15 . Уже тогда, следовательно, предызображалось знамение будущего Креста, и в то самое время, когда с Него был снят хитон 1516 , то есть плоть, которую Он принял, с Него было совлечено прекрасное многоцветье добродетелей. Значит, Его хитон, то есть плоть 1517 , а не Божество обагрилось кровью: они смогли похитить у Него одеяние плоти, но не бессмертие жизни. Этот хитон обагрили кровью иудейские звери, те, о которых Он говорит: Вот, Я посылаю вас как овец среди волков (Мф. 10. 16). 16 . Что удивительного, если ров был пуст (Быт. 37. 24)? — если нет воды во рве иудеев, которые оставили источник воды живой и сделали себе водоемы разбитые (Иер. 2. 13) 1518 . И чтобы ты знал, что это истинная глина, Сам Господь говорит о Себе: Положили Меня в рове глубоком, во тьме и в тени смертной (Пс. 87. 7). 17 . Итак, Христа покупают те, кто приносит добрые благовония 1519 : фимиам, которым благоухают жертвенники благочестивого ума, как и Давид говорит па греческом языке: Κατευθυνθτω προσευχ μου ς θυμαμα νπιν σου 1520 – и смолу, с помощью которой соединяют разбитый мрамор. Это духовная смола и потому исцеляет раны твоей души и связывает разорванное, укрепляет ослабленное. Ибо эта духовная смола делает сильными и связывает расстроенные части души, чтобы они безболезненно соединились. Наконец, Иеремия ищет эту смолу, чтобы, если это возможно, попытаться исцелить Вавилон, говоря: Возьмите смолы для болезни его, может быть, он исцелеет. Врачевали мы Вавилон, но он не исцелился (Иер. 51. 8–9). Не исцелилась Синагога 1521 , поскольку смола эта перешла к Церкви. Потому торговцы приходили из Галаада, что переводится как владение или местопребывание свидетельства, перенося свои товары в Церковь, чтобы эта смола врачевала грехи народов, о которых говорится: Укрепитесь, ослабевшие руки и колени дрожащие (Ис. 35. 3). Искренняя вера — это смола. Ее употреблял Петр, когда говорил хромому: Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян. 3, 6), — и должным образом тот встал и начал ходить. Ее он имел, когда говорил расслабленному: Эней, исцеляет тебя Господь Иисус: встань и убери постель. И он встал и убрал (Деян. 9. 34) 1522 . Ее имел он, когда говорил умершей: Встань во имя Господа нашего Иисуса Христа (Деян. 9.40). И усопшая встала. Надлежащей смесью из этой смолы скрепляются те камни, из которых Бог силен воздвигнуть детей Аврааму 1523 . Лекарство из этой смолы хромого выпрямляет, расслабленного укрепляет, умершую воскрешает.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Свергши же с себя, как бы одеяние древней оной славы, и все духовное украшение, великою недугуют неблагодарностью и проводят жизнь, лишенные всякой славы. А что и Сам Христос отдалился от них, на это указал Моисей, далеко от стана поставивший свою переносную палатку (скинию). Ибо Христос оставил толпы иудеев или полки и все множество их и, отступив от них весьма далеко, явил неподвижную скинию, Церковь из язычников, которую и Своею объявляет; об этом Он в одном месте устами Псалмопевца говорит: «здесь вселюсь, ибо Я возжелал его» ( Пс. 131, 14 ). Итак, надлежало чтобы являлись наконец совлеченными и лишенными украшения и славы не имеющие Еммануила, Господа славы, Который облек любящих Его украшением от веры и добродетелей, так чтобы они весьма радостно говорили: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис. 61, 10 ). Ибо необыкновенна красота, очевидно мысленная, которая во Христе, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. О покрывале на лице Моисея «Разумеешь ли, что читаешь?» ( Деян. 8, 30 ) по справедливости прилично было бы сказать народу Иудейскому, который оказался дошедшим до такой степени безумия, что в Священном Писании именуется даже не имеющим сердца. Ибо вот, сказано, «народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит» ( Иер. 5, 21 ; Иез. 12, 2 ). А что для них сделался совершенно бесполезным и самый закон, данный чрез Моисея, по причине великости присущего им неразумия, на это указал нам и Сам Христос, говоря: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» ( Ин. 5, 39–40 ); ибо «ожесточение произошло в Израиле отчасти» ( Рим. 11, 25 ), и не имея просвещения чрез Духа, они были медленны в отношении к вере и совершенно не удобопреклонны к тому, чтобы избрать и мыслить полезное ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Если