«Верным собственно называется уже тот, кому вверяется Божественная благодать и кто приемлет ее; соделывается же он верным, когда бывает просвещен; а просвещен бывает, когда приемлет божественное Крещение. Притом, соделываясь в сем Таинстве причастником смерти Христа Господа, он делается причастником и Его Воскресения, как говорит божественный Павел. И как Христос, воскресши, уже не умирает, смерть Им уже не обладает, так и тот, кто вышел из купели богорождения, т. е. святого Крещения, которая животворит, или, лучше сказать, – боготворит того, кто окрестился, не умирает более душевной смертью, грех им более не обладает. Кто окрещен Духом Святым, тот еще от чрева матери своей, т. е. святой купели, есть уже бессмертен: потому что душа его приняла истинную жизнь, т. е. благодать Св. Духа, и он не может более согрешить, как рожденный от Бога. Св. Апостол Павел говорит о сем так: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в Крещении ( Кол. 2, 11–12 ). Знаем то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам, не быть уже рабами греху. Ибо что Он умер, то однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе Господе нашем ( Рим. 6, 6–12 ). Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились ( Рим. 6, 3 ). Таким образом, что для Христа Господа были Крест и гроб, то для нас есть Крещение; и как Христос умер плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силою Божиею» 75 . «Вход в Царствие Божие дается не за одни добрые дела, но и за веру. Узрение его бывает чрез рождение свыше, а получение его – чрез добрые дела, совершаемые силою веры. Посему, кто верует и крестится водою и Духом, входит в Царствие Божие, яко рожденный в него и для него. И опять, кто родился свыше, зрит Царствие Божие, и тогда уже, как включенный в число воинов и учеников (сынов) Царствия Божия, получает его за добрые дела, им творимые, каковых никто не может творить прежде, чем соделается он воином Царствия Божия. Ибо человеческое естество наше как на свет мира сего выходит причастным клятве Адамовой, так на свет Царства Божия выходит из купели причастным благословения Иисус-Христова. И если оно не сделатся общником Божеского естества Христова, если не примет благодати Св. Духа, не может ни подумать, ни сделать что-либо достойное Царствия Божия, не может исполнить ни одной заповеди, заповеданной нам Христом, чтобы быть сынами Царствия». 76

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

22 Подобным образом и теплота, всегда исходящая от солнца может указывать на Духа Святого, вечно исходящего от Отца. 28 «А как дети причастны плоти и крови, – писал ап. Павел, – то и Он также воспринял их, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть Диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь подвержены были рабству» ( Евр. 2, 14–15 ). 30 Ап. Петр говорит о Христе, что Он «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам сошел, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега» ( 1Ин. 3, 18–20 ). 32 Не меньше будем мы судимы и за скрытые желания и мысли, как и писал ап. Павел: «приидет Господь, который во свете приведет тайная тьмы и явными сделает советы сердечные (что думаем в сердце своём) и тогда каждому будет похвала (воздаяние) от Бога» ( 1Кор. 4, 5 ). 39 Ап. Павел поэтому писал вступившим в Церковь евреям: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Новаго Завета Иисусу» (12, 22–24). 45 «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлеченнем греховнаго тела плоти, обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним в крещении» (почему и нужно крестить чрез погружение, символизирующее погребение и воскресение Христово). ( Кол. 2, 11–12 ). 46 Ещё не повторяются: миропомазание, бывающее сейчас же за крещением, и священство – в каждом из 3-х чинов его. 47 Достаточно ясное указание на это таинство даётся ещё в следующих словах ап. Павла: «утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас – Бог, Который и запечатлел (отсюда – печать) нас и дал (дар) залог Духа (Духа Святого) в сердца наши» ( 2Кор. 1, 21–22 ). 53 Имеются основания признать законной иерархию англиканской, так называемой Высокой или Епископальной Церкви, где в епископстве не было перерыва; а также может признать наша Русская Церковь и так называемую австрийскую старообрядческую иерархию. Но вопрос этот должен быть решён голосом всей нашей Церкви на Её Соборе. Примечание редактора данного издания: в наше время (конец 2001 г.) ни одна из упомянутых здесь церквей не может считаться законной.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

