Антипа, которому досталась Галилея и Заиорданье, и Филипп, область которого лежала к востоку от Галилейского озера, правили своими землями намного дольше, хотя и вступали порой в конфликты друг с другом и с римскими назначенцами. Евангелист Лука даже отмечает, что Ирод Антипа и римский наместник Пилат, прежде враждовавшие друг с другом, помирились во время «суда» над Иисусом. Но об этих правителях и об их наследниках, упомянутых в книге Деяний, мы поговорим в следующий раз. Ироды: Антипа, Агриппа I, Агриппа II Именно Ирод Антипа упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 г. н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере Тивериадой в честь римского императора Тиберия (нынешняя Тверия в Израиле). Его «семейная хроника» тоже довольно характерна для правителей того времени. Ирод Антипа взял себе жену своего сводного брата Филиппа – за обличение этого незаконного союза и поплатился головой Иоанн Креститель. Но не принес этот брак счастья и самому Ироду. Когда на римский престол вместо Тиверия взошел сумасбродный император Калигула, Иродиада вынудила Ирода отправиться к императору в поисках новых почестей и званий. Однако собственный племянник Ирода, Агриппа, тут же отправил донос на него, и вместо почестей тому выпала ссылка в далекую Галлию, где он и умер, возможно, насильственной смертью. Иродиада последовала в ссылку вместе с мужем, а титулы и владения Ирода перешли к его племяннику Агриппе, так вовремя пославшему донос. Но все это произойдет уже после евангельской истории. Пока у Ирода Антипы всё было благополучно, по крайней мере, на внешний взгляд. Он наслаждается жизнью (Евангелие упоминает, как широко он праздновал свой день рождения), он не прочь послушать проповеди Иоанна Крестителя, и если бы не интриги жены, может быть, он и не велел бы его казнить. А затем правителю Ироду пришлось решать судьбу еще одного Праведника. Римский наместник Пилат отправил к нему арестованного Иисуса, т. к. Тот был родом из Галилеи и формально был подвластен ему как правителю этой области. Как сообщает евангелист Лука, Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату .

http://pravmir.ru/irody-cari-iudei/

Там идет речь о войне, которую объявил Ирод Антипа (тот самый евангельский Ирод, убийца Иоанна Крестителя) против Ареты, царя Варравии. Арета (который, кстати, упоминается у ап. Павла) был отцом законной жены Ирода, которую тот бросил ради Иродиады. В этой войне Ирод потерпел поражение. «Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более что души их заранее уже успевают очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души. Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-то осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода» [Флав. II, т. 2, с. 446-447]. Этот отрывок давно уже всем известен, но все время находились разные критики, которые считали его более поздней интерполяцией и усматривали в этом тексте явно христианскую руку. Что можно на это сказать? Во-первых, в отличие от евангельского изложения, здесь выдвигается версия чисто политического убийства Иоанна Предтечи, а не нравственного. Мы находим здесь некоторые дополнения к образу Иоанна Предтечи, уточнение места, где он был убит, и обстоятельства, последовавшие за этим преступлением. В Евангелии ничего этого нет. А. Бобринский в своей работе высказывает убеждение, что этот отрывок трудно считать интерполяцией. Второй отрывок в тех же «Иудейских древностях» (тоже 18 книга) относится к личности Самого Спасителя. Этот отрывок еще более прорекаемый: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так названные христиане, именующие себя таким образом по Его имени» [Флав. II, т. 2, с. 439].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Смерть Ирода была страшной. Он гнил заживо. В его теле еще при жизни завелись черви, пожиравшие плоть. Вонь была нестерпимой. Кроме того, психическая болезнь маниакальной подозрительности все усиливалась. Ирод изрыгал проклятия на своих сыновей и слуг. Все боялись подойти к смертному одру. Во дворце, в ослепительной роскоши, в зените богатства и власти, царь умирал в полном одиночестве, вони, червях и гниении. Такую страшную цену Ирод заплатил за свою власть. Его сын Архелай не отставал от отца. Он унаследовал садистскую жестокость родителя. Именно поэтому Пресвятая Богородица и святой Иосиф Обручник побоялись из Египта возвращаться в Иудею, которой правил Архелай. Они пошли в Галилею (см. Мф. 2:22). Жестокость Архелая была чрезмерной даже для языческого мира, где жизнь человеческая вообще ценилась мало. Так, однажды Архелай умертвил три тысячи евреев на Пасху в пределах Иерусалима. Евреи пожаловались императору Рима. И Архелай был низложен, заточен и отправлен в ссылку в город Виен (ныне современная столица Австрии Вена), где и умер. Второй сын Ирода Первого царь Ирод Антипа правил Переей и Галилеей во времена земной жизни Спасителя. Он из представителей династии Ирода наиболее часто упоминается в Евангелии. Ему были свойственны положительные качества. Так, к примеру, мы знаем из Священного Писания, что Ирод Антипа во время заточения святого Иоанна Крестителя «зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20). Душа этого Ирода была, наверное, доброй, раз откликалась на слова Великого Предтечи. И в ней происходила борьба между добром и злом. Борьба, закончившаяся полным поражением. Похоть-страсть, которая попирала Божьи заповеди, влюбленность в собственную племянницу Иродиаду съедала его и заставляла совершать губительные поступки: прогнать законную супругу, дочь аравийского царя Ареты Четвертого, и тем не только нарушить брачные клятвы, но и разрушить важный политический союз, поставив страну под угрозу войны; взять в жены собственную племянницу и, мало того, жену брата своего Филиппа, лишить собственного брата наследства, затем пить и чревоугодничать и на почве всех этих страстей обезглавить величайшего из рожденных женами – святого Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

