В том противопоставлении «плотского» (материального) и «горняго» (духовного), реального и идеального, лежит суть проблемы. «Не подобает правоверному и глядеть много, не токмо кланятися таким неподобным образам», – убежденно восклицает Аввакум. По его мнению, все, что изображается на иконе, есть некий горний мир, нечто идеальное, существующее вне видимой телесной, осязаемой действительности, и всякое приближение к этой повседневности и прозе есть уже кощунство, ересь и «от диавола». Но все эти исступленные речи не могли уже остановить начавшегося движения, которому сочувствовали сам царь Алексей Михайлович и его любимец, начальник Оружейной палаты боярин Хитрово. В противоположность своему отцу, царь Алексей Михайлович был менее всего охранителем старых преданий в иконописи. Из множества сохранившихся документов Оружейной палаты видно, что его личные вкусы были совершенно определенно направлены в сторону того самого «плотского», реалистического искусства, которое привело в негодование неистового Аввакума. Поручая заведование всем иконописным делом на Руси Оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово, Алексей Михайлович, конечно, знал о сочувствии последнего «фряжскому делу». Но любопытнее всего то, что, может быть, самую решительную поддержку новое направление нашло в лице патриарха Никона , столь горячо восставшего против «немецких» икон. В то время как Аввакум нападал главным образом на низведение «горнего» искусства – «долу», на его вульгаризацию, – как он сказал бы, если бы жил в современную эпоху, – патриарх Никон возмущался только их «неправославием», которое усматривал исключительно в католических и лютеранских сюжетах и мыслях, перенятых русскими иконописцами у западных мастеров. Никто так охотно не позировал для портретов, никто так не ценил «живописное письмо», как именно Никон и, конечно, ему не меньше, чем царю и Хитрово, русская иконопись 2-й половины XVII в. обязана своим полным перерождением. Но, конечно, роль этих лиц, – и царя, и Хитрово и патр. Никона сводилась только к покровительству новшествам. Надо было явиться иконописцу, наделенному достаточным дарованием и особым новаторским темпераментом, чтобы новым исканиям была обеспечена победа. И такой человек явился в лице знаменитого царского «изографа» Симона Ушакова, после Андрея Рублева, пожалуй, единственного общеизвестного мастера во всей истории древнерусского искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Георгий П 26 февраля 2011, 10:47 Ольга, Вы слишком много символизма вносите в икону... Не у всех воинов плащ красный. У Дмитрия, к примеру, зеленый. Что это? Мученическая кровь? Или травяная зелень? Камуфляж ничего не символизирует. И горки на иконах ничего не символизируют, и позем ничего не символизирует. Во всем видеть символы и знаки - это не правильно. Ни в коем случае нельзя отбирать у иконы одну из ее основных функций - чисто иллюстративную. Мы изображаем сцены из Евангелия, пишем портреты святых - чтобы легче было настроиться на молитву. Это как... аппетит приходит во время еды. Увидев яблоко, намного легче представить себе его вкус. Однако, условие - яблоко должно быть правдоподобно нарисованным. Если всякого рода символизм мешает нам разглядеть за всеми иносказаниями яблоко - все теряет свой смысл. Вот то же самое и тут. Если Родионов не похож на себя - тогда зачем вообще писать его образ. Мало нам святых воинов? Напишите Мину или Меркурия... Камуфляж - это историческая правда. И если мы претендуем на то, что в иконе не должно быть лжи, то незачем придумывать себе какие-то несуществующие проблемы, и потом решать их в длиннющих статьях и книгах. быть может такое времяпровождение и очень занимательно, но оно вредоносно для иконы. Кстати, почему мой вчерашний ответ Ивану Кокосову не выпустили в свет? Собственно, в нем я и ответил на все его вопросы. Ничего ужасного я там не писал... Ольга 26 февраля 2011, 02:24 Я не специалист. Я, как и автор, понять хочу и найти верное решение соборно. Земные награды - это те награды, которые уже получили праведники от людей за дела явные, в Боге же у них иные награды, награды за благовествование.Не поэтому ли на свитках в их руках и пишут Истины Евангельские? За земные награды ли сражаются наши православные воины или за правду Божию? Если на ристалище бегут они за тленными наградами, то писать их надо с орденами и медалями,лентами и подвязками, если же ищут они венцов нетленных, то и писать их следует в венцах нетленных. А что такое одежда и доспехи на иконе и что они выражают? По Слову Божию это- суть духовные добродетели, свойственные святому. Что символизирует плащ,красный как кровь, я понимаю. Но вот объясните мне,камуфляж что символизирует? Скрытность? Воин Христов обычно облачен в броню правды, в шлем спасения, в руках его меч обоюдоострый, конь под ним - способность следовать Воле Божией...Это я понимаю. Это в Слове Божием ясно сказано. Простите, а что символизирует автомат Калашникова? Высокую поражающую способность проповеди? А парик - это как понимать прикажите? Почему это у мужа святого, предстоящего перед Богом, голова покрыта Бог знает чем? Это я совсем не понимаю.

