Оглашенный есть поучающийся вере, и о святом крещении, как сказано в Кормчей (на листе 24); т.е. оглашенным называется тот, который принят в число готовящихся ко крещению и чрез поучение живым голосом научается вере, или оглашается и приготовляется к св. крещению. Некоторые утверждают, что теперь не могут быть оглашенные, которые находились в древней церкви; ибо ныне все делаются христианами вскоре после рождения, а не возрастные, как было в древней церкви, а потому, говорят они, и на литургии после Евангелия молитвы пред изведением оглашенных из церкви не должны читаться. Сему противоречит 19 правило Лаодикийского собора. И само по себе мнение это несправедливо. Симеон Солунский (в гл. 74) пишет: «знаю, что некоторые осуждают то, что мы повелеваем выходить оглашенным, когда нет оглашенных; такие люди заблуждаются, не зная писаний, ни тайн церкви и тому подобного. В церкви всегда есть оглашенные. Во-первых, оглашенные суть все некрещенные младенцы христианские, над которыми тотчас после рождения совершаются священные молитвы; и эти младенцы еще не христиане, потому что над ними не совершено еще крещение, о них-то мы всегда молимся, и во время св. Четыредесятницы творим молитвы и моления о готовящихся к святому просвещению. Во-вторых, оглашенные суть те, кои скрывают свою веру в сердце, стараясь убежать от нечестивых и опять присоединиться к церкви. Оглашенными называются и иноверцы, обратившиеся к православной вере, но непомазанные Божественным миром. В-третьих, оглашенными могут называться и все те, которые впали в какие-нибудь грехи, убийство, или в другой какой-нибудь тяжкий грех: таким людям не следует приобщаться Таин, но только позволяется слушать одно Божественное слово. И это последнее сделано по человеколюбию отцев: прежде и они извергались». Итак, к числу оглашенных теперь принадлежат: младенцы некрещенные, те, кто находится в плену у язычников и веры своей не может открыто исповедать, иноверцы, обратившиеся в нашу веру и требующие миропомазания и, наконец, кающиеся и отлученные от св. причастия. Сверх того, к оглашенным могут быть причислены и те, кои удаляются от церкви и живут в нераскаянии; церковь во всегдашнем своем священнодействии и об этих заблудших молится, дабы Бог открыл им Евангелие правды, присоединил их к церкви, просветил их разумом благочестия и проч. Наконец, и всякий верный, побуждаемый совестию, должен самого себя полагать в числе оглашенных и молиться вместе с теми же оглашенными, дабы Бог очистил его тайные согрешения и не попустил ему входить в большие уклонения в деле веры и благочестия. §3. Кающиеся суть четырех родов

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Святая Церковь преподает нам силы, «яже к животу и благочестию» (2 Петр. 1.3). Без благодатных сил не может жить ни один член Церкви, и они подаются нам по мере нашей веры и любви к Богу. Действия же, через которые подаются нам эти силы, называются таинствами. Таинство есть священное действие, в котором через какой-либо видимый внешний знак, невидимо, непостижимым для нас образом, подается нам благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия. Господом учреждены были таинства. Таинство Крещения самое необходимое. Оно служит дверью в Церковь Христову: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому Крещение называется еще «духовным рождением». Для некрещенного закрыты врата рая. Сам Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3.5). Но и здесь, на земле, некрещенный человек для Церкви как бы не существует: на него не действует благодать, подаваемая в других таинствах, за него нельзя молиться в Церкви, его нельзя поминать ни при жизни, ни после смерти, его нельзя отпевать. С точки зрения Церкви у некрещенного человека нет даже имени, потому что и само имя дается при Крещении. Таким образом, только с момента Крещения начинается подлинная духовная жизнь. И это относится не только к каждому отдельному человеку, но и к целым странам и народам. Духовное рождение нашего отечества произошло в 988 году, когда святой равноапостольный князь Владимир совершил великое и славное дело — Крещение Руси. К необходимости принять Крещение приходят разными путями. Следует признать также благотворность Крещения в жизни. Помимо учреждения таинства Крещения Господом, оно и освящено еще примером Самого Господа Иисуса Христа, крестившегося в реке Иордан от Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель был Предтечею пред явлением в мир Христа Спасителя, приготовляя людей к принятию Спасителя, и призывая к покаянию и вере. Покаяние и вера необходимые условия для принятия таинства Крещения. Кающийся человек сознает свои грехи и понимает, какую великую милость являет ему Бог в таинстве Крещения, прощая все беззакония. Вера нужна для осознания, что только Христос может освободить его от грехов, ибо Христос взял на Себя грехи всего мира, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.16). Для всякого христианина Христос должен быть центром, средоточием всей его жизни, и любое уклонение от этого центра — это грех, измена Христу, нарушение обета верности Ему, данного при Крещении. Уклонения весьма многочисленны, ибо человек по немощи и по злобе диавола и после Крещения не перестает грешить. И нужен подвиг, нужна долгая борьба с грехом, нередко всю свою жизнь, на пути духовного совершенствования и спасения. Иного пути нет.