http://pravoslavie.ru/109735.html

После убийства великого Пророка Господь уже не видит в Ироде способности к покаянию. Перед Распятием Он не удостаивает Ирода Антипу даже словом. Молчание Бога – страшный ответ этому тонущему в грехах человеку (см. Лк. 23:6–12). Наконец Ирод с Иродиадой лишаются возлюбленной ими власти. Римский император Калигула ссылает их в Лион, где они оканчивают свои дни. Внук же Ирода Великого Ирод Агриппа Первый также был человеком, страстно влюбленным в деньги и власть. Заигрывая с фарисеями и вождями евреев, он повелел казнить великого праведника Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского епископа; заточил святого первоверховного апостола Петра в темницу, откуда последний был избавлен Ангелом Божиим. Кончина его также была страшной. О ней повествуется следующим образом: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. Слово же Божие росло и распространялось» (Деян. 12:21–24). Кончина внука так похожа на кончину деда! Гордыня Ирода Агриппы подпитывалась уже не только властью, но претензией на некое обожествление. Он возводил памятник самому себе, но не воздавал славу Богу. И эта гордыня непомерная убила в конце концов его. Династия Иродов правила еврейской землей около ста сорока лет и оставила мрачный след в истории. Но вот какие вопросы, мне кажется, каждый из нас должен задать самому себе: «Не живет ли и во мне ирод? Не люблю ли я так же, как и Иродиады, деньги, власть, блуд, роскошь, комфорт паче Христа? Не убиваю ли я в себе ежедневно голос совести, зовущий меня к деланию добродетелей, к праведной жизни? Не закончится ли моя духовная борьба победой греха?» Думается, история династии царя Ирода – это хороший рождественский урок для каждого из нас. Печальный урок о том, как человек отверг Бога и возлюбил материальное паче небесного… Рейтинг: 9.8 Голосов: 718 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/109735.html

