После строительства Нижнего завода пустынь оказалась на берегу заводского пруда (известного впосл. как Петровский) и лишилась части сенокосных угодий в результате затопления. Она продолжала существовать рядом с действующими заводами, укрепила свое материальное положение и к сер. XVIII в. считалась крупной обителью; насчитывала более 30 насельников. По указу 1724 г. к Паройской пуст. были приписаны Красногорская в честь Преображения Господня пуст. (на юж. окраинной части совр. Липецка), епифанская Успенская пуст. (на территории совр. Тульской обл.), у которой ни монастырской земли, ни «денежных и хлебных доходов не имелось», а вместе «со Спасской пустынью к Паройской пустыни был приписан монастырский сад, мельница о двоих жерновах» и «сенных покосов на триста копен» (ГАЛО. Ф. 627. Оп. 58. Д. 7. Л. 1, 11, 17, 33, 35 об., 51 об.). К сер. XVIII в. относится единственное известное картографическое изображение пустыни до ее упразднения. Монастырь со всеми строениями показан на плане Липских железоделательных заводов, составленном обер-гершвореном С. П. Бартеневым в 1742 г. (РГАДА. Ф. 271. Оп. 3. Д. 212). В 1764 г. пустынь была упразднена. Однако к 1768 г. в обители еще проживал настоятель с братией, включая тех, кто перешли из ранее упраздненных мон-рей. Постройки Согласно доношению Воронежского еп. Тихона (Якубовского) в Синод от 18 дек. 1768 г., в обители имелись каменный храм в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца, ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» («за монастырем»), колокольня «лесу дубоваго», деревянные настоятельская и братская кельи, 2 амбара, конюшня. Мон-рь был огорожен плетнем, «а по объявлению настоятеля и всей братии казенных денег, посуды медной и оловянной и деревянной в оной пустыни никакой не имеется. Оное состоит в смотрении сакольского духовнаго правления» (Там же. Л. 36-38 об.). Древнеуспенская церковь. Кон. XVII — нач. XVIII в. Фотография. 2009 г. Древнеуспенская церковь. Кон. XVII — нач. XVIII в. Фотография.

http://pravenc.ru/text/2110532.html

Поставлена она была в северной части одной из старейших саратовской улиц – Покровской у Казанских ворот в устьевой части Воровского (Глебова-Глебучева оврага). Константин Попов в своих «Записках о Саратове» сообщал, что «с конца XVII и до середины XIX века вокруг церкви ежегодно в мае проводились Казанские ярмарки с продажей фаянсовой и хрустальной посуды, а равно глиняных и прочих товаров, как-то: холстов, полотна, ниток, мыла, разных пряностей. Товары сплавлялись с верховьев Волги на судах («дощаниках») разными промышленниками». Ярмарки продолжались целый месяц и пользовались большим успехом у горожан. На протяжении многих лет церковь оставалась деревянной и постоянно страдала от городских пожаров. Мне не удалось найти сведений о том, когда было построено первоначальное каменное здание храма, но многочисленные источники указывают на то, что и каменная церковь часто перестраивалась после всё тех же пожаров, вплоть до середины XIX века. Есть сведения, что в 1831 году храм был перестроен на средства Саратовского купца А. Рыбакина. Последний раз он реконструировался  в 1843 году. В то время на должности Саратовского губернского архитектора состоял Григорий Васильевич Петров, который, вполне возможно, принимал участие в строительных работах. В 1864 году при церкви была выстроена часовня и  кельи для церковнослужителей. Это здание сохранилось до наших дней и находится на пересечении Часовенного взвоза и Покровской (им М.Ю. Лермонтова) улицы. Сама церковь была разрушена в 30-е годы XX века и на её месте позднее был построен пятиэтажный жилой дом.  На территории Казанской церкви в начале XIX века был похоронен четвёртый Саратовский губернатор, уроженец Саратова (единственный, кстати, из всех дореволюционных  губернаторов), основоположник всестороннего изучения Губернии,  - Пётр Ульянович Беляков. Там же, за оградой храма, находился и его небольшой каменный дом. По материалам сайта «IgorPugin.ru «Блог краеведа и географа Игоря Пугина» Комментарии и обсуждение В нашей стране практикой обустройства в соборах в годы гонений на церковь различных зернохранилищ и планетариев удивить сложно. Но вот часовен, используемых в качестве жилого дома, в России найдется немного. Поэтому данная часовня Старо-Казанской церкви является по-своему уникальной. На моем фотоснимке хорошо заметно объявление о продаже помещения. Это не шутка, а подлинное объявление о продаже на день, когда этот снимок был сделан. Где еще можно взять, да и купить себе часть часовни как недвижимость и прописаться в ней. В голове не укладывается, но это – реальная история. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=20742

