Слава Богу за всё 2015/02/13, 18:21:58 СПАСИБО ЗА СТИХИ. ГАЛИНА 2011/08/19, 20:11:57 Спаси Вас Господи!!! 2011/08/17, 19:32:54 ТАЙНА Мягкий шорох дождя за распахнутой дверью, Запах хвои намокшей, треск огня в очаге... Отчего же не внял я святому поверью И неделю блуждал по угрюмой тайге?.. Говорили мне старцы: Опасное дело! Стерегут злые духи ту Кедровую Падь... " ... Только инока сердце любовью горело, К Дивной тайне тропу я пытаюсь сыскать... В этой Пади полвека жил монах, как отшельник сурово... Кто он был и откуда, так никто, ничего и не знал, А меня волновали Светлой Тайны Покровы, Потому и побрёл я на камнем покрытый завал... Что скрывает в себе этот старый кедровник? Почему все обходят его стороной? Что в нём долго таил добровольный невольник, Оградивший себя от людей, как стеной?.. Я нашёл бедный дом, после долгих скитаний, У ручья, что промыл неглубокий овраг... Дом был сложен из серого дикого камня, В нём лишь свечи, Иконы, убогий очаг... Я развёл в нём огонь, чтобы малость согреться - Начал дождь моросить, летний день угасал... Было сыро и зябко в этой келье молиться - Зря, выходит, я Падь столько раз прочесал... Видно, так и останется тайной глубокой, Как же жил тот отшельник и чего он хранил... Разве можно постичь свет души одинокой, Если сердце тот старец, лишь Богу открыл?.. В доме тени плясали ярко-красным узором - От огня шёл медовый, мерцающий свет, Лишь тогда я заметил рассеянным взором За стеной небольшой, но богатый портрет... Я портрет этот снял, пыль протёр осторожно, Рассмотрел, наклонившись поближе к огню... Никогда б не поверил, что такое возможно, На портрет мне знакомый я долго смотрю! И, хотя эта мысль показалась безумной, И себя посчитал я последним глупцом, Но я сразу узнал в этом образе юном Девушку с милым, прекрасным лицом! Этот образ, как ветер, сбросил с тайны покровы - Позади было много тех прошлых и радостных лет! Я теперь буду жить в старой Пади Кедровой И беречь от людей этот дивный портрет!.. Нет! Не зря я блуждал по угрюмой тайге!

http://isihazm.ru/?id=339

Представим, что некто написал непосредственно с натуры никуда не годный портрет короля. Но признавать свою неудачу он и не думает. Он всерьёз доказывает, что работа его ценна мистической силой аутентичного контакта с королём во время многочасовых сеансов. И вдобавок обличает своего более талантливого коллегу-портретиста: он-де писал королевский портрет не с натуры, а пригласил позировать какого-то сомнительного типа, найденного на улице. Что ответят такому демагогу, если вообще сочтут нужным отвечать на его галиматью? Ему ответят, что короля правдиво изображает тот портрет, на котором Его Величество можно узнать без подписи, и не только узнать, а ещё и подивиться, как верно схвачены его благородство, мудрость, величие. Если в скромнейшем из королевских подданных художник сумел разглядеть эти черты, тем лучше для них обоих, а государя этим оскорбить никак нельзя. Оскорбит государя скорее уж тот, кто, написав с него явно неудачный, несхожий, недостойный его портрет, настаивает на всеобщем признании аутентичности этого изображения. Таков будет совершенно резонный, трезвый ответ шарлатану и бездарности в «светской» ситуации. Но почему же в иконописи подобному шарлатанству и нездоровому мистицизму, отбрасывающему нас в эпоху глиняных терафимов, охотно предоставляется  место? Почему возникло и утвердилось это грубое, в зубах навязшее противопоставление: вот богохульник Рафаэль, пишущий Божию Матерь с легкомысленной девчонки, а вот череда подлинных иконописцев, никогда не осквернивших свое искусство... чем, спрашивается? Копированием натуры? Здесь нам придётся сделать небольшое отступление. Дело в том, что выражение «копировать натуру» употребляется известной школой богословия иконы с такой лёгкостью, как будто и в самом деле нет ничего естественнее, как будто все не-иконописцы (вот ведь какие бездуховные!) только и делали, что штамповали копию за копией: как же иначе, реализм – значит копия. Стало почти общим местом, с лёгкостью принимаемым на веру, вульгарное сравнение академической школы живописи с фотографией или даже видением Христа глазами духовно слепой толпы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1610

