Праздник заканчивается вечернею, после которой о второй раз торжественно читается акафист Богоматери и бывает внебогослужебное чтение» ( П. С. 1893. 5. С. 179-180). В кон. XIX в. перед М. и. совершали особые службы, а Руденская икона не упоминалась совсем - в это время чудотворной иконы в храме с. Рудня уже не было. Гр. Г. А. Милорадович указывал, что в кон. XIX в. Руденская икона пребывала «в с. Мохнатине Черниговского уезда, в 15 верстах от Рудни, в 20 от Чернигова, и в 30 от Любеча» ( Милорадович. 1884. С. 944). Др. авторы считали, что икона была принесена 25 окт. 1690 г. под Киев и поставлена в «паненском монастире Покрова в церкви Пресвятыя Богородици» ( Величко С. Летопись Юго-зап. России в XVII в. К., 1855. Т. 3. С. 88-90), возможно после того, как с нее был сделан список для церкви с. Мохнатина, вероятно, ок. 1691 г., когда М. и. была уже известна своими чудесами, а упоминания о Руденской иконе в этом регионе перестали встречаться. Лит.: Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Милорадович Г. А. Чудотворная Любечская икона Божьей Матери в Любече//Черниговские епарх. изв. Приб. 1884. 23. С. 941-951; [П. С.]. Сказание о местночтимой иконе Богоматери Мохнатинской//Там же. 1893. 2. С. 52-56; 5. 176-180; Поселянин Е. Богоматерь. С. 656; Василий (Богоявленский), еп. Картины церк. жизни Черниговской епархии из IX-bekoboй её истории. К., 1911. С. 115; Злотникова И. В. Новодворская икона. Прообраз и списки: проблема бытования//Церковь и общество: история и современность: Мат-лы IV науч.-образов. Знаменских чт. Курск, 2009. Т. 1. С. 135-141; она же. Икона Божией Матери Ченстоховская в синодальной и старообрядческой иконописи//Молодые об искусстве: Науч. статьи аспирантов и соискателей НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ: Сб. ст./Отв. ред.: Р. М. Байбурова. М., 2011. Вып. 2. С. 135-145; она же. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери в рус. иконописи Нового времени//Sztuka Europy Wschodniej. Warsz.; Toru, 2013. Т. 1. S. 71-77; она же. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери//Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. Н.-Й., 2014. 1/2(113). С. 6-14. И. В. Злотникова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564250.html

Чаще извод включен в состав получивших широкое распространение 4-частных икон с образами Божией Матери, с Распятием в перекрестье (икона кон. XIX в., собрание А. А. Кирикова, Москва) или без Распятия (икона XIX в., ЦМиАР). На иконах «И. от б. с.». обычно присутствуют образ Пресв. Богородицы «Умягчение злых сердец» (с подписью «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная»), иконографически восходящий к гравюре «Богоматерь Ченстоховская» 1711 г. Г. П. Тепчегорского, «Утоли мои печали» («Утоление печали Пресв. Богородицы» или «Утоли болезни»), «Взыскание погибших». Подобный подбор может косвенно свидетельствовать о западнорус. или польск. происхождении иконы-протографа и быть связанным с порядком чередования изводов на иконе «Распятие и Страсти Господни, с 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы» из Богоявленского собора в Елохове, кон. XVIII - нач. XIX в. (гипотеза о происхождении образов, подобных последнему, от гравюры в ст.: Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. 1996. C. 404-420). На «четырехчастных» и многосоставных Богородичных иконах с изводом «И. от б. с.» кроме названных могут быть представлены образы Божией Матери Южская, Троеручица, Ахтырская (икона «София Премудрость Божия и чудотворные иконы Богоматери», 1825, ГРМ), а также «Нечаянная Радость». Лит.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М., 1993р. Ч. 2. С. 1573; «Пречистому образу твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. М., 1995. Кат. 148; Сидоренко Г. В. «Пята Спасителя»: Об иконографической особенности нек-рых чудотворных икон//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 321-335; Кондаков. Иконография Богоматери. 1999р. Т. 3; Рус. чудотворная икона: «О Тебе радуется…»: Иконы Богоматери XVI-XIX вв. М., 2000. С. 314-317; Акафист иконе Божией Матери «Избавление от бед страждущих»/Николаевский Арзамасский жен. мон-рь. [Арзамас], 2005. С. 3; Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» Елоховская//Богоявленский кафедральный собор: Путев. М., 2005. С. 15, 22; Настольная книга священнослужителя: В 8 т. Почаев, 2006. Т. 3. С. 5; Сызранская икона: Кат. выст. Самара, 2007. С. 109. Прот. Алексий Жиганов, Д. А. Афанасьев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293830.html

