И. А. изображали примерно так же, как и его отца, Ирода Великого,- человеком средних лет, в царских одеждах и в короне, восседающим на троне или за пиршественным столом. Отдельные композиции и небольшие циклы сцен с И. А. появились в ранневизантийскую эпоху, а развернутые иллюстративные циклы, включающие его изображения,- преимущественно в средневизантийский период. Среди наиболее ранних циклов св. Иоанна Предтечи со сценами, участником которых является И. А.,- фрески ц. св. Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии (VII-VIII вв.), а также несохранившиеся росписи ц. св. Иоанна Предтечи в Саккудионе, построенной прп. Феодором Студитом до 790 г., и базилики Студийского монастыря в К-поле (ок. 800). Самые ранние изображения сцены «Пир Ирода» запечатлены на миниатюре из Синопского Евангелия (Paris. Suppl. gr. 1286. Fol. 10v, VI в.) и на фрагментарно сохранившейся фреске вимы ц. св. Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии. В иллюстративном цикле Четвероевангелия (Paris. gr. 74, 1057-1059 гг.) есть 2 миниатюры к Евангелию от Марка с изображением И. А.: «Обличение Ирода св. Иоанном Предтечей» и «Заключение св. Иоанна в темницу». Первая сцена входит и в состав цикла миниатюр из Лекционария Пирпонта Моргана (NY Morgan. Ms. M. 639. Fol. 313, 2-я пол. XI в.). Сцену с редкой иконографией - Иисус Христос перед И. А.- можно видеть в Россанском кодексе (Евангелия от Марка и от Матфея, Музей кафедр. собора, Россано. Fol. 6v, VI в.). На стенах баптистерия собора Сан-Марко в Венеции (капелла в юж. части храма) (1343-1354) был выполнен цикл композиций, посвященных св. Иоанну Предтече, среди которых - «Пир Ирода». В XII в. «предтеченские циклы» приобрели большую популярность в Вел. Новгороде, многие из них включали сцены с участием И. А. Так, в соборе Рождества Пресв. Богородицы Антониева монастыря (1125) существовала композиция «Пир Ирода» (сохр. неск. фрагментов); эта же сцена входила в состав почти полностью погибшего цикла в ц. Спаса на Нередице (1199). В ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах) в 1189 г.

http://pravenc.ru/text/Ирод Антипа.html

Более основательно открывает подобные указания Gerlach в истории царствования Ирода, особенно в обстоятельствах перестройки им храма Иерусалимского. (ρχ.XV, 11, 1). Испрашивая в особой речи к народу его соизволение на перестройку храма, Ирод между прочим говорит: «этот храм построили в честь Всесильного Бога наши отцы по возвращении из Вавилона; но ему недостает целых 60 локтей в вышину, чтобы сравняться с древним Соломоновым храмом…, а так как я теперь по милости Божией правлю благополучно, наслаждаясь полным миром, имея достаточно денег и большие доходы, а, главным образом, так как к нам расположены и дружелюбны Римляне, эти властители всего мира (πντων κρατοντες), то я попытаюсь исправить ошибку прежних времен, и т.д. " … Gerlach небез- основательно видит в этих словах умышленно проведенную Иродом параллель к ( Агг.2:7 ) и д. 1015 То, что предсказано пророком здесь 1016 и чего народ мог ожидать и как будто прямо тогда ожидал, все это царь представляет как осуществляющееся в его предприятия. В самом деле, эта тенденция сквозит уже в параллели пророческому выражению τ κλεκτ πντων τν θνν соответствующего у Ирода πντων χρατοντες – Рямляне. Обетование в пророческой речи δσω ερνην не позволяет, по мысли Ирода, ждать лучшего времени для своего применения, как правление его, Ирода, который для обладавших всем миром Римлян был другом. Превосходство 2-го храма пред первым, обещанное пророком, Ирод хотел показать достаточно осуществляющимся в его усилиях «превзойти» в украшении этого храма всех своих «предков» (§ 3, δκει πικεκοσμημναι