3) Откуда видно, что можно и детей крестить? 3) Крещение заменило собою обрезание, как учит Ап. Павел: «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховнаго тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» ( Кол. 2:11–13 ). А обрезание совершалось над детьми ( Быт. 17:10–14 ); следовательно, над детьми же должно совершаться и крещение. 4) Обетование, или обещание, о крещении дано только взрослым или и детям? 4) Да, – и детям; почему и их должно крестить: «Покайтесь, говорит апостол Петр, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа, ибо вам, поясняет Апостол, принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2:38–39 ). Здесь Апостол уже прямо и ясно велит крестить и детей, ибо и им дано обетование о спасении ( Иер. 31:34 ); оттого первые христиане крестились целыми семействами, например, крестилась разом семья Стефана ( 1Кор. 1:16 ), семьи Лидии ( Деян. 16:15 ) или семья начальника синагоги, Криспа ( Деян. 18:8 ). 5) Откуда особенно ясно видно, что нужно и детей крестить? 5) Из слов Самого Христа Спасителя, сказанных Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Здесь Христос не делает исключения ни старому ни малому, а говорит для всех ясно, что кто не родится от воды и Духа, то есть не примет св. крещения, не может войти в Царство Божие; почему необходимо крестить и детей. 6) Облечены ли дети сектантов во Христа? 6) Нет! Только «во Христа крестившиеся во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ); а они не крещены, следовательно, не облечены в Него и потому они не Его дети. 7) Соединены ли со Христом некрещенные дети сектантов и воскреснут ли они для вечной жизни с Ним? 7) Нет! «Крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились, и будучи соединены с Ним подобием смерти, должны быть соединены с Ним и подобием воскресения» ( Рим. 6:5 ), а дети сектантов не соединены со Христом в крещении и для вечной с Ним жизни не воскреснут; они духовно мертвые.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Исправление грешников представляется в Послании под образом левитских очищений и приближения к жертвеннику: «приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (4 8 ). В другом месте освобождение от нравственных недостатков уподоблено совлечению грязной одежды (1 21 ). Автор свободно берет материал для образов из всех сфер жизни. Так, слово Божие, дающее человеку познать свой духовный облик, он уподобляет зеркалу, показывающему «образ внешнего его бытия» ( προ σωπον τη ς γενε σεως). «Кто слушает и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего (или: образ внешнего своего бытия) в зеркале: он рассмотрел себя, отошел – и тотчас забыл, каков он» (1 23,24 ). Люди, всматривающиеся всегда в закон, уподоблены в Послании херувимам на крышке ковчега завета, [с. 24] приникшим, чтобы всмотреться в содержащиеся на скрижалях заповеди (1 25 ). Переносящий искушение уподобляется состязателю ристалища, получающему за победу венок (1 12 ). Нравственный закон любви, как закон основной, лежащий в корне всех заповедей, сравнивается с царем тем, что называется «законом царским», или «царем-законом» (2 8 ). Близость суда выражается образом Судии, стоящего у дверей и вот-вот имеющего войти для суда (5 9 ). Пристрастие к утехам мира называется «дружбою с миром», являющеюся в то же время враждою против Бога (4 4 ). Иногда Священный Писатель заимствует образы даже из области физиологии. Чтобы выразить, как сильно должна ободрять душу мысль о скором пришествии Господа, он говорит: «Укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (5 8 ), т. е. мысль о пришествии Господа также дает поддержку в долготерпении, как подкрепление пищею прибавляет жизненной энергии телу. В другом месте вера сравнивается с телом, а дела – с духом: «как тело без духа (т. е. без жизненного начала, без жизненной мощи) мертво, так и вера без дел мертва» (2 26 ). Нередко образы берутся даже из сферы брач[с. 25]ной 27 жизни. Верующие находятся, по Посланию, в сыновнем отношении к Богу. «Бог родил нас словом истины, чтобы быть (нам) первенцем (или: начатком) его творений» (1 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Нечто, похожее на это, испытывает душа в то время, когда обступят ее черви и станут пожирать, не два года, не три, десять или сто, даже не тысячи лет, а бесконечно, так как сказано: «где червь их не умирает и