В нач. XVI в. широкое распространение получили т. н. Лоретские литании (см. ст. Литания ). Это молитва, состоящая из последовательности воззваний к Богоматери с употреблением Ее традиц. эпитетов. Происхождение литаний неизвестно. Структурное сходство этого текста с Акафистом позволяет предполагать и в этом случае ориентацию на восточнохрист. традицию. Лоретские литании, распространившиеся по Европе, использовались для чествования иконы Ченстоховской Божией Матери, почитание к-рой близко к почитанию Лоретской Божией Матери по времени возникновения, по формам и значению. Празднование Лоретской Божией Матери было утверждено в календаре Римской Церкви в кон. XVI в. и совершается 10 дек. Письменные источники о Лоретском чуде Сказания о Лоретском чуде, изданные на гравированных листах, в брошюрах, в книгах на лат., итал. и др. языках, многочисленны (избр. библиографию см.: Grimaldi. 1984). Повествования о чуде появляются на рубеже 60-х и 70-х гг. XV в. Важнейшее из них создано управителем Л. (нач. 70-х гг. XV в.), ответственным за дела церкви Пьетро ди Джоржо Толомеи по прозвищу Терамано. Небольшой текст размножался как рукописно, так и печатно на разных языках для раздачи паломникам. В дальнейшем распространяются расширенные версии с добавлением чудес, но текст Терамано остается основой Лоретской легенды. По этой версии, маленькая церковь Л. является комнатой, где Дева Мария была рождена, воспитывалась, получила благую весть от арх. Гавриила, растила Иисуса Христа, там же ап. Лука написал образ Божией Матери. После взятия Богоматери на небо апостолы устроили в этой комнате церковь в память о Ней и стали совершать там Божественную литургию. Местный христ. народ чтил церковь, но потом, отвернувшись от Христа, принял веру Магомета. Вслед. этого церковь была унесена ангелами сначала в «Склавонию», на вост. побережье Адриатики, и помещена в крепость Флумен (итал. г. Фьюме; ныне Риека, Хорватия), а затем - в вост. область Италии, где она тоже меняла местоположение, пока не утвердилась окончательно на дороге близ г. Реканати. Точных дат перемещений нет; указано, что в 1396 (или 1386) г. Дева Мария явилась недалеко от Л. и сообщила о происхождении церкви из Назарета.

http://pravenc.ru/text/2110734.html

К ней прибегают скорбящие. Ченстоховская Божия Матерь. Икона была в Иерусалиме. Еленой, матерью святого Константина, перенесена в Константинополь (326). Оттуда была перенесена князем Львом в Львов (бывший Лем берг). По водворении там поляков , она была перенесена впоследствии в г.Вильно и помещена над проходной стеной над воротами, почему и называется Остробрамской (брама — ворота). Ее чтут православные и католики. Праздник в марте. Муромская. Праздник 12 апреля. Принесена из Киева в Муром в начале XII века. Здесь был епископом святой Василий. Его обвиняли в порочной жизни и хотели убить. Он просил отсрочить смерть до утра, до третьего часа. Всю ночь он молился в церкви святых Бориса и Глеба; совершил литургию. Пошел в Благовещенскую церковь и там отслужил Божией Матери молебен и, взяв эту икону, направился к реке Оке. «Снявши с себя мантию, он распростер ее но воде, стал на нее с образом Богоматери и поплыл против течения». «В девятый он доплыл до места «Старая Рязань». Здесь учреждена, вместо Мурома, кафедра и поставлена в храме икона; она называлась «Моление святого Василия». Читайте также — Богородица — наша духовная Матерь Пресвятая Богородица. Чудотворные иконы Еще известно до 400 чудотворных икон Божией Матери но России. В заключение вспомним о местной иконе Донской . Она была «принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Ивановичу Донскому, утверждена на древке, как хоругвь», когда князь воевал против татарского хана Мамая (1380). После поражения татар она была взята в Москву. Потом в 1591 году крымские татары напали на Москву, по были отогнаны. На месте, где русские встретились с крымцами, создан был Донской монастырь, где и помещен образ Донской Божией Матери. Она — копия Смоленской иконы «Одигитрия». Чтут ее копии и доселе. Праздник 19 августа. А сколько тысяч чудесных заступлений Ее знают православные люди по себе самим и от других! А сколько,— поистине море,—нам неизвестных чудес! Сколько таких дел Ее, о коих знает лишь Она одна, Усердная Заступница, Всепетая Мати!

