По словам Галины Романовой, многие российские поляки родились и выросли в Литве, Белоруссии, на Украине и помнят тот жизненный уклад – католик уважал соседа-православного, знал православные праздники, поздравлял его с ними, бывал у него на свадьбах, крестинах. Она рассказала о нынешнем епископе Варшавском Тадеуше Пикусе. В девяностые годы он служил ксендзом в Москве и защитил докторскую диссертацию в Московской Духовной академии. Теперь он епископ и возглавляет в Польском католическом епископате Комиссию по взаимоотношениям католицизма и православия. В 2009 году шести насельникам Нило-Столобенской пустыни в Ясногорском монастыре в Ченстохове был передан список чудотворной иконы Божией Матери «Ченстоховская» . С тех пор «Конгресс поляков в России» размещает на своих сайтах и публикует в своих СМИ информацию обо всех встречах и контактах Русской Православной и Польской Католической Церквей. Когда стала известна дата визита Святейшего Патриарха в Польшу, российские поляки вместе с поляками, живущими в Западной Европе, подготовили программу мотоциклетного молодежного рейда. Он начался в Польше и закончился в Нило-Столобенской пустыни. Возглавлял его польский ксендз из Дании. Пробег состоялся накануне визита, а потом этот ксендз написал письмо Патриарху и братии Нило-Столобенской пустыни, в котором благодарил их за послание. Москву участникам мотопробега показывали члены мотоклуба «Ночные волки», с руководством которого обсуждался вопрос мотопробега по местам захоронения советских воинов в Польше и Западной Европе. Ответ вандалам Сергей Щеблыгин Сейчас, когда визит завершен и послание подписано, кажется, что ничего сложного не было. Но член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Сергей Щеблыгин напомнил о драках российских и польских болельщиков во время проходившего в июне в Польше чемпионата Европы по футболу. Только благодаря мудрости и мужеству Патриарха Кирилла состоялся визит и был подписан документ. По словам Сергея Щеблыгина, нас сегодня загоняют в антиномию светского и клерикального, когда правильнее думать о симфонии властей – именно на симфонии базировалась Византия. «Много работает наш МИД, наши послы, но именно Церковь берет на себя миссию прорыва», — отметил он.

