Колокольня Гефсиманского Черниговского скита. 1895–1900 гг. Фотография. 2012 г. Колокольня Гефсиманского Черниговского скита. 1895–1900 гг. Фотография. 2012 г. В связи с тем что все сооружения благодаря тщательному надзору и разумным указаниям Л. «устроены в лучшем виде прочно и сравнительно недорого», в 1896 г. он был представлен Духовным собором лавры к присвоению звания потомственного почетного гражданина. Строительная деятельность Л. в значительной степени сформировала облик лаврской округи и Сергиевского посада, в застройке которого видное место занял русский «кирпичный стиль». В Сергиевском посаде Л. возвел каменные торговые ряды (1902-1903), завершенные башенками с шатрами, которые оформили с востока Красногорскую пл., 2-этажную кузницу для Конного двора (1895-1896), со скромным декором, напоминающим странноприимный дом лавры, и 2 нетипичных по своей архитектуре для Л. 4-этажных доходных дома на Переславской ул., по заказу лавры в стилистике модерна и неоклассицизма (1911-1916). На территории лавры Л. построил книжную палатку близ св. ворот (1895). В кон. XIX в. один из критиков назвал ее «неуместным придатком» к воротам монастыря, однако к достоинствам архитектурного метода Л. на примере этой постройки можно отнести тактичную работу с уже сформировавшейся средой - умелое сочетание малых и больших объемов (Успенский собор и надкладезная часовня, трапезная и Михеевская ц., колокольня и ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери) ( Холодкова. 2011). На территории лавры Л. также возвел новую ограду вокруг кладбища при Смоленской ц. (1898) и надстроил 3-й этаж над Варваринским корпусом (1906-1907). Л. много работал на подведомственных Троице-Сергиевой лавре территориях. В 1893 г. построил гостиницу и, возможно, ограду (ок. 1900) Спасо-Вифанского мон-ря. При устройстве нового отд-ния Гефсиманского в честь Черниговской иконы Божией Матери скита Л. выстроил кирпичную ограду с 8-гранными шатровыми башнями (1894-1895), в 1897-1898 гг.- ограду, а также ворота и колокольню (утрачены) старой части.

http://pravenc.ru/text/2463183.html

На пожертвования царя Михаила Феодоровича , боярина И. Н. Романова и на др. средства при игум. Гурии на месте сожженной Предтеченской ц. в 1635-1638 гг. был построен каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»: бесстолпный 3-апсидный четверик, вытянутый с севера на юг, завершенный 3 рядами килевидных кокошников и увенчанный 3 шатрами. Барабан центрального шатра прорезан световыми проемами; в сомкнутом своде церкви сохраняются голосники. К храму примыкают 2 придела: во имя св. Иоанна Предтечи и св. Симеона Богоприимца (к 1887 переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери), апсиды к-рых составляют единую линию с апсидами четверика. Объемы приделов также завершены 3 рядами кокошников и главками (предполагается, что первоначально приделы имели шатровые завершения). С юж. стороны храма - крыльцо с арочными входами и полуциркульным сводом с распалубками. Храм декорирован узорочьем, характерным для зодчества 2-й трети XVII в., с использованием белокаменных деталей и зеленых поливных изразцов. Основной объем украшают сдвоенные полуколонки, помещенные в ниши; юж. и зап. стены, а также все апсиды прорезаны окнами с килевидными кокошниками. Барабаны шатров украшены цепочками из дынек, шатры - мелкими кокошниками и белокаменными гуртами. В сер. 30-х гг. XIX в. к Смоленскому храму была пристроена квадратная, крытая крутой 4-скатной кровлей трапезная, под сев.-зап. частью к-рой устроен подвал из 5 камер. Храм также был перестроен: появились фронтоны в стиле ампир над приделами и апсидами. В 1912 г. изучением храма занимался П. Д. Барановский . В результате реставрационных работ (1962, 1976-1989, 1991-1994, 1999-2000) церкви был возвращен первоначальный облик. На стенах и сводах интерьера сохранились фрагменты масляной живописи XIX в. Надвратная церковь в честь Вознесения Господня. 1650 г. Фотография. 2005 г. Надвратная церковь в честь Вознесения Господня. 1650 г. Фотография. 2005 г. В 1650 г. в В. м. была возведена теплая кирпичная надвратная ц. в честь Вознесения Господня с трапезной.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

