С Новым Годом, с новым счастьем! Так когда-то приветствовали у нас на Руси друг друга русские люди при наступлении Нового Года. Этим стародавним традиционным приветствием сердечно приветствуем и мы всех наших соотечественников – православных русских людей в изгнании и разсеянии сущих и искренно желаем им в наступающем Новом 1963 Году  нового счастья. Но как и откуда может придти к нам это «новое счастье»? Надо знать, что «счастье» наше зависит прежде всего и в первую очередь не от каких-либо  внешне -благоприятных условий и обстоятельств нашей жизни, всегда столь изменчивой и непостоянной, а главным образом – от  внутреннего  состояния наших душ. Когда в душе настоящий ад от неудовлетворенных желаний, стремлений и разного рода греховных страстей, когда кипит в ней зависть, злоба, гнев и ненависть, когда погружена она в уныние и отчаяние, – о каком «счастье» можно тогда говорить?! Вот почему «новое счастье» возможно для нас только тогда, когда мы сами станем  новыми,  когда мы обновимся  душами своими, когда мы, по выражению Слова Божия,  «совлечемся ветхаго человека с деяньми его и облечемся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго его»   ( Колос. 3, 9–10 ), то есть, когда мы, как разъясняет дальше Св. Апостол,  «отложим прежний образ жизни ветхаго человека, истлевающаго в обольстительных похотях»  и  «обновимся духом ума нашего», «облекшись в новаго человека, созданнаго по Богу, в праведности и святости истины»   ( Ефес. 4, 22–24 ), иными словами: когда мы  «облечемся, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу, как и Христос простил нас»  – более же всего – когда мы  «облечемся в любовь, которая есть совокупность совершенства», и когда будет  «владычествовать в сердцах наших мир Божий, к которому мы,христиане,  призваны»,  когда  «слово Христово будет вселяться в нас обильно, со всякою премудростью»,  когда мы будем  «научать и вразумлять друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах наших Господу»,  а коротко говоря: когда мы будем  так  настроены, что  «все, что ни делаем словом или делом, все будем делать во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца»  ( Колос. 3, 12–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Основательно ли такое оправдание сектантов? Нет, не основательно, так как в словах Апостола ( 1Кор. 7:14 ) – та мысль, что всякая мать-христианка приведет или постарается привести мужа и детей от языческой нечистоты к христиантсву, равно и муж-христианин будет стремиться привести к христианству свою жену и детей. Если же понимать, что от брака женщины-христианки с язычником будут рождаться святые дети, т.е. дети – христиане по самому своему рождению, хотя бы они и не были крещены, тогда придется признать, что и мужа-язычника, раз он женат на христианке, крестить не нужно, потому что, ведь, сказано: «неверующий муж освящается женой верующей.» Однако его крестят. Наконец, если считать, что дети от жены-христианки святы уже по самому своему рождению, тогда нужно совсем упразднить крещение, так как в Писании не указано возраста, в который святые дети становятся грешными. Христос же не так учил; – Он сказал: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Какое у нас есть основание тому, что детей должно крестить? В Писании сказано, что крещение заменило собою обрезание. " В Нем (Христе), – говорит Ап. Павел, – вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним в крещении» ( Кол. 2:11, 12 ). А так как обрезание совершалось над восьмидневными младенцами ( Быт. 17:12 ), то и заменившее его крещение тоже должно совершаться над младенцами. Действительно ли получают дети те благодатные обетования, которые даруются в крещении? Да, получают, как и Ап. Петр высказал это всем первым слушателям его проповеди, предложив в крещении получить прощение грехов. " Вам, – говорит он, – принадлежит обетование (т.