При наступлении дня татары с ожесточением устремились на русские войска, и целые сутки бились с ними, но вдруг были устрашены невидимой силой и обратились в бегство, оставив на поле сражения множество убитых, раненых и весь свой стан. В этом же 1591 году был основан Донской монастырь на том месте, где среди воинов во время битвы стояла Донская икона. В монастырской церкви была поставлена чудотворная икона и установлен 19 августа ежегодный праздник в честь сей иконы Божией Матери, в память бывшей чудесной помощи от неё русскому войску, с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь. В Софрониевой пустыни имеется чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы Она принесена сюда в 1733 году донским казаком Коловертовым. Казак обещал пожертвовать её в пустынь, но не спешил сделать это и заболел головой. Сама Пресвятая Богородица, явившись во сне одной благочестивой вдове Татиане, повелела объявить Коловертову, чтобы он исполнил свой обет, и обещала ему выздоровление. И он, лишь начал собираться в пустынь с иконой, получил исцеление. Молитва пред иконой, именуемой «Донская» О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, люди же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злые сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Храм прп. Иоанна Лествичника соседствует с церковью Александра Свирского. Он возводился в 1896—97 годах как часовня-усыпальница семьи Терещенко. В 1898 году часовня была переоборудована в церковь. Небольшая, нарядная, она является ярким образцом псевдорусского стиля в отечественной архитектуре. Кроме перечисленных выше храмов, в монастыре также есть: Церковь свт.Тихона, Патриарха Всероссийского (с нижним храмом Вячеслава Чешского) (1998) Церковь вмч.Георгия Победоносца (2000) Церковь св.кн.Александра Невского (2006) Часовни [ править править код ] - Часовня-усыпальница Левченко - Часовня-усыпальница Простяковых - Неизвестная часовня-усыпальница - Водосвятная часовня Святыни [ править править код ] Иконы Божией Матери “Феодоровская” и “Знамение” Донская икона Божией Матери [ править править код ] Список с Донской иконы Божией Матери, созданный в конце XVI века для Донского монастыря. Находится в Большом соборе Торжествуя победу над татарами, Дмитрий Донской заложил в Коломне собор в честь Успения Божией Матери. (Коломна была главным городом его княжества, а кроме того, именно здесь, в Коломне, собирались русские войска перед Куликовской битвой.) В 1382 го¬ду собор освятили, а спустя семь лет, на тридцать девятом году жизни, князь Димитрий скончался, и дальнейшее попечение об Успенском соборе легло на плечи его вдовы и старшего сына — великой княгини Евдокии Дмитриевны и великого князя Василия I. В 1392 году по их заказу собор был расписан фресками. И, видимо, примерно в это же время для Успенского собора создавалась Донская икона Божией Матери. Кто автор этой дивной иконы? Точного ответа мы, увы, не имеем. Но совершенство ее исполнения говорит о том, что над ней работал выдающийся мастер. И здесь — учитывая время создания Донского образа Богоматери — в первую очередь, приходит на память Феофан Грек. Более полутора столетий Донская икона Пресвятой Богородицы находилась в Успенском соборе Коломны. В 1552 году, перед походом на Казань, в Коломне останавливался Иван Грозный и здесь молился перед Донской иконой. В летописном рассказе, повествующем об этом, Донской образ Пречистой впервые связывается с Куликовской битвой и победой Дмитрия Донского над Мамаем.

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

Затем на плацу перед кадетским корпусом состоялось торжественное построение воспитанников учебного заведения по случаю праздника Донской иконы Божией Матери и Дня российского казачества. На построении присутствовали главы и духовенство Донской и Астраханской митрополий, представители региональной власти и городской администрации, преподаватели корпуса, воспитанники и их родители, казаки Всевеликого войска Донского. С приветственным словом к присутствовавшим обратились митрополит Меркурий, митрополит Никон, временно исполняющий обязанности губернатора Астраханской области Игорь Бабушкин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Анатолий Сафронов, атаман Всевеликого войска Донского казачий генерал Виктор Гончаров. В рамках торжеств впервые состоялось вручение исторических хоругвей Астраханского казачьего войска казачьим взводам кадетского корпуса. Реликвии переданы с целью сохранения и приумножения воинских традиций астраханского казачества и воспитания учащихся корпуса в духе верности идеалам патриотизма и исторической памяти казачества. На основании приказа взводам корпуса переданы Чероноярская, Камышинская, Саратовская, Царицынская и Красноярская хоругви. Ранее они принадлежали казачьим сотням, принимавшим участие в Отечественной войне 1812 года, русско-турецких войнах и казачьим полкам Войска Донского, охранявшим территорию России и поддерживающим порядок в губерниях. Реликвии юным кадетам вручили Игорь Бабушкин, Анатолий Сафронов, Виктор Гончаров, Константин Маркелов, председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов. Построение завершилось торжественным маршем воспитанников кадетского корпуса. Затем представители ростовской делегации посетили Астраханский кремль. Во время экскурсии их сопровождали митрополит Никон и клирики Астраханской митрополии. Чтимый образ иконы Божией Матери «Донская» создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и освящен в Третьяковской галерее, где хранится чудотворный образ Донской иконы Богородицы. Список иконы выполнен мастерами художественно-реставрационных мастерских московского Данилова ставропигиального монастыря . Оклад иконы также является точной копией исторического. 6 мая 2015 года точный список почитаемого образа Донской иконы Божией Матери принесен в Ростов-на-Дону, где был торжественно встречен и передан в Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Ежедневно перед иконой совершаются молебны, чтимый образ доступен для поклонения верующих.