По инициативе секретаря Одесского обкома партии В. Солдатенкова в здании устроили планетарий, в нем находился уникальный маятник Фуко, был установлен один из самых современных ан тот момент в Советском союзе аппаратов «планетарий». В планетарии также показывали кино и читали лекции по киноискусству.  22 октября 1991 года исполком одесского областного совета передал здание Свято-Пантелеимоновского подворья Церкви, в нём возобновились богослужения.  В 1995 году в Пантелеимоновском подворье учреждена мужская обитель. В результате восстановительных работ преобразился внешний и внутренний облик монастыря. Фасадную часть храма украсили восемь мозаичных икон и наименование обители из мозаики. К Пасхе 2009 года позолотили главный купол. Отреставрирована колокольня, ее шатровый купол украшается позолоченными пластинами более темного оттенка, установлены новые колокола, произведена роспись храма Державной иконы Божией Матери. В главном храме сделан новый иконостас с иконами в византийском стиле. Расписаны стены 3-х этажей по большой лестнице и обновлен паркетный пол храма. Обитель пополнилась многочисленными иконами с частицами мощей святых угодников Божиих, особенно почитается образ Пресвятой Богородицы «Достойно есть», чудесным образом обновившийся в тяжелое для монастыря время, а также иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», «Ченстоховская». В настоящее время в храмах собора освящены пять приделов: Святого великомученика и целителя Пантелеимона (центральный), Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», преподобного Сергия Радонежского, Пресвятой Богородицы «Державная», святого великомученика Димитрия Солунского.  По материалам: http://ros-vos.net/palomnichestvo/4/odessa/3/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05637

Хотя идейное обоснование особенностей стиля сооружений не входило в круг интересов К., визант. стиль он характеризовал как «богато разработанный и составляющий достояние чисто русского новейшего зодчества» (Новый храм в Санкт-Петербургской галерной гавани. 1887. С. 1). К. с уважением относился к наследию основоположника рус. стиля К. А. Тона, в 1894-1897 гг. он реализовал составленный С. С. Лукашевичем проект восстановления Екатерининской ц. в Екатерингофе (не сохр.), к-рый носил реставрационный характер и предусматривал бережное сохранение внешних форм здания. Описывая Екатерининскую ц., К. указывал, что по желанию имп. Николая Павловича ее постройка в стиле «древних московских пятиглавых соборов» отразила «нечто более соответствующее духу православия», чем «повторение избитого стиля», и «явилась первым опытом возрождения русских архитектурных форм после двухвекового забвения» (О перестройке Екатерининской Екатерингофской церкви. 1896. С. 1). К. сообщал, что решетчатыми фермами были усилены подпружные арки, переустроены барабан и купол для более удачного распределения нагрузки верхних частей сооружения (Там же. С. 3-4), при этом верхнюю часть здания пришлось разобрать. В 1896-1897 гг. К. спроектировал для храма новый иконостас. Ряд работ был осуществлен К. в соавторстве с братьями - гражданским инженером Вл. А. Косяковым (1866-1922, выпускник ИГИ) и академиком архитектуры Г. А. Косяковым (1872-1925, окончил АХ). Церковь в честь иконы Божией Матери «Милующая» в Галерной гавани С.-Петербурга. 1889–1898 гг Фотография. Нач. ХХ в. Церковь в честь иконы Божией Матери «Милующая» в Галерной гавани С.-Петербурга. 1889–1898 гг Фотография. Нач. ХХ в. Церковные сооружения К. чаще всего выполнены в эклектичной визант. или «московско-ярославской» (как и у его учителя Султанова) стилистике. Для К. характерно соединение архаичных суховатых «древнерусских» форм фасадов, коврового заполнения их дробным, но отличающимся высоким художественным качеством декором в духе «узорочья» и прогрессивных материалов и конструкций, прежде всего железобетона, в проектировании интерьеров (напр., конструкция свода из перекрещивающихся арок, позволяющая создать пространство без внутренних опор).