София есть Церковь , то душа и совесть Церкви, – Церковь Святых –, есть София по преимуществу. Если София есть Церковь Святых, то душа и совесть Церкви Святых, – Ходатайница и Заступница за тварь пред Словом Божиим, Судящим тварь и рассекающим её на-двое. Матерь Божия, – «миру Очистилище» –, опять-таки есть София по преимуществу. Но истинным Знамением Марии Благодатной является Девство Её. Красота души Её. Это и есть София. София есть «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа ( κρυπτς τς καρδας νθρωπος ν τ φθρ το πραως κα συχου πνεματος, 1Пет.3:4 ), истинное украшение человеческого существа, проникающего сквозь все его поры, сияющее в его взгляде, разливающееся с его улыбкой, ликующее в его сердце радостью неизреченною, отражающееся на каждом его жесте, окружающее человека, в момент духовного подъема, благоуханным облаком и лучезарным нимбом, сотворяющее его «превыше мирского слития», так что, оставаясь в миру, он делается «не от мира», делается выше-мирным. «Свет во тьме светит и тьма не объяла его» ( Ин.1:5 ) – такова не-от-мирность духо-носной прекрасной личности. София есть красота. «Да будет украшением (κσμος), вашим, – обращается ап. Петр к женам –, не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» —158— 1Пет.3:3–4 ). Только София, одна лишь София есть существенная Красота во всей твари; а всё прочее – лишь мишура и нарядность одежды, и совлечется личность этого призрачного блеска при испытании огнем. Таковы некоторые из аспектов Софии в их взаимоотношениях. Рассмотрим же их несколько подробнее. Чистота сердца, девственность и целомудренная непорочность есть необходимое условие, чтобы узреть Софию-Премудрость, чтобы быть всыновленным в Вышний Иерусалим, – «Матерь нам» ( Гал.4:26 ). Понятно, почему это – так. Сердце является органом для восприятия горнего мира. Посредством сердца созерцается перво-зданный корень личности, Ангел её, и чрез этот корень устанавливается живая связь с Матерью духовной личности, – с Софиею, разумеемою как Ангел-Хранитель всей твари, – всей твари, едино-сущной в любви, получаемой чрез Софию от Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

      В самом деле,— что может быть абстрактнее и негативнее истины ЧТО? И этот великий парадокс мы видим на всем историческом пути человечества с момента грехопадения Адама. Зачарованное своим рассудком, человечество живет в каком-то дурмане, так что не только «позитивная» наука и философия ставят себе подобно Пилату, вопрос: ЧТО есть истина?, но даже и в религиозной жизни человечества наблюдается все тот же великий обман, и там люди постоянно сходят на путь искания истины «ЧТО».       Рассудок полагает, что если он познает искомую им истину — «ЧТО», то достигнет обладания магической силой и станет свободным властелином бытия.       В религиозной жизни человек, сходящий на путь рассудочных исканий, неизбежно впадает в пантеистическое мировосприятие. Всякий раз, когда богословствующий ум пытается своею силою познать истину о Боге, понимает он то, или не понимает, роковым образом впадает все в ту же ошибку, в которой погружены и наука, и философия, и пантеизм, а именно — в искание и созерцание истины «ЧТО».       Истина «КТО» — рассудком никак не познается. Бог «КТО» — познается только чрез общение в бытии, т. е. только Духом Святым. Это постоянно подчеркивал Старец Силуан.       Сам Господь об этом говорит так: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы прийдем к нему, и обитель у него сотворим»... «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» (Ио. 14, 23—6).       В православном аскетическом опыте путь отвлеченных созерцаний отвергается, как неправильный. Кто в своих богомыслиях останавливается на отвлеченном созерцании Блага, Красоты, Вечности, Любви и подобн., тот встал на ложный путь. Кто только совлекается всех эмпирических образов и понятий,— тот тоже еще не познал истинного пути.       Православное богосозерцание не есть отвлеченное созерцание Блага, Любви и проч. Не есть оно и простое совлечение ума от всех эмпирических образов и понятий. Истинное созерцание  дается  Богом чрез пришествие Бога в душу, и тогда душа созерцает Бога и видит, что Он любит, что Он благ, великолепен, вечен; видит Его надмирность и неизреченность. Но отвлеченно ничто  не созерцается.