http://pravmir.ru/led-vzloman-itogi-vizi...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Ченстоховской Празднование 6/19 марта Кондак 1 Взбранной Воеводе, Спасительнице земли Русския, похвальное приносим пение. Ты же, Мати Царя Небеснаго от всякия избави напасти страну нашу и от всех скорбей и бед свободи зовущих: Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякаго зла и сотвори чудо спасения. Икос 1 Ангельский собор на небеси немолчно воспевает Тя, Владычице, и мы, земнороднии, притекающе ко иконе Твоей чудотворней, святым Лукою писанной, вопием Ти сице: Радуйся, Света Невечерняго Мати. Радуйся, Духа Святаго обителе священная. Радуйся, светлое благодати познание. Радуйся, ангельских сил ликование. Радуйся, Купино, неопально горящая. Радуйся, Господа сил вечно зрящая. Радуйся, Неувядаемый Цвете нетления. Радуйся, образе Христова Воскресения. Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякаго зла и сотвори чудо спасения. Кондак 2 Видящи благочестие и веру святыя царицы Елены, обретшей Крест Честный Господень во Иерусалиме, даровала еси ей, о Богомати, и икону Свою, чрез верных служителей Твоих сохраненную от лет древних, да молятся пред нею выну людие, поюще: Аллилуиа. Икос 2 Разумевши святая царица Елена, яко образ сей есть благословение Божие граду царствующему, постави и тамо в церкви соборней, идеже мнози от него исцеления прияша, поюще Матери Божией похвалы сицевые: Радуйся, чаше, черплющая вечную радость. Радуйся, источниче, изливающий неизреченную сладость. Радуйся, чертоже, рая краснейший. Радуйся, вертограде Христов славнейший. Радуйся, Духа Святаго селение. Радуйся, врагов правды Божия посрамление. Радуйся, духовною радостию нас утешающая. Радуйся, с верою Тя призывающих не посрамляющая. Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякаго зла и сотвори чудо спасения. Кондак 3 Сила Вышняго храняше икону Твою, Богомати, во дни ересей от поругания и погубления от лютых иконоборцев, и от пленения руками варварскими, яко Самой Ти быти Хранительницею христианом цареградским и нам, поющим Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЗЕРЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Изображение Озерянской иконы Божией Матери. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1892 г. Изображение Озерянской иконы Божией Матери. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1892 г. (Празд. 30 окт.), главная святыня и покровительница г. Харькова и всей Слобожанщины. Относится к числу списков Ченстоховской (Новодворской) иконы Божией Матери. Предание Подробное описание явления О. и. в донесении Синоду от 16 марта 1843 г. составил Иннокентий (Борисов), еп. Харьковский. Согласно преданию, образ явился в кон. XVII в., во время татар. набегов, близ с. Озерянка, что располагалось в 26 верстах от г. Харькова и в 3 верстах от с. Мерефа. Во время покоса в овраге в густой траве крестьянин вдруг услышал человеческий стон и увидел рассеченный образ: одна часть холста была на острие его косы, другая находилась у корней липы, и перед ней горела свеча. Принеся обе части холста домой, крестьянин с благоговейной молитвой поставил образ вместе с домашними иконами. На следующее утро святыня чудесным образом очутилась на месте своего обретения, при этом обе части холста оказались соединенными. В 3-й четв. XVIII в. предание об О. и. еще не вошло в традицию. Так, строитель Озерянской пуст. Ефрем Мокренский во исполнение предписания от 26 нояб. 1762 г. представил архимандриту Покровского мон-ря в Харькове письменный отзыв местного старожила, подпрапорного Григория Кононовича Долинского, о местонахождении чудотворной иконы в Озерянской пуст., согласно к-рому на указанный год сведений о том, откуда она появилась и кем в церковь поставлена, не сохранилось ( Филарет (Гумилевский). 2011. Т. 1. С. 33). История и чудеса Озерянские земельные угодья принадлежали мерефскому свящ. Феодору, к-рый по благословению архипастыря Белгородского и Обоянского построил близ места обретения иконы, на горке, ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, в к-рой и установили икону. На месте явления иконы возник родник, от церкви к нему шел крутой спуск.

