Князь поставил икону во Владимире. С этого времени – 1160 года – святая икона стала именоваться иконой Божией Матери «Владимирской». В 1164 году икона Божией Матери «Владимирская» была с князем Андреем Боголюбским в походе против волжских болгар. Перед боем князь Андрей исповедовался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери, восклицал: «Всяк уповаяй на Тебя, Владычица, не погибнет!» Все воины вслед за князем со слезами приложились к иконе и, призывая в помощь Божью Матерь, спокойно шли в бой. Болгары были разбиты. После победы на поле сражения перед святой иконой было совершено молебствие. Во время этого богослужения в виду всего русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Так как в этот же день византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкрепленный этим знамением, разбил сарацин, то по общему согласию князя Андрея Боголюбского с императором был установлен 1 августа праздник «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня». B 1175 году князь Андрей Боголюбский был убит во время мятежа во Владимире. Город был во власти грабителей. Тогда один священник, Николай, понес по улицам икону Божией Матери, и мятеж утих. Были дивные чудеса и с самой иконой. В 1135 году соборный храм, где находилась икона Божией Матери Владимирская, сгорел дотла, но святая икона осталась совершенно неповрежденной. В 1237 году вместе с другими святынями чудотворная икона пострадала от нашествия татар, с нее была сорвана драгоценная риза, но сама она осталась цела и невредима. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. Великий князь Московский Василий Димитриевич отдал распоряжение принести икону Божией Матери Владимирской из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве икону ждала торжественная встреча. Крестный ход со всем духовенством Москвы, семья великого князя, бояре и московское население вышли за город на Кучково поле и, встретив икону, провожали ее до Успенского собора Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Немало сохранилось и других икон от того времени, замечательных в том или другом отношении. Одни из них были принесены к нам из Греции. Святой Алексий, митрополит Московский, привез из Константинополя после вторичного своего туда путешествия чудную икону Нерукотворенного Образа Христова и поставил ее в основанной им во имя этого образа Спасо-Андрониковой обители. Святой Дионисий, архиепископ Суздальский, долго пребывая в Константинополе, снял там две точных копии, с сохранением самого размера, с образа Пресвятой Богородицы — Одигитрии, находившегося в Софийском соборе, и одну из этих копий прислал (1381) в суздальский собор, а другую — в нижегородский Преображенский, последняя уцелела доселе. Преподобный Арсений Коневский, еще до основания им обители проживший три года на святой горе Афонской, принес оттуда с собою (около 1393 г.) икону Божией Матери, данную ему на благословение афонским игуменом Иоанном, икона эта как чудотворная доныне чтится в Коневском монастыре . Другие иконы напоминают нам достопамятные лица или события из отечественной истории, а некоторые чтутся притом как чудотворные. Таковы: а) икона Благовещения Пресвятой Богородицы Устюжская, пред которой молился (1290) святой Прокопий Устюжский, когда силою молитв своих отклонил от Устюга страшную каменную тучу, находящаяся ныне в московском Успенском соборе ; б) икона Пресвятой Богородицы Владимирская, писанная святителем Петром Московским еще в бытность его игуменом Ратского монастыря на Волыни и поднесенная им тогда (около 1301 г.) Русскому митрополиту Максиму; ныне находится во владимирском кафедральном соборе ; в) икона Успения Пресвятой Богородицы и г) икона Петровской Богоматери, писанные тем же святителем Петром и находящиеся в московском Успенском соборе ; д) икона Всемилостивого Спаса, поднесенная Новгородскому владыке Моисею в 1325 г., после рукоположения его во епископа святым Петром, митрополитом Московским и е) икона Божией Матери Донская, сопутствовавшая великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому на Куликовом поле. Последние две находятся ныне в московском Благовещенском соборе . Здесь же можно упомянуть и об иконе Божией Матери Максимовской, которая написана была по видению, бывшему во сне митрополиту Максиму в 1299 г., когда переселился он из Киева во Владимир, и висит ныне во владимирском Успенском соборе над тем местом, где погребен этот первосвятитель; а также — об иконах Пресвятой Богородицы Одигитрии и святителя Николая, бывших келейными преподобного Сергия Радонежского и ныне находящихся при его раке, и о чудотворном образе Божией Матери Одигитрии, который принесен был преподобным Кириллом Белоезерским из Москвы на Белоозеро и оставлен в наследие основанной им здесь обители .