http://zavet.ru/kresenie2.htm

2. Сектантство А. Поповцы. Б. Беспоповцы. А. Рационалистические секты. Б. Мистические секты. 1. Беглопоповцы – перемазанцы. Тульское согласие. Церковные. Епифановщина. Лазаревщина. Керженцы. Суслово согласие. Чернобольское согласие. Тайная церковь. Ветковцы. Диаконовское согласие. Новокадильники. Неперемазанцы. 1. Поморский толк или поморцы. (приемлющие браки). Даниловский толк. Монастырская секта. Самаряне. Новожены или Монинское согласие. 2. Духоборы. 1. Хлысты. Шалопуты. Монтане. Марьяновское исповедание. Богомолы. Белоризцы. 2. Приемлющие Австрийское или Белокриницкое священство: а) Окружники. б) Полуокружники или раздорники. в) Рогожское согласие. Часовенные. 2. Федосьевский толк. Титловщина, Аристовщина, Федосьевцы Рижские, Федосьевцы Польские, Аароновщина, Осиповщина, Стефановщина, Акулиновщина, Онисимовщина. 2. Молокане. Духоносцы. Субботники. Воскресники. Донской толк. Прыгуны. Сопуны. Общие или Акинфиевцы. 2. Малаванщина. 3. Филипповский толк (Липоване). 3. Штундисты. Младоштундисты. Евангельские христиане или штундо-баптисты, или тоже старобаптисты. Пашковцы. 3. Скопцы. 4. Странники или бегуны, Христово согласие, Адамантово согласие, Пастухово согласие, Сопелковское согласие. 4. Немоляки (воздыханцы). 5. Нетовцы, Поющая, Глухая Нетовщина или Спасово согласие, Косьминщина, Новоспасовцы, Рябиновцы, Некрещенные, Самокрещенцы или Бабушкино согласие: Дырники, Средники, Коликовцы, Никудышники. 5. Толстовцы. 6. Десное Братство, или Сионская весть. Сионисты. Еговисты. 7. Жидовствующие (Иудействующие) 8. Ушковайзет. Сверх того невыясненные расколосектантские толки. 1 . Мытинская секта. 2 . Старо-Калистратовский толк. 3 . Кармацкая секта. 4 . Верховская секта. 5 . Лурицкий толк. Составлено центральным статистическим Комитетом Министерства Внутренних Дел, – по данным первой всеобщей переписи 1897 г., записанным на основании показаний опрошенных лиц. I. Распределение старообрядцев и сектантов по родам толков и сект – по губерниям Губернии и области Общее число старообрядцев, сектантов и уклоняющихся

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasprede...

Закрыть itemscope itemtype="" > Есть ли надежда? К дискуссии о возможности спасения некрещеным 10.12.2016 1776 Время на чтение 7 минут Наблюдая за дискуссией о возможности или невозможности спасения некрещеных, мне не хотелось бы примкнуть ни к одному лагерю спорящих, потому что вопрос ставится зачастую слишком радикально и глобально - или все некрещеные спасутся или никто из некрещеных не спасется. Не думаю, что нужно возрождать древнюю ересь апокатастасиса, да и не силах человеческих решить этот вопрос. Нас немощных может заботить вопрос вечной участи наших близких, которые по каким-либо причинам не сподобились принять святое таинство крещения и умерли вне Святой Церкви. Локализуя таким образом эту проблему, приступим к ее исследованию. Более того, еще более сузим задачу до вопроса возможности спасения некрещеных младенцев, так как они тоже принадлежат к классу некрещеных людей. Итак, зададим себе вопрос: «Возможно ли спасение некрещеных младенцев?» Чтобы ответить на этот вопрос, надо в первую очередь определить само понятие спасения, что такое спасение. Как не парадоксально, но никто из спорящих уважаемых батюшек, профессоров и грешных мирян, вроде меня, не может дать четкого ответа на этот вопрос. Так однажды я задал вопрос одному из сильных богословов нашего времени Киприану Шахбазяну: «Так вот это " не прославлены, не наказаны " (имеются ввиду слова святого Григория Богослова о участи в том мире некрещеных младенцев) к чему относить - к спасению или к неспасению?» Получил неопределенный ответ: «Если под спасением понимать именно славу в Царстве Небесном, то спасены не будут. Если же - избавление от мук, то будут». Спасение вовсе не является субъективным фактором, оно объективно, в отличие от, например, такого фактора как счастье, которое довольно таки субъективно. А тут нам предлагают выбрать одно из двух пониманий спасения. Уважаемые богословы, пожалуйста, определитесь сначала сами - какое понимание Вам ближе, а потом уже публикуйте безапелляционные статьи и книги о невозможности спасения даже несчастных абортированных младенцев, не по своей вине не сподобившихся принять святое крещение (можно привести в пример по меньшей мере три книги: первая книга иерея Даниила Сысоева «Спасутся ли некрещенные?», вторая - иерея Георгия Максимова с таким же наименованием и третья - Архимандрита Лазаря (Абашидзе) « " Грех адамов " . Возможно ли спасение некрещенных младенцев»).

