Храм Донской иконы Божией Матери (Тула) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм во имя иконы Божией Матери «Донская» – новый храм, построенный в Туле на месте старинного – одноименного и разрушенного. Содержание История [ править править код ] Старинная Донская церковь стояла у пересечения современных тульских улиц Марата и Чапаева. К 1770-м годам это место находилось за чертой старой Чулковской слободы, здесь было кладбище. По регулярному плану Тулы 1779 года Чулково получало сетку правильных прямоугольных кварталов, причем на месте кладбища тоже предполагалась застройка. Жители слободы обратились к городским властям с просьбой отвести место под новое кладбище недалеко от старого, но за границей слободы. Разрешение на это было получено в 1790 году, и в результате возникло Дмитровское кладбище. Старое кладбище оказалось «погребенным» под жилыми кварталами не сразу, лишь в XIX веке. Однако часть его – западную, возможно, самую старую – сносить не стали. И здесь, на пересечении улиц Заварной и Гольтяковской (нынешних улиц имени Марата и Чапаева), в 1857-864 гг. возвели храм во имя Донской иконы Божией Матери. Донская икона Божией Матери не раз укрепляла дух русских воинов. В честь победы, одержанной за Доном, князь Дмитрий Иоаннович был назван Донским. Так что вполне понятно, почему в российской кузнице оружия – Туле – Донская икона Божией Матери была столь почитаема. Проект дореволюционного храма разработал архитектор Тульского оружейного завода М.А. Михайлов. 3 февраля 1856 года этот проект был представлен в Санкт-Петербург, в департамент искусственных дел Главного управления путей сообщения и публичных зданий. В столичном ведомстве тульский проект был переделан императору Александру II, его Высочайшее утверждение состоялось 1 марта 1857 года. Пока в вышестоящих инстанциях шло обсуждение проекта, в Туле решался вопрос финансирования строительства. В Государственном архиве Тульской области хранится «Акт цехового Оружейного общества о возведении каменной церкви в Чулковой слободе в Туле»:«1856 года Мая 14 дня Тульское оружейное общество, имея в виду, что г. Тулы в Чулковой слободе с давних лет существует одна церковь во имя Рождества Господа Иисуса Христа; но как по многочисленности жителей Чулковой слободы в одной церкви помещение весьма стеснительно, и в особенности в праздничные дни; то как по сему, но не менее сего и по ревностному усердию желает построить вновь другой храм посредине самого Чулкова, во имя Донской Божией Матери, собственными средствами, то есть добровольным приношением потребной суммы».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Донской_и...

1 сентября, в праздник иконы Божией Матери «Донская», митрополит Меркурий возглавил престольные торжества храма Донской иконы Божией Матери при казачьем кадетском корпусе имени атамана И.А. Бирюкова села Началово Астраханской области. Ранее утром того же дня епископ Ахтубинский Антоний совершил чин освящения храма. За Литургией главе Донской митрополии сослужили митрополит Астраханский Никон, епископ Ахтубинский Антоний, а также клирики Донской и Астраханской митрополий. В храме присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Астраханской области Игорь Бабушкин, командующий Каспийской флотилией контр-адмирал Сергей Пинчук, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Анатолий Сафронов, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Гончаров, атаман Астраханского окружного казачьего общества Всевеликого войска Донского Константин Маркелов, депутат Государственной Думы ФС РФ Леонид Огуль, директор кадетского корпуса имени атамана И.А. Бирюкова Алексей Хаюров, а также представители городской администрации, атаманы и казаки Всевеликого войска Донского, преподаватели и воспитанники кадетского корпуса, прихожане и паломники. В этот день в храм была доставлена чтимая икона Божией Матери «Донская». По окончании богослужения митрополит Никон вручил церковные награды: во внимание к помощи в деле строительства храмов Астраханской епархии коммерческий директор «УГМК-Холдинг» Игорь Кудряшкин Патриаршим указом был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского II степени; в связи с освящением храма Донской иконы Божией Матери с. Началово епархиальной награды — медали в честь священномученика Иосифа, митрополита Астраханского и Тверского, III степени были удостоены председатель совета директоров ОАО «Астраханьгазсервис» Александр Жидовинов и сотрудник строительного отдела Астраханской епархии, директор ООО «Строй-Русь» Астраханской области Сергей Беспалов; архиерейские грамоты были вручены епархиальному архитектору Николаю Ермолину, инженеру производственных работ храма Илье Киселеву, предпринимателю Сергею Сычкову.

http://patriarchia.ru/db/text/5494144.ht...

