Русское государственное законодательство также не допускает, чтобы христианские родители оставляли своих детей без крещения и христианского воспитания, и, в частности, – чтобы православные родители крестили своих детей в иную веру (Уст. о пресеч. прест. ст. 249). На тех родителях, которые присоединяются к православной Церкви из язычников, магометан или евреев, лежит нравственный долг, чтобы они вместе с собой крестили и тех своих детей, которым не свыше семи лет от роду. В детях с семилетнего возраста предполагается достаточно способностей для того, чтобы сознательно и свободно принять христианскую веру; поэтому они не могут быть крещены без их собственного желания, склонять к которому есть также нравственный долг их родителей. Все дети, рожденные уже после крещения одного из родителей, должны быть крещены; только при этом условии остается в силе (т. е. не расторгается) брак таких супругов, – крещеного с непринявшим крещение (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 80–81). Что касается срока, не позже которого христианские родители обязаны крестить своих детей, церковные и гражданские законы не определяют его в точности. Не откладывать на долгое время крещение, – есть нравственный долг родителей; к этому же должно побуждать их и опасение, чтобы дитя не умерло некрещенным. Если же это случится по небрежности родителей, то они, по церковным правилам, подлежат эпитимии. Священник, позволивший, по халатности к исполнению своих обязанностей, младенцу умереть без св. крещения, подвергается по закону строгому наказанию (Уст. Кон. 183; Номок. при Б. треб. 68). Христианам всех исповеданий разрешается крестить по обрядам своей веры принимаемых ими на воспитание некрещенных детей и подкидышей. Внебрачное дитя, мать которого известна, может быть крещено, по ее желанию, по обрядам ее вероисповедания (Высоч. утв. мн. Госуд. Сов. 14 Мар. 1906 г.). Крещение нехристиан и их детей. Одно из существенных прав Церкви – распространять православную веру и принимать в свое лоно обращающихся к ней. Попечение об этом лежит на церковном правительстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Главным борцом против иконоборчества и теперь остается св. Феодор Студит . Он внушает приверженцам иконопочитания прервать всякие связи с иконоборцами. Он запрещает им входить в храмы, которые находятся в руках еретиков 238 . Он запрещает им принимать участие в богослужении, совершаемом еретиками, потому что, по его воззрению, «еретики понимают молитвы богослужения не так, как составивший их, и веруют не так, как гласят самые слова». Он не советует принимать от еретиков и самого таинства крещения. Феодор внушал: «Некрещенному, если не найдется православный (священник) для совершения крещеная, следует креститься от монаха, или за неимением этого, от мирянина» 239 . Феодор удерживает православных от всяких мирских сношений с еретиками. «Кто имеет общение с еретиками в пище, питии и дружбе, тот повинен» 240 . Не только не должно иметь общения с еретиками, но, по мысли Феодора, и с теми из православных, которые по нужде или без нужды имеют общение с еретиками. Феодор поучал так: «С другими, которые имеют общение с совершенно нечестивыми по нужде или из страха, или от голода, или без нужды, или по принуждению, a между тем признают себя православными, можно ли вместе вкушать пищу? Отнюдь нет, разве только принадлежащим к простому классу народа и притом не безразлично, а по какому-нибудь необходимому случаю, раз или дважды. Можно ли вкушать остатки из их снедей по нужде или без нужды? Если от священника, то нельзя; если нет, то можно вкушать по нужде. Можно ли говорить с ними, здороваться и приветствовать? Нет. Господь запретил делать им приветствие, случайно может быть, но с любовью и дружбою этого нужно избегать» 241 . Феодор запрещает даже сыну поминать за литургией отца еретика, умершего в ереси. «Хотя бы был отец, хотя бы мать, хотя бы брат, хотя бы кто-либо другой, обличенный в ереси до смерчи, он не должен быть поминаем на литургии» 242 . Царствование Льва Армянина ознаменовалось многими бедами для Церкви. Повторилось, хотя и не в таких размерах, гонение Константина Копронима.