Ст. 19. По смерти же Ирода... Смерть Ирода последовала в Марте 750 года но основании Рима. Относя Рождество Христово к 25 Декаб. 449 г. (за 4 года до нашей эры, начало которой падает на 4-й год земной жизни Господа, или 753 год от основания Рима), приходим к заключению, что св. Семейство провело в Египте не более двух месяцев, Февраля и Марта. Ст. 22. Слышав же, яко Архелай царствует во Иудеи вместо Ирода отца своего, убояся тамо ити: весть же приемь во сне, отъиде в пределы Галилейския. По смерти Ирода власть над его царством, согласно с его завещанием, приняли три его сына: Архелай над Иудеей, Идумеей и Самарией; Антипа над Галилеей и Переей; Филипп над Итуреей и Трахонитской страной. Достоинство царя Ирод завещал было сначала Антипе (который потом принял название Ирода), а потом Архелаю; но император Римский отказал последнему в этом достоинстве, и он правил, и то но долго, с титулом этнарха. Евангелист говорит царствует в смысле господствует. Архелай был самым худшим из сыновей Ирода. Иосиф, будучи вполне свободным в выборе места жительства, так как, ремесло плотника давало ему возможность везде зарабатывать хлеб, отправился, однако, в отечественный свой город Назарет, так как считал для отрока Иисуса более безопасным пребывание в области Антипы, не столько жестокого, сколько беспечного и развратного, – чем в области Архелая. наследовавшего от отца своего подозрительность и жестокость. Ст. 23. Да сбудется реченное пророки, яко назорей наречется. Δι των προφητν – не одним или некоторыми пророками, а всем сонмом пророков. Они, говорит Евангелист, изобразили Христа таким, что Ему приличествует имя назорея. Оно указывает и на смирение („из Назарета может ли быт что доброе“? говорили Иудеи, Иоан. 1, 40 .), и на приближение к Богу: имя „Назорея“ означало человека, посвятившего себя Богу. О Самсоне было сказано Ангелом, что он от самого чрева матери до смерти своей будет назорей Божий ( Суд. 13, 7 ). Назореем ли не быть Тому, о Ком изрек Даниил: помажется святый святых ( Дан. 9, 24 )? г) Пребывание отрока Иисуса Христа в Назарете

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Гонение Ирода Агриппы на Церковь Христову (Деян.12:1–25) . Рядом с преследованием со стороны иудеев христиане подверглись гонениям и со стороны таких лиц, которые не имели прямых поводов враждовать против христиан, а делали это по каким-либо расчетам. Таково было гонение Ирода Агриппы, последнего царя Иудейского. Достигнув царского престола всеми происками и подкупами у римского сената, Ирод старался угодить и партии национальной – иудейской, и, заметив, что иудеи особенно враждебно относятся к христианам, он перед праздником Пасхи повелел схватить нескольких представителей Христианской Церкви и из них обезглавил Иакова Заведеева, а Петра заключил в темницу, рассчитывая казнить его после праздника. Но по молитвам Церкви, Бог спас апостола от угрожающей ему смерти для блага Церкви и послал ангела-избавителя, который в самую ночь, предшествующую казни, чудесно освободил узника от оков и вывел из темницы, несмотря на многочисленную стражу. Петр, заявив Церкви о своем спасении, удалился из Иерусалима. Стража, не сохранившая Петра, по повелению Ирода была казнена. А вскоре и сам Ирод, по воле Божией, был поражен тяжелой болезнью. В то время, как он, окруженный льстецами, восседал на царском месте и в царском великолепии, выслушивая восклицания народа, что это говорит бог, а не человек, – в то самое время Ангел Господень невидимо поразил его, и вскоре он умер. Рассказ дееписателя о гонении Ирода на Церковь Христову показывает нам: а) как часто причинами гонений на христиан были личные расчеты правителей и угождение страстям; б) как часто злоба людей не может осуществиться, если на то нет попущения Бога; в) как молитвы Церкви спасают людей от величайших опасностей и от самой смерти и, наконец, г) как грозный суд Божий поражает превозносящихся своею силою и величием в те самые минуты, когда они находятся на верху блеска и славы. 1 .Упоминаемый здесь Ирод – это Ирод Агриппа Великий, сын Аристовула, внук Ирода Великого, и был последним по имени царем иудейским. Царский титул он купил у императора Кая Клавдия и старался приобрести любовь народа щедростью и роскошью. Иудеи, потерявшие свою независимость и видевшие превращение своей страны в римскую провинцию, несмотря на свое нерасположение к Иродам, с радостью приветствовали возведение Ирода Агриппы в цари, как весть об освобождении их родины от иноплеменного ига. Этим объясняется тот восторг и те льстивые выражения, которые народ усердно расточал Ироду на площади Кесари.