Прот. Евграф Ковалевский. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Прот. Евграф Ковалевский. Фотография. 50-е гг. ХХ в. После кончины архим. Иринея (Винарта; † 3 марта 1937), согласно его завещанию, руководство правосл. приходом зап. обряда в честь Вознесения Господня было поручено Люсьену Шамбо (см. Дионисий (Шамбо) , архим.) и Е. Ковалевскому. 5 марта 1937 г. управляющий западноевроп. приходами РПЦ Виленский и Литовский митр. Елевферий (Богоявленский) рукоположил Ковалевского во диакона, 6 марта - во иерея и назначил в Вознесенский приход. 10 нояб. 1937 г. в результате конфликта между Шамбо и Ковалевским по вопросу введения исправленных богослужебных чинов зап. обряда митр. Елевферий издал распоряжение о командировании иерея Евграфа для временного исполнения пастырских обязанностей в храм Державной иконы Божией Матери в Ницце. В 1939 г. с разрешения митр. Елевферия свящ. Е. Ковалевский вернулся в Париж, где при поддержке братства свт. Фотия организовал и 27 авг. того же года открыл новый приход зап. обряда во имя сщмч. Иринея Лионского, настоятелем к-рого и был назначен. Однако с началом второй мировой войны 3 сент. он был призван во франц. армию, и деятельность нового прихода была остановлена. 13 мая 1940 г. свящ. Е. Ковалевский попал в нем. плен. Впосл. он по собственному желанию был переведен в лагерь для советских военнопленных, чтобы заниматься их духовным окормлением. Через некоторое время он был арестован и отправлен в тюрьму за антифашистскую пропаганду, но по причине болезни был вновь переведен в лагерь для пленных французов. В окт. 1943 г., после освобождения из лагеря, свящ. Е. Ковалевский вернулся в Париж, где в дек. того же года при часовне сщмч. Иринея Лионского, открытой в 1942 г. в Париже на о-ве Сен-Луи, им был основан литургический центр св. Иринея, в задачу к-рого входило воссоздание галликанского обряда на основе исследований литургических рукописей VI-VIII вв. 11 нояб. 1944 г. часовня сщмч. Иринея была преобразована в западноправосл. приход, настоятелем которого был назначен иерей Евграф.

http://pravenc.ru/text/578022.html

Сохранились два больших и два малых колокола. Под столбами тяга. Материал - известняковая плита. Высота звонницы 18 м. Вокруг церкви кладбище, обнесенное каменной оградой. Необычны единственные в своем роде, с оригинальным волнистым объёмом, ворота кладбищенской ограды второй половины XVIII в. Они имеют два проема - большой и малый, Большой - с высокой и широкой аркой, над которой килевидное завершение. Более узкий и меньший по высоте - боковой арочный проем. Над ним прямоугольная, с чуть углубленной рамкой, ниша для иконы, и под ней двойная полочка, идущая до края ворот. Плавная, как бы нарисованная от руки, барочная кривая бескарнизного абриса верха, делает объем ворот крайне необычным. Сложены ворота из местного камня - известняковой плиты, оштукатурены и побелены. По материалам сайтов: pskovgrad.ru В 1898 году заложен с южной стороны придел в честь Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, в 1899 году окончен, а в 1900 году 8 октября освящен. Построен означенный придел старанием крестьян-прихожан оной церкви и других благотворителей. Устроен ввиду холода и тесности существующей Георгиевской. Употреблено на его построение и устройство иконостаса 11499 рублей 10 копеек. Престолов два: главный во имя Святого Георгия, холодный, придельный во имя Святителя Феодосия, Архиепископа Черниговского, теплый. Церковь во имя Святого Великомученика Георгия и придел в честь Святителя Феодосия построены из камня. Колокольня каменная, находится в 7 саженях от церкви. Колокола висят между трех каменных столбов, расположенных параллельно. Всех колоколов пять, два больших и три подзвонка, вес колоколов не известен. Кладбище при церкви. В оном приходе 10 часовен: каменные в деревнях Коломне, Висках и Барке во имя Святителя и Чудотворца Николая; деревянные при деревнях Тешевицах во имя Смоленской Божией Матери, Больших Речках во имя Преподобного Никандра, Подграмье во имя Пророка Илии, Луках во имя Святых Апостолов Петра и Павла, Верхних Копаницах и Нижних Копаницах - во имя Иоанна Предтечи, близ деревни Луков во имя Пророка Илии. Все часовни построены во имя тех святых, в честь которых празднуют селения. Относительно того, когда и кем они построены, ни устных, ни письменных преданий не сохранилось. Выписки из клировых ведомостей церквей и погостов Псковского уезда//Святыни и древности Псковского уезда. По дореволюционным источникам. Сост. Н. Ф. Левин. Псков, 2006 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05829