http://pravoslavie.ru/44910.html

Лично я в Киновии занималась иконоделием. Иконы мы возили по сёлам на лошадях, а иногда и машинах». «А однажды – это было в Словечно – нас предали. Всё это произошло в доме церковного старосты Клима. Для всей нашей группы сестёр, состоявшей из пяти человек, арест в то время был весьма нежелателен и опасен. Словещанское радио вещало на украинском языке: «Товарищи колхозники! В наши сёла врываются шайки монашек, которые срывают плакаты и портреты советских вождей. Кто увидит монашку, должен схватить её и привести в Сельсовет или милицию». И вот нас задержали, отняли иконы... Предо мной встала необходимость выручить сестёр: угроза нависла над всей Киновией. Спасти положение могла только я: за мной стояло пребывание в тюремной психбольнице. Я шепнула матери Нонне-врачу, как бы обняв её на прощание: «Уводи сестёр, я отвлеку внимание», – и тут же изо всех сил ударила по окну. Стекло разбилось, из моей руки пошла кровь. Я осторожно всунула в рот большой кусок стекла, обмазав при этом лицо кровью от порезанной руки. Матушка Нона сразу всё поняла и закричала: – Она психически больная, смотрите, она ест стекло! Держите, отберите у нее стекло! Я же, изображая сумасшедшую, прыгала со стеклом в зубах, испуская при этом дикие вопли. Воспользовавшись замешательством окружающих, матушка Нона с сёстрами выскочили в открытую хозяйкой дверь и убежали. Одна искренне верующая женщина спрятала их на сеновале. Милиция прочесала всё село, заблокировав из него все выезды. На другое утро в 5 часов юная послушница Лидия услышала сквозь сон тихий голос: «Сёстры, уходите». «Это был голос Ангела-хранителя», – скажет потом матушка Магдалина. По благословению местного священника добрые люди вывели сестёр из села и повели по замёрзшему болоту. Путь был не близкий. Только через семь километров показался дальний хутор другого района. Ну а я продолжала изображать сумасшедшую, пока, наконец, не была увезена в местный дом умалишённых, в Прилуки. Заведение было хуже тюремного. Антисанитария, на некоторых кроватях по двое больных, одеял почти не было, холод страшный, невероятная грубость!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 В Церковном предании начало иконографии возводится к самым апостольским временам или даже ко времени земной жизни Спасителя. «Истоки возникновения иконы возводят к мистическому акту появления нерукотворного изображения Иисуса Христа на плате, приложенном к Его лику женщиной по имени Вероника», в то время, когда Господь нес Свой Крест до Голгофы, так же существует «сходное предание, связанное с эдесским царем Авгарем, у которого … хранилось полотно с другим нерукотворным изображением лика Христа…». Происхождение иконы связывают так же с именем евангелиста Луки, который по преданию первый изобразил Матерь Божию «с натуры на крышке стола…». Несмотря на историческую устойчивость этих преданий, многие исследователи древнецерковной иконописи склоняются к тому, чтобы считать эти предания не более чем благочестивыми апокрифами. Бачинин, 2005. С. 248. 7 О римских катакомбах см. Порфирий (Успенский) . Святыни земли италийской. (М., 1996) Гл. «Первохристианские катакомбы»: СС. 133 – 204; Беляев, Л.А. Христианские древности: Введ. в сравнит. изуч. (СПб., 2001). Гл. 2: «В Риме и за его пределами» 9 «В этот период, – пишет А.П. Голубцов , – живопись в техническом отношении следует классическому стилю и развивается под его преобладающим влиянием. Цикл живописных сюжетов еще очень ограничен и перемешан с изображениями античного и общечеловеческого содержания». Голубцов, 1918. Ч. 1. С. 125. 10 Цит. по Шмеман, 2003. С. 230 – 231. В настоящее время традицию иконописи возводят не столько к катакомбной живописи, сколько к египетской традиции т.н. «Фаюмского портрета». Лурье, 2006. С. 412. 11 Некоторая критика на начальном этапе развития культа икон (V век) все же последовала, в основном от богословов оригенистов, а так же из среды монахов-аскетов. Именно на эту критику (потерявшую свою актуальность к VIII веку) будут ориентироваться впоследствии идеологи иконоборчества. Подробнее см.: Лурье, 2006. С. 412 – 414. 12 См. например монографию Пола Александера, посвященную патр. Константинопольскому Никифору: Alexander, P. J. Patriarch Nicephorus of Constantinoplë Ecclesiastical Policy and Image Workshop in the Byzantine Empire. Oxford, 1958. Первый период: от Льва Исавра (714 – 741) до Константина Копронима; второй этап: от Копронима и созванного им иконоборческого собора в 754 г. и до Седьмого Вселенского собора в 787 г.; третий этап: после 7-го В.