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Таинство брака, освящая и укрепляя супружества, все это отсекает, а вместе с тем ослабляет и постепенно уничтожает 3) разорительный и вредный обычай взыскивать с зятя непомерную плату (калым) за выданную дочь или родственницу, часто без предварительного назначения количества, каковой взыск у некрещенных переходит даже ко внукам, и производит фамильные распри, притеснения, грабежи и насилия; 4) уничтожает обычай запродавать еще в младенчестве, и даже в утробе матери, будущую невесту иногда за возрастных и пожилых женихов и выдавать за стариков, или пожилую невесту за малолетнаго жениха, по воле родителей или старших родственников, без добровольного согласия брачущихся; также уничтожает обычай 5) запродав невесту, много лет не выдавать ее, пока жених заплатит или заработает калым; 6) брать жену умершего старшего брата или ближайшего родственника за себя по его смерти, или снова продавать ее в замужство и без ее согласия; даже иногда выдавать вдову народом за ближайшего из младших родственников умершего мужа ее, без добровольного согласия жениха; 7) детей у овдовевшей отбирать в наследство ближайшему из старших родственников умершего, а с ними и имущество; a иногда делить их между родными, особенно девочек, как имение и родовой капитал, и 8) вообще иметь женский пол, как рабочий и продажный скот, и матерей лишать естественного права и власти над детьми, а детей – законных отношений к матери; и вместе с сим уничтожает в характере их дерзость, суровость и непочтительность детей к родителям. Христианские истины и св. таинства веры, священные обряды христианского Богослужения, действие молитвы, частной и общественной, постепенно очищают ум и сердце новокрещенных 4 . Мрак глупости заметно исчезает; благоразумие уже не так редко; вообще они становятся людьми довольно рассудительными и более твердыми в характере. Скотоподобная нечувствительность спадает и с лица, и с сердца: нравственное чувство возбуждается. Уже не только страх наказания удерживает их от худых поступков и преступлений, что бывает и у некрещеных; но и не очень значительные погрешности и проступки зазирает совесть, возбуждаемая и очищаемая страхом Божиим, чего у некрещеных незаметно.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nekoto...

А Св. Синод, по представлению епархиального архиерея, может дать разрешение от полных брачных препятствий, выше перечисленных (§ 173) под цифрами 7–12 (см.7 стр.), согласно с основными требованиями божественного и канонического права. Просьбы о разрешении препятствий к браку могут быть подаваемы заинтересованными лицами или перед заключением брака, или после заключения, – в последнем случае церковная власть поступает снисходительнее. «Устав» при этом касается специально и случаев разрешения брака православных с иноверцами (другого христианского вероисповедания). Еще прежде заключения такого брака, священник должен употребить все пастырские меры для отклонения православных от их намерения вступить в брак с иноверцами, или же позаботиться ввести последних в лоно православной церкви. Но брак православных с иноверцами не признается до тех пор, пока не благословил его православный священник в православной церкви. А когда, в исключительных случаях, разрешается православным вступать в брак с иноверными, то последние должны письменно дать обещание крестить и воспитывать своих детей в православной вере и не мешать другой своей половине в исполнении требований православной церкви. Это письменное обязательство дается в присутствии православного священника и двух свидетелей, и должно быть подписано иноверным лицом, вступающим в брак. Обязательство это подписывается также священником и двумя свидетелями; оно должно быть утверждено княжеской областной властью или общинным судом ради скрепления гражданских последствий брака, согласно с требованием ст.1023 «Общего Имущественного Законника для княжества Черногорского» 17 . Только после выполнения всех этих условий архиерей дает разрешение на брак православных с иноверными и выданное последними обязательство хранится в архиве местной церкви. Незаконно заключенный брак, при наличности каких-либо условных препятствий, становится законным, когда будет дано разрешение на брак от архиерея или Св. Синод а. Точно также брак становится законным после выполнения законных предписаний, когда, напр., брак был заключен между лицами, не достигшими по закону совершеннолетия, когда неспособный ранее к супружеской жизни излечился от своего недуга, когда вдруг получается добровольное согласие принуждаемого ранее к браку лица, когда, далее, родители или опекуны, ранее не соглашавшиеся на брак, вдруг проявят свое согласие: равно брак может быть признан законным, когда христианин, заключивший его с некрещенным, обратит последнего в христианскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/no...

