И наконец, скажем несколько слов в Заключение Вопрос о первородном грехе стал очень актуален сегодня, несмотря на то, что в Церкви об этом имеется великое множество яснейших наставлений и подробнейших изъяснений. Часто, когда разговор заходит о том, могут ли спастись некрещенно-умершие дети, которые ушли из мира сего неочищенными от прародительского греха, многие говорят: «Не нам решать такие вопросы, какое нам до того дело, пусть кто как хочет, так и рассуждает на эту тему», и т. п. Но ведь не случайно обнаруживается один и тот же факт: те, кто учит о вхождении в Царствие небесное некрещенно-ушедших детей, – рано или поздно – начинают отстаивать и возможность спасения некоторых, умерших некрещеными, взрослых людей, или, по крайней мере, оказываются в тесной дружбе с теми, кто так учит, и не полемизируют с ними. Таким образом, сама действительность ясно доказывает, что вопрос о возможности спасения таких младенцев стоит бок о бок со многими другими ложными толкованиями, дерзкими заявлениями и богохульными учениями. Почему так? Нет, не случайно наблюдаем повсюду попытки провести в Царствие небесное то некрещеных младенцев, то взрослых, то самоубийц, то тяжких грешников, то еретиков, иноверцев и даже закоренелых язычников. Дело в том, что мир вокруг нас все более отступает от Бога, от истинного поклонения Богу, от любви глубокой и всецелой к Господу Иисусу Христу. Все холоднее и нечувственнее сердца человеческие к своему Творцу! Все меньше в наших сердцах места духовному, неотмирному. Все больше они в плену земных, временных интересов, радостей и забав. Это – не новость. Мы хорошо видим, куда катится мир сей! В этом отступлении участвуют все, в том числе и мы – современные православные христиане. И из нашей братии сегодня один другого холоднее и бесчувственнее в отношении духовного; зато, как никогда, мы сегодня миролюбивы и порабощены приятностям века сего сладострастного. Мало кто из нас отстраняется и отбегает духа и настроений земной безбожной суеты, весьма и весьма мы поглощены окружающей нас средой отступничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Вопрос:  - На одном православном сайте прочитала статью, где священник доказывает с помощью Священного Писания, что участь некрещенных и умерших в утробе младенцев -  это ад, а точнее лоно Авраамово. Но мы знаем, что есть противоположное мнение. Мне интересно Ваше мнение по этому вопросу. Женщины же не хотят, чтобы их некрещеные дети попадали в ад! о. Дмитрий: - А Вы хотите узнать истину или облагодетельствовать женщин без всякого труда? Надо поразмышлять. В Церкви нет учения о загробной участи некрещеных младенцев. Разные святые отцы немного по-разному об этом говорили. Размышляли. А я человек маленький, если придет женщина, у которой ребеночек умер некрещеный, мне есть что ей сказать. Могу и сам помолиться о безвинно и безвременно усопшем. А про участь, то раз Господь нам этого не сказал, то да не дерзаем мы вторгаться в прерогативы Отца Небесного. Придет время, наша душа покинет тело, и там, куда она попадет -  может быть, это и откроется нам. Ножкой тут топать нельзя, ничего не выйдет. о. Александр: - А когда человек пытается проникнуть в те тайны, которые Богом нам не открыты? о. Дмитрий: - Так это часто бывает. Бесполезные попытки. Причем люди хотят и гарантий. Чтобы и не унывать, чтобы не скорбеть, чтобы без помыслов, чтобы все время подарки, и дети отличники, и паиньки. Все хотят так. А с какой стати? Чтобы ребенок чтил мамочку, она должна совершать ежедневно колоссальные усилия, не только во время его воспитания, но много раньше, еще при выборе будущего супруга. А то о детях не думают, а потом хотят, чтобы выросли ангелы. Сегодня ко мне приходила женщина, у нее 6 правнуков. Их родители совершенно не пекутся о своих детях. А у них очень серьезные заболевания. Выходит, у прабабушки христианское отношение, а ее внуки  - совершенно дикие. Как же ей тяжело! И у нее сердце болело сначала о детях, потом о внуках, теперь о правнуках. Она страдает. А родители - нет. Им все равно. Вопрос:  - Я знакомому сказал, что не надо крестить ребенка, если сами родители неверующие. От этого детям  пользы не будет. Прав я или нет? Тем более, сейчас говорили об участи некрещенных. И я засомневался, что верно сказал.

