г) Часто мы скидаем свою обыкновенную одежду, и чрез это не прекращается наша жизнь. Смерть тела для души есть совлечение телесной одежды, сделавшейся негодною к употреблению, как говорит святой Павел: сущии в теле сем воздыхаем отягчаема: понеже нехощем совлещися, но пооблещися, да пожерто будет мертвенное животом ( 2Кор. 5:4 ). Яснее скажем: «мы, находясь в сей хижине, вздыхаем под бременем: потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью». е) Часто мы переходим из одного дома в другой, и чрез это не прерываем своего существования. Так и в смерти тела нет опасности для существования души: ибо смерть есть переход души из непрочного обветшавшего дома этого бренного тела в дом вечного жилища ( Екк. 12:57 ). Апостол говорит: вемы, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворенну, вечну на небесех ( 2Кор. 5:1 ). «Мы знаем, что когда земной наш дом, сия хижина разрушится, мы получим от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». Братия! Размышляйте чаще о бессмертии души. Это размышление внушает нам всегда более заботиться о спасении души, чем о нуждах телесных, по наставлению Господа Спасителя: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит ( Мф. 16:26 ). «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Помышляя о бессмертии души, мы, ради спокойствия своего смертного тела, недолжны оставлять своих христианских обязанностей к Богу и ближним, а, напротив, должны охотно жертвовать всеми телесными удовольствиями, удобствами и самою телесною жизнью, если этого потребуют высшие обязанности к Богу и ближним. Спаситель учит: обретый душу свою погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю ( Мф. 10:39 ). Кто для сбережения чувственной жизни, или её удовольствий, не хочет распять свою плоть со страстями и похотями ( Гал. 5:24 ), не хочет отвергнутся себя и нести крест свой, по заповеди Господа: тот погубит свою душу для вечной жизни. А кто ради Господа, по заповеди Его, отвергается себя, несет крест свой, и следует за Господом, соблюдая заповеди Его: тот сбережет свою душу для вечной жизни; тот наследует вечное блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Не будучи плодом каких бы то ни было интеллектуальных исканий или результатом богословского размышления, догмат есть словесное выражение «очевидности». Истинное понимание церковных догматов возможно только лишь тогда, когда мы совлечемся привычного образа мышления, свойственного человеческому разуму. В интеллектуальном развитии отцы Церкви стояли никак не ниже уровня, достигнутого современными им философией и наукой. Неоспоримое свидетельство тому – их творения. Обладая autorite souveriane, они преодолели ограничения формальной человеческой логики. Когда посредством веры и по дару вдохновения свыше ум человека предстоит перед очевидностью Высшего Факта, то такой переход для него вполне естественен. И опыт именно такого порядка лежит в основе каких бы то ни было догматических обобщений. В Библии , и особенно в Новом Завете, мы находим много примеров такого божественного вдохновения, когда ум человека оказывается лицом к лицу с очевидными фактами мира духовного. Приведем некоторые из них: « Симон же, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» ( Мф.16:16–17 )... « Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» ( Гал.1:11–12 )... « А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор.2:10 )... «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, и что осязали руки наши, о Слове жизни» ( 1Ин.1:1 )... Непосредственное знание такого рода не поддается никакому логическому доказательству. Его невозможно даже «очертить» посредством тех понятий, которыми оперирует человеческий ум. И это не только лишь потому, что человеческое концептуальное мышление слишком ограничено в своем диапазоне для восприятия божественных реальностей, но прежде всего потому, что истинное познание Бога может быть дано не иначе как бытийно, через живой опыт всего нашего бытия. 33 И единственный путь к такому познанию есть путь хранения всего того, что заповедал нам Христос ( Мф.28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Вот устав Пасхи: никакой иноплеменник, а также и наемник не должны есть ее ( Исх. 12:43,45 ). Иноплеменником именуется душа, содержащая неправые мнения и ведущая жизнь нечестивую, а наемником – душа сластолюбивая, работающая Богу только внешне, ради корысти и славы человеческой. И то, и другое состояние души – греховны; и то, и другое состояние ведут к смерти. Но, хотя эти состояния отличаются одно от другого, выход из них обоих один – обрезание ( Исх. 12:48 ), состоящее в совлечении греховного тела плоти ( Колос. 