(42, 1) Возможно ли, чтобы человек, одолеваемый телесными страстями, уподобился Господу или же достиг Божественного знания? Удовольствие происходит из страсти, страсть же возникает от неудовлетворенности, являясь стремлением к чему-то недостающему. 543 (2) Избравшие такой образ жизни, как мне кажется: … к униженью лишь горе прибавят, – как говорится в известном выражении 544 , навлекая на себя беду ныне и в будущем. (3) Если бы все было позволено и не было бы опасности утраты последней надежды из-за неправедных дел, возможно тогда это оправдывало бы их дурные жизни. (4) Однако в заповедях мы постоянно встречаем примеры праведной жизни. И нам надлежит точно следовать им, избегая ошибочных толкований и опасаясь упустить какие-либо, даже малейшие, детали. Последуем же туда, куда ведет нас Слово, но если мы оступимся, следует знать, что в таком случае не избежать нам «бессмертного зла». 545 (5) Последуем дорогой Божественного Писания, дорогой верных, и насколько это возможно, уподобимся Господу. И жить нам следует не безразлично к добру и злу, но, очистившись насколько возможно от желания наслаждения и страстей, позаботимся о своей душе, направив все усилия исключительно на божественные предметы. (6) Ибо если разум чист и свободен от всякого зла, он оказывается каким-то образом способным воспринять божественную силу и образ Бога водворяется в нем. «Всякий, имеющий эту надежду на Господа, очищается, – как сказано, – поскольку он чист» ( 1Ин. 3:3 ). (43, 1) Пребывающие во власти своих страстей не в силах достигнуть Божественного гносиса. А если они не достигли гносиса, следовательно, им неведома и надежда. Те же, кто дошли до этого предела, кажется повинны в незнании Бога, и незнание это проявляется в стиле их жизни. (2) Абсолютно невозможно чтобы человек, обладающий знанием, не испытывал бы стыда от того, что он не в силах справиться со своими телесными страстями. Их заявление, что высшее благо есть наслаждение, никоим образом не согласуется с [известным] положением о том, что красота есть благо (τ καλν αγαθν). Красота такого рода возможна только в Господе, благо – только в Боге, поэтому только он является единственным достойным предметом любви. (3) «В нем вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». (4) «Так что если вы воскресли вместе с Христом, то ищите горнего, о нем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Все это слабо согласуется с сексуальной распущенностью, к которой они призывают. (5) «Умертвите ваши земные члены – блуд, нечистоту, страсть, злую похоть». Следует избавиться им и от «гнева, ярости, злобы, сквернословия», и «совлекши ветхого человека с делами его, облечься в нового, который обновляется в познании по образу создавшего его». 546

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Против этого мнения говорят также слова апостола Павла в послании к Римлянам в 6 главе, в 12 – 13 стихах: «И так да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности». Если члены тела могут быть представляемы как Богу в орудия праведности, так и греху в орудия неправды, то ясно, что тело само по себе не служит источником греха, что оно делается орудием неправды не само по себе, но от человека. «Тело, – говорит св. Иоанн Златоуст при объяснении 13 стиха 6 главы послания к Римлянам, – служит средством и к пороку, и к добродетели, подобно как и оружие: сие последнее пригодно и на худое, и на доброе, смотря по тому, у кого в употреблении. Так одним и тем же оружием действуют и воин, подвизающийся за отечество, и разбойник, вооружающийся против граждан. Следовательно, не виновно никакое оружие, а виновен тот, кто употребляет оное во зло. То же самое надлежит сказать о плоти; не по собственной природе, а по расположению души она бывает тем и другим. Когда ты с жадностью смотришь на чужую красоту, глаз делается оружием неправды не по собственному своему действию, но по лукавству управляющего им помысла; потому что дело глаза смотреть, а не смотреть лукаво. Обуздай помысел, и глаз сделается оружием правды. Тоже должно сказать об языке, о руках и прочих членах» 92 . Впрочем, в Рим. 6:6 и Кол 2:11 , можно, по-видимому, усматривать то, что как будто бы апостол Павел смотрит на тело, как на нечто достойное презрения, как на нечто противное Богу, которое должно быть упразднено или совлечено, чтобы могла наступить праведная жизнь. Но, при ближайшем рассмотрении этих мест, не оказывается в них того, чтó представляется в них, по-видимому, с первого взгляда. Мысль об упразднении и совлечении греховного тела ( Рим. 6:6 ; Кол. 2:11 ) стоит среди образной речи Апостола, в которой он обращение ко Христу сравнивает со смертью и воскресением Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Механистическая концепция природы возникла еще в XVII-м веке. Декарт утверждал, что животное это машина. А Ламетри в следующем столетии уже пишет книгу “Человек-машина”. В настоящий момент “идеологи научно-технического прогресса выдвигают проекты жизни человека на земле, где погибает все живое, кроме человека и бактерий, или даже замены человека синтезом человека и механизма, кибернетическим организмом Так, обездушив природу и вытеснив Бога из практической жизни, человек из существа богоподобного, царственного превращается в раба незримой кучки интеллектуалов во главе с железным господином - компьютером. Известный русский мыслитель и общественный деятель И.С. Аксаков еще в прошлом столетии прозорливо предупреждал: “Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода - деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет - уже совлекает - с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином”. Православный Восток всегда был менее рационалистичен, нежели Запад и его отношение к тварному миру исходило, скорее, из интуиции, чем из какой-либо разработанной концепции. Центральной идеей этой интуиции является понимание Церкви, как Тела Христова (Еф. I, 23), обнимающего собой не только людей веры, но и весь тварный мир, так же нуждающийся в теозисе, как и человек: “да будет Бог все во всем” (I Кор. XV, 28). Ибо “тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих” (Рим. VIII, 19, 21). Основное следствие, проистекающее из такого понимания заключается в убеждении, что мир это не механизм, а организм, жизнеспособность которого обусловлена уровнем человечности (богоподобия) человека. Потому внутриприродные связи рассматриваются по типу внутриорганических, точнее, по типу Церкви, которая “как тело одно, но имеет многие члены... дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены” (I Кор. XII; 12, 25, 26).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

