В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости русскими войсками, настоятелем и братией монастыря поднесён был генералу Сакену верный список с чудотворной иконы. Император Александр I украсил сей список богатою ризою с драгоценными камнями и поставил Её в Петербургском Казанском соборе в приделе Рождества Пресвятой Богородицы у левого клироса. Пред сею иконою горит неугасаемая лампада. 6.03. Ченстоховская – в Сыроватке Слобода Верхняя Сыроватка начала населяться в половине XVII века выходцами из-за Днепра. Первый храм в Верхней Сыроватке был построен в 1660 году. На месте этого ветхого храма отстроили и освятили в 1812 году каменный храм во имя Успения Божией Матери. Строитель и попечитель сего храма подпоручик Николай Власовский купил на собранную от прихожан сумму кирпич и иконостас от старой церкви бывшего Сумского монастыря. Этот древний иконостас и доселе существует. Ченстоховская, находящаяся во храме, икона очень древняя. Откуда эта икона, наверное никто не знает. Некоторые из старожилов уверяют, что её принёс какой-то польский шляхтич в бывшую старую деревянную церковь из Ченстохова. Пред нею и теперь совершаются чудесные исцеления. В 1817 году от этой иконы получила исцеление Елизавета Рахманова, генерал-майорша, помещица села Ветхого Бобрика, страдавшая такою тяжкою болезнью, что лишилась наконец от неё слуха и языка. Находясь в таком положении, она попросила священника слободы Верхняя Сыроватка, Тимофея Лободовского, принести в село Бобрик Ченстоховскую икону Божией Матери. Когда благодатную икону внесли в село, начали трезвонить – и больная услышала звон; когда же внесли икону в её дом, она сама встала с постели, с которой давно уже не поднималась, и, встав на колени, начала громко читать молитвы во время молебна. Шестоковская Шестоковская В Тверской губернии Кашинского уезда находится село Шелтомеж, вблизи которого находятся при реке Сити поля Боженские, орошённые кровью русских, когда великий князь Георгий Всеволодович, защищая родную землю от нашествия татар, положил на брани за веру и Отечество жизнь свою со всем своим православным воинством. И в наше время Сама Царица Небесная покрывает достопамятные окрестности Своим благоволением, знамением которого являются великие чудеса от святой Её иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в. Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим. Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея. Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда. Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных. Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом. Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

http://pravmir.ru/carica-neba-i-zemli/

Некоторое время спустя, когда отключено электрическое напряжение, врата открываются и американские военнослужащие заходят внутрь лагеря. Когда они с широко раскрытыми глазами смотрят на нашу изголодавшуюся толпу, страдающую от тифа и дизентерии, они скорее походят на пятнадцатилетних подростков, чем на испытанных в бою военных. Создается международный комитет из заключенных, который берет на себя управление лагерем. Продукты со складов „SS“ передаются в распоряжение лагерной кухни. Один отряд американской армии также предоставляет некоторую провизию, и таким образом я впервые имею возможность отведать американской кукурузы. По распоряжению одного американского офицера радиоприемники изымаются у «выдающихся нацистов» в городке Дахау и распределяются между разными национальными группами заключенных. Поступают новости: Гитлер покончил самоубийством, русские взяли Берлин, немецкие войска сдались на юге и на севере. Однако бои еще бушуют в Австрии и Чехословакии… Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы. Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и главный переводчик Международного комитета заключенных,  Борис Ф., навестил меня в «блоке 27» — моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о предпринимаемых попытках организовать совместно с Греческим и Югославским комитетами заключенных православное Богослужение в день Святой Пасхи 6 мая. Среди заключенных находились православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина…  Попытки раздобыть все эти предметы из русского прихода в Мюнхене не были увенчаны успехом, поскольку американцам не удалось найти кого-либо из этого прихода в разрушенном городе. Несмотря на это, удалось решить некоторые из этих проблем: приблизительно 400 католическим священникам, заключенным в Дахау, было разрешено остаться вместе в одном бараке и служить мессу каждое утро перед уходом на работу. Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в «блоке 26», который был как раз напротив, через улицу от моего собственного блока. Кроме деревянного стола и списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на стене над столом, часовенка была совершенна пустой. Первообраз святыни происходил из Константинополя, откуда был привезен в г. Бельц в Галиции. Но впоследствии икона была отнята от православных польским королем. Однако когда Русская Армия изгнала наполеоновские войска из Ченстоховы, аббат Ченстоховского монастыря вручил список иконы Императору Александру I, который поставил ее в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, где она почиталась верующими до самого захвата власти большевиками.

