Еретики же как раз наоборот – предмет, хотя бы и совершенно различный по виду, но единый с прототипом по существу. Несомненно, эта позиция иконоборцев есть самая слабая из всех. Православные тотчас указывали, что св. евхаристия не образ, а самое тело и кровь Господа, что, если она (хлеб и вино) и зовется иногда у отцов «вместообразными» (ανττυπα), то только до момента пресуществления, и что с точки зрения иконоборцев, почитаемые ими изображения императора тоже суть его ложные образы, ибо не единосущны ему. Заметим, однако, что словоупотребление и склад народного воззрения до известной степени покровительствовал иконоборческому толкованию «образа», как чего-то единосущного оригиналу. Можно думать, что темная масса отчасти отсюда объясняла себе иконопочитание: с иконой предмет ее представлялся связанным существенно, а не только в мысли зрителя. На это намекают как легенды вроде легенды о иконе св. Меркурия, легенды о плачущих, говорящих, переносящихся с места на место иконах, так и византийские светские легенды и поверья; например, чтобы извести кого-либо, надо сжечь его портрет (сравни античную легенду о Мелеагре). По этому воззрению, ударивший портрет царя не символически только заявил свое неуважение к нему, а реально нанес самому царю физическое оскорбление. Некоторые формы суеверного иконопочитания объясняются с этой точки зрения очень удачно, так, некоторые родители брали иконы в восприемники своих детей и клали новокрещенного на икону, веруя, что кладут их в руки самому угоднику; другие причастие клали на икону, а оттуда уже себе в уста; были священники, которые соскабливали краску с иконы Спасителя и примешивали ее в евхаристическое вино. Трудно сказать, насколько широко распространено было это воззрение. Но иконоборцы стали к нему в отношение, напоминающее отношение «умных мужиков» к деревенским суевериям: они смеются и отвергают их в их нелепых формах, но не хотят признать при этом их нередко вполне реальную и серьезную основу. Суеверный видит и слышит филина и рассказывает, что видел лешего; умник, не веря в лешего, говорит: «Померещилось», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Среди росписей Софии Киевской особой славой пользовались портреты членов семьи Ярослава Мудрого. Изначально украшавшие центральный неф, они погибли еще в древности, а уцелевшие остатки были испорчены неумелыми подновлениями и реставрациями. Кроме того, в XVII веке рухнула западная стена собора, поэтому о ее убранстве можно судить лишь по зарисовкам немецкого художника А. Вестерфельда, посетившего Киев в 1651 году. Княжеские портреты, видимо, располагались следующим образом: напротив алтаря был написан Христос на троне, рядом с ним – Владимир, княгиня Ольга, Ярослав с Ириной, на южной стене нефа – сыновья князя Ярослава, а на северной – его дочери. Живопись светской тематики на стенах храма составляет одну из любопытных особенностей Софийского собора. Из фресок лестничных башен можно составить мнение о нравах и обычаях древнерусского общества, узнать о самых популярных развлечениях народа и правителя государства. В сценах из княжеской жизни показаны Ярослав на скачках, скачущие лошади, публика и судьи, выходящая из дворца княжна, дружинники во время охоты на медведя и ловли диких коней. Огромный исторический интерес представляют росписи, где воспроизведены такие народные забавы, как кукольный театр под названием «вертеп», спектакли скоморохов и ряженых, борьба, танцы под сопровождение княжеского оркестра, который, судя по рисункам, состоял из дудочников, органиста и раздувавшего мехи слуги. Художественное богатство Софийского собора дополняла привезенная из Константинополя церковная утварь из драгоценных металлов, тяжелые, расшитые золотом шелковые ткани, резьба по мрамору и шиферу, а также мозаики пола. Первоначально центральную апсиду украшала полития – мозаичная композиция из смальты и кусочков разноцветного мрамора. В удаленных от центра частях храма находились огромные иконы с изображениями почитаемых местных и чужеземных святых. Над ними были развешаны небольшие иконы, так называемые праздники, воспроизводившие главные события из земной жизни Христа. В середине храма был очерчен омфалий – круг, окаймленный полосами мозаичного набора с геометрическим орнаментом. Пол центральной апсиды украшала мозаика, состоявшая из замысловатого сочетания больших ромбов, кайма которых образовывала круги. Пол северной ветви трансепта представлял собой изысканную композицию из 12 больших и 17 маленьких кругов. Настил помещений южного крыла отличался ковровым рисунком. Несмотря на различие композиций, узоры на полах объединял ковровый принцип построения, а также свежий колорит блестящих кусочков смальты: красных, синих, зеленых, желтых. Соединенное с разноцветным мрамором сияющее стекло создавало насыщенный красками орнамент. Ступени лестниц хор были оформлены мозаикой геометрического или «гофрированного» орнамента, аналогичного декору окон центральной апсиды.