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Гребневская икона Божией Матери в иконостасе Гребневской ц. Фотография. 20-е гг. XX в. (ГНИМА) Гребневская икона Божией Матери в иконостасе Гребневской ц. Фотография. 20-е гг. XX в. (ГНИМА) Рассказ о поднесении образа вел. кн. Димитрию Донскому после Куликовской битвы близок к преданию о происхождении Донской иконы, к-рая, согласно сказанию кон. XVII в., была подарена тому же князю донскими казаками (в этом отношении сказание о Г. и. аналогично позднейшему сообщению о перенесении в 1395 г. в Москву Боголюбской иконы Божией Матери , «повторявшему» соответствующий эпизод истории Владимирской иконы Божией Матери ). Возможно, сказание о Г. и. по неизвестным ныне причинам повторяет сказание о Донской иконе, в к-ром получило развитие более раннее предание о связи этого образа с Куликовской битвой. Первоначальный смысл именования иконы «Гребневская», к-рое, как и название Донской иконы, было зафиксировано еще во 2-й пол. XVI в., неизвестен; по аналогии с названием «Донская» к кон. XVII в. оно могло быть истолковано как указание на связь иконы с гребенскими казаками и событиями времени вел. кн. Димитрия Донского. Из сказания известно о принадлежности иконы московскому великокняжескому дому и ее связи с походом на Новгород в 1471 г., поэтому нельзя исключить ее московского или новгородского происхождения. В пользу последней версии свидетельствуют иконографическое сходство чудотворного образа с нек-рыми новгородскими иконами Божией Матери, в т. ч. с вывезенной в Москву при Иоанне IV Гефсиманской (Иерусалимской) иконой Божией Матери , а также встречающиеся в лит-ре сведения об основании ц. Успения на Бору новгородцами и предположение о новгородском происхождении топонима «Лубянка». Однако замечание Н. П. Кондакова о том, что после раскрытия в 1917 г. Г. и. «оказалась прямо итало-критского письма» ( Кондаков. Рус. икона. 1933. Примеч. 1. С. 208),), позволяет предположить, что это могла быть греч. икона, попавшая в Москву после приезда Софьи Палеолог и переданная Иоанном III в храм на Лубянке.

http://pravenc.ru/text/166423.html

Небольшая икона Успения Б. М. над царскими вратами имеет следующую надпись; «Изображение и мера с чудотворного образа Успение Пресвятой Богородицы; обретается в Киево-Печерской лавре, над царскими вратами. Явилась в 6593 (1085) году». За правым клиросом, на боковой стене, Тихвинская икона Божией Матери, почитаемая как чудотворная. Икона древняя, в серебряной вызолоченной, с таковым же венцом, ризе, весом в 9 фун. 81 золот. За левым клиросом иконы: св. Николая, в серебряной вызолоченной ризе; Неопалимой Купины, в серебряной вызолоченной ризе, со следующей надписью: «1803 года месяца ноября 1-го числа вризи весу 10 ф. 1 з., цена за фунт 36 рублей итого сумы 350 руб». Икона поступила из Николо-Сапожковской церкви. Небольшая икона Распятия и Благовещения и святителей Николая и Спиридона с частями св. мощей 132 . В трапезе иконы Божией Матери; 1) Абалакская Знамения, в серебряной вызолоченной чеканной ризе, древнего письма, бывшая храмовая Знаменского придела Николо-Сапожковской церкви; 2) Иверская и 3) «Всех Скорбящих Радость», над аркой, в серебряной вызолоченной ризе. В приделе св. Николая местные иконы из Николаевской, в Сапожках, церкви, все в серебряных вызолоченных ризах. Образ Спасителя в царском одеянии, в короне, со скипетром в левой руке и с благословляющей правой, поясной. На ризе по сторонам, на особых накладках, надписи: вверху слева: «Верен и истинен и правосудны и воинственный, очи же ему еста яко пламень огнен, и на главе его венцы мнози»; справа: «Имы имя написано, еже никто же весть, такмо он сам и облечен в ризу червлену кровию и нарицается имя его»; ниже, слева: «из уст его изыде оружие остро»; справа: «да тем избиет языки» 133 . Внизу иконы, с левой стороны, вырезана надпись: «1803 го месеца маия 1 числа, вризи весу 15 ф. 64 з., цена за фунт 38 рублей»; с правой стороны: «итого сум. всей 596 р. 66 коп». Образ Знамения Б. М., Храмовой образ св. Николая, меньшего сравнительно размера, вставлен в вызолоченную доску. Донская икона Б. М., в особом киоте, в серебряной вызолоченной ризе, с таковым же венцом. Убрус был, но ныне нет. Внизу на ризе следующая надпись: «1771 году октебря дня церквы Николая Чудотворца, что у Старого Каменного мосту, тоя же црквы при свещеннике Андрее Максимове на образ Тонской Пресвятой Богородицы сделана сия риза, весу 7 ф. 47 