16 августа Феодоровская икона Сведения о Феодоровской иконе Богоматери помещены под 14 марта. 17 августа Амартийская икона Амартийская икона Божией Матери называется еще Арматийской, и это последнее ее наименование более правильно, чем первое. Она находилась в Константинополе, в так называемой Арматийской обители, которая в настоящее время уже не существует. Место, где была расположена эта обитель, называлось «Арматиевы» или «в Арматиевых» и получило такое наименование от Арматия, воинского магистра, племянника тирана Василиска и современника императора Зенона (474—491 годах). Празднество чудотворной иконе Амартийской или Арматийской установлено в воспоминание избавления от волновавшей Восточную церковь ереси иконоборчества. Гефсиманская икона Иконы Богоматери, носящие такое наименование, имеются в Иерусалиме и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой лавры. 18 августа Сумельская икона Сумельская икона Божией Матери называется еще Одигитрией. Прежде она находилась в Греции, в городе Афинах. В конце IV beka преподобные Варнава и Софроний перенесли ее оттуда в Малую Азию, в страну Трапезонтскую, и поставили в пещерной церкви основанного ими монастыря Мела или Сумела, на Черной горе. Обитель эта и до сих пор существует, привлекая к себе хранящейся в ней иконой Богоматери немало поклонников из окрестных селений и ближайших к Трапезонту провинций Малой Азии, Тавриды и стран Прикавказских. 19 августа Донская икона С Донской иконой Богоматери соединяются многие светлые воспоминания из далекого прошлого в жизни нашего родного отечества. Кто не помнит, например, о битве русских войск с Мамаевыми полчищами? Именно во время этой войны великого князя Димитрия Иоанновича Донского с татарами все русски земли объединились под его знаменами. Пришли к нему на помощь и донские казаки. Они принесли с собой и икону Богоматери, взятую ими из Благовещенской церкви городка Сипотина. Этот образ был утвержден на древке, как хоругвь, и все время, пока продолжалась война, находился среди русских войск. Когда наступило 8 сентября 1380 года и предстояла славная и решительная битва с Мамаем на знаменитом Куликовом поле, тогда он был носим среди православных воинов для их ободрения. Трогательную картину описывает историк Карамзин: «Стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развеваемые легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким осенним солнцем; слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему»! и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее. Русские войска с верой в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские полчища.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

На оборотной стороне Донской иконы Божией Матери, которая, как предполагается, была написана знаменитым иконописцем Феофаном Греком, изображено Успение Божией Матери. В смысле иконописном это очень хорошо сохранившийся образ XIV века типа «Умиление». Богоматерь наклонила голову к Младенцу, сидящему на Ее правой руке и опирающемуся на Ее правое плечо. Ножки Богомладенца обнажены до колен. Икона выражает чувство радости, спокойствия и нежности, что создает совсем особое впечатление. В иконе видно зарождение новой русской иконописной традиции XIV века. Москва. Донской монастырь Праздник иконы: 19 августа ст.ст. 1сентября н.ст.) Икона Божией Матери «Казанская» Эта святая икона была обретена в 1579 году в Казани на месте сгоревшего дома. Матерь Божия указала во сне девятилетней девочке, где искать Ее икону. С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии будущий святейший патриарх Ермоген переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. В том же году с нее был сделан список и отправлен в Москву царю Ивану Васильевичу Грозному. В последствии, в 1594 году, святитель Ермоген составил сказание о явлении чудотворной иконы, совершившихся от нее чудесах и написал тропарь. B 1612 году, когда русское ополчение, вдохновленное на защиту родины призывом патриарха Ермогена и под водительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освобождало Россию от поляков, Казанская икона Божией Матери прибыла под Москву с ополчением из Нижнего Новгорода. Нижегородское ополчение встретилось с непреодолимыми трудностями: нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, но и отбить приближающиеся свежие польские войска и смирить разбой, пьянство и измену, господствовавшие среди своих, раньше прибывших под Москву казаков и ополченцев. Что делать? Благочестивые предки наши порешили положиться на милость Божию: после трехдневного поста и молитвы перед Казанской иконой Божией Матери пойти на штурм московского Кремля. Москва. Казанский собор на Красной площади