Донская икона Богородицы: история, легенды, списки, неизвестные факты Когда Димитрий стал Донским, причем тут казаки, и где искать списки иконы 1 сентября, 2014 Когда Димитрий стал Донским, причем тут казаки, и где искать списки иконы 1 сентября (19 августа старого стиля) Церковь празднует память Донской иконы Божией Матери. Какие легенды существуют в истории этого образа и какие списки его сейчас доступны, разбирался корреспондент «Правмира». Про Димитрия Донского и Феофана Грека По особенностям иконографии икона Донской Божией Матери представляет собой один из вариантов Богоматери «Умиление». Скорее всего, этот образ имеет греческие корни. Считается, что самый древний образ Донской Божией Матери был создан Феофаном Греком около 1392 года для возведённой Дмитрием Донским Успенской церкви в Коломне. В середине XVI столетия коломенскую икону, якобы, перенесли в Москву. По другой версии, Феофан Грек писал икону в Москве с несохранившегося коломенского оригинала. Однако проследить раннюю историю этого образа на Руси очень непросто – ведь нынешнее название икона обрела сравнительно поздно. Дело в том, что привычное нам сейчас прозвище «Донской» великий князь Димитрий Иванович получил только в официальной историографии середины XVI столетия. Лишь после этого так же стали называться и построенная им Успенская Коломенская церковь, и хранившаяся там икона. А посему понять, какой же именно богородичный образ имеется в виду в более ранних летописях и записях, зачастую не представляется возможным. Донская икона из Большого собора Донского монастыря Были ли казаки? Наиболее часто упоминаемая в связи с Донской иконой легенда гласит, что её принесли Димитрию Донскому пришедшие на помощь во время Куликовской битвы донские казаки. Этот сюжет содержится во вкладной книге Донского монастыря. Однако при ближайшем рассмотрении с ним всё совсем непросто. Во-первых, в XIV веке никаких донских казаков ещё просто не существовало – войско Донское стало постепенно складываться лишь в XVI столетии. Так что, сюжет с поднесением иконы, очевидно, имеет более позднее происхождение. Любопытно, что иногда его вообще связывают с другим образом Богоматери – Гребневским.

http://pravmir.ru/donskaya-ikona-bogorod...

В Донской монастырь из Третьяковской галереи на несколько дней будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери 23 августа, 2012. Новостная служба 1 сентября 2012 года, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери для молитвенного поклонения верующих в Донской монастырь из Государственной Третьяковской галереи будет принесена эта чудотворная икона. 23 августа. ПРАВМИР. 1 сентября 2012 года, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, в Москве пройдут торжества по случаю престольного праздника Донского ставропигиального монастыря. Как ожидается, Божественную литургию в этот день возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает пресс-служба Синодального информационного отдела. По сложившейся традиции для молитвенного поклонения верующих в Донской монастырь из Государственной Третьяковской галереи будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери. Принесение святыни состоится по благословению Святейшего Патриарха Кирилла при поддержке Правительства г. Москвы и префектуры Южного административного округа столицы в рамках празднования Дня города Москвы. Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 14.00 31 августа до 10.30 3 сентября, сообщает пресс-служба обители. Все это время будут совершаться молебны с чтением акафиста Донской иконе Божией Матери. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-donskoj-monastyr-iz-...

Курская-коренная икона Божией Матери, именуемая " Знамение " . Псково-Покровская икона Божией Матери, именуемая «Умиление»... Ярославская-Смоленская икона Божией Матери... Калужская икона Божией Матери. Казанская икона Божией Матери. Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»... Донская икона Божией Матери. Владимирская икона Божией Матери. Холмская икона Божией Матери Новодворская икона Божией Матери января (20 декабря ст. ст.) Икона Божией Матери, именуемая Новодворскою, писана св. Петром, митрополитом всероссийским, около 1320 года тогда, как он был еще на Волыни в монастыре, устроенном им на реке Рати, на урочище, называемом Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенес ее в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда же устроился монастырь Суражский, при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыря Симеону. Святая икона Новодворская стояла в соборной церкви сего монастыря, теперь уже не существующего. В 1677 году 14 августа икона была перенесена из старой церкви в новую в крестном ходе пред литургиею. Св. Димитрий Ростовский, прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывал, что 16 августа Никодим, епископ целерский, оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери. Козельщанская икона Божией Матери 6 марта (21 февраля ст. ст.) Козельщанская икона принадлежит к числу наиболее почитаемых. Древний образ был семейным в роде графа Владимира Ивановича Капниста и находился в его имении, селе Козельщине. Впервые икона прославилась исцелением по молитвам пред ней дочери Капниста, вывихнувшей ногу. Позже у нее обнаружились вывихи в плечевых суставах, бедре, боли в позвоночнике. Усилия докторов были безуспешны, и тогда графиня посоветовала дочери помолиться пред семейной иконой и почистить при этом ризу на иконе. Больная крепко обняла икону слабыми руками и вдруг почувствовала прилив жизненной силы в руках и ногах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Донская икона Божией Матери будет несколько дней доступна для поклонения верующих в Донском монастыре 27 августа, 2014. Новостная служба 1 сентября Церковь чтит Донской образ Божией Матери. Поклониться чудотворному образу можно в Донском монастыре с 30 августа по 2 сентября. 27 августа, ПРАВМИР. По сложившейся традиции, в конце августа для молитвенного поклонения верующих в Донской монастырь из Государственной Третьяковской галереи будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери. Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с14:00 30 августа до 10:00 2 сентября. Все это время будут совершаться молебны с чтением акафиста, сообщает пресс-служба обители . 1 сентября Божественную Литургию в Большом соборе монастыря совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 августа, 2016 31 марта, 2016 28 апреля, 2015 1 сентября, 2014 29 августа, 2014 28 августа, 2014 17 июня, 2014 21 ноября, 2013 22 августа, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/donskaya-ikona-bozhiey...