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Благодарение Беседы о литургии. Часть 5 7 мин., 29.06.2015 Христиане всегда с благоговением хранили тайну Евхаристии от непосвященных. Считалось, что никто из некрещенных или отступивших от веры в гонения не может не только причащаться или присутствовать на таинстве, но даже и видеть его. Текст Божественной Литургии Со временем стремление максимально сберечь святыню от глаз недостойных (а таковыми стали считать себя все большее и большее количество христиан) привело к тому, что самая главная, самая глубокая смыслами и насыщенная возвышенными поэтическими и богословскими образами часть литургии совершается практически незаметно для молящихся в храме людей. Лишь только те, кто знает это, те понимают, что в этот момент происходит. Закрытые царские врата, погашенное паникадило и редкие возгласы священника, произносящего отдельные фразы из молитв, должны напоминать нам о великой тайне воплощения Бога и преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Этот момент богослужения требует напряжения сознания от собравшихся в храме людей: за невзрачным и простым, в отличие от торжественного Великого входа, например, надо увидеть возвышенное и святое. «Возлюбим друг друга, чтобы в единомыслии исповедать Отца и Сына, и Святого Духа — Троицу единосущную и нераздельную» — призывает нас диакон с хором (Для удобства понимания все тексты молитв приводятся в этой статье в переводе на русский язык). Затем он произносит «Двери, двери! Будем внимать премудрости», а священник отдергивает алтарную завесу. Зачем диакон обращается к дверям? А это остаток древней практики выводить в этот момент из храма оглашенных и кающихся. За ними запирались двери, и таинство совершалось в отсутствии посторонних. Единомыслие как единство в вере — это главное и неизменяемое правило достойного причащения. Именно поэтому с VI века в этот момент богослужения всеми верными читается или поётся Символ веры. После единодушного исповедания веры диакон приглашает всех к началу совершения анАфоры — возношения даров, святой жертвы: «Встанем благоговейно, встанем со страхом, будем внимательны, чтобы святое Возношение приносить в мире!»

http://foma.ru/blagodarenie.html

Русские духовные миссии 1 В определенном смысле, вся история России это процесс освоения, заселения страны или расселения жителей в разных ее частях. В этом движении Церковь играла созидательную роль и не только сопровождала, но часто и вела людей. Как ни странно, она вела их даже, когда по видимости покидала, удаляясь от внешнего материального мира в мир духовный, ибо зачастую подвижники и отшельники оказывались первопроходцами в необитаемых, неосвоенных землях на севере и северо-востоке России. Для них густые леса служили пустыней, но за ними шел мир, который они хотели покинуть, так что им приходилось уходить из своих поселений и продвигаться еще дальше, в самую гущу первозданных лесов. Так аскетический уход от мира, в сущности, заблаговременно опережал продвижение этого мира – процесс, который историки называют монашеской колонизацией. Это являлось внушительной движущей силой и важным этапом в общественной истории русского народа и, в то же время – миссионерским процессом – то есть, географическим распространением и расширением церковного влияния. Крещение Руси нельзя рассматривать как единичный факт: скорее, это был обширный процесс, растянувшийся на столетия, процесс христианского обживания неосвоенных земель и территорий. Русская Церковь длительное время находилась в состоянии постоянного движения, она странствовала, вела практически кочевую жизнь и всегда ступала на земли некрещеных либо одновременно с государством, либо нередко даже опережая его. До последнего времени Русская Церковь была подобна островку посреди языческого моря, и даже внутри самой России она всегда была миссионерской Церковью. Миссионерский труд – то есть, призыв некрещенных к вере, являлся частью ее каждодневной жизни. От Византии Русская Церковь получила завет на ведение миссионерской деятельности, и на этом духовном поприще ей пригодился византийский опыт. Это означало использование в проповеди по преимуществу простонародного языка или местных диалектов. Иными словами, это была евангелизация как способ пробуждения новых народов к жизни во Христе и, в то же время, это было слияние с традиционной культурой, но без малейшего отрицания или подавления национальных различий и особенностей. Таким путем славянский народ, просвещенный и обращенный византийскими миссионерами, вовлекался в водоворот византийской цивилизации, не утрачивая свои славянские черты.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

