Важным памятником для восстановления облика О. и. является гравюра «Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы именуемой Азарянская, яже обретается в Старо-Харьковском Курежеском общежительном монастыре». Выгравирована «с благословения Преосвященнейшего епископа Павла, Слободского Украинского Харьковского» в Москве в июле 1824 г. (РГБ). Красно-синее цветовое решение образа было воспроизведено в хромолитографиях «Истинное изображение чудотворной иконы Божией Матери Озерянской», изданных в 1892 и 1902 гг. Е. И. Фесенко в Одессе. Особенности иконографии О. и. позволяют в качестве ее протографа рассматривать один из списков Ченстоховской иконы Божией Матери. Это согласуется с предположением архиеп. Филарета (Гумилевского) о возможном происхождении О. и. из исторической области Чермной Руси, где долгое время находилась Ченстоховская икона. В предании об О. и. можно обнаружить параллели с преданием о Ченстоховском образе, к-рый иконоборец-таборит рассек сабельным ударом (на восстановленной иконе на щеке Богоматери всегда писали шрам). С 1656 г., когда Ченстоховскую икону Божией Матери провозгласили покровительницей Польши, списки иконы начали активно распространяться по всей Речи Посполитой, на территории Слобожанщины и в Малороссии, где они прославились уже как местные чудотворные образы и получили названия по местам прославления: Новодворская икона Божией Матери , Мохнатинская икона Божией Матери , Любечская икона Божией Матери . При сравнительном анализе изводов была выявлена практически полная идентичность О. и. с Мохнатинской, Дубовичской и Новодворской иконами с незначительными иконографическими индивидуальными особенностями, напр., на О. и. звезды украшают фон, на Дубовичской и Мохнатинской - ризы Богоматери и Младенца. Списки О. и. Списки О. и. сохранились как в музейных, так и в частных собраниях (напр., икона «Богоматерь Озерянская», мастерская И. А. Крутикова, Москва, нач. ХХ в., в постоянной экспозиции ГМИР). Известно, что 17 сент. 1817 г. список О. и. в драгоценном окладе был преподнесен еп. Павлом (Саббатовским) имп. Александру I во время его пребывания в Харькове. Из сохранившихся до наст. времени наиболее известны 2 образа: один находится в Озерянской ц. на Холодной Горе, второй - в Благовещенском соборе Харькова.

http://pravenc.ru/text/2578229.html

На Н. и. (Суражской) (частное собрание; 25×34 см) под образом Богородицы с Младенцем помещена надпись: «Изображение Богородицы Новодворской Суражской». По толстому слою левкаса наплавлен еще один слой, образующий «жемчужный» орнамент на ризах и венцах, левкас покрыт золочением, по нему и было написано изображение. Поверхность покрыта плотной сеткой крупных кракелюр, красочный слой потерт, личное поновлялось. Иконография иконы сер.- 2-й пол. XIX в. (частное собрание; 21×29,5 см) соответствует иконографии Н. и., но имеет нек-рые отличия: Евангелие в руках Младенца Христа написано не горизонтально, а вертикально. Кроме того, искажен жест двуперстно благословляющего Богомладенца (мизинец не прижат к ладони, а направлен вперед). Яркие краски, насыщенные цвета, выбеленное личное с вытянутыми овалами ликов и длинными тонкими носами - признаки, характерные для поздней провинциальной укр. иконописи. Н. и. из ГМИР (Инв. Б-4787-IV), написанная в технике масляной живописи на доске небольшого размера (26,6×22 см),- образец иконописи XIX в., иконографически соответствует образцам иконы, воспроизведенным в лит-ре. История появления Н. и. в Свято-Троицком жен. мон-ре в Курске связана с постройкой в обители в 1836 г. каменного одноэтажного храма с приделом в честь Н. и. В наст. время икона находится в возрожденной обители. Судя по состоянию красочного слоя, образ неоднократно подвергался поновлениям и кустарным чинкам. Несмотря на это, икона является замечательным образцом синтеза древних иконографических традиций и живописных приемов, характерных для русской иконописи синодального периода. Общая композиция дополнена новыми элементами - 4 овальными медальонами с избранными святыми, расположение которых традиционно только в верхней части иконы: в левом верхнем углу фона находится изображение Тихвинской иконы Божией Матери, в правом - образ св. Иоанна Крестителя. Медальоны с изображением архангелов Михаила и Гавриила в нижних углах расположены симметрично верхним медальонам, но нарушают стройность центрального изображения, поскольку написаны поверх мафория Богородицы. Положение Божией Матери и Младенца, короны закрытого типа, длинная далматика на Богомладенце и Евангелие у Него в руке - все отвечает особенностям икон круга Ченстоховской и Н. и. (кроме именословного жеста Иисуса Христа, в соответствии с иконописной традицией синодального времени). На плечах Богоматери написано жемчужное ожерелье в 3 нити с овальной подвеской с изображением 4-конечного креста, у Младенца - драгоценная барма с жемчужными нитями в 4 ряда. Подобный тип украшений на Н. и. впервые встречается на гравюре Тепчегорского «Изображение чудотворного образа Пртой Бцы Новодворския» (нач. XVIII в.), которая, вероятно, послужила прообразом для курской иконы. На гравюре мастер воспроизвел часть драгоценного привеса Ченстоховской иконы, что в свою очередь еще раз подтверждает непосредственную связь и отождествление Н. и. с Ченстоховским образом.