В 1686 году, 7-го мая, князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении последняя была встречена государями Иоанном, Петром и царевной Софией. В настоящее время Донская икона находится в Благовещенском кремлевском соборе и помещена там по левую сторону от царских врат. Писана она на кипарисовой доске и имеет в высочу 1 аршин и 3 1/2 вершка, а в ширину — 15 вершков. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей. Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая и до сих пор еще носит на себе следы испытаний наполеоновских солдат, которые приняли ее за медную. В Донском монастыре оставлен точный список с подлинной чудотворной Донской иконы Божией Матери. Подобные же списки хранятся также — в городе Стародубе Черниговской губернии; в г. Липецке Тамбовской губернии, в бывшей Паройской пустыни, а ныне приходской церкви; в Тульской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии. Донская икона в Софрониевой пустыни Донская икона Богоматери была принесена в Софрониеву пустынь 3-го апреля 1733 г. одним пришедшим из Черкасского города (т. е. Новочеркасска) донским казаком, по имени Иоанном Коловертовым. Этот казак рассказывал, что он уже давно дал слово принести этот образ Богоматери в Софрониеву пустынь, но вот уже несколько лет не мог исполнить обещания. В 1732 году у него неожиданно и неизвестно отчего заболела голова и левый глаз. В это время пришла к нему одна вдова, по имени Татьяна, и рассказала, что во сне она видела Богородицу, и Она приказала объявить больному Иоанну, чтобы он немедленно же исполнил свое обещание и отнес Ее образ в Софрониеву пустынь. Казак повиновался: он начал собираться в путь и тотчас же почувствовал исцеление от своей болезни. Оставив образ Богоматери в обители, он просил поставить его по правую сторону от царских врат. 22 августа Грузинская икона

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

В 1686 году, 7-го мая, князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении последняя была встречена государями Иоанном, Петром и царевной Софией. В настоящее время Донская икона находится в Благовещенском кремлевском соборе и помещена там по левую сторону от царских врат. Писана она на кипарисовой доске и имеет в высоту 1 аршин и 3 1/2 вершка, а в ширину — 15 вершков. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей. Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая и до сих пор еще носит на себе следы испытаний наполеоновских солдат, которые приняли ее за медную. В Донском монастыре оставлен точный список с подлинной чудотворной Донской иконы Божией Матери. Подобные же списки хранятся также — в городе Стародубе Черниговской губернии; в г. Липецке Тамбовской губернии, в бывшей Паройской пустыни, а ныне приходской церкви; в Тульской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии. Донская икона в Софрониевой пустыни Донская икона Богоматери была принесена в Софрониеву пустынь 3-го апреля 1733 г. одним пришедшим из Черкасского города (т. е. Новочеркасска) донским казаком, по имени Иоанном Коловертовым. Этот казак рассказывал, что он уже давно дал слово принести этот образ Богоматери в Софрониеву пустынь, но вот уже несколько лет не мог исполнить обещания. В 1732 году у него неожиданно и неизвестно отчего заболела голова и левый глаз. В это время пришла к нему одна вдова, по имени Татьяна, и рассказала, что во сне она видела Богородицу, и Она приказала объявить больному Иоанну, чтобы он немедленно же исполнил свое обещание и отнес Ее образ в Софрониеву пустынь. Казак повиновался: он начал собираться в путь и тотчас же почувствовал исцеление от своей болезни. Оставив образ Богоматери в обители, он просил поставить его по правую сторону от царских врат. 22 августа Грузинская икона