http://isihazm.ru/?id=1445

Другие быть может увлекутся твоим примером. Доброе дело ведь любезно душе христианина. И мы все любим добро, но к несчастью нашему творим злое. Воли твердой не достает и решимости. А когда примеры бывают налицо, тогда они действуют увлекательно. Они, как говорят святые отцы, да и мы сами примечали, учат сильнее слов. Если же ты брата своего и всякого ближнего своим добрым примером совлечешь с греховного пути, то знай, что «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти, и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ). Ты спасаешь брата по любви к нему, а Бог за твое доброе дело простит и тебе твои грехи. Вот, видишь, какая будет радость для тебя. Подумай, что же лучше: попраздновать ли греховно несколько дней масляницы и тем приобрести себе кроме грехов еще и нездоровье или провести их по уставу Церкви, т.е. не грешить, а начать пост с покаянием, да и друга склонить к тому же? Нужно ли говорить, что последнее во стократ лучше. Если ты, брат о Господе, перестанешь греховно по язычески проводить масляницу, то потрудись подумать и о том, как должно праздновать истинные церковные и высокоторжественные праздники. У нас ведь многие и очень даже многие дурно, греховно проводят эти великие дни. Господь повелел человеку шесть дней делать свои дела, а седьмой посвящать Ему. Это посвящение означает то, что в праздничный день всякий человек должен делать дела благочестия. К ним относятся: молитва дома и в храме при богослужениях, чтение священных и душеспасительных книг, беседы о спасении души, посещение больных, служение им и бедным и прочие дела по любви к Богу и ближнему. Все эти дела неминуемо требуют того, что бы ты свободен был от своих житейских, будничных занятий. Праздный, т.е. свободный от них ты всецело можешь посвятить день Богу. Помолившись за утреней, ты не позволь себе пропустить и важнейшей службы, т.е. литургии. Окончилась служба, иди с миром домой. Но и здесь занимайся чтением, затем посети нуждающихся в помощи и послужи им, чем можешь. Вот образ благочестивого и душеспасительного провождения праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр. 3, 20 ). Как пишет схиархимандрит Софроний: «Православное богопознание не есть отвлеченное созерцание блага, любви и проч., не есть оно и простое совлечение ума от всех эмпирических образов и понятий. Истинное созерцание дается Богом через пришествие Бога в душу, и тогда душа созерцает Бога и видит, что Он любит, что Он Благ, Великолепен, Вечен; видит Его надмирность и неизреченность». Сын Божий Господь Иисус Христос доказал нам и неизмеримость Своей любви Своими великими страданиями, пролитой за нас кровью и крестной смертью. Это известно всем христианам. Но вопрос: эта истина у всех ли трогает сердце до отвращения ко греху и так, чтобы благословить в душе своей Господа? Как пишет архимандрит (впоследствии Патриарх) Сергий: «Пусть человек созерцает в Боге не самозаключенную святость, которая была бы погружена в услаждение своими совершенствами, а видит прежде всего любовь, которая стремится жертвовать собой, стремится наделять своими благами всех, кто только может их восприять. Пусть человек сознает, что он, в частности, не заслужил этой любви, что, наоборот, его неблагодарность заслужила наказания, а не любви. Сознавая все это, может ли чистый, любящий добро человек не загореться в ответ на эту любовь такой же безграничной и бескорыстной любовью, какую видит в Боге? Тогда для человека пропадает все: и сам он, и будущие награды, и закон справедливости, и остается только один Бог , для Которого он и живет и о процветании царства Которого как царства добра он только и думает, позабывая, будет ли сам он участвовать в этом царстве или нет». Очевидно, что недостаточно одной только веры в Бога. Старец схимонах Силуан со Старого Афона и говорит поэтому: «Иное – веровать в Бога, а иное – знать Бога… Верующих на земле много, а таких, которые знают Бога, – очень мало». Вместе с тем познать Бога – это значит приобщиться к жизни вечной. Господь сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Если, согласно Христовой молитве, возрожденное благодатью общество христиан будет «едино, как и Мы», то, конечно, в его членах нельзя уже предполагать такого обособленного самосознания, какое наблюдается в невозрожденном человеке, т. е. в человеке, еще не проникшемся благодатью возрождения. Таким образом, выходит, что христианин по