http://pravmir.ru/pasxa-v-daxau-1945-g/

Случилось, что на обитель напали гуситы, которые хотели похитить вместе с сокровищами и сию икону; но невидимая сила удержала её – лошади с иконой не могли двинуться с места. В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братией лавры поднёс генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I украсил список богатой ризой и поставил в С.-Петербурге, в Казанском соборе. Чудотворная Ченстоховская икона есть ещё в слободе Верхняя Сыроватка. Полагают, что она принесена сюда из Ченстохова. Шестоковская икона По сохранившемуся преданию, эта икона в очень давнее время явилась в Москве, в доме некоего г. Скрипицына. Одна девица, так называемая простенькая, или блаженная, видела во сне, что в этом доме, в трубе печи находится икона Пресвятой Богородицы, и три раза заявляла о том домашним; но никто не обращал внимания на её слова до тех пор, пока не увидели на шестке печи выпавший из трубы свёрток холста. Когда развернули свёрток, то все пришли в благоговейный ужас: пред глазами их явилось прекрасное изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. На правой руке у Неё небольшой ожог ясное доказательство, что икона была в огне и силой Божиею осталась невредимой. Икона была принята как драгоценный дар от Самого Господа, и все с благоговением почитали её. Домовладелец благолепно украсил икону и по смерти своей передал своим детям в благословение с наименованием её Шестоковской, потому что она явилась на шестке. Неизвестно, когда икона была перенесена в село Шелтомеж Тверской губернии Кашинского уезда: но по древним актам видно, что владелец этого села секунд-майор Скрипицын просил в 1779 году у Тверского епископа Арсения благословение устроить каменный храм вместо деревянного, построенного ещё в 1686 году, и что его родовая Шестоковская икона Божией Матери, перешедшая к его детям, была долгое время предметом споров и судебной тяжбы между наследниками. Известно также, что во всё время от иконы изливались чудотворения; пред нею совершались молебны, и её носили во многие места Тверской и Ярославской губерний. С 1851 года сия икона передана в неотъемлемую собственность церкви села Шелтомежи, где ради неё в 1887 году устроена женская Шестоковская община. 7 марта

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Очень помогли католические священнослужители-тоже узники Дахау. Фашисты разрешали им служить мессу перед началом работы. «Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в„блоке 26“, который был как раз напротив, через улицу отмоего собственного блока,-вспоминает Г. А. Рар.-Кроме деревянного стола исписка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей настене над столом, часовенка была совершенно пустой». Пасхальное богослужение День Святой Пасхи втот год пришелся надень памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В богослужении приняли участие сербы, греки инемногие русские. К тому времени влагерь уже прибыли офицеры СМЕРШа, которые начали возводить новые загородки, отделяя советских узников отостальных заключенных. Впоследствии им предстояла репатриация, а многим-новые лагеря. «За всю историю Православной Церкви, вероятно, небыло такого пасхального Богослужения, как вДахау в1945 году,-пишет Г. А. Рар.-Греческие исербские священники исербский диакон облачились всамодельные ризы, которые они надели насеро-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя сгреческого нацерковно-славянский, а затем снова нагреческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры-все пелось наизусть. Евангелие-«Вначале было Слово»-также попамяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста-тоже попамяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами ипроизнес его стаким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда незабудем доконца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него кнам итакже ковсему остальному миру! Восемнадцать православных священников иодин диакон, вбольшинстве-сербы, участвовали вэтой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие вкрыше опустили перед ногами Христа Спасителя, греческий архимандрит Мелетий был принесен вчасовню наносилках, где он пробыл лежащим вовремя всего Богослужения. Священнослужители, участвовавшие впасхальном Богослужении вДахау в1945 году, теперь поминаются закаждой Божественной литургией врусской часовне-памятнике вДахау вместе совсеми православными христианами «наместе сем ивиных местах мучения умученных иубиенных».

http://pravmir.ru/torzhestvo-zhizni-v-la...