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Mamф. II, 13–23 . Когда волхвы ушли, ангел Господень явился Иосифу во сне и сказал ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Повинуясь такому повелению ангела, Иосиф немедленно отправился ночью из Вифлеема с Богомладенцем и Материю Его в Египет, где Ирод не имел никакой власти. В Египте жило тогда много евреев, и святое семейство могло найти там легко себе приют, а Иосиф мог снискивать там пропитание своими трудами. Между тем Ирод, увидев, что волхвы не сдержали своего слова и не исполнили его просьбы, весьма разгневался и послал воинов своих в Вифлеем избить всех младенцев в нем и во всех окрестностях его, от двух лет и ниже. Ирод думал, что между младенцами будет убит и новорожденный Младенец Спаситель. Великое рыдание и вопль поднялись в Вифлееме и его окрестностях, когда матери увидели, как жестоко убивали воины их ни в чем неповинных младенцев. Иосиф жил в Египте недолго, дождавшись смерти Ирода, которая последовала в 750 году от основания Рима. Ирод умер от страшной болезни в весьма преклонном возрасте, около семидесяти лет. Он царствовал над Иудеями 34 года. По смерти его ангел Господень явился Иосифу во сне и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву; ибо умерли искавшие души Младенца». Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Здесь он узнал, что по смерти Ирода царство его было разделено между его сыновьями. Старший сын Ирода, Архелай, такой же жестокий, как и его отец, самый худший из сыновей Ирода по своему поведению, был назначен римлянами царем; второй сын ИродаИрод Антипа – тетрархом(четноровластннком) Галилеи и Переи; а третий сын, Филипп, тетрархом земель к востоку от Иордана, именно Ватанеи, Трахонитиды, Авранитиды и Панеи. Римский император Август хотя и утвердил завещание Ирода, пожелавшего, чтобы Архелай был назначен царем, но не дал Архелаю полной царской власти, а назначил его только «этнархом», или народоначальником. Архелай правил Иудеей, Самарией и Идумеей (к юго-западу от Иудеи); большие палестинские города – Кесария на приморском берегу, Самария, Иоппа (или Иоппия) и Иерусалим также достались Архелаю вместе с прилегающими к ним землями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Отныне Иудея, Самария и Идумея попали под непосредственную юрисдикцию римских правителей, один из которых (Понтий Пилат) впоследствии приговорил к распятию Иисуса. Филипп, другой сын Ирода Великого, унаследовал северную и северо-восточную части Палестины, включая И туре ю и Трахо-нитиду, Гауланитиду, Ауранитиду и Батанею. Он находился в ранге «тетрарха» (букв, «правитель четвертой части»), то есть еще меньшем, чем «этнарх». Правление Филиппа было тихим и мирным. Он восстановил древний город Паниаду и назвал его Кесарией в честь Кесаря Августа. Чтобы не путать этот город с другими одноименными, его обычно именовали «Кесария Филиппова». Согласно Евангелиям, однажды Иисус отправился из Галилеи к северу, в район Кесарии Филипповой ( Мф.16:13 ). Это – единственное его путешествие на территорию Филиппа. Другой сын Ирода Великого, Ирод Антипа (в Новом Завете именуемый просто Иродом), был тетрархом Галилеи и Переи. Поскольку большая часть жизни Иисуса прошла на подвластных ему землях, этому члену Иродовой династии уделяется в Евангелиях наибольшее внимание. Ирод Антипа был женат на дочери Ареты, царя набатейских арабов, имевших столицу в городе Петра. Однако впоследствии, будучи у своего единоутробного брата Ирода Филиппа (не путать с Филиппом тетрархом!), он увлекся женой хозяина – Иродиа-дой, дочерью Аристовула и внучкой Ирода Великого. Поглощенный страстью, Ирод Антипа развелся со своей законной женой и взял вместо нее Иродиаду. В отместку Арета объявил ему войну и даже победил его армию в 36 году н. э. Именно Иродиада стояла за убийством Иоанна Крестителя. Она затаила на него злобу за то, что он бесстрашно обличал Ирода за незаконный брак. Через свою дочь Саломею, чей танец понравился Ироду, ей удалось добиться казни Иоанна ( Мк.6:17–29 ). Однажды