http://pravenc.ru/text/2577817.html

Часто образ К. встречается на полях икон с разными сюжетами, на минейных иконах или включается в состав избранных святых. К. в облачении схимницы изображена на поле Евтропьевской иконы Божией Матери сер. XVIII в. из собрания В. М. Момота (Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX вв. М., 2004. С. 67). В монашеском облачении она представлена вместе с прп. Анастасией на полях Владимирской иконы Божией Матери кон. XVIII в., руки - в жесте моления (РГИАХМЗ; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. Кат. 14); в составе избранных святых на иконе «Равноап. Мария Магдалина, прп. Петр Афонский, ап. Матфей, мц. Наталия и прп. Ксения, предстоящие Св. Троице (Новозаветной)» кон. XVIII - нач. XIX в. романовских писем (?) (РГИАХМЗ; Там же. Кат. 64); на поле Ченстоховской иконы Божией Матери 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы. 2006. Кат. 118); на иконе «Избранные святые» (ЦМиАР, кон. XIX в.); на небольшого размера семейной иконе «Прп. Ксения и мч. Виктор» нач. XX в. (частное собрание); со свитком в руке на иконе «Ангел-хранитель, прп. Ксения и мч. Агафия» 1889 г. иконописца И. Д. Картузова (частное собрание; Там же. Кат. 145). В Троицкой ц. в Ирбите хранится икона с избранными святыми, тезоименитыми семье имп. Александра III: блгв. кн. Александром Невским, св. Марией Магдалиной, свт. Николаем Чудотворцем, вмч. Георгием Победоносцем, равноап. кнг. Ольгой, блгв. кн. Михаилом Черниговским и К. Надпись в центре по нижнему полю иконы: «В память чудеснаго спасения Государя Императора и всего Его Августейшего семейства от угрожавшей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге между станциями Тарановка и Борки» (Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в./Авт.-сост.: Ю. А. Гончаров и др. Екатеринбург, 1998. С. 223. Кат. 498). Особым почитанием К. пользовалась в семье имп. Николая II. Сестра императора вел. кнг. Ксения Александровна построила в Москве неск. благотворительных учреждений, при к-рых были освящены церкви во имя К. Престол во имя К. был в ц. блгв. кн. Александра Невского при Покровской мещанской богадельне. В 1891 г. Ксения Александровна основала ц. во имя К. при жен. уч-ще своего имени (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/2462115.html

Из других источников, упоминающих о чудотворной иконе Почаевской, следует указать: а) Сказание ο Почаевской Успенской Лавре архимандрита Амвросия, составленное на основании документов, хранящихся в лаврском архиве, добросовестное и богатое историческими данными исследование, составленное почтеннейшим учёным автором в бытность его наместником лавры Почаевской; б) Слова Божией Матери; в) Дни богослужения православной церкви, Прот. Григ. Дебольского, и г) народные песни, воспеваемые в Почаеве и вообще на Волыни каликами-кобзарями и т. п. Празднование чудотворной иконы Почаевской Божией Матери совершается в православной Церкви 8-го сентября в день Рождества Пресвятой Богородицы. 1 О разных православных иконах, а теперь. католических или униатских святынях, мы находим несколько замечательных указаний в сочинении о Холмской иконе Божией Матери известного ревнителя унии в XVII веке, холмского униатского епископа Иакова Суши, который об этом, между прочим, говорит следующее: «Хорошо известно польскому народу, что часть Божественного Древа Креста Господня, которая по величине больше той, какая находятся в Риме, во время войны Русских с Поляками, взята была последними из Киева и перенесена была в Люблин к отцам Доминиканского ордена. Из Львова также перенес в Краков Казимир Великий, польский король, Божественный Крест, единственный в своем роде и драгоценный по своим украшениям (et portione singularem et ornatu praetiosam») «Опровергнувши затем ходившую молву, будто Ченстоховская икона Божией Матери получена была около 800 года от Карла Великого каким-то русским князем Львом, основателем Львова, Суша продолжает: эта святейшая и знаменитейшая между другими, по своим чудесам, икона первоначально находилась в Бельске; этому городу посвящена она была русским князем. Владимиром, который получил её от греческих императоров вместе с другими приданными дарами (за царевной Анной). Затем эта икона из Бельска взята была Поляками и перенесена на Ченстоховскую гору, где она остается и до сих пор…. Я не буду упоминать о чудотворных иконах Пресвятой Девы, отнятых (demptis) католиками у Русских в. Бельне (Остробрамская), Минске, Гродно, Дермане, Жировицах; – скажу, что Смоленск, Новогрудок, Пинск славятся древом Креста Господня, мощами Иоанна Крестителя, Василия Великого , мученика Феодора и других. святых» – (Phenix terciatio redivivus, sive imago longe vetustissima Virginis Matris Cheimensis gloria graciarum et miraculorum illustrata 1684 I an. Zamosci typis). – Сравн. тагже «Холмский Грекоунитский календарь на 1867 г. Варшава» (стр. 88–89).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