http://pravmir.ru/chudesnaya-pomoshh-bog...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также констатировал, что Римско-Католическая Церковь в Польше является одним из основных союзников Русской Православной Церкви в сфере христианского просвещения, поскольку задачи, стоящие в Польше перед католиками, во многом схожи с теми, которые старается решать в странах своей пастырской ответственности Русская Церковь. Обе Церкви отстаивают сохранение традиционных христианских ценностей в жизни общества. В связи со своей активной социальной позицией и Русская Православная Церковь, и Католическая Церковь Польши сталкиваются с критикой и противодействием, сказал далее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, упомянув, что в России в последнее время участились выступления антицерковно настроенных лиц, которые хотели бы не допустить Церковь в сферу школьного образования и ограничить ее влияние в различных областях общественной жизни. В Польше также есть политические движения, которые недовольны влиянием Церкви на жизнь общества, что проявилось, в частности, в попытке убрать Распятие из Сейма. «Эти тревожные тенденции призывают православных и католиков к диалогу по общественно значимым проблемам и к более тесному сотрудничеству по защите христианских принципов в политике и общественной жизни», — констатировал Его Святейшество. Святейший Владыка выразил уверенность, что подписание Совместного послания народам России и Польши станет важным шагом в этом направлении. По завершении встречи Святейшему Патриарху Кириллу был передан список Ченстоховской иконы Божией Матери. Принимая святыню, Его Святейшество сказал: «В годовщину трагической гибели под Смоленском самолета с польским Президентом епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон от моего имени вручил нашим польским братьям список Смоленской иконы Божией Матери — дар верующим католикам Польши. Но, находясь в Польше, я как бывший Смоленский архиерей хотел бы лично передать в дар епископской конференции образ Смоленской Божией Матери». Патриарх Кирилл выразил надежду на то, что икона займет достойное место и будет напоминать о связи, которая существует между народами России и Польши, несмотря на различные исторические обстоятельства, — связи, корнями уходящей в Евангелие и общую систему христианских ценностей.

http://patriarchia.ru/db/text/2410151.ht...

Поэтому сочетание верности всему тому, что дорого нашему народу, с готовностью сотрудничать со всеми народами земли, готовность обмениваться культурными, интеллектуальными дарами и талантами — это и есть залог будущего процветания нашего Отечества. Теми самыми иноземными оккупантами, которые вошли в Москву, были польско-литовские войска, и в течение последующих веков отношения России и Польши складывались очень сложно. Все время вспоминались старые обиды — и XVII века, и XVIII, и XIX, и века ХХ. И с той, и с другой стороны делалось много для того, чтобы одержать победу над иной стороной, а потому история двух наших народов исполнена многими скорбными страницами, которые до сих пор будоражат сознание и пробуждают к жизни враждебное отношение к иной стороне. И вместе с тем это два славянских народа, которые жили, живут и будут жить бок о бок. К сожалению, на отрицательных эмоциях, что проистекают из нашего прошлого, до сих пор строится много концепций, направленных на возбуждение взаимной неприязни. Но христиане (а и в Польше, и в России мы таковые в своем большинстве) не могут жить по законам злобы, лжи, по дьявольским законам. Вот почему и в России, и в Польше возникла мысль о том, что нам необходимо поставить точку в истории этих взаимных конфликтов. В течение трех лет представители Русской Православной Церкви и Католической Церкви Польши (которая является Церковью большинства для польского народа, как Православная Церковь является Церковью большинства для нашего народа) размышляли над тем, как можно выразить наше общее желание поставить эту точку в истории конфликтов между нашими народами. И было принято решение подготовить общее послание к народам России и Польши, с тем чтобы в центре этого послания было только то, что могут сказать христиане, которые находятся во власти этих исторических конфликтов. И единственное, что можно было сказать, — это простое и ясное слово «Прости», обращенное друг к другу без всяких условий. Это послание было подписано мною во время моего визита в Польшу, и великой радостью и теплым чувством отозвался польский народ на то, что произошло. Я знаю, что и в нашем обществе это деяние было воспринято с доверием и с теплотой. И в знак того, что обе Церкви призывают свои народы жить в мире, трудиться совместно, по-братски взаимодействовать, отказаться от всяких попыток агрессии — материальной или духовной — мы обменялись иконами. Я подарил польской стороне копию чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, а они подарили копию чудотворной иконы Ченстоховской, которая всегда одинаково почиталась и в Польше, и в России.

http://patriarchia.ru/db/text/2568810.ht...

