Девятнадцатый день. Поучение 1-ое. День празднования Донской иконе Богоматери. (История праздника и нравственные уроки, преподаваемые им: а) никогда не должно терять веры и б) молитва имеет великую силу). I. Чудотворная Донская икона Божией Матери, день празднования которой совершается ныне, находится в Донском монастыре, что близ Москвы, – так называемом по имени самой иконы и в честь ее устроенном. Особенность этой чудотворной иконы Божией Матери сравнительно с другими чудотворными Ея иконами та, что на ней представлен Богомладенец Иисус Христос с хартиею в руке, как символом, т.е. внешним знаком – божественной мудрости. Кто был писатель этой св. иконы, и когда именно была она написана, не известно. Известно только то, что она написана давно, что она существовала уже во 2-й половине 14-го века, и находилась первоначально в Донской области в церкви Благовещения, в каком-то Сиротином городке и уже тогда была очень чтима в сердце православных. Из Сиротина городка взяли этот образ донские казаки в свой стан, когда, по просьбе великого князя Московского Димитрия Донского, шли на помощь ему против грозных полчищ татарских и их грозного предводителя Мамая в 1380 году. Поход против Мамая, как известно, был первою решительною и необычайною попыткою со стороны русских свергнуть с себя страшное и тяжкое иго татарское, которое тяготело над русским народом уже около полутораста лет. Поход этот был предпринят с благословения великого святителя русской земли митрополита Московского Алексия и славного угодника Божия того времени – преподобного Сергия Радонежского. Главный вождь этого похода, великий князь Димитрий Донской, выступил на необычайное дело только с надеждою на Бога и на заступление Царицы небесной. И донцы шли в этот поход с великою верою в заступление Царицы небесной, и потому, вместо знамени, впереди себя несли на высоком древке чтимую ими икону Божией Матери, взятую из Соротина городка, из Благовещенской его церкви. Во все время войны с татарами Донская икона находилась среди русского православного воинства; находилась она в стане русских воинов и во время ужасной куликовской битвы (между реками Доном и Непрядвою).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поздравление председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского Кирилла с Днем православного казачества 30 августа 2013 г. 17:30 В преддверии Дня православного казачества председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл поздравил казаков с праздником. Дорогие братья казаки! 1 сентября в Москве в Донском монастыре состоятся торжества по случаю праздника Донской иконы Божией Матери, который по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси является Днем православного казачества. Сердечно поздравляю вас с нашим общим праздником! Донские казаки, пришедшие на помощь православному воинству и передавшие в дар чудотворный образ Пресвятой Богородицы великому князю Димитрию накануне сражения, именуемого в истории Куликовской битвой, навеки связали себя общей судьбой с горячо любимым Отечеством и верой православной. С тех пор к помощи Донской иконы Божией Матери русские государи и обычные люди обращались, когда ветер истории приносил в наш общий дом раздор и конфликты. Когда святая готовность к священной жертве ставила плечом к плечу русских воинов, казаков, всех служивых людей, и после тяжелых потерь с обеих сторон враг бежал под натиском огромной силы духа, мужества народного, заступничества Пресвятой Богородицы. У казачества непростая история. За верность Богу, Церкви Православной, за верность присяге и Отечеству казаки пострадали, наверное, как ни одно российское сословие. Но воспитание патриотизма, героического духа, сохранение духовных устоев, когда нормой жизни всегда было правило «один за всех и все за одного», когда строго соблюдались законы казачьего братства, взаимовыручки, когда превыше всего ставилась защита униженных и оскорбленных, борьба со злом и несправедливостью, — не вытравлено временами богоборчества, все это продолжается и поныне. А, значит, основа религиозной жизни казаков сохраняется и с Божией помощью крепнет в их семьях. Донская икона это образ любви, отдающей себя «за други своя». Через него дарует Матерь Божия чудесную силу каждому, кто решился стать воином Христовым в духовном поединке. В этой битве никто не останется в стороне, каждый должен сделать свой выбор. В этот день 1 сентября Донская икона Божией Матери находится среди тех, кто молитвенно обращается о покровительстве и защите Отечества нашего, об умножении любви и веры среди воинства, среди всех русских людей. В этот светлый, торжественный день от всей души желаю всем вам, дорогие братья казаки, и вашим близким крепости душевных и телесных сил, благодатного содействия Божия в ваших трудах во славу Русской Православной Церкви и процветания нашего Отечества. Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/178374.htm...

