148 а) Прощение грехов и очищение от них . В крещении, а не до крещения, подается крещаемому оставление первородного и личных грехов (соделанных до крещения), очищение («омытие») от всего греховного, а не объявление лишь правым пред Богом при остающейся греховности (ср. Иез.36:25 ; Мих.7:19 ; Зах.13:1 ). Апостол Петр уверовавшим иудеям сказал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Деян.2:28 ). Очевидно, что грехи уверовавшим, но не крестившимся, еще не были прощены. Савлу Анания говорит: «встань, крестись и омой грехи твои» ( Деян.22:16 ), – которые, значит, еще не были прощены. «И такими (грешниками) были некоторые из вас (до крещения), но омылись (в крещении), но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ; ср. Рим.6:2–7 ; Кол.2:11–13 149 ). В Послании к Колоссянам ( Кол.2:11–13 ) апостол противополагает иудейскому обрезанию, которое состояло в удалении известной части тела и было только внешним обрядом, христианское крещение, «обрезание Христово». Последнее есть обрезание сердца, внутренний акт, и в этом смысле оно «нерукотворенно». Выражение «совлечением (ν τ πεκδσει, от πκδυσις – снятие с себя платья, отречение) греховного тела плоти» (греховности человеческой природы – ср. Рим.6:6 ) обозначает, что, как ненужная одежда вся снимается, так и в крещении (нерукотворенном обрезании) удаляется не часть лишь тела, а вся греховная сторона человеческого существа. «Теперь, говорит (апостол)», – по объяснению святого Иоанна Златоуста , – «обрезание не от ножа, но от самого Христа; не рука, как там (в ветхом завете), совершает это обрезание, но Дух; обрезывается не часть, но весь человек. Тело и это, тело и то; но то обрезывается плотию, а это духовно, – не так, как иудеи (обрезывали), – потому что вы совлеклись не плоти, но грехов. Когда и где? В крещении. Что Павел называет обрезанием, то называет и гробом». 150 – «Поскольку колоссяне, увлекшись, возлюбили жизнь подзаконную, то апостол», – говорит блаженный Феодорит , – «объясняет также различие обрезания: оно не плотское, но духовное, не рукотворенное, но божественное, не отъятие малой части тела, но освобождение от всякого повреждения. Виновник же сего не закон, но Владыка Христос... «Совлечением же тела греховного плоти» назвал спасительное крещение, потому что в нем совлекаем с себя оскверненный хитон греха». 151 б) Воссоздание, или возрождение

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Но, если и они, по слепоте своей, еще хотят соблюдать обрезание плоти, не слушая слов Павла: “ Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа ” (Гал.5:2), - для того ведь явился Господь, чтобы все это уничтожить и для того весь закон исполнил, чтобы на будущее время отменить соблюдение закона, почему и восклицал блаженный Павел: “ Вы, оправдывающие себя законом, … отпали от благодати ” (Гал.5:4), - то мы, с своей стороны послушаем блаженного Павла, и примем нерукотворное обрезание. “ В Нем вы , - говорит он, - и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым ”; и далее, чтобы точнее показать нам, в чем состоит такое обрезание, он присовокупляет: “ Быв погребены с Ним в крещении ” (Кол.2:11,12). Как их (иудеев) знамение обрезания отделяло от прочих народов, и показывало в них народ избранный Богом, таким же образом и у нас обрезание крещения составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных. “ В Нем вы , - говорит (апостол), - и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти ”. Как там обрезание совершается в отложение плоти, так здесь крещение - в отложение грехов. Итак, совлекшись однажды греховной плоти и приняв чистую одежду, пребудем, возлюбленные, в чистоте; побеждая страсти плотские, усвоим себе добродетель; находясь под благодатью, поревнуем тому, кто жил под законом, или даже прежде самого закона, чтобы, направив нашу жизнь по его стопам, удостоиться принятия в его лоно и достигнуть вечных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Беседа 40.   “И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра” (Быт. 17:15).   