Иосиф Флавий Книга 15 Предисловие Содержание книги охватывает первые восемнадцать лет правления Ирода I. Политическая история Иудеи этого времени снова излагается Иосифом Флавием в тесной связи с политическими событиями в Риме, приведшими к утверждению империи. Довольно подробно рассказана история борьбы за власть между Октавианом и Антонием. Но главное внимание автора сосредоточено на усилиях Ирода сохранить свою власть в сложной политической ситуации, когда он, будучи союзником Антония, сумел добиться расположения Октавиана. Иосиф описывает беспощадные расправы Ирода с теми, кто посягал либо мог посягать на его власть. Много внимания уделяется личной жизни жестокого правителя; центральное место здесь занимает неистовая любовь Ирода к Мариамме, завершившаяся ужасной трагедией. Но даже и эта сюжетная линия своеобразно накладывается на эпизод из римской истории – пылкую и тоже трагическую любовь Марка Антония и Клеопатры. Последняя глава книги содержит описание Иерусалимского храма, построенного Иродом I. Глава 1 1. О том, как Сосий и Ирод силою взяли Иерусалим и при этом полонили Антигона, нами было рассказано в предшествующей книге. Теперь нам придется говорить о событиях, находящихся в связи с предыдущими. После того как Ирод подчинил себе всю Иудею, он удостоил высокого почета всех тех, кто поддерживал его, пока он еще не достиг власти; всех же приверженцев своих противников он постоянно и непрерывно преследовал, и не проходило дня, чтобы он не подвергал их мучениям. Особенного же почета с его стороны удостоивались фарисей Поллион и ученик последнего, Самея, потому что эти люди советовали своим согражданам во время осады Иерусалима принять к себе Ирода. Теперь они получали за это заслуженную награду. Этот же самый Самея некогда предсказал Гиркану и судьям, когда они судили Ирода за преступление, за которое полагалась смертная казнь, что, если они оправдают Ирода, последний всех их умертвит. Это предсказание, по воле Господа Бога, впоследствии действительно оправдалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 14 1–2. Тревоги Ирода Антипы. – 3–12. Казнь Иоанна Крестителя. – 13–21. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. – 22–33. Утишение бури на озере. – 34–36. Возвращение в землю Геннисаретскую. Мф.14:1 .  В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе (Ср. Мк.6:14 ; Лк.9:7 ). В этом и следующем стихах евангелист помещает то, что должен был бы поместить после 12-го стиха, если бы рассказывал в порядке времени, потому что слова 2-го стиха Ирод мог произнести уже после того, как Иоанн был казнен. «Молва об Иисусе» и замечание Ирода служат для евангелиста поводом припомнить об обстоятельствах казни Крестителя, о которых еще не было рассказано в Евангелии. Оба другие евангелиста рассказывают о тревогах Ирода гораздо позже, чем Матфей. При этом последовательность рассказа у Марка одинакова с Матфеем, но у Луки совсем нет рассказа о казни Крестителя. Евангелист Лука ограничивается только замечаниями по поводу его смерти, сходными с замечаниями Матфея, но с тем различием, что (как и Марк) влагает слова о воскресении Иоанна из мертвых в уста не самого Ирода, а окружающих его лиц, Ирод же только повторяет мнения о Крестителе, высказанные ими. В существенном же сообщения синоптиков об этом предмете сходны. «В то время» здесь, как и во многих других местах, неопределенное обозначение времени. Марк и Лука относят события ко времени после посольства апостолов ( Мф.10:5 ), вследствие которого молва о Христе сильно распространилась. «В то время услышал Ирод (дословно) слух ( τν κον) об Иисусе». Это был Ирод Антипа, родной брат Архелая и сын Ирода I, избившего вифлеемских младенцев, родившийся от Малфаки самарянки. Часть царства Ирода, назначенная Антипе во втором завещании его отца (в первом он был назначен царем), была Галилея и Перея, где он был утвержден Августом в достоинстве тетрарха. Он был женат на дочери арабского царя Арефы, которую отверг из-за Иродиады. Имя Ирод было первоначально чисто личным, но потом перешло к двум сыновьям Ирода, Ироду Боэту и Ироду Антипе, а потом к царю Агриппе I и другим младшим членам Иродова дома. Слово «тетрарх» по-гречески следует читать τεραρχης, а не τετρρχης, т.