3. Беспоповские неперекрещенские секты 30. Глухая Нетовщина, или по Спасову согласию Беспоповцы, именуемые Глухою Нетовщиною или «по Спасову согласию», а попросту называемые «Спасовы», о св. церкви имеют те же понятия, как и все перекрещенцы; но о пришествии антихриста они понимают различно: одни признают, что пришествие антихриста последует на кончине мира и имеет быть чувственным; а другие, подобно перекрещенцам, говорят, что антихрист уже пришел в мир и царствует духовно в православной церкви. Нетовцы строго держатся сказанного в толковании св. Иоанна Златоуста на слова Апостола Павла из послания к Евреям: второе распинающих Сына Божия себе ( Евр.6:6 , зач. 312): «Еже глаголет, сицево есть: крещение распятие есть, яко с нами распятся ветхий наш человек, да якоже несть второе распятися Христу, се бо есть причаствующе Его, да еже ся второе крестит, то паки Его распинает» (Ап. Толк, на посл. к Евр.). И еще: «Иже убо второе себе крещаяй, паки Его (Христа) распинает» (Беседы Апост. на посл. к Евр. бес. 9-я, стр. 2877). Внимая сим словам св. Златоуста, Нетовцы, при всем своем отвращении от православной церкви, избавляют себя от греха перекрещивания, и перекрещенцам, хотящим их склонить на перекрещивание, обыкновенно отвечают словами св. Златоуста: «второе креститься, значит второе Христа распинати; мы крещены во имя Св. Троицы в три погружения». Нетовцы и младенцев своих сами не крестят, строго держась напечатанного в старопечатной Кормчей второго всех Апостол правила 44 , коим воспрещается простолюдину крестить: «восхищающий недарованная им раздражают Бога, якоже сынове Корреовы и Иозия царь: ни диакону убо приносити жертву... ни крестити кого». На основании сего правила Нетовцы сами и не крестят младенцев своего согласия, а носят их для крещения к православному священнику, говоря в свое оправдание: «какой бы он ни был, но все-таки поп, в ризах, а не простой мужик». Однако же в то время, когда младенца понесут в церковь крестить, раздают по своим келейницам милостыню, прося их помолиться Богу, чтобы Бог довершил крещение младенца. Некоторые из них и сомневаются крестить своих младенцев в православной церкви, но говорят: «что же делать? лучше ничего сделать нельзя! не к простому же мужику нести крестить!». Некоторые из них, придя в возраст, не почитают действительным совершенное над ними православным священником крещение; но и снова креститься опасаются, а полагают надежду, что и некрещенный может спастись добрыми делами и слезным крещением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