http://radonezh.ru/text/ya-znakomomu-ska...

   В Православной Церкви, однако, отвергается католическая практика признавать на основании учения об «ex opera operatum» действительным крещение, совершенное лицом некрещенным, не принадлежащим к Христианской Церкви. Безусловно недопустимо, ничтожно и всякое самокрещение.    Если крещенный мирянином выздоравливает, то священник должен восполнить Таинство молитвами и священнодействиями, которые не могли быть совершены при самом крещении; но при этом не повторяется ни троекратное погружение, ни крещальная формула.    Священник, по небрежности которого кто-либо умер некрещенным, подлежит церковному наказанию, равно как и родители, из-за нерадения которых ребенок умирает вне Церкви (ст. 68 «Номоканона при Большом Требнике»).    Согласно 84 правилу Трулльского Собора, необходимо крестить и найденышей, если достоверно не известно, были ли они крещены: «Последуя каноническим постановлениям Отец (83, 72 Карф.), определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достоверные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дати потребный ответ о преподанном им Таинстве, должно без всякаго недоумения крестити их; да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».    Во избежание повторного крещения в тех случаях, когда есть серьезное основание предполагать, что то или иное лицо уже восприняло Таинство, но полной уверенности в этом нет, принято совершать крещение в условной форме: «Крещается раб Божий имя рек, аще не крещен».    С Таинством Крещения в Православной Церкви, в отличие от Католической, соединяется Таинство Миропомазания, которое сообщает принимающему его благодатные дары Святого Духа. Как гласит 48 правило Лаодикийского Собора, «подобает просвещаемым быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками Царствия Божия».    59 канон Трулльского Собора требует, чтобы крещение совершалось в храме: «Крещение да не совершается в молитвеннице, внутри дома обретающейся; но хотящие удостоитися пречистаго просвещения к кафолическим церквам да приходят, и тамо сего дара да сподобляются. Аще же кто обличен будет не хранящим постановленнаго нами, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Запись браков магометан в Кавказском крае возлагается на приходское духовенство. Форма и правила ведения записей определяются по соглашению Министра Внутренних Дел с Главноначальствующим Гражданскою частью на Кавказе. Запись браков лиц караимского вероисповедания происходит со стороны духовных лиц (газзанов) в особых рассылаемые ежегодно для этой цели шнуровые книги. Сводные ведомости из этих записей отсылаются ежегодно в Департамент иностранных исповеданий и местному губернатору. Последствия брачного состояния лиц нехристианского вероисповедания при принятии одним из супругов крещения В завершение вопроса об установлении брака нам остается коснуться судьбы брачного союза при принятии одним из супругов крещения. Наш закон предусматривает в этом отношении три случая, 1) если муж примет крещение, 2) если жена примет крещение и, наконец, 3) по отношению к лицам иудейского вероисповедания, если вообще один из супругов примет крещение. В первом случае, если муж примет крещение, а жена останется некрещенной, то установленный ранее брак почитается вполне сохранившим свою силу без всяких ограничений. Но если новокрещенный имеет несколько жен, то по принятии им крещения, он должен выбрать себе одну из них. Если ни одна из жен креститься не пожелает, и муж не изъявит согласия жить с некрещенной, то ему дозволяется вступить в новый брак с лицом христианского вероисповедания. Второй случай, если жена или одна из жен лица нехристианского вероисповедания примет крещение, то брак может остаться в силе при следующих условиях, а именно, если муж дает обязательство: а) имеющих родиться детей крестить в православной вере, б) жену свою за принятие христианства не корить и в) пребывать с женою в единобрачном сожительстве. Затем наш закон вводит еще следующее правило. Если жена, принявшая крещение, была ранее отлучена своим мужем от брачного сожительства, то брак их расторгается, и жене дозволяется вступить в новый брак с лицом христианского вероисповедания. Жена, бывшая за несколькими мужьями, по принятии христианства должна избрать одного из них, с которым пожелает вести супружескую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bra...