е. без элизии первого a (см. Бласс, Gram., § 28, 8). Вместо этого точного титула ( Лк.3:1, 19 , Лк.9:7 ; Деян.13:1 ; Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 8, 1; XXIII, 2, 3) Антипе дается в народной речи, как и другим правящим Иродам, еще неточный титул «царя» ( Мф.14:9 ; Мк.6:14, 22 ). Подобная же неточность встречается и у иудейского историка Иосифа Флавия («Иудейские древности», XVIII, 4, 3; «Жизнь», 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После обеда молодые люди, чтобы прохладиться, отправились к озерам, принадлежащим тамошнему дворцу. Решено было выкупаться, и два верных друга Ирода до тех пор в шутку окунали Аристобула, пока он не умер. Ирод, конечно, после этого горько оплакивал юношу. Его похоронили с величайшею пышностью. Преемником его в первосвященническом сане был его предшественник Ананель. Вначале казалось, что это первое убийство не пройдет для Ирода безнаказанно. Антоний, уведомленный Александрой чрез Клеопатру, потребовал Ирода к ответу. Ирод оставил своего шурина Иосифа, мужа его сестры Соломеи, регентом с приказанием убить Мариамну, если с ним что-нибудь случится в пути. Он не хотел, чтобы его жена после его смерти принадлежала другому. Иосиф был настолько неблагоразумен, что проболтался царице и ее матери об этом приказе. Ирод деньгами и льстивыми речами успокоил Антония и вернулся обратно в Иерусалим. Здесь он узнал от своей матери и сестры, что Александра и Мариамна в заговоре с Иосифом приготовилась бежать к римлянам. Когда он стал упрекать в этом Мариамну, она открыла ему, что узнала от Иосифа о его кровавом приказе. Это было достаточным основанием для ревнивого Ирода, чтобы обвинить жену в преступной связи с Иосифом; Иосиф был отставлен без разговоров; Александра, как зачинщица и утайщица преступления, была посажена в тюрьму. Мариамне Ирод ничего не сделал из любви ли к ней или из расчета, не желая открывать свои карты. Если влияние Клеопатры было значительно при дворе Ирода уже во время этих семейных раздоров, то ее власть над триумвиром Антонием стала еще ощутительнее для Ирода, когда Антоний подарил ей большие иудейские округи, прежде всего все приморские города Палестины, за исключением Тира и Сидона, и близкий к Иерусалиму, известный своими бальзамическими деревьями и пальмами, Иерихон. За них Ирод должен был платить ей подать. Она сопровождала Антония в походе против Армении и на обратном пути остановилась в своих новых иудейских владениях. Со свойственной ей любезностью по отношению к мужчинам она старалась завлечь и Ирода в свои любовные сети.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из более ранних писателей знал и упоминал об избиении Иродом вифлеемских младенцев Цельс – жестокий враг христианства 672 . Да и вообще, можно ли хоть сколько-нибудь сомневаться в достоверности этого факта, когда известно, что вся жизнь Ирода была залита кровью? Он умертвил первосвященника, умертвил многих благородных членов синедриона; он убил троих детей, убил даже любимую свою жену прекрасную Мариамну (Иуд. Древн. кн. XV, гл.3. 7. 8; кн. XVI, 11. 1. 6 и др.). Что же удивительного после этого, если он приказал избить целые тысячи вифлеемских младенцев, только бы убить между ними опасного себе соперника? 