http://pravenc.ru/text/2578229.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Казанский девичий монастырь Россия, г. Калуга, ул. Дарвина, д. 13/33. Монастырь возник вскоре после Смутного времени в начале царствования Михаила Федоровича не ранее 1625 года. Перестраивался в 1685 и 1726 годах. При игуменье Мариамне Пальчиковой (1673–1680) обнесен каменной оградой. В 1680 году к монастырю была приписана калужская церковь во имя святителя Алексия Московского , построенная царским дядей Никитой Ивановичем Романовым. Монастырь был третьеклассным со штатом 16 монахинь. В обители был старинный храм, на месте которого в начале ХХ в. был сооружен со бор в честь Казанской иконы Божией Матери, в византийском стиле, освященный 6 июля 1903 года. В нем было три престола: центральный в честь Казанской иконы Божией Матери, северный – Ченстоховской иконы Божией Матери и южный – преподобного Алексия, человека Божия. Ежегодно 8 июля – в день празднования Казанской иконы Божией Матери – совершался крестный ход. Обитель была обнесена каменной оградой с двумя воротами. Внутри монастыря располагались большая каменная колокольня и монастырские постройки: больничный корпус, кельи для игумении и сестер. На месте первого монастырского храма стояла небольшая часовня, где находилась Казанская икона Божией Матери. Другая часовня, принадлежащая монастырю, была у Смоленской заставы (в конце нынешней Смоленской улицы). При обители существовал странноприимный дом. До 1917 года монастырь был третьеклассным. Основным занятием монахинь являлось шитье белья, вязание и вышивание золотом. Во время Восточной войны в 1878 году в монастыре был образован отряд сестер милосердия из 10 послушниц. В 1918 году монастырь был закрыт. Чтобы сохранить в нем монашескую жизнь, насельницы монастыря организовали здесь женскую трудовую артель. При артели действовала больница и мастерская по пошиву и ремонту обуви. По состоянию на 28 июля 1922 года в монастыре проживало и трудилось 118 монахинь и послушниц. В июле 1922 года решением Ревтрибунала была создана комиссия по ликвидации Казанского монастыря в городе Калуге, монастырское имущество было описано и изъято, и часть его в октябре 1924 года передана в исторический музей города Калуги. Группа монахинь была осуждена на срок от 6 месяцев до 1,5 лет, а остальные выселены.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Приложение 2 Покров Пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (1240–1448) 2989 Ок. 1249 Принесение в Ярославль свв. блгвв. кнн. Василием (1 1249, память 8 февраля, 3 июля, 8 июня) и Константином († 1257, память 3 июля, 8 июня) иконы Пресвятой Богородицы Ярославской (8 июня). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Феодоровскую икону за Кострому при нападении татар (16 августа). Прославление (наказание святотатцев) Холмской иконы Пресвятой Богородицы во время разграбления г. Холма войсками Бурундая (8 сентября). 1264–1301 Из Константинополя в Галич (или Белз) в правление вел. кн. Льва Даниловича галицкого принесена икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», прославившаяся позднее под именем Ченстоховской (6 марта). Явление Соболевской иконы Пресвятой Богородицы под Киевом (20 ноября). Ок. 1283 г. Св. Петр, игумен Ратский, впоследствии митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), написал икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворениями (Петровскую), и поднес ее в дар митр. Киевскому и всея Руси Максиму (24 августа). Ок. 1285 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Устюжскую икону Благовещения по молитвам прав. Прокопия († 1303, память 8 июля) за г. Устюг при падении каменного града (8 июля). Прославление Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы (прозрение черниговского кн. Романа), перенесение иконы из Киево-Печерского монастыря в брянский Свенский Успенский монастырь (3 мая). Написание списка со Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы «Печерская с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием» в Киево-Печерском монастыре (3 мая). Ростовские кнн. Димитрий и Константин Борисовичи прислали в дар Великому Устюгу икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Устюжскую) для освящения деревянного собора в честь Успения Божией Матери (28 июля). Прославление Муромской-Рязанской иконы Пресвятой Богородицы (защита от клеветы свт. Василия Рязанского, 1295, память 3 июля) (12 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Запах разлуки земной. Сергей Фурманов Чудотворные иконы Издревле молвой народной Льнет к иконе чудотворной Стар и млад главу склоняют, Божью Матерь почитают. Средь лесов-болот случилось Чудо «Тихвинской» явилось – Супостатов наказанье, Для народа – ликованье. Пешим или конным ходом Тянутся к монастырям подводы, И недугом истомленный Люд подходит под иконы Ходатаицы усердной Перед Богом милосердным Исцелений чудотворных. Ты – приют для душ бездомных, Для надежд, лишенных зренья, Ты – источник утешенья, «Всех скорбящих радость» наша, «Неупиваемая чаша». Можем сотни вёрст пройти С «Одигитрией» в пути, Просим для Руси спасенья У иконы «Воскрешенья». В храм слетелись Божьи птицы Поклониться «Всецарице», Скипетр в руке «Державной», Выше серафимов славной, Шлем на «Воеводе взбранной», Русским воинством избранной. Русь в беде мы не оставим! «Кто на вас, когда я с вами!» Не настигнет лук смертельный Нас с иконой «Семистрельной», Покрывают нас от зла Пречестные Покрова. Ополченье собирайте! Интервенты, отступайте! Единим народ славянский С Божьей Матерью «Казанской». Оградим от иноверов Рубежи святые Веры Православной христианской С Божьей Матерью «Песчанской». Мчится ангельское войско, Русь к иконе «Ченстоховской» В покаяньи припадает, Нового Царя встречает. Сколько звёзд на небосклоне – Чудотворные иконы Злобные сердца смягчают, Их любовью исполняют, Благодарными слезами. Золочеными крестами Образ на стекле украшен, «Призри на смиренье» наше, Наше приими прошенье, Не оставь нас во «Успеньи», Грешных уз сними усталость, Дай «Нечаянную радость» Окаянному народу, Ублажат Тебя все роды У «Владимирской» иконы Русь Святая бьёт поклоны. Благодать Твоя с ней будет, Божья Матерь не осудит, Если чтим нелицемерно, Если сердце будет верным, Встретим c пеньем «Херувимской» Образ «Иерусалимской», Будет радости свеченье От иконы «Умиленье». Ольга Гусева УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Полуоткрыто в алтаре окно; Душа негромко хору подпевает. Растёт она, как малое зерно, И точно к сроку жатвы поспевает.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/27/...