Раскрытие божественного обетования о рождения от Сарры Исаака и увещание слушателей к терпению в скорбях. Послушание Авраама. Превосходство крещения пред обрезанием и налагаемые первым на христианина обязанности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но, если и они, по слепоте своей, еще хотят соблюдать обрезание плоти, не слушая слов Павла: « Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа » (Гал. 5:2), — для того ведь явился Господь, чтобы все это уничтожить и для того весь закон исполнил, чтобы на будущее время отменить соблюдение закона, почему и восклицал блаженный Павел: « Вы, оправдывающие себя законом, … отпали от благодати » (Гал. 5:4), — то мы, с своей стороны послушаем блаженного Павла, и примем нерукотворное обрезание. « В Нем вы , — говорит он, — и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым »; и далее, чтобы точнее показать нам, в чем состоит такое обрезание, он присовокупляет: « Быв погребены с Ним в крещении » (Кол. 2:11, 12). Как их (иудеев) знамение обрезания отделяло от прочих народов, и показывало в них народ избранный Богом, таким же образом и у нас обрезание крещения составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных. « В Нем вы , — говорит (апостол), — и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти ». Как там обрезание совершается в отложение плоти, так здесь крещение — в отложение грехов. Итак, совлекшись однажды греховной плоти и приняв чистую одежду, пребудем, возлюбленные, в чистоте; побеждая страсти плотские, усвоим себе добродетель; находясь под благодатью, поревнуем тому, кто жил под законом, или даже прежде самого закона, чтобы, направив нашу жизнь по его стопам, удостоиться принятия в его лоно и достигнуть вечных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 40 « И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра » (Быт. 17:15).   Раскрытие божественного обетования о рождения от Сарры Исаака и увещание слушателей к терпению в скорбях. — Послушание Авраама. — Превосходство крещения пред обрезанием и налагаемые первым на христианина обязанности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В сознательной и свободной жизни благодать Божия влияет на человека возрождающим образом, во-первых, посредством слова или проповеди о Христе, и, во-вторых, обстоятельствами жизни человека или Промыслом Божиим. О возрождении посредством слова говорит ап. Петр: как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего во век.... а это есть то слово, которое вам проповедано ( 1Пет. 1:23–25 ). И ап. Иаков: Он родил нас словом истины (1:18). А обстоятельства жизни, способствующие влиянию возрождающей благодати бывают внешние и внутренние. К внешним относятся, во-первых, различные бедственные потрясения целых обществ и каждого человека в отдельности; напр. пр. Аггей говорит: еще раз...Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, – и придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф ( Агг. 2:6–8 ). Во-вторых, различные Божии благодеяния, ниспосылаемые человеку: напр., изъявление Господом готовности посетить дом Закхея настолько одушевило и обрадовало его, что в его грешной душе сейчас же произошел благоприятный кризис. А ко внутренним обстоятельствам относятся душевные ощущения нужды, неудовлетворенности и неполноты жизни. Человека, невозрожденного нравственно, печалит то обстоятельство, что он находится во тьме и сени смертной ( Ис. 9:2 ), т.е. лишен истинного просвещения, не обладает истиной, или, что нет любви Отчей в нем ( 1Ин. 2:15 ), что он и сам никого искренне не любит и другими не любим, – или, что скорбь и теснота в душе его, как человеке, творящем злое ( Рим. 2:9 ), и что к тому еще он собирает себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:5 ), – или, вообще, что имеющий Сына имеет жизнь, а не имеющий Сына, жизни не имеет ( 1Ин. 5:12 ). Обращение же есть дело человека. Обращение есть радикальный разрыв со грехом, «совлечение ветхого человека и облечение в нового человека», по выражению апостола ( Еф. 4:22–24 ), вступление на новый путь жизни. Этот разрыв совершается человеком сознательно и свободно, но под влиянием божественной благодати. Свободная воля и благодать объединились, и в нем учредилась новая личность, положено начало новому характеру, совершилось возрождение и обращение. Ап. Павел говорит: кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое ( 2Кор. 5:17 ). Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий ( Иак. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

