Коммунисты долго отказывались его восстанавливать. Источник инициативы отследить несложно. 1 сентября 2009 года Владимир Путин приехал в Польшу для участия в мероприятиях по случаю 70-летия начала Второй Мировой войны, которое русские предпочитают относить к 1941 году, таким образом замалчивая период сотрудничества Сталина и Гитлера, одним из основных исторических эпизодов которого стало убийство польских офицеров в Катыни. Но в сентябре 2009 года в Польшу также прибыли монахи Нило-Столобенской пустыни, находящейся рядом с городом Осташков, где располагался один из лагерей офицеров, убитых в Катыни. Прибыли, чтобы попросить список Ченстоховской иконы Божией Матери (также известной как " Чёрная Мадонна " ) для часовни, которую они собрались основать в память этих офицеров. Наши архиереи чутко уловили в этом знамение времени и приступили к диалогу. В то время как политические отношения между Польшей и Россией претерпевали серьезные изменения вследствие авиакатастрофы, повлекшей гибель Президента 10 мая 2010 года, и развивались отнюдь не линейно, терпеливая, постепенная работа Церквей продвигалась вперед. Этот процесс был поддержан участниками межправительственной комиссии с оригинальным названием " Комиссия по сложным вопросам " , под сопредседательством двух личностей Адама Даниэля Ротфельда и Анатолия Торкунова, официальное название которой не отражает их истинного вклада в это дело. Полезно сравнить польско-русский призыв с письмом, которое польские архиереи адресовали в 1965 году архиереям немецким, и которое включало знаменитую фразу " мы прощаем и просим прощения " . Для этого письмо, которое стало первым шагом к примирению между поляками и немцами, характерно пристальное внимание историческим деталям, между тем как польско-русский призыв отсылает нас к работам историков, не вынося вердиктов. Но письмо польских священнослужителей к немецким является односторонней инициативой, словно одна рука, протягиваемая к другой, между тем как польско-русский призыв - плод совместной работы, рука об руку.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новодворская икона Божией Матери. XIX в. (?) (Троицкий мон-рь в Курске) Согласно фототипии кон. XIX - нач. ХХ в., Н. и. из Каменского Успенского монастыря написана в живописной манере. Ее иконография соответствует иконографии Ченстоховской иконы Божией Матери.Ризы Девы Марии усыпаны звездочками. Головы Богоматери и Младенца венчают короны закрытого типа, украшенные барочным растительным орнаментом. Спереди над обручем расположен овальный медальон, у Богоматери в нем просматривается буква М. Возможно, запечатленная на фототипии икона (поверхность не затемнена, и отдельные элементы просматриваются четко) подвергалась поновлениям, т. к. манера письма более характерна для провинциальной малороссийской живописи 2-й пол.- кон. XIX в. Наличие корон на головах Богоматери и Младенца и отсутствие изображенных привесов к иконе говорят о том, что прообразом для нее послужил список, созданный в период от 1656 г. до рубежа XVII и XVIII вв., т. е. в промежуток времени между коронованием Ченстоховской иконы и появлением в рус. иконописной традиции изображения на Ченстоховской и Н. и. драгоценных даров. Такой тип вполне соотносится с датой дарения архиеп. Лазарем (Барановичем) Каменско-Успенскому мон-рю в 1687 г. келейного списка. Один из списков Н. и. находился в киевском Златоверхом Михайловском мон-ре, где располагался в соборном храме на столбе за правым клиросом. В фондах Черниговского художественного музея находится подписная икона, датированная 1823 г. ЧХМ 1740). Несколько примитивная манера письма и тяжелый рисунок указывают на работу местного иконописца. Внизу помещена надпись: «Изображение Чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы С[ур]ажского Благовещенскаго монастыря. Написася 1823 года августа 3 дня». В 1991-2002 гг. в Сураже на месте разрушенного Благовещенского храма был возведен новый. В возрожденную церковь прихожане пожертвовали аналойный список Н. и., на нижнем поле которого сохранилась надпись: «Изображение иконы Пресвятыя Богородицы Чудотворной называемой Новодворская, обретающейся ныне Епархии Черниговской в Благовещенской Суражской церкви. 1866 года февраля 17 дня». В этом образе просматриваются и иконографические, и живописные особенности Ченстоховской иконы как протографа. Это не только положение фигур, жесты, расписанные золотыми звездами ризы Богоматери и Младенца, но и подчеркнутая «темноликость» Богородицы.

http://pravenc.ru/text/Новодворская ...

