Еще обратим внимание на то, что в Синаксаре субботы мясопустной есть такое свидетельство о судьбе некрещенно-умерших младенцев: «Ведати же подобает, яко крещеннии младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геену пойдут» 233 . Что это за «пища»? Это узнаем из Синаксаря сырной недели, где поясняется, что «в сей день воспоминание творим от райския пищи испадения первозданного Адама». Далее встречаются такие выражения: поскольку же «всех по нам виновно преступление и от пищи испадение Адамово ...», «сиречь, повеле Бог Адаму о всех убо иных стихиях и качествах пещися, и помышляти умом, и прославляти Бога оттуду: сия бо истинно пища»; далее опять поминается «от пищи испадение Адамово». В Синаксаре недели о мытаре и фарисее говорится о том, как мы все в лице Адама от Бога «создани быхом и от пищи райския изгнахомся». И наконец «Полный церковнославянский словарь» прот. Г. Дьяченко поясняет: «Пища райская – сладость райская или рай сладости». Таким образом совершенно выясняется, что некрещенно-умершие дети не будут претерпевать в вечности особого рода огненных мучений, «ниже в геену пойдут», но и не будут наследниками райских блаженств: «ниже в пищу» пойдут. Из всего сказанного становится ясно, какое важное значение имеет Таинство святого Крещения и как оно категорически необходимо «нуждно» всякому возрасту человеческому для того, чтобы нам стать причастниками Царствия Божия, наследниками вечной жизни. Теперь рассмотрим еще ряд возражений со стороны некоторых современных наставников, которые пытаются отвергнуть столь строгие и категоричные основания того, что спастись можно не иначе, как пройдя через святую воду Крещения, стараются отстоять право на некоторые виды исключений из этого правила и желают толковать этот закон в форме расплывчатой и относительной. Как уже отмечалось, чаще всего встречаются возражения, касающиеся такой постановки вопроса: Как же спасались ветхозаветные, как они могли быть причастны вере во Христа, быть приобщены к смерти Господа на Кресте, тем более – младенцы? Неужели все ветхозаветные младенцы погибли, как некрещеные

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

– Это оставление в своем чине подразумевать нужно, – сказал старообрядец. – В толковании на 95-е правило Шестого Вселенского собора, между прочим, о принятых через миропомазание сказано: на общение приемлеми бывают. Стало быть, с теми же последствиями чиноприема, как по 8-му правилу Первого Вселенского собора. – Ничего похожего нет и быть не может. Под словом общение разумеется допущение новоприсоединенного к общей со всеми христианами молитве, причащению Святых Тайн и т. п., то есть таковые сравниваются в правах со всеми православными христианами. Знайте, что по миропомазании лица, из какой бы то ереси ни было вступившие в единение с Православною Соборною Церковью, свои саны не удерживают, а остаются людьми мирскими. И митрополит Амвросий, вами помазанный, должен уже признаваться вами простым иноком. Раз помазан – уже не митрополит 37 . – Если в правилах, мною приведенных, не указано, чтобы священные лица, присоединенные из новатиан, по миропомазании удерживали свои саны, то и вы не найдете в них указаний, чтобы их повелено вновь рукополагать. Из этого опять выходит тоже, т. е., что в чиноприеме митрополита Амвросия нужно руководствоваться определением 8-го правила Первого Вселенского собора, т. е. по миропомазании оставлять в сущих санах. – Отмененным правилом не руководствуются, – заметил я. – При нашем вопросе не нужно упускать из вида главного, – понятия о миропомазании. Без сего таинства человек благодати не способлен; он – ниже мирянина, получившего при крещении святое миропомазание. Какую же вы благодать святительства можете найти в человеке, которого подвергают помазанию? Миропомазание не может заменить таинства хиротонии и не заключает в себе того, что в последней преподается. Сколько хлопот и средств вы употребили на путешествия, чтобы расследовать: не обливанец ли митрополит Амвросий? А если бы он был совсем некрещен, признали ли бы вы в нем благодать священства? – Некрещенный какой митрополит? Некрещенный – еллин, – ответил старообрядец. – Такого, по-вашему, следует рукополагать во епископа, или по крещении в своем сану да пребывает? Что на это скажете?