10. И да будете в Нем исполнени, иже есть глава всякому начальству и власти. «И вы имеете полноту в Нем, который есть глава, всякого начальства и власти». «И вы имеете полноту в Нем», в Иисусе Христе. Чрез веру в Иисуса Христа, или чрез общение с Ним, посредством веры, надежды и любви, вы получили и получаете от Него все благодатные дары, необходимые для вашего спасения, по мере приемлемости или по достоинству каждого: «от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» ( Ин.1:16 ). Очевидно, Павел, говоря, что «вы имеете полноту в Нем», в Иисусе Христе, имел в виду лжеучителей, которые, желая Колоссян привлечь к себе, обещали им чрез, свое учение доставить высшую мудрость и особенные духовные блага. Апостол внушает им не верить этому, потому что полнота всех благ, каких можем мы желать и достигать, сокрыта в Иисусе Христе. «Который есть глава всякого начальства и власти», который есть глава всего мира духовного, есть глава не только низших духов или ангелов, но есть глава и высших духов, есть глава всех ангельских чинов. Это величие и владычество Господа над всем миром и над всеми духами или Ангелами Апостол изобразил в начале послания к Колоссянам, говоря: «Он есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, – престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано. Он есть прежде всего и все Им стоит» ( Кол.1:15–17 ). И здесь Апостол, указывая на то, что Иисус Христос «есть глава всякого начальства и власти», явно обличает суетность тех учителей, которые проповедуют «по преданию человеческому» и «по стихиям мира», а не по Христу, обещая своим последователям нечто совершеннейшее посредством «самовольного смиренномудрия и служения Ангелов ( Кол.2:18 ), между тем как Иисусе Христос есть глава всего мира ангельского, и потому подающий свет, мудрость и всякий другой дар даже высшим ангелам, начальствам и властям. 11. О немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, во обрезании Христове.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

7 января 2007 года Обрезание Господне Кол. 254 зач. (2, 8–12) Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых. Об увлечениях современного человека Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В день праздника Обрезания Господня читается зачало из Послания святого апостола Павла к колоссянам. Он обращается к колоссянам, но, конечно же, слово его адресовано и ко всем нам, потому что Писание не ограничивается каким-либо частным случаем, вызвавшим откровение святого апостола, но простирается ко всем людям, живущим в разные времена, и является универсальным, потому что это не человеческое, но Божие слово. Будем читать Синодальный перевод и попытаемся извлечь из учения апостола Павла для себя пользу и назидание. «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (ст. 8). Будучи людьми, уже просвещенными благодатью, Откровением Божиим, мы должны остерегаться, чтобы не увлечься каким-либо человеческим учением. Это может быть философия, так называемое научное знание или жизненная философия, которая часто имеет большее влияние, чем отвлеченное учение, хотя люди этого не осознают. Первое значение слова «увлек», переведенного в Синодальном тексте, — «увел как добычу». Нельзя поддаваться влиянию чего-то стороннего по отношению к Откровению, иначе мы будем захвачены в плен врагом и уведены, как рабы или иное имущество. Из слов апостола мы видим, что философия, которой увлекались колоссяне, была враждебным Христу занятием. Теоретически можно допустить, что философия может быть и христианской, хотя это  скорее исключительное явление. Вообще, самостоятельные человеческие размышления чужды Откровению и потому опасны, хотя по видимости они могут во многом казаться похожими на него, потому что, с одной стороны, мы недостаточно проникаем в суть Откровения, с другой — плохо знаем христианское вероучение. Очень часто случается, что люди, даже искренно верующие, благочестивые, увлекаются нехристианскими философскими или научными мнениями, теориями, гипотезами и даже не осознают, что между этими теориями и христианским вероучением есть явное противоречие. Они воспринимают христианство поверхностно и не способны до конца осознать, что, принимая тот или иной догмат Православной Церкви, они должны прийти к определенному выводу, а именно: к отрицанию многого из того, что является общепринятым и кажется естественным и безвредным.