До сих пор сохраняются и следы польского прошлого. Так, на стене нельзя не заметить Ченстоховского образа Божией Матери, самого почитаемого в Польше (в том числе православными). Пространство храма делится на три нефа шестью колоннами. Средний неф, в соответствии с традициями католического церковного зодчества, существенно шире и выше других, он завершается пятигранной апсидой. Форма окон и многочисленные витражи также напоминают о католическом прошлом собора. Освещается храм, помимо естественного света из многочисленных окон, с помощью десятка огромных паникадил. При всех признаках " польского " духа очевидно, что перед нами именно православный храм. Со стены на прихожан " смотрит " образ преподобного Иова Почаевского. Пройдя ближе к алтарю, мы увидим Казанскую икону Божией Матери, изображения святой равноапостольной княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского. Алтарь оформлен в голубых тонах, за ним можно увидеть мозаичные образы синих и белых тонов; слева - чудотворная Минская икона образ Божией Матери. В северной части собора почивают мощи святой праведной Софии Слуцкой. Над входом располагаются хоры. К особенностям внутреннего убранства Свято-Духова храма относится обилие резных образов. Это и славянский просветитель Кирилл, держащий в руках азбуку (рядом с ним ангелы), и креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, и апостолы Пётр и Павел. Южный придел, освящённый во имя святых братьев Кирилла и Мефодия, сегодня играет роль крестильного храма. Его внутреннее убранство скромнее, нежели убранство главной церкви Святого Духа и придела святой Варвары. В 1968 году в южном приделе был освящён престол в честь Казанской иконы Божией Матери, а в северной части храма установили раку с мощами святой праведной Софии Слуцкой. Уже более полувека Свято-Духов кафедральный собор остаётся главным храмом Белоруссии. Одновременно он является одной из архитектурных доминант Минска. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=07812

В 1848 году один помещик села Бездрика, по фамилии Н. Альферов, на охоте нечаянно прострелил себе ногу. Рана была тяжелая, и врачи не могли ее залечить. Потеряв всякую надежду на их помощь, Альферов отправился в слободу Верхнюю Сыроватку. Здесь он припал к Ченстоховскому образу Владычицы и долго молился: по чистосердечной молитве своей он скоро получил исцеление. В благодарность за оказанное ему Богоматерью благодеяние помещик соорудил вокруг каменного храма Успения Богородицы каменную ограду. От этого же образа Богоматери получила исцеление и Елизавета Рахманова, генерал-майорша, помещица села Великого Бобрика. Она подверглась жестокой болезни ушей и языка, так что не могла ни слышать, ни говорить. Находясь в таком тяжелом и безнадежном положении, она письменно попросила бывшего в то время священником слободы Тимофея Лободовского принести в село Бобрик Ченстоховскую икону Божией Матери. Когда при внесении иконы в село Бобрик стали трезвонить, больная впервые услышала звон колоколов. Когда же икона Богородицы была внесена в дом Елизаветы, она сама поднялась с одра, которого уже несколько дней по слабости не оставляла, стала на колени и начала вслух всех, при пении молебствия, читать молитвы. Так чудесным образом к ней вернулись и слух и способность говорить. Мы указали только два случая чудесного исцеления, но их совершалось множество. Чудеса от сей иконы совершаются и доселе. Ченстоховская-Тывровская икона Некто Калитинский, владелец местечка Тыврова Винницкого уезда Подольской епархии в 1739 году был в Ченстохове. Здесь он случайно купил у одной бедной девицы список с Ченстоховской иконы Богоматери и, привезя его домой, поставил в своей столовой. В следующем 1740 году в имение Калитинского прибыли для занятий кунстер, т. е. художник, Иван Никуленко и портной еврей. Оба они приехали из местечка Нестерванки Брацлавского уезда Подольской губернии. Для своих работ они расположились в столовой, где была икона Богоматери. Во время своих занятий они неожиданно заметили, что от иконы исходит необычайное сияние. Этот свет потом видел и сам помещик Калитинский, а кроме того, местный приходской священник и некоторые другие. Портной еврей чрезвычайно был поражен этим явлением и в скором времени после того принял святое крещение.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