Бийские инородцы имеют свои кочевья при реках: Чарышу, Катуни, Бии, при озере Телецком, и речках, впадающих в оные. Кузнецкие инородцы обитают при реках: Томи, Мрасе, Кондоме, Чумышу и речках в оные впадающих. Пространство земли, no коему стойбища инородцев рассеяны Пространство, занимаемое кочевьями инородцев в Бийском и Кузнецком округах, имеет в протяжении от юга на север около 1,000 верст, в ширину же от 150 до 700 верст. Местность По всему этому пространству пролегают хребты и отрасли величественного Алтая; особенно южная часть сего пространства, по левую сторону р. Катуни и по правую от устья р. Самулты до Телецкого озера, по преимуществу называемая здесь Алтаем, отличается высотою каменистых гор, из которых многие являются в виде грозных утесов; на высоте некоторых растительности нет, а некоторые покрыты вечными снегами. Северная же часть пространства отличается топями и болотами между более отлогих гор, покрытых хвойным лесом, и изобилует дикими непроходимыми трущобами. Эта часть собственно называется Чернью . Здесь издавна кочуют Черновые татары бийские и кузнецкие выше города Кузнецка, а ниже его, где места более ровны и сухи, и горы идут низменными увалами, живут оседлые инородцы Кузнецкого округа. Проезды Кроме этой северо-западной части пространства, занимаемой оседлыми кузнецкими инородцами, проезды по всему этому краю весьма затруднительны; иногда они соединены бывают с опасностию лишения жизни, и вообще не иначе возможны, как на верховых конях и летом и зимою; а иногда вовсе невозможны, как например, весною, осенью и летом в ненастную погоду, по причине множества чрезвычайно быстрых рек, топей и болот, между горами, скоро наводняющихся. А в Черни проезды становятся невозможны и зимою всякий раз, по падении нового снега; в кузнецкой же Черни, по причине чрезвычайной глубины снега, во всю зиму сообщение бывает не иначе, как на лыжах. Это обстоятельство составляет весьма важную трудность в службе миссионерской. Станы Миссии и селения новокрещенных При сих условиях естественно Миссия могла основательно заниматься обращением язычников и утверждением в христианстве новообращенных, основавши свое местопребывание на известных пунктах, здесь же между инородцами, и оттуда распространять свои действия. В настоящее время таких пунктов, или станов своих Миссия имеет уже пять, имеино:      Улалинский, Мыютинский, Чемальский, Ануйский и Макарьевский. Притом, для большего удобства в христианском обучении новообращенных, по их дикости, слабости характера и бессилию в сопротивлении укоренившимся привычкам, Миссия должна была всемерно стараться отделять крещенных от некрещенных, и поселять их оседло в христианских обществах; а впоследствии заводить новые христианские селения новокрещенных инородцев, близ стойбищ некрещенных соплеменников их, для доставления возможного облегчения приемлющим св. крещение в переселении их из кочевьев их. Таких селений заведено уже девять. 1. Улалинский стан Миссии

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nekoto...

«Укоряеши преосвященнаго Стефана – отвечает Мациевич – что будто-бы он не имел доброхотства приводить в веру и крестить магометан и идолопоклонников: а Лютер ваш окрестил ли хотя одного жида? Да и вы, его потомки, чтобы о том рачение имели, отнюдь следа не имеется. Магометанами и идолопоклонниками вас не порицаем, понеже таковых варварских народов толикое, как у нас, множество в ваших государствах не обретается; жидов же премногое множество изыщется, которых вы иногда и во академии свои для обучения принимаете, а к вере их не обращаете. Укоряя же преосвященного Стефана магометанами и идолопоклонниками признаешь, что тогдашний архиерей казанский, по нашему прознанию Тихон преосвященный, представляли всемилостивейшему Государю требование о учреждении училища ради показанных некрещенных народов в веру обращающихся, которое в монастыре свияжском учреждено и поныне пребывает. Не без тщания тако-ж преосвященнаго Стефана в Сибирь избрани и по указу его величества посвящен митрополитом Филофей Лещинский, который довольно крестил и просвещали сибирских некрещенных народов. О раскольниках-же твое сожаление великаго тебе быти не токмо нашей церкви, но и государству являет печальщика и доброхота; надеюся своими государствами таковым образом не будешь доброхотствовать. Не похощеши бо ниже слышать, дабы в ваших государствах таковые злодеи обретались, не только веры государственной хульники и развратители, но и воры изрядные, самосожигатели, к сему лжехристы и беззаконницы в свете неслыханные, детоубийцы, детоубивственною кровию причащающие и волхвующие. А ты, о таковых злодеях сожалея, нашему государству их усердствуеши и дерзавши преосвященнаго Стефана неповинно порицати, будто-бы он их нисколько пожег и за рубеж множество прогнал, а они сами жгутся, или паче лжеучители их, злодеи и воры изрядные, наговоривше и околдуновавше и совсем ограбивше не татар, но нашего народа российскаго, многое множество сожигают; а в скитах своих пустынных, по большей части нам неизвестных, волю и поселение имуще, самовольно по своим прихотям и за рубеж бегают».