2:11 ) через соблюдение заповедей Божиих ( 1Кор. 7:19 ). Совершается такое обрезание произволением человеческим – с одной стороны и благодатью Божией – с другой. Господь, обращаясь к Моисею и Аарону, которые, в таинственном значении, представляют собой закон Духа и закон ума ( Исх. 12:43 ), повелевает обрезать иноплеменника только в том случае, если он захочет ( Исх. 12:48 ). Захочет не только совершить Пасху Господню, но и претерпеть боль. Ведь обрезание, каким бы оно ни было, не может совершиться без боли. Болезненность сердца, выражающаяся через ощущение человеком своей греховности, и печаль ради Бога ( 1Кор. 7:10 ) служат очевидным свидетельством того, что обрезание крайней плоти с сердца нашего (Иереем. 4:4) благополучно совершается благодатью Божией. С совлечением греховного тела плоти ( Колос. 2:11 ), или тела смерти ( Рим. 7:24 ), – т.е. с изгнанием из души и тела всего греховного, – прекращается и ощущение соответствующей болезненности. Вместе с этим является способность к совершению Пасхи Господней. С этого момента, собственно, и начинается духовная жизнь – почему и называется он началом нового года ( Исх. 12:12 ). Первый день первого по счету месяца каждого нового года должен совпадать с тем днем и тем моментом, с которого начался отсчет времени вообще. Об этом дне Писание повествует так: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» ( Быт. 1:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Выражение «созданный по Богу» означает то же, что и сказанные в другом месте слова «по образу Божию» ( Быт.1, 27 ). Но, согрешив, он утратил праведность и святость истины, отчего тот образ сделался безобразным и выцветшим (deformis et decolor), но он может вновь обрести ее, если преобразится и обновится. Что же касается слов «духом ума», то апостол [разумеется] не желал, чтобы здесь мыслилось два [разных] предмета, как будто одно есть дух, а другое – дух ума; но [он сказал так] лишь потому, что всякий ум есть дух, но не всякий дух – ум. Ибо [к слову] есть Дух, Который – Бог, и Который не может обновиться, потому что Он не может обветшать. О духе в человеке говорится также как о том, что не есть ум, духу которого принадлежат воображения, являющиеся подобиями тел, о чем и говорил апостол Коринфянам, когда он сказал: «когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, мой ум остается без плода» ( 1Кор.14, 14 ). Он имеет в виду то, о чем говорится без понимания; ведь то даже не может быть сказано, если образы звучащих слов не предшествуют в сознании духа устному озвучиванию. Ведь и душа человека называется духом, отчего в Евангелии [и говорится об Иисусе]: «И, преклонив главу, предал дух» ( Ин.19, 30 ). Этим обозначается смерть тела по выхождению души. Говорится даже о духе животных, о чем написано в книге Соломона, или Экклезиаста, где со всей очевидностью сказано: «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» ( Еккл.3, 21 ). Об этом написано также и в книге Бытия, где сказано, что из-за потопа «все, что имело дыхание духа жизни» ( Быт.7, 22 ) умерло. Духом называется даже ветер, т.е. нечто совершенно телесное, по поводу чего в псалме говорится: «огонь и град, снег и туман, дух бури " 92 ( Пс.148, 8 ). Итак, слово «дух» имеет много значений; и апостол под выражением «дух ума» имел в виду тот дух, который называется умом. Подобным образом тот же самый апостол также говорит о совлечении «тела плоти» ( Колос.2, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Время последнего миновало. В ответ на уничижение «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени», – «Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп. 2, 9–11 ). Христос по Вознесении уже прославлен у Отца «славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17, 5 ). Эта предвечная слава, присущая Логосу, стала свойственна и Богочеловеку в соединении обоих естеств, как Божеского, так и человеческого, и она сопровождает Его в явлении миру. В предварении эта слава была явлена, как осияние светом преображающим, на горе Фаворской. Но это было только явление славы, но не сама Слава. Что же есть Слава? Слава во Св. Троице соответствует откровению Третьей Ипостаси в двоице самооткровения Отца: Слово всех слов – Истина всякого бытия, осуществляемая Духом Святым, на Сыне почивающем. Сын и Дух Святой, как самооткровение Отца, соединены