τν ναν). Спрашивается, после всего этого, не ясно ли, что предприятие Ирода было много хуже, чем только погони за славой, за похвалой и признательностью народа, за умиротворением недовольных его языческо-строительной горячкой умов, как представляет дело Иосиф? Не ясно ли, что хитрый политик Ирод всем этим прежде всего посягал на заветнейшие чаяния своего народа, думал отвлечь его от ожиданий обетованного будущего, кощунственно подставлял себя и свои заслуги подо все то, что в особенности не мирило его с народом, как узурпатора престола Великого Царя от семени Давидова? С другой стороны, яснее становится и то знаменательное сопротивление народа Иродову предприятию, каковое сопротивление Иосиф так искусно маскирует простой боязнью, что Ирод, заводя такое важное дело, окажется «неспособным» докончить оное.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

После этого тетрарх отплыл в Рим, заключив вышеуказанный договор. Когда же он, по исполнении в Риме всего нужного, собирался вернуться домой, жена его, без его ведома успевшая разузнать все о его условии с Иродиадою, просила разрешения уехать в Махерон, находящийся как раз на границе владений Ареты и Ирода, причем никому не сказала о цели этой своей поездки. Ирод согласился, не предполагая, что жене его что-либо известно. Последняя между тем заранее послала в Махерон к начальнику, поставленному там ее отцом, просьбу приготовить все к дальнейшему путешествию. Затем она явилась сама и поехала тотчас же в Аравию, причем арабские князья последовательно сопровождали ее, пока она (довольно скоро) не приехала к отцу своему. Ему она рассказала о намерении Ирода. Арета на основании этого решил начать войну со своим зятем, именно на границах Гамалитиды. Собрав войска, обе стороны вступили в борьбу, причем вместо Ареты и Ирода сражались их военачальники. В происшедшей тут битве все войско Ирода было уничтожено, благодаря измене нескольких перебежчиков, которые примкнули к Ироду, принадлежа собственно к числу подданных тетрарха Филиппа. Ирод отписал об этом Тиберию. Император разгневался на образ действий Ареты, послал Вителлию приказ объявить ему войну и представить ему Арету либо живым в оковах, либо прислать ему его голову. 2. Такой приказ отдал Тиберий сирийскому наместнику. Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

577 Такие вот события происходили в Иудее, когда Иосиф решил вернуться в Палестину с Пресвятой Девой Марией и Младенцем Иисусом. Поэтому он и предпочел остановиться в Галилее, где тетрархом был более мягкий Антипа. Тиран Архелай снова вызвал возмущение у иудеев, после того как прогнал свою супругу и взял в жены другую женщину, уже дважды до того побывавшую замужем. Однако его действия вызвали недовольство и у римлян, поскольку он с большой расточительностью и рвением занялся строительством. По причине всего этого римляне отстранили его от должности и сослали в галльский город Вьенну, где тот и умер. 578 Имя Ирода Антипы, тетрарха Галилеи, часто встречается на страницах Нового Завета. Христос назвал его «лисом» ( Лк. 13, 32 ), т.е. обладающим лукавым нравом, так как тот был ставленником Цезаря и узурпировал трон Давида. Это тот самый Антипа, к которому Пилат посылал Христа. Антипа, находившийся в то время в Иерусалиме, после того как со своими воинами уничижил Господа и посмеялся над Ним, послал Его обратно к Пилату. Благодаря льстивой любезности, оказанной Антипе Пилатом, они стали друзьями ( Лк. 23, 1–2 ). Это был также тот самый Ирод Антипа, которого обличал Иоанн Предтеча, так как Антипа, после того как женился на дочери Ареты IV, царя набатеев, бросил ее, отправив обратно к отцу, и жил беззаконно с Иродиадой, супругой