http://pravenc.ru/text/2458889.html

Это удивительные фотографии. Они напомнили об удивительном дне, который стал кануном удивительной программы, которую только по Воле Божией мы смогли провести. И с самого начала с нами был Михаил Дмитрук. В середине марта 2007 г. мы в фонде «Андреевский флаг» получили долгожданное Благословение Святейшего Патриарха Алексия II на проведение Международной духовно-просветительской программы «Под Звездой Богородицы» с восемью крестными ходами с образами иконы Богородицы «Державная». Впервые должны были идти восемь крестных ходов, символизирующие лучи Звезды Богородицы из разных мест России, Белоруссии, Украины , Иерусалима и Афона, и завершиться все одним объединенным крестным ходом от иконы Богородицы «Державная», которая прибывает в храме иконы Божией Матери Казанской в Коломенском, по Москве к Храму Христа Спасителя 8 июня 2008 года. В этот день исполнялось 125 лет со дня Великого освящения Кафедрального Собора Русской Православной Церкви – Храма Христа Спасителя. Большая историческая дата. Один крестный ход Владивосток-Москва впервые в истории крестных ходов должен был идти непрерывно более года без остановок 10500 км. Надо было, как мы предполагали, выйти из Владивостока не позже мая 2007 года, чтобы прийти 8 июня 2008 года к Храму Христа Спасителя. Был уже март, времени на подготовку становилось все меньше. Мы очень волновались, потому что Благословения Святейшего Патриарха Алексия II всё не было и не было. И только наш молитвенник и духовный стержень программы схиархимандрит Власий из Пафнутия Боровского монастыря нас утешал и твердо говорил, что Благословение Святейшего будет. И оно действительно пришло. К празднику 90-летия обретения иконы Богородицы «Державная» организаторы Программы вместе с редакцией газеты «Русь Державная» совершили крестный автоход от иконы «Державной» в Коломенском на станцию Дно, а затем в Псков. И установили на перроне печально известной в истории России станции, где был остановлен Царский поезд 14 марта 1917 года, Поклонный крест. Как раз напротив того паровоза, на котором висела табличка, свидетельствующая, что именно этот паровоз вез поезд с Императором Николаем Вторым из Могилева через Дно в Псков, а потом в Петроград.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/11/ta...

http://muranovo.ru/храмы/ В 1998 году, по благословению правящего архирея Московской Епархии - митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, началось возрождение Спасской церкви музея-усадьбы Мураново, которая получила статус приписной к Страстному храму деревни Артёмово. Настоятель Артёмовского храма иеромонах (ныне игумен) Феофан Замесов начал регулярные богослужения в усадебной церкви. В скором времени он узнал от местных старожилов, что вблизи усадьбы находится заброшенный святой источник. Эти же сведения подтвердили и научные сотрудники мурановского музея, добавив, что согласно сохранившимся старым фотографиям и дневниковым записям обитателей усадьбы, в это святое место из усадебного храма регулярно совершались крестные ходы, а на самом источнике когда-то стояла деревянная часовня. К сожалению, в период гонений на церковь в конце 20-х годов ХХ столетия часовня была сожжена, а место источника осквернено. Осмотрев святой родник, отец Феофан сподвиг прихожан произвести его расчистку, после чего здесь был установлен памятный крест. В 1999 году были сооружены небольшая купальня и часовня. 26 августа 1999 года родник был освящён благочинным Пушкинского округа протоиереем Иоанном Монаршеком (старшим). Постепенно в это святое место стали приезжать многочисленные паломники. Зная, что с 1818 года по 1836 годы в усадьбе Мураново существовала домовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери владельцев усадьбы Энгельгардтов, церковная община решила воздвигнуть на источнике одноимённый деревянный храм в память об утраченной церкви. В 2003 году на это было получено благословение правящего архирея Московской Епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, после чего начались строительные работы. Значительные затраты по их осуществлению взял на себя один из благотворителей прихода А.П. Маркелов. Другой благодетель прихода В.Н. Орлов безвозмездно выделил своих рабочих для помощи в созидании церкви. За лето 2003 года храм был возведён и 4 ноября в день Казанской иконы Божией Матери протоиерей Иоанн Монаршек после Литургии в усадебном храме совершил на источнике водосвятный молебен и окропил святой водой новосооружённую церковь. С этого дня здесь началась духовная жизнь, и храм стал наполняться различными святынями.