огонь не угасает» ( Мк. 9:44 ). Устрашимся же, умоляю вас, убоимся этих слов, чтобы не испытать нам того на самом деле. Корыстолюбие есть тление – и такое тление, которое ужаснее всех видов тления: оно ведет к идолослужению. Бросим же это тление и изберем то, что нетленно. Нажил ли ты богатство на счет кого-нибудь? Нажитое потратится, а корыстолюбие останется при тебе. Опять, тление служит поводом к нетлению. Удовольствие проходит, грех же остается, – потому что он не тлеет. Крайняя беда, если еще в настоящей жизни не совлечемся всего этого, – и кто отойдет туда, обремененный тяжестью грехов, тот подвергнется великому несчастью. «В аду, – сказано, – кто исповедает Тебя?» ( Пс. 6:6 ) 5 . Там место суда, – и каяться тогда уже будет не время. Как рыдал тогда богач? И все напрасно. Как оправдывали себя не питавшие Христа? Но и те пошли в огонь вечный. Как тогда говорили те, которые провели жизнь свою в беззаконии? «Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли?» ( Мф.7:22 )? Но их даже не признал (Господь Своими). Правда, все это будет по смерти; но ведь тогда и помощь не в помощь, если не поможем себе в настоящее время. Убоимся же, чтоб и нам не сказать тогда этих слов: «Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили?» ( Мф.25:37 )? Станем теперь питать Его – и не один день, не два или три. Ведь сказано: «Милость и истина да не оставляют тебя» ( Притч. 3:3 ), а не говорится: «сделай (какое-либо добро) один раз или два». Девы имели елей, но его не достало. Поэтому нужно запасаться большим количеством елея, и для этого надобно самим сделаться как бы плодоносными маслинами в дому Божьем. Подумаем, сколько каждый из нас имеет у себя греховной тяжести, и в соответствие с тем, сколько мы сделали грехов, столько же, а еще лучше – гораздо больше постараемся совершить подвигов человеколюбия. Тогда не только изгладятся грехи, но еще явятся праведные дела, которые послужат к нашему оправданию. В противном случае, если, наши добродетели не в состоянии будут с одной стороны загладить преступлений, а с другой – сделаться для нас оправданием за опущенное, то никто не исхитит нас от мучений, от которых и да избавимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с которым Отцу и Св. Духу (слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Однако к этой молитве добавляются и личные подвижнические усилия. Ибо задача громадна. Сводится она не к эллинской программе, чтобы человек отвоевал у безжалостных богов как можно более продолжительную и сносную жизнь [для себя] здесь, на земле, и не к намерениям гималайских йогов, пытающихся истребить в себе любые зачатки и желания всего живого вообще, а к тому, чтобы этой жизнью на земле заслужить вечное жительство в Царстве Небесном. Говоря кратко, цель всех подвигов святогорцев – это отвержение (совлечение с себя) ветхой души и приобретение (восприятие) новой. Кто хочет душу свою сберечь, то потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф.16:25 ) (у евангелиста Луки (17:33):... тот оживит ее). Человеческая душа важнее всего мира. Это по-своему признает и Веданта. Ибо... какая польза человеку, – говорит Иисус, – если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф.16:26 ). Впрочем, относится это не ко всякой душе. Не применимо это к душе зачахшей и разделившейся в самой себе. Чуждо это и той душе, в коей пребывает противоборствующая индийская триада, состоящая из Вишну, Брахмы и Шивы. Не затронет это и душу, в которой какая-либо из всех ее трех мер не приняла одной и той же закваски, то есть Святого Духа Божия, и в которой не отражается троическое единство Отца, Сына и Святого Духа, но ум мыслит наперекор сердцу, сердце восстает против разума (ума), а воля действует вразрез с первым или вторым либо вопреки обоим. Ведь такая душа, как и любой расколовшийся дом, приговорена к гибели. Поэтому о такой душе нельзя сказать, что дороже она всего света. Погрязшая во зле мира сего, такая душа должна разделить с ним и его участь, ниспав в преисподнюю. Важнее же всего мира та душа, которая обновлена крещением во имя Троичного Божества и навеки – Духом Божиим – объединена в себе ради Небесного Царства и вечной жизни. Это ее обновление (воссоздание) – все равно что новое рождение, или, по слову Спасителя, утрата прежней души и приобретение новой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В Новом же Завете обрезание заменено крещением; « Вы обрезаны , пишет апостол христианам, обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним в крещении » ( Кол.2:11 ). Дело в том, что хотя сами младенцы и не могут давать обетов, но таковые даются за них восприемниками, что, как мы видели, не отвергается Богом. Во-вторых, сектанты отвергают крещение младенцев на том основании, что последние будто бы и без того святы и достойны Царствия Небесного. 