своего брата (Ирода Филиппа I, сына Ирода Великого и Мариамны). Иродиада была дочерью Аристовула, брата Антипы. Следовательно, Антипа приходился ей одновременно и дядей, и деверем! Эта женщина, так же, как и ее дочь Саломея, жила с Антипой в столице его владений Тивериаде. Когда же Иоанн Предтеча обличил Ирода Антипу, тот заключил его в крепость Махерунт, а затем приказал обезглавить в угоду Иродиаде ( Мф. 14, 1–12 . Мк. 6, 14–25 . Лк. 9, 7–9 ). Постыдная жизнь Антипы стала причиной начавшейся войны с царем Аретой. Когда же Калигула стал императором Рима, он лишил Антипу трона и сослал его в Галлию, а царем над всеми владениями, которыми некогда обладал Ирод Великий, поставил брата Иродиады Ирода Агриппу I.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Ирод разгневался, когда волхвы не вернулись в Иерусалим, счел себя «поруганным,» осмеянным ими. Это привело его в еще большую ярость. Узнав от волхвов, что звезда явилась им больше года назад, он сделал вывод, что Младенец теперь если и старше года, то моложе двух лет, а потому издал жестокий указ избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев «от двух лет и ниже,» в расчете, что в числе их окажется и Иисус Христос. По преданию, убито было 14 000 младенцев, память которых, как мучеников за Христа, св. Церковь празднует ежегодно 29 декабря. Подобная жестокость была совершенно в характере Ирода, о котором, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, известно, что он из пустой подозрительности велел задушить свою жену и умертвить трех своих сыновей. Когда об этом доложили Августу, он сказал: «У Ирода лучше быть животным, чем сыном.» До сих пор в окрестностях Вифлеема показывают гроты, в которых скрывались матери с младенцами на руках, пытаясь спасти их от воинов Ирода, и где они были умерщвлены вместе со своими детьми. В избиении младенцев св. Евангелист видит исполнение пророчества Иеремии: «Голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание» (Иер. 31:15). В этих словах пророк Иеремия описывает бедствия и скорбь иудейского народа, отводимого в вавилонский плен и собранного предварительно в Раме, в небольшом городке колена Вениаминова, на севере от Иерусалима. Пророк Иеремия, очевидец этого события, изображает его, как плач праматери Рахиль о чадах своих, отводимых на смерть. Св. Матфей видит в этом прообраз действительной гибели чад Рахили, погребенной вблизи Вифлеема. Нет точных данных о том, сколько времени св. семейство прожило в Египте, поскольку неизвестна точная дата Рождества Христова. Но указано ясно и определенно, что св. семейство вернулось в землю Израилеву вскоре же после смерти Ирода, а эта дата может считаться более или менее установленной. Умер Ирод, как свидетельствует Иосиф Флавий, в страшных мучениях в марте или начале апреля 750-го года от основания Рима. Если допустить, что Христос родился 25 декабря 749-го года от о.Р., св. семейство пробыло в Египте около двух месяцев. Если же считать, как некоторые, что Христос родился годом раньше, в 748-м, то можно полагать, что они провели там больше года, и что Богомладенцу было по возвращении из Египта около двух лет. Во всяком случае, Он был еще младенцем, как называет Его Ангел, повелевший Иосифу возвратиться в Израиль. В Израиле Иосиф, видимо, решил поселиться в Вифлееме, где, как ему казалось, должен был воспитываться сын Давидов — будущий Мессия-Христос. Но когда услышал он, что в Иудее воцарился самый худший из сыновей Ирода Архелай, кровожадный и жестокий, подобно отцу, то «убоялся туда идти» и, получив во сне новое откровение, направился в пределы Галилеи, где и поселился в городе Назарет, в котором жил он и прежде, занимаясь ремеслом плотника.