Судить о своеобразной архитектуре Георгиевской церкви мы можем только по фотографии, сделанной между 1896 и 1915 годами Ухтомским Алексеем Алексеевичем (будущий академик, физиолог), и хранящейся в Рыбинском музее-заповеднике. В Известиях Археологической комиссии мы не находим ее изображений. В 1921 году храм исследовал архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский во время Выйско-Пинежской экспедиции, «проведенной единолично по рекам Вые и Пинеге…» . Эти материалы хранятся в фонде МУАР, но до сих пор не введены в научный оборот, и судить об их сохранности не представляется возможным. В известном обширном труде «Русское деревянное зодчество», изданном Академией наук СССР в 1942 году, храм не упоминается . В более позднее время фотографии уже и не могли появиться: закрытую в начале 1930-х годов церковь вскоре разобрали на дрова вместе с колокольней. По своему типу храм представлял собой четверик, увенчанный двумя «шатрами на крещатой бочке». Традиционно подобные церкви относят к «пинежско-мезенской школе», хотя, как считают некоторые исследователи, термин этот несколько условен . В его архитектуре, несомненно, сказалось влияние двух деревянных церквей Артемиево-Веркольского монастыря: холодной Ильинской (первоначально Никольской) 1697 года и теплой во имя св. Артемия Веркольского 1712 года (разобрана в 1785 году и известна только по иконам). Как и во всех храмах этого типа крытый лемехом шатер окружали четыре небольших главки на коньках выступающих концов бочки. Необычность конструкции заключалась в том, что точно такое же завершение имел и придел с той только разницей, что здесь отсутствовали маленькие главки. Таким образом, мы видим как бы синтез двух архитектурных форм: «шатер на крещатой бочке» и церковь «о двух шатрах». Точных аналогов этому явлению пока не выявлено. С востока к четверику неизвестные мастера прирубили двухчастный алтарь, увенчанный двумя бочками. Обычно алтарные завершения подобных храмов тоже имели главки по числу престолов (у церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Мезени их было четыре), но в данном случае они отсутствовали, как у церкви во имя иконы Божией Матери Одигитрии в Кимже (правда, нельзя исключать и того, что изначально они существвали, но впоследствии были по каким-то причинам разобраны). С запада к четверику примыкала трапезная.

http://sobory.ru/article/?object=44593

Храм в Спасском поражает своим величием. Однако сведения о нем имеются только в двух источниках. «Церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа каменная, приходская. Престолов в ней три: в настоящей холодной Спаса Нерукотворного Образа, в зимней в правом приделе Введения во храм Божией Матери, в левом приделе в честь Святителя и Чудотворца Николая. Построена в 1828 г. иждивением прихожан», — сообщает книга «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской Епархии» 1908 года. В краткой иллюстрированной энциклопедии «Монастыри и храмы земли Ярославской» говорится, что храм «построен в 1804 -1828 гг. на месте утраченных деревянных храмов по проектам Ильи и Евграфа Казаковых. Для возведения храма крестьяне во главе с Л. Недосуговым построили в селе кирпичный завод./Храм/расписан в 1820-е годы романовским живописцем В. Кузьминым. Резчиком И. Михайловым в 1824 г. сооружен иконостас. Иконы местного ряда выполнены Н. Курочкиным, живописцем Норской слободы». В Интернете размещены фотографии разрушенной святыни и статьи о нём. Но новых данных о храме там нет. В Рыбинском музее-заповеднике нет ни одной вещи, ни одного документа, ни одной фотографии храма Всемилостивого Спаса, предоставленной для обозрения посетителям. В историческом отделе музея нам вызвались помочь в поиске информации, но ничего не нашли. В 2011-2012 годах по инициативе Администрации Рыбинского муниципального района одна за другой были изданы две туристические карты-схемы (руководитель проекта М.В. Кабачинская, текст — О.Ю. Тишинова) «Рыбинский район. Территория туризма и отдыха». В них указанный храм не обозначен даже как утраченный. Это кажется странным, если принять во внимание огромные размеры храма, приход которого, по сведениям одного из упомянутых источников, насчитывал более двух тысяч человек, не считая детей. До своего закрытия храм действовал около ста лет. Он был самым большим в Рыбинском крае до возведения нового Спасо-Преображенского собора. Следовательно, село Спасское – на — Волге в конце XVIII века имело большое значение для развития Рыбинского края.