е. обетование крещения, прощения грехов и благодати Божией) и детям вашим и всем дальним, кого призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2:39 ). Что отвечают сектанты на такие доказательства необходимости крещения детей? Сектанты говорят: детей нельзя крестить потому, что при крещении со стороны крещаемого нужно исповедание веры, по сказанному: «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Дети не могут веровать и исповедовать свою веру, поэтому-де, заключают сектанты, их и крестить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Обещание передать потомкам Авраама во владение ханаанскую землю также не стоит рассматривать только в привязке к определенной территории. В своем буквальном смысле это обетование исполнилось еще до пришествия Спасителя. Эта обещанная, или, иначе, обетованная земля, по мнению отцов Церкви, — прообраз Царствия Небесного. Другими словами, в завете Бога с Авраамом речь идет о возвращении человечеству, принявшему истинную веру, потерянного рая и близости с Богом. Предзнаменовательный характер имеет и обрезание, которое получает свое духовное раскрытие в Новом Завете. Апостол Павел в Послании к Колоссянам указывал, что плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: В Нем (во Христе. — Прим. ред ) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол 2:11), а в Послании к Римлянам он подчеркивает новый смысл обрезания как то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве (Рим 2:29). Обряд обрезания, бывший символическим знаком завета с Авраамом, указывает на таинство Крещения, которое вводит человека в новый завет с Богом. Икона Обрезания Господня. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Завета? Завет Бога с Авраамом продолжил осуществление Божественного обетования о спасении людей, данного еще в раю. Господь производит от Авраама новый народ, в котором позже родится Мессия и Спаситель человечества. Но, как и все библейские события, Завет с Авраамом имеет не только конкретно-историческое, но и духовное, богословское измерение. Он распространяется не только на древний Израиль, но и на всех истинно верующих, напоминает о важности крепкой веры в Бога и доверия Ему. Именно тема веры Авраама, которая вменилась ему в праведность (ср. Быт 15:6) настойчиво звучит в апостольских посланиях. … Не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему , — пишет о вере Авраама апостол Павел, — но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим 4:23–25).

http://foma.ru/zavet-boga-s-avraamom-poc...

Православный: – Правильно. Как и сказано: … ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1, 17). Как вы думаете, где легче войти в народ Божий – во дни Ветхого Завета, когда весть о спасении была открыта только одному народу, или во дни Нового Завета, когда правда Божия открывается всякому? Свидетель Иеговы: – Конечно, наше время более благоприятное для спасения. Но какое это отношение имеет к рассматриваемому вопросу? Православный: – Прямое. Ведь из вашей точки зрения следует, что с приходом в мир Христа Спасителя положение детей усугубилось. Свидетель Иеговы: – Я об этом ничего не говорил. Православный: – Вам это только кажется. Давайте ответим на следующий вопрос: через какой обряд пройдя, в новозаветные времена человек может войти в народ Божий? Свидетель Иеговы: – Крещение. Православный: – Хорошо. А в ветхозаветные времена – через какой обряд пройдя, человек входил в общину Израиля, становился иудеем? Свидетель Иеговы: – Обрезание... Православный: – Отлично. А в каком возрасте человек мог быть обрезанным? Свидетель Иеговы: – В восьмидневном… Православный: – Это действительно именно так. Сказано: Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола (Быт. 17, 12). Итак, у вас получается, что в ветхозаветной общине Бога человек мог войти в сообщество Израиля, будучи ребенком (младенцем), а в новозаветное время положение детей усугубляется, и они не могут быть членами христианского собрания . Вас это не смущает? Свидетель Иеговы: – Христос был и обрезан, и крещен. Непонятно, какое отношение имеет обрезание к Крещению, если это разные вещи и никакие параллели здесь невозможны. Православный: – Очень даже возможны. Само Писание проводит эти параллели, когда говорит: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении (Кол. 2, 11–12). Итак, обрезание, которое можно было совершать над восьмидневным ребенком, прообразовывало собою Крещение.