Иисус предупредил своих учеников против закваски Иродовой ( Мк.8:15 ). В другой раз он упомянул и о закваске фарисейской: фарисеи проявили неожиданный интерес к его безопасности, сообщив ему о планах Ирода его убить ( Лк.13:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Это-то и побудило И. Христа послать на проповедь 12 своих учеников. Самое послание апостолов на проповедь передается евангелистами очень сходно. Так, все они говорят, что для целей евангельской проповеди Иисус Христос дал апостолам власть исцелять болезни и изгонять бесов. Ев. Марк дополняет других евангелистов тем, что апостолы были посланы по двое, и, при исцелении, больных мазали маслом. Наставления, какие при этом Иисус Христос дал апостолам, подробно изложены у ев. Матфея и короче у евв. Марка и Луки. Господь повелевает им идти только к погибшим без истинных пастырей овцам дома Израилева, Предметом их проповеди должно быть наступление царствия Божия, разумеется, вместе с призванием людей к покаянию. Подробные наставления см ев. Мф.). Смерть Иоанна Крестителя (Мр. 6:21–29; Мф.14:6–12) К выяснению истории смерти Крестителя необходимо знать следующее Иродиада была внучка Ирода Великого. Замужем она была за Филиппом, сыном Ирода Великого от третьего его брака, который жил в Иерусалиме, как частный человек. Но потом, когда уже у них была дочь Соломия, Иродиада его бросила, чтобы сделаться женой Ирода Антипы (тоже сына Ирода Великого от 4-го брака), тетрарха Галилеи и Переи. В этом то кровосмешении и обличал Ирода Креститель. Ирод заключил Иоанна, по свидетельству Иосифа Флавия, в крепости Махернской, находившейся недалеко от Мертвого моря и от Переи, резиденции Ирода. Насыщение 5 000 мужей пятью хлебами и двумя рыбами (Лук.9:10–17; Мр. 6:30–56; Мф.14:13–36; Ин.6:1–71) После возвращения апостолов из проповеднического путешествия Иисус Христос отправился с ними на восточную сторону моря Галилейского в пустынное место, близ Вифсаиды-Юлии. Хотя Иисус искал теперь необходимого для Себя и учеников отдыха, но увидя множество пришедших сюда, чтобы послушать Его, сжалился над ними и долгое время предлагал собравшимся учение о царствии Божием. Когда время близилось к вечеру, ученики подошли к Господу со словами: «место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они дошли в селения и купили себе пищи».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме ( Лк.23:5–7 ). В научной литературе историчность встречи Иисуса с Иродом часто подвергается сомнению. 379 В качестве оснований для сомнений указывают, в частности, на то, что для встречи с Иродом не было достаточно времени. 380 Однако, если учитывать, что вероятным местом пребывания Пилата был дворец Ирода, в данном эпизоде нет ничего неправдоподобного: посещение Ирода и возвращение к Пилату могло занять не более получаса. То обстоятельство, что Ирод наверняка находился в Иерусалиме в праздник Пасхи, свидетельствует в пользу историчности эпизода. Об участии Ирода наряду с Пилатом в осуждении Иисуса евангелист Лука говорит и в книге Деяний, приводя молитву христианской общины: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. 381 Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой ( Деян.4:24–28 ). Ирод Антипа, тетрарх Галилеи, упоминается в Евангелии от Луки в связи с рассказом о выходе Иоанна Крестителя на проповедь ( Лк.3:1 ), а затем в связи с заточением Иоанна Крестителя в темницу ( Лк.3:19–20 ). Все три синоптика повествуют о том, как Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им ( Мф.14:1–2 ; ср. Мк.6:14–16 ; Лк.9:7–9 ). Евангелия от Матфея и Марка содержат рассказ об умерщвлении Иоанна Иродом ( Мф.14:3–11 ; Мк.6:17–28 ). Имя Ирода также фигурирует в Евангелии от Марка в предупреждении, которое Иисус сделал Своим ученикам: Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой ( Мк.8:15 ). Наконец, имя Ирода фигурирует в рассказе о предупреждении, которое Иисус получил от фарисеев: Выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. В ответ Иисус велел передать тетрарху: Пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима ( Лк.13:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