нераздельно и неслиянно. Дух Св., почивающий на Сыне, как ипостасная Слава Божия, и есть именно та слава, о которой они свидетельствует: «прославь Меня Ты, Отче, y Тебя самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17, 5 ; однозначно и 17, 24; «да видят Славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»). «Прежде основания мира» есть образное, антропоморфное выражение, которое, конечно, не может быть понято буквально, как определение временного последования: именно прежде бытия мира или после его основания, чем вносилось бы время в недра бытия Божественного. Но оно выражает соотношение между собственной жизнью Бога в Себе, как Абсолютного, и Его откровения в мире, как Творца, Троицы имманентной и икономической. Кенозис Сына в его сошествии с небес предполагает совлечение Славы, конечно, не в «небесах» т. е. в Троице «имманентной», но в мире, явление ему в бесславии, в образе человеческом, причем это Его земное служение становится и прославлением Его, преодолением бесславия и приведением состояния земного в соответствующее славе небесной: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» ( Ин. 17, 4 ), а в ответ на это и Отец прославляет Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   Вот, в общем то важное, что обсуждал и что постановил наш Собор, призвавший нашу зарубежную паству к твердому стоянию за истину в наши лукавые времена и к верности истинной Церкви, ее правилам, установлениям и священным вековым заветам, которыми жили и спасались наши благочестивые предки на Святой Руси, попрание которых вызвало страшную кровавую катастрофу и наше изгнание из пределов родной земли. Дай Бог, чтобы этот наш архипастырский призыв дошел до сердец всех православных русских людей в разсеянии сущих и еще крепче объединил их вокруг нашей Русской Зарубежной Церкви, единственного сейчас свободного оплота истинной христианской веры в мipe! С Новым Годом, с новым счастьем!    Так когда-то приветствовали у нас на Руси друг друга русские люди при наступлении Нового Года.    Этим стародавним традиционным приветствием сердечно приветствуем и мы всех наших соотечественников — православных русских людей в изгнании и разсеянии сущих и искренно желаем им в наступающем Новом 1963 Году нового счастья.    Но как и откуда может придти к нам это «новое счастье»?    Надо знать, что «счастье» наше зависит прежде всего и в первую очередь не от каких-либо внешне-благоприятных условий и обстоятельств нашей жизни, всегда столь изменчивой и непостоянной, а главным образом — от внутреннего состояния наших душ. Когда в душе настоящий ад от неудовлетворенных желаний, стремлений и разного рода греховных страстей, когда кипит в ней зависть, злоба, гнев и ненависть, когда погружена она в уныние и отчаяние, — о каком «счастье» можно тогда говорить?!    Вот почему «новое счастье» возможно для нас только тогда, когда мы сами станем новыми, когда мыобновимся душами своими, когда мы, по выражению Слова Божия, «совлечемся ветхаго человека с деяньми его и облечемся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго его»  (Колос. 3:9—10), то есть, когда мы, как разъясняет дальше Св. Апостол, «отложим прежний образ жизни ветхаго человека, истлевающаго в обольстительных похотях» и «обновимся духом ума нашего», «облекшись в новаго человека, созданнаго по Богу, в праведности и святости истины»  (Ефес. 4:22—24), иными словами: когда мы «облечемся, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу, как и Христос простил нас» - более же всего — когда мы «облечемся в любовь, которая есть совокупность совершенства», и когда будет «владычествовать в сердцах наших мир Божий, к которому мы,христиане, призваны», когда «слово Христово будет вселяться в нас обильно, со всякою премудростью», когда мы будем «научать и вразумлять друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах наших Господу», а коротко говоря: когда мы будем так настроены, что «все, что ни делаем словом или делом, все будем делать во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца»  (Колос. 