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Отмечая эти грехи, автор требует от кающегося (допустившего оные) обстоятельного разъяснения, – в каком именно виде совершен грех, с каким участником, в какие время возраста (до или после 30 лет) и в особенности – сколько раз грешник впадал в тот или другой из таких грехов 305 . Уже после этого, по руководству Иоанна Постника , духовник должен спрашивать кующегося о других грехах, между которыми в данном уставе упоминаются: убийство вольное и невольное, осмеяние родителей, грабеж, причащение по употреблении пищи и питья, осквернение (μινθη) во дни великого поста, причащение по coitum, тайнобрачие (λαθρογαμα), поцелуи, страстные объятия, деторастление, лишение кого-либо платы, оговор, употребление в пищу крови, удушеннаго, или птицею или зверем умерщвлённого, волшебство и чары, еретические мысли, зависть, злопомнение, клятвопреступление, воровство, лжесвидетельство и осмеяние иерея. Специально в отношении женских грехов Постник в особой заметке упоминает только о детоубийстве, об употреблении средств – или направленных к извержению плода, или препятствующих зарождению, и о малакии. 306 Тот и другой, – и особенно последний, – недостатки невольно побуждали духовников вносить те или другие изменения в рассматриваемую теперь часть письменного исповедного чина. Такие изменения, думается, начали допускаться очень рано, по крайней мере со стороны большего усложнена перечня грехов. При употреблении Постникова устава, эти изменения осуществлялись двояко: или основной перечень заменялся более подробным, или ко всему этому уставу, вне существенных в нем изменений, делалось особое соответствующее настоящей цели приложение. Первое относится только к одному из сокращённых изводов Постникова устава – это к тому, который носит надписание «Λγος». В увязываемом здесь, более подробном перечне (в собственном смысле, без всяких разъяснений), сверх выше изложенных грехов, имеются еще: святотатство, богохульство, coitus с евнухом, блуд с некрещенным, похищение девицы, птицегадание, женская страсть к украшениям, вырывание у самих себя волос, некормление грудью ребенка, ограбление гробов, осмеяние духовного отца (сверх осмеяния иерея), отцеубийство, скверноядение, пьянство, мизантропия, сребролюбие, пост в субботу и воскресенье, танцы, актерство, все виды музыки, содержание домов терпимости, ростовщичество, намерение самоубийства, смешение вина с водою, поминовение самоубийц, ношение амулетов, поджог, перемещение знаков деления на полях, оскопление, посещение домов терпимости и колдунов, худое обращение с рабами, пользование подложными подписями, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Засвидетельствование это состоит в том, что указанное лицо расписывается в графе «рукоприкладство свидетелей записи по желанию»; в этой же графе расписывается и сам крещенный (если он грамотный), а равно и его восприемники. По совершении св. крещения над одним из супругов, состоящих в браке по иудейскому закону, и по записи сего церковного обряда, в метрическую книгу, священнослужители обязаны немедленно доносить о сем епархиальному начальству с точным означением имен как супруга крестившегося, так и остающегося некрещенным. Преосвященный же, получив донесение о сем, поручает Дух. Консистории потребовать от оставшегося в иудействе супруга, чрез сношение с гражданским начальством, отзыва о том, желает ли он жить с обратившимся в православие супругом и дать требуемую (81 ст. X т. 1 ч. Св. Зак.) подписку, или нет соответственно тому или другому отзыву прежний брак названных супругов или остается в силе, или расторгается. По совершении св. крещения над евреем, Духовная Консистория обязана известить о сем губернское начальство или то место, от которого выдано было еврею свидетельство для вступления в православную веру, на тот конец, чтобы он был показываем в том звании, в коем он состоит, обратившимся из иудейской веры в православное исповедание и под тем именем, какое дано ему при крещении (Уст. о п. и п. прест. 43 ст.). Опасно больные иноверцы всякого возраста могут, по желанию их, быть крещены без промедления, с соблюдением установленных Церковью правил и с тем: 1) чтобы к крещению таких лиц было приступаемо не прежде, как по надлежащем совершенно надежном удостоверении, что они находятся не в состоянии безпамятства, лишающего их возможности выразить с сознанием и разумением свою волю; 2) чтобы о совершении такого крещения по нужде было безотлагательно доносимо епархиальному начальству, и 3) чтобы новокрещенного в таких обстоятельствах, буде он выздоровеет, епархиальное начальство поручило благонадежному духовному лицу для назидания и утверждения в христианстве (Уст. о. п. и п. прест., прил. к 70 ст. 4 п.