Чудеса, которые совершились от Ченстоховской иконы Богоматери, описаны в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой чудотворной иконы сделано много копий, хранящихся не только в православных, но и католических монастырях. Ченстоховская икона в селе Писаревке Волынской губернии Село Писаревка Войтовецкая находится в Староконстантиновском уезде Волынской губернии. Там есть местный Богородице-Рождественский храм, в котором на горнем месте и хранится старинная, писанная на полотне Ченстоховская икона Богоматери, украшенная привесками. Есть устное народное предание, которое утверждает, что эта Ченстоховская икона Божией Матери принесена сюда в первой половине XVIII столетия из города Кракова. Перенес ее один крестьянин деревни Войтовец, по фамилии Бомбак. Рассказывают, что этот крестьянин, отправившись в Краков для продажи скота, нашел этот чудотворный образ за городом, в каком-то грязном месте. Бомбак поднял его и принес к себе в дом. В первую же ночь эта чудотворная икона Богоматери явилась ему во сне. Вследствие этого явления крестьянин тотчас же перенес ее в Писаревскую часовню, на месте которой потом была построена церковь. Укажем некоторые чудеса, бывшие от этой Ченстоховской иконы Богоматери. Ксения Белая, крестьянская 19-летняя девица села Писаревки, страдала страшными конвульсивными припадками. Во время одного из таких припадков мать вместе с родственниками привели Ксению в местный храм. Больная испытывала чрезвычайно сильные мучения: она неистово кричала, рвала на себе волосы и платье, терзала и кусала свое тело, металась во все стороны и впадала в беспамятство. Это приводило мать в отчаяние, а на окружающих наводило страх и ужас. Над больной Ксенией были совершены пред чудотворной иконой Богоматери молебен и водосвятие. Уже тогда, когда молебное пение приходило к концу, страждущая почувствовала некоторое облегчение: она стала постепенно успокаиваться и пришла в сознание. Когда же она напилась святой воды и умылась ей, то почувствовала себя совершенно здоровой. Из храма она пошла домой уже сама вместе с матерью и родными, славя и благодаря Бога за чудесное исцеление. С тех пор припадки ее, которые обыкновенно продолжались не менее суток, уже более не повторялись. Чудесное исцеление Ксении Белой было в июне месяце 1884 года.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

В 1890 году произошло подобное же исцеление от Ченстоховской чудотворной иконы Божией Матери. Крестьянка деревни Войтовец, Мария Охрин, принесла в церковь свою малолетнюю дочь Марину, которая в течение недели беспрерывно страдала сильными конвульсиями. Мать просила причастить больную, а потом отслужила молебен с водосвятием. Конвульсии тогда же прекратились, а через очень непродолжительное время ребенок совершенно выздоровел. Наконец, укажем еще один случай чудесного исцеления. Крестьянка Дария Вербаховская заболела тифом. Врачи, к которым она обращалась за помощью, не могли помочь ей. Тогда муж ее, не видя никакой пользы от лечения, привез свою жену в Писаревский храм к исповеди. Это случилось в начале февраля месяца 1889 года. Погода тогда была холодная, и этот переезд в несколько верст сильно изнурил Дарью. Она была настолько слаба, что священник должен был сделать ее мужу замечание, зачем он опасно больную жену в такую холодную погоду привез за несколько верст в храм, а не пригласил священника к ней на дом. Однако Царица Небесная помиловала болящую за ее твердую веру: через несколько дней она стала поправляться без всякого лечения и вскоре совершенно выздоровела. Два раза в году — 29 июня и 8 сентября — богомольцы собираются в селе Писаревке на поклонение Ченстоховской чудотворной иконе Божией Матери. В заключение заметим, что этот образ Богоматери чествуется не одними только православными, но также и католиками. Ченстоховская икона в слободе Верхней Сыроватке Харьковской епархии Эта древняя, местночтимая икона есть копия с Ченстоховского образа Божией Матери. Хранится она ныне в Успенском храме слободы Верхней Сыроватки, расположенной в восьми верстах от города Сум Харьковской губернии. Откуда взят этот образ, достоверно не известно, но некоторые местные старожилы утверждают, что он принесен был из Ченстохова одним польским шляхтичем в прежнюю деревянную церковь вышеупомянутой слободы, которая была построена еще в 1660 году. Ченстоховская икона Богоматери, находящаяся в слободе Верхней Сыроватке, прославилась многими чудесами.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