— Как владыка Кирилл узнал? — Дело в том, что информация о том, что с таким письмом русские обратились к мэру, прошла по какому-то агентству. СМИ сыграли свою роль, мне позвонили из ОВЦС и сказали: «Митрополит Кирилл хочет приехать в Шанхай. Вы готовы его встретить ?» Вначале планировалось, что это будет краткий визит, что он сделает краткую остановку в Шанхае. Но он пробыл в Шанхае 4 дня, я с утра до вечера с ним был вместе и всюду его возил, все показывал. Приезд владыки Кирилла, будущего патриарха, сыграл гигантскую роль, потому что он познакомился на месте с ситуацией, посетил оба храма. И я чувствовал, что его это по сердцу тоже полоснуло. Благодаря своим связям, он очень быстро вывел этот вопрос на высокий политический уровень. К 2005 году увеселительные заведения из обоих храмов были выведены. Это было политическое решение, причем непростое для китайцев, в том числе и по финансовым причинам, потому что с теми же тайваньцами был подписан договор на много лет вперед, был сделан огромный ремонт и при расторжении договора нужно было платить большую неустойку. Тем не менее храмы были закрыты на замок, но уже никто там не танцевал, никто не пил и не ел. Это была маленькая победа. Храм, который спас… Мао Дзэдун Я долго искал второй — Святониколаевский — храм, потому что ни в одном путеводителе Шанхая он не был указан. А спросить не у кого. И даже в консульстве люди были не в курсе… Я долго бродил по французской концессии, искал его, и только потом понял, что дважды проходил мимо. Там росли большие платаны — и мне стоило только поднять голову вверх, чтобы увидеть купол. Внизу храм был застроен со всех сторон домишками. С историей этого храма связан очень интересный случай, промыслительный. Там у входа есть ниша, куда обычно вставляются иконы. И вместо иконы Спасителя в этой нише был портрет Мао Дзэдуна. Когда я впервые это увидел, меня это сильно возмутило. Но потом, поговорив с разными людьми, которые много лет жили в Шанхае, я узнал любопытную историю. Хунвейбины Оказывается, портрет Мао Дзэдуна спас этот храм от разрушения в годы культурной революции. Этот портрет специально туда был помещен для того, чтобы хунвейбины храм не разрушили.

http://pravmir.ru/mixail-drozdov-nash-ch...