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Мне же да будет любезен Христос Спаситель; я раб Его, и все свое Ему вверяю. В Него я уверовал и, повинуясь достоблаженным наставлениям Его, молюсь Ему, чтобы сделаться мне сопричастным Ему и быть приняту в нестареющемся и нескончаемом царстве Его». Таким образом, волнение народное утихло, когда все радовались срамному, безвременному и внезапному падению нечестивого и беззаконнейшего Егеата. А скончался святой и первозванный, апостол Андрей в ноябре месяце, тридцатого дня, в царство Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава ныне и всегда и в нескончаемые веки веков. Аминь. Сказание о св. апостоле Иуде, иначе Леввее или Фаддее 39 Никиты Пафлагонского (IX в.) 40 Память его – 19 июня. Блаженный Иаков, он же и Израиль, находясь некогда при конце жизни, в то время, как благословлял сыновей своих и предсказывал духом, что должно было случиться с каждым коленом, изрек: «Иуда! Тебя восхвалят братья твои; руки твои на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего», и прочее, следующее далее в благословении ( Быт.49:8 и след). Все это ни в чем или мало в чем сбылось над Иудою; но все, что было здесь пророчественного, ясно и очевидно сбылось на Христе, имевшем произойти от него. Христос есть истинный Иуда, исповедующийся, как гласит значение имени, Отцу, Который на небесах, и не только Он, но и все истинные и верные ученики Его. Ибо не все, кои усвояют себе голое название иудеев, достойно и прилично могут быть названы иудеями:«Не тот,-говорится,–Иудей, кто таков по наружности,... но тот Иудей, кто внутренно таков» ( Рим.2:28,29 ); также: «Не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его» ( Рим.9:6,7 ). Только те составляют истинных потомков Авраама и Израиля, которые чрез веру устремляются к одной надежде на Бога (ибо так делал Авраам) и удостаиваются, по возможности, видеть Бога (ибо этого хочет Израиль). Сии и закон обрезания исполняют, не тот, который в букве и сени, но тот, который в духе и истине, в совлечении или умерщвлении ветхого человека. Они следуют закону и постоянно пребывают в исповедании и молитве, в воспринятии или обновлении нового человека. Таким образом, как корень и источник всякого вспомоществуемого Богом действия, всякой благодати, есть Христос, а по плоти уже и те, которые от Него, делаются общниками того же самого, по мере уподобления Ему, так и сила исповедания усматривается первоначально в Учителе, а от Него уже по участию в учениках и во всех прочих, преимущественно же в том, кто, по особенному промыслу, получил себе в наименование самое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

17:15–18); по вере принесших расслабленного он не только исцелился, но и получил прощение грехов. Об этом св. Матвей так повествует: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их (то есть принесших), сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:1–2; Мар. 2:5 ). Следовательно, и по вере родителей, восприемников и священнослужителей, совершающих крещение, дети могут получить прощение прародительского греха. В этом случае восприемники, или кумовья, то же, что и приносившие детей ко Христу, по вере которых Он обнял детей, «возложил руки на них и благословил их» ( Мар. 10:13  и 16). 3) Откуда еще видно, что можно и детей крестить? 3) Крещение заменило собой обрезание, как учит Ап. Павел: «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворнным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» ( Кол. 2:11–13 ). А обрезание совершалось над детьми ( Быт. 17:10–14 . Лук. 2:21 ); следовательно, над детьми же должно совершаться и крещение. 4) Обетование, или обещание, о крещении дано только взрослым или и детям? 4) Да, – и детям; почему и их должно крестить: «Покайтесь, говорил апостол Петр, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа, ибо вам, поясняет Апостол, принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2:38–39 ). Здесь Апостол уже прямо и ясно велит крестить и детей, ибо и им дано обетование о спасении ( Иер. 31:34 ). 5) Откуда особенно ясно видно, что нужно и детей крестить? 5) Из слов Самого Христа Спасителя, сказанных Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божье» ( Иоан. 3:5 ). Здесь Христос не делает исключения ни старому ни малому, а говорит для всех ясно, что кто не родится от воды и Духа, то есть, не примет св. Крещения, не может войти в Царство Божье; почему необходимо крестить и детей. 6) Облечены ли дети сектантов во Христа? 6) Нет! Только «во Христа крестившиеся во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ); а они не крещены, следовательно, не облечены в Него и потому они не Его дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