21. Беззаконным яко беззаконен, не сый беззаконник Богу, но законник Христу, да приобрящу беззаконные. «Для чуждых закона (был я) как чуждый закона». Беззаконными или чуждыми закона называет Павел язычников, которые не признавали закона Моисеева; потому были без закона, или чужды закона, содержимого Иудеями, С такими Павел обращался, как чуждый закона. Он не чуждался язычников, как чуждались их Иудеи, именно потому, что они не следовали закону Моисееву ( Гал.2:11 и след.). Проповедуя язычникам Евангелие, Он не требовал от них исполнения обрядового закона Иудев, но применялся к их понятиям и обычаям, какбы сам был из язычников, сколько мог это делать, не нарушая закона Христова. «Не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу». Это присовокупил Апостол, показывая, что, при обращении с язычниками, он не соблюдал обрядового закона Моисеева и их не обязывал к соблюдению сего закона, но что он в тоже время подчинялся высшему закону Божию, преподанному чрез Иисуса Христа, и, оказывая возможное снисхождение к язычникам, в тоже время заботился о том, чтобы не нарушать закона Христова, закона Духа жизни ( Рим.8:2 ). «Чтобы приобресть чуждых закона». И это делал я, говорит Павел, для того, чтобы не знавших закона Моисеева покорить закону Христову, привлечь их ко спасению чрез веру в Иисуса Христа. 22. Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу: всем бых вся, да всяко некия спасу. «Для немощных был я как немощный, чтобы приобресть немощных. «Немощными называет Павел тех, которые имеют погрешительную или сомневающуюся совесть, которые, например, что нибудь позволительное или непротивное закону почитают непозволительным или противузаконным. (О таких немощных пишет Павел в послании к Римлянам, в главе 14). Для них, говорит Он, быль я как немощный: применялся к их немощам, не позволял себе того, что могло соблазнить их по их немощи, сколько это возможно было без нарушения закона Христова. Делал это я для того, чтобы мало по малу утвердить их в здравом разумении истины и освободить от немощи погрешительных мнений и предубеждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе вместо Бога и будет восседать в Храме Божием – не в Иерусалимском только, – а повсюду в церквах» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Второе послание к Фессалоникийцам.3, 2//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.11. Кн.2, Спб., 1905, с.592). По замечательному слову М. Маркиша – «Человек остается человеком: неприязнь к неправде в нем неискоренима. Когда нас уже будет тошнить от мелких скучных частых полуправд – в каждой конфессии, в каждой церкви своя – тогда предложат нам взамен супернеправду, одну, глобальную, мощную, яркую – последнюю» (Маркиш М. Струве провозгласил независимость//Радонеж. 17-18, 2000). Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на 2 послание к Фессалоникийцам.1, 1//Творения. СПб., 1905. Т.11. Кн.2. с.574. Иванов С. А. Византийское миссионерство. М., 2003, с.156. Цит. по: Архиеп. Никон (Рождественский). Православие и грядущие судьбы России. М., 2001, сс.243-245. Цит. по: Иеромонах. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение о. Серафи ма Роуза. М., 1995, с.298. Блаж. Феодорит Кирский. Толкование на видения пророка Даниила 7, 26//Учение об Антихристе в древности и средневековье. Составление, вступительная статья, комментарии и указатели Б. Г. Деревенского. Спб., 2000, с.361. преп. Ефрем Сирин. Толкование на Второе послание Фессалоникийцам.//Творения. ч.7. Троице-Сергиева Лавра, 1900, сс.247-248. см. св. Иоанн Златоуст. 75 беседа на Евангелие от Матфея//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.7. ч.2. Спб., 1901, с.755. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. Сказание об антихристе. Догмат о святых иконах. М., 1999, С.63. Отсюда видно, как путешествие Колумба отозвалось в богословии. В маленьком уютном мире античности вселенная казалась обозримой и уже исхоженной. Так, бл. Иероним при толковании этого стиха Евангелия говорит: «И проповедано будет cue Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам… А это или уже исполнилось, или должно в непродолжительное время исполниться, как мы видим. В самом деле, – по моему мнению, – не осталось ни одного народа, который не знал бы имени Христова. И даже, если у такого народа и не было проповедника, тем не менее, он не может не иметь понятия о вере от соседних народов» (Иероним Стридонский. Четыре книги толкования на Еавнлеие от Мафтея. М., 1999, сс.217-218).