Местные жители рассказали отцу Поликарпу, что эта икона из разоренного и взорванного большевиками пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска, и что последним настоятелем монастыря был игумен Поликарп. Не зная названия обретенного образа, итальянцы называли икону «Madonna del Don» («Донская Мадонна»). В Альпийском корпусе вскоре все узнали об этой святой находке и стали приходить к иконе помолиться о своем спасении. Многие потом были твердо уверены, что уцелели в тех страшных боях лишь  благодаря  помощи Божьей Матери – Мадонны дель Дон. После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года, не смотря на явную угрозу окружения, остатки итальянского корпуса, водимые иконой Мадонна дель Дон, сумели благополучно покинуть пределы России и вернуться в Италию. Многие ветераны альпийского корпуса вспоминали удивительное милосердие, которое являли им русские женщины, жившие в селах на их пути в Италию. Большинство итальянцев были обморожены и не имели еды. И если бы не доброта и помощь русского населения, они бы все погибли. Ветераны до сих пор помнят русское слово «картошка», ибо это была единственная еда в русских селениях того времени. Капеллан Поликарпо принес «Донскую Мадонну» в Италию, в Местре (материковая часть Венеции), где специально для нее была устроена часовня. У этой иконы до сих пор в сентябре месяце собираются ветераны, родные и близкие как участников тех событий, так и всех итальянских солдат, погибших в той страшной войне. В подлинности этой истории мы сумели убедиться, прибыв в Венецию с нашим чудотворным образом. На молебне у стоящих рядом этих двух удивительных икон присутствовали, как наши православные прихожане, так и итальянцы, среди которых было много седых стариков. Это была очень важная встреча. Важная для умягчения наших сердец,  ожесточенных страшным XX веком. Две иконы Икона «Донская Мадонна» из русского Белогорского монастыря ныне украшена богатым серебряным окладом, на котором отчеканены розетки со сценами тех событий 1943 года. По обеим сторонам иконы стоят стеклянные чаши, в которых хранится вода Дона и земля с Дона. И горят многочисленные неугасимые лампады.

