совершить над ним Крещение, чтобы он не умер некрещенным и некогда или негде искать восприемников, – Крещение может быть совершаемо, конечно, и без восприемников. Примечание. Может ли быть при крещении своего дитяти родной отец? И можно ли священнику крестить собственное дитя?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

– Если ни одна из жен новокрещенного креститься не пожелает и муж не изъявит согласия жить с некрещенной, то ему дозволяется вступить в новый брак с православной (Там же). – Брак остается в своей силе и тогда, когда оба супруга перейдут в христианство , хотя бы оный совершен был в степенях родства, Церковью возбраненных (Там же, ст. 84). б) С лютеранами, католиками и другими лицами неправославного исповедания. – Священники без особого разрешения могут венчать православных с лицами других христианских вероисповеданий, лишь бы сии последние: а) дали письменное обязательство в том, что будут воспитывать детей в православии; б) чтобы, при вступлении в такие браки, непременно исполнены и соблюдены были все правила и предосторожности для браков между лицами православного исповедания, вообще постановленные; в) чтобы браки эти были венчаны православным священником и в православной церкви, по правилам и обрядам православного исповедания (Св. Зак. т. X, ч. I, ст. 67, прим. 3) 52 . – Если священник встретит сомнение к повенчанию смешанного брака, то, не приступая к совершению оного, обязан донести преосвященному с изложением причин сомнения, по рассмотрении которых преосвященный разрешает дело лично сам от себя, или, когда потребуется формальное производство, предписывает о том консистории (Св. зак. т. X, ч. I, ст. 67, прим. 1). – Просьбы о дозволении совершить обряд бракосочетания по правилам одной лишь иностранной церкви принимать запрещается (Св. зак. т. X, ч. I, ст. 67, прим. 3); и самые браки лиц православного исповедания с лицами римско-католического исповедания, совершенные одними римско-католическими священниками, почитаются недействительными, доколе тот же брак не обвенчан православным священником (Там же, ст. 72). в) C раскольниками. – Брак православных с раскольниками допускается не иначе как по присоединении сих последних к Православной Церкви, утвержденном присягой (Св. зак. т. X, ч. I, ст. 33). – Если жених и невеста – оба раскольники, вступая между собою в брак, пожелают венчаться в православной церкви, то перед венчанием надлежит обязывать брачующихся, под присягою, быть в правоверении твердыми и с раскольниками согласия не иметь (Св. зак. т. X, ч. I, ст. 33. Инстр. Благоч. примеч. к 18 ст.). Дети раскольников могут вступать в брак по обряду Православной Церкви и без воли родителей и опекунов, впрочем, не иначе как по присоединении к Православной Церкви и когда дадут обязательство неуклонно пребывать и воспитывать детей в православии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Лица, не принадлежащие к избранным, могут быть крещены, и могут на время быть благочестивыми, так что в глазах людей они как бы сыны Божьи; но они никогда не бывают такими в глазах Божьих, так как Он предвидит их кончину. Если они живут хорошо в течение известного времени, то не удаляются из мира до тех пор, пока, за недостатком дара устойчивости они не падают. Что Бог дает некоторым людям веру, надежду, любовь, но не устойчивость, это удивительно; но это не столь удивительно как то, что из среды детей религиозных родителей Он приводит некоторых в свое царство через крещение, между тем как другие, умирая некрещенными, исключаются из него; не менее удивительно и то, что некоторые погибают, не услышав об Евангелии (ибо «вера приходит через слышание»), чем то, что другие погибают вследствие неполучения ими дара устойчивости. И так как различно даются и мирские дары, то почему же не может быть так именно и с этим даром? Есть, однако же различные степени в осуждении неизбранных; так, хотя те, которые никогда не слышали Евангелие, не избегнут, на основании своего неведения, вечного огня, однако же их наказание будет, вероятно, меньше наказания грешников, которые намеренно отвергали знание 1910 . В этой системе было много нового и поразительного, как напр. учение о безусловном предопределении, непреодолимой благодати, ограничении благодеяний Христа предметами свободного избрания. Сам Августин смотрел на это учение, как на поощрение к упованию на Бога; он увещевал других делать то же самое и учителей – излагать его в том же свете, не рассуждая об избрании отдельных лиц, или не приводя никого к отчаянию через заявление о безнадежном отвержении 1911 . Но не