http://sedmitza.ru/lib/text/430481/

( Деян.12:1–23 ) Рядом с преследованием со стороны иудеев христиане подвергались гонениям и со стороны таких лиц, которые не имели прямых поводов враждовать против христиан, а делали это по каким-либо расчётам. Таково было гонение Ирода Агриппы, последнего царя иудейского. Достигнув царского престола всеми происками и подкупами у римского сената, Ирод старался угодить и партии национальной – иудейской – и заметив, что иудеи особенно враждебно относятся к христианам, он перед праздником пасхи повелел схватить нескольких представителей христианской Церкви, и из них обезглавил Иакова Зеведеева, а Петра заточил в темницу, рассчитывая казнить его после праздника. Но по молитвам Церкви, усердно воссылаемым верующими, Бог спас апостола от угрожавшей ему смерти для блага Церкви и послал ангела избавителя, который в самую ночь, предшествующую дню казни, чудесно освободил узника от оков и вывел из темницы, несмотря на многочисленную стражу. Пётр, заявив Церкви о своём спасении, удалился из Иерусалима. Стража, не сохранившая Петра, по повелению Ирода, была казнена смертью; а вскоре и сам Ирод, по воле Божией, был наказан лютой болезнью. В то время как он, окружённый льстецами, восседая на царском месте и в царском великолепии, выслушивал восклицания народа, что это говорит бог, а не человек, в то самое время ангел Господень невидимо поразил его, и он умер, изъеденный червями. Рассказ дееписателя о гонении Ирода на Церковь Христову показывает нам: а) Как часто причинами гонений на христиан были личные расчёты правителей и угождение страстям народным; б) Как часто злоба людская не может осуществиться, если на то нет попущения Божия; в) Как молитвы Церкви спасают людей от величайших опасностей и от самой смерти; и наконец, г) Как грозный суд Божий поражает превозносящихся своей силой и величием в те самые минуты, когда они находятся наверху блеска и славы. 1) Упоминаемый здесь Ирод назывался Ирод Агриппа Великий, сын Аристовула, внук Ирода Великого и был последним по имени царём иудейским. Царское титло он купил у Императора Каия Клавдия и старался приобрести любовь народа щедростью и роскошью. Иудеи, потерявшие свой независимость и видевшие превращение своей страны в римскую провинцию, несмотря на свою нерасположенность к Иродам, с радостью приветствовали возведение Ирода Агриппы в цари, как весть об освобождении их родины от иноплеменного ига. Этим и объясняется тот восторг и те льстивые выражения, которые народ усердно расточал Ироду на площади Кесарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

ПО СМЕРТИ ЖЕ ИРОДА, – СЕ, АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ, согласно своему обещанию, ВО СНЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИОСИФУ В ЕГИПТЕ И ГОВОРИТ: ВСТАНЬ, ВОЗЬМИ МЛАДЕНЦА И МАТЕРЬ ЕГО И ИДИ В ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЕВУ. Ангел говорит: иди, а не беги, как говорил прежде, потому что не было никакой нужды спешить, можно было спокойно останавливаться на пути для необходимого отдыха Младенца и Матери. ИБО УМЕРЛИ, – говорит Ангел, – ИСКАВШИЕ ДУШИ МЛАДЕНЦА. Умер Ирод, а перед смертью своей убил и сына своего Антипатра, такого же жестокого, как и сам Ирод. Потеряли силу и все клевреты Ирода, служившие его безумию и злобе. Иосиф только и ждал этого повеления: ОН ВСТАЛ, ВЗЯЛ МЛАДЕНЦА И МАТЕРЬ ЕГО И ПРИШЕЛ В ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЕВУ. Он хотел было поселиться в Вифлееме, УСЛЫШАВ ЖЕ, ЧТО АРХЕЛАЙ, тоже жестокий сын Ирода, ЦАРСТВУЕТ В ИУДЕЕ ВМЕСТО ИРОДА, ОТЦА СВОЕГО, УБОЯЛСЯ ТУДА ИДТИ. Уже при самом вступлении на престол Архелай успел показать свою жестокость: в праздник Пасхи он умертвил три тысячи Иудеев только за то, что они были не расположены к нему. Слух об этом дошел до Иосифа, праведный старец увидел, что Господу не угодно употреблять чудес и знамений без крайней нужды, и убоялся, как бы не пришлось опять подвергнуть Младенца и Матерь Его трудностям дальнего пути