зол. фунтов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В смутное время, когда не было на Руси законного царя и на престол вступали самозванцы, в Кострому отправилось посольство из знатных людей. Шли они в Ипатиевский монастырь, куда боярыня Марфа Иоанновна удалилась со своим сыном Михаилом. Костромское духовенство и московские послы шли к монастырю крестным ходом с иконой Божией Матери Феодоровской. Долго отказывались мать и сын, шесть часов уговаривали их, и только когда святитель Феодорит, архиепископ Рязанский, обратился к Михаилу Феодоровичу со словами: «Не противься, Государь, воле Божией; не мы предприняли сей подвиг, Сама Пречистая Матерь Божия возлюбила тебя», — только тогда при благословении матери согласился Михаил на царствование. Было это в 1613 году 14 марта (по старому стилю), с  того времени принято праздновать Феодоровской иконе Божией Матери кроме 16 августа ещё и 14марта. Когда-то эта икона находилась в Городце Нижегородской губернии, но Батый при нашествии разрушил Городец, и икона скрылась. Однажды в 1239 году на другой день праздника Успения Божией Матери, 16 августа, костромской князь, будучи на охоте, обнаружил её в лесу на сосне… Совершив молебен, духовенство в сопровождении множества народа поместило икону в соборном храме в честь святого великомученика Феодора Стратилата. Поэтому она и называется Феодоровской. Не однажды храмы, где находилась эта икона, горели. Но икона чудесным образом спасалась от огня, а храмы отстраивались заново. Все цари дома Романовых любили икону Феодоровской Богоматери и поклонялись ей как своей покровительнице. Любит эту икону и простой народ. В Костромской области и по сей день Феодоровская икона «своя», и увидеть её можно во многих домах хоть в городе, хоть в деревне. Пресвятая Богородица незримо простирает Свой молитвенный Покров над всей Русской Землёй и неоднократно являла Свою чудесную помощь в святых Своих иконах. Иконы Божией Матери: Владимирская, Донская, Казанская, Тихвинская не раз спасали Россию от иноземных врагов и поработителей. Икона Божией Матери, именуемая «Державной», явилась в страшные дни, положившие начало уничтожению тысячелетнего православного царства. 2/15 марта 1917 года в самый день отречения от престола последнего русского государя Николая II яbuлacь она в подмосковном селе Коломенское — древней вотчине русских царей.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Под воздействием палящего южного солнца и влажного морского климата защитный слой оплавился, а образ совершенно потемнел. Позже, когда рядом с часовней был построен Никольский собор, икону с почти неразличимым изображением поместили в алтаре храма на внутренней стороне иконостаса. В 1935 г., в день праздника «Николы вешнего», церковный сторож заметил некий блеск на иконе и проявившуюся золотую полоску, а затем, в течение нескольких дней наблюдал вместе с диаконом как икона постепенно " проявлялась " . К началу июня было уже хорошо видно прежде утраченное изображение Николая Чудотворца, о чем и было сообщено настоятелю храма архиепископу Владимиру (Тихоницкому). В честь обновления храмового образа был отслужен благодарственный молебен, а специалисты подтвердили, что икона не испытала человеческого вмешательства. Обновившийся чудом образ святого Николая стал почитаться одной из главных святынь собора, к нему прибегали все страждущие чада Русской Церкви, оказавшиеся в рассеянии. 2) Икона Божией Матери " Всецарица " . Этот очень редкий старинный образ конца 17-го века школы Симона Ушакова был подарен собору частными благотворителями в день праздника иконы 31 августа 2016 г. Известный всему миру чтимый афонский список иконы Всецарицы прославлен многочисленными чудесами исцелений, особенно онкологических заболеваний. Прославились и его списки, находящиеся в разных странах, в том числе в Москве. 3) Чтимая Казанская икона Божией Матери располагается у южного клироса (справа от иконостаса). 4) Икона преподобного Серафима Саровского с частью камня, на котором молился подвижник, расположена в северном приделе. 5) Икона благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицами мощей. 6) Мощевик Киево-Печерских преподобных отцов. 7) Донская икона Божией Матери, вышитая рукой сестры св. страстотерпца Царя Николая великой княгини Ксении Александровны, располагается в южном приделе. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение 20 января 2010 года Россия выиграла долгую тяжбу с православной ассоциацией Ниццы, управлявшей Свято-Николаевским собором более 80-и лет, и, хотя договор аренды истек еще в 2008 году, продолжала отстаивать свои права на владение собором.