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе – чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Список с Донской иконы особо почитаем в храме, так как жившие в Тропарево сподвижники Дмитрия Донского и их потомки всегда считали ее своей заступницей. Каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю) Донская икона Божией Матери торжественно выставляется в честь своего праздника в храме перед верующими. Свое название она получила со времен битвы Дмитрия Донского с татарами. Донские казаки, прибывшие на помощь великому князю, принесли с собой икону Богоматери, взятую из Благовещенской церкви. Икона стала хоругвью русского войска и в день Куликовской битвы, в 1380 году ее носили среди православных воинов, воодушевляя их на победу. В память победы, одержанной на берегах Дона, икона названа Донскою. В XVI веке был установлен ежегодный праздник в честь этой иконы, который отмечается 19 августа. Дмитрий Донской перенес икону в Москву и поставил сначала в Успенском, а затем в Благовещенском соборе Кремля. Традиция почитания Смоленской иконы Божией Матери, называемой «Одигитрия», пришла в храм из Новодевичьего монастыря, в чьи владения, как уже упоминалось, входило Тропарево. Тропаревский список сделан, по всей видимости, с иконы XVII века. Глядя на него, невольно вспоминаешь сказания о чудотворной силе иконы. В 1398 году во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконой Смоленской Божией Матери князь Витовт благословил свою дочь Софью – супругу князя Василия Дмитриевича. Софьей перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Считается, что помогала она и во времена нашествия Наполеона. Накануне Бородинской битвы икону носили по русскому лагерю, чтоб укрепить молитвою воинов к великому подвигу. Особо чтимых списков с этой иконы насчитывалось когда-то более трех тысяч, они хранились как в церквях Москвы, так и в церквях других городов. Празднование иконы Смоленской Божией Матери было определено на 10 августа. В храме также хранится довольно редкая икона Анны Кашинской. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине XIII-ro столетия. После кончины мужа – великого князя Михаила Ярославовича она постриглась в монашество. Потом по просьбе своего сына, князя Василия Кашинского, переселилась в г. Кашин, в Успенский женский монастырь, где и приняла схиму под именем Анны. Своей праведной жизнью она снискала глубокое уважение современников и благоговейную память потомков. В 1649 г. собор в Москве причислил благоверную Анну Кашинскую к лику святых. Икона св. Анны Кашинской была подарена одной из прихожанок храма.