§ 69. Подобно тому, как запрещаются у нас браки в случае несогласия жениха или невесты (см. выше Отд. II, § 15), так же точно никто не имеет права принуждать священника и к совершению таинства вопреки законам церковным или постановлениям гражданским (Св. Зак. т. X, ч. 1, стр. 30). – Виновные в этом подлежат тягчайшей ответственности, и по закону должны быть наказуемы, как и вообще всякие преступники уголовные (см. Улож. о наказ. 1869 г. ст. 1573, 2143). Вместе с этим для правильности законного брака необходимо требуется и то, чтобы он совершен был в личном присутствии сочетающихся, при двух или трех свидетелях, и непременно при всех причетниках того прихода, в котором он совершается (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 31; Инстр. благочин. § 24). Все так называемые тайные браки, т. е. совершаемые скрытно, без надлежащих оглашений, обманутым или подкупленным священником, не могут иметь никакой силы и значения, и брак, заключаемый таким образом, по всей справедливости, считается незаконным, а потому и недействительным, как и всякий противозаконный брак (Кормч. гл. L; сравн. «Зап. по ц. зак.» стр. 200). – Браки, совершенные в отсутствии жениха или невесты, как это допускается иногда на западе («О богослуж. Зап. ц.» Т. Серед. стр. 191), в нашей церкви никогда не были признаваемы, и виновные в их совершении всегда подвергались строжайшей ответственности, по закону (Анк. соб. пр. 11; Кратк. излож. канон. права митроп. Андрея Шатуны, стр. 131). § 70. Что касается брачных отношений между лицами не христианского исповедания, то и в этом случае, если одно из них, приняв христианство , пожелало бы но прежнему продолжать жить в супружеском союзе с прежним лицом некрещенным, брак между ними остается во всей силе и без утверждения оного венчанием по правилам церкви православной (Св. Зак т. X, ч. 1, ст. 79, 80). – Когда оба лица не христианской веры, состоящие в супружестве, приняв православие, захотят продолжать жить в супружеском союзе между собою но прежнему, брак их должен быть освящаем христианским таинством прямо после их крещения, и тогда брак их остается в своей силе, даже когда был совершен в степенях родства, возбраненных церковию (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 82–84).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

„Дошло до сведения нашего, что некоторые из числа наших православных христиан, не имея здравого рассудка, или образом благочестия покрывают свою скупость и диавольское жестосердие, что по крещении новорожденных младенцев и по погребении тела усопших за святые труды приходского священника не только не хотят почтить деньгами, или чем другим по силе от своего достатка, но еще приводят в виде выговора, якобы они слышали, что грех есть священнику что дать на крещении младенца, или на похоронах усопшего тела. Сие в крайнее удивление и сожаление о вашем невежестве нас приводит. О, несмысленная и косная сердцем! Скажете, где и от кого вы таковой грех быти слышали?... Недобра о таковых похвала, чадца моя! „Может-быть вы нечто слышали от нашего запрещения, которое относится вовсе не к вам, а собственно только к лицу парахиальных священников. Поясним же вам зде и то самое наше запрещение, еже есть такого содержания: хотя точно возбраняет священникам за крещение и погребение требовать, но от произволения даемое принимать им не возбраняет, по-писанному: служащии бо алтарю от алтаря питаются. Запрещение же оное от нас сделано во избежание прежних богопротивных поступков, случавшихся от прежних беглых священников, так что тогда за корыстолюбивое от священника требование бедные неимущии оставляли детей некрещенных, а усопших погребали без напутствий священных, сиречь без священника и последнего надгробного разрешения, одни только простолюдины. Возлюбленная чада нашего смирения! Единаче ли вы суть без разума? Может ли когда бывать благотворительное почтение и награждение священника благодеющему в грех ? Не паче ли в мзду, во святом Евангелии предписанную: в кого имя приемлете, такая и мзда вам будет. О, глубокого вашего невежества!“ и т. д. Таким образом огорчившие Павла пренебрежительные и немирные отношения соколинских липован к их приходскому попу оказались не одиночным явлением в расколе: и впоследствии Павлу пришлось употреблять старания, чтобы оградить новое раскольническое духовенство, на учреждение которого он положил столько труда, от неуважительного обращения с ним старообрядцев, чтобы поставить его в глазах этих последних выше прежних беглых попов, которых оно заменило, но в которых раскольники видели именно попов, тогда как новые, взятые из их собственной среды, бывшие их товарищи по сохе, или ремеслу и торговле, казались им непохожими на попов и не внушали подобающего уважения. Все это крайне заботило и огорчало Павла. Но это было только началом его забот и огорчений. Много новых и еще больших пришлось ему испытать в продолжение начавшегося за сим существования Белокриницкой митрополии под номинальным управлением новопоставленного митрополита Кирилла, когда незаконная, на лжи и обмане основанная иерархия все яснее и яснее обличала свою незаконность и ложность неизбежно появлявшимися в ней беспорядками, неустройствами и раздорами, которые Павел тщетно старался устранить и исправить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