3) 1Кор.7:14 . « Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши 6ыли бы нечисты, а теперь святы ». В означенных словах апостола дети называются святыми не сами по себе, а в силу своего происхождения от родителей, из которых отец или мать исповедуют христианскую веру. В противном случае те же самые дети, по Апостолу, были бы «нечисты». А если так, то выражение «дети святы» необходимо понимать не в смысле личной святости детей, а исключительно в смысле духовного освящения от христианина-отца, или христианки-матери. Значит, выражение «святы» – подобно выражению «освящается» (муж неверный, или жена...) Не станут же сектанты доказывать, будто неверный муж, раз он освящается женою верующей, уже не нуждается в крещении. Что же касается отсутствия у детей личных грехов, на что любят указывать сектанты, то хотя личных грехов дети и не имеют, но первородный грех на них лежит обязательно. « Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть , пишет апостол, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили » ( Рим.5:12 ). Избавляет же людей от первородного греха только крещение. 4) Мк.10:14 . « Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие ». Если же Сам Христом, толкуют сектанты, сказал о детях, что «таковых Царство Божие», значит, крестить детей излишне. Однако, Господь не сказал, что Царство Божие «их», т, е. детей, а употребил выражение «таковых», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

4. Итак, наблюдай, есть ли в сердце твоем и какая любовь, блестит ли искра из пепла плоти, крепко ли сердце твое настолько, чтобы не только не падать под тяжестью искушения, но еще более гореть любовью, наблюдай, не тлеешь ли ты, как пакля, которая гаснет от легкого дуновения, или горишь, как твердое дерево, как уголь, от дуновения сильнее разгорающийся. Пойми, что есть две смерти: одна временная – это смерть первая, а другая вечная – это смерть вторая. Первая смерть определена для всех, а вторая только для злых, нечестивых, неверующих, ругателей и всех противящихся здравому учению. Смотри же, помни об этих двух родах смерти. Может быть, обеих их хотел бы избегнуть ты. Знаю, что любишь жизнь и не хочешь умереть, и из этой жизни так хотел бы перейти ты в другую жизнь, лучшую, чтобы живым измениться к лучшему, а не воскресать, предварительно умерши. Этого хотел бы ты. Так настроено чувство человеческое. Таковы, как бы, воля и вожделения самой души нашей. Любя жизнь, она ненавидит смерть, любит тело свое и не желает, чтобы с ним произошло то, что она ненавидит. «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти» ( Еф.5:29 ). На это свойство апостол указывает и в другом месте, когда говорит: «мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище... потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» ( 2Кор.5:1–4 ). Не хочешь ты совлечься, но хочешь быть облеченным. Но о том следует заботиться, чтобы, совлекшись, вследствие смерти, плотской одежды, ты оказался облеченным в броню веры, на что указывая, апостол говорит: «только бы нам и одетым не оказаться нагими» ( 2Кор.5:3 ). Первая смерть совлечет с тебя плоть, которая истлеет и в свое время опять возстанет. Хочешь не хочешь, будет это, так как не потому ты воскреснешь, что хочешь этого, а если не хочешь или не веришь тому, то и не воскреснешь. Старайся лучше о том, чтобы по воскресении иметь то, что хочешь иметь. Ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: «наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут, – без различия и добрые, и злые – все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия – и изыдут, изринуты будут из бездны.