мере своего духовного совершенствования должен освобождаться от непосредственного противопоставления «я» и «не я», получать ощущение или сознание своего внутреннего единства со Христом, отцом и братьями по вере (см. Ин. 17, 23 ; Ин. 14, 20 ). Так будут существенно видоизменяться, по-видимому, основные свойства человеческого самосознания, ибо иначе для христианина нет возможности представить учение Троичности даже в мыслях, а тем более уподобиться Божественному Триединству по существу, о чем молился наш Господь. Здесь с особенной ясностью можно применить учение Ап. Павла о непостижимости Божества для духа невозрожденного и о некоторой постижимости его для возрожденных благодатью. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем» ( 1Кор. 2, 14–15 ). Несколько выше Апостол говорит, что как «человеческого никто не знает, только дух человека, живущий в нем», так и Божия никто не знает, кроме Духа Божия, проницающего все и глубины Божия. Этого то Духа от Бога, а не духа мира сего приняли мы, дабы знать дарованное нам от Бога (см. 1Кор. 2, 10–12 ); притом проповедь этих тайн передается по Апостолу не младенцам, а только совершенным в вере (см. ст. 6). Из этих слов Апостола вполне ясно то, что истина Божия постигается, конечно, только отчасти, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» ( 1Кор. 13, 12 ) не иначе, как посредством постепенного возрастания в вере и добродетели и, следовательно, это познание по существу связано с нашим внутренним перерождением; «с совлечением ветхого человека и облечением в нового» ( Кол. 3, 9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Если София есть Церковь, то душа и совесть Церкви, — Церковь Святых, — есть София по преимуществу. Если есть Церковь Святых, то душа и совесть Церкви Святых. — Ходатаица и Заступница за тварь пред Словом Божиим, судящим тварь и рассекающим ее на–двое, Матерь Божия, — «миру Очистилище», — опять таки есть София по преимуществу. Но истинным знамением Марии благодатной является Девство Её, Красота души Её. Это и есть София. София есть «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа — κρυπτς της καρδιας νθρωπος ν τω αφθρω του πραως κα σοχου πνεματος» (1 Пет. 3, 4), — истинное украшение человеческого существа, проникающего сквозь все его поры, сияющее в его взгляде, разливающееся с его улыбкою, ликующее в его сердце радостно неизреченною, отражающееся на каждом его жесте, окружающее человека, в момент духовного подеема, благоуханным облаком и лучезарным нимбом, сотворяющее его «превыше мирского слития», так что, оставаясь в миру, он делается «не от мира», делается выше–мирным. «Свет во тьме светит и тьма не объяла его» (Ин. 15) — такова не–отмирность духо–носной прекрасной личности. София есть Красота. «Да будет украшением — κοσμος — вашим, — обращается ап. Петр к женам, — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1 Пет. 3 3–4). Только София, одна лишь София есть существенная Красота во всей твари; а все прочее — лишь мишура и нарядность одежды, и совлечется личность этого призрачного блеска при испытании огнем.   Таковы некоторые из аспектов Софии в их взаимо–отношениях. Рассмотрим же их несколько подробнее.   Чистота сердца, девственность и целомудренная непорочность есть необходимое условие, чтобы узреть Софию–Премудрость, чтобы быть всыновленным в Иерусалим, — «Матерь нам» (Гал. 4, 26). Понятно, почему это — так. Сердце является органом для восприятия горнего мира. Посредством сердца созерцается первозданный корень личности, Ангел её, и чрез этот корень устанавливается живая связь с Матерью духовной личности, — с Софиею, разумеемою, как Ангел–Хранитель всей твари, — всей твари, едино–сущной в любви, получаемой чрез Софию от Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