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

По словам О. В. Косик, «Послание не имело большого влияния, если не считать некоторых попыток представителей Русской Зарубежной Церкви опереться на него». В 1930 г. редакция «Церковных ведомостей» в Белграде сообщала: «В настоящее время подавляющее большинство епархий окончательно отделилось от м[итрополита] Сергия и руководствуется в своей церковной жизни известным посланием Высокопреосвященнейшего Серафи-ма, епископа Угличского» , что не соответствовало действительности. В дневнике протоиерея Н. К. Чукова нет указаний на то, что в 1929–1930 гг. в Ленинграде распространялось какое-то послание, нет их и в донесениях в центральный аппарат ОГПУ сотрудников из Ленинграда , впрочем, донесения 1929 г. в этой подборке отсутствуют. «Отдаленный результат послания» О. В. Косик видит в том, что в 1934 г., находясь в ссылке в Архангельске, архиепископ Серафим провел совещание нескольких ссыльных епископов, от имени которых было составлено и разослано воззвание, где он «запрещал в священнослужении митрополита Сергия» . О. В. Косик и о. Александр Мазырин, уделившие внимание Ярославскому расколу, в своих статьях вступили в полемику с митрополитом Виленским и Литовским Елевферием , побывавшим в Советской России в ноябре–декабре 1928 г. Владыка увидел это Послание в Белградской газете и в приложении к изданной позже книге сделал подробный разбор деятельности этой оппозиции и Послания, которым был неприятно поражен, подумав, что оно «подложное» . В 1929 г. он писал, что «не столько в России, сколько здесь, за границей, много говорят об отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя м[итрополита] Сергия группы ярославских иерархов… думая, что это не раскол, а выявление подлинно православной свободной Русской Православной Церкви. Это заблуждение не изжито и доселе; в цели выяснения истины оно и прилагается к “Неделе в Патриархии”… Там, несмотря на видную в иерархическом мире личность м[итрополита] Агафангела, отделение это не произвело широкого движения» . О. В. Косик только упоминает данный разбор митрополита Елевферия как «тенденциозный анализ» происходивших событий и пишет, что вследствие «слабой осведомленности автора этот документ выглядит неубедительно» . Отец Александр Мазырин задачей своего исследования Ярославского раскола поставил вопрос о том, «как готовилось это выступление, [и] кто какую роль сыграл при этом» . При этом он оппонирует «официальной версии», изложенной митрополитом Елевферием (со слов митрополита Сергия), о том, что в расколе «не столько виновен сам митрополит Агафангел, сколько митрополит Иосиф и викарные», и что причины отделения «практически все сводилось к личным обидам» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

8) Заповедь Батюшкина: никогда не быть без труда и дела, во время которого постоянно творить умственно молитву Иисусову. Сестры трудовые или занятые послушанием не стеснялись бы и не были бы стесняемы, а прямо, вставши от сна и закусивши, занимались бы своими трудами, мысленно творя молитву и умственно прочитывая Батюшкино правильце. Передав все, Батюшкой Серафимом заповеданное, и основываясь на его словах, старцам и мне, протоиерею Василию, лично сказанных: «После меня не будет у Вас другого отца в Дивееве», вручаю вас Царице Небесной; Она Сама вас всему научит и Сама вам Игуменией будет, игумения же будет лишь экономиссой, так как Царица Небесная взяла вас в удел свой с Афоном. Всё написанное здесь по заповеди Батюшки о. Серафима, лично из уст его слышанное, есть действительно, в чем, свидетельствуя, подписуюсь Серафи-мо-Дивеевского Монастыря протоиерей Василий Садовский. С моего поступления в обитель 1844 года все нашла я в том порядке, как написано завещанное Батюшкой о. Серафимом, и в точности исполнялось до сего времени, в чем и подписуюсь настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря Игумения Мария. Так вот чем объясняются, – подумал я, когда прочитал эти правила,– многие особенности в жизни Дивеевской обители! Вот где залог верного спасения! Вся жизнь, как частная, так и общая, до подробностей определена правилами преподобного Серафима. И какие мудрые правила (например, никогда не оставаться в одиночку, всегда пребывать в труде, непрестанно упражняться умственною молитвою...)! И эти правила свято соблюдаются всеми. За точным и непременным исполнением их наблюдает сама игумения: она принимает от предшественницы в управление святую обитель в том порядке, в каком должна быть сия по завещанию Батюшки отца Серафима, и, по прошествии времени, должна сдать своей наместнице обитель нерушимо в том же порядке. Как имущество, которое должно свято храниться, принимается и передается по описи,– так и здесь внешний и внутренний порядок жизни, который должен быть всегда неизменен, один и тот же, принимается и передается так же по описи, с непременным обязательством наблюдать за сохранностью его.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010