http://pravmir.ru/ikona-umyagchenie-zlyx...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Донской ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, Донская пл., д. 1 (м. «Шаболовская»). Основание Донского монастыря связано с чудесным избавлением Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Главный стан русско го воинства, защищавшего столицу, располагался тогда между Серпуховской и Калужской дорогами. В центре его возвышалась походная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В этом храме пребывала Донская икона Божией Матери, овеянная древними преданиями, связанными с победой на Куликовом поле. 4 июля произошло первое столкновение с противником. Врага удалось отбросить, но опасность не миновала. Гирей стоял у стен Москвы. В тот день царь Феодор Иоаннович сказал одному из приближенных, что ночью «поганые побегут» от русской столицы. И действительно, на рассвете Казы-Гирей бежал, бросив обозы и награбленную добычу. В память о чудесном событии государь основал монастырь. На том месте, где стояла походная церковь, в 1591–1593 годах был построен каменный храм, ныне это Малый собор Донского монастыря. Большой собор построен в 1684–1698 годах в стиле нарышкинского барокко. Стены и башни обители возводились с 1686 по 1697 год. Над северными вратами обители была построена церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1713–1714 годы). Строительство колокольни над западными вратами монастыря велось под наблюдением трех знаменитых русских зодчих: с 1730 по 1733 год колокольню строил Д. Трезини, в 1749-м – Д.В. Ухтомский, а достраивал архитектор А.П. Евлашев в 1750–1753 годах. Многие драматические события русской истории не обошли стороной Донской монастырь. В 1612 году он стал жертвой гетмана Ходкевича. Позднее у стен обители русские полки дали отпор казакам гетмана Сагайдачного, действовавшего на стороне польского королевича Владислава. В 1771 году во время чумного бунта в монастыре был убит народом архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) (погребен в старом Донском соборе), убравший от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные в надежде на исцеление, и здоровые в надежде уберечься от заразы. Народ углядел в этом злой умысел, и скрывшийся в Донском монастыре архиепископ был убит. После подавления бунта его убийцы были повешены на Красной площади по приказу Екатерины II.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Богородицы. М., 1904. С. 284). Донская икона Божией Матери. Кон. XIV в. (ГТГ) Д. и. выделялся среди икон Благовещенского собора исторической и художественной ценностью, редкими по размеру и качеству самоцветами и жемчугом. В описи 1680 г. перечисление его частей и приклада занимает неск. листов (Переписная книга. 1873. С. 4-5). Золотой чеканный оклад XVII в. был изготовлен согласно традициям XV-XVI вв. Он включал венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами и крупными жемчужинами на «спнях» (стержнях); подвешенные к венцу «рясы» на 8 нитях из кафимского жемчуга; 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины («плащи») с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. Кроме того, к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота) (все с драгоценными камнями и жемчугом). Приклад иконы представлял собой сокровищницу древних святынь. К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть животворящего древа Господня», др. кресты и панагии - св. мощи. Не имевшее аналогов обилие мощевиков было связано «с памятью о царских сродниках» ( Стерлигова. 2003. С. 66-68; она же. 2006. С. 163-164). Оборот иконы с образом Успения Богоматери имел гладкий серебряный оклад с резными серебряными золочеными венцами. Под иконой висела пелена из золотного бархата «по червчатой земле», с крестом, состоящим из 24 серебряных золоченых дробниц. Чудотворный образ помещался в увенчанном крестом деревянном, обложенном золоченым серебром киоте с затворами. «В возглавии» его украшали изображения Деисуса, праздников и пророков; на затворах - «Благовещения» и 4 евангелистов; «на столпцах, по сторонам» - образы великомучеников, преподобных отцов, юродивых и особо чтимых рус. святых, а также святых, соименных членам царской семьи.

http://pravenc.ru/text/178950.html

Патриаршее слово после Божественной литургии в Большом соборе Донского монастыря 1 вересня 2006 р. 17:08 В день празднования Донской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Алексий II совершил литургию в Большом соборе Донского монастыря. После литургии Святейший Патриарх обратился к присутствующим с праздничным словом: Я сердечно благодарю архипастырей, которые вместе со мной совершали Божественную литургию в храме Донской иконы Божией Матери в день ее празднования. Я благодарю пастырей —- священнослужителей, которые также сегодня разделили с нами службу Божию. Поздравляю всех вас, братья и сестры, с престольным праздником Донской обители — с днем, когда мы особо чтим Донской образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Наименование «Донская» эта святая икона получила после Куликовской битвы, когда, по преданию, войска святого благоверного князя Димитрия Донского приняли эту святыню, и она пребывала среди воинов на протяжении всего сражения. Сегодняшний же праздник установлен в честь и память сохранения Москвы от нашествия полчищ крымского хана, которое произошло в 1591 году. Донская икона Божией Матери тогда присутствовала в ополчении московском, и на месте ее пребывания впоследствии был построен храм, а затем заложена обитель в честь чудотворного образа Богородицы, именуемого Донским. Это было в 1593 году. Сегодня мы отмечаем престольный праздник Донской обители и имеем возможность молиться перед чудотворной Донской иконой Божией Матери, памятуя о том, как наши предки и во времена Куликовской битвы, и в 1591 году при нашествии вражием упование и надежду свои возлагали на предстательство Пречистой Богоматери. Так же и мы на своем жизненном пути должны возлагать свое упование на Матерь Божию и прибегать к заступлению Пресвятой Богородицы, Которая своей материнской любовью укрепляет нас во всех наших трудах, являясь заступницей усердной всего рода христианского. Я поздравляю причастников с принятием Святых Христовых Таин. Пусть же каждый из вас унесет благословение Царицы Небесной в свой дом, в свои семьи, своим близким и родным. Пусть теплота любви Богоматери согревает наши хладные сердца на протяжении всей нашей земной жизни. С праздником всех Вас! Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203509...