Через несколько лет этот архимандрит ушел в раскол… Однажды отец Гавриил на праздник 1 Мая поджег огромный портрет Ленина, который висел на Доме правительства. Когда на допросе его спросили, почему он это сделал – ведь христиане должны уважать власть, – то отец Гавриил ответил: «Потому что на портрете было написано: «Слава великому Ленину!». Вся слава принадлежит Богу, а какая слава может быть у мертвой головы! Я сжег его портрет не как правителя, а как идола!». Когда отца Гавриила посадили в тюрьму за то, что он сжег портрет Ленина, он начал рассказывать заключенным о Боге; когда же он читал вслух молитвы, то многие из них опускались на колени и молились вместе с ним. Даже бандиты просили, чтобы отец Гавриил рассказал им о христианской вере и помолился за них. Оказавшись снова на воле, отец Гавриил решил: «Если преступники послушали меня, то я должен напомнить народу о Боге». Взял он иконы, пошел на главную площадь, называемую теперь площадью Свободы, поставил их там, достал книгу и стал громко читать молитвы. Он рассказывал нам: «Некоторые останавливались, чтобы посмотреть, что я делаю, но, назвав меня сумасшедшим, проходили дальше, другие не обращали никакого внимания. Затем приехала милиция. Мои иконы разбросали, а когда я хотел собрать их с земли, выкрутили руки за спину; меня потащили, как преступника, хотя я не сопротивлялся, посадили в машину и повезли в участок. Там меня побили и сорвали крест. Нигде никто не заступился за меня ни одним словом. Раньше я думал: «Зачем Господь посылает скорби на землю?». А теперь я понял: камень разбивают молотом. Многих людей только горе и скорби могут привести к Богу». Однажды ночью на авву Гавриила напал грабитель и потребовал денег. Авва дал ему все, что имел, но тот схватился за иерейский крест на его груди и стал тянуть. «Зачем тебе мой крест?» – спросил авва. «Я продам его», – ответил бандит. Авва сказал: «Брат мой, я соберу денег и дам тебе, в каком месте ты назначишь, но этот крест не принесет тебе пользы». Тот в ответ ударил авву в лицо и сорвал крест, так что порвалась цепочка.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Епархиальный орган указывает следующие признаки неправославия таких икон и картин: святители изображаются на них без бороды или с подстриженной бородой и наверху главы сбриты, имеют вид рыцарей-юнаков 699 , а православные всегда изображаются с крестом или книгой или палицей в руках; неправославные изображаются молодыми, красивыми, веселыми и румяными, а православные бледными, набожными и смиренными; подписи на неправославных иконах и картинах сделаны на латинском или немецком языке, а православные подписаны по-славянски или по-гречески; неправославны и те картины и иконы, на которых, кроме славянских, имеются латинские и немецкие подписи. В ограждение православного сербского населения от распространения икон и других священных изображений неправославного характера и происхождения, консистория Дабро-Боснийской епархии циркулярно предложила сербскому православному духовенству, церковным —85— общинам и народу на будущее время не покупать икон, на которых не будет печати архиепархиальной консистории 700 . В дополнение к изложенному циркуляру необходимо заметить, что это широкое распространение икон неправославных австрийского происхождения соединено с давнишним и систематическим преследованием в Боснии и Герцеговине икон и картин русского письма. В южнославянских землях, как известно, высоко ценятся и охотно раскупаются как иконы, так и вообще картины русского письма, которые поэтому прежде можно было постоянно встречать в хижинах самых бедных славян и благодаря которым самый характер внутреннего убранства хижин напоминает убранство русских изб и особенно малороссийских хат. Как ни невинна эта связь южных славян с Россией, но австро-венгерское правительство усмотрело в этих произведениях живописи ни более ни менее, как «предметы панславистической пропаганды и агитации», и потому строго преследует их в подвластных ему областях Боснии и Герцеговине. За последние годы несколько раз производимы были полицией строгие обыски у православных сербских торговцев в Сараево, Баньялуке и других городах, при чем отбирались не только русские иконы, но и портреты отличившихся в последнюю русско-турецкую войну русских генералов Скобелева, Гурко, Радецкого и др., и даже совершенно невинные бытовые сцены из русской народной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Равным образом не следует воздавать честь и славу Христу посредством живописной иконы Его; напротив, надобно знать, что Он принимает одно только служение духом и истиной. Надобно знать и то, что изображать Всесвятого Духа в образе голубя есть признак детской мысли, так как евангельские сказания нигде не учат, чтобы Дух Святой был голубем, но только говорят, что Он некогда явился в виде голубя. Если Он один раз явился в таком виде, то из этого отнюдь не следует, что благочестивым христианам прилично делать телесный образ Его» (Д. VII, 404–5; 535). От слова Филоксен переходит к делу; о нем сохранилось свидетельство, что он низвергал иконы ангелов и уничтожал их, а иконы Спасителя скрывал в недоступные места (Д. VII, 405). Другой монофизит Север поступал подобным же образом. Он низвергал св. жертвенники и св. сосуды – первые истреблял, а вторые расплавлял. А золотых и серебряных голубей, изображающих Духа Святого в храмах, присвоил себе, говоря: изображение голубя не может носить имени Духа Святого (Д. VII, 406–7). Утверждают, что и император Анастасий (491–518 г.) по стремлениям иконоборческим конфисковал в свою пользу золотые и серебряные изображения в Константинополе (Д. VII, 407). Церковные писатели позднейшего времени, VI и VII века, дают ясные сведения, из которых можно выводить, что вражда против икон была явлением, непрерывно продолжавшимся до самого времени иконоборческой эпохи. Анастасий Синаит (VI века) должен был защищать почитание икон против каких-то неизвестных врагов икон, позволявших себе наносить бесчестие иконам. Анастасий писал: «Как наносящий бесчестие портрету императора подвергается праведному наказанию, как будто бы нанес оскорбление самому императору, хотя портрет есть не что иное, как дерево и краски, смешанные с воском, так точно и оказывающий бесчестие какому-либо образу (святого), наносит оскорбленье тому самому, чей это образ». (Д. VII, 283), В том же VI веке св. Симеон Столпник-Младший в послании к императору Юстину II жалуется на святотатственные поступки таких-то Самарян, которых он называет «нечистыми и мерзкими» и которые позволяли себе безчиние над образами в одном храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Рубрики Коллекции Журнал ФОМА - Журнал - 1 (15) 2003 Кукушка, кукушка . Ст. Сташкевич. История болезни в десяти зарисовках Когда он лежал в своей комнате, он возвращался в светлое свое отрочество. Было время, когда он, подросток, часто и тоскливо болел, и тепло горела в углу настольная лампа, и мама приносила ужин и таблетки, и уговаривала попробовать хотя бы что-нибудь съесть. 11.09.2015 " Литературный язык — это хорошо настроенный инструмент " Интервью со Львом Скворцовым, доктором филологических наук Язык развивается и живет по собственным законам, следует определенным закономерностям. В те периоды, когда наблюдается определенное раскрепощение — нормативное, моральное, нравственное, и так далее — язык просто убыстряет темпы своего развития, но направление его движения не изменяется 16.11.2013 Малоярославец: храм твой, Господи, в небесах... Над монастырской площадью с резкими криками носится стая стрижей. Следя за их стремительным полетом, взгляд невольно уходит в небо, по которому мирно плывут хлопковые початки облаков. Гнетущие мысли рассеиваются сами собой, душа наполняется каким-то безбрежным покоем, и тихая светлая радость вдруг проникает во все твое существо. 01.01.2008 Митрополит Сурожский Антоний (Блум): Мысли об иконе и творчестве В Древней Руси считалось, что быть иконописцем — это целый аскетический, морально-созерцательный путь. И слишком много людей сейчас на Западе среди неправославных берутся за иконы и пишут иконы промеж дела; то есть они пишут и портреты, и картины, и иконы, и считают, что православное творчество, русское и других православных стран, отжило, потому что оно не укоренено в их культуре. 01.01.2008 Иконописец Александр Белашов. Раньше я думал, что это мода... Иллюзорная живопись попадает часто в дурацкие положения: например, при изображении аллегорического, условного. Представьте, что в храме на вас летит стая толстых херувимчиков, таких детских " отрубленных " голов, а символы евангелистов привольно пасутся в облаках под куполом храма. Все это ложь, и верить в такое невозможно. И перестали верить…