Иконография Н. и. позволяет утверждать, что ее протографом являлась Ченстоховская икона Божией Матери. Примерно с 1270 по 1382 г. Ченстоховская икона пребывала на волынских землях в Белзском замке, находившемся в ведении правосл. духовенства. По преданию, икона была написана ап. Лукой, а на Волынь принесена в XIII в. из Киева кн. Львом I Даниловичем (ок. 1228 - ок. 1301). В период княжения Льва I Даниловича на Волыни (после 1292) эта территория была плотно заселена (Холм, Белз, Луцк, Львов, Перемышль, Галич, Владимир-Волынский и др.) и изобиловала храмами и мон-рями. Перенесение такой святыни на Волынь не могло остаться незамеченным православными: как следствие, должны были появиться ее списки. Новодворская икона Божией Матери из Каменского Успенского мон-ря. Фототипия. Кон. XIX — нач. ХХ в. Новодворская икона Божией Матери из Каменского Успенского мон-ря. Фототипия. Кон. XIX — нач. ХХ в. Первоначальная иконография Ченстоховской иконы имела византийское происхождение, возможно, она являлась списком к-польской «Одигитрии». В 1382 г. польск. кн. Владислав Опольский перенес Ченстоховскую икону на Ясную гору близ Ченстоховы, в мон-рь паулинов. Напавшие на мон-рь иконоборцы-табориты значительно повредили икону, и в сер. XV в. на той же доске было написано практически полностью новое изображение в традициях раннего итал. Возрождения, в т. ч. лик Богоматери со шрамами на правой щеке. Подтверждением того, что в XVII в. Н. и. ассоциировалась с Ченстоховской иконой, служит гравюра 1680 г. мастера с инициалами «JS». На гравюре с большой степенью точности воспроизведена икона из Ченстоховы (удлиненный овал лица Божией Матери, узкий разрез глаз и рана на правой щеке), однако под изображением имеется надпись на латыни, свидетельствующая, что это Н. и.: «Santa NoVoDVorIa Virginis» («Святая Новодворская Богородица»). Изображение ран на щеке Богоматери говорит о том, что Н. и. как список Ченстоховской иконы была создана позднее XV в., т. е. после поновления первообраза. Следов., свт. Петр, живший на 100 лет раньше событий, с которыми связано повреждение Ченстоховской иконы, не мог создать Н. и. как ее список с изображением раны на ланите Божией Матери. Кроме того, если допустить, что свт. Петр мог написать икону во время пребывания образа в Белзском замке, она должна была иметь черты визант. протографов, а не итальянизирующей живописи. Т. о., связь Н. и. с именем свт. Петра является лишь преданием.

http://pravenc.ru/text/2577817.html

Царь Михаил Феодорович жаловал насельниц К. м. хлебным, рыбным и иными довольствиями. Трейтер предполагал, что в его царствование крестный ход из калужского Троицкого собора в К. м. совершался 12 июля, в день прп. Михаила Малеина, небесного покровителя царя. Возможно, у монахинь хранился единственный в городе образ этого святого. При царе Алексее Михайловиче крестный ход совершался 17 марта, а после его кончины был отменен. Впрочем, в ответ на челобитную игум. Мариамны патриарх Иоаким в 1679 г. повелел восстановить крестный ход, но перенес его на 8 июня (день св. покровителя царя Феодора Алексеевича вмч. Феодора Стратилата). Впосл. крестный ход из кафедрального собора и ближайших городских церквей в К. м. совершался 8 июля (празднование Казанской иконе Божией Матери). Он упоминается вплоть до 1917 г. Постройки В описании Калуги, составленном в 1685 г. воеводой Иваном Полуехтовым, упоминалась каменная Казанская ц. в девичьем мон-ре на посаде. Это была одна из первых каменных церквей в Калуге. Небольшой монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери (с приделом во имя св. Алексия, человека Божия) - квадратный, одноглавый, «с небольшим сквозным фонарем» - был построен ок. 1629 г. по указу царя Михаила Феодоровича. В 1682-1685 гг. игум. Мариамна испрашивала у царей Иоанна и Петра Алексеевичей средства (50 р. и 50 пудов железа) «на починку» церквей. В 1692 г. отмечалось, что Казанская ц. уже ветха, «расселась». Казанский собор (ныне ГА Калужской обл.) 1899–1903 гг. Фотография. 2006 г. Казанский собор (ныне ГА Калужской обл.) 1899–1903 гг. Фотография. 2006 г. В 1725-1726 гг. на средства 2 калужских купцов каменная Казанская ц. в К. м. была перестроена, причем Алексиевский придел обращен в трапезную церковь с отдельной каменной колокольней. В ходе ремонтных работ первоначальный архитектурный ансамбль мон-ря был изменен: «От колокольни и нижней церкви игуменья устроила каменную, в три сажени ширины, лестницу с шатром на каменных столбах, во всю длину и ширину лестницы. Под лестницей была монастырская кладовая. Вслед. этого входившему в монастырь через св. ворота на месте двух врозь стоявших церквей представлялось одно длинное здание, на концах имевшее церкви, увенчанные куполами. Пройдя под колокольней, богомолец вступал на паперть нижней Алексиевской ц. и отсюда поднимался по крытой лестнице на паперть верхней (Казанской Божией Матери)» ( Зинченко. 1885. С. 79). В 1751 г. архиеп. Московский Платон (Левшин) в доношении в Синод упоминал об обветшавшем Казанском храме, о деревянной ограде и 10 кельях. В 1827 (1823?) г., при игум. Августе, к храму была пристроена трапезная с сев. приделом в честь Ченстоховской иконы Божией Матери, одновременно возведена колокольня. Мон-рь окружала каменная ограда с 3 воротами.