(6) Похоть растет и оживает, если мы прислуживаем ей, и напротив, она гаснет, если мы сдерживаем ее. ( 42 , 1) Возможно ли, чтобы человек, одолеваемый телесными страстями, уподобился Господу или же достиг божественного знания? Удовольствие происходит из страсти, страсть же возникает от неудовлетворенности, являясь стремлением к чему–то недостающему.   (2) Избравшие такой образ жизни, как мне кажется: … к униженью лишь горе прибавят, как говорится в известном выражении   , навлекая на себя беду ныне и в будущем. (3) Если бы все было позволено и не было бы опасности утраты последней надежды из–за неправедных дел, возможно тогда это оправдывало бы их дурные жизни. (4) Однако в заповедях мы постоянно встречаем примеры праведной жизни. И нам надлежит точно следовать им, избегая ошибочных толкований и опасаясь упустить какие–либо, даже малейшие, детали. Последуем же туда, куда ведет нас Слово, но если мы оступимся, следует знать, что в таком случае не избежать нам «бессмертного зла».   (5) Последуем дорогой божественного писания, дорогой верных, и насколько это возможно, уподобимся Господу. И жить нам следует не безразлично к добру и злу, но, очистившись насколько возможно от желания наслаждения и страстей, позаботимся о своей душе, направив все усилия исключительно на божественные предметы. (6) Ибо если разум чист и свободен от всякого зла, он оказывается каким–то образом способным воспринять божественную силу и образ Бога водворяется в нем. «Всякий, имеющий эту надежду на Господа, очищается, — как сказано, — поскольку он чист».  ( 43 , 1) Пребывающие во власти своих страстей не в силах достигнуть божественного гносиса. А если они не достигли гносиса, следовательно, им неведома и надежда. Те же, кто дошли до этого предела, кажется повинны в незнании Бога, и незнание это проявляется в стиле их жизни. (2) Абсолютно невозможно чтобы человек, обладающий знанием, не испытывал бы стыда от того, что он не в силах справиться со своими телесными страстями. Их заявление, что высшее благо есть наслаждение, никоим образом не согласуется с [известным] положением о том, что красота есть благо (toÜ kaloÜn a)gaqoÜn). Красота такого рода возможна только в Господе, благо — только в Боге, поэтому только он является единственным достойным предметом любви. (3) «В нем вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». (4) «Так что если вы воскресли вместе с Христом, то ищите горнего, о нем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Все это слабо согласуется с сексуальной распущенностью, к которой они призывают. (5) «Умертвите ваши земные члены — блуд, нечистоту, страсть, злую похоть». Следует избавиться им и от «гнева, ярости, злобы, сквернословия», и «совлекши ветхого человека с делами его, облечься в нового, который обновляется в познании по образу создавшего его». 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