Через несколько лет на Ченстоховскую обитель сделали нападение гусситы, т. е. последователи учения Иоанна Гусса, профессора богословия в Пражском университете, сожженного живым на костре в 1415 году. Гусситы, ограбив все монастырские сокровища, хотели также похитить и чудотворный образ Божией Матери. Они уже вынесли его из церкви и поставили на заранее приготовленный возок, но кони не могли сдвинуть его с места: какая-то невидимая сила удерживала их. Гусситы пришли в ярость. Один из них схватил икону Богоматери и в бешенстве бросил на землю, а другой ударил мечем в Ее лик. Но дерзкие хулители святыни в то же мгновенье испытали на себе кару Божию: первый из них тут же умер, а у другого иссохла рука. Не избежали справедливого гнева Божьего и другие грабители монастыря: некоторые из них погибли скорой смертью, а другие были поражены слепотой. Так обитель, потерявшая временное приобретение, утешена была чудесным сохранением неотъемлемого сокровища — св. образа Богоматери. В половине XVII века, когда управление польским престолом перешло в руки Яна Казимира, Шведский король Карл X Густав, преемник Христины, взял Варшаву и Краков и овладел почти всей Польшей. В первый раз шведские войска потерпели сильное поражение только под монастырем на Ясной горе, где находится икона Ченстоховской Богоматери. Эта помощь и заступление Не6есной Царицы ободрили поляков. Они составили конфедерацию, известную под именем Тимоведской. Некоторые воеводства и часть войска соединились, чтобы дать дружный отпор шведам. Король Ян Казимир, возвратясь из Силезии во Львов, обнародовал манифест, в котором поручал свое государство покровительству Божией Матери, называя Ее Польской Королевой. Благодаря помощи, которую оказала Польше Россия, война со шведами прекратилась благополучно для поляков в 1656 году. Чудеса, которые совершились от Ченстоховской иконы Богоматери, описаны в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой чудотворной иконы сделано много копий, хранящихся не только в православных, но и католических монастырях.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

И, наконец, третья икона, по-видимому, изображала Богородицу без Младенца. Четких данных об этой иконе нет. Вероятнее всего, это была икона типа " Оранта " ( " Молящаяся " ). Изображение Богородицы в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Этот выразительный жест Богоматери имел высокий символический смысл в связи с ветхозаветным преданием о мольбе пророка Моисея за свой народ: его народ был непобедим в битве, пока руки Моисея были подняты. Богородица молится за весь род человеческий, и воздетые руки Оранты стали символом этой вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы. На Руси такие изображения получили имя " Нерушимая стена " . В настоящее время на Афоне и Западе существует двадцать одна икона (из них восемь - в Риме), приписываемых евангелисту Луке, в Русской Церкви таких икон десять: Ченстоховская (ныне в Польше), Виленская, Владимирская, Тихвинская, Смоленская Одигитрия, Холмская, Корсунская, Иерусалимская, Филермская, Милостивая. Иконы приписываются евангелисту не потому, что написаны его рукой: ни одна из написанных им самим икон не сохранилась. Приписываемые Луке иконы являются списками со списков с образов, писанных когда-то святым Лукой, они носят характер его письма и облечены его авторитетом. Предание о том, что евангелист Лука первый написал иконы Божией Матери, передается и текстами богослужения, в которых утверждается, что сама Богородица одобрила Свою икону и сообщила ей благодать Свою и силу: " ... яко уста и глас иконе бывше, якоже и Бога внегда зачинающе во чреве, песнь воспела еси: се от ныне ублажат Мя вси роди. И на ту зрящи глаголала еси со властию: с сим образом благодать моя и сила " . Кроме упомянутых икон, Предание говорит о нерукотворном образе Богоматери, явленном на столпе храма во имя Пресвятой Девы Марии в городе Лидде. Храм этот создали святые апостолы Петр и Иоанн Богослов, они молили Богородица посетить и благословить сей храм, на что Пречистая Дева ответила: " Идите и радуйтесь; там и Я с вами буду " . По возвращении в храм апостолы увидели нерукотворный образ Богоматери.

