Летом 1967 года четырехлетний Андрюша Дворников, играясо своими друзьями, забежал в сельский клуб. Там внимание мальчика привлекла доска-стенд с фотографиями передовиков колхоза. Он стоял, задрав голову, когда неожиданно доска с фотографиями стала отделяться от стены и рухнула прямо на него. Угол доски разбил ему губу, пошла кровь, и Андрюша заревел на весь клуб. Когда на этот плач сбежались дети и взрослые, то их взорам предстала удивительная картина. Посреди клуба стоял плачущий мальчик, а перед ним во всей своей красоте и величии лежала икона Божьей Матери Тихвинской. Так открылась тайна удивительного спасения иконы от рук безбожников в 1932 году. Оказалось, что икона Божьей Матери тогда вовсе и не покидала стен родной Кашкаранской церкви, а всегда здесь оставалась. Просто с обратной стороны иконной доски кто-то заботливо стесал приметные для иконной доски шпонки-клинья. Икона была перевернута, прибита к стене и закрашена зеленой краской под цвет стен клуба и таким образом стала одним из многочисленных клубных стендов. Обнаруженную икону переправили в Варзугу, в Успенскую церковь и упрятали на чердак, куда было свезено и многое иное из того, что чудом уцелело при разорении некогда богатейших церквей Терского берега. Тридцать лет пролежала без надобности чудотворная икона на чердаке Успенской церкви села Варзуга. В июле 2004 года из Америки в Россию с реставрации вернулась древняя заступница российского Севера - Тихвинская икона Божьей Матери. И вот в тот самый день, когда этот драгоценный образ встречали в родной обители - в Тихвинском монастыре Санкт-Петербургской епархии, в поморском селе Кашкаранцы разбила свои палатки группа старшеклассников из Московского лицея К предложению настоятеля прихода помочь очистить здание церкви (клуба) от гор мусора, сваленных под алтарем (сценой), удалить развалившиеся печи и тому подобному, ребята отнеслись с удивительной готовностью. И в течение десяти дней своей летней практики, под руководством преподавателя Тимофея Пискунова, они приводили в порядок помещение Тихвинской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=13184

После Октябрьской революции 1917 года Успенский собор начал приходить в упадок, а во время Великой Отечественной войны сильно пострадал от немецко-фашистских оккупантов. В 1942 году после одной из бомбардировок четыре малых купола и сводчатые перекрытия над галереей вокруг собора были полностью разрушены. Кроме того, во время оккупации из храма бесследно исчезла чудодейственная Иверская икона Божьей Матери. Когда немецко-фашистские захватчики были изгнаны из Моздока, здание собора, к сожалению, восстанавливать не стали. А в июле 1958 года решением исполкома Моздокского горсовета остатки когда-то величественного храма были полностью снесены. Так погиб бесценный памятник архитектуры. Позднее на его месте построили здание райкома. Сергей Алагаты. Комментарии и обсуждение В 1913 г. священник С. Быстров обращал внимание, что Моздокская икона Божией Матери, имеющая за собой 700-летнюю историю, представляет самобытную кавказскую святыню, ничего общего не имеющую с Иверской Афонской или Московской. «Хотя в сказании и говорится, что образ писан по образцу Иверской чудотворной иконы Божией Матери, но это не совсем правильно. На последней вверху, по сторонам Богоматерного венца, в углах изображены два архангела: Гавриил и Михаил, а на двух боковых полях двенадцать апостолов, по шести на каждой стороне. На правой ланите лица Б.М. виден след от раны (сказание об иконе Божией Матери Иверской-портаитиссы). В бытность свою в г. Моздоке я и о. диакон Сергий Кукушкин, промывавший снятую серебряную ризу с Моздокской чудотворной иконы Божией Матери, тщательно осматривали самую живопись и ничего подобного там не нашли. Даже короны, которая вычеканена на серебряной ризе, на подлиннике не оказалось. Так как с того времени прошло уже около 7 лет, то, не доверяя своей памяти, для проверки я запросил бывшего сослуживца, о. диакона Моздокского Успенского собора Иоанна Павильонова, и он ответил то же самое, прислав в доказательство фотографический снимок без ризы, который там имеется теперь для продажи. Очевидно, таким образом, художник писал лик Моздокской иконы Богоматери по вдохновению. Иверской же она вполне самостоятельно называется потому, что свое происхождение получила в Иверии, т. е. Грузии и имеет грузинские надписи…