или другим затруднениям. НО, ПОЛУЧИВ ВО СНЕ ОТКРОВЕНИЕ, ПОШЕЛ В ПРЕДЕЛЫ ГАЛИЛЕЙСКИЕ, которые принадлежали не жестокому Архелаю, а слабому и беспечному брату его Ироду Антипе. По смерти Ирода Римский император разделил царство его на четыре части, по числу сыновей его, и поэтому самих их назвал не царями, а четверовластниками или тетрархами (по-гречески), как они названы и в Евангелии. И, ПРИДЯ, Иосиф ПОСЕЛИЛСЯ В ГОРОДЕ, НАЗЫВАЕМОМ НАЗАРЕТ, там же, где они жили и прежде, где у Иосифа было, конечно, готовое родовое жилище и где жили его дети от первого брака. Этот небольшой городок в Галилее расположен в нагорной лощине и отличается прекрасным местоположением и здоровым, благорастворенным климатом. Здесь Господь наш провел Свое детство и юность до тридцатилетнего возраста; здесь возрастал Он духом и телом, в повиновении Своей Матери и мнимому Отцу, древоделу Иосифу. Евангелист присовокупляет, что Назарет, а не другое место избрано для Его жительства, ДА СБУДЕТСЯ РЕЧЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРОРОКОВ, ЧТО ОН НАЗОРЕЕМ НАРЕЧЕТСЯ. Реченное, говорит, – Пророками, а не одним пророком; поэтому не ищи этого пророчества у какого-либо пророка буквально: такого пророчества нет, но у каждого пророка найдешь не одно место ( Ис. 52:2–5 ; Пс. 21 ), где Христос изображается в уничиженном состоянии, а Назарет был такой ничтожный, по мнению Иудеев, городок, что о нем они отзывались не иначе, как с уничижением ( Ин. 1:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

После этого Архелай в сопровождении своей матери 1080 , Птолемея, Николая и многих друзей отправился в морское путешествие, поручив заведование всеми домашними и государственными делами своему брату Филиппу. Вместе с ним поехала также Саломея, сестра Ирода, со всей многочисленной родней своей, под предлогом поддержать Архелая в его утверждении царем, на деле же с целью противодействовать ему в этом и особенно для того, чтобы поднять шум из-за случившегося в храме. В Кесарии с Архелаем встретился Сабин, сирийский уполномоченный императора, отправлявшийся в Иудею, чтобы арестовать денежные суммы Ирода. Однако от этого намерения удержал его прибывший туда Вар, которого с этой целью Архелай специально пригласил через Птолемея. В угоду Вару Сабин воздержался от занятия иудейских крепостей и от опечатания казны, которую предоставил в распоряжение Архелая до принятия соответствующего решения со стороны императора. Сам он остался в Кесарии, обещав это Архелаю. Когда же Архелай отплыл в Рим, а Вар вернулся в Антиохию, Сабин двинулся на Иерусалим и занял царский дворец. Затем он послал за начальниками гарнизонов и всеми чиновниками и прямо потребовал от них отчета, распоряжаясь по личному усмотрению судьбой укреплений. Однако чиновники не ослушались ни в чем приказаний Архелая, удержали у себя все, что им доверил царь, и сослались на то, что они берегут все для императора. 4. В то же самое время отправился в Рим также другой сын Ирода, Антипа, имея в виду со своей стороны выступить претендентом на престол. Он был побужден к тому Саломеей, которая убедила его, что он имеет больше прав на престол, чем Архелай, так как он был объявлен царем в первом завещании, которое имеет более законной силы, чем написанное впоследствии. Его сопровождали его мать и Птолемей, брат Николая, который раньше принадлежал к числу наиболее влиятельных друзей Ирода, а теперь был близок к нему. Особенно же сильно побуждал Антипу домогаться престола некий Иреней, человек, отличавшийся необыкновенным красноречием и достигший благодаря этому своему недюжинному таланту высокого общественного положения. Поэтому Антипа и не внимал советам тех, которые уговаривали его уступить своему старшему брату Архелаю, вдобавок назначенному царем в самом завещании Ирода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 не мог совершить там никакого чуда. Иисус никогда не совершал бессмысленных чудес (т.