Приделы, трапезная и колокольня пристроены уже в конце 17 века. Некогда собор был украшен фресками, среди которых имелось прижизненное изображение Бориса Фёдоровича Годунова. При первых Романовых Донской монастырь, как " годуновский " , благосклонностью царей не пользовался и в 1650 году был даже лишён самостоятельности и приписан к Андреевскому монастырю. Но при царевне Софье Алексеевне (1657-1704), в конце 17 века, Донской монастырь стал одним из главных столичных монастырей. В 1684-1698 годах на его территории возвели огромный " Новый " , или " Большой " , собор, также во имя Донской иконы Богоматери. Он строился на средства царевны Екатерины Алексеевны (1658-1718), сестры Петра I Алексеевича (1672-1725). Собор окружает крытая галерея, сделанная в 1717 году. Внутри собор производит очень торжественное впечатление, чему немало способствует резной иконостас в шесть ярусов, изготовленный в конце 17 века в стиле московского барокко. Расписывал собор живописец А. Клаудо по эскизам известного зодчего В. Баженова. В Большом соборе Донского монастыря хранилась Донская икона Божией Матери. Существует предание, будто эту икону подарили некие донские казаки Дмитрию Ивановичу Донскому перед Куликовской битвой, но это не более, чем красивый вымысел. Двустронняя икона Донской Богоматери (на обратной стороне изображено " Успение Богоматери " ) написана в 1370-1380-х годах либо Ф. Греком, либо высоко одарённым новгородским мастером, испытавшим влияние Ф. Грека. На лицевой стороне иконы изображена " Богоматерь Умиление " она же Донская Богоматерь. Донскую Богоматерь чтили как защитницу Отечества. Достоверно известно, что икону брал с собой Иван Васильевич Грозный (1530-1584) в поход под Казань. Перед ней молились в 1591 году, во время нашествия крымских татар, а в 1598 году патриарх нарёк перед ней на царство Бориса Фёдоровича Годунова. Первоначально икона хранилась в Благовещенском соборе Московского Кремля. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. Стены и башни монастыря сооружены в 1686-1698 годы на средства дьяка Новгородского приказа Якова Аверкиевича Кириллова.

http://sobory.ru/article/?object=02994

Однако совершенно очевидно, что Благовещенский деисус и «Донская» созданы в одной мастерской, что это единый круг художников, которые работали вместе и не один раз, Не исключено, что некоторые из них друг у друга учились, хотя, в любом случае, они использовали какой-то общий набор сходных приемов. Согласно распространенной в последнее время версии, Благовещенский деисус происходит из Успенского собора в Коломне, и потому датируется 1392 годом – поскольку именно под этой датой летопись сообщает о «подписании» храма. Исходя из того, что как минимум с 1395 года основными художественными работами в Москве руководил Феофан Грек, исследователи не исключают, что он мог быть также главой той артели, которая тремя годами раньше трудилась в Коломне. Но это всего лишь предположение, потому что ни его имени, ни имени другого главного мастера летопись не сообщает. Кроме того, считалось, что происходящая из того же Успенского собора Донская икона Божьей Матери могла быть создана одновременно с этим иконостасом. Четких технологических признаков, указывающих на эту одновременность, мы не нашли, и поэтому кажется более вероятным, что один из мастеров этой артели получил заказ на икону Богоматери уже по возвращении в Москву. Заказчицей могла выступать княгиня Евдокия, которая, вероятно, пожелала присоединить этот образ к уже созданному комплексу – в воспоминание о своем муже, князе Дмитрии Ивановиче и об одержанной им победе на Куликовом поле. Между прочим именно память о таком исходном предназначении образа могла впоследствии трансформироваться в предание о том, что сама икона была с Дмитрием Донским на Куликовском поле. Характерно, что оборот иконы Богоматери Донской делал совсем другой мастер, видимо, новгородец по происхождению. В нашей книге есть отдельный раздел, в котором сравниваются приемы живописи на лицевой и обратной сторонах, и окончательно доказывается, что над ними работали совершенно разные художники. Новый интересный факт, но не сенсация! — Почему о том, что автор икон Звенигородского чина и автор «Троицы» — разные художники – ученые говорят широкой общественности с опаской и с оговорками. Есть сомнения?

http://pravmir.ru/kak-issledovali-ikonyi...

