Видя толпу спереди и сзади их поклоняющеюся перед ними, скажите в уме: Тебе должно поклоняться, Владыко» (ст. 4–5). – Но послание Иеремии написано было к иудеям с целью предостеречь их от увлечения идолослужением в Вавилоне, а не к православным христианам. Последние никогда не имели и ныне не имеют никаких богов золотых и серебряных и деревянных; если же они называют иногда в разговоре иконы «богами» («вот богоносцы идут»), то – в переносном смысле, подобно тому, как портрет человека называют именем его, напр., указывая на царский портрет, говорят: вот Государь Император или Государыня Императрица. Из Св. Писания видно, что ковчег завета тоже называли Богом, так как он напоминал израильтянам Господа Бога. Так, «когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам израилевым» ( Чис. 10:35 – 36 ). Правда, у нас носят иконы на плечах, но ведь не все, что носят на плечах, есть идол. Наконец, если православные поклоняются иконам, то не как богам, – пот. что признают только одного истинного Бога, в Троице славимого, –а как святыне Божией, через которую действуют Сам Бог. 629 в) Сектанты говорят еще, что на употребление и почитание икон нет прямой заповеди Божией, а Господь, под угрозой наказания, повелевает соблюдать в точности, ничего не прибавляя и не убавляя, лишь то, что Им заповедано ( Втор. 27:10; 28:15 ; Нав. 23:6 ; Откр. 22:18 ). Действительно, в слове Божием нет прямой заповеди почитать иконы, но нет и запрещения. Воля же Божия о Почитании икон достаточно выражена в повелении изобразить херувимов. Что же касается той мысли сектантов, будто Господу угодно лишь то, что делается по особому Его повелению, то она совершепно несогласна со словом Божиим, которое представляет немало примеров противного. Так, напр., без повеления Божия патриарх Иаков на месте явлеения ему Бога поставил каменный сголб, возлил елей и назвал то место домом Божиим ( Быт. 28:18, 19 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

3) Если вы, православные, не считаете икону за бога, то почему не только дети, а и взрослые называют икону «богом». 3) Да, иногда икона называется богом, но это только в разговорном языке, для краткости речи, подобно тому как портрет человека называют именем его, напр., родители, указывая на портрет говорят: «это сын наш»; или, указывая на портрет Царя, люди говорят: «это Царь» и т. п. Но никто же из здравомыслящих людей не обвинит так говорящих в том, что они кусок разрисованной бумаги считают за живого сына, Царя и т. п. Из св. Писания мы видим, что кивот Божий тоже называли «Богом», ибо он напоминал собой Израильтянам Самого Бога: «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил:       восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» ( Числ. 10:35–36 ). Когда жители Вефсамиса были наказаны за непочтение к кивоту Божию, то, желая, чтобы его увезли в другой город, сказали: «Кто может стоять перед Господом, Сим Святым Богом? И к кому Он пойдет от нас? И послали послов к жителям Кариафиарима сказать: Филистимляне возвратили ковчег Господа; придите возьмите его к себе» ( 1Цар. 6:19–21 ). Итак, если икону называют «богом» или именем святого, то называют так для краткости речи; вместо того, чтобы сказать: «это – изображение Спасителя», говорят: «это – Спаситель», пропуская слово «изображен»; или говорят: «это Матерь Божья», пропуская слово «изображена», «нарисована». 4) По–нашему, иконы и идолы – одно и то же, о тех и других одинаково можно сказать словами Писания: «Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них, ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своей» ( Пс. 113:12–15; 134:15–17 ; Посл. Иер.) 4) Да, по сектантскому мудрованию, идолы и св. изображения – одно и то же, а по учению слова Божия, – совсем нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Повелел также Господь Моисею вышить херувимов на завесе, отделявшей «святилище» от «Святое святых» и заменявшей собою наш иконостас, отделяющий храм от алтаря: «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученаго виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы» ( Исх. 26:31 и 36:8). Когда Соломон