http://patriarchia.ru/db/text/5494144.ht...

В Донской монастырь г. Москвы принесена чудотворная Донская икона Божией Матери 31 августа 2022 г. 20:47 31 августа 2022 года, в канун праздника Донской иконы Пресвятой Богородицы, в Донском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы торжественно встретили чудотворный образ Божией Матери XIV века, принесенный из Государственной Третьяковской галереи — места его постоянного хранения с 1930 года. Одна из самых почитаемых на Руси икон и древний монастырь исторически неразрывно связаны: обитель основана в 1593 году в память избавления Москвы от войска хана Казы-Гирея, победа над которым была одержана заступничеством Богоматери по молитвам пред Ее образом. Традиция пребывания иконы в Донском монастыре в день престольного праздника обители сложилась в начале 1990-х годов и была нарушена один раз — в прошлом году — из-за проводившихся реставрационных работ. У крыльца Большого Донского собора святыня была встречена наместником монастыря, председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополитом Каширским Феогностом , насельниками обители и почетным караулом Семеновского полка. Затем образ был помещен в специальную витрину с оптимальными условиями для его сохранности. Сразу после размещения иконы владыка Феогност совершил малую вечерню с чтением акафиста перед чудотворным образом. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Гурьевский Даниил и братия обители в священном сане. Планируется, что Божественную литургию 1 сентября возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Начало богослужения в 9.30. Донская икона Пресвятой Богородицы будет находиться в соборе до 10.00 2 сентября. «Доставка образа является комплексным процессом, в который вовлечен широкий круг специалистов: команда реставраторов и хранителей музея, группа технических специалистов, которые занимаются разработкой витринных комплексов, сотрудники монастыря. Участие большого числа высококвалифицированных специалистов позволяет гарантировать должную степень безопасности и сохранности святыни», — отметила главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Т.С. Городкова.  Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5955749.ht...

Православная стенгазета 35 (141) В номере: Больше, чем можно представить. Священник Димитрий Шишкин о Царствии Небесном, Евангельское чтение: Притча о злых виноградарях. Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова, Донская икона Божией Матери, Простые вопросы. Почему церкви не открыты ночью? Почему в храме нет сидячих мест? 31 августа, 2012 В номере: Больше, чем можно представить. Священник Димитрий Шишкин о Царствии Небесном, Евангельское чтение: Притча о злых виноградарях. Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова, Донская икона Божией Матери, Простые вопросы. Почему церкви не открыты ночью? Почему в храме нет сидячих мест? В номере: — Больше, чем можно представить. Священник Димитрий Шишкин о Царствии Небесном — Евангельское чтение: Притча о злых виноградарях. Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова — Донская икона Божией Матери — Простые вопросы. Почему церкви не открыты ночью? Почему в храме нет сидячих мест? Выпуск от 31 августа 2012 года. Скачать Открыть — Архив А в вашем храме уже есть приходская стенгазета? Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

