Накануне Бородинской битвы Смоленскую икону по распоряжению фельдмаршала М. И. Кутузова носили по русскому лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к предстоящему им великому подвигу (этот эпизод описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»). В сам день битвы образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен. Уже после Бородинской битвы в Москве, когда в Лефортовском дворце лежали раненые и больные воины, епископ Дмитровский Августин с духовенством отправил к ним чудотворные иконы Иверскую и Смоленскую. Превозмогая боль, воины с умилением и слезами прикладывались к ним. Перед занятием Москвы французами древняя Смоленская икона была вывезена в Ярославль, где оставалась до самого окончания Отечественной войны (другой ее список неотступно сопровождал русские войска и по одержании каждой победы пред ним совершались благодарственные молебны). Чудотворная икона возвратилась в Смоленск 5 ноября 1812 года, когда город был освобожден от французов. Святая икона Божией Матери «Одигитрия» — одна из главных святынь Русской Церкви, существует более тридцати чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и путеводствует ко спасению верующих, умиленно взывающих в день памяти иконы 28 июля/10 августа к Пресвятой Богородице: «Аще бо Ты не бы предстояла, молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны?» Донская икона Пресвятой Богородицы Всенародное почитание этой чудотворной иконы связано с великим событием русской истории — Куликовской битвой. Икона была написана выдающимся русским иконописцем Феофаном Греком для донских казаков. Когда по просьбе святого Димитрия Донского они с надеждой на Бога и на заступление Царицы Небесной выступили на помощь великому князю Московскому против грозного войска Мамая, то взяли этот образ с собой и, укрепив его на высоком древке, несли впереди себя как боевую хоругвь. Накануне решающего сражения икону носили среди воинов для ободрения, перед ней ночью молился великий князь.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь. 16 августа Икона Феодоровская-Костромская О ней см. под 14 марта. 17 августа Свенская икона О ней см. под 3 мая. Амастрийская икона Эта икона находится в Амастрийском монастыре при Чёрном море. Называется она и Амартийской. Она прославилась в дни иконоборства. Донская икона Эта икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому в битве с татарами. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась при русском войске. В день славной Куликовской битвы, бывшей в 1380 году между реками Доном и Непрядвой, икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи им против рати татарской, литовской и рязанской. Когда неприятели были поражены, казаки поднесли икону в дар великому князю Димитрию, который привёз её в Москву и поставил сначала в Успенском соборе, а по сооружении Благовещенского собора перенёс её туда. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донской. В 1591 году крымский хан Казыгирей с многочисленными полчищами татар вторгся в пределы России и подступил даже к Москве. Царь Федор Иоаннович, не надеясь своими силами отразить внезапное нашествие татар, так как ещё должен был защищаться от шведов, шедших на Новгород, обратился с молитвой о помощи к Небесной Заступнице. Он приказал с иконой Донской Богоматери и другими иконами совершить крестный ход вокруг города и потом поставить первую в походной своей церкви среди воинских рядов. Целую ночь царь усердно молился, прося Пресвятую Богородицу послать помощь на одоление врагов, и получил извещение, что силой Христа и предстательством Его Матери он одержит победу над врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Икона Богородицы Православные отмечают память иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» Евфимия исполнила сказанное, и после совершения перед иконой водосвятного молебна получила исцеление. С тех пор многие болящие и скорбящие, обращаясь к Богородице через Её чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед. Казанская икона Божией Матери: справка об иконе Празднование Божией Матери 8 июля (сегодня этому дню соответствует 21 июля по гражданскому календарю) в честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление ее в Казани в 1579 г. Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога». Церковь чтит память иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу - сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи. Старец Амвросий сам указал день празднества - 15 октября и назвал образ " Спорительница хлебов " , указывая этим, что Пресвятая Богородица - " Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного " . Донская икона Богоматери. Камень нерукосечный и драгоценный Галька с острым краем сменилась бронзой и железом. Появились луки, колесницы, доспехи, мечи… Но по-прежнему останавливался взгляд жестокосердного человека на драгоценном камне, сияющим своими гранями, и человек хотел забрать его себе навсегда — чтобы согреть свое сердце, замерзающее под кожаной ризой. Феодоровская икона. Христос – Тот, Кого не удержать никому На иконе Младенец шагает вперед, недержимый и неудержимый Богоматерью, чья стройная фигура напоминает очертания церкви. Под ногами Его — очертания мафория, напоминающие чрево земное, великую бездну смертную. От чистого чрева Богоматери пришел Бог на землю, пришел на смерть...

http://pravmir.ru/tag/ikona-bogorodicy/p...