http://sobory.ru/article/?object=03292

В Царском Селе в 1909–1912 гг. был построен «Феодоровский Государев собор» в память явления Феодоровской иконы Божией Матери, с приделом во имя свт.Алексия митрополита Московского и с нижним пещерным храмом во имя преподобного Серафима Саровского . По воле императора Николая Второго работы по сооружению этого храма были произведены с особым уважением к древнерусскому искусству. Построен был этот храм по образцу московского Благовещенского собора в древнем его виде, и все убранство храма было выдержано в древнерусском стиле. В верхнем храме иконы и утварь были новые, но сделанные по древним образцам; пещерный же храм св. Серафима Саровского заключал в себе подлинно старинные иконы и утварь. Это имело большое общественно-воспитательное значение и свидетельствовало об особом покровительстве, которое император Николай II оказывал древнерусской архитектуре и иконописи. Феодоровский собор в Царском Селе Образ, находящийся сейчас в церкви Воскресения Христова на Дебре Костроме, есть первоначальный образ этой святой чудотворной иконы. В смысле иконописном это икона древнего византийского происхождения, типа «Умиление». Ее изображение близко к иконографии Владимирской иконы Божией Матери. Главным ее отличием является обнаженная левая ножка Младенца Иисуса Христа, Которого Богоматерь держит на Своей правой руке. Праздники иконы: 14/27 марта, 15/28 и 16/29 августа. Икона Божией Матери «Курская-Коренная» Обоснованием иконографического типа или композиции икон «Знамения» являются слова пророка Исаии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ). Во время нашествия Батыя на Русь город Курск и его область были до того разорены, что пришли в запустение и заросли лесом. Жители Рыльска нередко отправлялись туда на звериную ловлю. Один из них, ходя по лесу в 1295 году для охоты по берегу реки Тускары, увидел при корне дерева икону, обращенную лицевой стороной к земле. Он поднял икону и увидел, что это икона Знамения Божией Матери. В ту же минуту из земли показался источник воды на том самом месте, где лежала икона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Ниц лежали кроткие царицы, Преклонялись хмурые цари. В настоящее время вопрос о постоянном нахождении этой святыни не решен. По сложившейся практике икона эта, как и икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, переносится из Третьяковской галереи на время богослужения в храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. В смысле иконописания эта икона является произведением кисти поистине гениального художника. Ее иконный тип – «Умиление» – отличается тем, что Младенец тянется к Матери, охватывает Ее рукой, ласково к Ней прильнув. Левая нога Младенца согнута так, что видна подошва ступни – отличительная черта этой иконы. Владимирской иконе Божией Матери свойственен особенно выразительный и грустный взгляд. Красота тонко исполненного лика и выразительность взгляда настолько велики, что вполне воспринять их можно только перед самой чудотворной иконой. Прежде старались как можно реже прибегать к реставрации, особенно ликов святых: этим мы обязаны тому, что лики на Владимирской иконе Божией Матери восходят к XI веку. Праздники иконы: 21 мая ст.ст. (3 июня н.ст.); 23 июня ст.ст. (6 июля н.ст.) и 26 августа ст.ст. (8 сентября н.ст.). Икона Божией Матери «Смоленская» По преданию эта икона написана еще во время земной жизни Богородицы. Она – первая по времени прибытия к нам из византийских чудотворных икон. Один из летописных источников говорит, что император византийский Константин Мономах благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за князя Всеволода Ярославича. Впоследствии, перенесенная сыном Всеволода Ярославича Владимиром Мономахом из Чернигова в Смоленск, она прославилась в России как «Смоленская». Особенно широко по всей Руси стал распространяться иконографический тип иконы «Одигитрия Смоленская» после присоединения Смоленска к Московскому государству – с начала XVI столетия. Великий князь Московский Василий III в память освобождения Смоленска от Литвы построил в Москве Новодевичий монастырь, где находилась копия Смоленской иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Нужно ли нам после этих потрясающих свидетельств, после этого почти физического осязания первых десятилетий христианской эры еще доказывать, что православная иконописная традиция за двадцать веков не уклонилась в сторону с правильного пути? Что Бог , Тот Бог Истинный, Который «с человеки поживе», – изобразим, что и делается иконописанием; что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, как учили святые отцы. И что поклоняющийся иконе поклоняется изображенному на ней? Ничего не нужно! Ничего больше не нужно после того, как мы «вложили персты» и от святых Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита причастились к духоносному свидетельству Истины! Добавим разве только, что икона вполне становится иконою, т.е. предметом религиозного почитания, лишь через освящение. «Освящением проводится непроходимая грань между религиозной картиной, как бы она ни была высока по своему религиозному содержанию и художественным достижениям, и иконой, сколь бы она ни была скромна в этом отношении». «Освящается икона сия благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Требник). Вот что делает икону иконой! Грань между чудотворной и не чудотворной иконой не безусловная и не принципиальная, a лишь фактическая. В молитве из Требника на освящение иконы Божией Матери говорится: «И даждь ей силу и крепость чудотворнаго действия». Благодаря этому можно сказать, что каждая икона потенциально, через присутствующую в ней благодать, чудотворна. Проявляя чудеса, становясь чудотворной, икона из места прикровенного присутствия Божественной силы становится местом ее явления. Этим, так сказать, выявлением себя и отличается икона чудотворная от не чудотворной. В чудотворных Своих иконах Божия Матерь являет Свою близость к нашему миру, с которым Она живет одной жизнью и скорбит его скорбями, – «во успении мира не оставила еси, Богородице». Обратимся сейчас к непосредственному рассмотрению некоторых наших чудотворных икон Божией Матери и увидим, что приведенные слова из тропаря Успению о неоставлении Ею мира находят неисчислимые подтверждения в нашей отечественной истории. Икона Божией Матери «Владимирская»