http://pravicon.com/text-15

В том же году приступили к строительству. Руководил строительством каменного храма избранный прихожанами зажиточный крестьянин деревни сельца Карцево Артемий Васильевич Круглов, а среди жертвователей выделялся куритниковский крестьянин Василий Семенов. Позднее крестьянин Артемий Круглов состоял при этом же храме церковным старостой и был почтен погребением за алтарем Борисоглебской церкви в Куритникове. На стене перед его могилой находилось живописное изображение ангела. Одним из главных деятелей и попечителем при строительстве нового храма стал титулярный советник, владелец сельца Леоново Гавриил Иванович Рукин. При возведении церкви он был «крайне бдителен и заставлял рабочих переделывать одно и то же по нескольку раз, если сделанное казалось ему недостаточно прочным». В результате храм был возведен основательно. На самом деле Гавриил Иванович был «нрава кроткого, человек чувствительный». Простота его доходила до того, что он при встрече даже с крестьянскими детьми сам «поспешал сниманием фуражки и раскланивался». Нехарактерный и удивительный факт для помещиков того времени. В построенный храм Гавриил Иванович пожертвовал серебряную ризу на образ Казанской иконы Богоматери и самый большой колокол, на котором имелась надпись: «1819 года июля 16 дня вылит сей колокол иждивением дворянина Гаврилы Ивановича Рукина и поселян Артемия и Ильи Васильевых при старосте Сидоре Григорьеве в Москве на заводе Николая Самгина, весу 104 пуда 18 фунтов». На месте сгоревшей церкви устроили кладбище, ныне не существующее, на котором позднее и похоронили главного попечителя. На его памятнике была надпись: «Гавриил Иванович Рукин. Родился 1753 года марта 22 дня, скончался 1823 года марта 29 дня, жития его было 70 лет и 7 дней. Память его бывает 26 марта». Во время Отечественной войны 1812 года французы не проходили через село, что дало возможность прихожанам безостановочно воздвигать здание церкви. Пока шло строительство, прихожане посещали храм Ченстоховской иконы Божией Матери в селе Зыково. Эта церковь была сооружена усердием генерал-майора Владимира Васильевича Измайлова в 1769 году. Его внук «впал в бедность» и не в силах был поддерживать храм, сооруженный дедом. В 1827 году разобранная Ченстоховская церковь поступила на обжигание кирпича для строившейся в соседнем селе Рождествено каменной церкви, а иконостас вместе с иконами и богослужебными книгами передали в Борисоглебский храм в Куритникове.

http://sobory.ru/article/?object=04789

В церкви были также полковые подвижные иконы и государево знамя. На нём вверху изображён Бог-Отец с тиарой на голове; по сторонам надпись: " Свет от света восия нам Господь Саваоф " . По бокам херувимы. Посредине знамени изображён Св. Дух и под Ним написан кондак праздника Св. Троицы, причём есть разница с современным текстом; внизу св. Георгий, поражающий змия. С правой стороны сидит Христос в виде молодого и безусого, безбородого юноши, с свитком в руках (свернутым), потом стоят Иоанн Предтеча с крыльями и свернутым свитком в руках и ап. Пётр с мечом и огромным ключом; эти последние фигуры – " государевы ангелы " . С левой стороны сидит Богоматерь и стоят св. Алексей и преп. Сергий Чудотворец с развёрнутым свитком в руке. Подпись на нём гласит: " Имате чада послушание " . По четырём углам знамени, под ногами Богоматери и Христа – херувимы. Внизу подпись, из которой видно, что знамя сооружено в 1692 г. при царе Иоанне и Петре Алексеевичах. Изображение Бога Отца в тиаре польского папы, Иоанна Предтечи с крыльями и Христа в виде юноши, по-видимому, указывают на польское влияние, под которым находился художник. В общем же лики, конечно, чисто суздальские: искажение византийского сурового письма. Образ Частоховской (вер., Ченстоховской) Божией Матери, висевший над воротами севского кремля, также говорит за несомненное существование в то время польского влияния на севскую церковную живопись, что вполне объясняется пограничным положением этого города». Упомянутые «подвижные иконы» и «государево знамя» были присланы из Москвы в Севский полк для его походов. Позднее знамя хранилось в храме Знамения на Городке, после чего его передали в московский Исторический музей. Весной 1706 г. во время грозы деревянная Успенская церковь сгорела, и летом того же года была благословлена постройка новой. В 1711 г. «соборная во имя Успения Пресвятыя Богородицы, в большом остроге» церковь упомянута действующей. В ночь на 19 апреля 1718 г. в Севске вновь случился пожар. Успенская церковь в нём «едва спаслась, а из той церкви износили св.

http://sobory.ru/article/?object=01625

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010