выстроил великолепный храм Богу, вместо Давидовой скинии, то ко всему этому присоединил еще разные изображения херувимов на дверях и на стенах храма ( 3Цар. 6:23–29, 35 , 2Пар. 3:7–14 ). Сектанты читают в Писании все об идолах и кумирах, которых у христиан и быть не может, но пусть найдут они, где запрещено иметь не кумиров или идолов, а священные изображения, то есть иконы; нигде ни одного места не найдут они в Писании, где бы запрещалось иметь священные изображения или иконы, ибо Господь Сам повелел их иметь. Сектант: 3) Если вы, православные, не считаете икону за бога, то почему не только дети, а и взрослые называют икону «богом». Объяснения православного: 3) Да, иногда икона называется богом, но это только в разговорном языке, для краткости речи, подобно тому как портрет человека называют именем его, напр., родители, указывая на портрет, говорят: «это сын наш»; или, указывая на портрет Царя, люди говорят: «это Царь» и т. п. Но никто же из здравомыслящих людей не обвинит так говорящих в том, что они кусок разрисованной бумаги считают за живого сына, Царя и т. п. Из св. Писания мы видим, что кивот Божий тоже называли «Богом», ибо он напоминал Израильтянам Самого Бога: «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и бегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» ( Чис. 10:35–36 ). Когда жители Вефсамиса были наказаны за непочтение к кивоту Божию, то, желая, чтобы его увезли в другой город, сказали: «Кто может стоять пред Господом, Сим Святым Богом? И к кому Он пойдет от нас? И послали послов к жителям Кариафиарима сказать: Филистимляне возвратили ковчег Господа; придите возьмите его к себе» ( 1Цар. 6:19–21 ). Итак, если икону называют «богом» или именем святого, то называют так для краткости речи: вместо того, чтобы сказать: «это – изображение Спасителя», говорят: «это – Спаситель», пропуская слово «изображен»; или говорят: «это Матерь Божия», пропуская слово «изображена», «нарисована».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Зачем же в таком случае имеем мы иконы? – Затем, чтобы посредством их наглядно , красками изобразить учение о Божиих делах и о нашем спасении Иисусом Христом – в частности. Иконами учение это понятно излагается для всякого зрящего человека, даже для неграмотного. И наш обычай освящен примером самого Иисуса Христа. – Припомните евангельский рассказ: ко Христу фарисеи подослали учеников своих с вопросом: «позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» ( Мф.22:17 ) – Господь не стал подробно говорить искусителям об обязанности нашей повиноваться царской власти. Он, «видя лукавство их, сказал: что искушаете меня, лицемеры? покажите мне монету, которою платится подать. Они принесли ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, a Божие Богу» ( Мф.22:18–21 ). Отсюда научаемся, что для воспоминания об истинах веры и жизни изображения весьма полезны. – И у вас в селе учитель, когда читает по воскресеньям из книг, показывает при этом туманные картины . Он хочет картинами лучше закрепить в вашей памяти то, о чём читает по книгам. Так и Господь научил нас поступать, когда обличил фарисеев от портрета Касаря на динарии... Штундисты возроптали. Они усиленно твердили, что в евангельском рассказе про портрет Кесаря на динарии нет речи про иконы: «зачем же православные поминают это неподходящее дело»?.. Я разъяснил народу, что евангельское событие для нас важно не как прямое доказательство за наши иконы. Для нас в данном случае достойно внимания то, что Христос именно чрез изображение пристыдил своих искусителей. Значит, изображения в жизни, а отсюда – в делах веры полезны . Памятуя это, и Церковь наша чрез иконы наглядно говорит людям о том, о чём написано в евангелиях и что после происходило в церкви Божией. – Поэтому сектанты пусть покажут нам, где в слове Божием запрещено об истинах правой веры вспоминать чрез изображения? Выступил Петр Данилович. Он резко сказал: что я «не туда притянул» Евангельское событие. От динария Христос учил людей не о Боге, а о земном царе. Православные же на иконах изображают ведь Бога истинного. Разве это возможно?.. Послушайте, христиане, – обратясь к народу, сказал Петр Данилович. Вот что пророк Моисей объявил во Второзаконии: «твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо (гада), ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли...» ( Втор.4:15–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Он, „видя лукавство их, сказал: Что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подати. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесарево, тогда говорит им, итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу“ ( Мф.22:18–21 ). Отсюда научаемся, что для воспоминания об истинах веры и жизни изображения весьма полезны. И у вас в селе учитель, когда читает по воскресеньям из книг, показывает при этом туманные картины. Он хочет картинами лучше закрепить в вашей памяти то, о чём читает по книгам. Так и Господь научил нас поступать, когда обличил фарисеев от портрета кесаря на динарии... Штундисты возроптали. Они усиленно твердили, что в евангельском рассказе про портрет кесаря на динарии нет речи про иконы. „Зачем же православные поминают то неподходящее дело?“… Я разъяснил народу, что евангельское событие для нас важно не как прямое доказательство за наши иконы. Для нас в данном случае достойно внимания то, что Христос именно через изображение пристыдил Своих искусителей. Значит, изображения в жизни, а отсюда – в делах веры полезны. Памятуя это, и Церковь наша через иконы наглядно говорит людям о том, о чём написано в Евангелиях, и что после происходило в Церкви Божией. Поэтому сектанты пусть покажут нам, где в Слове Божием запрещено об истинах правой веры вспоминать через изображения? Выступил Пётр Данилович. Он резко сказал, что я „не туда притянул“ евангельское событие. От динария Христос учил людей не о Боге, а о земном царе. Православные же на иконах изображают ведь Бога Истинного. Разве это возможно?.. – Послушайте, христиане, – обратясь к народу, сказал Пётр Данилович. Вот что пророк Моисей объявил во Второзаконии: „твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который тут земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо (гада), ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли“...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Православное богословие иконы возвращает эстетическим критериям их истинный смысл и соразмерность. Исследователи и создатели иконы стоят поэтому перед задачей все более глубокого личного воцерковления и эстетического воспитания, которое в свою очередь тоже должно быть воцерковлено. Необходимо достигать все более глубокого познания и восприятия красоты и правды такими, какими их знает Церковь — как Христовых, Божиих Правды и Красоты. Лишь тогда, прикоснувшись к ним, познав Правду и Красоту в меру своего духовного возраста, человек может узнавать их в уже созданных творениях и творить сам. Церковь через Священное Писание предлагает созерцателям и творцам икон такой взгляд на образ и такое отношение к нему, которые исходят из представлений о свойствах дара Духа Святаго, присутствующего в иконе — дара Любви. Представления же эти, по слову Апостола, таковы: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор 13:4–8). 6. Нужно ли иконе быть современной? Часто мы слышим, что новая икона “должна быть современной”. Неявно допускается при этом, что икона может содержать или отражать “дух времени”. Но нам на все времена заповедано апостолом Павлом: Не сообразуйтесь с веком сим (Рим 12:2). Мы забываем, что икона, в том числе иконы святых нового и новейшего времени, как и Православие вообще, укоренена в Священной Истории, которая содержит Воплощение, крестный путь Богочеловека, Его крестную смерть, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святаго Духа, а завершится — Вторым Пришествием, Парусией. Только Священная История будет явлена в житиях и образах святых будущих времен, сколько бы ни даровал Господь времени этому миру. Из исторического жизнеописания и портрета агиографу и изографу следует выявлять то, что принадлежит “жизни будущего века” — иконность. Историческое, временное в иконе подчинено вечному.

http://pravmir.ru/voprosyi-sovremennogo-...