На основании всех этих данных, теперь хорошо известен вполне противообщественный характер секты. Мы знаем, что бегуны возвели в принцип бродяжничество без всяких узаконенных видов, а также и укрывательство безпаспортных; знаем, что не только православную церковь они исповедуют находящеюся под властию антихриста, но и государство со всеми его учреждениями считают антихристианским, почему и с последним разрывают всякую связь:– не подчиняются никаким существующим властям, считая их иконою апокалипсического зверя-антихриста (Ап. 13:15),– не несут никаких общественных повинностей, живут скрытно, в каком-то особом мире, точно в другом царстве. То, по их понятию,– «Божий мир», в отличие от «мира сатанинскаго», в котором мы живем и в котором вместо благоверных,– «зловерные», вместо благочестивых,– «злочестивые», вместо священников,– «лютые демоны», вместо благочинных,– «злочинные», вместо попов,– «пустопопы», вместо благородных,– «злородные», вместо праздников торжественных,– «праздники табельные, сиречь табачные». Поэтому, они и только одни, суть истинные христиане, «рабы Христовы». При этом как бы забываются ими и их настоящие имена и фамилии,– с памятованием и употреблением только отчества, так как раждены были в антихристовом мире, от язычника-некрещенного, чего избежать уже нельзя,– при прекращении они получают новые: «христианския» имена, им только, в их обществе известные, а нам делающиеся известными только из пятых, или десятых уст. Наконец, они отрекаются и от мест своей родины, «не имея зде пребывающаго града». Они «из граду Вышняго, из стану Пустыннаго, из деревни Нечкина. А отпустил их странствовать Великий Господин Бог , имя Ему Сый, и паспорт им прописан в полиции полной, иметь разум духовный» 2 , или по новейшей редакции, открытой недавно в Костромской губернии,– «дан паспорт из града Бога вышняго, из Сионской полиции, из Голгофскаго квартала: приложено к сему паспорту множество невидимых святых отец рук, еже бо боятися страшных и вечных мук. Дан паспорт на один век, а явлен в части святых и в книгу животну под номером будущаго века записан» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 128. Литургия верных Смысл и назначение евхаристической службы Пятница 4 седмицы Пятидесятницы. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Итак, мы подошли к теме «Литургия верных». Своё название она получила от того, что в древности на ней могли присутствовать лишь те, кто принял крещение и остался верным крещальным обетам. Во время этого богослужения благодатью Святого Духа совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя. Затем верующие во исполнение слов Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:56 ) приобщаются их, входя в единение со Спасителем. Начинается Литургия верных возглашением «елицы вернии миром Господу помолимся», которое произносится непосредственно после окончания литургии оглашенных и ухода некрещенных. Примечательно, что в латинском обряде евхаристическая литургия назвается мессой (лam. мissa). Corлacho одной из версий это название эквивалентно cлoby dismissio, чmo в переводе с латинского означает увольнение или отпуск и возникло оно из объявления об отпусте, которое и сегодня звучит в наших храмах: «Елицы (т.е. те которые) оглашении, изыдите…». Впервые этот термин встречается в актах Карфагенского собора 398 года и у блаж. Августина, который свидетельствует, что «после проповеди происходит missa, т.е. роспуск новообращенных, в то время как верные остаются». Для чего они остаются? Для одного — общего для всех их — дела. Какого? О нем прямо говорит нам Тот, Кто сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лук. 22 ;19). А именно: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26; 26-28 ). На это же как единственное дело указывают и установленные правила, и высказывания церковных учителей, и сам чин Божественной Литургии, который сводится к тому, что сначала приготовляются (на престоле) Дары (хлеб и вино) или (как сейчас это делается) переносятся (приготовленные еще до литургии оглашенных) эти Дары с жертвенника на престол; потом приготавливаются верующие к освящению Даров; затем эти Дары освящаются (точнее претворяются в Тело и Кровь); после чего освящаются верующие посредством их, благодарят и расходятся.

http://azbyka.ru/video/128-liturgija-ver...

Скачать epub pdf Священники и катехизаторы в местах заточения (Предисловие автора, священника Глеба Каледы ) Во многих тюрьмах и лагерях за последние годы появились храмы и молитвенные комнаты. Многие священники ходят к заключенным, «проповедуя Евангелие Царствия» ( Мф.9:35 ), «благодати Божией» ( Деян.20:24 ), крестят некрещенных, исповедуют, причащают, служат молебны и Литургии. Имеются желающие венчаться в тюрьме: муж в тюрьме, жена на воле хотят закрепить свой гражданский брак церковным. В места заключения ходят также пятидесятники, адвентисты, представители «Богородичного центра», баптисты, Армия спасения из англоязычных стран и множество других религиозных группировок и сект. В тюрьмы зачастили и иностранные и отечественные журналисты и кинематографисты: конкурируют, кто первый снимет и опишет какое-либо небывалое еще событие в тюрьме, кто первый покажет в кино или по телевидению приговоренного к смертной казни или саму казнь. Торопятся французские и немецкие репортеры. На прямой вопрос французу: «А Вы пишете и даете репортажи о казнях в других странах, например, в Америке?» – был ответ, поразивший и возмутивший меня: «Нет, только в России». В интонации был подтекст: «Да нет, что Вы, только в России». Этому корреспонденту французской газеты «Монд» я сказал: «Мне не нужен гонорар. Если можете, пожертвуйте на храм в тюрьме». Я получил две бумажки. Когда мы расстались, я развернул их – это были две сторублевки, то есть в сумме меньше чем полдоллара. На следующий день борец за права и свободу человека в бывшем Советском Союзе улетал в Париж, – рубли ему там были не нужны. Гонорара за это интервью, как и за многие другие, я не получил ни копейки. Наши тюрьмы (СИЗО), наши лагеря (ИТК), наши заключенные – всегда остаются с нами как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить. А все остальное – это отвлечение времени, реклама и щекотание нервов пресыщенных и богатых иностранцев. Одному из них пришла в голову идея: купить Бутырскую тюрьму и превратить ее в дорогой валютный отель...

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/os...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010