удивительно, что многие с тревогой относились к нему, как вследствие новости самой теории, так и из-за ее практических последствий. Вследствие этого возникла потребность в более обстоятельном определении учения об отношении благодати к свободе воли человека, и главным деятелем в этом отношении был Кассиан Марсельский. Это была личность замечательная и влиятельная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобным образом семья русских старообрядцев Радионовых из г. Немирова спасла десятимесячную Шелечку Дашевскую: они взяли ее к себе, крестив с именем Александры 483 . В подольском селе Яруга староста, бывший председатель колхоза Ф. Крыжавский, при помощи всего населения села спас как местных евреев, так и беженцев. Бухгалтер колхоза села Благодатное Днепропетровской области П. Зирченко принял в колхоз и при содействии остальных жителей села спасал от немцев семь еврейских семей (30 человек) из Донецкой области. Колхозник села Куяльник Одесской области спас 25 евреев и т.д. 484 В г. Кировограде большая семья русских старообрядцев Смирновых два с половиной года, до прихода Советской армии, скрывала от нацистов в своем доме местную учительницу еврейку Анну Михайловну Краснобродскую с одиннадцатилетней дочерью Аллой, которые таким образом остались живы. 12 января 1997 г. институт Яд Вашем присвоил Антонине, Зинаиде и Кузьме Смирновым звание «Праведник народов мира» 485 . Нацистские органы власти на Украине старались решительно пресекать попытки отдельных священнослужителей спасать евреев, выдавая им свидетельство о крещении. 29 октября 1941 г. оккупационные власти разослали циркуляр, который обязывал священников отказывать евреям в крещении. Но это не подействовало. Так в Кировоградской области осенью 1941 г. священники православных храмов массово крестили евреев, предупреждая их об угрозе уничтожения. По некоторым данным, в день крестилось по 70 человек. В г. Кременчуге протоиерей Романский крестил евреев и давал им общехристианские или русские имена. Видимо, это происходило повсеместно, поскольку в распоряжениях местных оккупационных властей неоднократно подчеркивалось, что не только запрещено крещение евреев, но и всех ранее крещенных и полукровок следует считать евреями «наряду с некрещенными» 486 . Наиболее известен пример подвига священника Алексия Глаголева (и членов его семьи) в оккупированном нацистами Киеве. Именно отца Алексия (наряду со священником Димитрием Клепининым и монахиней Марией Скобцовой) назвал в качестве примера подвижничества в спасении евреев Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в речи, обращенной 13 ноября 1991 г. в Нью-Йорке преимущественно к еврейской аудитории 487 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 57. Общие условия получения и сообщения хиротонии Допущение к такому важному в церковной организации акту, каково рукоположение, вводящее в круг лиц священных и освящающих, естественно должно было привлечь к себе особенное внимание церковных законодателей. В каноническом праве установляются различные условия, определяющие принятие и сообщение хиротонии. Главная цель всей законодательной регламентации этого предмета заключается в том, чтобы сосредоточить в клире, для служения церкви, лучшие духовные силы христианского общества, обладающие такими качествами, которые признаются необходимыми для надлежащего исполнения обязанностей иерархического звания. Высокий уровень канонических требований от кандидатов на иерархическое положение в церкви основывается на представлении важности целей, для осуществления которых предназначено церковно-общественное служение, и этот уровень поднимается с каждой высшей степенью иерархии. Прежде изложения этих требований необходимо сделать следующие предварительные замечания: 1)              Вступление в клир и сообщение хиротонии не находится в какой-либо зависимости от сословного происхождения лица. Клир, с канонической точки зрения, не есть привилегированное сословие в церкви, которому только и доступны церковно-иерархические степени. Принятие в клир исключительно обусловлено личными качествами данного члена церковного общества, а не происхождением его. Этим отличается иерархия нового завета от ветхозаветной, составлявшей особую касту левитов, т. е. потомков Левия. Ясное выражение такого характера церковной иерархии находится в 33 правиле трулльского собора. 