http://pravoslavie.ru/106551.html

А когда мужу диавол внушает требовать от жены покорности полицейскими мерами, то муж должен ответить: «написано: «любите своих жён, как свои тела». Ведь если, например, нога застряла, её не бьют, не отрывают, а наоборот: остановятся и освободят, да ещё чтобы боли не причинить. И руку больную не спешат отсечь, а ещё более заботятся о ней. И не напоминать друг другу о его обязанностях надо, а помогать их выполнять. И жена должна помочь мужу видеть в ней действительно его плоть, которая за ним, как нитка за иголкой. И муж должен помочь жене увидеть, что он действительно – глава, для которой равно значима боль их обоих; что действительно любит жену, как Христос – Церковь , будучи готов быть распятым за неё, и ради неё распять свой эгоизм. Да, «тайна сия велика». Но ключ к ней всегда в твоих руках: несмотря ни на что, делай то, что именно тебе предписано Господом. А Он Сам сделает всё остальное. О рабах и господах Четверг Лк. 4:1622 Еф. 5:33–6:9 Однажды в синагоге Господь Иисус Христос, открыв книгу пророка Исаии, прочёл: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». Прочитав это вслух, Он прибавил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». А это было ещё только в начале земного служения Господа Иисуса. Но вот дело Его завершено, по всей земле проповедуется имя Христово, и вдруг – ученик Христов не только не выпускает на свободу рабов, но ещё и побуждает их повиноваться господам, и даже не как раньше, «не с видимою только услужливостью, как человекоугодники», но «со страхом и трепетом, … как Христу». И не только власть господ над рабами, но и власть мужа над женой Апостол усиливает, повелевая: «жена да боится своего мужа». Но Господь же своим ученикам прямо говорил: «В мире будете иметь скорбь» ( Ин.16:33 ). А когда «некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство», Господь ответил: «кто поставил Меня судить или делить вас?» ( Лк.12:13–14 ). Насчёт же всякого насильственного передела Он говорил: «Все, взявшие меч, мечём погибнут» ( Мф.26:52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

– Конечно, новозаветное. – Правильно! Как и сказано: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). Как вы думаете, где легче войти в народ Божий: во дни Ветхого Завета, когда весть о спасении была открыта только одному народу, или во дни Нового Завета, когда правда Божия открывается всякому? Конечно, наше время более благоприятное для спасения. Но кто-то спросит, какое это отношение имеет к рассматриваемому вопросу? – Прямое. Ведь с точки зрения не принимающих детокрещение следует, что с приходом в мир Христа Спасителя положение детей усугубилось. Давайте ответим на следующий вопрос: через какой обряд пройдя, в новозаветные времена человек может войти в народ Божий? – Крещение. – Хорошо. А в ветхозаветные времена – через какой обряд пройдя, человек входил в общину Израиля, становился иудеем? – Обрезание. – Отлично. А в каком возрасте человек мог быть обрезанным? – В восьмидневном. Это действительно именно так. Сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола» ( Быт.17:12 ). Итак, у нас получается, что в ветхозаветной общине Бога человек мог войти в сообщество Израиля, будучи ребенком, а в новозаветное время положение детей усугубляется, и они не могут быть членами Христианской Церкви… Кто-то спросит: – А как обрезание соотносится с крещением? Само Писание проводит эти параллели, когда говорит: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» ( Кол.2:11–12 ). Итак, обрезание, которое можно было совершать над восьмидневным ребенком, прообразовывало собою Крещение. Да, в Писании ясно сказано о крещении: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Возникает вопрос: как ребенок может веровать? Ответ очевиден: за него веруют его крестные родители. – А разве один человек может веровать за другого? – Может, и тому есть множество примеров из Писания. Например, вспомним случай со слугой сотника. Он был исцелен не своей личной верой, а верой самого сотника, как и сказано: «И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» ( Мф.8:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Во-вторых, вводя некоторое освящение в сам источник чадорождения и изображая собой совлечение «греховного тела плоти» ( Кол. 2:11 ), обрезание, с одной стороны, указывало на наследственную греховность, в которой мы все зачинаемся и рождаемся ( Пс. 50:7 ), с другой, таинственно предзнаменовывало новозаветное крещение, омывающее эту наследственную, прародительскую порчу ( Кол. 2:11–12 ). В-третьих, в приложении к предмету обетования, т.