Сын Божий изображается во образе человека средних лет, так как Он, но слову апостола, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став как человек» ( Флп.2:6–7 ). Дух Святой изображается в виде голубя, так как в этом образе Его удостоился лицезреть св. Предтеча и Креститель Христов Иоанн, когда по сказанию евангелиста, «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» ( Мф.3:16 ). Для какой же цели повелел Господь людям иметь священные изображения или иконы? Цель употребления нами священных изображений состоит в том, чтобы взирая на них, мы возносились умом и сердцем к тем Святым лицам, которые изображены на иконах. Человек слаб и беден воображением, он часто забывает лица своих умерших или отсутствующих родственников, так что без посторонней помощи не в силах бывает представить их в своей памяти. Тем более без наглядного изображения люди не представили бы себе образа Бога и святых Его, которых никогда не видели. Чтобы нагляднее представить себе образы отсутствующих или умерших родственников и друзей, мы приобретаем их портреты; чтобы живее и нагляднее представить себе образы Бога и Святых Его, мы употребляем св. иконы. Смотря на портреты родственников и друзей, мы с любовью припоминаем дорогие для нас лица; взирая на св. иконы, мы с благоговением созерцаем образы Бога и Святых Его. Но кто-либо спросит, не грешим ли мы тем, что кланяемся пред иконами, возжигаем пред ними светильниками и воскуряем фимиам? Нет, не грешим. Во-первых, мы кланяемся не иконам, а тем лицам, какие изображены на них. Такой наш обычай освящен примером Святых, которые кланялись пред священными изображениями. Так Иисус Навин, по сказанию Слова Божия, «пал на землю пред Ковчегом Господним» ( Нав.7:6 ). Что же касается возжжения светильников и воскурения фимиама, то в этом случае, мы поступаем согласно воле Господней. Господь повелел, чтобы Первосвященники не начинали молитву перед Ковчегом Завета, прежде чем «возьмет горящих, угольев полною кадильницу с жертвенника, который пред лицом Господним, и благовонного мелкоистолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курения на огонь пред, лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над Ковчегом Откровения» ( Лев.16:12–13 ). «И вели сынам Израилевым,– заповедал Господь Моисею,– чтобы они приносили тебе елей, чистый, выбитый из маслина для освещения, чтобы горел светильник перед Ковчегом Откровения. Это устав вечный для поколения их от сынов Израилевых» ( Исх.27:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Важными конструктивными элементами знаковой системы фряжской иконы становятся и другие «вещи». На холуйской иконе Ивана Афанасьева «Великие князья Владимирские чудотворцы» (илл. 123) особое значение имеют атрибуты царского достоинства корона на голове св. Александра Невского, которая повторяется вместе с его гербовым вензелем на чепраке коня, горностаевый королевский плащ, в который облачен св. Глеб, царские одежды Георгия Всеволодовича и Андрея Боголюбского. Все эти элементы могут служить иллюстрацией к истории костюма. К тому же Александр Невский представлен на коне и с мечом в руке, что усваивает всей композиции идею святости как силы и могущественного влияния. Скорее, это портрет царя, а не святого. Общий силуэт св. Александра и обращенные к нему жесты святых Глеба, Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского и мученика Авраамия лишь подчеркивают репрезентативность фигуры одного из главных святых Российской империи. Икона, кстати, интересно сопоставима с распространившимися в ремесленном искусстве Палеха XIX в. изображениями св. Георгия, имеющими в основе композиции конный парадный портрет (см., например: Князева, ИП, 1994, илл. 101). На рубеже XVII–XVIII веков на иконах меняется способ бытия вещей. Стол, накрытый Авраамом для явившихся ему трех ангелов, включил предметы, которые иконописец мог видеть в придворном быту: ложки и нож, кувшин, кружку и стакан. «И поспешил Авраам к Сарре и сказал ей: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы... И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом» ( Быm. XVIII; 6:8 ). К этому описанию мастер добавил морковь и символические гроздья винограда; живущий в сакральном пространстве «натюрморт». В иконе св. Димитрия Ростовского важнейшим атрибутом святого является библиотека