Прямого ответа на этот вопрос мы не находим ни в Новом Завете, ни в других современных ему исторических памятниках. В подобных случаях хронологическое определение события зависит от точной установки двух терминов или пределов: до которого не могло совершиться событие – terminus a quo, – и после которого оно не могло быть – terminus ad quem. Первый предел нами установлен в статье Православного Обозрения за 1884-й год май – июнь «Звезда волхвов»: это-май – декабрь 747 года от основания Рима. Второй предел дают нам известия св. Евангелистов Матфея (2, 1 дал.) и Луки (1, 5), что Господь родился во дни иудейского царя Ирода Великого: следовательно позднее смерти Ирода Великого рождение Господа не могло быть. Спрашивается поэтому: когда умер Ирод Великий? Иудейский писатель Иосиф Флавий, которому без сомнения была хорошо известна современная ему эпоха отечественной истории, говорит: «Ирод скончался в пятый день после того как умертвил сына своего Антипатра, царствовав по низложении Антигона тридцать четыре года, после же того как обявлен был в Риме царем иудейским – тридцать семь» 1 . Здесь мы имеем три хронологические даты, от точной установки которых зависит ответ на выше поставленный вопрос: а] обявление Ирода царем иудейским в римском сенате, б) завоевание Иродом Иерусалима и низложение им Антигона; в) время царствования Ирода в Палестине. Ближайшие сведения о получении Иродом царского титула в Риме находим у того-же историка в его «Древностях Иудейских». Антоний, так рассказывает Иосиф, сделал Ирода и Фасаила тетрархами иудейскими. Но возвратившийся в Иудею Антигон, при помощи парфян, захватил Иерусалим в свои руки, полонил Фасаила и Ирод должен был спасаться бегством 2 . Сначала он явился к аравийскому царю Малху, но непринятый им удалился в Египет к Клеопатре. Отсюда он поспешил ( πειγομενον) в Рим, как потому что наступали уже непогоды ( χειμνος τε οντος), так и потому что слышал о больших беспорядках в Италии (Брундузийская война) 3 . Морем он отправился в Памфилию и, претерпев жестокую бурю, прибыл в Родос, который нашел разоренным войною Кассиевою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

8) Царь Малх состоял в дружбе с Иродом, когда последний не был ещё царём. Удаляясь от Антигона, Ирод хотел искать убежища у Малха, в Петре, но тот его не принял, и Ирод отправился в Египет. Хотя Малх и раскаялся в своем поступке, но уже не мог догнать Ирода, чтобы поправить свой промах. Сношения Малха с Гирканом были причиной, по которой Ирод велел казнить последнего 152 . И. Флавий называет этого Малха Малихом и описывает войну, веденную с ним Иродом, по повелению Антония. Около Диосполя Ирод одержал победу над аравитянами, а при Кенафе был сам разбит, за что отплатил победой при Филадельфии, где аравитянами предводительствовал Елефем. По словам И. Флавия 153 , Клеопатра побуждала Антония погубить Ирода и Малха, из которых последний действительно и погиб. 9) Царь Овод, бесхарактерный правитель Набатеев, находившийся под влиянием своего любимца Силлея 154 , приезжавшего к Ироду, который через этого вельможу ссудил Оводу в долг 60 талантов. За неплатеж этих денег и за невыдачу разбойников, Ирод начал войну с Оводом, взял и разрушил крепость Распту и разбил аравийского полководца Нацоба. Так как Силлей, бывший тогда в Риме, нажаловался на Ирода Кесарю, то последний положил опалу на иудейского царя. 10) Царь Арета, сын Овода, был назван так при воцарении, по смерти своего отца, а до того времени носил имя Еней. Он обвинял Силлея в умерщвлении ядом Овода и в убийстве многих знатных людей города Петры. И так как Арета принял власть без Кесарева разрешения, то Кесарь объявил ему за то свой гнев, но потом утвердил его на царстве. Арета был во вражде с великим Иродом, из ненависти к которому сделался другом Римлян. Когда, по смерти Ирода, произошло в Иерусалиме возмущение, для усмирения которого спешил в Иудею сирийский правитель Вар с легионами, то Арета дал ему в помощь значительное войско. На дочери этого Ареты был женат тетрарх Ирод Антипа. Когда он вступил в связь с женой своего брата Филиппа, Иродиадой, умертвившей св. Иоанна Крестителя, то жена его удалилась к своему отцу и между Аретой и Иродом возникла из-за этого вражда. Враги воспользовались первой причиной к войне, и когда полководцы Ареты совершенно разбили Ирода войско, то Ирод жаловался на Арету Тиверию. Тиверий приказал сирийскому проконсулу Вителию объявить войну царю Набатеев, но предпринятый Вителием поход к Петре не состоялся по случаю смерти Тиверия 155 . По всей вероятности, об этом Арете упоминает св. апостол Павел 156 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРОДИАНЕ [греч. Ηρωδιανο], в НЗ обозначение одной из групп противников Иисуса Христа. И. упоминаются в связи с 2 эпизодами, когда они объединялись с фарисеями в борьбе против Иисуса Христа. Первый произошел в Галилее, где Иисус исцелил сухорукого человека и где И. и фарисеи попытались погубить Его (Мк 3. 6). Второй имел место в Иерусалиме, когда фарисеи и И. задавали Иисусу Христу провокационный вопрос об уплате налогов рим. императору (Мк 12. 13; Мф 22. 16). В Евангелиях от Луки и от Иоанна И. не упоминаются. Вопрос о том, кого может обозначать это наименование, остается предметом научных споров. Греч. слово Ηρωδιανο не встречается в источниках ранее I в. по Р. Х. (кроме указанных 3 мест в Мк 8. 15 есть вариантное чтение: в папирусе 45 (III в.) говорится об «иродианской» закваске, но скорее всего этот вариант вторичный; большинство более ранних и более поздних рукописей содержат чтение «закваска Ирода» - см.: Metzger B. A Textual Commentary on the Greek NT. N. Y., 19942. P. 83)). Греческое наименование Ηρωδιανο восходит к лат. слову Herodiani, построенному по аналогии с Cesariani, Pompeniani и др. (встречаются в источниках не ранее II в.), к-рые обозначают политических сторонников или слуг определенных лидеров. В Палестине название могло быть дано римлянами ( Theissen. 1996. S. 214; Meier. 2000. P. 742). Наименование Ηρωδιανο позволяет понимать его как указание на слуг Ирода, его придворных или вообще на любых сторонников режима Ирода, без уточнения, были ли они организованной партией или нет. У Иосифа Флавия ( Ios. Flav. De bell. I 16. 6 встречается грецизированная форма слова Ηρωδεοι, указывающая, судя по контексту, на группу сторонников Ирода Великого в гражданской войне с Антигоном. Сторонники Ирода позднее описываются Иосифом как ο τ Ηρδου φρονοντες (т. е. те, кто «заодно с Иродом» - Idem. Antiq. XIV 15. 10 Контекст, в котором обозначение употребляется (рассказ о гражданской войне), не позволяет видеть в этой группе религиозно-политическую партию.