http://sobory.ru/article/?object=06964

Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Магадане. 1992 г. Фотография. 2012 г. Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Магадане. 1992 г. Фотография. 2012 г. 31 янв. 1991 г. временное управление новообразованной Магаданской и Камчатской епархией было поручено Иркутскому еп. Вадиму (Лазебному ; ныне митрополит). 25 марта 1991 г. Синод определил быть епископом Магаданским и Камчатским клирику Калужской епархии архим. Аркадию (Афонину) . Его архиерейская хиротония состоялась 21 апр. того же года. При еп. Аркадии было закончено строительство заложенного в 1990 г. Хабаровским еп. Гавриилом (Стеблюченко ; впосл. архиепископ) магаданского Свято-Духовского храма, он был освящен 2 февр. 1992 г. Иконы для храма, в т. ч. Иверский образ Божией Матери, написанный в XIX в. на Афоне, были переданы в дар патриархом Московским и всея Руси Алексием II . В 1992-2011 гг. в этом храме находилась кафедра Магаданских архиереев. 23 февр. 1993 г. от Магаданской и Камчатской епархии была отделена Петропавловская и Камчатская; епархия стала именоваться Магаданской и Чукотской. Тогда же еп. Аркадий был переведен на новообразованную Южно-Сахалинскую кафедру с поручением временного управления Магаданской епархией. В сент. того же года, направляясь в США, Магадан посетил патриарх Алексий II, сопровождаемый Смоленским митр. Кириллом (Гундяевым; ныне Патриарх Московский и всея Руси). Патриарх отслужил молебен и заупокойную литию у Свято-Духовского храма о всех невинноубиенных в Колымском крае. Благовещенский собор в пос. Синегорье Благовещенский собор в пос. Синегорье 1 нояб. 1993 г. Синод определил Магаданским епископом быть насельнику Троице-Сергиевой лавры иером. Ростиславу (Девятову ; ныне митрополит). Тогда же Южно-Сахалинский еп. Аркадий был освобожден от временного управления Магаданской епархией. 21 нояб. 1993 г. иером. Ростислав был возведен в сан архимандрита, 28 нояб. состоялась его архиерейская хиротония. В 1994 г. Успенскому приходу в Певеке было передано здание бывш. краеведческого музея, вскоре переоборудованное под храм.

http://pravenc.ru/text/2561166.html

Осенью 1982 года Хосе Муньос приехал на Афон. В Рождественском скиту Хосе очень понравилась только что написанная Иверская икона Божьей Матери. Он настойчиво просил настоятеля продать эту икону. Тот категорически отказался. Хосе отчаянно молился. И утром настоятель вышел их провожать с этой иконой, которую подарил Хосе. Властный внутренний голос повелел Хосе Муньосу приложить эту икону к чудотворной Иверской иконе в Иверском монастыре, что он и исполнил... Три недели спустя, 24 ноября 1982 года, в скромной полуподвальной монреальской квартире он вдруг почувствовал чудесное благоухание. И увидел, что обретённая икона, которая стояла рядом с частицами мощей святых Киево-Печерской лавры и иконой-фотографией святой преподобномученицы княгини Елизаветы, эта Иверская икона обильно замироточила. Многочисленные поездки, переезды становились нередко для брата Иосифа тяжёлым крестом. Но приносили и много радости, тёплого дружеского человеческого участия. Он был очень отзывчив, доброжелателен, прозорлив. Видел людей насквозь. Его нередко предупреждали об опасностях, дом его взламывали. Но икону похитить так и не смогли. Она пропала, когда чёрные тучи всякой нечести сгустились над братом Иосифом в Афинах в октябре 1987 года. Его пытали, связали, мучили, угрожали. Свою мученическую кончину он предвидел, даже в деталях. 31 октября, накануне популяризируемого сатанинского праздника Хелуина, он покинул этот мир. Его отпевали и похоронили через две недели в Свято-Троицком монастыре Джорданвилла. Тело было как живое, без запаха тления.. Брат Иосиф говорил, что чудеса иконы посылаются не только для укрепления веры, но главным образам для раскаяния в наших грехах. 26 октября 2002 года ( в день памяти московского списка Иверской иконы Божией Матери) закончилась трагическая трёхдневная эпопея со зрителями заложниками спектакля Норд-Ост в Москве. В то лето мы ездили по монастырям, и одна паломница спросила старца: «Говорят, в Москве, должно случится что то очень страшное, может быть, из Москвы надо уехать?» Старец пожал плечами: «От судьбы не уйдёшь». Потом по ТВ кто то рассказывал, что те события готовились с весны, Путину собирались поставить ультиматум, чтобы он вёл себя как кому-то надо. Мы не вписывались в планы сатанинской глобализации.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Вечером он подсвечен с восьми сторон сине-фиолетовыми прожекторами… такая внутренняя подсветка выглядит удивительно. Кажется, что над огромным срубом вместо потолка – небо. И прямо из этого неба спускается большое красивое паникадило. По бокам основной храм расширяют и превращают в галерею-анфиладу два придела. Левый – во имя свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, правый – во имя св. апостола Андрея Первозванного. Оба пока не освящены и используются: левый – для крещения, правый – как ризница и пономарка. Иконостас в церкви стоит временный. Планируется установить на его месте резной пятиярусный, подстать размерам храма. Все иконы – современные, некоторые даже не живописного, а фотографического исполнения. Тем не менее, многие из них уже имеют свою историю. Копии были выполнены с разных чудотворных икон России и освящены на соответствующих первообразах либо на святых мощах. Собрание этих икон – живая память о многочисленных паломнических поездках настоятеля храма о. Димитрия и его паствы. Москва, Петербург, Екатеринбург, Тихвин… их святыни, древние и новые… История всей Руси в образах ее святых. Есть в Рождественской церкви икона св. прав. воина адмирала Федора Ушакова с частицей его мощей; святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси – с частицей его гроба… Серафима Саровского – с частицей покрова от его мощей. Копия Богородичной иконы «Неупиваемая Чаша» была освящена на Вербное воскресенье 2004 г. в знаменитом Серпуховском Высоцком монастыре, куда едут молиться об избавлении от недуга пьянства со всей России. Теперь в Рождественском храме еженедельно, каждую среду, пред этой иконой в 1500 проводится молебен с водосвятием. Особенно почитается прихожанами и Казанская икона Божией Матери современного письма. Чудеса, как известно, даются по вере – и вот уже более 20 крестов висит на ризе этой иконы: крестов, пожертвованных людьми, получившими исцеление или исполнение своих молений. Храм становится все более известен. Часто он принимает в своих стенах великие святыни, временно привозимые для поклонения из других городов – и тогда за считанные дни в нем успевают побывать тысячи и тысячи паломников.