http://sobory.ru/article/?object=01028

Так в главе «Директора Эрмитажа Л.Л. Оболенский, Б.В. Легран. Распродажа ценностей» он пишет: «В январе 1930 г. начальник Ленинградского отделения Главнауки Б. Позерн известил и. о. директора Забрежнева о том, что по постановлению правительственной комиссии Эрмитажу надлежит отобрать музейные ценности для экспорта через Антиквариат. Для экспорта предусматривался отбор 250 картин, «в среднем не ниже 5000 руб. каждая», оружие из арсенала на сумму 500 тыс. рублей, скифское золото из Особой кладовой на сумму по соглашению с правлением Эрмитажа, и гравюры. Это письмо было как гром при ясной погоде. Затем в том же месяце последовало письмо зам. зав. Главнаукой т. Вольтера о выделении для «нужд Антиквариата» предметов, относящихся к античному искусству, эпохи Ренессанса и готики, преимущественно изделий из золота, эмали, слоновой кости, драгоценных металлов». (…) «Сначала выделение предметов для Антиквариата производилось секретно, но уже в конце января в музее были созданы «бригады по выявлению и отбору музейных ценностей экспортного значения», а телеграммы о выделении определенных картин посылались открытым текстом. Уже в феврале первой из картин ушел с экспозиции «Портрет Елены Фурман» кисти П. Рубенса, в марте портрет лорда Ф. Уортона работы Ван-Дейка, а в ноябре со стены испанского зала исчез портрет папы Иннокентия X, шедевр Веласкеса. В Антиквариате скопилось громадное количество разных предметов музейного значения, и среди них был бронзовый водолей в форме коровы-зебу с теленком, на котором была вычеканена куфическая надпись. Заведующему Отделом Востока И. А. Орбели удалось обменять этот бронзовый, очень ценный предмет, на «золотую лицевую пластину иконы-мощехранительницы высокопробного золота, с пунктирной грузинской надписью» (Акт от 4 мая 1930 г.). Сотрудникам Эрмитажа было горько получать такие телеграммы: «Подтверждаем первую телеграмму вместо Ван Дейк читать Ван Эйк 51501 Луполл»; «Передайте ходатайству распоряжение Антиквариата картины 1 Рембрандт Паллада 2 Рембрандт Татус (читай Титус) 3 Ватто Музыкант 4 картина стакан лимонада 5 Вамдондиана (читай Гудон Диана) А. Бубнов 171-ш».

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/27/...

Когда в один прекрасный день я увидел, что этот портрет убрали — тут же обратился к хозяевам этого французского ресторана и говорю: «Я хочу этот портрет у вас купить». Как исторический артефакт. Они на меня так посмотрели и говорят: «Вот ты ходишь тут. Все ходишь, высматриваешь..» И правда, я все время туда людей приводил, мы смотрели внутреннее убранство и, видимо, обратили на себя внимание. Ведь все фотографировали это портрет… Вот кто-то из властей и приказал его убрать. Приехали рабочие, изрезали ножом, вытащили… Так и пропал. Сейчас оба шанхайских храма — китайская собственность. В аренду их не дают, к сожалению. Иконы за шкафом и беседа с митрополитом Кириллом под шатрами Октоберфеста Митрополит Кирилл встретился с русскими «шанхайцами». 2002 год — Визит митрополита Кирилла для нас оказался невероятным везением. Я сам просто счастлив, что мне жизнь подарила эту встречу, потому что этот человек меня совершенно сразил. Дело в том, что я ждал его с опаской. Вы знаете, в 90-е годы была совершенно разнузданная кампания против будущего предстоятеля Церкви… Я боялся, в некотором смысле, что что-то из того, что о нем писали, окажется правдой. Но все мои опасения были развеяны в течение первого часа общения. Жизнь подарила 4 дня с ним рядом. У нас были встречи с китайскими православными верующими, совершенно потрясающие. Есть некоторые вещи, о которых я пока не готов рассказывать, потому что не время. Во-первых, этот визит был абсолютно неофициальным. Понимаете, я без слез не могу вспоминать встречу, которая состоялась у будущего Патриарха с китайскими православными верующими. Он сам изъявил желание, а благодаря отцу Дионисию Поздняеву  нам удалось выйти на китайских православных верующих — это были достаточно пожилые люди: бабушки, еле двигающиеся, внуки их поддерживали… Мы не хотели к этому всему привлекать внимание властей и решили, что местом встречи будет вход в гостиницу, а уже потом мы решим, где сядем беседовать. Протоиерей Дионисий Поздняев (Гонконг). Фото Юлии Маковейчук

http://pravmir.ru/mixail-drozdov-nash-ch...