3) Откуда видно, что можно и детей крестить? 3) Крещение заменило собою обрезание, как учит Ап. Павел: «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховнаго тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» ( Кол. 2:11–13 ). А обрезание совершалось над детьми ( Быт. 17:10–14 ); следовательно, над детьми же должно совершаться и крещение. 4) Обетование, или обещание, о крещении дано только взрослым или и детям? 4) Да, – и детям; почему и их должно крестить: «Покайтесь, говорит апостол Петр, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа, ибо вам, поясняет Апостол, принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2:38–39 ). Здесь Апостол уже прямо и ясно велит крестить и детей, ибо и им дано обетование о спасении ( Иер. 31:34 ); оттого первые христиане крестились целыми семействами, например, крестилась разом семья Стефана ( 1Кор. 1:16 ), семьи Лидии ( Деян. 16:15 ) или семья начальника синагоги, Криспа ( Деян. 18:8 ). 5) Откуда особенно ясно видно, что нужно и детей крестить? 5) Из слов Самого Христа Спасителя, сказанных Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Здесь Христос не делает исключения ни старому ни малому, а говорит для всех ясно, что кто не родится от воды и Духа, то есть не примет св. крещения, не может войти в Царство Божие; почему необходимо крестить и детей. 6) Облечены ли дети сектантов во Христа? 6) Нет! Только «во Христа крестившиеся во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ); а они не крещены, следовательно, не облечены в Него и потому они не Его дети. 7) Соединены ли со Христом некрещенные дети сектантов и воскреснут ли они для вечной жизни с Ним? 7) Нет! «Крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились, и будучи соединены с Ним подобием смерти, должны быть соединены с Ним и подобием воскресения» ( Рим. 6:5 ), а дети сектантов не соединены со Христом в крещении и для вечной с Ним жизни не воскреснут; они духовно мертвые.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В Новом же Завете обрезание заменено крещением; « Вы обрезаны , пишет апостол христианам, обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним в крещении » ( Кол.2:11 ). Дело в том, что хотя сами младенцы и не могут давать обетов, но таковые даются за них восприемниками, что, как мы видели, не отвергается Богом. Во-вторых, сектанты отвергают крещение младенцев на том основании, что последние будто бы и без того святы и достойны Царствия Небесного. 3) 1Кор.7:14 . « Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши 6ыли бы нечисты, а теперь святы ». В означенных словах апостола дети называются святыми не сами по себе, а в силу своего происхождения от родителей, из которых отец или мать исповедуют христианскую веру. В противном случае те же самые дети, по Апостолу, были бы «нечисты». А если так, то выражение «дети святы» необходимо понимать не в смысле личной святости детей, а исключительно в смысле духовного освящения от христианина-отца, или христианки-матери. Значит, выражение «святы» – подобно выражению «освящается» (муж неверный, или жена...) Не станут же сектанты доказывать, будто неверный муж, раз он освящается женою верующей, уже не нуждается в крещении. Что же касается отсутствия у детей личных грехов, на что любят указывать сектанты, то хотя личных грехов дети и не имеют, но первородный грех на них лежит обязательно. « Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть , пишет апостол, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили » ( Рим.5:12 ). Избавляет же людей от первородного греха только крещение. 4) Мк.10:14 . « Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие ». Если же Сам Христом, толкуют сектанты, сказал о детях, что «таковых Царство Божие», значит, крестить детей излишне. Однако, Господь не сказал, что Царство Божие «их», т, е. детей, а употребил выражение «таковых», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010