В конце XVIII - начале XIX века в Донском храме велись значительные работы по украшению его интерьеров: в 1785 году ярославский столяр Федор Зеркальников сделал резной иконостас в придел Артемия Веркольского, в 1806 - в центральный храм. Большой вклад в благоустройство внес живописец Андрей Денисов: в 1786-1798 годах он поновлял многие старые иконы, в 1803–1806 - выполнял стенное письмо в церкви, в 1808-1811 - писал новые иконы для иконостаса. Особо чтимой в приходе являлась икона Донской Богоматери. В 1899 году Донская церковь была «почти вся вновь перестроена» одним из владельцев Ярославской Большой мануфактуры А.А. Карзинкиным, израсходовавшим на ее расширение около 50 000 рублей. Донская церковь находилась на городской окраине, часть ее прихожан являлась жителями Бутырской и Донской слобод, а другая часть - крестьянами окрестных деревень, поэтому со времени основания храм имел двойственный статус. В одних источниках значится, что «оная церковь приписана к городским по благословению Преосвященного Авраама… Приход у нее - бутырские жители, притом и несколько деревень»; в других она числится в Ярославском уезде. Только в конце XIX века церковь была окончательно причислена к IV благочинному округу города, но и позднее в официальных документах именовалась как Донская в селе Новофедоровском Ярославского уезда. Донской церкви принадлежала деревянная часовня на Донском кладбище, устроенная в 1905 году. С 16 ноября 1896 года в храме служил священник Константин Григорьевич Наумов, вместе с Федором Петровичем Успенским он основал журнал «Приходская жизнь» в 1898 году, но 23 декабря 1905 вышел из состава редакции. Донское приходское попечительство значится в Объединенном попечительстве закоторосльных церквей с момента образования последнего. На средства прихода содержались две церковно-приходские школы - одна городская в Донской слободе, другая сельская - в деревне Осовых. Ежегодно неподалеку от Донской церкви, на Бутырском лугу, проводился трехдневный весенний праздник солнца - «Солонины», который жители всей закоторосльной части почитали «священным долгом посетить». Подобные праздники являлись отголоском язычества, они устраивались и в других русских городах, только назывались по-иному: в Костроме и Твери - Ерилы, во Владимире - Юнины, в Нерехте - Конюковки. Название праздника произошло от слова солнце (солон). Он совершался весело, оживленно. Любопытно отметить, что в начале XX века ярославцы уже не помнили, что они праздновали в эти дни. Вот как корреспондент местной газеты «Голос» объяснил происхождение слова: «Старики говорят, что в былые годы в это время здешние мясники начинали засаливать туши (для солонины) и этот торжественный момент проводили в веселии и питии».

http://sobory.ru/article/?object=20766

Из святынь храма главной святынею являлась уже упоминаемая Донская икона Божией Матери, стоявшая в центральном иконостасе с левой стороны от царских врат. 19 августа, в престольный праздник, ежегодно было огромное стечение народа. Все молящиеся считали священным долгом отслужить перед этой иконой молебен Царице Небесной – Донской Божией Матери. Рядом с храмом находилось местное церковное кладбище. Здесь по правую сторону от алтаря храма, в родовом склепе, был похоронен благотворитель и почётный гражданин г. Астрахани М.М. Башкин. Также на кладбище находился гранитный памятник над могилою наказного атамана Астраханского Казачьего войска генерал-майора барона Ивана Ивановича Ливенштерна. Со старых времён в Донской церкви был заведён обычай совершать крестный ход вокруг всей станицы на второй день Святой Пасхи. Обычай этот, обходить с иконами вокруг всей станицы, был перенят от находившегося поблизости Покрово-Болдинского монастыря, где тоже с артосом и иконами обходили вокруг стен обители только в первое воскресение после Пасхи. После революционных событий 1917 года Донская церковь, несмотря на все попытки обновленцев захватить её, оставалась за православной общиной верующих. Здесь долгое время служили священники о. Григорий Таптыков и о. Григорий Иванов. Когда начались повальные аресты духовенства в 1937-1938 годах, о. Григорий Иванов ушёл на покой и стал работать маляром где-то в гражданской организации. Отец Григорий Таптыков остался при храме, продолжая служить, несмотря на угрозу ареста и на непосильный налог. Поэтому местные власти никак не могли найти предлог, чтобы подобраться к храму и закрыть его. Лишь после смерти священника, последовавшей в 1939 году, власти закрыли храм и обратили его в слесарную мастерскую. А вскоре после этого Донская церковь и вообще была снесена. Из книги «Астрахань. Храмы и монастыри». Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян). Изд. «Новая линия», Астрахань, 2002. http://uspenskiysobor.narod.ru/html/1_44.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=42530

Донская икона Божией Матери относится к иконографическому изводу «Умиление». По преданию, икона была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Димитрию Иоанновичу перед Куликовской битвой в 1380 г. Заступничеством Богоматери войско святого благоверного великого князя Димитрия Иоанновича одержало победу над полчищами татарского хана Мамая. В память о помощи Царицы Небесной в этой битве, произошедшей между реками Доном и Непрядвой, икона была названа Донскою, как и сам предводитель русского воинства князь Димитрий. Празднуя победу и благодаря Заступницу усердную рода христианского, великий князь торжественно принес с собой в Москву эту святую икону. Искусствоведы считают ее автором Феофана Грека либо одного из мастеров его круга. Перед Донской иконой 3 июля 1552 г., в начале Казанского похода, молился Иван Грозный. Он взял ее с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля. Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 г., когда войско хана конными налетами прощупывало в разных местах московскую оборону, москвичи стойко отражали все атаки и прошли крестным ходом с иконой вокруг городских стен, после чего ее поместили в полковой церкви. На следующий день, 19 августа, русские вой­ска одержали победу. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с образа) и установлено празднование в честь иконы, а древний оригинал Донской иконы продолжал оставаться в Благовещенском соборе Кремля. В 1598 г. Донской иконой Патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 г. икону взял с собой в крымский поход князь Василий Голицын. В 1919 г. икону передали в Государственный исторический музей, с 1930 г. она находится в собрании Третьяковской галереи. Оклад Донской иконы не сохранился. В 1812 г. солдаты Наполеона выломали из него драгоценные камни, а после Октябрьской революции была утрачена и сама серебряная риза, сохранились лишь отдельные детали украшений, в том числе наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями.