Владимир Сидельников: Бывают ли некрасивыми иконы? Расписывать храмы Владимир Сидельников начал 30 лет назад. До этого был светским художником, участвовал в выставках, его картины хранятся во многих российских и зарубежных коллекциях. Сегодня он – один из самых опытных и авторитетных иконописцев. 1 июня, 2012 Расписывать храмы Владимир Сидельников начал 30 лет назад. До этого был светским художником, участвовал в выставках, его картины хранятся во многих российских и зарубежных коллекциях. Сегодня он – один из самых опытных и авторитетных иконописцев. Один из самых известных российских иконописцев рассказал о своем пути к вере и ответил на вопросы читателей газеты «Крестовский мост» Расписывать храмы Владимир Сидельников начал 30 лет назад. До этого был светским художником, участвовал в выставках, его картины хранятся во многих российских и зарубежных коллекциях. Сегодня он – один из самых опытных и авторитетных иконописцев. Мы попросили его рассказать о себе и ответить на вопросы наших читателей. Учился в Третьяковке Родился я в Уфе. Отец – фронтовик, «ветеран особого риска». После окончания художественного училища я поехал в Москву, в Суриковский институт, но, посмотрев мои работы, к экзаменам меня не допустили. Преподаватель сказал: «Тебе здесь нечему учиться». Советское искусство наводило на меня тоску. Я стремился к настоящей живописи, к старым мастерам Устроился в столице дворником. Три года учился самостоятельно, в Третьяковской галерее : копировал русских художников. Стал участвовать в выставках, но без энтузиазма, официальным путем идти не хотелось. Для «разминки» писал виды Москвы, которую очень любил. Эти этюды хорошо «шли» в салоне, доступ в который нужно было заслужить. Иногда продавал иностранцам. Одну картину купил атташе США, но у него не хватило денег. Сказал, что отдаст позже, но, видимо, забыл. Писал и быстрые портреты-этюды, иногда на заказ. Пытался работать в архитектуре. Выполнял росписи, витражи, рельефы на фасадах и в интерьерах. Партизанским способом, минуя худсоветы. А на худсоветах слышал: «Так никто не делает, сделайте как надо». Те замыслы, которые у меня были в эскизах, никуда не шли, и я их никому не показывал. Взгляд Саваофа

http://pravmir.ru/vladimir-sidelnikov-ne...

Выставка произведений религиозного искусства «Православная Россия» пройдет в Барнауле 21 октября 2008 г. 11:34 Выставка «Православная Россия: история и образы» из собрания Санкт-Петербургского государственного музея истории религии (ГМИР) откроется 6 ноября в Государственном художественном музее Алтайского края. Экспозиция посвящена 1020-й годовщине Крещения России и 50-летнему юбилею ГХМАК. Как сообщает «Банкфакс» со ссылкой на пресс-службу художественного музея, выставка направлена на возрождение интереса к национальному духовному наследию и приобщение самых широких слоев населения к ценностям отечественной национальной культуры. На выставке «Православная Россия: история и образы» будут представлены 119 экспонатов: иконы, церковная утварь, живопись и декоративно-прикладное искусство. Иконы, выполненные в различных стилях иконописи, составляют значительную часть экспозиции, в которую также включены пасхальные яйца, предметы богослужения, церковная деревянная скульптура. Раздел живописи состоит из произведений различных жанров. Это и картины на библейские сюжеты (К.Е. Маковский «Встреча Елезара с Исааком», Н.А. Кошелев «Христос перед Пилатом»), на темы русской истории (М.В. Нестеров «Папские послы у Ивана Грозного»), и жанровые сцены, затронувшие те стороны быта, к которым имела отношение религия и Wepkobь (Л.И. Соломаткин «Славильщики городовые», В.В. Пукирев «Сбор руги», С.Д. Милорадович «Крестный ход»), и портреты (Я.Ф. Гревизирский «Портрет митрополита»), а также эскизы росписей, созданных для оформления храмов. Часть произведений, представленных на выставке, ранее нигде не экспонировались и не публиковались, поэтому они неизвестны не только любителям искусства, но даже специалистам, что придает выставке особую ценность. Открытие выставки состоится 6 ноября в 15:00. Работа экспозиции продлится до 2 февраля 2009 года. Адрес музея: просп. Ленина, 88. Государственный музей истории религии единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии. Его фонды насчитывают около 200 тысяч экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов: от архаики до новейшего времени. Состав коллекции своеобразен. ГМИР собирает памятники, исходя не только из их художественной ценности, но и из редкости сюжета, оригинальности иконографии. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/477060.htm...