http://sobory.ru/article/?object=42523

Георгий (Конисский), еп. Могилёвский, ревностно чтил чудотворные иконы Божией Матери своей епархии. По его желанию образ М. Б. и. был перенесен с Олейной брамы в новый Спасо-Преображенский (Спасский) собор могилёвского Преображенского мон-ря (построен в 1762 благодаря стараниям епископа на пожертвования имп. Елизаветы Петровны по проекту архитектора виленского барокко, протестанта И. К. Глаубица; Мирон Пигаревич, возможно, участвовал в живописных работах). В последние годы жизни архиеп. Георгия (Конисского) М. Б. и., находившаяся в соборе «на правой стороне при столбе», была украшена новой серебряной ризой работы могилёвского ювелира Петра Слижика. На окладе М. Б. и. была выгравирована дата его создания - 1774 г. и имена фундаторок: монахини могилёвского Братского девичьего мон-ря Афтанасии Хадкевичевны, жены бургомистра Могилёва Иустинии Леоновичевой и др. (тем же годом датируется еще одна сохранившаяся работа Слижика - серебряный оклад Смоленской иконы Божией Матери в ц. Богоматери «Одигитрия» в г. Дисне). В Спасском соборе Преображенского мон-ря М. Б. и. стали именовать также Спасской, икона находилась в обители до ее закрытия (1918). В соответствии с описью, составленной сотрудниками Могилёвского музея в 1947 г., можно заключить, что в 1941 г. М. Б. и. («икона Спасская Богоматерь в окладе») находилась в Могилёвском хранилище-сейфе вместе с др. историко-художественными ценностями и церковными реликвиями Белоруссии (напр., Белыничской и Могилёво-Братской иконами Божией Матери). После 1941 г. о М. Б. и. ничего не известно. Предположительно во время Великой Отечественной войны она была вывезена в Германию. До настоящего времени фотографии или графические воспроизведения М. Б. и. неизвестны. В XIX - нач. XX в. в Иосифовском соборе Могилёва находилась почитаемая икона Божией Матери (известна с кон. XVII в.), служба которой совершалась 4 февр. В настоящее время ее местонахождение неизвестно. Лит.: Сергий (Соколов), архим. Из истории православия и братской школы в Могилёве//Могилёвские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2563892.html

Татарстанская митрополия за счет собственных средств проводит работы по проектированию, изготовлению и установке центрального и боковых иконостасов. Гостям рассказали о планировке храма и его убранстве, архитектурных решениях и лепном декоре. Проект лепного декора собора выполнен на основании архивных документов — чертежей Ивана Старова, архитектора собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря. Чертежи были эскизными, поэтому за образец взяли убранство аналогичного храма — Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, архитектором которого являлся Иван Старов. Также были использованы фотографии собора Казанской иконы Богородицы до его разрушения. Далее в трапезной Крестовоздвиженского храма состоялась беседа Президента Республики Татарстан с архиереями Татарстанской митрополии. За вклад в укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия, сохранение духовного наследия митрополит Феофан был удостоен медали «100 лет образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики». Государственную награду Республики Татарстан вручил Рустам Минниханов. В свою очередь глава Татарстанской митрополии отметил, что высокая награда является свидетельством тесного взаимодействия Церкви и государства в части укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия. В ходе беседы митрополит Феофан рассказал о деятельности Православной Церкви в Татарстане, возрождении и строительстве храмов, взаимоотношениях Казанской епархии и Духовного управления мусульман РТ. «Я рад, что сегодня мы собрались в связи с празднованием Рождества Христова здесь, в монастыре, где совершается стройка века — воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери. Я часто говорю, что Татарстан — уникальная лаборатория, где  люди реально живут в мире и согласии. Во многом это добрососедство сложилось благодаря мудрой политике президента Татарстана Рустама Минниханова совместно с Государственным советником Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым», — отметил владыка Феофан.

http://patriarchia.ru/db/text/5575203.ht...