«И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» — вы уже духовно обогатились в Нем, а поэтому не следует слушать никаких лжеучителей: в Нем вы имеете всю полноту и ни к кому другому не обращайтесь. Он — глава всех ангельских сил — «всякого начальства и власти». Так как лжеучители, видимо, учили какому-то незаконному мистическому поклонению ангелам, то Апостол и хочет предостеречь их от этого, уча, что Иисус есть Глава и Повелитель всех ангельских начал и властей (2:9–10). «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным… быв погребены с Ним в крещении» — эти слова несомненно против иудействующих, требовавших обрезания. Апостол говорит, что христиане обрезаются «обрезанием нерукотворенным», которое состоит в «совлечении греховного тела плоти» и очищении от грехов в Таинстве Крещения . В этих стихах (2:11–14 [ 207 ]) заключается важная мысль о том, что ветхозаветное обрезание заменено в Новом Завете таинством Крещения. Достойно примечания то, что Апостол сравнивает Крещение с Погребением: отсюда ясно, что правильный способ совершения этого таинства — погружение , а не обливание, как принято на Западе. «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» — «Апостол говорит это о силах диавольских», поясняет святой Иоанн Златоуст, «потому что природа человеческая была будто одета ими». Отсюда узнаем, что и в мире злых духов есть также своя иерархия, как и в мире добрых духов. Этим Апостол снова предостерегает Колоссян от какого-то особенного служения ангелам: добрые ангелы не могут сообщить никакого высшего знания, по сравнению с тем, которое открыто Господом Иисусом Христом, а злые ангелы побеждены Им и не могут вредить верующим и следующим учению Христову: поэтому ненужно прибегать к каким-либо заклинаниям против них или вступать вообще в какие бы то ни было отношения с ними (2:15 [ 208 ]). В последних стихах 2-ой главы с 16 по 23 святой Апостол предлагает предостережения от определенных уклонений от истины. Этих предостережений всего три.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Стихиями же мира называются первоначальные и, так сказать, детские понятия о религии, каковы были у иудеев и язычников понятия о храме, жертвах, праздниках и других принадлежностях Богослужения. Только христианство раскрыло человеку, что служить Богу можно на всяком месте ( Ин.4:21 ) и угождать Ему не жертвами, и не соблюдением тех или других обрядов, а духом и истиной, вся же внешность служит только средством, пособием, азбукой ( στνιχεα) для постепенного познания и усовершения христианина в вере и любви. Мир здесь разумеется род человеческий. Стих 9. В Том живет всяко исполнение Божества телесне. Под исполнением Божества ( πλρωμα) нужно разуметь не совокупность свойств и действий Божества, а самую сущность Божества , всё существо Божие. Этому соответствует и употреблённое здесь апостолом выражение телесне – σωμαικς, которое, конечно, нужно понимать в значении οο σιωδως, essentialiter, существенно. Апостол противополагает своё учение о Божестве Иисуса Христа таковому лжеучителей; он говорит, что Бог не призрачно только являлся в Нём, как учили еретики; не деятельно только обнаружил в Нём Свои Божественные совершенства, как в святых, о которых говорится, что в них живёт и действует Бог, и не временно, не от Крещения до смерти, как учил Несторий, но действительно и постоянно (потому что существенно), всей полнотой Своей сущности и Своих совершенств, жил и вечно будет пребывать в Нём. Стих 10. Глава всякому началу и власти. Не подлежит сомнению, что апостол здесь под началами и властями разумеет чины ангельские ( Кол.1:16 ), с целью показать, вопреки лжеучителям, что Христос не служебная сила и не подчинённое существо, но глава всех, и что в нём христиане могут обрести полноту знания; тогда как лжеучители утверждали, что всякое знание они находят только в общении с ангелами. Стих 11. Обрезанием нерукотворенным Апостол называет обрезание сердца по духу ( Рим.2:29 ), или совлечение греха, который главным образом действует на человека через плоть; почему апостол и говорит: τν αμαρτιν της σαρκς. Духовное обрезание и должно было состоять в совлечении греха (ниже, 3:9; Еф.4:22 ). Совлечение то же, что умерщвление, отложение – и потому совлечение тела почти означало бы смерть; но совлечение тела греховного означает совлечение самого греха, потому что σμα здесь употреблено в значении сущность, substantia; впрочем, это не значит, что грех имеет какую-нибудь сущность, но говорит о том, что совлечение греха должно быть полным, совершенным, простирающимся до самых корней греха. Вся речь апостола направлена против иудействующих, которые придавали важное значение обрезанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