е. к потомству, обрезание имело тот смысл, что указывало как бы на устранение или ослабление всяких естественных средств его осуществления и тем самым очевиднее открывало особое действие божественной благодати в исполнении этих обетований. Наконец, значение этого последнего основания получало особенную силу в отношении к главному «Семени» Авраама, т.е. к божественному лицу Господа Иисуса Христа, имевшему родиться от Святого Духа и Марии Девы, т.е. с устранением всякого мужского участия. Отсюда, митр. Филарет с полным правом мог назвать обрезание: «отрицательным выражением понятия о Семени жены». Быт.17:12 . Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши Следовательно, обрезание совершалось спустя неделю после рождения, и это соблюдалось настолько строго, что ради обрезания нарушался даже покой субботнего дня ( Ин. 7:22–23 ). всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Этим, между прочим, обрезание у евреев отличается от обрезания у египтян и других древних народов, где оно практиковалось и относительно женщин. Быт.17:13 . Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. О рожденных в доме Авраама, т.е. низших слугах и домочадцах, нам уже известно из раннейшего повествования ( Быт. 14:14 ); но, очевидно, после этого у него появились и рабы, купленные за серебро. Как те, так и другие считаются одинаково принадлежащими к дому Авраама, а потому вместе с ним принимают участие и в завете. Доступ в этот завет сыновей бывших иноплеменников прообразовательно знаменует вступление в новозаветную Церковь всех народов и состояний.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

понимает элементы знания, так сказать, азбуку мира. Такое понимание вполне согласно с постановкою этого выражения после выражения «по преданию человеческому» и пред выражением «а не по Христу», оно будет заключать в себе почти ту же мысль, что и предшествующее ему выражение. Кроме того, оно является и прямою противоположностью следующего выражения: если в тайне Бога и Христа сокрыты все сокровища премудрости и ведения ( Кол.2:3 ), то в учении лжеучителей находятся только первые элементы ведения. С этими элементами христиане уже расстались, они выросли из них – так зачем же к ним возвращаться? Так можно истолковать и Кол. 2:20 . Ап., нужно заметить, не порицает этих элементов знания, как абсолютно ложные, – он только говорит о их недостаточности для христианина. Кол.2:9 .  ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, Колосские еретики считали Христа только одним из эонов – выразителей Божества. В противовес им, Ап. говорит, что во Христе обитает вся полнота Божества 4 и притом «телесно» или в теле ( σωματικς – равняется выражению ν σματι), так что мы можем наблюдать ее: Ап. конечно хочет сказать, что Бога мы можем видеть в воплотившемся Сыне Божием, Иисусе Христе (ср. Кол.1:19 ). Кол.2:10 .  и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти; С другой стороны, и верующие уже исполнены во Христе, т. е. чрез таинственный союз с Ним получили полноту божественных благодатных даров. – «Который есть глава»… От ангельских сил нечего уже больше ожидать, потому что эти силы все подчинены Христу и ничего нового своего не могут дать верующим в деле спасения. Кол.2:11 .  в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; Нечего верующим искать и в плотском обрезании, которое хотели восстановить Колосские еретики среди христиан. Та цель, которую имело в виду плотское обрезание, именно умерщвление ветхого человека, уже достигнута Колоссянами чрез принятие крещения, которое Ап. называет обрезанием, совершаемым Самим Христом. – «Тело плоти» – греховная человеческая природа, тело, поскольку оно подчинялось влиянию плотского настроения. Прибавление «греховного» еще более усиливает смысл всего выражения «тело плоти». Кол.2:12 .  быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, В воде крещения человек спогребается Христу и ветхий человек в Нем умирает. Но этого мало: тут же христианин и воскресает со Христом для новой жизни. Это воскресение совершается в человеке, благодаря силе его веры во всемогущество Божие, уже проявившееся в воскресении Самого Христа (ср. Рим 10:9 ). Кол.2:13 .  