Одним из ранних известных списков Е. А. и. является икона, находящаяся ныне в Успенском соборе Паисиева Галичского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (Костромская епархия). В центре многофигурной композиции представлена на облаке Богородица Оранта. Она облачена в синее платье с золотыми полосами отделки и в розовый мафорий с золотисто-охристым подбоем и золотой каймой по подолу. Разделка одежд выполнена «золотопробельным письмом». Уникальной чертой иконографии этой иконы является изображение на шее Богоматери ленты, на к-рой закреплен медальон с оглавным образом Спасителя. Это дополнение контрастирует по цвету и масштабу с основной живописью, но выполнено довольно искусно «акварельным», прозрачным письмом, сквозь к-рое просвечивает основной тон одежд. На списке, возможно одновременно с его созданием, воспроизведен вотивный предмет, украшавший протограф (ср. живописное изображение драгоценного «приклада» - цат - на иконах свт. Николая Чудотворца (1-я четв. и сер. XVI в., ГТГ; XVI в., СПГИАХМЗ)). Под облаком надпись плохой сохранности: «[Ел]ецки[я] Пресвятыя [Б]огор[од]ицы». Вверху в облачном обрамлении - Св. Троица (т. н. Новозаветная). В верхнем регистре справа и слева от Богоматери на облаках изображено в 3 ряда небесное воинство. В нижнем регистре слева представлены избранные святые: святители Алексий и Петр Московские, свт. Николай Чудотворец, прп. Савва Сторожевский - 1-й ряд; свт. Филипп, св. Алексий (человек Божий?), преподобные Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий (?) Киево-Печерские - 2-й ряд. Справа - стены Ельца с куполами храмов в ограде города и под ними стан Темир-Аксака. Золотые поля и фон иконы, написанной на кипарисовой доске темперой, украшены резьбой по левкасу. По характеру письма, восходящему к стилистике владимирских мастеров, ориентировавшихся на палехскую иконопись, икона может быть датирована посл. четв. XIX в. Клейма с надписями следуют традиции изложения чуда явления Богородицы, во 2-м клейме отсутствуют сведения, к-рые могли бы прояснить историю создания этого списка. Известно, что 20 авг. 1980 г. икона была приобретена сотрудниками Елецкого краеведческого музея у местного жителя. В сент. 1995 г., в год празднования 600-летия явления Божией Матери Темир-Аксаку, икону передали Церкви. 3 сент. торжественным крестным ходом она была перенесена из музея в храм в честь Елецкой иконы Божией Матери. Оттуда икону переместили в собор в честь Вознесения Господня. В 1999 г. собор был ограблен, в числе 13 икон похитили и этот образ. По фотографии в 2003 г. был сделан список иконы, который ныне находится в соборе у левого клироса в киоте.

http://pravicon.com/info-3821

По словам художника, он работал над росписями храмов Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря, в частности, под его рук. выполнена стенопись больничной ц. Владимирской иконы Божией Матери (не сохр.). Существует предположение об исполнении им росписи в трапезной Оптиной пуст. (80-90-е гг. XIX в.). Д. приписывалось авторство иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (см., напр.: Щенникова Л. А. Прославленные иконы Пресв. Богородицы у преподобных старцев Серафима Саровского и Амвросия Оптинского//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 110-125), в наст. время высказано сомнение в обоснованности этой версии (А. Л. Толмачёв, см. также: Каширина В. В. , Черкасова Г. П. К истории иконы «Спорительница хлебов»//Оптинский альманах. Вып. 2 (в печати)). Д. основал иконописные мастерские с обучением по программе художественных уч-щ в Оптиной пуст. и в Шамординском монастыре (напр., копировались картины В. Л. Боровиковского), ввел в обиход этих обителей фотографию (фотографии Д. использовались в качестве иллюстраций оптинским изд-вом). В это время Д. продолжал работать над произведениями светского характера (портреты близких к Оптиной пуст. людей, детей, напр. А. П. Воронцовой-Вельяминовой, 1905, частное собрание). Сохранились биографические записи, дневники (с размышлениями Д. об искусстве), переписка и рисунки Д. из архива Оптиной пуст. (РГБ ОР). Там же находится перечень сюжетов его картин, среди к-рых упоминаются «Похоронная процессия в ненастный осенний день», «Страшный Суд», «Распятие», «Спаситель, окруженный несчастными страдальцами», «Матерь всех скорбящих», «Блудный сын у ног отца своего», «Смерть праведника, окруженного ангелами», «Смерть грешника», «Мучения в аду», «Моления о чаше», «Иисус Христос в облаках, указывающий на небеса», «Человек один в своей комнатке занимается при свете лампы», «Иисус Христос, умывающий ноги апостолу Петру», «Мучающийся умирающий младенец». В частных собраниях хранятся иконы работы Д. «Спас Нерукотворный» и «Божия Матерь» (с подписью художника) кон. XIX - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/171244.html