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Таковые и в настоящее время не только не допускаются до алтаря, в который в древности им позволено было входить, но извергаются и из храма и даже из притвора церковного. И 6-е (по книге правил 7-е правило) Тимофея (Александрийского) говорит: женщинам, находящимся в таком состоянии, прежде очищения непозволительно приобщаться Божественных Таин. Законы 17-я новелла императора Льва Философа говорит: относительно родивших жен, которые обыкновенно находятся в состоянии естественного очищения, определяем, чтобы, когда у них нет другой опасной болезни, до сорока дней было откладываемо – для некрещенных просвещение, а для просвещенных – причащение божественных Таин; а когда постигнет их какая-нибудь болезнь, угрожающая прекращением жизни, были немедленно удостоиваемы: некрещенные – просвещения, а просвещенные – Таин. Глава 17-я – о несовершеннолетних Несовершеннолетний не извиняется в преступлениях, учинив, например, кражу, или причинив убыток, хотя бы отсюда он и не получил для себя никакой пользы. Ищи еще 4-ю гл. настоящей буквы и 33-ю гл. буквы Ε, ищи также (законы) в 8-й гл. буквы Β и в 4-й гл. буквы Α. Глава 18-я – об отлучении Кто, обращающий внимание на то, что происходит, может сказать, что не следует присоединить к прежде сказанному и сего – т.е. относительно тех, которым удалось благодатию истины быть отделенными Богу, но которые, лукавым своим произволением уклонившись к злым делам, стяжали отсюда плод быть отлученными от Бога? Итак, 10-е правило святых Апостол говорит: участвовавший в молитве с отлученными от общения в каком бы то ни было месте, должен быть отлучен и сам; ибо этим общением подвергается или обвинению, или презрению запретивший того, как незаконно и несправедливо отлучивший; а просто разговаривать с запрещенным (правило) не возбраняет. А 11-е правило тех же св. Апостол извергает клирика, молившегося вместе с клириком изверженным и после извержения опять священнодействовавшим. 32-е (Апостольское правило) говорит: отлученному от общения собственным его епископом не должно быть принимаему другим; а если отлучивший умрет, то в таком случае – преемник его власти, исследовав относящееся до отлученного должен иметь свободу или ослабить, или продлить запрещение; а другому делать это не дозволяется и при жизни и по смерти отлучившего, разве по соборному исследованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Кроме того, это вопрос национальной безопасности и духовного возрождения нашей любимой Святой Руси. Читатель спросит - «как же это?». А вот так, аборт - один из страшных по последствиям на семью, род, общество грехов, который влечет за собой как снежный ком другие тяжкие грехи - пьянство, наркоманию, распад семей, смерть других детей, омрачение, безбожие и т.д. А это все ослабляет нашу страну, делает ее уязвимой для врагов видимых и невидимых. Еще один важный аспект и плюс этих молитв - это подготовка нашего общества к законодательному запрету абортов и миниабортов. Всенародное движение за эти молитвы (а грех аборта есть практически в каждой семье или роде) и практика таких молитв сделает благоприятной духовную атмосферу общества к принятию этого закона, когда уже он будет приниматься осознанно, с радостью (ведь омрачение и озлобление многих людей, что выступают за аборты, имеет в том числе ту причину, что было много абортов в их роду и эти младенцы не отмолены). Понятно, что молитвы за таких некрещенных младенчиков могут быть только келейные, которые желательно творить с земными и поясными поклонами. Дай Бог, чтобы это молитвенное движение в нашей стране и во всем мире ширилось и укреплялось и не смущалось ничьими «благими» советами о том, что «они и так в раю» или «этих младенцев уже не вернуть и для них рай закрыт навечно». Избегая крайних мнений, будет верить в Бога Живого, Который может даровать и этим младенцам радость приобщения к Вечной Жизни, к видению Света Божественного по молитвам их сродников. В заключение приведем молитву митрополита Новгородского и Петербургского Григория (Постникова; † 1860) (любимого ученика святителя Филарета (Дроздова), в Синодике которого есть молитва об умерших во чреве и потому некрещеных младенцах: «Помяни, Человеколюче Господи, души отшедших раб Твоих - младенцев, кои в утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых бедствий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, - и потому не приняли святого таинства крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию! Аминь.». Есть и такая молитва для матерей, совершивших грех аборта: «Господи, помилуй младенцев моих, умерших в утробе моей, окрести их в море щедрот Твоих и не лиши Света Твоего Божественного».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