http://pravenc.ru/text/674093.html

В этом разделе предлагается краткий перечень основных свидетельств об Иисусе Христе и о христианах из наиболее известных древних нехристианских источников, для того чтобы показать, как подтверждаются евангельские сведения даже с точки зрения совершенно чуждых христианству авторов. Эти сообщения иллюстрируют, что теория «молчания века» об Иисусе Христе в древней нехристианской литературе несостоятельна.        Иосиф Флавий Он родился вскоре после Вознесения Христова, происходил из знатной семьи Хасмонеев (или Асмонеев – последней еврейской правящей династии, основанной Маккавеями), получил блестящее образование, по своим религиозным убеждениям он был фарисеем. Во время иудейского восстания 66–72 годов он возглавлял одну из повстанческих групп в Галилее. В осажденном городе он сдался римлянам и таким образом оказался для иудеев в разряде предателей, поступивших на службу оккупантам. Иосиф Флавий попал на службу к императору Веспасиану, жил и умер в Риме, получил римское гражданство. Он прославился своими литературными трудами – в первую очередь такими, как «Иудейская война» и «Иудейские древности», ставшими классическими источниками по истории Древнего мира (их изучали в гимназиях). Для нас важны свидетельства о Христе и о евангельских личностях, которые имеются в этих двух книгах. Тексты могли быть написаны на арамейском, но дошли до нас на греческом языке 417 . Впоследствии они были переведены на многие языки, в том числе на славянский. А. Первое свидетельство из «Иудейских древностей» о евангельском событии, помещается в контекст рассказа о войне, которую объявил Ирод Антипа (убийца Иоанна Крестителя) против Ареты, царя Аравии. Арета (который, кстати, упоминается у ап. Павла 2 Кор И: 32) был отцом законной жены Ирода, брошенной ради Иродиады. В этой войне Ирод потерпел поражение. «Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их душу, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода» 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