Значительно увеличился и приход Покровского собора. Храм был уже не в состоянии вместить всех молящихся, поэтому в конце 30-х годов прошлого века для него заказали новый проект в господствующей тогда классической архитектуре: луковичное пятиглавие опиралось на прочные стены, которые в плане образовывали куб. Особенностью этого сооружения были многочисленные люкарны - круглые окна, украшавшие не только стены собора, но и колокольню, на уровне второго яруса которой были устроены часы. В 1904 году на средства прихожан Покровский собор несколько перестроили, расширив северную и южную стороны порталов. После проведённого ремонта обновлённый храм имел три престола: главный - Покрова Божией Матери и придельные - великомученика Георгия и Боголюбской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Кафедральный Покровский собор отличался богатым внутренним убранством, дорогой утварью и иконами в серебряных окладах. Именно в таком окладе и пребывала главная храмовая святыня - икона Боголюбской Божией Матери большого размера, московского рисунка, писанная в 1772 году Михаилом Фитусовым в память чудесного прекращения чумы. В соборе также бережно хранились два Евангелия 1681-1735 годов, напрестольный крест 1701 года и копия жалованной грамоты царя Фёдора Алексеевича 1681 года. Покровский собор играл важную роль в жизни города. Являясь кафедральным, он был тем местом, где объявлялись указы и воззвания. Нетрудно предположить, что с его кафедры впервые прозвучал Манифест об отмене крепостного права, с соборной трибуны прихожанам зачитали в марте 1917 года Манифест об отречении императора Николая II от престола, да и многое другое зачитывалось в стенах этого старинного храма. С 1924 года собор значился в списках памятников церковной истории, что, впрочем, не помешало президиуму Мичуринского горсовета вынести 14 мая 1936 года постановление " О закрытии и сносе здания собора " . К выполнению постановления приступили немедленно, выстроив впоследствии из церковного кирпича кинотеатр " Октябрь " . На месте же некогда великолепного церковного здания долгое время были руины. Лишь в 1950 году бывшую Соборную площадь привели в порядок, залив асфальтом и поставив на церковных задворках памятник И.В. Мичурину. По материалам книги: Белых М. " Сказание о Козловских храмах " , Липецк, 2001 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38562

Эти чудеса единственные, где речь идет об имевшихся в мон-ре изображениях Пресв. Богородицы, но они не соотносятся с древней Е. Ч. и.; сведений о них недостаточно, чтобы говорить о существовании в Успенском монастыре до 1676 г. к.-л. чудотворной иконы Богородицы типа ростового или поясного «Знамения». Сегодня в Успенском соборе Елецкого мон-ря у правого клироса в киоте находится Е. Ч. и., прославившаяся в Новое время: в кн. «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», хранившейся в монастырской ризнице, зафиксированы чудеса от нее, случившиеся во 2-й пол. XIX в. Икона имела много драгоценных привесов, была украшена серебряным позолоченным окладом и венцом с драгоценными камнями, выполненными, судя по характеру орнаментики, во 2-й пол. XIX в. (оклад не сохр., известен по фотографиям). В летнее время образ находился в Успенском соборе, на зиму его переносили в теплую ц. апостолов Петра и Павла, где он стоял в особом киоте справа у клироса (киот был выполнен в 1880 надворным советником Герасимом Ивановичем Галузевским в благодарность за исцеление от гангрены). Каждую среду перед иконой совершался молебен с чтением акафиста; ее носили по домам черниговских жителей. Не исключено, что этот образ не является первоначальным, а был одним из ранних его списков и входил в состав икон местного ряда соборного иконостаса (известен по описаниям и старым фотографиям, размеры и форма доски Е. Ч. и. совпадают с др. иконами местного ряда). В таком случае он уже до сер. XIX в. мог заменить подаренную монастырю Мезопетой икону, исчезнувшую из обители при неизвестных обстоятельствах. Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) В 1930 г. икону передали в Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского. В период Великой Отечественной войны она не была эвакуирована, но чудом спаслась во время бомбардировок Чернигова в авг. 1941 г.: на пепелище сгоревшего музея ее обрела некая женщина и принесла в Троицкий Ильинский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/189785.html