Околово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Околово - деревня в Логойском районе Минской области Республики Беларусь. Административный центр Околовского сельсовета. Околовский сельский Совет расположен на северо-востоке Логойского района. Расстояние до районного центра - Логойска - 35 километров. В середине 19 века была собственностью помещика Иосифа Волловича, имела статус местечка, где находился римско-католический, парафиальный костёл. В 1847 году население составляло 173 человека (32 дома). Дошедшие до нас источники, свидетельствующие о религиозной жизни в д. Околово, относятся к 18 веку. Околовская униатская церковь святых Бориса и Глеба очень подробно описывается в «Визите» 1763 г. Храм был построен деревянным, с двумя куполами и девятью окнами. Имел три входа. Внутри церковь была богатой отделки и красиво украшенной. Среди икон, особенно чтился образ Матери Божьей Ченстоховская, под серебряным окладом с двумя позолоченными коронами и иными ценностями. Вклад земли церкви был пожалован сиятельной помещицей Бригитой из Завишей Свентицких. Очень похоже на то, что и сама церковь была построена за её счёт. Приход в 1763 г. состоял из деревень Околово, Волковичи, Жестиное, Жердяжье, Заборье, Городец, в которых вместе числилось только 60 приходских дворов. Настоятелем с 1744 г. становится священник Иоанн Пекарский. История самостоятельного греко-униатского Околовского прихода сложилась, в отличие от других приходов, особенно трагическим для Православия образом. В начале XIX столетия Околовский приход перестает упоминаться в церковных документах и со временем о его существовании забывается вовсе. Только в 1840 г., в связи с массовым возвращением униатских приходов в лоно Православной церкви, возник вопрос о принадлежности вкладов земли Околовского римо-католического костёла и проверке прихожан по метрическим книгам. Суть спора между православным духовным ведомством и католическим приходом был в следующем. Православное духовенство утверждало (и не без оснований), что построенный в 1798 г. помещиком Михаилом Воловичем Околовский костел находится на месте старой Борисо-Глебской униатской церкви, которая и была в предыдущее время уничтожена помещиком-католиком. Соответственно земля, как вклад бывшей униатской церкви, а также и костел, должны быть возвращены в собственность Православного духовенства.