2)              В учении об условиях, необходимых для вступления в иерархию, очевидно, речь может идти только о действительных членах церковного общества, получивших чрез правильно совершенное крещение общую церковную правоспособность. Посему все некрещенные, или же получившие крещение в таких отделившихся от церкви обществах, где совершение этого таинства не признается церковью действительным, не входят в круг лиц подлежащих нашему рассмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Последние предаются беспредельному милосердию Божию» 333 . Так что в отношении этих детей только то и возможно, что предать их судьбу Богу и, надеясь на милость Божию, постараться о них не печалиться, хотя надежды на их вхождение в Царствие из этих слов св. отца никак не находим. Необходимо обратить внимание и на следующее: первое письмо явно написано человеку, которого одолевают «смущающие помыслы». Святитель Феофан предостерегает собеседника: «Смущающие помыслы, какие будут приходить, гоните прочь без разговоров с ними. Теперь уже можете видеть осязательно, что все это – вражии внушения; свою душу спасать надо; враг, губитель душ, чрез ревность о спасении всех оставляет в пагубе душу того, кому вручает такие мысли», – и т. д. Очевидно, что здесь св. Феофан старается поскорее успокоить вопрошающего, которого смутили «вражии помыслы» в виде «ревности о спасении всех». Вот святитель и дает «лекарство», назначенное конкретному больному: кратко успокаивает его в отношении всех возникших недоумений: «идиоты, может, и мудрее нас; дети – ангелы; некрещенных и неверов» – предать «милосердию Божию», и вообще – «оставим о них пещись Тому, Кто печется о всех». Затем переводит внимание на собственную душу: «Такие вопросы не нам решать; это не возложено на нас; свою душу спасать надо; себе внимай; а то не твое дело», и т. п. Как же можно из такого обращения выводить разрешение догматического вопроса? (Вспомним и только что процитированные нами слова св. Василия о том, что различные цели «заставляли» его «писать или говорить иногда так, а иногда иначе»). Но вот во втором письме святитель пишет более подробно и гораздо резче, категоричнее, несмотря на то, что, как сам замечает, адресату «горько это слышать о родителях своих». Видно, что этот собеседник более крепкий духовно, способный принять лекарство погорчее. Нам здесь очень важно замечание св. отца о том, что все спасительное «на земле должно совершиться», и «на небе разрешенным явится только то, что разрешено на земле». Вспомним и крайне категоричные слова св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

И когда Он сошел во ад, там были души как тех из людей, которые пожили на земле, так и души младенцев, подобных тем, о которых мы взяли на себя труд судить. Люди, жившие до пришествия Иисуса Христа и сошедшие во ад, имели извинение, и некрещенность не вменялась им в грех, и потому Господь прежде послал воды Потопа, как образ Крещения, а потом снизошел к ним. А после пришествия Его на землю и проповеди Апостольской – нет извинения людям в некрещенности, т. к. не взыскали. А о младенцах мы не можем этого сказать, т. к. те, которые убиены были во чреве матери, или рожденные мертвыми до пришествия Христа чем отличаются от тех, которые по участи подобны им после пришествия Господа? И если искупление и спасение первых совершено, то разве Господь больше не силен спасать? Он, искупивший нас однажды и совершивший наше спасение таким образом, которым не ожидали – через Крест и смерть, – разве не силен Он больше спасать тех, которые всецело в Его воле и в Его власти, т. к. ничего не совершили сами против Его воли? Совершающий искупление живых из рода в род через Крещение по вере, а мертвых через слышание слова – разве не властен искуплять тех, которые по Его воле не удостоились зрения тварного и потому не крещеных? Мы можем только сказать, что не знаем, как Бог совершает то, что невидимо нам, но разве это дает нам право утверждать обратное, то есть что непременно все младенцы некрещеные погибнут? Не великое ли это самомнение и самоуверенность в совершенном ведении Промысла и воли Божией в той области, которая не находится в нашей власти?» – и так далее. Опять мы обнаруживаем здесь весьма путаное и сбивчивое нагромождение самых странных и произвольных заявлений, которые никак не представляют цельного и последовательного понятия, и ни в коем случае не могут быть учением, принимаемым Церковью. Ход мысли здесь таков: данный наставник пытается ввести своего слушателя в некоторое замешательство, настроить его на тот лад, что-де мы многого не знаем и не понимаем в судах Божиих; сколько, мол, путей спасения, которых мы постичь не можем и которые совершаются совершенно неожиданно для нашего рассудка.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010