673 Правда, может казаться странным, что Иосиф Флавий, перечисляя многие его злодеяния, не упомянул об этой страшной резне в Вифлееме; но молчание его может быть объяснено или тем, что он вовсе не знал об этом злодеянии Ирода, так как пользовался в своём описании царствования Ирода записками современника и почитателя Иродова – Николая Дамасского, который из желания выставить Ирода в хорошем свете мог умолчать о бесчеловечной резне в Вифлееме; или тем, что Флавий хотя и знал об избиении Иродом младенцев, но замолчал этот факт потому, что считал его незначительным в ряду других бесчисленных злодеяний Ирода, о которых он сообщал уже; или, наконец, тем, что Флавий просто по недобросовестности умолчал об этом факте, как он вообще умалчивает о всех фактах, так или иначе соприкасающихся с жизнью Иисуса Христа. Впрочем, нельзя сказать, чтобы он совершенно замалчивал это страшное событие. В Древн. Иудейских (XIV, 9, 4) он говорит о криках, поднятых против Ирода матерями тех, кто были избиты им. Не разумеются ли здесь под избитыми Иродом вифлеемские младенцы? А если так, то ссылка критики на молчание Флавия в настоящем случае должна считаться неудачною. Употреблённая евангелистом в самом начале частица тогда, весьма часто встречающаяся в его Евангелии, означает здесь тот момент времени, когда волхвы по всем расчётам Ирода должны были уже возвратиться из Вифлеема в Иерусалим, но не возвращались.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В нём происходила тяжёлая борьба между уважением к пророку, страхом перед народом и страстью к Иродиаде, удаления которой настойчиво требовал Креститель. Мужество, святость и непоколебимая правда пророка производили сильное впечатление на Ирода, и он трепетал даже перед скованным праведником, не перестававшим требовать от него прекращения преступной и соблазнительной связи с Иродиадой. Нерешительность Ирода ещё более усиливала злобу и ненависть к пророку в Иродиаде. Она ясно видела, что голос Крестителя будет могущественнее её влияния на Ирода и может повести к опасным для неё последствиям, заставив возвратить царственную блудницу к её законному мужу, и потому ждала только удобного случая, чтобы погубить пророка. Отправляясь в поход против Ареты, война с которым вызвана была преступной связью с Иродиадой, Ирод остановился в пограничной крепости Махероне, лежавшей на восточном пустынном побережье Мёртвого моря, и здесь праздновал день своего рождения. Во время пира дочь Иродиады Саломия своей неприличной пляской так восхитила Ирода и гостей, что он, отуманенный пляской и вином, дал безумную клятву удовлетворить всякую просьбу девицы. По совету злой матери, Саломия потребовала головы Иоанна Крестителя. Просьба эта опечалила Ирода 13 . Страх, угрызения совести, суеверие, даже слабая искра лучших чувств, тлевшая в его испорченном сердце под пеплом злых страстей, – всё это побуждало Ирода отказаться от исполнения клятвы; но ему недоставало сил и мужества сделать это. Гордость, страх человеческий и страсть к Иродиаде одержали верх над лучшими побуждениями. Боясь суждений своих гостей более, чем укоров совести, он послал телохранителя и, по приказанию развратного труса, умерщвлён был величайший из пророков. Отсечённая голова Крестителя с тех пор не давала покоя его совести и воображению ( Мф.14:2 ); не избежал он укоров и со стороны народа и не мог подкупить его мнение в свою пользу фальшивыми обвинениями праведника в каких-то политических замыслах. Справедливый голос народа обвинял в смерти пророка именно Ирода, от которого всецело зависела судьба узника, и, по свидетельству историка, в поражении его войск Аретой народ видел выражение гнева Божия за ужасное преступление.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iosi...