http://sobory.ru/article/?object=13653

В. Преображенский Куряжский, 2 класса, в 8 верстах от Харькова, при селе Куряже. Основан в 1663 году; в 1788 году был закрыт; в 1797 году восстановлен. В 1901 году совершено было освящение обновленного соборного Преображенского храма. Все стены его сплошь расписаны художественною живописью. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Озерянской. По преданию, эта святая икона была обретена в конце XVI века, во время татарских набегов на Украину, одним из жителей слободы Озерянки, в 27 верстах от Харькова, который, кося за лесом траву, за одним взмахом косы послышал стон, как бы человеческий, и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и перед нею горящую свечу при корне дерева, здесь же росшего. Косарь этот, взявши обе половины этого образа, внес в свою хижину и, сложивши их, поставил образ в приличном месте и усердно молился ему, оставя работу. На другой день рано поутру он к изумлению своему увидел, что разрезанные части иконы соединились и так плотно, что от разреза остался едва заметный след, который можно видеть на иконе и теперь. От обретенной святой иконы стали совершаться чудеса. Близ ее явления вскоре выстроена была церковь и основана Озерянская Богородицкая пустынь, в которой и поставлена была святая икона. По упразднении этой пустыни (в 1786 году) святую икону перенесли на некоторое время в Куряжский монастырь; но так как, менее чем через год, был упразднен и Куряжский монастырь, то Озерянскую икону Божией Матери перенесли в Харьковский Покровский монастырь. Когда Куряжский монастырь был восстановлен, чудотворная икона была отнесена в этот монастырь. Она написана на наклеенном на кипарисовую доску холсте, по изображению сходна с Ченстоховской, имеет в длину 9 вершков, а в ширину 7,5, и украшена ризой из чистого золота. Эта святая икона с торжественным крестным ходом ежегодно 30 сентября переносится в Харьков, остается здесь до 22 апреля и за все это время усердно приглашается жителями города по домам; 22 апреля также торжественно она переносится в Куряжский монастырь и в этот день, как и 30 сентября присутственные места освобождаются от служебных занятий, а учебные заведения от учения. 15 июня эта святая икона относится в слободу Озерянки, Харьковского уезда, где остается до 28 июня (см. также ниже, о Спасовом ските).

http://sobory.ru/article/?object=33147

Москва. Троицкое подворье Покровского монастыря в Троице-Лыкове. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь в Троице-Лыкове Карта и ближайшие объекты Построен в 1851-52 гг. на средства, собранные генерал-майором Н. Бутурлиным в его усадьбе в с. Троице-Лыкове, на зап. Москвы, на правом высоком берегу р. Москвы, напротив Серебряного бора. Каменный, в русско-византийском стиле. Главной престол — Успения Пресвятой Богородицы, приделы — свт. Николая Чудотворца и великомученицы Екатерины. В 1876 г. на средства владельцев усадьбы купцов-чаеторговцев Корзинкиных при храме открыта женская богадельня, в 1891 г. — лечебница для бедных. В 1903 г. на средства Ю.М. Корзинкиной пристроена двухэтажная трапезная и колокольня (архитектор С.Ф. Кулагин). Закрыт около 1930 г. Обезглавлен, переделан. В нем размещались клуб, производственно-техническое училище, столовая и в 1980-х гг. — склад красок, который сгорел, пострадало внутреннее архитектурное убранство храма. Богослужения возобновлены 29 ноября 1990 г. Святыни — особо чтимые иконы Божией Матери Иверская, Державная, Ченстоховская. При храме — воскресная школа для детей и взрослых, общеобразовательная гимназия. В 50 м к северо-востоку от храма находился одноименный деревянный храм, сооружённый в нач. XVII в. боярином Б.М. Лыковым (владелец села в 1627-44 гг.). Этот храм не закрывался, но в 1936 г. был сожжен (не восстановлен). Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове церковь (Одинцовская улица, дом 24). Современное церковное здание в русско-византийском стиле выстроено в 1852 г. Храм имел приделы великомученицы Екатерины и святителя Николая. В нем находились трехъярусные резные вызолоченные иконостасы. В 1903 г. выстроили двухэтажную трапезную и новую колокольню (архитектор Кулагин). В 1904 г. освятили устроенный на хорах с южной стороны придел Казанской иконы Божией Матери. Вскоре был освящен и придел преподобного Серафима Саровского. Храм закрыли в 1930 г. Были уничтожены купол и колокольня. Богослужения возобновились 29 марта 1990 г.

http://sobory.ru/article/?object=03417

Разделы портала «Азбука веры» А.М. Любомудров — научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинского Дома), кандидат филологических наук. С 1992 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского Иоанна собирает свидетельства о чудесных явлениях в Православной Церкви. Автор книги «Знамения Божии от святых икон. 1991–1996». Знамения минувших столетий Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности. Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего души созерцающих ее людей. В молитве на освящение иконы испрашивается у Бога дарование ей благодатной силы Духа Святого «бесов отгоняти и вся недуги исцеляти». Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. «Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону» 1 . Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро – вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего. История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их – образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная радость», Серафимо-Понетаевская).

http://azbyka.ru/znameniya-ot-ikon-v-kon...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010