На рубеже XIX и ХХ вв. в связи с плохой сохранностью образа было практически невозможно определить иконографические особенности О. и. На снимках нач. ХХ в. видны только общие контуры, поэтому рядом обязательно приводили снимок с копии иконы «новейшего происхождения» ( Багалей, Миллер. 1905. Т. 1. С. 342; Редин. 1905. С. 701; Поселянин Е. Богоматерь. С. 607), либо схематическое фантазийное изображение ( Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 402). Е. К. Редин в нач. ХХ в. составил описание О. и., согласно к-рому «ясно очерчивается лик Богоматери, Младенца… Богородица изображена повернувшей лицо в сторону Младенца, на Ней красный хитон и голубой мафорий, на голове корона; правая рука Ее в позе моления, а левой Она поддерживает Младенца Христа, сидящего у Нее как бы на коленях у левой руки; Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у Него такая же корона, как у Богородицы, в левой руке Он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих желтые. Начиная от плеч кругом нимбов Богородицы и Христа на фоне иконы шли звезды, видимые и теперь. Вверху иконы, справа и слева облака» ( Редин. 1905. С. 701). Редин особо отмечал народную стилистику, соглашаясь с мнением архиеп. Филарета (Гумилевского), что икона «местного южно-русского происхождения», «исполнение ее довольно посредственно», написана простым мастером, копировавшим хороший образец, и обладала особенностями, характерными для южно-рус. памятников XVII-XVIII вв. (грубые контуры фигур и характерные красная и голубая краски). Редин датировал образ XVII в. и относил его к многочисленной группе русских и афонских икон типа «Одигитрия». При этом он отмечал различия в деталях (короны, ризы, Евангелие в руках Младенца) и характере исполнения, считая, что икона была создана под влиянием зап. памятников иконописи. В качестве аналогий, наиболее близких по иконографии к О. и., Редин называл списки Ченстоховской иконы Божией Матери XVII в. из ц. Вознесения Хорошевского мон-ря и из ц. Св. Троицы в Сумах. В то же время упоминаемые им иконы из ц. свт. Николая в Замостье близ Змиёва и из ц. Воскресения в г. Лебедине (Альбом выставки. 1903. С. 8) не соответствуют иконографии О. и., а близки к Иржавецкой (Ржавской, Ржавецкой, Полтавской) или Черниговской-Ильинской иконам Божией Матери (Там же. Рис. 18, 20).

http://pravenc.ru/text/2578229.html

Праздник заканчивается вечернею, после которой о второй раз торжественно читается акафист Богоматери и бывает внебогослужебное чтение» ( П. С. 1893. 5. С. 179-180). В кон. XIX в. перед М. и. совершали особые службы, а Руденская икона не упоминалась совсем - в это время чудотворной иконы в храме с. Рудня уже не было. Гр. Г. А. Милорадович указывал, что в кон. XIX в. Руденская икона пребывала «в с. Мохнатине Черниговского уезда, в 15 верстах от Рудни, в 20 от Чернигова, и в 30 от Любеча» ( Милорадович. 1884. С. 944). Др. авторы считали, что икона была принесена 25 окт. 1690 г. под Киев и поставлена в «паненском монастире Покрова в церкви Пресвятыя Богородици» ( Величко С. Летопись Юго-зап. России в XVII в. К., 1855. Т. 3. С. 88-90), возможно после того, как с нее был сделан список для церкви с. Мохнатина, вероятно, ок. 1691 г., когда М. и. была уже известна своими чудесами, а упоминания о Руденской иконе в этом регионе перестали встречаться. Лит.: Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Милорадович Г. А. Чудотворная Любечская икона Божьей Матери в Любече//Черниговские епарх. изв. Приб. 1884. 23. С. 941-951; [П. С.]. Сказание о местночтимой иконе Богоматери Мохнатинской//Там же. 1893. 2. С. 52-56; 5. 176-180; Поселянин Е. Богоматерь. С. 656; Василий (Богоявленский), еп. Картины церк. жизни Черниговской епархии из IX-bekoboй её истории. К., 1911. С. 115; Злотникова И. В. Новодворская икона. Прообраз и списки: проблема бытования//Церковь и общество: история и современность: Мат-лы IV науч.-образов. Знаменских чт. Курск, 2009. Т. 1. С. 135-141; она же. Икона Божией Матери Ченстоховская в синодальной и старообрядческой иконописи//Молодые об искусстве: Науч. статьи аспирантов и соискателей НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ: Сб. ст./Отв. ред.: Р. М. Байбурова. М., 2011. Вып. 2. С. 135-145; она же. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери в рус. иконописи Нового времени//Sztuka Europy Wschodniej. Warsz.; Toru, 2013. Т. 1. S. 71-77; она же. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери//Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. Н.-Й., 2014. 1/2(113). С. 6-14. И. В. Злотникова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564250.html