15-й стих 11-й главы выглядит в переводе Септуагинты несколько иначе, чем в синодальной версии библейского текста: Тогда возсияет твое лицо, как чистая вода, совлечешься от скверны и не будешь бояться ( Иов. 11:15 ; Септуагинта). Комментируя этот фрагмент, Дидим Слепец пишет, что здесь Софар свидетельствует об особой духовной чистоте: чистоте людской души, омытой от скверны греха и ясно являющей в себе – при достижении ею состояния святости – черты заложенного в нее при творении образа Божия. Итак, по Дидиму, здесь «говорится о душе. Ибо отделившись от всякой нечистоты, воистину человек покажет чистым и ясным то, что [в нем] «по образу» [Божию] (ср.: Быт. 1:27 )» 656 . Софар завершает свою речь так: Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем. И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро. И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно. Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать у тебя. Глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет ( Иов. 11:16–20 ). По замечанию святителя Григория Великого , Софар здесь верно уподобляет страдания настоящей жизни водам, которые прейдут, протекут и даже не вспомнятся в реальности Вечной Жизни 657 . Вместе с тем, комментируя слова Софара и многие будут заискивать у тебя ( Иов. 11:19 ), святитель Григорий Великий подчеркивает, что даже среди произнесенных Софаром верных слов о Боге ли, о путях ли праведности все равно неизбежно проскальзывают речения, выдающие нечестие друга Иова, являющие его различные нравственные заблуждения. Ведь даже уча верным вещам, Софар не перестает быть противником святого Иова, а значит, и противником подлинной святости. Не перестает он быть и прообразом будущих еретиков эпохи бытия Церкви Христовой. Как пишет Двоеслов, «надо знать, что когда дурные люди излагают правильные мысли, то очень трудно им не выдать всего того, что они преследуют втайне. Вот и Софар добавляет: И многие будут заискивать у тебя ( Иов. 11:19 ). Но ведь праведники не для того удерживают себя на тесных тропах невинности, чтобы другие заискивали перед ними». Говорящие подобное сказанному здесь Софаром, «будь то еретики или какие другие отступники – все они живут с маской невинности среди людей и хотят казаться их заступниками. И когда, говоря о священном, скрывают то, что их привлекает, они обещают все это другим как нечто великое; когда же возвещают о делах небесных, в ручательствах своих скоро показывают, что же они любят» на самом деле 658 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

15 . Уже тогда, следовательно, предызображалось знамение будущего Креста, и в то самое время, когда с Него был снят хи­тон 52 , то есть плоть, которую Он принял, с Него было совлечено прекрасное многоцветье добродетелей. Значит, Его хитон, то есть плоть 53 , а не Божество обагрилось кровью: они смогли похитить у Него одеяние плоти, но не бессмертие жизни. Этот хитон обаг­рили кровью иудейские звери, те, о которых Он говорит: Вот, Я посылаю вас как овец среди волков ( Мф. 10. 16 ). 16 . Что удивительного, если ров был пуст ( Быт. 37. 24 )? – если нет воды во рве иудеев, которые оставили источник воды живой и сделали себе водоемы разбитые ( Иер. 2. 13 ) 54 . И чтобы ты знал, что это истинная глина, Сам Господь говорит о Себе: Положили Меня в рове глубоком, во тьме и в тени смертной ( Пс. 87. 7 ). 17 . Итак, Христа покупают те, кто приносит добрые благово­ния 55 : фимиам, которым благоухают жертвенники благочестиво­го ума, как и Давид говорит па греческом языке: Κατευθυνθτω προσευχ μου ς θυμαμα νπι ν σου 56 – и смолу, с помощью ко­торой соединяют разбитый мрамор. Это духовная смола и потому исцеляет раны твоей души и связывает разорванное, укрепляет ос­лабленное. Ибо эта духовная смола делает сильными и связывает расстроенные части души, чтобы они безболезненно соединились. Наконец, Иеремия ищет эту смолу, чтобы, если это возможно, по­пытаться исцелить Вавилон, говоря: Возьмите смолы для болезни его, может быть, он исцелеет. Врачевали мы Вавилон, но он не исцелился ( Иер. 51. 8–9 ). Не исцелилась Синагога 57 , поскольку смола эта пере­шла к Церкви. Потому торговцы приходили из Галаада, что переводится как владение или местопребывание свидетельства, перенося свои товары в Церковь , чтобы эта смола врачевала грехи народов, о которых говорится: Укрепитесь, ослабевшие руки и колени дрожа­щие ( Ис. 35. 3 ). Искренняя вера – это смола. Ее употреблял Петр, когда говорил хромому: Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи ( Деян. 3, 6 ), – и должным образом тот встал и начал ходить. Ее он имел, когда говорил расслабленному: Эней, исцеляет тебя Господь Иисус: встань и убери постель. И он встал и убрал ( Деян. 9. 34 ) 58 . Ее имел он, когда говорил умершей: Встань во имя Господа нашего Ии­суса Христа ( Деян. 9.40 ). И усопшая встала. Надлежащей смесью из этой смолы скрепляются те камни, из которых Бог силен воздвиг­нуть детей Аврааму 59 . Лекарство из этой смолы хромого выпрямля­ет, расслабленного укрепляет, умершую воскрешает.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010