Владимирская икона – не единственное изображение Божией Матери, приписываемое кисти Луки. Среди других икон: Тихвинская, Иерусалимская, Ченстоховская, Корсунская, Виленская, Кармельская и другие. Однако историки относят большинство известных изображений Богоматери, включая Владимирскую икону, к XI-XII векам. Подавляющее большинство специалистов согласны с их оценкой. Среди них – Жанна Белик, заведующая отделом экспертизы и искусствоведения российского Музея имени Андрея Рублева. Она считает, что Владимирская икона была написана примерно в XII веке. Эксперты также сходятся во мнении, что Владимирская икона, скорее всего, является копией с более раннего изображения. Согласно средневековой легенде, апостол Лука при жизни сделал три изображения Богоматери под руководством Архангела Гавриила. Ученые считают, что эти три образа могут быть иконами Божией Матери Киккской, Кармельской и Филермской. Первый образ находится в монастыре Киккос на Кипре. Эта икона прибыла туда в XI веке из Византии. Родом из Египта, она попала в Константинополь где-то в IX или X веке. Кармельская икона также родом из Египта и попала в Грецию примерно в IV веке. Филермская икона побывала в Антиохии, Иерусалиме, Святой Земле, на островах Крит, Родос и Кандия, в городах Мессина, Неаполь, Ницца и Рим, прежде чем попала в Ла Валетту на острове Мальта. Там она была помещена в часовню Мадонны Филерма, откуда и произошло ее имя. Когда в 1798 году французы захватили Мальту, мальтийские рыцари обратились за защитой и покровительством к России. Они доставили Филермскую икону в подарок российскому императору Павлу I. В 1919 году белогвардейский генерал Юденич захватил икону в качестве трофея. При отступлении из Гатчины он переправил ее в Европу через эстонский город Ревель (Тарту). Много лет спустя икона вновь появилась, теперь уже в Югославии, в городе Цетин ( Черногория ), где стала экспонатом Национального музея, хранящимся в так называемой " Голубой часовне " . Филермская икона – редкое изображение Богоматери. На ней мы видим Её без младенца Христа.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Владимир...

С 1929 г. храм пустовал и использовался Гусёвским сельсоветом как зернохранилище. Под этим предлогом комиссия по вопросам культов Сталинградского крайисполкома в 1934 г. решила удовлетворить прошение президиума Ольховского РИКа и закрыть храм, переоборудовав его под культурно-просветительское учреждение. Приходская же Свято-Троицкая церковь 1837 г. постройки также просуществовала недолго и была закрыта 22.09.1934 г. В 1934 г. её разобрали на стройматериалы для новой бани, а на этом месте разбили садик. На 1945 г. по докладам местных властей в Ахтырском монастыре «самого здания церкви нет, есть дом бывший церковный, занят неполной средней школой, а другие мелкие здания, принадлежащие НСШ, намечены под детский дом». Процесс возвращения монастырского имущества, используемого средней школой и колхозом, затянулся, и продвинулся лишь с приездом в Гусёвку в июле 1994 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева). Ахтырский Божией Матери женский монастырь в селе Гусёвка Ольховского района города Волгограда открылся 21 февраля 1996 г. Его насельникам пришлось покупать жильё для переселения нескольких семей, живших в старинном особняке. Местные верующие собрали по домам сохранившиеся монастырские иконы. С момента возвращения обители отремонтированы дом для игуменьи и сестёр, старая трапезная под административное помещение, сохранившиеся хозяйственные постройки, построена новая трапезная, баня, склады, оборудована иконная лавка, просфорня. Идет реставрация старинного келейного корпуса. 10 октября 2001 г. был заложен первый камень в основание каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Строительство храма закончено. Летом 2004 г. нашли старый колодец, над которым была построена часовня. С.М. Иванов  Ченстоховская церковь при Гусевском Ахтырском женском монастыре построена и освящена 8 сентября 1879 г. тщанием дочери генерал-майора города Москвы девицы Елизаветы Николаевны Годейн и настоятельницы монастыря игуменьи Нины; деревянная, теплая; настоящая внутри и снаружи оштукатурена, однопрестольная. Зданий, принадлежащих церкви, не имеется.