http://sobory.ru/article/?object=17884

На месте монастыря в подмонастырской слободе Солотча осталась лишь деревянная церковь, которая с XVII века была известна под названием Зачатьевской. В 1771 году было начато, а в 1783 году закончено строительство очередного Зачатьевского деревянного храма с Никольским приделом и колокольней. Со временем и этот храм пришёл в ветхость, и на его месте, в 1843 году вместо деревянного приходского храма принялись строить новый - каменный, в честь Казанской иконы Божией Матери. Интересно, что возводился он из камней пришедшей в большую ветхость разобранной Алексеевской церкви Солотчинского монастыря. Строили новую церковь целых пятнадцать лет. Колокольня была воздвигнута только в 1858 году. В храме устроили два придела - Никольский и Алексеевский. Все три иконостаса вызолотили, были позолочены и раскрашены даже наружные каменные кокошники. Стены храма расписывал талантливый рязанский иконописец Николай Васильевич Шумов, работы которого находились в сотнях рязанских церквей, во многих столичных храмах, в обителях Святой горы Афон. Великое освящение церкви в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось на престольный праздник в 1859 году. Здание солотчинской Казанской церкви было отстроено в формах, переходных от позднего классицизма к эклектике. После революции 1917 года храм постигла трагическая судьба. В 1920-1930-е годы солотчинская церковь ещё действовала, но в 1937 году богоборческая власть всё же закрыла её. Погиб большой церковный архив (чудом сохранилась лишь единственная фотография храма), саму церковь варварски уничтожили. Первым делом сбросили со звонницы колокола, затем взялись и за саму колокольню. Её основание подрубали топорами, обкладывали брёвнами, обливали горючим и долго жгли. В конце концов, колокольня рухнула в сторону реки. Как свидетельствуют старожилы, её падение сопровождалось страшным грохотом и сотрясением земли. Случилось это всего за две недели до начала Великой Отечественной войны... Очевидцы того богоборческого поступка, также говорили, что когда один из бесчинствующих бросил камень в переносицу лика святого Иоанна Богослова, из этого места долго текла кровь.

http://sobory.ru/article/?object=09606

Собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери в С.-Петербурге. 1914 г. Фотография. 10-е гг. ХХ в. В 1910 г. К. вошел в Строительный комитет по сооружению юбилейного храма на располагавшемся на Полтавской ул. в С.-Петербурге подворье городецкого Феодоровского мон-ря под председательством управляющего делами вел. кн. Михаила Александровича генерал-майора Д. Я. Дашкова. В марте 1910 г. комитет обратился в Имп. об-во архитекторов-художников с предложением объявить конкурс на проект соборного храма-памятника в стиле «храмов времени воцарения Дома Романовых», посвященного 300-летию царствующей династии. Собор следовало возвести 2-этажным, с верхним храмом на 3 придела и нижним однопрестольным «в стиле эпохи Александра Невского». Идеология освящения престолов храма отражала связь династий Романовых и Рюриковичей. На объявленном конкурсе проект К. получил только 3-ю премию, но Строительный комитет предпочел его, исходя из художественных соображений (5-главое завершение), немаловажную роль играла здесь и известность архитектора. 5 авг. 1911 г. состоялась закладка храма. К. осуществлял надзор за работами. Освящение 15 янв. 1914 г. собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери и блгв. кн. Александра Невского, построенного по проекту К., стало одним из центральных событий празднования 300-летия Дома Романовых (подробнее см. ст. Феодоровской иконы Божией Матери собор в Санкт-Петербурге ). После закладки храма К. давал пояснения вел. кн. Михаилу Александровичу, после освящения - имп. Николаю II. При постройке К. соединил традиции древнерус. зодчества с рациональной «новой конструктивной основой»: под зданием было устроено железобетонное основание, на нем возведена каркасная безраспорная конструкция, послужившая основой для кирпичных стен; паруса заменила система из 4 пересекающихся железобетонных арок во всю высоту собора, на которые опирался барабан центрального купола ( Кричинский. 1914. С. 122-123. Табл. 11-13). Архитектурными прототипами собора послужили храмы Ростовского кремля (ц. Воскресения Христова, ц. ап. Иоанна Богослова, Воротная ц.) и проездная башня Евфимиева монастыря в Суздале. Они украшены многочисленными деталями, характерными для древнерус. зодчества: аркатурно-колончатыми поясами, ширинками, кокошниками, гирьками и т. д. Собор был облицован плоскими плитками из белого старицкого известняка с резным орнаментом, восходящим к белокаменной резьбе фасадов Димитриевского собора во Владимире и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, а также к новгородской архитектуре.