7 «Браки православных христиан с нехристинами, а протестантов с язычниками, русским подданным вовсе запрещаются (Свод Законов, Т. X, статья 85). Но лицо нехристианского исповедания, по восприятии св. крещения может пребывать в единобрачном сожительстве и с некрещенною женою, если брак их заключен был еще до восприятия одним из них св. крещения вне христианства; брак их остается в своей силе и без утверждения его венчанием по правилам Православной Церкви (Т. X, ст. 79). Если жена или одна из жен магометанина, или другого лица нехристианского исповедания примет св. крещение: то брак её может оставаться в своей силе, без утверждения его венчанием по правилам Православной Церкви, но тогда лишь, когда муж, остающийся в своей вере, даст обязательство: 1) имеющихся родиться от них с того времени детей, которые должны быть крещены в православную веру, ни прельщениями, ни угрозами и никакими другими способами не приводить в свой закон, и жене своей за содержание православной веры поношения и укоризны не наносить; 2) состоять с принявшею св. крещение во всё время её жизни, или доколе продолжится брак их, в единобрачном сожительстве, откинув прочих жен, если имеет. Сверх того, должно быть известно, что принявшая св. крещение не была пред тем отлучена мужем своим от брачного с ним сожительства. В противном случае, т. е. когда муж не согласится дать вышеозначенные обязательства, или когда откроется, что принявшая крещение была отлучена им от сожительства с ним, брак их расторгается, и жене дозволяется вступать в новый брак с лицом христианского исповедания» (Свод Законов, Т. X, часть I, статья 85). Если один из супругов, принадлежащих к иудейскому закону, обратится к Православию, а другой останется в прежнем законе, но с обратившимся жить пожелает, то, оставив их в супружестве без расторжения, обязать подписками: первого в том, чтобы он имел тщательное попечение о приведении другого увещанием к восприятию православной веры, а последнего в том, чтобы имеющихся родиться после сего детей ни прельщениями, ни угрозами и никакими другими способами не приводил в закон иудейский, обратившемуся в православную веру супругу, за содержание её, поношения и укоризны не наносил;

http://azbyka.ru/o-smeshannyh-brakah

22. Что такое грех? – Грех – это такая дырка; вот, например, есть дивная-дивная картина или плат, как, например, может, у кого-то мама носит павлово-посадский платок, он дивно красив, и вдруг на этом платке, как на картине нашей жизни, появляется дырка, и не просто появляется, мы сами ее как бы продираем потихоньку, ковыряем, ковыряем, пока она не появится, и сначала она еще не так велика и незаметна, зашить можно, но если дальше, то вскоре вместо платка будет сплошная дыра; вот и грех: это сначала маленькая, а потом все расширяющаяся дыра, и как бы в нее не свалиться! 23. Каким ты будешь в раю? – Апостол Павел так говорит: “Мы не все умрем, но все изменимся”. Изменимся настолько, что там друг друга хоть и узнаем, но отсюда и понять не можем, какие свойства будут у человека в раю. Впрочем, отчасти, прикровенно, мы можем об этом рассуждать, исходя из того, как Господь являлся своим ученикам в Своей человеческой природе, но уже прославленной и преображенной, – та, которая будет и у праведников в раю после воскресения. Он мог проходить “дверем затворенным”, то есть сквозь стены, когда двери были закрыты, Он мог идти вместе с ними и быть ими какое-то время не узнанным. Он мог быть ими вдруг опознанным во время преосуществления хлеба, стать совсем иным, и в то же время остаться Тем же Самым, Каким был до своего воскресения. Вот нечто подобное произойдет и с теми, кто сподобится райского блаженства. 24. Что происходит с умершими людьми, которые умерли некрещенными, но внесшими пользу в процветание нашей страны? – Давайте прежде всего поставим вопрос шире. А некрещенные, “не принесшие великую пользу” – что же, о них и говорить не стоит, что же, им только одна дорога остается – в ад? Давайте так: подумаем, что говорит Господь: “Никто не придет к Отцу моему, кроме как через Меня”. Это значит, что без Христа, вне Церкви, не может быть никакого спасения. Действительно так: без того, чтобы не узнать во Христе Сына Божия, никто не может спастись. Но это не значит, что будут строго наказаны сотни тысяч, может, миллионы людей, которые не знали о Христе и христианстве ничего, вспомните, например, об американских индейцах до открытия Америки Колумбом, или об африканцах, или о полинезийцах, или даже о тех людях, которые, может, что-то слышали о христианстве, но никогда не имели в своей жизни опыта проповеди о нем – которую можно было бы назвать апостольской. Но если человек увидел перед собой образ Христа, и вдруг почему-то не принял и отвернулся, и, как иудеи при жизни Христа, сказал: “Нет, нет у нас царя, кроме Кесаря, не хотим с тобой быть, Христе Боже!” Кто так говорит, тому, надо полагать, нет пути ко спасению, а о судьбе прочих же будем помнить, что суд не наш, а суд Божий и суд этот справедливый и милостивый. 25. У меня сейчас возникают разные сомнения. Я верю, что есть ад и бесы. Но рай и Бог, такие, как о них рассказывают, мне представляются по-другому, как-то не так просто. Как мне утвердиться в вере?