Картину Григория Островского Савва Ямщиков назовет одним из лучших детских портретов XVIII века, вместе с коллегами докажет – девочка Анна, пяти лет от роду, неслучайно носит знаменитую фамилию – Лермонтова. В Костромской области откроет еще одно имя – Ефим Честняков, его волшебные, будто из сказки картины. Вновь возрожденных потом покажет Москве и Парижу, это будет фурор. «Он целый пласт открыл, - говорит доктор исторических наук Валентин Фалин, - те забытые, малоизвестные художники, без которых, конечно, понять, как жили столицы Москва и Петербург можно, но как жила страна - без них понять невозможно». В 60-е в атеистической стране он устроил первую выставку икон - грандиозную, на Кузнецком мосту. Приемная КГБ была в соседнем подъезде. Древнерусская живопись, иконы Пскова, Карелии, Ростова Великого, километровые очереди: это было не просто открытие – откровение. «Это можно сравнить по значению с выставкой 1913 года, когда впервые масштабно было показано древнерусское искусство, - считает заведующий сектором экспертизы Гос НИИ реставрации Михаил Красилин. – И это все то, что сделал Савелий в 60-е годы. Я думаю, это явления одного порядка». Он и сам говорил: нет в стране иконы, которой не держал бы в руках, начинал как реставратор, был консультантом Тарковского на «Андрее Рублеве». Один из самых любимых, им восстановленных образов – в Петрозаводске, уникальный памятник северной иконописи, XVIII век. В древних Плёсе, Костроме, Суздале он восстанавливал фрески, и, кажется, на всю жизнь влюбился во Псков. «Когда он после долгого периода своей болезни он приехал во Псков и увидел, что Псков, действительно, погибает, а в молодости он видел, как Псков восстанавливался после войны, наверное, на этом контрасте сердце и не выдержало, он понял, что нужно что-то делать», - рассказывает дочь Саввы Ямщикова Марфа. Из Пскова Ямщиков мечтал сделать вторую Флоренцию, старинный Изборск превратить в заповедник. Боец и борец – Москву защищал до последнего, неутомимый, непримиримый, такой неудобный для многих.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  Но, чувство презрев, он доверил уму Вдался в суету изысканий... Так писал Е.А. Баратынский о человеке своего времени… Эти слова относятся не только к индустриальной цивилизации, но приложимы и к авангардизму в целом, и к поискам Наталии Гончаровой. Она противостоит технократизму, не покидая его парадигмы, будучи всецело проникнута его духом. Совсем не случайно Гончарова завершит свое творчество в эпоху первых искусственных спутников Земли бездумным аккордом в духе «космизма» Петра Петровича Фатеева (1891–1971)... Для исканий Гончаровой в области религиозных сюжетов очень показательны две ее ранние работы: «Дева с Младенцем (на фоне сосулек)» (1906-07) и «Женщина с ребенком (на фоне сосулек)» (1906-07). Не знаю, сама ли художница давала название работам, но в подписи к первой слово «Младенец» начинается с прописной буквы, что явно указывает на Богомладенца, как, впрочем, и слово «Дева»... Однако еще двое детей, играющих в комнате с собакой, своим бытовизмом ослабляют аллюзии на иконописные сюжеты, «нимб» у Девы больше похож на примятый бублик,  а  Младенец и вовсе без нимба. Это явно не «возвышение» бытового до сакрального, а скорее снижение сакрального до бытового. В любом случае остается ощущение двусмысленности, непросветленности идеи. Параллельная картина уже без нимба, с бытовыми деталями (фрагмент забора, индюк), нарочито пестрой одеждой женщины, все же отчасти сохраняет силуэт богородичной иконы. Но все равно это некая «спекуляция на понижение» (пользуясь выражением Б.П. Вышеславцева), ведущая к десакрализации. По мнению Ирины Вакар, Гончарова «сближает высокие христианские образы со своими крестьянами. Не боясь огрубления форм ради большей монументальности» . Думается, что «монументальность» здесь – эпитет не вполне точный, это скорее эвфемизм... Я.А. Тугенхольд совершенно справедливо заметил, что Гончарова чужда русской истории, русской выразительности. Ее «почвенность» – выдуманная, головная, «религиозное мировоззрение крестьян» – плод ее фантазии, не имеющей никаких исторических опор. Гончарова тянется не к конкретному, в родной почве укорененному крестьянству, а к какому-то ею самой изобретенному. Внучка профессора МДА А.Д. Беляева выросла по сути чуждой традициям русской культуры . Гончарова с единомышленниками признавала «западное пленение» русской души с петровских времен, но допетровской Руси она не знала…

