По справке оказалось: 1) В январе 1815 года священник Слободско-Украинской (Харьковской) епархии Петр Рогальский обратился в Святейший Синод с прошением «о дозволении ему носить обыкновенную скуфью при отправлении треб, совершаемых на открытом воздухе, как то бывает наипаче при погребении усопших, когда, по христианскому обряду, сопровождая тело усопшего, нередко случается немалое расстояние переходить ко гробу, а особливо в зимнее время при сильном холодном ветре и в непогоду с открытою головою». Святейший Синод 8 февраля того же года постановил: «Поскольку священникам, кои не получили установленных за отличную службу камилавок и скуфей, не было запрещения на употребление ими, по прежнему обыкновению, в вышеописанных случаях скуфей, для того Преосвященному Аполлосу, епископу Слободско-Украинскому, предписать указом, чтоб и означенному священнику Рогальскому в упоминаемых случаях, а не в церкви при священнослужении, употреблять скуфью черного бархату дозволять». 2) Вследствие ходатайства митрополита Московского Филарета о разрешении духовенству Московской епархии носить в некоторых случаях черные скуфьи, Святейший Синод в определении 14 декабря 1866 года изъяснил: «Разрешение употреблять в некоторых случаях черные скуфьи священникам Московской епархии предоставить непосредственному усмотрению Преосвященного Филарета, митрополита Московского». А) На Литургии. Священник входит в церковь в скуфье или камилавке и, придя в алтарь, снимает их на целование престола. Затем, надев снова, выходит перед царскими вратами для чтения предначинательных молитв и так стоит с покрытой головой до молитвы «Пречистому Твоему образу…», когда нужно снять скуфью или камилавку на целование икон Спасите ля и Божией Матери и для произнесения молитвы «Господи, низпосли руку Твою». После сего лучше тоже не надевать скуфью и камилавку до входа в алтарь, чтобы снова не снимать их на целование святого престола, тем более что тут же на пути принято прикладываться к изображению святого Архистратига Михаила или другого святого, что на южных вратах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

бывший епископ Аксайский, викарий Донской епархии с 25.12.1876 по 12.12.1883 епископ Херсонский и Одесский Дионисий (Хитров), епископ бывший епископ Якутский и Вилюйский с 12.12.1883 08.09.1896 Финляндская С 24 октября 1892 года Финляндская и Выборгская Кафедра в Выборге Имена Сведения бывший епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 24.10.1892 по 25.12.1898 митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; 02.11.1912 Харьковская Учреждена 16 октября 1799 года Слободско-Украинская и Харьковская Кафедра в Харькове Имена Сведения Христофор (Сулима), епископ бывший епископ Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 16.10.1799 по 06.02.1813 на покое; 18.05.1813 Аполлос (Терешкевич), епископ рукоположен с 14.10.1813 20.01.1817 Павел (Саббатовский), епископ рукоположен с 18.02.1817 по 26.01.1826 епископ Астраханский и Кавказский Виталий (Борисов-Жегачев), епископ рукоположен с 28.02.1826 по 12.03.1832 архиепископ Астраханский и Енотаевский Иннокентий (Александров), епископ рукоположен с 19.05.1832 по 22.07.1835 епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Мелетий (Леонтович), архиепископ, свт. бывший архиепископ Иркутский и Нерчинский с 22.06.1835 по 1836 переименован архиепископ Харьковский и Ахтырский Харьковская и Ахтырская С 5 апреля 1836 года Имена Сведения Мелетий (Леонтович), архиепископ, свт. бывший архиепископ Слободско-Украинский и Харьковский 29.02.1840 Смарагд (Крыжановский), архиепископ бывший архиепископ Могилевский и Мстиславский с 06.04.1840 по 31.12.1841 архиепископ Астраханский и Енотаевский бывший епископ Вологодский и Устюжский с 31.12.1841 архиепископ с 15.04.1845 по 24.02.1848 архиепископ Херсонский и Таврический Елпидифор (Бенедиктов), епископ бывший епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии с 01.03.1848 по 06.11.1848 епископ Подольский и Брацлавский бывший епископ Рижский, викарий Псковской епархии с 06.11.1848 архиепископ с 07.04.1857 по 02.05.1859 архиепископ Черниговский и Нежинский бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 18.04.1859