http://azbyka.ru/deti/detskij-katehizis

е. краткий молебен, и окропляют св. водою дом и усадьбу. – Кроме обычных в православной церкви поминальных дней, совершается у греков поминовение 14 сентября: после литургии служатся на кладбище панихиды; туда приносятся сваренный рис с медом, фруктовый взвар, закуска, водка и виноградное вино. После закуски могилы поливаются водкой и вином, а все, оставшееся после закуски, раздается бедным. Цель поминовения 14 сентября – укрепить веру в общее воскресение, потому что при обретении честнаго креста воскрешен был мертвый. Были у греков в прежнее время и еще особые обычаи, которые, может быть, и теперь не совсем прекратились в некоторых местах. Так, наприм., когда в Пасху христосовались со священником в храме, то клали деньги на тарелку. В Преполовение приготовлялась пондикистрия: пекли из теста куски наподобие мышей и разбрасывали их на посевах, приговаривая: «Вот вам, мыши, ваша доля, не трогайте ж нашего поля.» В день 40 мучеников каждая семья жарила по 40 лепешек и посылала бедным. Обычаи при рождении и крещении детей Если роды трудны, – не только просят священника отворить в церкви царские врата, но и дома открывают все сундуки, шкафы, ящики, отмыкают замки, отнимают засовы, сбрасывают пояса и повязки и всеми мерами стараются скрыть от девиц процесс рождения. У великороссов и особенно малороссов крестят младенцев вскоре после их рождения, часто даже в самый день рождения. Во все время от рождения младенца до крещения ночью горят пред иконами свечи или лампады, чтобы дьявол не подменил некрещенного младенца, или чтоб вообще нечистая сила не смела прикоснуться к нему. Неся младенца крестить, завертывают его, кроме пеленок, в рубаху отца, чтоб отец больше любил его, а в пеленки – кусок хлеба с солью, который мать, по совершении крещения, съедает, чтоб способнее была кормить ребенка; а в других местах для той же цели на другой день после рождения младенца родильницу сажают за стол, и она пьет воду, поданную ей повитухою; иногда же, когда несут или везут младенца для крещения, повитуха или кума за пазухой держит краюху хлеба, чтоб младенца не сглазили.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Опрос ВЦИОМ «Православная вера и таинство Крещения» дал пищу для новых обсуждений. Особое внимание привлёк показатель в 12 % некрещеных россиян из числа тех, кто назвал себя православным. Получается, часть наших сограждан считает себя православными – при том, что не удосуживается выполнить первоначальное условие приобщения к Церкви. Это послужило поводом к насмешкам и пересудам в соцсетях насчёт «номинальных 75%», «церковнозапутинском большинстве», «бессознательном Православии» и даже «приписках в пользу Патриархии». Естественные социологические парадоксы Сразу скажем о том, что довольно часто социологические показатели выглядят неким парадоксом с точки зрения непосвящённого. «Из числа пар, назвавших себя семьёй, N% не заключали брака». «L% из тех, кому нравятся горы, никогда не бывали в горах». L% из тех, кому нравятся горы, никогда не бывали в горах «Среди автомобилистов на дорогах около Y% составляют лица без водительских прав». «Почти 100% россиян осведомлены о вреде курения, но только F% курильщиков бросают курить». Таковы наглядные примеры аналогий «12-и процентам православных, оказавшимся некрещеными». Обычная ситуация: некая первоначальная общность, основанная на близкой самооценке, уменьшается в размерах по мере того, как в отбор добавляются новые и более строгие критерии. В частности, общность этнокультурного типа «православные» сжимается, если ввести дополнительные критерии – «крещёные», «молящиеся», «причащающиеся» и т. д. Полон стакан наполовину или наполовину пуст? Что такое «основанная на самооценке»? Это значит, что человек считает себя кем-то без лишних объяснений и доказательств. Нередко самооценка людей исходит «от обратного» – по принципу исключения. Каждый, кто не соотносит себя с другими категориями, войдёт, соответственно, в рассматриваемую нами группу. Другими словами, если кто-либо в России не считает себя атеистом, буддистом, протестантом, иудеем, кришнаитом или мусульманином, то в интервью этот «кто-либо» скажет, что он православный. Только и всего. Как видим, нет никакого парадокса или тем более приписок. Социология говорит ровно то, что она говорит, а уж наша с вами задача – интерпретировать полученные данные корректно и без посторонних «проекций» и перетолкований.

http://pravoslavie.ru/123130.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010