Чаще извод включен в состав получивших широкое распространение 4-частных икон с образами Божией Матери, с Распятием в перекрестье (икона кон. XIX в., собрание А. А. Кирикова, Москва) или без Распятия (икона XIX в., ЦМиАР). На иконах «И. от б. с.». обычно присутствуют образ Пресв. Богородицы «Умягчение злых сердец» (с подписью «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная»), иконографически восходящий к гравюре «Богоматерь Ченстоховская» 1711 г. Г. П. Тепчегорского, «Утоли мои печали» («Утоление печали Пресв. Богородицы» или «Утоли болезни»), «Взыскание погибших». Подобный подбор может косвенно свидетельствовать о западнорус. или польск. происхождении иконы-протографа и быть связанным с порядком чередования изводов на иконе «Распятие и Страсти Господни, с 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы» из Богоявленского собора в Елохове, кон. XVIII - нач. XIX в. (гипотеза о происхождении образов, подобных последнему, от гравюры в ст.: Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. 1996. C. 404-420). На «четырехчастных» и многосоставных Богородичных иконах с изводом «И. от б. с.» кроме названных могут быть представлены образы Божией Матери Южская, Троеручица, Ахтырская (икона «София Премудрость Божия и чудотворные иконы Богоматери», 1825, ГРМ), а также «Нечаянная Радость». Лит.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М., 1993р. Ч. 2. С. 1573; «Пречистому образу твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. М., 1995. Кат. 148; Сидоренко Г. В. «Пята Спасителя»: Об иконографической особенности нек-рых чудотворных икон//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 321-335; Кондаков. Иконография Богоматери. 1999р. Т. 3; Рус. чудотворная икона: «О Тебе радуется…»: Иконы Богоматери XVI-XIX вв. М., 2000. С. 314-317; Акафист иконе Божией Матери «Избавление от бед страждущих»/Николаевский Арзамасский жен. мон-рь. [Арзамас], 2005. С. 3; Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» Елоховская//Богоявленский кафедральный собор: Путев. М., 2005. С. 15, 22; Настольная книга священнослужителя: В 8 т. Почаев, 2006. Т. 3. С. 5; Сызранская икона: Кат. выст. Самара, 2007. С. 109. Прот. Алексий Жиганов, Д. А. Афанасьев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293830.html

В нач. XVI в. широкое распространение получили т. н. Лоретские литании (см. ст. Литания ). Это молитва, состоящая из последовательности воззваний к Богоматери с употреблением Ее традиц. эпитетов. Происхождение литаний неизвестно. Структурное сходство этого текста с Акафистом позволяет предполагать и в этом случае ориентацию на восточнохрист. традицию. Лоретские литании, распространившиеся по Европе, использовались для чествования иконы Ченстоховской Божией Матери, почитание к-рой близко к почитанию Лоретской Божией Матери по времени возникновения, по формам и значению. Празднование Лоретской Божией Матери было утверждено в календаре Римской Церкви в кон. XVI в. и совершается 10 дек. Письменные источники о Лоретском чуде Сказания о Лоретском чуде, изданные на гравированных листах, в брошюрах, в книгах на лат., итал. и др. языках, многочисленны (избр. библиографию см.: Grimaldi. 1984). Повествования о чуде появляются на рубеже 60-х и 70-х гг. XV в. Важнейшее из них создано управителем Л. (нач. 70-х гг. XV в.), ответственным за дела церкви Пьетро ди Джоржо Толомеи по прозвищу Терамано. Небольшой текст размножался как рукописно, так и печатно на разных языках для раздачи паломникам. В дальнейшем распространяются расширенные версии с добавлением чудес, но текст Терамано остается основой Лоретской легенды. По этой версии, маленькая церковь Л. является комнатой, где Дева Мария была рождена, воспитывалась, получила благую весть от арх. Гавриила, растила Иисуса Христа, там же ап. Лука написал образ Божией Матери. После взятия Богоматери на небо апостолы устроили в этой комнате церковь в память о Ней и стали совершать там Божественную литургию. Местный христ. народ чтил церковь, но потом, отвернувшись от Христа, принял веру Магомета. Вслед. этого церковь была унесена ангелами сначала в «Склавонию», на вост. побережье Адриатики, и помещена в крепость Флумен (итал. г. Фьюме; ныне Риека, Хорватия), а затем - в вост. область Италии, где она тоже меняла местоположение, пока не утвердилась окончательно на дороге близ г. Реканати. Точных дат перемещений нет; указано, что в 1396 (или 1386) г. Дева Мария явилась недалеко от Л. и сообщила о происхождении церкви из Назарета.