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Донская икона Божией Матери. 1918–1919 гг. Иконописец В. А. Комаровский Донская икона Божией Матери. 1918–1919 гг. Иконописец В. А. Комаровский Ростов и Ярославль для знакомства с памятниками древней архитектуры и искусства. В 1913-1915 гг. при участии Стеллецкого создал иконостас для ц. прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле (с. Буйцы Епифанского у. Тульской губ.). По восторженным отзывам современников, это был художественный ансамбль, стилистически связанный с архитектурой храма, построенного в 1914-1917 гг. (освящен в 1918) по проекту Щусева в традициях древнерус. зодчества. Кисти К. принадлежала большая часть икон деисусного чина и местного ряда. Работа получила высокую оценку близкого друга К. и заказчика гр. Ю. А. Олсуфьева , строгого ценителя искусства, исследователя древнерус. живописи: «Сегодня открыли иконы. Поражены красотой» ( Комаровская. 1993. С. 245). Храмовый поясной образ прп. Сергия Радонежского из этой церкви - образец канонической иконописи, ориентированный на творческое переосмысление древнерус. художественных традиций. До 80-х гг. XX в. икона хранилась в собрании Е. П. Васильчиковой (Москва), затем была пожертвована владелицей в церковь с. Монастырщина близ Куликова поля. Остальные иконы этого иконостаса утрачены. Портрет гр. Ю. А. Олсуфьева. 1924–1925 гг. (частное собрание) Портрет гр. Ю. А. Олсуфьева. 1924–1925 гг. (частное собрание) В начале первой мировой войны К. находился на Кавказе, где участвовал в работе Всероссийского земского союза, занимаясь организацией лазаретов для раненых. В 1915 г. по заказу гр. Олсуфьева написал для Успенской ц. рус. Ольгина мон-ря близ Мцхеты (Грузия) большие иконы Спасителя и Божией Матери (местонахождение неизв.). После Октябрьского переворота некоторое время жил в подмосковном имении Самариных Измалкове, близ ст. Переделкино. Учительствовал в сельской школе, писал портреты местных крестьян. В 1918-1919 гг. (по др. сведениям, в 1921-1923) для деревянной кладбищенской часовни близ Переделкина им была создана больших размеров Донская икона Божией Матери - суровый и трагический образ послереволюционной эпохи, одна из лучших икон XX в. в истории рус. искусства (ныне в Покровской ц. московского Данилова мон-ря).

http://pravenc.ru/text/1841826.html

Поднявшись от земли он начал молебное пение, и лишь только произнесены были начальные слова кондака Богородицы «предстательство христиан непостыдное», внезапно сама собою с места двинулась икона Владычицы. Народ, видя такое чудо, единодушно завопил: «Господи помилуй!» Святой архипастырь благоговейно поднял икону и в сопровождении всего народа вознёс и поставил её на городскую стену, где кипела ожесточённая битва. Народ вопиял пред иконою: «виждь, Богомати, наше смирение и не отрини до конца моления нашего, но умилосердись над стадом Твоим, Пречистая!» Враги всё сильнее нападали; тучи стрел летели на стену. Вдруг одна стрела какого-то суздальца вонзилась в икону, — внезапно святой лик Свой Она отвратила от нападавших и обратилась к городу. Слёзы падали из очей Богородицы, и святитель Иоанн, приняв их на свою фелонь, в умилении воскликнул: «о, дивное чудо! Как из сухого дерева текут слёзы! Царице! Ты даёшь нам знамение, что сим образом молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении града». Надежда на заступление Матери Божией укрепила новгородцев; не хотели они сидеть в городе, отбили городские ворота и пошли в самый стан неприятельский. Внезапный ужас напал на сопротивных, и тьма их покрыла; гнев Божий смутил их, и они бежали, не думая о защите. Все признали спасение Новгорода чудом от иконы Знамения Божией Матери. В память этого события святитель Иоанн установил в 27 день ноября (ст. ст.) праздник Знамения Божией Матери в великом Новгороде и назвал его днём избавления Новгорода и днём наказания ратующих против единоверных. Вся Россия празднует день Знамения Божией Матери, один из древнейших русских праздников. Донская икона Божией Матери 1 сентября (19 августа ст. ст.) Богоматерь Донская. Феофан Грек (?). 1392   Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком. Принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому во время сражения его с Мамаем. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась при русском войске.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010