Не удалось извлечь искомое из базы (((

В Большом соборе чудотворная Донская икона Божией Матери - чтимый список с чудотворного образа (подлинник всегда находился в Благовещенском соборе Московского Кремля). Адрес : 117419, г. Москва, Донская площадь, 1 (м. «Шаболовская») Подробнее... Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (Москва) [ править править код ] Монастырь основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Согласно летописям 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесёный из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. В память избавления от нашествия на месте сретения чудотворного образа Богородицы был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы. Первоначальные постройки монастыря не уцелели. Сохранившийся пятиглавый собор монастыря (единственный уцелевший в XX веке храм) построен в 1679 году иждивением царя Феодора Алексеевича; южный придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 году. Адрес: 103031, Россия, город Москва, улица Большая Лубянка, дом 19, строение 1 (ст. м. Сретенский Бульвар) Телефон: 8 (495) 623-34-44 , 8 (495) 628-78-54 Проезд: от станций метро " Сухаревская " , " Лубянка " , " Тургеневская " , " Трубная " пешком около 10-15 минут. Подробнее... Покровский женский монастырь (Москва) [ править править код ] В 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем Романовым в память своего родителя — Патриарха Филарета, усопшего на Покров Пресвятой Богородицы, были выделены земли и заложен храм на месте, где раньше находилось кладбище бездомных и странников. Поэтому поначалу именовался монастырь Божедомским (на Убогих Домах). Достраивалась обитель при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, на которых стояли дома, где сдавалось жильё. Потому в простонародье монастырь стали называть «комнатным».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

4 сентября 1997 года, накануне празднования 850-летия Москвы, на Тульской площади был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому. 17 марта 1998 года на Тульской площади была освящена часовня в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Она воссоздана по новому архитектурному проекту близ места, где была первоначальная часовня, снесенная после революции и имевшая 300-летнюю историю. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба, разные мастерские. На территории Свято-Данилова монастыря располагается Отдел внеш них церковных сношений. При монастыре действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории обители, о новомучениках и исповедниках российских, о традициях старчества в Русской Православной Церкви. Донской ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, Донская пл., д. 1 (м. «Шаболовская»). Основание Донского монастыря связано с чудесным избавлением Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Главный стан русско го воинства, защищавшего столицу, располагался тогда между Серпуховской и Калужской дорогами. В центре его возвышалась походная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В этом храме пребывала Донская икона Божией Матери, овеянная древними преданиями, связанными с победой на Куликовом поле. 4 июля произошло первое столкновение с противником. Врага удалось отбросить, но опасность не миновала. Гирей стоял у стен Москвы. В тот день царь Феодор Иоаннович сказал одному из приближенных, что ночью «поганые побегут» от русской столицы. И действительно, на рассвете Казы-Гирей бежал, бросив обозы и награбленную добычу. В память о чудесном событии государь основал монастырь. На том месте, где стояла походная церковь, в 1591–1593 годах был построен каменный храм, ныне это Малый собор Донского монастыря. Большой собор построен в 1684–1698 годах в стиле нарышкинского барокко. Стены и башни обители возводились с 1686 по 1697 год. Над северными вратами обители была построена церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1713–1714 годы). Строительство колокольни над западными вратами монастыря велось под наблюдением трех знаменитых русских зодчих: с 1730 по 1733 год колокольню строил Д. Трезини, в 1749-м – Д.В. Ухтомский, а достраивал архитектор А.П. Евлашев в 1750–1753 годах.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

И пока еще в деле негромки, и пока еще не на скаку сквозь листву проступают потомки над Непрядвой в засадном полку. И шепну я потомкам: «Я с вами…» – у лошажьих трепещущих морд, и я встану к потомкам под знамя, под его куликовский развёрт… Читайте также — Куликово поле: 12 картин 9. Легенда о Донской иконе Одной из самых почитаемых святынь на Руси была, есть и будет Донская икона Божией Матери. По преданию, икону преподнесли князю Димитрию Донскому донские казаки перед Куликовской битвой. Князь молился перед ней накануне сражения. Донская икона Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески Кстати, это едва ли не самое раннее свидетельство о донских казаках и об их участии в русской истории. В этой легенде многое недостоверно исторически. Но предание подчас важнее задокументированной истории. Важнее для душ человеческих. В это верили наши предки. 10. Дмитрий Донской. Память о героях Немало храмов в Москве и на Дону связано с памятью о Куликовской битве. На поле Куликовом в 1911 году архитектор Алексей Щусев возвел храм Сергия Радонежского. Неподалеку с 1848 года стоит замечательный памятник – чугунный обелиск, созданный по проекту Александра Брюллова. Храм Сергия Радонежского. Фото: Максим Евдокимов В Москве есть храм Всех Святых на Кулишках. Князь Дмитрий построил его в память о Куликовской битве. Напоминает о героях и московский Симонов монастырь. Там не раз останавливался преподобный Сергий Радонежский. И неудивительно, что там похоронены святые воины Пересвет и Ослябя. До наших дней, увы, сохранились немногие постройки Симонова монастыря. Напоминают о подвигах и храмы Св. Димитрия Донского – в Бутырках, в Бутове, на бульваре, названном в честь князя… А похоронен благоверный князь в кремлевском Архангельском соборе. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/knyaz-dmitriy-donskoy-...