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Преподобный Сергий Радонежский весьма чтил эту икону, и его келейной иконой был список «Одигитрии Смоленской». Эта святая икона участвовала во всех событиях нашей истории от времен татарских нашествий, войны с литовцами и поляками вплоть до войны с Наполеоном. Отступая от Смоленска, святую икону везла с собой артиллерийская рота полковника Глухова. Сам главнокомандующий Кутузов со всем войском молил Владычицу о помощи и спасении России. Накануне Бородинского сражения икону носили по военному лагерю и служили молебны. После войны 1812 года икона пребывала в Смоленском Успенском соборе вплоть до 1941 года. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году лишь сказано, что икона «пострадала от войны». Ныне чтимые списки Смоленской иконы Божией Матери находятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе и в Московском Новодевичьем монастыре. По характеру иконописания Смоленская икона Божией Матери – это «Одигитрия», «Путеводительница», относящаяся к самым древним образцам византийской иконописи. На ней образ Богоматери почти лишен движения: голова чуть повернута к Младенцу, правую руку Богоматерь держит перед Собой, левой поддерживает благословляющего Младенца. Голова Иисуса Христа – в фас, в левой руке Богомладенца – свиток. Праздник иконы: 28 июля ст.ст. (10 августа н.ст.). Москва. Новодевичий монастырь Икона Божией Матери «Знамение» Великий Новгород, господствовавший в свое время над севером Руси, расположен на берегах Волхова. Великий Новгород занимает видное место в нашей истории. Это был богатый торговый город, самостоятельный и самоуверенный, – «господин Великий Новгород». Он памятен нам и в связи со святым князем Александром Невским, победителем шведов на Неве и тевтонцев на Чудском озере. Исключительно выгодное местоположение не только избавило Новгород от татарского разорения, но и благоприятствовало его отношениям с Византией и Западом. Ha протяжении многих веков в нем созидалась самобытная русская культура, отличающаяся строгим и величественным в своей простоте стилем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В храм Спаса на Крови вернется редкая икона, подаренная ему в 1907 году 22.04.2024 16:38 Версия для печати Фото: catalog-photo.ru Санкт-Петербург, 22 апреля. Фонд государственного музея «Исаакиевский собор» приобрел с начала года 144 новых экспоната — иконы, живопись, графику, скульптуру, прикладное искусство, реликвии. Скоро к ним добавится икона Божьей Матери " Донская " , подаренная храму Спаса на Крови в 1907 году. Об этом сообщил директор музея Юрий Мудров на пресс-конференции в «Интерфаксе» во вторник 16 апреля, передает РБК Llife . Мудров рассказал, что музей приобретет «потрясающую икону Донской Божьей Матери, писанную на фарфоре, в серебряной раме» в ближайшее время. Эта икона была в 1907 году подарена храму Спаса на Крови, который был только возведен. Специалисты смогли найти ее и вернуть. Директор музея отметил, что экспонат «потрясающего художественного качества». По его словам, икона поступит в музей уже в мае, однако во время общения с журналистами представлена она не была. Также неизвестно, где долгое время находилась икона и как работникам музея удалось ее обнаружить. Издание «Петербургский дневник» добавило, что 144 новых экспоната будут распределены по трем филиалам государственного музея: Исаакиевского собора, храма Спаса на Крови (куда, вероятно, и отправится икона) и часовни-ризницы при этом храме. Дворец Зинаиды Юсуповой на Литейном проспекте пока получил только старинную фотографию Феликса Юсупова.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

После 1547 г. в чине местного ряда Б. с. появились иконы, оказавшие большое влияние на современников, в т. ч. икона «Четырехчастная». Она была написана псковскими мастерами по заказу свящ. Сильвестра, к-рый руководил восстановлением царского домового храма. Икона включала изображения неск. сюжетов, к-рые, судя по надписям, представляли иллюстрации к церковным песнопениям (от верхнего левого угла): «И почи Бог в день седьмый», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Приидите трисоставному Божеству поклонимся», «Во гробе плотски, во аде же с душею…». Эта икона вызвала критику со стороны государева дьяка И. М. Висковатого и стала предметом обсуждения на Соборе в 1553-1554 гг. Шуйская-Смоленская икона Божией Матери (XV в.) в раме с образами праматерей и пророчиц (кон. XVII — нач. XVIII в.) из местного ряда Шуйская-Смоленская икона Божией Матери (XV в.) в раме с образами праматерей и пророчиц (кон. XVII — нач. XVIII в.) из местного ряда В эпоху митр. Московского и всея Руси Макария и царя Иоанна IV иконное убранство Б. с., как и др. кремлевских соборов, к-рые пострадали в пожаре 1547 г., могло пополниться древними чтимыми иконами, привезенными из разных мест страны. Возможно, в это время в местном ряду появился образ «Спас на престоле» (1337?), в поздней надписи на иконе упомянуты вел. кн. Иоанн Калита и Новгородский архиеп. Моисей. После 1552 г. в домовый царский храм была поставлена двусторонняя икона «Богоматерь Донская» с «Успением» на обороте (посл. четв. XIV в.), принесенная из Успенского собора г. Коломны. Какой именно образ был храмовым в домовом царском соборе, неизвестно. Вероятно, это могла быть привезенная в ту же эпоху икона «Благовещение Устюжское» (нач. XII в.) из новгородского Юрьева мон-ря, взятая позднее в Успенский собор Московского Кремля (к нач. XVII в. находилась в местном ряду). Окончательное формирование совр. вида местного ряда относится к нач. XVIII в. В него вошли наиболее почитаемые иконы Б. с.: справа от царских врат - «Спас на престоле» (1337?; до 1680 находилась в левой части ряда; в описи 1703 названа чудотворной); храмовый образ «Благовещение с кондаки и с икосы» (созданная, вероятно, по заказу царя Михаила Феодоровича в 1-й четв.

http://pravenc.ru/text/149295.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010