е. чуда ради самого чуда) и не давал знамений ради развлечения досужей толпы (см. Мф. 12,39 ). Все Его чудеса продиктованы их потребностью и даже необходимостью для людей (исцеления, воскрешения, усмирение стихии, изгнание бесов и т.д.). Здесь же никто не просил у Него помощи, поскольку мало кто верил в Него только те несколько человек, которых Он исцелил. 6 двенадцать. Двенадцать апостолов уже были назначены (см. ком. к 3,14) и получили особое откровение относительно тайны личности Иисуса и Его миссии (см. ком. к 4,10.11), а теперь они получают позволение принимать участие в Его служении и пользоваться Его властью. по два. Библейский принцип, заключающийся в том, что свидетелей должно быть, по меньшей мере, двое ( Чис. 35,30 ; Втор. 17,6; 19,15 ; Мф. 18,16 ; Ин. 8,17 ; 2Кор. 13,1 ; 1Тим. 5,19 ; Евр. 10,28 ), применялся и в миссионерском служении древней Церкви: в НЗ говорится о таких парах благовестников, как Петр и Иоанн ( Деян. 3,4; 4,1 ), Павел и Варнава ( Деян. 13,2 ), Павел и Сила ( Деян. 15,40 ). 6 хлеба. В Мф. 10,10 объясняется причина такого наставления: «трудящийся достоин пропитания». 6 отрясите прах. Правоверные иудеи стряхивали пыль со своей обуви после того, как им случалось путешествовать по «нечистой» земле, т.е. земле, населенной язычниками. Отказ принять Евангелие вызывает подобное обвинительное «свидетельство». 6 Царь Ирод. Ирод Антипа I, сын Ирода Великого, был тетрархом, т.е. управлял четвертой частью царства своего отца. 6 жену Филиппа, брата своего. Иродиада, вторая жена Ирода, была дочерью Аристовула, сводного брата Ирода, и женой другого сводного брата Ирода Филиппа (у них была дочь Саломия); т.е. Иродиаде оба ее мужа (первый Филипп и второй Ирод) приходились как бы дядьями. Ирод развелся со своей первой женой (дочерью арабского царя Ареты IV), Иродиада со своим первым мужем, и поженились. Иоанн Креститель постоянно обличал Ирода за этот незаконный и греховный брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Итак ты, сказал он, прибыв в Иерусалим, пошли за самыми мятежными из них и, показав им мое тело, с полным доверием предоставь им поступить со мною так, как они захотят, – пожелают ли оскорбить мой труп лишением погребения за то, что им пришлось много перенести от меня, или же другое какое бесчестие в гневе нанесут моему телу, – и обещайся ничего не совершать в царстве без их совета. Когда ты это им окажешь, я удостоен буду от них более блестящих похорон, чем какие получил бы от тебя, так как они не захотят после смерти оскорблять мой труп, а ты будешь править твердо». Александра так и поступила, «передала все дела фарисеям, коим повиноваться повелела и народу, – она также восстановила опять те узаконения, кои ввели фарисеи согласно отеческому преданию и кои запретил её тесть Гиркан (царь и архиерей), – таким образом она носила только имя царицы, а власть имели фарисеи, – они возвращали беглецов, освобождали узников и вообще ничем не отличались от владык» (Ant. XIII, 15, 5–16, 2 vol. III р. 225–2:2b). XV, I, 1 § 3 упоминаются два фарисея: Поллион и ученик его Самея, единственные, кажется, из фарисеев, советовавшие жителям Иерусалима принять Ирода в качестве своего царя, почему и удостоились от Ирода особого почета, когда он взял Иерусалим. Надо заметить, что на синедрионе, судившем Ирода за смертную казнь над разбойниками без синедрионского суда и приговора, когда Ирод был правителем Галилеи и явился на суд с отрядом воинов, – только один этот Самея, человек праведный и потому стоявший выше страха, осмелился обличить Ирода в глаза и предсказал его будущую власть (Antiq. XIV, 9, 4). Впоследствии эти же Поллион и Самея с их учениками отказались от присяги Ироду, за что не подверглись казни, как и ессеи (Antiq. XV, 10, 4 § 370). Интриги фарисеев в семейных делах Ирода Иосиф описывает так: «была у иудеев некая партия людей, присвоивших себе право гордиться ревностным охранением отечества и угодных Богу законов. Под их влиянием находились женщины. Называются они фарисеями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010