и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, См. Еф 2:1, 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что означает троекратное погружение крещаемого в воду? Троекратное погружение крещаемого в воду есть символ того, что крещаемый как-бы умирает для греха со Христом, умершим за нас грешных и пробывшим в недрах земли три дня и три ночи ( Мф. 12, 40 ). О таковом значении троекратного погружения свидетельствует св. ап. Павел, говоря: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть его крестились» ( Рим. 6, 3 ) и далее: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славой Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6, 4 ). Откуда видно, что верующие получают в крещении благодать св. Духа? Это видно из слов св. Апостола Петра, сказанных Иудеям в день Пятидесятницы: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар св. Духа» ( Деян. 2, 38 ). Одних ли взрослых подобает крестить, или и младенцев? Должно крестить и младенцев; новозаветное крещение заменило собой ветхозаветное обрезание, а последнее всегда совершалось над восьмидневными младенцами. ( Быт. 17, 11–12 ). Откуда видно, что новозаветное крещение заменило собой обрезание? Это видно из следующих слов св. апостола Павла «в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним в крещении» ( Колос. 2, 11–12 ). Но разве могут младенцы приходить ко Христу, когда они не имеют личной веры? Такое сомнение свойственно только людям; но спаситель, Который «больше сердца нашего и знает все» ( 1Ин. 3, 20 ) сказал: «пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мк. 10, 14 ). Как же Господь совершает благодатное действие над крещаемым младенцем? Господь совершает благодатное действие над крещаемым младенцем по молитве и вере священника и восприемников, как Он по вере Иаира и Марфы с Марией воскресил их умерших родственников ( Мк. 5, 36 ; Ин. 11, 25–27 ), а также, исцелил расслабленного по вере его друзей, как сказано: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» ( Мк. 2, 5 ). IV. Таинство миропомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Итак, Бог ещё до сотворения мира всё предопределил, в том числе спасение и погибель каждого человека. Господь точно знает, кто из Его стада и кто будет спасён, а кто нет. Но человеку обычно не даётся знать о своём спасении, разве по особому откровению, но он познаёт и прозревает то, что имя его действительно написано у Бога на небесах по мере своего освящения . Хотя и это даётся не каждому, ибо для многих не полезно иметь такое откровение, поскольку некоторые могут облениться и ослабить ревность в совершении своего спасения. Таким образом, человек, живя на земле (говорю о знающих о Христе), должен сначала стать на путь спасения, найти истинную Церковь Христову и соединиться с Ней и Её Главой через Таинства, а потом всю жизнь продолжать довершать своё спасение в страхе и трепете. Христиане, живя на земле, не спасены ещё и по очевидной причине, так как спасение заключает в себе полное соединение со Христом, совлечение смертной плоти, оправдание человека на Страшном Суде, уничтожение диавола, смерти и всякого зла, вхождение в совершенство, то есть в состояние, в котором человек уже будет в полном покое и невозможности согрешить и отпасть от Бога. Но всего этого ещё не произошло, из чего явствует со всей очевидностью, что христианин сейчас находится в состоянии спасаемого , а не уже спасённого. Выше был затронут вопрос предопределения , которому протестанты предают большое значение, и о котором много спорят кальвинисты и арминиане, потому хочу сказать об этом несколько слов. Кальвинисты считают, что одни люди из начала предопределены Богом ко спасению или погибели. Предопределённые ко спасению спасены у Бога ещё до рождения. Они обязательно при жизни придут к вере и познанию Бога. Те же, которые отпали, упали, обленились, отошли от Бога, не сохранили упования твёрдо до конца, возлюбили нынешний век и т.п. просто не были предопределены Богом ко спасению: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:9 ). Главным же образом учение о предопределении основано на словах ап. Павла: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:28–30 ). При этом свобода человека считается понятием условным. По сути, свободы выбора у человека нет: он выбирает только то, что Бог предопределил ему избрать; верует, потому что Бог дал ему веру; пребывает в спасении, потому что Бог даёт ему силы и волю к этому. Таким образом, с данной точки зрения протестанты чаще всего и говорят о своём спасении как о некотором завершённом деянии, по крайней мере, в глазах Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010