http://pravenc.ru/text/1320163.html

Новодворская икона Божией Матери. XIX в. (?) (Троицкий мон-рь в Курске) Согласно фототипии кон. XIX - нач. ХХ в., Н. и. из Каменского Успенского монастыря написана в живописной манере. Ее иконография соответствует иконографии Ченстоховской иконы Божией Матери.Ризы Девы Марии усыпаны звездочками. Головы Богоматери и Младенца венчают короны закрытого типа, украшенные барочным растительным орнаментом. Спереди над обручем расположен овальный медальон, у Богоматери в нем просматривается буква М. Возможно, запечатленная на фототипии икона (поверхность не затемнена, и отдельные элементы просматриваются четко) подвергалась поновлениям, т. к. манера письма более характерна для провинциальной малороссийской живописи 2-й пол.- кон. XIX в. Наличие корон на головах Богоматери и Младенца и отсутствие изображенных привесов к иконе говорят о том, что прообразом для нее послужил список, созданный в период от 1656 г. до рубежа XVII и XVIII вв., т. е. в промежуток времени между коронованием Ченстоховской иконы и появлением в рус. иконописной традиции изображения на Ченстоховской и Н. и. драгоценных даров. Такой тип вполне соотносится с датой дарения архиеп. Лазарем (Барановичем) Каменско-Успенскому мон-рю в 1687 г. келейного списка. Один из списков Н. и. находился в киевском Златоверхом Михайловском мон-ре, где располагался в соборном храме на столбе за правым клиросом. В фондах Черниговского художественного музея находится подписная икона, датированная 1823 г. ЧХМ 1740). Несколько примитивная манера письма и тяжелый рисунок указывают на работу местного иконописца. Внизу помещена надпись: «Изображение Чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы С[ур]ажского Благовещенскаго монастыря. Написася 1823 года августа 3 дня». В 1991-2002 гг. в Сураже на месте разрушенного Благовещенского храма был возведен новый. В возрожденную церковь прихожане пожертвовали аналойный список Н. и., на нижнем поле которого сохранилась надпись: «Изображение иконы Пресвятыя Богородицы Чудотворной называемой Новодворская, обретающейся ныне Епархии Черниговской в Благовещенской Суражской церкви. 1866 года февраля 17 дня». В этом образе просматриваются и иконографические, и живописные особенности Ченстоховской иконы как протографа. Это не только положение фигур, жесты, расписанные золотыми звездами ризы Богоматери и Младенца, но и подчеркнутая «темноликость» Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2577817.html