http://foma.ru/journal/1-15-2003

Домашние питомцы свое сиротство ощутили в первый же день, когда не стало их хозяина. Когда Коля умер, они не приходили домой три дня. Они вот здесь носились, орали, кричали, а собака просто стояла и выла. Потом я приехала после похорон и они мне сказали: мы все знаем. Смотрят на меня: мы все знаем. И они легли на его место все – мол, давай ложись, мы согрели, ты не одна. Так что они у меня любимые от того, что они еще были, на коленках у Коли сидели. А он ходил здесь, вот по всей территории гулял, когда уже слабенький совсем стал, и они ходили все за ним: собака и потом эти коты. То есть вот такая делегация. Да. Демонстрация такая у нас, прогулка такая шла. Они очень привязаны были к нему, и они же пришли, когда он уже был больной, и они сразу все это прочли, и вот особенно Циля сразу поняла, что это больной человек. Что есть здоровый, которого надо слушаться, а этого надо охранять. Вот они его охраняли. В доме, в котором Николай Петрович прожил последние годы после комы, все на своих местах, что и при жизни: любимые фото, портреты, иконы. Трещины, что были на алтарных образах, сейчас после реставрации почти незаметны. Они разбились одновременно в день его аварии, хотя висели прочно и прежде никогда не падали. Мне было это странно, что когда я однажды пришла домой после спектакля, они лежат на полу, две иконы . Я говорю: ну ладно, понятно, Казанская Божия матерь – мама умирает, и как бы вот, пожалуйста, это мне предостережение, а почему и  Спаситель -то упал? А это, оказывается, был Коленька, который разбился через час пятнадцать. И потом мой друг, актер Театра Образцова Юрочка Калинников, восстановил эти иконы, видите. Он вообще и скрипки делал сам, и вот он восстановил мне Казанскую эту – очень красивая она, и вот Спаситель, и они тут у меня висят, со мной. Рацион – теперь уже вдовы, с уходом супруга почти не изменился. Коленька, как ласково называла мужа Людмила Поргина, очень любил сладенькое. Когда не мог глотать, все просил шоколадные йогурты. – Рыбу и овощи – ну скажите, что я ем, потому что мы все же это взбивали. И поэтому сначала положим ему кусок мяса, овощи, а потом он говорит: «Красиво, красиво!» – и мы вперед с песней, сразу быстренько это взбить.

http://azbyka.ru/way/god-bez-koli-ljudmi...