В течение второго года снова приходил в Иерусалим, носимый Своею Матерью; в Вифлееме со Своею Матерью и Иосифом, уже старцем, но не оставлявшим Марии, вошел в дом и здесь во второй год по Своем рождении был обретен (волхвами), принял дары, и в ту же ночь, по откровению от Ангела Иосифу, взят был в Египет и оттуда снова, по прошествии двух лет, возвратился, когда Ирод умер, преемником же его сделался Архелай. Спаситель рождается в Вифлееме иудейском в тридцать третий год Ирода, и в сорок второй царя Августа, удаляется же в Египет в тридцать пятый год Ирода, а возвращается из Египта по кончине Ирода. Поэтому в тридцать седьмой год того же правления Иродова Господь был отроком четырех лет, когда Ирод, по исполнении тридцати семи лет, кончил жизнь. Архелай же царствует девять лет; в начале его царствования Иосиф с Мариею и Отроком, услышав, что царствует Архелай, удалился в страны галилейские и поселился в Назарете. Архелай же родил Ирода младшего, и Ирод по преемству воцаряется в девятый год царствования отца Архелая. От пришествия Христова во плоти считалось тогда тринадцать лет. В восемнадцатый же год Ирода, прозванного Агриппою, начал Иисус проповедь и тогда приемлет крещение от Иоанна, и проповедует лето приятно ( Лк.4:19 ), не встречая прекословия ни от кого (2:34), ни из иудеев, ни из эллинов, ни из самарян, ни из другого какого народа; потом во второй год проповедовал, встречая прекословие, когда правлению того же Ирода был девятнадцатый год, а Спасителю тридцать второй. В двадцатый же год Ирода, называемого четверовластником, совершается спасительное страдание и бесстрастие, вкушение смерти крестной, когда Господь пострадал воистину, но пребывал бесстрастным по Божеству. Христу пострадавшу за ны плотию, говорит Божественное Писание ( 1Петр.4:1 ), и еще: умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом (3:18), и так далее. Пригвождается ко кресту, погребается, Божеством и душою сходит в преисподнюю, пленяет плен, и восстает тридневен с тем же святым телом, 407 соединив тело с Божеством, уже не страждущее, не обладаемое смертью, как говорит Апостол: смерть Им ктому не обладает ( Рим.6:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

в диаконнике был написан довольно подробный цикл, включавший, согласно реконструкции Т. Ю. Царевской, сцену «Обличение Ирода св. Иоанном Предтечей» (сохр. только нижняя часть), а также сцену «Пир Ирода». «Пир Ирода» представлен в левом нижнем углу 4-частной иконы, созданной, по мнению К. Вайцмана, в мастерской крестоносцев в Акре в период с 1244 по 1291 г. (3 др. сюжета - «Богоматерь на троне», «Смерть прор. Моисея» и «Св. Иоанн Предтеча в пустыне»). Эта сцена есть в росписях ц. св. Апостолов в Фессалонике (1328-1334) и ц. Успения Пресв. Богородицы в Трескавце (1335-1343). В кафоликоне мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр (Серес) (ок. 1300) помещены 2 композиции: «Пир Ирода» и «Обличение Ирода св. Иоанном Предтечей». Очевидно, художники не делали различия между И. А. и его отцом, Иродом Великим; в надписях, сопровождающих изображения обоих Иродов, если они есть, фигурирует обычно только имя Ηρδης. Лит.: Omont H. Évangiles avec peintures byzantines du XIe siècle: Reproduction des 361 miniatures du manuscrit grec 74 de la Bibliothèque Nationale. P., 1908. 