Ченстоховская икона в селе Писаревке Волынской губернии Село Писаревка Войтовецкая находится в Староконстантиновском уезде Волынской губернии. Там есть местный Богородице-Рождественский храм, в котором на горнем месте и хранится старинная, писанная на полотне Ченстоховская икона Богоматери, украшенная привесками. Есть устное народное предание, которое утверждает, что эта Ченстоховская икона Божией Матери принесена сюда в первой половине XVIII столетия из города Кракова. Перенес ее один крестьянин деревни Войтовец, по фамилии Бомбак. Рассказывают, что этот крестьянин, отправившись в Краков для продажи скота, нашел этот чудотворный образ за городом, в каком-то грязном месте. Бомбак поднял его и принес к себе в дом. В первую же ночь эта чудотворная икона Богоматери явилась ему во сне. Вследствие этого явления крестьянин тотчас же перенес ее в Писаревскую часовню, на месте которой потом была построена церковь. Укажем некоторые чудеса, бывшие от этой Ченстоховской иконы Богоматери. Ксения Белая, крестьянская 19-летняя девица села Писаревки, страдала страшными конвульсивными припадками. Во время одного из таких припадков мать вместе с родственниками привели Ксению в местный храм. Больная испытывала чрезвычайно сильные мучения: она неистово кричала, рвала на себе волосы и платье, терзала и кусала свое тело, металась во все стороны и впадала в беспамятство. Это приводило мать в отчаяние, а на окружающих наводило страх и ужас. Над больной Ксенией были совершены пред чудотворной иконой Богоматери молебен и водосвятие. Уже тогда, когда молебное пение приходило к концу, страждущая почувствовала некоторое облегчение: она стала постепенно успокаиваться и пришла в сознание. Когда же она напилась святой воды и умылась ей, то почувствовала себя совершенно здоровой. Из храма она пошла домой уже сама вместе с матерью и родными, славя и благодаря Бога за чудесное исцеление. С тех пор припадки ее, которые обыкновенно продолжались не менее суток, уже более не повторялись. Чудесное исцеление Ксении Белой было в июне месяце 1884 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

На рубеже XIX и ХХ вв. в связи с плохой сохранностью образа было практически невозможно определить иконографические особенности О. и. На снимках нач. ХХ в. видны только общие контуры, поэтому рядом обязательно приводили снимок с копии иконы «новейшего происхождения» ( Багалей, Миллер. 1905. Т. 1. С. 342; Редин. 1905. С. 701; Поселянин Е. Богоматерь. С. 607), либо схематическое фантазийное изображение ( Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 402). Е. К. Редин в нач. ХХ в. составил описание О. и., согласно к-рому «ясно очерчивается лик Богоматери, Младенца… Богородица изображена повернувшей лицо в сторону Младенца, на Ней красный хитон и голубой мафорий, на голове корона; правая рука Ее в позе моления, а левой Она поддерживает Младенца Христа, сидящего у Нее как бы на коленях у левой руки; Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у Него такая же корона, как у Богородицы, в левой руке Он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих желтые. Начиная от плеч кругом нимбов Богородицы и Христа на фоне иконы шли звезды, видимые и теперь. Вверху иконы, справа и слева облака» ( Редин. 1905. С. 701). Редин особо отмечал народную стилистику, соглашаясь с мнением архиеп. Филарета (Гумилевского), что икона «местного южно-русского происхождения», «исполнение ее довольно посредственно», написана простым мастером, копировавшим хороший образец, и обладала особенностями, характерными для южно-рус. памятников XVII-XVIII вв. (грубые контуры фигур и характерные красная и голубая краски). Редин датировал образ XVII в. и относил его к многочисленной группе русских и афонских икон типа «Одигитрия». При этом он отмечал различия в деталях (короны, ризы, Евангелие в руках Младенца) и характере исполнения, считая, что икона была создана под влиянием зап. памятников иконописи. В качестве аналогий, наиболее близких по иконографии к О. и., Редин называл списки Ченстоховской иконы Божией Матери XVII в. из ц. Вознесения Хорошевского мон-ря и из ц. Св. Троицы в Сумах. В то же время упоминаемые им иконы из ц. свт. Николая в Замостье близ Змиёва и из ц. Воскресения в г. Лебедине (Альбом выставки. 1903. С. 8) не соответствуют иконографии О. и., а близки к Иржавецкой (Ржавской, Ржавецкой, Полтавской) или Черниговской-Ильинской иконам Божией Матери (Там же. Рис. 18, 20).

http://pravenc.ru/text/2578229.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010