http://bogoslov.ru/article/4235609

Для исканий Гончаровой в области религиозных сюжетов очень показательны две ее ранние работы: «Дева с Младенцем (на фоне сосулек)» (1906-07) и «Женщина с ребенком (на фоне сосулек)» (1906-07). Не знаю, сама ли художница давала название работам, но в подписи к первой слово «Младенец» начинается с прописной буквы, что явно указывает на Богомладенца, как, впрочем, и слово «Дева»... Однако еще двое детей, играющих в комнате с собакой, своим бытовизмом ослабляют аллюзии на иконописные сюжеты, «нимб» у Девы больше похож на примятый бублик, а Младенец и вовсе без нимба. Это явно не «возвышение» бытового до сакрального, а скорее снижение сакрального до бытового. В любом случае остается ощущение двусмысленности, непросветленности идеи. Параллельная картина уже без нимба, с бытовыми деталями (фрагмент забора, индюк), нарочито пестрой одеждой женщины, все же отчасти сохраняет силуэт богородичной иконы. Но все равно это некая «спекуляция на понижение» (пользуясь выражением Б.П. Вышеславцева), ведущая к десакрализации. По мнению Ирины Вакар, Гончарова «сближает высокие христианские образы со своими крестьянами. Не боясь огрубления форм ради большей монументальности» . Думается, что «монументальность» здесь - эпитет не вполне точный, это скорее эвфемизм... Я.А. Тугенхольд совершенно справедливо заметил, что Гончарова чужда русской истории, русской выразительности. Ее «почвенность» - выдуманная, головная, «религиозное мировоззрение крестьян» - плод ее фантазии, не имеющей никаких исторических опор. Гончарова тянется не к конкретному, в родной почве укорененному крестьянству, а к какому-то ею самой изобретенному. Внучка профессора МДА А.Д. Беляева выросла по сути чуждой традициям русской культуры. Гончарова с единомышленниками признавала «западное пленение» русской души с петровских времен, но допетровской Руси она не знала... Вполне понятны добрые намерения И.А. Вакар, которая пытается говорить о «русской» укорененности Гончаровой, но реально подтвердить такие тезисы нечем, и с Я.А. Тугенхольдом в данном случае спорить нет смысла... Если и ведет Гончарова Запад «на Восток», то Восток ее головной или просто карикатурный...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

- Десять заповедей; - Заповеди Блаженств; - Тропари двунадесятым праздникам; - Тропарь своему святому; - Псалмы 50-й и 90-й. Поступающие должны иметь навык чтения богослужебных книг на церковнославянском языке. Поступающие в Иконописную школу сдают также специальный экзамен по профилю Иконописной школы, который состоит в следующем : За шесть часов надо выполнить в цвете на бумаге (30×20 см) акварелью с белилами, гуашью или темперой (по выбору) образец или фрагмент иконы. В задачу входит: грамотное расположение на листе бумаги; передача характера и пропорций изображения; соблюдение цветовых и тональных отношений. Поступающие необходимым на экзамен материалом не обеспечиваются. На экзамены поступающие в Школу представляют живописные и графические творческие работы : натюрморты, пейзажи, портреты, композиции (при наличии по 2-3 работы). Работы должны быть оформлены в паспарту. При наличии представляются несколько иконописных работ: иконы, миниатюры, эскизы к иконам и росписям, копии (допустимо часть из них предоставить в фотографиях). Во время подачи документов свои работы предоставлять не надо. Всем учащимся предоставляется общежитие и питание. Стипендия выплачивается в зависимости от успеваемости. Поступающие, по прибытии в Иконописную школу, должны предъявить в канцелярию паспорт, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства, медицинский полис (для граждан Российской Федерации) или международный страховой полис (для граждан ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Белоруссии), лица мужского пола должны предъявить военный билет (приписное свидетельство) с отметкой о постановке на воинский учёт. Адрес : 141312, Московская обл., г. Сергиев Посад, Лавра, Академия, Иконописная школа; Телефон : +7 (496) 541-56-01 - канцелярия, +7 (496) 541-56-07 - Иконописная школа. По вопросам оформления и подачи документов обращайтесь в канцелярию по телефону : +7 (496) 541-56-01 ; e-mail приёмной комиссии: abiturientmda@yandex.ru ; почтовый адрес приёмной комиссии : 141312, Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Канцелярия Академии.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_дух...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010