2 vol.; Weitzmann K. Thirteenth Century Crusader Icons on Mount Sinai//The Art Bull. N. Y., 1963. Vol. 45. N 3. P. 190-192; Ξυγγπουλος Α. Α τοιχογραφαι το καθολικο τς Μονς Προδρμου παρ τς Σρρας. Θεσσαλονκη, 1973. Πν. 34; Jolivet-Levy С. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 23-26; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era A.D. 843-1261/Ed. by H. C. Evans and W. D. Wixom. N. Y., 1997. P. 105-106; Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписей диаконника ц. Спаса на Нередице в Новгороде//ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь. С. 210-228; Царевская Т. Ю. Фрески ц. Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999. С. 62-80. И. А. Орецкая Рубрики: Ключевые слова: ИРОД АРХЕЛАЙ (Архелай; ок. 23 г. до Р. Х.- ок. 16 г. по Р. Х.), старший сын Ирода Великого, этнарх Идумеи, Иудеи и Самарии (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.) ИРОДИАДА 2-я жена тетрарха Ирода Антипы, которая, согласно Евангелиям, была причастна к казни Иоанна Предтечи АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)

http://pravenc.ru/text/Ирод Антипа.html

3. Упоминаемый в святом Евангелии (Лк.3:1) сын Ирода I Филипп (от Клеопатры) правил северо-восточной частью Палестины: в Итурее и Трахонитской области. Он сильно отличался характером от своих братьев: был умерен и стремился к справедливости. Женат он был на своей внучатой племяннице Саломии, дочери Иродиады, которая плясала перед Иродом Антипой (Мф 14.6; Мр 6.22). 4. Чаще всего в Новом Завете (Мф.14:3,6; Мк. 6:14,16-18,20-22; 8:15; Лк. 3:1,19; 9.7,9; 13.31; 23:7,8,11,12,15; Деян. 13:1) упоминается Ирод Антипа (сын Ирода I от Малфаки), которому достались Перея и Галилея, где Иисус Христос прожил около 30 лет до начала Своего благовествования. Он воспитывался в Риме вместе со своим старшим братом Архелаем. В доме своего сводного брата (5.) Филиппа (не тетрарха, а другого сына Ирода I от Мариамны, который не получил никакого наследства и жил как частное лицо) он встретил золовку и племянницу Иродиаду, в которою страстно влюбился. Чтобы жениться на ней, он изгнал свою законную жену, дочь аравийского царя Ареты IV. За это и был обличаем св. Иоанном Крестителем, которого он обезглавил. Понтий Пилат посылал на суд к Ироду Антипе находившегося в узах Спасителя мира, желая снять с себя ответственность. Римский император Калигула сослал его по жалобе иудеев в Лион, где тот и умер. 6. Ирод Агриппа I , сын Аристовула, внук Ирода I. Правил Иудеей с 38 г. до 44 г. по Р.Х. Он преследовал Апостолов, убил св. апостола Иакова в последний год своего царствования и пытался умертвить и св. апостола Петра, но Господь этого не попустил (Деян. 12:2-11). Ирод Агриппа умер, пораженный Ангелом Господним (Деян. 12:23). 7. Ирод Агриппа II , сын Ирода Агриппы I, правнук Ирода I. Правил Иудеей c 48 г. до 100 г. по Р.Х. Агриппа II упомянут вместе с сестрой Вереникой в связи с судом над св. апостолом Павлом. Об Ироде Агриппе II упоминает в «Деяниях Апостолов» св. евангелист Лука: 25:13,22-24,26; 26:1-2,7 и др. Со смертью Ирода Агриппы II династия, оставившая мрачную память в истории Палестины, исчезла.