http://sobory.ru/article/?object=15323

После 1845 года храм приобрел свой окончательный вид. В отличие от «летнего», т.е. неотапливаемого Успенского собора, церковь Живоносного Источника была отапливаемой. Поэтому зимой, когда Успенский собор не действовал, главные службы шли в ней, за что и получила она название «зимний собор». После прославления прп. Серафима в 1903 году его мощи на зиму торжественно переносили из летнего Успенского собора в «теплый» собор Живоносного Источника. Летом храм, как правило, был закрыт. В подвале церкви была устроена монастырская житница. После закрытия монастыря храм в честь иконы «Живоносный Источник» использовали для хозяйственных нужд. Старожил города Мария Федоровна Шемякова пишет: «25-й корпус – это церковь Пресвятой Богородицы, Ее Живоносного Источника, перестроенная после закрытия монастыря в общежитие ремесленников. Это было большое здание; купола снесли, в цокольном этаже находились какие-то склады, после 1946 года там разместили общежитие ФЗУ, а на втором – открыли столовую и назвали ее «Веревочкой», так как опорные столбы по углам были как бы обвиты веревками. Вход в нее был с южной стороны, там, где были солнечные часы, а с северной, в приделе, располагался продуктовый магазин. Во время войны я часто стояла в очереди за хлебом по карточкам». В 1953 или 1954 году церковь взорвали, в 2000-е годы место ее алтаря обозначили крестом. Летом 2018 года сотрудники Волжской экспедиции Института археологии РАН полностью расчистили фундаменты храма во имя иконы Божий Матери «Живоносный Источник», на котором начали заново отстраивать этот храм. Ученые сделали много находок, относящихся как к монастырскому, так к советскому и даже средневековому периоду, т. к. истории православного Сарова предшествовала необычайно богатая культура. Редко археологи обнаруживают столько целых находок на одном участке. Например, при раскопках Чудова монастыря на территории Московского Кремля нашли одну металлическую застежку-фибулу, а в Сарове — полтора десятка. Одной из наиболее важных находок стали осколки мемориальной доски, которая была установлена на Царском дворце в память о пребывании Государя Николая II с семьей на Саровских торжествах 1903 года по случаю канонизации прп. Серафима. Надпись золотыми буквами легко читается. До нас дошло много исторических фотографий и воспоминаний участников этих торжеств, но очень мало реликвий того времени.

http://sobory.ru/article/?object=54491

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010