http://patriarchia.ru/db/text/6021765.ht...

Хранящаяся в Третьяковской галерее святыня будет находиться в обители до 4 сентября 29 августа. ПРАВМИР. 1 сентября 2016 года, в день чествования Донской иконы Божией Матери, в Москве пройдут торжества по случаю престольного праздника Донского ставропигиального мужского монастыря. В этот день по сложившейся традиции для молитвенного поклонения верующих в Донской монастырь из Государственной Третьяковской галереи будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери, сообщает пресс-служба патриархии. Принесение святыни состоится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке правительства Москвы и Государственной Третьяковской галереи. Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 31 августа до 4 сентября. Все это время перед иконой будут совершаться молебны с чтением акафиста. Как ожидается, 1 сентября Божественную литургию в Большом соборе Донского монастыря совершит Патриарх Кирилл. Икона XIV века предположительно принадлежит кисти преподобного Феофана Грека. В летописях сказано, что икона была передана святому благоверному князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой «казацами» — «народом христианским воинского чина». С тех пор Донская икона Божией Матери почиталась как защитница Отечества. В 1591 году в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за град Москву было начато строительство Малого собора, первого каменного сооружения будущего Донского монастыря. С этого времени ежегодные крестные ходы из Московского Кремля в Донскую обитель, в которых принимали участие цари и члены царствующего дома, стали традицией. После возрождения Донского монастыря была возрождена и традиция принесения Донской иконы в стены обители для молитвенного поклонения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/v-donskoy-monastyir-pr...

Жировицкая икона Пресвятой Богородицы 4 ноября 2010 г. 11:15 Явление Жировицкой иконы Пресвятой Богородицы произошло в 1470 г. в местечке Жировицы Гродненского края в лесу, принадлежавшем православному литовскому вельможе. Местные пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Они с благоговением взяли икону и отнесли помещику, который запер ее в ларец. На следующий день он захотел показать икону своим гостям, но она исчезла. Через некоторое время пастухи снова нашли икону на том же месте и опять отнесли ее барину. Тогда он дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы. Около деревянного храма вскоре появилось селение и образовался приход. Около 1560 г. храм сгорел, и все решили, что икона погибла в огне, пока однажды не однажды увидели чудное видение: Дева необыкновенной красоты в лучезарном сиянии сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все считали сгоревшей. Дети рассказали об этом взрослым, и те вместе со священником отправились к храму. На камне у зажженной свечи стояла Жировицкая икона Божией Матери. После этого события был построен монастырь. Его братство возглавило борьбу за Православие против унии и латинства. В 1613 г. монастырь был захвачен католиками, но и они почитали Жировицкую икону. В 1839 г. монастырь был возвращен православным и стал первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае. Во время первой мировой войны Жировицкую икону Божией Матери перевезли в Москву, а в начале 1920-х годов она была возвращена в обитель. Эта икона — самая малая по своим размерам (5,7x4,1x0,8 см) из почитаемых Богородичных икон и представляет собой овал из яшмы с изображением Богородицы и Предвечным Младенцем на руках. В иконографии такие иконы относятся к типу «Умиление». Уже в 1621 г. отмечалось, что изображение на иконе сильно стерто, сглажено. Тем не менее, от первого взгляда на икону остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины. Ныне икона находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого монастыря Минской епархии и глубоко почитается за ее благодатную помощь в болезнях и в житейских нуждах. Стало традицией принесение святынь и чудотворных икон на выставку-форум «Православная Русь». В прошедшие годы на выставку были принесены Донская икона Божией Матери (2004 г.), Феодоровская икона Божией Матери (2006 г.), мощи свт. Митрофана Воронежского (2007 г.), Великорецкая икона Николая Чудотворца (2008 г), Почаевская икона Божией Матери (2009 г.). Символом единства православных народов, крепости в вере станет и нынешнее духовное событие — принесение древнего чудотворного образа с белорусской земли на IX церковно-общественную выставку-форум «Православная Русь — к Дню народного единства» . Календарь ← 4 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1305400.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010