http://sobory.ru/article/?object=00633

Несколько лет назад чудотворная икона была возвращена Русской Православной Церкви и сейчас она находится в Софийском кафедральном соборе города Новгорода. Икона Знамения в смысле иконописном – «Оранта», то есть «Предстоящая», с молитвенно поднятыми руками; на груди Богоматери – диск или медальон с полуфигурой Христа-Эммануила, благословляющего правой рукой, а левой держащего свиток. Праздник иконы: 27 ноября ст.ст. (10 декабря н.ст.). Икона Божией Матери «Феодоровская» Первые сведения об этой иконе восходят к XII веку и связаны с памятью святого великомученика Феодора Стратилата – воина, пострадавшего и обезглавленного за веру во Христа в IV веке. Предание говорит, что святой Феодор Стратилат неоднократно приносил эту святую икону людям после татарских разорений. Потому-то ее первоначальное название – Феодоровская. После построения в Костроме специально для этой иконы Успенского собора с приделом в честь святого Феодора Стратилата она стала известна как Феодоровская-Костромская. «Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома». Эта чудотворная икона связывается в русской истории с избранием на царство Михаила Феодоровича Романова. В те знаменательные дни, когда после долгой смуты собрался всероссийский собор для избрания царя, в Ипатьевский монастырь (около Костромы), где укрывался Михаил Феодорович, отправилось посольство, чтобы просить его на царство. Посланники несли с собой из Москвы Владимирскую икону Божией Матери, а в Костроме взяли с собой и Феодоровскую икону Божией Матери. Предстали они перед матерью юного Михаила, старицей Марфой, и просили ее отпустить сына на царство. После первого отказа матери, ссылавшейся на молодость Михаила, архиепископ Рязанский взял в руки икону Божией Матери и обратился к Марфе и Михаилу со следующими словами: «Для чего же иконы Пресвятой Владычицы шествовали с нами в далекий путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери склонитесь на милость и не прогневайте Господа Бога». Против таких слов старица Марфа не смогла устоять: она упала перед Феодоровской иконой на колени и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего. Наставь его на путь истинный, на благо себе и отечеству!» Так перед этой иконой был избран первый царь из дома Романовых.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Грузинская икона Божией Матери первоначально находилась в Грузии. Она была захвачена персами в 1622 году, когда персидский шах Аббас пленил грузинскую землю. Впоследствии ее купил бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Григория Лыткина Стефан Лазарев. Во сне Лыткин получил от Бога откровение о драгоценности, приобретенной Стефаном, и приказание отправить ее в Красногорский мужской монастырь Архангельской епархии. По прибытии в Россию икона была помещена в Черногорскую обитель. Впоследствии монастырь переименован Красногорским. В дремучих лесах икона прославилась многими чудотворениями. В 1654 году, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была туда и Грузинская икона, с которой тогда же был снят точный список, поставленный в храме Троицы в Никитниках близ Варварских ворот. Смертоносная язва прекратилась.   Справка : Процесс возвращения церковных святынь начался в 90-е годы ХХ века, когда Русской Церкви было возвращено множество храмов, монастырей и движимого имущества. В 1996 году был принят Закон " О музейном фонде и музеях в РФ " , по которому, в частности, все иконы, находящиеся в государственных хранилищах как часть музейного фонда РФ, не подлежат отчуждению. То есть все, что находится в музеях, не может быть передано Церкви. А там, как известно, находятся выдающиеся святыни Русской православной Церкви: Владимирская и Донская иконы Божией Матери в Третьяковской галерее, в Ярославском художественном музее находилась Толгская икона Божией Матери, которая раз в год по разрешению светских властей и по запросу Церкви привозилась в Толгский монастырь на богослужения, посвященные этой иконе, а затем увозилась обратно. Был составлен договор между монастырем и музеем об ответственности за временное хранение. В нем прописывались и некоторые ограничения – например, не выносить икону в крестный ход во время дождя. В 2003 году ярославский музей вернул Русской Православной Церкви Толгскую Икону Божией матери. В Великом Новгороде уже в начале 1990-х годов, благодаря согласию местных властей и инициативе архиепископа Новгородского Льва, Церкви были возвращены мощи святителя Никиты Новгородского, а Софийский собор передан в совместное пользование Церкви и местного музея. Церкви также передана в пользование древнейшая святыня Великого Новгорода – икона Знамения Божией Матери. Она выставлена перед главным иконостасом Софийского собора в специальном киоте, защищающем ее от неблагоприятного температурного воздействия и от возможных актов вандализма. Тем самым она открыта для поклонения и в то же время выставлена как музейный экспонат.