– Разумен только имеющий смирение (89:513). – (См.: Познание). Вера. От веры рождается страх Божий (1, 25; 84:484). – Вера может делать произволение твердым и при отсечении членов (1:27). – Значение веры и крещения во всяком добром деле, совершаемом в нас сознательно или бессознательно (1:34). – Что бывает с тем, кто шел путем веры и обратился к способам ведения? (25, 160:165) – В коих воссиял свет веры, те ежечасно видят приосеняющий их отеческий промысл Божий (25:160–161). – Почему ведение (недуховное) противно вере? (25:161) – Ведение сопровождается страхом, вера – надеждой (25:162). – Действие веры выше действий ведения (25:162–165). – Сокровищ веры не вмещают ни небо, ни земля (25:163). – Ведение усовершается верой (25:166). – Ведение есть ступень к вере, и доколе оно нужно нам (25:166). – Верой, а не силой ведения, разумеваем непостижимое (25, 166–167; 55:327). – Какими делами правды восходим на высоту веры? (25:167) – Вера дела свои приписывает благодати (26:170). – Что бывает тогда, когда ведение последует вере? (28:172–173) – В чем состоит делание веры? (28:175) – Вера утонченнее ведения (28:175). – О вере, воссиявающей в душе от света благодати (28:175). – О действии сей веры (28:175–176). – Связь между верой и двумя образами ведения – духовным и сверхъестественным (29:177–178). – Вера, доводящая до несомненности в уповании, не достигается людьми некрещенными и растленными умом (30:178). – Твердая вера приобретается через искушения (37:206). – Если хочешь обрести жизнь, сохрани в себе веру и смирение (49:270). – Почему должно молиться о достижении меры веры? (49:271) – Откровения даются иногда за горячность веры, а иногда – за делание заповедей (55:333–334). – Приобрети правую веру, чтобы попрать тебе врагов твоих (57:362). – Душа приближается к Богу или горячностью веры, или страхом, или вразумлением Господним (58:377). – Веру должно сопровождать подобающее делание (67:426). – Верой укрепляются приближающиеся к скорбям (78:467–468). – Вера есть дверь таинств (83:480–481). – Духовные очи веры (82:480). – Ведение, предшествующее вере, и ведение, порождаемое верой (84:484). – Вера и духовное ведение: как первая приводит ко второму? (84:484–485) – Вера от слуха и вера созерцательная (84:485). – Нужно охранять веру свою, как змея бережет свою голову (85:491). – Вера порождает утешение надежды (89:513). – Вера, происходящая от (одного) учения, не освобождает человека от гордости и сомнения (89:513). Г

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

С VI в. ромеи стали стараться крестить детей пораньше, через несколько недель, месяцев после рождения, во всяком случае, не старше трех лет, хотя предполагалось, что крещаемый должен знать Символ Веры , понимать совершаемое над ним таинство, действо, принимать в нем осмысленное участие. По малолетству и неразумию за него могли в этом поручиться восприемники (крестные) – анадохи: крещенный верующий мужчина для крещаемого мальчика, крещенная верующая женщина – для крещаемой девочки (но не родители ребенка или монах и монахиня). Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, они должны были объяснить ему основы веры, водить его к Святому Причастию, заботиться о его нравственном состоянии. Во время К. анадох держал ребенка на руках и передавал его священнику, производившему обряд. Взрослые крещаемые обязательно должны были самостоятельно знать основы веры. Даже если болезнь заставляла поторопиться с К. и провести службу в срочном порядке, после выздоровления крещенный должен был «научиться вере» и пройти соответствующий экзамен перед епископом или священником. Обычно подготовка к К. начиналось загодя с чтения особых молитв, которые «воцерковляли» кандидата, делали его «некрещенным христианином», или фотисоменом («просвещенным»). Затем следовало 1-е оглашение, достаточно длительное, не менее 40 дней, в течение которых кандидат готовился к К., постигал у священника основы веры, ходил к церковной службе и, стоя вне церкви, клал поклоны, молился, соблюдал пост. 2-е оглашение обычно длилось четыре недели поста и не менее 10 дней, в течение которых читали соответствующие заклятья, после чего кандидат проходил процедуру «отрицания от сатаны и сочетания ко Христу». В соответствии с ней пресвитер или диакон, а иногда и произведенный епископом специальный «заклинатель» читал над каждым неофитом заклинательные молитвы, составленные из слов Святого Писания, осенял его крестным знаменем