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В Православной Церкви, однако, отвергается католическая практика признавать на основании учения об «ex opera operatum» действительным крещение, совершенное лицом некрещенным, не принадлежащим к Христианской Церкви. Безусловно недопустимо, ничтожно и всякое самокрещение. Если крещенный мирянином выздоравливает, то священник должен восполнить Таинство молитвами и священнодействиями, которые не могли быть совершены при самом крещении; но при этом не повторяется ни троекратное погружение, ни крещальная формула. Священник, по небрежности которого кто-либо умер некрещенным, подлежит церковному наказанию, равно как и родители, из-за нерадения которых ребенок умирает вне Церкви (ст. 68 «Номоканона при Большом Требнике»). Согласно 84-му правилу Трулльского Собора, необходимо крестить и найденышей, если достоверно не известно, были ли они крещены: «Последуя каноническим постановлениям Отец (83, 72 Карф.), определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достоверные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дати потребный ответ о преподанном им Таинстве, должно без всякаго недоумения крестити их; да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею.» Во избежание повторного крещения в тех случаях, когда есть серьезное основание предполагать, что то или иное лицо уже восприняло Таинство, но полной уверенности в этом нет, принято совершать крещение в условной форме: «Крещается раб Божий имя рек, аще не крещен.» С Таинством Крещения в Православной Церкви, в отличие от Католической, соединяется Таинство Миропомазания, которое сообщает принимающему его благодатные дары Святого Духа. Как гласит 48-е правило Лаодикийского Собора, «подобает просвещаемым быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками Царствия Божия.» 59-й канон Трулльского Собора требует, чтобы крещение совершалось в храме: «Крещение да не совершается в молитвеннице, внутри дома обретающейся; но хотящие удостоитися пречистаго просвещения к кафолическим церквам да приходят, и тамо сего дара да сподобляются. Аще же кто обличен будет не хранящим постановленнаго нами, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432380/

По законам нашим лице нехристианского исповедания, по восприятии св. крещения, может пребывать в единобрачном сожительстве с некрещенною женою, так что брак их остается в силе и без утверждения венчанием по правилам православной Церкви 222 . Также брак оставляется в силе и тогда, когда жена, или одна из жен нехристианского лица примет св. крещение. При этом необходимое, по законам, условие – то, что супруг, остающийся в неверии, должен дать обязательство: 1) имеющих родиться со времени крещения другого супруга детей – крестить и воспитывать в православной вере; ни прельщениями, ни угрозами, ни какими другими способами, не приводить их к своему закону, другому супругу, за содержание православной веры, поношения и укоризны не делать; 2) оставить всех других супруг некрещенных, если имеет, и сохранять сожительство единобрачное, с одним супругом крещенным. Последнее правило распространяется равно на мужей и на жен. если новокрещенный муж имел прежде нескольких жен, то по восприятии св. крещения, он должен выбрать одну из них, преимущественно же обратившуюся в христианство : и тогда брак их благословляется по церковному чиноположению, – как брак обоих лиц христианских. Если же ни одна из жен креститься не пожелает, и муж не изъявит согласия жить с некрещенною, то ему дозволяется вступать в новый брак, с женою православною. Тоже разумеется и о женах, бывших до крещения за несколькими мужьями. Брак остается в своей силе и тогда, когда перейдут в Христианство оба супруга, хотя бы брак их состоял и в степенях родства, церковью возбраненных для супружества. Сверх того, должно быть известно, что супруг, принявших св. крещение, перед тем не был отлучен другим супругом от брачного сожительства. Если же такое отлучение было сделано, то брак их расторгается и крещенному супругу дозволяется вступить в новый брак с лицом христианским. Равным образом, если муж или жена, по обращении другого супруга, жить в прежнем брачном союзе не пожелают, то брак их расторгается, и обратившемуся в христианство разрешается новый брак с лицом православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