С. (точнее с 815 г.) и до Торжества Православия в 843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Предоставление знаменщику рисунка, а красок – другим мастерам позволяет этим последним развить в себе восприимчивость, не повреждая той стороны иконы, которой в особенности надлежит быть верной Преданию. Но далее и красочная часть иконописи разделяется между личниками и доличниками. Это – очень глубокомысленное деление – по принципу внутреннего и внешнего, “я” и “не я” – человеческого лица, как выражения внутренней жизни, и всего того, что не есть лицо, т. е. что служит условием проявления и жизни человека – весь мир, как созданный для человека. На иконописном языке лицо называется ликом, а все прочее, т. е. включая сюда тело, одежды, палаты или архитектурный стафаж, деревья, скалы и проч., – называется до-личным; замечательная подробность: в понятие лика входят вторичные органы выразительности, маленькие лица нашего существа – руки и ноги. В этом делении всего содержания иконы на личное и доличное нельзя не видеть древнейшего, древнегреческого и святоотеческого понимания бытия, как состоящего из человека и природы; несводимые друг на друга, они и неотделимы друг от друга: это – первобытная, райская гармония внутреннего и внешнего. Напротив, греховное раздробление твари, противоставление человека природе в новом искусстве очень отчетливо завершилось разделением живописи на пейзажную и портретную, причем в первой человек сперва подавляется, затем делается аксессуаром и, наконец, вовсе исключается из ландшафта, а во второй – все окружающее его перестает жить своею жизнью, делается только обстановкой, а далее вслед за нею исчезает из портрета и тело, оставляя одно отвлеченное от всего мира лицо, целью которого служит только выразительность. Напротив, икона хранит равновесие обоих начал, но предоставляя первое место царю и жениху природы – лицу, а всей природе, как царству и невесте, – второе. Естественно, что и в этом разделении иконописной работы между личником и доличником нельзя видеть только внешней организации дела и забывать о предоставляющейся через таковое деление возможности выразиться многоголосию хорового начала. О других, иногда выделяемых специальных частях работы, как-то: левкащика, подрумянщика, олифщика, позолотчика и т. д. – здесь уже говорить не буду, хотя и эта специализация не лишена внутреннего смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Закрыть Произошло настоящее чудо Елена Бабич об исцелении Лидии Федосеевой-Шукшиной по молитвам к Иоанну Кронштадтскому и о других чудесных событиях 06.01.2017 3374 Время на чтение 4 минуты Политик и общественный деятель, руководитель движения «Петербург - духовная столица» Елена Бабич выкупила у художника Юрия Ступицы портрет святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. «Недолго думая, объявила сбор средств на портрет, и нужная сумма появилась очень быстро, хотя все сдавали, кто, сколько мог, - рассказала жительница Кронштадта на своей странице в ВКонтакте. - На освящении часовни Параскевы Ковригиной портрет подарили приходу храма в честь иконы Владимирской Божией Матери, а настоятель затем этот портрет преподнес Патриарху. Такая вот счастливая история у портрета». Некоторое время спустя народная артистка России Лидия Федосева-Шукшина передала ей уже прижизненный портрет о.Иоанна, который впоследствии также передали в дар храму Владимирской иконы Божией Матери. Более подробно о чудесном приобретении портретов Всероссийского батюшки Елена Бабич рассказала в интервью «Русской народной линии»: Я родилась в Кронштадте, поэтому со дня своего появления на свет чувствовала глубокую связь с о.Иоанном Кронштадтским. В детстве моя бабушка часто водила меня на могилу старицы Параскевы Ковригиной. Встав уже взрослой, я еще более почувствовала неразрывную связь с дорогим батюшкой. Я одна из самых первых в Кронштадте предложила заниматься восстановлением его наследия, в чем весьма преуспела. Однажды я зашла в мастерскую кронштадтского художника Юрия Ступицы, где пред моим взором предстал на мольберте прекрасный портрет о.Иоанна Кронштадтского. Я поинтересовалась: «Юра, ты написал замечательный портрет! Кто заказчик?». И он мне поведал грустную историю, что этот портрет ему заказали, но так и не выкупили. Он наотрез отказался говорить, кто был инициатором его написания. Недавно я вновь подступила к нему с вопросом: «Юра, кто же был заказчиком?». И снова он ушел от ответа, сказав: «Я уже не помню». Увидев портрет, я поняла, что не могу не выкупить его. Неправильно будет, если он останется в коллекции художника и будет стоять среди других полотен: пейзажей, натюрмортов и других работ, которые художник написал для души или выставок. Я решила, что этот портрет должен стать достоянием людей и предложила всем миром собрать по копеечке и выкупить у художника портрет. Требовалась немалая сумма, хотя, признаюсь, я могла поднатужиться и выкупить его самостоятельно, но решила, что будет правильней, если люди объединятся и приобретут образ дорогого батюшки.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/06/pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010