епископа. Изображение модели на фоне полки с книгами – черта «постренессансного» портрета. В данном случае она говорит о значении писательского труда в жизни святого, которая сразу приобретает черты биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Эта честь во времена вселенских соборов воздавалась и императорским портретам. Феодосий, епископ Амморийский, на 7-м Вселенском Соборе между прочим прочитал: " если царским портретам и изображениям, отправляемым в города и села, выходит в сретение народ со свечами и кадильницами, оказывая почтение не изображению на облитой воском доске, но императору; то насколько более следует в церквах Христа Бога нашего изображать икону Спасителя, нашего Бога, и непорочной Его Матери и всех святых, и блаженных отцов, и аскетов " ? [ 6 ] И ныне во дни царские и при посещении царями городов возжигаются в честь их в обилии светильники. Портреты их украшаются цветами и освещаются. Кадится и ныне в храмах всем христианам, но это не значит, что воздается им божеская честь. Святые на небе видят во свете Божием честь, воздаваемую изображениям их и поклонением, и возжением светильников, и каждением и другими видами, и все виды почитания икон их, воздаваемого православными христианами, по указанию церкви, приятны самому Богу, иначе Он не стал бы через иконы святых творить чудеса. Честь, воздаваемую святым, Бог относит к Себе (Мф. 10, 40). Глава 12. Видимый мир - отображение свойств Божиих Видимый мир есть отчасти образ Божий, хотя в ином существенно отличном значении, чем человек. Достойно обличает св. апостол Павел язычников за то, что они славу нетленного Бога изменили в образ подобный тленному человеку и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся и служили твари вместо творца, но тот же апостол в том же месте перед тем обличением написал: то, что можно знать о Боге, явно для них (язычников), потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Римл. 1, 19. 20). Подлинно, видимый мир говорит нам не только о бытии Божием, но и о свойствах Божиих, которые отчасти отразились в нем, как в зеркале. Громадное пространство мира, наши измерения превосходящее, говорит о всемогуществе Создателя его, разумное устройство предметов мира и в целом и во всех частях свидетельствует о премудрости Божией, всюду разлитая жизнь возвещает о благости Божией, общие законы, держащие всю вселенную в гармонии и порядке, говорят об единстве Творца и Промыслителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Церковь показывает нам это только ради того, чтобы мы устрашились и избегали их заблуждений, чтобы мы не погибли вместе с этими людьми, которые отвержены Богом и Церковью, а правильнее сказать, которые сами себя отторгли от Бога и Церкви. Почему сегодня читается евангельское зачало, которое, на первый взгляд, как будто бы совсем не имеет отношения к празднику? «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри» (ст. 43–46). Славянский перевод Евангелия, как это обычно бывает, звучит гораздо красивее и имеет более глубокий смысл, потому что он ближе к греческому оригиналу, чем русский. Если можно так выразиться, славянский перевод является более духоносным, и я советую всем приучить себя по возможности читать Евангелие по-славянски. «Прииди и виждь», — говорит Филипп Нафанаилу. В этих словах: «Прииди и виждь» — и заключается тот смысл, ради которого в день Торжества Православия читается именно это евангельское зачало. Увиденное своими глазами бывает убедительнее многих объяснений, о чем говорит и русская поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». По этой причине Святая Церковь с первого столетия до наших дней хранила изображения Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и некоторых величайших угодников Божиих: апостолов Иоанна Богослова, Петра и Павла. Первые иконы этих великих святых были написаны их современниками (первым иконописцем стал апостол Лука) и сохраняют портретные черты лица. Хотя до нас дошли изображения не всех апостолов, иконы некоторых пишут лишь по приблизительному словесному описанию, но и то, что сохранилось, — уже немало. Если бы Святая Церковь в лице своего первого иконописца, евангелиста Луки, не изобразила Господа, Божию Матерь и некоторых апостолов, то мы бы и не знали, как они выглядели.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010