В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в рус. традиции Умиление ), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска ц. Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская , Толгская , Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и буд. страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе - чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В рус. традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска мон-ря ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; икона из мон-ря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной , представленной обычно в типе Одигитрии (фреска ц. Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (рус. икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, к-рые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в повороте на 3/4. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в ц. вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса , а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика ц. вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина мон-ря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского мон-ря во Пскове, XII в.; мозаика ц.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Упразднен советской властью в 1926, возвращен РПЦ в нач. 1990-х. В 1993 бывшему Высоко-Петровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья. Архитектурный ансамбль хорошо сохранился. Адрес: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2 Телефоны: +7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам); +7 903 670 64 74 (паломническая служба, Максим Лазарев) Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00. Подробнее... Донской мужской монастырь (Москва) [ править править код ] Донской монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади. Ближайшая станция метро — «Шаболовская». Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо. При монастыре действует гостиница. В Большом соборе чудотворная Донская икона Божией Матери - чтимый список с чудотворного образа (подлинник всегда находился в Благовещенском соборе Московского Кремля). Адрес : 117419, г. Москва, Донская площадь, 1 (м. «Шаболовская») Подробнее... Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь [ править править код ] Заиконоспасский монастырь основан царем Борисом Годуновым в Москве в 1600 г. Первое упоминание о нём в исторических документах относится к 1635 г. Известно, что располагался Спасский монастырь на Никольской улице за иконным рядом, где можно было выменять икону - отсюда название " Заиконоспасский " . Позднее монастырь стал известен как «учительский» благодаря созданной в его стенах просветительской школе, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию - первое высшее учебное заведение в России, давшее начало Московской духовной академии. Адрес: 103012, г. Москва, ул. Никольская, д. 7. корпус 9. Телефон: +7(495) 921 03 78 Подробнее... Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (Москва) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Москва_(монаст...

Чудотворная Грузинская икона Божией Матери , согласно сказанию, была вывезена из Грузии во время завоевания ее шахом Аббасом I, а в 1625 г. выкуплена у персов Стефаном Лазаревым - приказчиком ярославского купца Григория Лыткина. В 1629 г. Лыткин послал образ в Черногорский (Красногорский) мон-рь на р. Пинеге под Архангельском. В настоящее время местонахождение первообраза неизвестно, но в 1654 г. во время эпидемии чумы его привозили в Москву, где по случаю чудесного выздоровления сына по молитве перед иконой купец Гавриил Евдокимов заказал список с нее, который был поставлен в центральном иконостасе Троицкой ц. в Никитниках, где находится и в наст. время. В Крестовоздвиженской ц. Алексиевского мон-ря на Пречистенке с 1654 г. также была известна чудотворная Грузинская икона Божией Матери (XVII в.?). После закрытия мон-ря она была перенесена в Воскресенскую ц. в Сокольниках. Еще один почитаемый список из Покровской ц. на Воронцовом поле в наст. время находится в ц. во имя св. Мартина Исповедника на Таганке. «Благовещение Московское икона Божией Матери» - чудотворный образ на стене Благовещенской ц. на Житном дворе в Московском Кремле. Согласно сказанию, образ чудесно возник на стене башни-тюрьмы, в которую был безвинно заключен некий воевода, помилованный после явления «самописанного» образа. В 1731 г. к башне была пристроена Благовещенская ц., а явленная икона оказалась внутри нее - на южной стене за правым клиросом. В XVIII-XX вв. «самописанная» икона была одной из самых прославленных московских святынь. Согласно описям ц. Благовещения (1831 и 1871), икона (190×120 см) была исполнена на штукатурке масляными красками. Храм с образом разрушен в 1932 г. Донская икона Божией Матери издревле почиталась как защитница от вражеского нашествия. В царствование Иоанна IV Грозного вел. кн. блгв. Димитрий Иоаннович стал именоваться Донским, так же стали называть заложенную им перед Куликовской битвой Успенскую ц. в Коломне (1379-1382) и хранившуюся в ней икону Пресв. Богородицы (XIV в.). Перед ней молился Иоанн IV, выступая в 1552 г. в казанский поход (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). После победы образ стал гос. святыней и был перенесен в Благовещенский собор Московского Кремля. Во время Ливонской войны царь Иоанн IV брал его с собой в Ливонский и Полоцкий походы. Царь блгв. Феодор Иоаннович молился перед образом о спасении столицы от войск крымского хана Казы-Гирея (1591), в память о чем был основан Донской мон-рь, имевший список образа. Икона помогла царю Алексею Михайловичу отбить нападения крымских татар на Украину (1646), кн. В. В. Голицыну - в Чигиринских (1677-1678) и в Крымских (1687 и 1689) походах, царю Петру I - при взятии Азова (1696). В XIX в. почитались чудотворными список из Донского мон-ря (1591-1598) и список «с летописью» (1668) работы Ушакова из Малого собора Донского мон-ря. Первообраз из Благовещенского собора после раскрытия из-под записей в 1914-1919 гг. поступил в ГИМ, а с 1930 г. хранится в ГТГ.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Митрополит вышел с духовенством к чтимому образу иконы Божией Матери «Донская», где и состоялась запись его обращения. Икона Божией Матери «Донская» Мои личные впечатления от услышанного были следующие: именно так должен реагировать и говорить пастырь Церкви в подобных ситуациях. Надо отметить, что донской архиерей был одним из первых лидеров в захваченном городе, кто адресовал своё слово к воинам, вошедшим в Ростов, и к жителям города. Очень проникновенным было увещевание к людям, которые захватили город. Митрополит обратился к ним и напомнил о том, что подавляющее большинство из них являются чадами Церкви, все они – наши соотечественники. И если была допущена роковая ошибка, то всё же есть ещё возможность принять единственно правильное решение – не допустить непоправимого. Это сохранит жизни многих людей и избавит от разрушения наш город. По-особенному сильно звучали слова тропаря: «Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави…». Все понимали – Пречистая здесь и слышит нас Все понимали – Пречистая здесь и слышит нас. Митрополит поднялся к иконе и, стоя рядом с Ней, обратился со своим словом. После все стали на колени перед чтимым образом Богоматери, и митрополит прочел молитву. Надо отметить, что во время молитвы люди плакали, и не только прихожане, но и те, кто выполнял свою работу – журналисты. Бывают ситуации, в которых человек отходит от своего привычного молитвенного правила и погружается в такую МОЛИТВУ, которая не может быть не услышана… Это была именно такая ситуация. Все разъехались по домам, но томительное ожидание непоправимого не оставляло. Через несколько часов после призвания заступничества Пречистой все услышали сообщение о том, что войска, занявшие город, уходят. Кто-то из бывших на том молебне сказал, что это какая-то мистика! Я же убеждён, что мы стали свидетелями реального действия Бога в нашей жизни. Мы ощущали молитвы тех, кто возносил их в разных уголках нашей страны: за монастырскими стенами, в храмах, в домах…