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Среда Лк. 4:1–15 Еф. 5:25–33 Господь Иисус Христос после Своего крещения был сорок дней в пустыне, «искушаем от диавола». Диавол задал Ему три вопроса, вернее, сделал три предложения. Мы сегодня не будем касаться ни сущности этих предложений, ни ответов на них; мы обратим внимание только на один момент, на то, какое одно слово говорил Господь перед каждым ответом. А говорил Он: «написано…» или «сказано…». То есть Сам Бог, Чьим Духом через пророков было дано Священное Писание, подтверждает вечное значение этого Писания для успешной борьбы с диаволом. Мы видим, что и сам диавол знает эту силу и даже иногда пытается использовать её, чтобы вернее погубить человека. Так, предложив Спасителю броситься с крыши храма. Он ссылается на девяностый псалом: «…ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». Но Господь отвечает этому лукавому «знатоку» Писания: «Сказано: «не искушай Господа Бога твоего». То есть Бог, конечно, если что, – не даст преткнуться Своему избраннику; но специально бросаться с высоты, проверяя верность Божьего слова, недопустимо. И на все эти «написано» и «сказано» диаволу уже нечего отвечать, и он отлетает, как пух от ветра. Итак, Господь Своими ответами показывает, в чём наша сила против диавола, против его заманчивых, лукавых предложений. У нас всегда на готове должно быть слово из Писания, на все случаи жизни. «Написано», и это – последний суд, последняя, высшая инстанция. Обратим внимание ещё и на то, что Господь не говорит: «написано тебе». Все Его ответы имеют смысл: написано Мне, как единственному человеку; и я должен делать это, независимо от того, делают ли другие то, что написано им… Например, в отношениях мужа и жены. Жене написано: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как и Господу. Потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:22–23 ). А мужу заповедано ещё более трудное: «Мужья, любите своих жён, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё… Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя, ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как Господь Церковь ». Поэтому как бы диавол ни искушал жену, дескать, муж твой не прав, сделай по-своему, – жена должна сказать: «написано: «повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Послушайся ради Христа, уступи. Бог увидит твоё желание выполнить заповедь, и не останешься посрамлённой. И даже, если от твоего послушания будет неудача в делах, всё равно скажи: слава Богу, я сделала своё главное дело, выполнила заповедь, а удача или неудача, – всё от Господа!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Из этого следует, что (никакая тварь не может жить без закона и устава и что) дело далеко не безразличное жить так или иначе, что напротив всемерно должно стараться об очищении себя от плотских увлечений и пожеланий и хранить свою душу, пребывая оною в едином Боге. Ибо дух чистый, порочностью не загрязненный, по истине святилище есть, освященное возрастанием в нем образа Божия; человек проникается при сем свойством неким Божественным. И всякий, кто имеет сию надежду на Него, себя очищает, так как Бог чист ( 1Иоан. 3:3 ). Для одержимых же страстями знание и познавание Бога дело невозможное, а не знающим Бога невозможно приближаться и к полному совершенству. Незнание Бога есть причина, что неведущий не движется к сей цели; и именно за это незнание он и несет в сем застое своем осуждение. Ибо откуда происходит незнание Бога? От образа жизни, какой мы ведем. Не может быть, невозможно, чтобы человек рассудительный, знающий и помнящий Бога не стыдился и не краснел пред делами плотскими. А у вас выходит иначе; по вашему «сладострастие есть дело хорошее». Но как же это положение согласить с другим, что «добром может быть только то, что прекрасно и честно»? Как же у вас все это так? Или каким же это образом ваше определение сладострастия может быть согласовано с этим: «Только один Бог прекрасен; один Он благ и достолюбезен»? Это во Христе вы обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым ( Кол. 2:11 ). Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, помышляйте о горнем, а не о земном, ибо вы умерли и ваша жизнь сокрыта со Христом в Боге ( Кол. 3:1–3 ). И эта жизнь не есть жизнь сладострастия, которую ведут еретики. Умерщвляйте члены земного вашего человека: сладострастие, распутство, неблагопристойные страсти и злые пожелания; это преступления, навлекающие на себя гнев Божий. Отложите гнев, неистовство, мстительность, злословие; изгоните сквернословие из уст своих. Совлекайтесь ветхого человека с его пожеланиями, а облекайтесь в нового, который по познании истины обновляется по образу Создавшего его ( Кол. 3:5–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам… Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра…. (Ст. 5. 