http://pravenc.ru/text/2110734.html

К ней прибегают скорбящие. Ченстоховская Божия Матерь. Икона была в Иерусалиме. Еленой, матерью святого Константина, перенесена в Константинополь (326). Оттуда была перенесена князем Львом в Львов (бывший Лем берг). По водворении там поляков , она была перенесена впоследствии в г.Вильно и помещена над проходной стеной над воротами, почему и называется Остробрамской (брама — ворота). Ее чтут православные и католики. Праздник в марте. Муромская. Праздник 12 апреля. Принесена из Киева в Муром в начале XII века. Здесь был епископом святой Василий. Его обвиняли в порочной жизни и хотели убить. Он просил отсрочить смерть до утра, до третьего часа. Всю ночь он молился в церкви святых Бориса и Глеба; совершил литургию. Пошел в Благовещенскую церковь и там отслужил Божией Матери молебен и, взяв эту икону, направился к реке Оке. «Снявши с себя мантию, он распростер ее но воде, стал на нее с образом Богоматери и поплыл против течения». «В девятый он доплыл до места «Старая Рязань». Здесь учреждена, вместо Мурома, кафедра и поставлена в храме икона; она называлась «Моление святого Василия». Читайте также — Богородица — наша духовная Матерь Пресвятая Богородица. Чудотворные иконы Еще известно до 400 чудотворных икон Божией Матери но России. В заключение вспомним о местной иконе Донской . Она была «принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Ивановичу Донскому, утверждена на древке, как хоругвь», когда князь воевал против татарского хана Мамая (1380). После поражения татар она была взята в Москву. Потом в 1591 году крымские татары напали на Москву, по были отогнаны. На месте, где русские встретились с крымцами, создан был Донской монастырь, где и помещен образ Донской Божией Матери. Она — копия Смоленской иконы «Одигитрия». Чтут ее копии и доселе. Праздник 19 августа. А сколько тысяч чудесных заступлений Ее знают православные люди по себе самим и от других! А сколько,— поистине море,—нам неизвестных чудес! Сколько таких дел Ее, о коих знает лишь Она одна, Усердная Заступница, Всепетая Мати!

http://pravmir.ru/chudesnaya-pomoshh-bog...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также констатировал, что Римско-Католическая Церковь в Польше является одним из основных союзников Русской Православной Церкви в сфере христианского просвещения, поскольку задачи, стоящие в Польше перед католиками, во многом схожи с теми, которые старается решать в странах своей пастырской ответственности Русская Церковь. Обе Церкви отстаивают сохранение традиционных христианских ценностей в жизни общества. В связи со своей активной социальной позицией и Русская Православная Церковь, и Католическая Церковь Польши сталкиваются с критикой и противодействием, сказал далее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, упомянув, что в России в последнее время участились выступления антицерковно настроенных лиц, которые хотели бы не допустить Церковь в сферу школьного образования и ограничить ее влияние в различных областях общественной жизни. В Польше также есть политические движения, которые недовольны влиянием Церкви на жизнь общества, что проявилось, в частности, в попытке убрать Распятие из Сейма. «Эти тревожные тенденции призывают православных и католиков к диалогу по общественно значимым проблемам и к более тесному сотрудничеству по защите христианских принципов в политике и общественной жизни», — констатировал Его Святейшество. Святейший Владыка выразил уверенность, что подписание Совместного послания народам России и Польши станет важным шагом в этом направлении. По завершении встречи Святейшему Патриарху Кириллу был передан список Ченстоховской иконы Божией Матери. Принимая святыню, Его Святейшество сказал: «В годовщину трагической гибели под Смоленском самолета с польским Президентом епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон от моего имени вручил нашим польским братьям список Смоленской иконы Божией Матери — дар верующим католикам Польши. Но, находясь в Польше, я как бывший Смоленский архиерей хотел бы лично передать в дар епископской конференции образ Смоленской Божией Матери». Патриарх Кирилл выразил надежду на то, что икона займет достойное место и будет напоминать о связи, которая существует между народами России и Польши, несмотря на различные исторические обстоятельства, — связи, корнями уходящей в Евангелие и общую систему христианских ценностей.

http://patriarchia.ru/db/text/2410151.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010