Бородинский мон-рь. Фотография. 2002 г. Бородинский мон-рь. Фотография. 2002 г. С кон. 30-х гг. XIX в. в Б. м. началось активное строительство: на средства имп. Николая I были возведены стены, колокольня, каменные келейные корпуса с трапезной и теплой ц. во имя прав. Филарета Милостивого, небесного покровителя Московского митрополита (освящена 23 июля 1839). В 1851 г. состоялась закладка пятиглавого храма в честь Владимирской иконы Божией Матери (Бородинское сражение началось 26 авг.- в день празднования Владимирской иконе). Построенный по проекту архит. М. Д. Быковского храм был освящен 5 сент. 1859 г. при сменившей игум. Марию († 29 апр. 1852) игум. Сергии (в миру кнг. С. В. Волконская). При настоятельнице схиигум. Алексии, в 1874 г., закончилось сооружение трапезной ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, в кон. XIX в.- новых келейных корпусов. При Б. м. действовали гостиница, богадельня, больница, за стенами мон-ря с 1901 г.- церковноприходская школа. Мон-рь существовал на средства благотворителей, среди к-рых были российские императоры, представители аристократических семей (гр. А. А. Орлова-Чесменская, кнг. Т. В. Юсупова, гр. Д. Шереметев, А. М. и Т. Б. Потёмкины и др.), купцы (И. В. Прохоров и его братья, Н. В. Игумнов и др.). С 30 июля по 2 авг. 1847 г. по приглашению игум. Марии в Б. м. находился свт. Игнатий (Брянчанинов) , он беседовал с сестрами, в т. ч. со своей духовной дочерью Антонией Московской (Троилиной), буд. игуменией Страстной иконы Божией Матери мон-ря . По благословению схим. Зосимы (Верховского) в Б. м. подвизалась схим. Сарра (Потёмкина ; † 1911). Др. почитаемая старица прп. Рахиль (Короткова) окормляла до 1928 г. насельниц обители и мн. мирян. В 1912 г., в дни празднования 100-летия победы в Отечественной войне 1812 г., Бородинское поле и обитель посетил имп. Николай II с царственной семьей. Бородинский мон-рь. Литография. 1883 г. (ГИМ) Бородинский мон-рь. Литография. 1883 г. (ГИМ) По воспоминаниям мон. Мелании (Барановой), в 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/153223.html

войск. В авг. 1654 г. царь Алексей Михайлович направил «оберегалную» грамоту от ратных людей в обитель на имя соборных стариц Митродоры и Тавифы «с сестрами» (АИ. Т. 4. 86. С. 222-223). В 1656 г. он посетил мон-рь. Хорошо образованные монахини, многие из к-рых по происхождению были шляхтянками, произвели на царя благоприятное впечатление. По-видимому, в это время в обитель мог быть передан список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Из-за военной угрозы со стороны войск Речи Посполитой, в рядах к-рых в т. ч. оказались покровители О. У. м. из числа рус. шляхты Великого княжества Литовского, для безопасного проживания в 1658 г. часть кутеинских монахинь была переведена в смоленский в честь Вознесения Господня женский монастырь . Благодаря царской грамоте 1670 г. известно, что здесь число кутеинских монахинь было значительным. Вместе с игум. Ираидой в Вознесенском мон-ре проживали 49 стариц. Согласно царскому указу, на содержание им местные воеводы должны были давать хлебную ругу: «…ржи и ячменю старице по три четверти, да денег на монастырскую общую потребу, да к церкве на свечи по пуду воску, по два ведра вина церковнаго, по полупуду ладону, да пшеницы на просвиры по четверти», а также «дров по двадцати сажен». Обеспечение не всегда было регулярным и качественным, из-за чего сестры жаловались царю Алексею Михайловичу (АИ. Т. 4. 212. Стб. 457-458). Успенский жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Успенский жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Др. часть кутеинских монахинь несколько ранее была переселена в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь . В авг.-окт. 1654 г. для переезда из Орши в Москву игум. Мелании Ерчаковой († 1688) и неск. десяткам сестер понадобилось 100 подвод ( Чистякова. 2000. С. 46). В 1656 г. в Новодевичьем мон-ре кутеинских монахинь во главе с настоятельницей Меланией (1656-1682) застал архидиак. Павел Алеппский , который «везде называет их «казацкими женщинами»» (Там же. С. 21-22). Влияние последних в Новодевичьем монастыре было настолько сильным, что во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2581589.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010