и дул в лицо и уши, изображая дуновение Святого Духа, изгоняя демона и очищая от грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если кто-то из СИ думают, что у них нет Предания, пусть попробует ответить самим себе, почему они так или иначе понимают определённый библейский вопрос. На каком основании они, например, отказываются от основных компонентов крови, а на мелкие фракции соглашаются? Разве об этом написано в Библии? Нет! Есть лишь заповедь «воздерживаться от крови», интерпретацией которой и является запрет на переливание крови. Говорится ли где-нибудь в Писании, что сбор помазанников окончился в 1935 году? Или что Христос назначил верного раба в 1919 году? Все это является типичными примерами Предания, созданного «верным и благоразумным рабом». Эти вероучения являются для СИ самыми что ни на есть библейскими, хотя прямо о них в Писании ничего не сказано. Они являются лишь результатом богословского моделирования и интерпретации библейского текста, примеряемого на историю своей конфессии. По этой причине обвинения СИ в адрес православных за то, что у них многое не по Библии, с такой же легкостью обращаются к ним же. Разве в Писании говорится что-нибудь о вефилях, о правовых комитетах, состоящих из 3 старейшин, о некрещенных возвещателях или о сдаче проповеднических отчетов? Таким образом, очевидно, что почти каждая христианская конфессия не ограничивается лишь Библией . Многие учения, практики и правила вырастают из соображений целесообразности и развития богословия деноминации. Хотя СИ в теории и уверяют, что Писание является для них единственным источником вероучения, на деле же публикации Общества и областные конгрессы, на которых часто объявляют о новом понимании, являются таким же авторитетным источником веры, как и Писание. Никто из СИ не может не принимать того, что говорится через земной канал Иеговы: «Нам следует всегда применять руководство, которое предоставляет нам Иегова через наши публикации, встречи собрания и конгрессы» (w10 15.1. с. 10 абз. 14). Предание в силу исторического развития неизбежно обрастает различными традициями и обычаями. У СИ, например, существует традиция ношения костюмов с галстуками. Оратор без галстука и с бородой не может выступать с речью, будь то на собрании или конгрессе. У православных принято возжигать свечи и лампады перед иконами. Ни тот ни другой обычай не имеют богословского характера, однако сила их укоренения в сознании очевидна. Традиции, созданные в лоне конфессии, сами по себе не плохи, если только они не противоречат духу Писания и не подменяют собой Божественного Откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uchenie-...

Окончательное определение собора 1439 г. относительно чистилища было в основном латинским по содержанию. Согласно ему, некоторые души «очищаются через очистительное наказание после смерти», другие, уже очищенные, поднимаются на небо, а третьи, если они некрещенные или умирают в состоянии смертного греха, «немедленно спускаются в ад». И тем не менее это формальное определение является несколько смягченной версией западного учения. В него не были включены два положения, против которых греки возражали особенно резко. Это положение о материальном огне и сама идея места или состояния очищения, которое называется чистилищем. Так что нельзя признать этот пункт безоговорочной победой латинян. Вопрос остался неопределенным и неубедительным для обеих сторон. Учение о чистилище, как оно было сформулировано в формуле унии 1439 г., стало богословским основанием доктрины об индульгенциях. И развившаяся позже повсеместная торговля индульгенциями (которые якобы могли сократить время пребывания в чистилище) во многом была плодом разработанных во Флоренции определений. 2. Такой же провал характеризует и пункт соглашения, касающийся еще более сомнительного учения о filioque. Дискуссии о Filioque касались двух аспектов этой проблемы: насколько законной была папская интерполяция в соборный Символ веры и насколько богословски правильной была сама теория двойного исхождения Св. Духа. Византийцы открыли дискуссию с объявления неопровержимого факта, что дополнительная фраза, вставленная в Символ латинским Западом, была незаконной интерполяцией; более того, III Вселенский Собор в Эфесе ясно постановил, что к Символу нельзя ничего прибавлять или убавлять от него. Латиняне ответили, что отцы Эфесского Собора имели в виду изменение не слов, а изменение смысла, латинская же вставка не только не изменила смысл Символа, но и прояснила его. Не сумев достигнуть соглашения по первому пункту, стороны перешли к обсуждению самого содержания учения. Латиняне, как всегда, с жаром уверяли, что их понимание проблемы не подразумевало «двух принципов» или «двух источников» в Божестве. Но греков не убедили их заверения.

http://sedmitza.ru/lib/text/434829/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010