3:12—16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Ругались над Ним и воины, распявшие Его, подходя и поднося Ему уксус, смешанный с желчью, и говоря: «Если Ты Царь иудейский, то спаси Себя самого». Пилат же повелел после приговора написать надписание вины Его греческими, римскими и еврейскими словами: «Сей есть Царь иудейский». Один из повешенных злодеев сказал Иисусу: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас», другой же, по имени Дисмас, укорял его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы достойное восприняли по делам нашим, а Он ничего не сделал худого». И сказал Иисусу: «Помяни мя, Господи, во царствии твоем». И сказал ему Иисус: «По истине говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю». Настоящий рассказ не представляет собою чего-либо нового сравнительно с каноническими повествованиями, тем более, что весь он, особенно же начиная с изречения Спасителя: «Отче, отпусти им», почти буквально взят у евангелиста Луки ( Лк.23:34–43 ) 218 . Однако стоит упомянуть о двух замечаниях этого рассказа: об одном, где говорится, что Иисус Христос препоясан был лентием, и о другом, будто на голову Его, приведенного уже на пропятие, возложен был терновый венец. Многие отрицают 219 обычай опоясывать распинаемых и говорят, что они висели на кресте обнаженными, основываясь, между прочим, на том месте святого Матфея ( Мф.27:35 ), где говорится, что одежды Распятого разделены между воинами. Но ученые нашли, что обычай опоясывать чресла распятого был совершенно в духе римских законов 220 . Что же касается до рассказа о терновом венце, то немецкий ученый Аренс считает его позднейшей вставкой и именно относит ко времени развития христианского искусства иконописи. Нам это мнение кажется поспешным. О терновом венце упоминают почти все евангелисты. Итак, спрашивается, совлечен ли был с головы Иисуса терновый венец прежде распятия? Ясно, ни один евангелист не говорит об этом, а из контекста речи у евангелиста Матфея: «Когда же насмехались над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в одежды Его и повели Его на распятие» и проч., нельзя вывести ничего определенного, между тем в Актах прямо говорится, что, приведши Иисуса на лобное место, воины возложили на Иисуса терновый венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Посмотри, возможно ли отнести «проказу на голове» к тому, кому глава не Христос (ср. 1Кор.11:3 ), но кто-то другой – например, Эпикур, провозгласивший высшим благом наслаждение. Не кажется ли тебе, что голова и борода такого человека нечисты? Кроме того, о том, кто, в то время когда должно ему быть мужчиной и поступать так, как будто он совершенный, легко побеждается грехом, словно младенец (ср. 1Кор.13:11 ), также должно сказать, что у него «проказа на бороде», ибо, хотя он должен преодолевать зло и выступать со священнической честью, которая представлена бородой, он претерпевает «проказу на бороде», так как ему препятствуют пороки юности. Часто говорится, что женщина в Писании обозначает душу, которая может не столько отдавать, сколько принимать семя слова; если обнаружена «на голове проказа» у мужа, который «жене глава» (ср. 1Кор.11:3 ), то имеет она учителя порочного и нечистого: либо Маркиона, либо Валентина, либо кого-то из их последователей. 10 . Шестой и последний вид проказы показывает, что она есть «на плеши или на лысине», которые сами по себе чисты. В законе сказано так: «Если у кого на голове вылезли волосы, то это плешивый: он чист; а если на передней стороне головы вылезли волосы, то это лысый: он чист» ( Лев.13:40–41 ). И соответственно это относится к душе, ибо когда она совлечет и низвергнет все, что в ней по природе смертное, объявят ее чистой. Но если после того, как она соделалась чистой, вновь появляются в ней ростки грязного и низменного, не достойного ее чистоты, то становится такая душа нечистой, словно прокаженной. Всякому прокаженному, у которого проказа «окажется ниже кожи» (ср. Лев.13:20 ) и «углубленною в коже» (ср. Лев.13:30 ) – ибо всякий порок души находится ниже ее добродетелей, – «закон», который «духовен» (ср. Рим.7:14 ), предписывает: «У прокаженного должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта» ( Лев.13:45 ). Это изобличает того, у кого душа прокаженная, то есть кто пригвожден грехом, и не должно ему шить себе одежды, чтобы прикрыть позор греха, ибо подобно тому, как тот, чья «одежда разодрана», обнажен и не прикрыт стыд его тела, так же необходимо и тому, кто поражен какими-либо грехами, не прикрывать свой стыд и бесчестие никаким покрывалом слов, никакой завесой оправдания, чтобы не уподобиться ему «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