И донцы шли в этот поход с твердой верой в заступление Царицы Небесной, и потому, вместо знамени, впереди себя несли на высоком древке чтимую ими икону Божией Матери, взятую из Сиротина городка, из Благовещенской его церкви. Во все время войны с татарами Донская икона находилась среди русского православного воинства; находилась она в стане русских воинов и во время ужасной куликовской битвы (между реками Доном и Непрядвою). Благодарение Богу, заступлением Царицы Небесной, победа осталась на стороне русских; татары в первый раз были разбиты русскими и прогнаны; владычество их над Русью поколебалось. Приписывая успех свой силе Божией и заступлению Царицы Небесной, русские с чувством живейшей радости благодарили Бога и Матерь Божию за одержанную над врагами своими победу; с особенным благоговением отнеслись они к Донскому образу Богоматери, пред которым во все время войны усердно молились. В уважение к великому князю Московскому Димитрию Ивановичу, прозванному Донским за одержанную им победу на берегах реки Дона, донцы предложили великому князю в дар свой образ Богоматери. Разумеется, образ был принят великим князем и народом Московским с великою честью и благодарностью. Этот образ торжественно перенесен был в Москву и поставлен сначала в Успенском соборе, – а по сооружении собора Благовещенского перенесен в этот последний; с того времени этот образ стал известным под именем Донского образа и всегда пользовался глубочайшим благоговением всего православного русского народа. Пред ним усердно молились – и простой народ, и бояре, и князья, особенно во время трудных обстоятельств жизни. При царе Феодоре Иоанновиче было положено основание монастырю на том месте, на котором в его походном храме стоял Донской образ Божией Матери, и наименован был этот монастырь Донским. В монастыре был устроен каменный храм и в него была перенесена Донская икона Богоматери. Собором святителей русских установлено было и ежегодное празднование 19-го августа в честь Донской иконы Божией Матери, «бывшего ради милосердия от святыя Ее иконы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Несмотря на то, что монастырь относится к музею и является историческим наследием города, в храмах этого монастыря Москвы проводятся службы. Адрес монастыря: Москва, проезд Новодевичий, 1 Донской монастырь Донской монастырь всегда окружали легенды и удивительные события. Летом 1591 года Москва была встревожена грядущим нашествием Крымского хана. Целый день у брода через Москва-реку шел страшный бой. Там же была чудотворная икона Донской Божией Матери, которая по преданию помогала еще воинам Кукликовской битвы. Согласно древнему преданию, Крымский хан бежал благодаря молитве перед Донской иконой и заступничеству Богородицы. Так, на месте русского стана, возник Донской монастырь. Борис Годунов построил главный собор монастыря. Чудотворная Донская икона Божией матери с тех пор считается покровительницей и заступницей Москвы. От стен города, благодаря помощи Богородицы, бежал и Тамерлан, и другие захватчики. В монастыре идет прекрасная тихая жизнь, вдали от шума большого города. Монастыри Москвы называют обителями милосердия и цветниками учености. Донской монастырь – яркий представитель самых прекрасных монастырей Москвы. Одним из главных православных чудес монастыря считается удивительная находка мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Всегда приятно прогуляться рядом с прекрасным монастырем в тени липовых деревьев и яблоневого сада и отдохнуть от суеты, помолиться в прекрасных храмах монастыря и полюбоваться чудесными видами. Адрес монастыря: Москва, пл. Донская, 1 Новоспасский монастырь Новоспасский монастырь называют первой обителью Москвы. Он расположен на Таганке. У каждого монастыря своя история и свои святые, но этот монастырь действительно считается особым. Раньше его называли «Спас на Новом», и монастырь стал наследником двух других древнейших обителей. Одна из них была основана еще в XIII веке князем Даниилом Московским, сыном благоверного князя Александра Невского. На месте этого монастыря сейчас расположена Даниловская обитель. Другой монастырь Спаса Преображения, которому суждено было стать первой иноческой обителью города.

http://pravmir.ru/monastyri-moskvy/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010