15). Какое значение имела перемена имен в ветхом завете? Во-первых, она означала власть того, кто давал новое имя, над теми, кому давалось сие имя. Так, Даниил и три отрока еврейские халдейском плену получили халдейские имена. В сем же смысле о Боге говорится, что Он есть исчитай множество звезд и всем им имена нарицай. 279 Во-вторых, сия перемена бывала по случаю и в память каких-нибудь замечательных событий с людьми. Так, Иаков (зачинатель) получил имя Израиля (богоборца) после того, как он боролся с Богом. Наконец, переменою имен выражали какую-нибудь уже случившуюся перемену с человеком, или открывшееся в нем новое замечательно качество. Так, Иосиф получил в Египте новое имя Псомфомфаних (тайновидец) после того, как истолковал сны Фараону. 280 Так, Ноемин (красная) стала называться Марею (горькою) после того, как умерли ее сыновья в земле Моавитской, и она осталась горькой сиротой со своими невестками. 281 В сем-то последнем значении всевидящий Бог Авраму дает новое имя Авраама (отец множества народов), определив и обещав ему многочисленное потомство, подобно тому, как впоследствии Господь Иисус переиименовал Кафу в Петра, придвидя крепкую веру сего Апостола, и определив на сей вере, как на камени, основать свою церковь . 282 Перемена имени была новым уверением для Авраама в непреложности Божиих к нему обетований. Обрезывайте крайнюю плоть вашу; и сие будет знамением завета между Мною и вами. (Ст. 14). Какое значение имел богоучрежденный обряд обрезания? Прообразуя собою новозаветное таинство крещения, 283 таинственный обряд обрезания, во-первых, внушал ветхозаветным людям, что по плотскому рождению всякий человек является в мире нечистым и грешным; во-вторых, что очищение поврежденной натуры человеческой должно совершаться путем внутренней и болезненной борьбы со страстями и посредством умерщвления похотей сердечных, или, – как выражается Апостол, – чрез совлечение тела греховного плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Катехетическое учение предлагают для того, чтобы изучивший постарался приложить его к своему поведению. Аще сия весте, блажени есте, аще творите Я ( Ин. 13:17 ). Если христианин впадет в грех , то немедленно должен принести покаяние, решиться вперед не делать сего греха и постараться загладить произведенный им соблазн или вред противоположными сему добрыми делами. Так поступил мытарь Закхей, когда сказал Спасителю: се, полимения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею ( Лук. 19:8 ). Так как сердце наше одобряет нас, когда мы сделаем что-либо нравственно хорошее, то нужно иметь предосторожность, чтобы не впасть в самомнение и гордость. Спаситель предупредительно благоволил сказать: «Вы, когда исполните все, повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лук. 17:10 ). 1 Св. ап. Павел ясно говорит, что крещение заменило обрезание. Так он пишет к христианам колосским, призванным из язычества: вы обрезании бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, в обрезании Христове, спокребшеся ему крещением т.е.вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним, в Крещении ( Кол. 2:11–12 ). 2 При малом входе с Евангелием воспоминается явление Христа на проповедь ; Великий вход с Дарами означает шествие Иисуса Христа на вольное страдание, как жертвы на заклание, между тем как более двенадцати легионов ангелов готовы были охранять Его, как Царя своего Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися (Песнь на лит. В Вел. Субб.).Совершение таинства и причащение священно-служителей знаменуют тайную вечерю Спасителя с апостолами Его страдания, смерть и погребение. Явление Иисуса Христа по воскресении означается отнятием завесы, отверзением врат и приглашением приступить к приобщению. Последнее благословение святою чашею знаменует вознесение Спасителя на небо. 3 Святой ап. Павел так объясняет высокое значение христианской любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, я знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам, все имение мое, и отдам тело на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор. 13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010