А если в нас есть что-то от неразумных животных, например, жадность хищников, непостоянство птиц, яд пресмыкающихся, то наши души не станут невестами Христовыми, и мы не будем частью тела Его, ибо мы поступаем, не как Он. Душа, удостоившаяся стать невестой Христовой, как и Он, свободна от всякого извращения природы и знает, что она такова по собственным поступкам. Апостол говорит: Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть ( 2Кор 13, 5 ). Видишь, пока человек не достиг делания Иисусова, значит, он не прошел испытания, и его душа не стала, как разумная дева, ожидающая Жениха. Благоразумные девы заранее приготовили (масло для) светильников, а неразумные, у которых не было делания, остались за дверью брачного чертога (Ср.: Мф 25,1 ). Давайте и мы постараемся выполнять делание – тогда Дух Божий будет обитать в нас. Как сказал Господь, если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины ( Ин 14,15–17 ). И со слезами сделаем все, что в наших силах, постепенно совершая подвиг, пока не совлечемся дел ветхого человека. Храните себя от всякой погибельной вещи, пока Его любовь не придет к вам и не совлечет с вас образ перстного Адама и не установит Свой святой образ в вашем сердце. По слову апостола, как мы носили образ перстного (Адама), будем носить и образ небесного ( 1Кор 15,48 ). Апостол знал, что нет человека без греха со времени преступления Адама и что покаяние может превратить его в безгрешного. Поэтому он велел нам оставить поступки нарушителя заповеди и заняться деланием Господа нашего Иисуса Христа, то есть выполнить Его святые заповеди. Христос сотворил милость и претерпел рабство человека, пока не ввел его в сокровенный Рай , передав ему все Свои святые доблести и даровав ему вкушать от древа жизни, которое есть чистота. Он сказал следовавшим Ему во всем, которых Он сделал братьями и друзьями, излив Духа Святого на них: Восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин 20, 17 ). Также Он изрек, обращаясь к Отцу: Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин 17, 20–21 ). И затем просит, чтобы Ты возлюбил их, как возлюбил Меня.., да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня ( Ин 17, 23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Чин бракосочетания состоит в торжественном обручении сочетающихся, следующим за устным изъяснением их, при собрании верующих, добровольного согласия на брачный союз, и в торжественном их венчании, предваряемом и сопровождаемом молитвами о благословении для них свыше. Елеосвящение имеет начало свое в том действии Апостолов, которое они еще во время земной жизни Иисуса Христа и по Его уполномочению совершали над недужными, помазуя их елеем и исцеляя их через это от болезней ( Мк. 6:13 ). Как потом совершалось оно в апостольской Церкви, видно из следующих слов ап. Иакова: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Ик. 5:14–15). Так именно совершается это таинство и теперь в православной Церкви. III. В таинствах сообщаются верующим благодатные силы как для христианской жизни вообще, так и для более или менее частных потребностей их, смотря по их званию и состоянию. Первые четыре таинства служат источниками общих, равно необходимых каждому, дарований Божьих, последние три назначения для благодатного укрепления верующих по особенным обстоятельствам их жизни. Через таинство крещения человек вводится в Церковь Христову и получает залог обновления жизни. Поэтому оно называется облечением во Христа и банею возрождения. Все вы, во Христа крестившееся, во Христа облеклись ( Гал. 3:27 ), то есть: с вас, крестившихся по вере во Христа, совлечено греховное рубище, и вы являетесь перед Богом в одежде Сына Божия, в новом образе, в подобии Христовом, в качестве детей Божьих. И это – не внешнее только преобразование, но – возрождение в самом существе, обновление Духом святым ( Тит. 3:5 ). Таким образом, входя через крещение в Церковь , человек усыновляется Богу и, соединяясь с верующими, как с телом Христовым, делается причастником новой, истинной жизни. В таинстве миропомазания верующий, уже возрожденный водою и Духом, запечатлевается особенным знаком, как сосуд благодати, как вместилище Духа Божия. Печать полагается на челе, очах, ноздрях, ушах, устах, руках и ногах, в знаменование того, что все мысли, чувства и действия помазуемого освящаются Духом Божьим, вся телесная и духовная природа его посвящается Богу, так что он становится живым храмом Божьим, как и говорит Апостол к христианам: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а сей храм вы ( 1Кор. 3:16–17 ). Как помазанные, христиане – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего их из тьмы в чудный свой свет ( 1Пет. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010