    Стихиями же мира называются первоначальныя и, так сказать, детския понятия о религии, каковы были у Иудеев и язычников понятия о храме, жертвах, празд­никах и других принадлежностях Богослужения. Только Христианство раскрыло человеку, что служить Богу можно на всяком месте (Ин. 4:21) и угождать Ему не жертвами, и не соблюдением тех или других обрядов, а духом и истиною, вся же внешность служит только средством, пособием, азбукой (στνιχεα) для постепенного познания и усовершения Христианина в вере и любви. Мир здесь разумеется род человеческий.     Стих 9. В Том живет всяко исполнение Божества телесне. Под исполнением Божества (πλρωμα) нужно разуметь не совокупность свойств и действий Боже­ства, а самую сущность Божества, всё существо Божие. Этому соответствует и употреблённое здесь Апостолом выражение телесне — σωμαικς, которое, конечно, нужно понимать в значении οοσιωδως, essentialiter, существенно. Апостол противополагает своё учение о Божестве Иисуса Христа таковому лжеучителей; он говорит, что Бог не призрачно только являлся в Нём, как учили еретики; не деятельно только обнаружил в Нём Свои Божественныя совершенства, как в святых, о которых говорится, что в них живёт и действует Бог, и не временно, не от Крещения до смерти, как учил Несторий, но действительно и постоянно (потому что существенно), всею полнотою Своей сущности и Своих совер­шенств, жил и вечно будет пребывать в Нём.     Стих 10. Глава всякому началу и власти. Не подлежит сомнению, что Апостол здесь под началами и властями разумеет чины ангельские (1:16), с целью пока­зать, вопреки лжеучителям, что Христос не служебная сила и не подчинённое существо, но глава всех, и что в нём Христиане могут обрести полноту знания; тогда как лжеучители утверждали, что всякое знание они находят только в общении с Ангелами.     Стих 11. Обрезанием нерукотворенным Апостол называет обрезание сердца по духу (Рим. 2:29), или совлечение греха, который главным образом действует на человека через плоть; почему Апостол и говорит: τν αμαρτιν της σαρκς. Духов­ное обрезание и должно было состоять в совлечении греха (ниже, 3:9; Еф. 4:22). Совлечение то же, что умерщвление, отложение — и потому совлечение тела по­чти означало бы смерть; но совлечение тела греховного означает совлечение самого греха, потому что σμα здесь употреблено в значении сущность, substantia; впрочем, это не значит, что грех имеет какую-нибудь сущность, но говорит о том, что совлечение греха должно быть полным, совершенным, простираю­щимся до самых корней греха. Вся речь Апостола направлена против Иудействующих, которые придавали важное значение обрезанию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

        Последнее совершается с ним, когда он глубоко осознает себя — «хуже всякой твари».   О мраке совлечения       БОГ, СЫЙ СВЕТ, в котором нет ни единой тьмы, всегда является во свете и как свет. Но при совершении художественной умной молитвы душа подвижника встречает некоторый совершенно особого порядка мрак, слово о котором внешне будет так же противоречиво и парадоксально, как и о большинстве других предметов христианского духовного опыта. Противоречивость сия вызывается, с одной стороны, природою этого опыта, с другой — тем местом или точкою зрения, с которой рассматривается и определяется духовное событие.         В тот мрак, о котором идет речь, погружается внутренне душа подвижника, когда он волевым актом, посредством специальных аскетических методов, совлекается всякого представления и воображения видимых вещей и рассудочных размышлений и понятий; когда он «останавливает» ум и воображение, и потому его можно назвать «мраком совлечения»; молитву же эту принято именовать «художественною» в силу того, что совершается она по специальному, существующему на сей предмет методу.         Если искать определения духовного «места» этого мрака, то возможно сказать, что он стоит на грани явления несозданного света; но когда делание умной молитвы совершается без должного покаяния и молитвенного к Богу устремления, то обнаженная от всех представлений душа может пребыть некоторые моменты времени в этом мраке совлечения, не узрев Бога, ибо в нем, т. е. мраке этом, самом по себе — Бога еще нет.         Пребывая во мраке совлечения, ум испытывает своеобразное наслаждение и покой, и если при этом он как-то обратится на самого себя, то может ощутить некое подобие света, который, однако, не есть еще несозданный свет Божества, а естественное свойство ума, созданного по образу Божию. Как исход за грани временного, это созерцание приближает ум к познанию непреходящего, и тем делает человека обладателем нового познания, однако, еще отвлеченного познания, и горе тому, кто мудрость сию принимает, как познание истинного Бога, и созерцание сие, как приобщение Божественному бытию. Горе потому, что в таком случае мрак совлечения, стоящий на грани истинного боговидения, становится непроницаемым покровом Божества и крепкою стеною, отделяющею от Бога более, чем мрак восстания грубых страстей, мрак явных демонических наваждений или мрак потери благодати и богооставленности. Горе потому, что это было бы заблуждением, «прелестью», ибо Бога во мраке совлечения еще нет. Бог является во свете и как свет.

http://isihazm.ru/?id=1449

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010