иконой для своего приходского храма. Но это не легко было уже сделать, потому что тот причт не соглашался уступать драгоценную святыню. Потребовалось вмешательство полиции и только благодаря энергической настойчивости бывшего тогда окружным начальником есаула Ив. Ал. Житенва, эта явленная икона была отобрана и передана в приходской станичный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. По официальному донесению местного благочинного Донской Духовной Консистории о чудесном явлении образа Божией Матери, был командирован в оною Консисториею член для собрания и проверки на месте доказательств чудесного явления этой св. иконы. Икона признана епархиальным начальством явленною и поставлена у левого клироса Покровской церкви в приличном позлащенном киоте с неугасимою лампадою для должного чествования и поклонения православных христиан; а для записывания благодатных действий от неё выдана установленная книга. В память явления сей чудотворной иконы Знамения Божией Матери ежегодно в мае месяце совершается местным причтом крестный ход при значительном стечении народа за реку Хопёр, на место явления сей св. иконы, где сначала была устроена незатейливой архитектуры открытая часовенка-каплица с полками для поставления св. образов усердствующими христианами. У этой каплицы местное духовенство, по желанию христиан, служит молебен, поет акафисты ко Пресвятой Богородице ...». ВЕРСИЯ 3. Официальный материал этой версии представляет собой не сомнительное и вольное изложение событий с чьей-то подачи или лёгкой руки; он фиксирует исторический факт и документально подтверждает реальность существования живых лиц: Ирины Лазаревой и Анны Усачевой. Из Донской Духовной консистории Урюпинскому благочинному Никифору Стефанову было направлено распоряжение: «Донская Консистория слушала прошение граждан Урюпинской станицы от 21 сентября сего года, в коем изъясняет, что их станицы казачка Ирина Лазарева и казачья дочь девица Анна Усачева (ныне умершая), посвятив жизнь свою на служение Богу, избрали уединённое место с правой стороны реки Хопра, неподалеку от самой станицы, в урочище, называемом Каменный Баерак, и в выстроенной там от себя хижины, вели несколько лет самую лучшую отшельническую жизнь. В один летний день 1829 или 1830 года внезапно обеими в сказанном баераке, на ветви дерева, близ само-собой образовавшегося там колодезя, [была обнаружена икона], изображающая Богородицу с Предвечным Младенцем на руках, самого изящного письма. Считая себя недостойными приступить к Ней, они пригласили с собой некоторых благочестивых граждан, вместе с которыми немедленно отправились к означенному месту; но к общему всех удивлению, иконы на том месте не нашли.

http://pravicon.com/info-136

Новгород издревле имел свою собственную иконописную школу с богатыми традициями, унаследованными еще от греческих мастеров. С XIII века в этой области новгородские мастера становятся совершенно самостоятельными. Защитницей этого города была чудотворная икона Знамения Божией Матери. Неспокойным и тревожным был XII век для новгородских земель. В 1169 году разгорелась очередная великокняжеская усобица. Новгородцам пришлось защищаться от нападения соседей – суздальцев. Летопись повествует нам, как Владычица защитила Свой город. «Иди, – было передано от Нее повеление новгородскому епископу, – в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены и тогда узришь спасение города». Одна из вражеских стрел вонзилась в лик святой иконы, поднятой на городские стены. Внезапно икона отвернулась от нападающих и обратила свой священный лик, по которому текли слезы, к осажденному городу. Богоматерь не только милует, но и карает: на нападавших суздальцев средь бела дня напала тьма, и они в страхе отступили, теснимые новгородцами. Фрагмент иконы «Битва новгородцев с суздальцами» Почти два века чудотворная икона Богоматери «Знамение» стояла на Ильинской улице в деревянной церкви Спаса. В 1357 году ее перенесли во вновь построенную на той же Ильинской улице каменную церковь во имя Знамения. В 1566 году вспыхнул в Новгороде сильный пожар, охвативший много улиц. Никакими усилиями нельзя было остановить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, преклонив колени пред чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу Волхова. Скоро ветер подул в сторону реки, и пожар от этого стал утихать. В 1611 году Новгородом овладели шведы. Избивая новгородцев, они грабили их дома и храмы. Иконы они подвергали поруганию, а священные сосуды и утварь уносили. Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь , чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шведам, и никто из них уже больше не пытался войти в Знаменскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Явление иконы свт. Николая Чудотворца вел. кн. Димитрию Иоановичу на Угреше. Икона. XIX в. (ЦАК МДА) Явление иконы свт. Николая Чудотворца вел. кн. Димитрию Иоановичу на Угреше. Икона. XIX в. (ЦАК МДА) Постепенно война с Мамаем, Куликовская битва становились теми событиями в биографии Д. И., на к-рых сосредоточивалось внимание, в то время как др. ее стороны оставались в тени. Такой характер носит биография Д. И. в «Книге степенной царского родословия» - памятнике исторической мысли сер. XVI в. В ее вводной оригинальной части содержатся похвалы благочестию Д. И., желавшему в жизни подражать «многотрудному животу преподобных отец» и стремившемуся «равен мучеником быти», а также говорится, что его наставниками были выдающиеся подвижники: митр. Алексий, преподобные Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий. За исключением рассказа о построении Кремля все содержание биографии Д. И. ограничивается рассказом о войне с Мамаем, почерпнутым из «Летописной повести». В царствование Иоанна Грозного Д. И. получил почетное прозвище Донской, так же стали именоваться основанная князем накануне Куликовской битвы ц. Успения в Коломне и хранившаяся там икона Божией Матери (см. Донская икона Божией Матери ), к-рую царь взял с собой в Казанский поход 1552 г. В «Сказании об основании Троицкого мон-ря в Юрьеве» (село в Нижегородской губ. на р. Пьяне) рассказывается, что Иоанн Грозный, узнав во время похода о поражении передовых отрядов, решил вернуться в Москву, однако во сне увидел Тихвинскую икону Божией Матери и Д. И., Пресв. Дева приказала царю продолжить поход (Нижегородские ЕВ. 1890. 4. С. 153). Почиталась гробница Д. И. в Архангельском соборе. В «Степенной книге» говорится, что в правление вел. кн. Василия III Иоанновича «у гроба сего святопочившего самодержавнаго великаго князя Дмитрия» чудесным образом «свеща небесным огнем сама по себе возгореся и необычьным светом оба полы светяше», она горела, не сгорая, много дней; свеча сохранялась в соборе в 60-х гг. XVI в. (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 406). По сообщению Разрядной книги нач. XVII в., в 1524/25 г. свеча горела 6 дней (Разрядная книга 1475-1605. М., 1977. Т. 1. Ч. 2. С. 191).

http://pravenc.ru/text/178205.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010