http://pravoslavie.ru/6958.html

«Вы говорили, — сказал Пилат, обратясь к иудеям, — что Он начал возмущать народ с Галилеи; разве Он галилеянин?» «Галилеянин», — вскричали обвинители в несколько голосов, полагая, что это обстоятельство подействует на Пилата, который был особенно не расположен к галилеянам и находился во вражде с их правителем, Иродом Антипой, из-за убийства некоторых из его подданных во время жертвоприношения (Лк. 13, 1). Но на уме прокуратора было совсем другое. Под предлогом нежелания вмешиваться в дела, принадлежащие чужому правлению, Пилат решился отослать Иисуса Христа на суд Ирода. В другое время исполнение этого намерения потребовало бы несколько недель, потому что местопребыванием тетрарха Галилейского была Тивериада, отстоящая от Иерусалима на большое расстояние, но теперь это могло быть сделано в течение одного часа, потому что Ирод Антипа, исповедуя иудейскую религию, находился в Иерусалиме для празднования Пасхи. Отклоняя столь благовидным образом от себя судопроизводство над Иисусом Христом, Пилат мог еще при этом надеяться, что такая неожиданная учтивость послужит к примирению с потомком Ирода Великого. Из таких соображений Божественный Узник немедленно отсылается к Ироду в том же самом виде, в каком был приведен из синедриона, то есть в узах и под стражей. Туда же, против воли, должны были следовать первосвященники и прочие члены синедриона, не имея ни малейшего права и предлога протестовать против такого перенесения дела из одного суда в другой. Глава XX: Иисус Христос на суде Ирода Характер Ирода. — Образ мыслей его об Иисусе Христе. — Отношение Ирода к синедриону. — Желание его видеть чудо. — Неисполнение желания. — Поругание и белая одежда, в которой Божественный Узник отсылается к Пилату. Тетрарх галилейский, сын Ирода Великого, Ирод Антипа, к которому на суд должен был явиться Агнец Божий, был тот самый деспот, который, в угоду беззаконной жене своей Иродии, лишил жизни Иоанна Крестителя. Жестокость и бесчеловечность не были собственно в характере Антипы, но склонность к чувственности и слабость духа и сердца не раз доводили его до жестокостей. Бесстыдная Иродия продолжала владеть сердцем Антипы и правила им вместе с царством; но теперь ее не было в Иерусалиме. Впрочем, у нее не было причины принимать личное участие в настоящем деле, разве из одного любопытства.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Харьков. Домовая церковь Антония Великого при Университете. Антониевская церковь Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Антония Великого Год постройки:Между 1823 и 1831. Архитектор:Е. Васильев Адрес: Украина, Харьковская область, г. Харьков, ул. Университетская, 23, корпус ХНУ им.Каразина Координаты: 49.98876, 36.230539 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Идея открытия университетской церкви принадлежала попечителю Харьковского учебного округа Е. В. Карнееву. Его инициатива была поддержана университетом, и специально созданный Университетский строительный комитет предложил заложить церковь во имя Преподобного и Богоносного Антония Великого, день которого отмечался 17 января (кстати, именно в этот день в 1805 г. состоялось торжественное открытие Харьковского университета). Попечитель с этим предложением согласился и назначил днем закладки церкви Св. Антония 25 июня 1823 г. Церковь была заложена епископом Слободско-Украинским и Харьковским Павлом (Саббатовским) напротив центрального здания университета на улице, которая сейчас называется Университетской. Причем, церковь стала лишь частью сооружения, которое объединило зал торжественных заседаний, обсерваторию и библиотеку. Не последнюю роль в деле строительства церкви сыграл первый университетский профессор богословия А.Г. Могилевский, который помог приобрести необходимую утварь, участвовал в подготовке открытия храма. При его непосредственном участии была составлена смета расходов на устройство иконостаса и ризницы, которая была направлена в Санкт-Петербург и подана на утверждение императору (была выделена солидная по тем временам сумма в 30 730 руб.). Строительство церкви длилось более 8 лет, и было завершено 25 апреля 1831 г. Возведение здания осуществлялось по проекту архитектора Васильева, при участии архитекторов Тона, Татищева и Калашникова. Вскоре после открытия церкви, по распоряжению епископа Слободско-Украинского я Харьковского Виталия (Жегачева) протоиереями Могилевским и Печерским была составлена первая ведомость о числе лиц и количестве дворов, находящихся в приходе. Эта ведомость была представлена епископу Виталию уже в конце апреля 1831 г. По подсчетам, прихожан насчитывалось 160 человек (122 муж. и 38 жен.). Приходящие на богослужение студенты и преподаватели университета учтены не были, так как подлежали учету по месту жительства. А в университете в то время обучалось около 300 студентов, и вели преподавательскую деятельность 60 преподавателей православного исповедания.

http://sobory.ru/article/?object=08028

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010