За такие подсвечники ди Корти-старший отдал бы вагон макарон. Посреди комнаты стоял не менее чем двухсотлетнего возраста, но отлично сохранившийся овальный ореховый стол, а вокруг – стулья с высокими спинками, обтянутые пересохшей и потертой тисненой кожей: у противоположной от входа стены громоздилась самая настоящая фисгармония, заваленная книгами и нотами. На стенах висели иконы и портреты старичков и старушек в монашеских одеждах. Под большой расшитой бисером и шелками иконой Божией Матери на цепочке висела лампадка. В нише стояла кровать, а над нею, в несколько рядов – снова иконы, иконы, и среди них много старинных, в золотых и серебряных окладах. За столом сидели мать Евдокия и полная монахиня с круглым детским лицом и большим золотым крестом на груди. – Это матушка, – шепнула мне сестра Дарья. – Подойдите под благословение! Я не поняла, где находится это «благословение», под которое я должна подойти, и осталась стоять в дверях. Мать Евдокия подняла голову и выручила меня: – А вот и вы! Матушка, это Кассандра, или Сандра, или Санечка, – прошу любить и жаловать. Сандра, познакомьтесь с нашей игуменьей, матушкой Руфиной. – Будем любить и жаловать Санечку! – сказала игуменья. – Как же вы похожи на бабушку, дорогая моя. Проходите, садитесь к столу, мы вас сейчас покормим чем Бог послал. Остра Дарьи, поди скажи на кухне, чтобы нашим путешественницам поскорей несли обед. И достань из буфета коробочку с настоящим чаем, отнесешь его на кухню – пусть сестры заварят ложечку для дорогой гостьи. – Это тот чай, который архиерейский, матушка? – Вот-вот, архиерейский. Не жадничай, останется и на приезд владыки. Ты знаешь ли, сестра Дарья, что нам привезла Санечка? Двадцать шесть коробок макарон! – Ой, матушка, правда? Бегу на кухню! – Сестра Дарья развернулась на одной ноге и бросилась вон, но в дверях обернулась и радостно объявила: – Если б я знала, что они столько макарон привезли, я бы им сразу ворота открывать не стала. Я бы сначала к нашей колокольне сбегала и встретила их архиерейским звоном! – С тебя станет, озорница! Ну, беги, беги… Обед нам подали бедненький: какой-то жидкий овощной супчик и немного вареной картошки, посыпанной петрушкой и укропом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

к. свет находится внутри иконы и она сама освещает все детали своей собственной композиции 712 . Внешняя неподвижность фигур очень парадоксальна, т. к. именно она создает сильное впечатление того, что внутри все находится в движении: “Продвигаемся, потому что остановились”, “колодец воды живой”, “неподвижное движение”, – икона замечательно иллюстрирует эти парадоксы мистического языка и бессилие всякого описания. Материальный план представляется сосредоточенным в ожидании вести, и только взгляд передает все напряжение жизненных энергий. “Божественное искусство” предполагает благодать, пророческую харизму: Знающим о пророческих видениях то, что Само Божество начертало их и запечатлело, и принимающим их и верящим в то, что увидев, поведал пророческий лик, и держащимся Апостольского предания, перешедшего к Отцам, как писаного так и неписаного, и по этой причине изображающим и почитающим Святое – вечная память 713 . 10. Современное искусство и актуальность иконы 714 Современный кризис религиозного искусства является не эстетическим, а религиозным. От королевского портала Шартра до Микеланджело, от иконы Рублева до русских школ итальянского письма XVII века можно констатировать нарастающую утрату чувства священного. Священное переходит в эстетически “прекрасное”, религиозная сущность отступает на второй план перед повествовательным, событийным элементом, перед приятным на вид, перед портретным сходством и усложненностью. За неимением священного появляются произведения искусства на религиозный сюжет. Существует также интеллектуальное иконоборчество, которое делает из Библии Коран. Это – кризис роста, чувствительность, находящаяся еще в поисках своего равновесия. Апофатизмт – отрицание всякой формы выражения – ничего не значит, если он не уравновешивается катафатической, положительной формой, которая тогда приобретает истинный смысл 715 . Психологические и социологические теории искусства объясняют в нем только то, что не связано с художеством. С другой стороны, всякое подчинение воспитательной роли губительно, и ведет к помпезному реализму советского искусства. Речь идет о том, чтобы понимать не человеческие истоки творчества, но то, почему оно является чудом, почему оно не выводимо из своих материальных предпосылок, которые являются лишь “останками случайного” в завершенном произведении. Ибо имеется внутренняя конечная цель и ее таинственное рождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010