В письме к обер-прокурору Святейшего Синода графу А. П. Толстому с мнением «о Молитвослове, предполагаемом к изданию» от 17 марта 1860 года митрополит Филарет указывал, что в молитвослове киевском требуются, между прочим, следующие исправления: «В стихире, пред акафистом Пресвятой Богородице, сказано: «Радуйся, Божественная ручко манны». Выражение «ручко манны» не имеет значения. Манна при Ковчеге Завета хранилась не в «ручке», а в золотом сосуде, который в Священном Писании называется «стамной». Итак, не следует ли исправить: «Радуйся, Божественное стамно манны». В икосе 2: «Радуйся, бесов многоплачевный струпе». Не тяжко ли сие выражение? Не лучше ли поставить «радуйся, бесов многоплачевное поражение». Такое заменение обветшавших и непонятных слов понятными употреблялось и в прежние времена до книгопечатания. В икосе 4 (следует: в ик. 3) Гобзование щедрот». Не яснее ли «многоплодие щедрот». В кондаке 6: «Оставиша Ирода, яко блядива». Слово сие имеет ныне новое позорное значение. Не должно ли по силе греческого слова поставить «оставиша Ирода, яко празднослова или буесловяща " » 74 . В дальнейших изданиях мы видим акафист исправленным по указанию Московского митрополита Филарета. Впрочем, в позднейшем издании московском 1899 года текст восстановлен прежний. В икосе 2 оставлено выражение «бесов многоплачевный струпе», в икосе 3 – «гобзование щедрот»; лишь в 6-м кондаке употреблено слово, рекомендуемое Филаретом: «оставиша Ирода, яко буесловяща» (в киевских изданиях – «буесловна»). Впрочем, не во всех изданиях и прежних (то есть до 60-х годов XIX века) употреблялось в кондаке 6 вышеупомянутое неудобное слово. Если в книге «Акафисты с каноны» (Киев, 1804) встречаем фразу «оставиша Ирода, яко блядива», то в киевском же издании 1731 года читаем: «оставиша Ирода, яко лжива, неведуща пети аллилуиа». В акафистах Успению Пресвятой Богородице и свт. Николаю Чудотворцу за Синодальный период мы изменений в тексте не встречаем. Правда, была попытка Московского духовно-цензурного комитета в 1836 году внести некоторые изменения в акафист Успению Пресвятой Богородицы, но Святейшим Синодом разрешение дано не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Вопрос: Здравствуйте. У меня вопрос. При чтении Евангелия, я не понял: Ирод, в царствование которого родился Спаситель, и Ирод, казнивший Иоанна Крестителя, – это одно лицо или было два царя Ирода, т.к. из Египта Святое Семейство возвратилось по смерти Ирода при Архелае, а Иоанн Креститель был казнен много позже. Спасибо за ответ. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Священное Писание Нового Завета упоминает семь Иродов: отца, четырех детей, внука и правнука. Все они были представителями династии, основанной Иродом I (ок. 73 – 4 до Р.Х.). Он был сыном богатого идумеянина Антипатра, который своими услугами сумел войти в доверие к Юлию Цезарю и получил от него право римского гражданства. Его сын Ирод I с помощью римских войск с 40 (фактически с 37) года до Р.Х. овладел троном и стал царь Иудеи. В лице Ирода I впервые вошел на иудейский престол не еврей. Он был идумеянином, потомком брата патриарха Иакова Исава. С воцарением Ирода I исполнилось древнее мессианское пророчество патриарха Иакова: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт.49:10). Точно указывалось время пришествия Мессии. Христос придет тогда, когда на царском троне в Иудее воссядет не иудей. Ирод I восстановил из развалин и украсил красивыми зданиями несколько городов, дав им новые названия в честь своего покровителя, кесаря Августа: Самарию переименовал в Севастию, Стратонову Башню – в Кесарию. В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией. Чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод I начал полную перестройку Иерусалимского храма, стремясь придать ему небывалое великолепие. Храм по частям сносили и возводили заново, сохраняя его прежние площади, но увеличивая высоту и не приостанавливая ни на один день богослужение. Несмотря на эту строительную деятельность, евреи ненавидели Ирода не только за коварство. Они видели в нем иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова. Еврейский народ презирал его также за то, что он в возобновленных им городах строил театры и амфитеатры, устраивал римские и греческие игры, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще вводил такие обычаи, которые отличались языческим характером.

http://pravoslavie.ru/6958.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010