http://pravoslavie.ru/17771.html

Изображение Богоматери поясное, Христос сидит на Ее левой руке, вполоборота повернут к Богоматери, которую благословляет поднятой правой рукой, кисть левой руки Его опирается на поставленный на колено свиток, ступни ног до половины укрыты хитоном. Изобразительный канон Елеуса ( " Умиление " ) сложился в Византии в XI веке. Особенное распространение получил вариант иконы, где Богородица держит на руках Сына, припавшего к Ее щеке; склонив голову, Мария поддерживает Младенца, обнявшего Ее шею. В этой композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. К иконам Умиление относятся Владимирская, Волоколамская, Донская, Федоровская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Ярославская, Взыскание погибших, Почаевская и др. Древнейшим на Руси образом Богоматери Умиление является Владимирская икона (см. выше). С возвышением Москвы в конце XIV века икона перемещается из Владимира в новый духовный и политический центр и становится национальной святыней, с нее сделано множество списков. Икона почитается как покровительница и защитница России. В XVII веке иконописец Симон Ушаков пишет икону " Богоматерь - древо Государства Московского " . В центре иконы образ Владимирской Богоматери, как прекрасный цветок на древе, которое поливают митрополит Петр и князь Иван Калита, заложившие основы Московской государственности. На ветвях дерева подобно плодам - изображения святых подвижников. Около Успенского собора, из которого вырастает дерево, стоят тогда здравствовавшие государь Алексей Михайлович и царица Ирина " со чады " . Симон Ушаков увековечил и прославил палладиум Русской земли - Владимирскую икону Богоматери; это единственная икона, удостоившаяся такой чести. В 80-е годы XX века в Софрино Московский иконописец пишет " Древо патриархов " , где вновь прославляется икона Владимирской Богоматери. В Успенском соборе Киевской лавры хранилась икона Игоревской Божией Матери, ее можно определить как Умиление оплечное, она представляет собой основную часть иконы Богоматери Владимирской, отличие состоит в отсутствии изображения левой руки Младенца, обнимающей шею Богоматери. Первообраз иконы относится к середине XII века, к ней обратил молитвы перед смертью великий князь Киевский Игорь Ольгович, подвизавшийся уже в схиме и смертельно раненый киевлянами в 1147 году. Игорь Ольгович вспоминается как страстотерпец наравне со святыми Борисом и Глебом, памятником его молитвенных стояний служит Игоревская икона Божией Матери, перед нею молящиеся ищут утешения в скорбях.

http://pravicon.com/text-15

С 4 по 8 ноября в Москве пройдет IX церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства» 25 октября 2010 г. 19:25 С 4 по 8 ноября 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в центральном выставочном зале «Манеж» г. Москвы пройдет IX церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства». Выставка-форум приурочена к двум праздникам, которые отмечаются 4 ноября в России: государственному — Дню народного единства и церковному — Казанской иконы Божией Матери. Выставка-форум является центральным событием празднования Дня народного единства в России и самым масштабным в России церковно-общественным проектом. Форум призван объединить усилия Русской Православной Церкви, светской власти, общественности по сохранению и развитию традиционных духовных ценностей отечественной культуры, искусства и нравственности, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, консолидации российского общества. Основная тема выставочного проекта 2010 года — «Народы-победители: вместе в истории, вместе в будущем». В дни работы форума в Москве будет пребывать один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы — чудотворная икона Божией Матери «Жировицкая» , которая будет принесена из Белоруссии. Принесение святынь и чудотворных икон на выставку-форум «Православная Русь» является уже традицией. В прошедшие годы на выставку были доставлены Донская икона Божией Матери (2004 г.), Феодоровская икона Божией Матери (2006 г.), мощи Митрофана Воронежского (2007 г.) Великорецкая икона Николая Чудотворца (2008 г), Почаевская икона Божией Матери (2009 г.). Торжественное открытие выставки-форума состоится 4 ноября 2010 года, в 12.00. В мероприятии примут участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, представители органов государственной власти, видные общественные деятели. После открытия выставки состоится встреча Святейшего Патриарха Кирилла с лауреатами и участниками международных и всероссийских творческих конкурсов детей и юношества. Выставка будет открыта для посетителей: Аккредитация СМИ на открытие выставки-форума будет проводиться пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси. Информация о начале аккредитации будет опубликована позже на официальном сайте Русской Православной Церкви. Программа выставки-форума Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1305299.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010