http://pravenc.ru/text/2462019.html

Церковь Грузинской иконы Божией Матери в поселке Краснознаменский появилась в 1831 году, после чего более века была любима многочисленными прихожанами. Ныне находится в плачевном состоянии. В советское время обитель закрыли, после чего она пришла в запустение и до наших дней дошла в аварийном состоянии. Чудом сохранились некоторые фрески. Все же усилиями местных жителей храм постепенно восстанавливается, периодически приглашается священник для ведения служб. Здание церкви возведено из красного кирпича в стиле классицизм. К основному объему храма, двухэтажному четверику, который ранее венчала глава с луковичным куполом, с западной стороны пристроена трапезная с примыкающей к ней трехъярусной колокольней, утратившей свое завершение, а с восточной - апсида. http://rutraveller.ru/place/126982 Комментарии и обсуждение Весной 2010 года началась очистка церкви от бытового и строительного мусора, на кровле вырубаются деревья, окна заколачиваются деревянными досками, чтобы максимально сохранить уцелевшие росписи. Очищается территория вокруг церкви. Всё это делается руками простых жителей. Сподвиг всех к действию отец Василий, он уже провел в разрушенной церкви несколько служб. В местных жителей и их родственников нашлись некоторые вещи из прежней церковной утвари, отданной в советские годы на сохранение. Также сейчас пытаются разыскать церковный колокол. Активное участие в начале восстановления церкви принимает Морозов Владимир Николаевич. Этот человек рассказал мне много интересного. Если у вас будет желание узнать более подробную информацию о церкви, посмотреть документы, фотографии, обращайтесь к нему. Здесь ждут любую помощь и любой вклад в восстановление церкви! В поселке Краснознаменский Камешковского района местные жители уже второй год восстанавливают церковь Грузинской иконы Божией Матери, которая раньше находилась в селе Великово. Храм был построен в 1831 году и целое столетие был любим многочисленными прихожанами. Однако в годы советской власти церковь закрыли, а после старта «перестройки» она и вовсе стала разрушаться. И люди из поселков Краснознаменский и имени Горького не захотели мириться со столь печальным фактом. Ремонтно-восстановительные работы проводятся как субботники, на которые и стар и млад приходят по зову сердца. Вот и в один из самых последних дней января селяне собрались здесь для того, чтобы сделать перекрытия для настилки полов. Работа предстояла тяжелая. К церкви подвезли железнодорожные рельсы (их селяне выхлопотали у железнодорожного ведомства, на что ушло около пяти месяцев). Ни подъемного крана, ни другой какой-то спецтехники им, конечно, никто не дал. Рельсы внутри храма пришлось укладывать вручную, с помощью веревок.

http://sobory.ru/article/?object=02494

В 1960-х годах по распоряжению первого секретаря Саратовского обкома КПСС кресты с церкви-часовни были сняты, и она некоторое время стояла без них. В 1965 году владыка Пимен (Хмелевской), тогда Епископ Саратовский и Волгоградский, обратился к городским властям с просьбой позволить отреставрировать на средства епархии старую Архиерейскую церковь. Предложение Владыки озадачило горсовет: ремонтировать здания бывших культовых учреждений было " не принято " . Исполком отверг церковную материальную помощь, однако, принимая во внимание уже начинавшее изменяться общественное настроение, сам изыскал необходимую сумму и провел наружный косметический ремонт планетария. С личного разрешения первого секретаря обкома партии А. И. Шибаева, взявшего ответственность на себя, были водружены кресты на витые купола церкви-часовни. С тех пор о здании стали рассказывать туристам. Его фотографировали и рисовали. Берегли: еще в советское время восстановили утраченное навершие к левому крылу церкви, позолотили крест над главным шатром. И только в 1990 году здание передали епархии. После передачи храмового здания в боковой пристройке был устроен придел, освященный в 1990 году во имя преподобного Сергия Радонежского. На престоле был положен антиминс, спасенный из уничтоженного богоборцами семинарского храма во имя преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, подписанный Архиепископом Саратовским и Волгоградским Палладием (Шерстенниковым; †1976). Первым настоятелем возвращенного храма стал протоиерей Лазарь Новокрещеных. Его трудами были отремонтированы внутренние помещения, произведены росписи, приобретены иконы, построена колокольня. Основной престол храма освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы " Утоли моя печали " Архиепископом Саратовским и Вольским Пименом (Хмелевским; †1993) в первой половине 1993 года, в приделе — во имя преподобного Сергия Радонежского. Также имеется приставной престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». 15 октября 2004 года на основе прихода храма организовано Архиерейское подворье. В том же году началась масштабная реставрация храма " Утоли моя печали " , прежде всего - произведены отделочные работы в алтаре и установка нового иконостаса. После того, как церковь обрела иконостас в древнерусском стиле, началась замена ее внутреннего убранства (киотов икон, аналоев) для установления общего стилевого единства. В 2005-2006 гг. такие же изменения произошли в Сергиевом приделе храма. Кроме того, внутреннее помещение придела было реконструировано (увеличено за счет ликвидации подсобных комнат, устроен сводчатый потолок), была установлена купель для Крещения с полным погружением по Уставу Церкви. Настоятель игумен Нектарий (Морозов).

http://sobory.ru/article/?object=07134

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010