http://pravoslavie.ru/154527.html

На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме. Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место. Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку. Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.

http://pravoslavie.ru/1920.html

16 августа Феодоровская икона Сведения о Феодоровской иконе Богоматери помещены под 14 марта. 17 августа Амартийская икона Амартийская икона Божией Матери называется еще Арматийской, и это последнее ее наименование более правильно, чем первое. Она находилась в Константинополе, в так называемой Арматийской обители, которая в настоящее время уже не существует. Место, где была расположена эта обитель, называлось «Арматиевы» или «в Арматиевых» и получило такое наименование от Арматия, воинского магистра, племянника тирана Василиска и современника императора Зенона (474—491 годах). Празднество чудотворной иконе Амартийской или Арматийской установлено в воспоминание избавления от волновавшей Восточную церковь ереси иконоборчества. Гефсиманская икона Иконы Богоматери, носящие такое наименование, имеются в Иерусалиме и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой лавры. 18 августа Сумельская икона Сумельская икона Божией Матери называется еще Одигитрией. Прежде она находилась в Греции, в городе Афинах. В конце IV века преподобные Варнава и Софроний перенесли ее оттуда в Малую Азию, в страну Трапезонтскую, и поставили в пещерной церкви основанного ими монастыря Мела или Сумела, на Черной горе. Обитель эта и до сих пор существует, привлекая к себе хранящейся в ней иконой Богоматери немало поклонников из окрестных селений и ближайших к Трапезонту провинций Малой Азии, Тавриды и стран Прикавказских. 19 августа Донская икона С Донской иконой Богоматери соединяются многие светлые воспоминания из далекого прошлого в жизни нашего родного отечества. Кто не помнит, например, о битве русских войск с Мамаевыми полчищами? Именно во время этой войны великого князя Димитрия Иоанновича Донского с татарами все русски земли объединились под его знаменами. Пришли к нему на помощь и донские казаки. Они принесли с собой и икону Богоматери, взятую ими из Благовещенской церкви городка Сипотина. Этот образ был утвержден на древке, как хоругвь, и все время, пока продолжалась война, находился среди русских войск. Когда наступило 8 сентября 1380 года и предстояла славная и решительная битва с Мамаем на знаменитом Куликовом поле, тогда он был носим среди православных воинов для их ободрения. Трогательную картину описывает историк Карамзин: «Стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развеваемые легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким осенним солнцем; слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему»! и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена» перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее. Русские войска с верой в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские полчища.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010