А если бы Промысл Божий попустил ему еще пожить, возможно, младенец, возросши, принял бы св. Таинство и взыскал спасения? Разве не нарушается здесь свобода личности, не отнимается у нее право свободного выбора, когда помимо воли и избрания, человек уводится из жизни прежде, чем он хоть как-то сможет выявить свое стремление к свету, тягу к благодати Божией?» Отчасти мы уже приводили подобные недоразумения, цитируя статью доцента богословия, заведующего кафедрой патрологии Духовной Академии Э. Челидзе. Подобного рода заявления сегодня слышатся очень часто. Не находя правильного ответа на этот вопрос и вместо того, чтобы искать самый корень недоумения, – многие такие «богословы» смело берутся перетолковывать и вносить целый ряд «поправок» в основное учение Церкви о нашем спасении, развивают какое-то мутное и аморфное собственное «учение сотериологии», говоря, будто бы мы не знаем, как и при каких условиях только и возможно спасение; что, кого Бог спасет,– мы не знаем, нам об этом не все открыто; «суды Божии неисследуемы», и т. д. Они пытаются представить дело так, будто ответа на предъявленные ими недоумения нет, и если не допустить того, что некрещеные дети после смерти будут помилованы и введены в Рай, то целый ряд недоразумений в учении о спасения останется без разъяснения. Итак, рассмотрим: Почему благой Промысл Божий попускает уходить из жизни прежде принятия Св.Таинства Крещения младенцам, ведь, возможно, многие из них взыскали бы спасения, если б у них не была отнята свобода выбора Во-первых, заметим, что задающие эти недоуменные вопросы чаще всего пытаются рассмотреть вопрос о некрещенно-умерших детях совершенно обособленно. Э. Челидзе: «Вопрос о во чреве умерших и умерших малолетними и некрещеными детях стоит совершенно отдельно от вопроса о некрещенно-умерших взрослых и подростках, потому что с них, за то что они не были крещены, никакая ответственность не берется». Но спросим: какую «ответственность за некрещенность» можно возлагать на тех взрослых людей, которые родились и умерли в среде закоренелых язычников или магометан и никогда не слышали слова о спасении? А тот, кто родился в странах католических или протестантских, в среде других ересей, даже если он, может быть, ревностно веровал во Христа и избрал подвижнический образ жизни? Такой человек, как будто, взыскал Господа, даже много потрудился и был уверен, что истинно подвизается ради возлюбленного им Христа, – за что он лишается спасения? Он должен был взыскать искреннее, чистосердечнее? Но все вокруг уверяли его, что это их лжеучение и есть истинный путь к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Вопрос: «Недавно был благословлен и введен в практику чин отпевания некрещенных младенцев. В связи с этим возникают разногласия относительно поминовения таковых за другими богослужениями. Действительно ли одобренный чин дает нам право поминовения младенцев умерших без Святого Крещения, за Божественной литургией, на панихидах и заупокойных литиях?» В самом этом вопросе содержится ошибка. Никакого «чина отпевания некрещенных младенцев» не существует. В прошлом году Священным Синодом было благословлено к употреблению «Последование о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Это последование содержит в основном молитвы об утешении скорбящих родственников умершего младенца, а также две фразы, в которых мы просим о благой участи для младенца. В чем может быть благость этой участи? Мы не знаем. Учение Церкви не дает ответа на вопрос о том, что уготовано справедливым и милосердным Богом для младенцев, умерших без крещения. Если же прямо ответить на заданный вопрос, то: нет, одобренный чин не открывает возможность поминовения младенцев, умерших без Святого Крещения, за Божественной литургией, на панихидах и заупокойных литиях. Вопрос или, вернее, реплика: «На сегодняшний день мы не имеем общепринятых указаний о степени поста для людей, живущих в миру. А те указания, которые предписаны в наших богослужебных книгах, являются частью монастырского уклада жизни». Эта реплика призывает нас к серьезным размышлениям. Формально действующий на сегодняшний день устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к ближневосточной монастырской практике, включающей не только воздержание от скоромных продуктов, но и многие дни так называемого сухоядения и даже некоторые дни полного воздержания от пищи. Очевидно, что современный человек, особенно если он не приучен к посту, и, тем более, в условиях мегаполиса, не способен соблюдать пост в полной мере согласно упомянутым предписаниям. Ситуация усугубляется тем, что популярные газеты и светские сайты, желающие как-то осветить тему поста, размещают перед Великим постом «постные календари» именно в изложении упомянутой ближневосточной практики.

http://patriarchia.ru/db/text/5550814.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010