http://sobory.ru/article/?object=30741

539-541 541-543 544-552 НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни 552-555 НОВИЦКИЙ Орест Маркович (1806-1884), философ, историк философии и религии, богослов, один из наиболее видных представителей духовно-академической и университетской философии в России в XIX в 555-560 560-560 560-561 НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ новое религ. движение, возникшее в 1863 г. в результате раскола в т. н. Католической апостольской церкви 561-563 563-565 565-571 НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ) 571-579 579-579 НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (1931 - 13 мая 1932), Киевской епархии (13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934) 579-580 НОВОГРАЧАНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ церковная структура, с 1963 по 1991 г. пребывавшая вне юрисдикции Сербской Православной Церкви (СПЦ) 580-580 580-585 585-585 НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 дек.), чудотворная, является одним из наиболее ранних прославившихся в России списков Ченстоховской иконы Божией Матери 585-588 588-606 НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Новое направление, идейное и художественное движение в русской церковнопевч. культуре кон. XIX - первых десятилетий XX в. 606-610 611-631 631-632 632-641 641-643 643-648 648-649 649-649 649-651 НОВОМУЧЕНИКИ принятое в правосл. традиции условное наименование мучеников пострадавших за веру в период после окончания гонений на христиан в Римской империи 651-660 660-661 НОВОНИКОЛАЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новониколаевское Викариатство Томской и Алтайской епархии - см. в ст. Новосибирская и Бердская епархия 661-670 670-670 670-670 НОВОРОССИЙСКАЯ И ДНЕПРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала с 21 дек. 1797 по 4 дек. 1803 г. с центром в Новомиргороде (ныне город Кировоградской обл., Украина) 671-672 НОВОРОССИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кубанской и Краснодарской епархии (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия), существовало в 1955-1956 гг.

http://pravenc.ru/vol/LI.html

 И я был также в Тбилиси, встречался с людьми, которые у них готовили закон о положении Церкви. Не знаю, насколько они это использовали. Но в этом плане, я думаю, Польша может быть примером, как надо защищать церковь, не только православную, но все, которые существуют в данном государстве. Е.Никифоров: - Я не могу не поднять вопросов о беспокоящих нас русофобских явлениях в польском обществе. Насколько они укоренены, и как преодолевать эту враждебность? Е. Чиквин: - Такое ухудшение началось с 2014 года, потому что раньше были довольно нормальные отношения. Были исторические проблемы, была специальная группа из польских и российских ученых-историков, она даже называлась: «О сложных проблемах». Были и хорошие моменты, но было много и других. Делали серьезные публикации, но изменилось все это после майдана, когда польские политики однозначно поддерживали оранжевую революцию, и т.д. И сейчас дальше, кажется, просто уже некуда. Инициативы улучшения очень позитивные были со стороны церкви. Первый в истории визит Святейшего Патриарха Кирилла в Варшаву был большим шагом, его принимали с почестями, и было подписано специальное воззвание со стороны Русской Церкви и Католического костела в Польше к народам Польши и России о примирении. Это было важно. Мы тоже сделали наш скромный вклад - вместе с издательством Патриархата издали красивое двухтомное издание о почитании Богородицы. Потому что оно очень близко почитанию у католиков, прежде всего, исторически православных икон - Ченстоховской иконы Божией Матери или Остробрамской иконы. Об этом были два эти тома. Сейчас жаль, что ситуация в Польше такова, что русофобия стала как бы политической нормой. Жаль, что политики не смотрят ни на сегодня, ни на будущее, а занимаются прошлым. Ни к чему хорошему это, конечно, нас не ведет. Е.Никифоров: - Спасибо большое, пан Чиквин, за такое интересное, насыщенное интервью. Дай Бог, чтобы наша совместная деятельность Братства «Радонеж» и Братства православной молодежи в Польше послужила преодолению негативного отношения, которое так портит нашу жизнь и оскорбляет людей своей явной несправедливостью. Все-таки люди хотят жить в мире, и когда в мир приносится кем-то ненависть - мне кажется, это, прежде всего, недобросовестная политическая борьба. Будем надеяться, что и Вам в Сейме удастся все-таки объективно и с лучшей стороны показывать Россию, Русскую Православную Церковь, Украинскую Православную Церковь – истинную церковь. Храни Вас Бог! Я очень рад был сегодня поговорить с Вами.

http://radonezh.ru/2020/01/25/evgeniy-ch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010