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отпустивши духовенство, я неожиданно встретил у себя в кабинете одного из моих Московских благодетелей по Витебску, именно, купца Н. А. Молодцова 114 , который, по окончании Крещенской ярмарки, на несколько дней остался в Харькове, чтобы встретить меня здесь. Я обрадовался ему как близкому родному и оставил его у себя обедать. 29-го января, после ранней литургии, я велел совершить в моём новом жилище водосвятный молебен и окропить св. водою все комнаты. (Харьковский архиерейский дом каменный четырехэтажный; при нём четыре церкви, – из коих Покровская до 1846 г. была Кафедральною церковью Харьковских архиереев). Затем всё утро прошло в приеме поздравителей; были: Начальник губернии с подчинёнными ему чиновниками, Попечитель Учебного Округа, Председатель Судебной Палаты с двумя Членами; уездный Предводитель Дворянства, Градские церковные старосты и проч. На следующий день сам я выезжал в город для визитов. Затем употреблено было несколько дней для обозрения городских церквей и духовно-учебных заведений. Наконец, надлежало приступить к исполнению обычных служебных обязанностей. Но прежде, чем приступить к описанию моей деятельности на новой кафедре, я представлю краткий очерк Харьковской епархии и той ближайшей среды, в которой мне надлежало действовать. Харьковская, самостоятельная, епархия не из древних русских епархий: она учреждена 16-го Октября 1799 г. – Вошедшие в состав её православные церкви Слободской Украйны отделены были от епархии Белгородской, и образовали таким образом особую епархию под названием Слободско-Украинской. В 1836 г. она переименована была Харьковскою по имени главного епархиального города. 1) Первым епископом Слободско-Украинской епархии был Христофор Сулима из викариев Феодосийских 115 . За ним были: 2) Аполлос Терешкевич, с 14 Октября 1813 г. по 20 Января 1817 г. 116 3) Павел Сабботовский, с 18 Февраля 1817 г. по 1826 г. 117 4) Виталий Борисов-Жигачёв, с 28 Февраля 1826 г.; 12 Марта 1832 г. переведён в Астрахань. 118 5) Иннокентий Александров, с 26 Марта 1832 г.; 22 Июня 1835 г. переведён в Иркутск. 119

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

После вышеизложенного распределения епархий по губерниям, сообразно губернским границам, оставались расписанными по разным епархиям еще десять губерний: Калужская, приписанная к викарной Московской епархии Дмитровской; Пермская, Оренбургская, Слободско-Украинская и Саратовская губернии; их церкви оставались приписанными к разным епархиям; Лифляндская и Курляндская губернии входили в состав Псковской епархии, Эстляндская и Выборгская – в состав С.-Петербугской, Литовская оставалась в составе Минской епархии. Св. Синод, обратив внимание на церковно-административное устройство губерний, остававшихся без соответствующих епархий, в своем докладе постановил: 5 губерний – Лифляндскую и Курляндскую, за малочисленностью православных церквей, оставить, по-прежнему, в Псковской епархии, Литовскую – в Минской епархии; Эстляндская и Выборгская губернии вместе с С.-Петербургской составляли С.-Петербургскую епархию, которая, по докладу Св. Синода, отделялась от Новгородской епархии и получала своего архиепископа с титулом с.-петербургского, эстляндского и выборгского. На восстановленную столичную кафедру переведен был архиепископ казанский Амвросий (Подобедов) . Остальным пяти губерниям, по мнению Св. Синода, нельзя было оставаться на прежнем положении по епархиальному управлению. Управление ими, при многочисленности церквей в каждой губернии, было затруднительно для местных архиереев, имевших в своем ведении целые губернии соименные епархиям. Св. Синод не скрывал, что эти архиереи, по обширности подведомых им губерний, не могли надлежаще наблюдать за поведением причтов, служивших при многочисленных епархиальных церквах, насколько этого требовал архипастырский долг. Такое серьезное обстоятельство побудило Св. Синод открыть пять самостоятельных епархий третьего класса в пяти губерниях: Калужской, Пермской, Оренбургской, Слободско-Украинской и Саратовской в составе отдельных губерний. XXXII. 1172 Калужская (и Боровская) епархия, в пределах Калужской губернии, образована вместо Дмитровского викариатства; она поставлена первой в числе русских епархий III класса. Церкви, входившие в состав Дмитровского викариатства по Московской губернии (г. Дмитров с уездом – 83 цер.), отошли к Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Отпустивши духовенство, я неожиданно встретил у себя в кабинете одного из моих Московских благодетелей —57— 1875 г. по Витебску, именно, купца Н.А. Молодцова 2072 , который, по окончании Крещенской ярмарки, на несколько дней остался в Харькове, чтоб встретить меня здесь. Я обрадовался ему как близкому родному и оставил его у себя обедать. 29-го января, после ранней литургии, я велел совершить в моем новом жилище водосвятный молебен и окропить св. водою все комнаты. (Харьковский архиерейский дом каменный четырехэтажный; при нем четыре церкви, – из коих Покровская до 1846 г. была кафедральной церковью Харьковских архиереев). Затем все утро прошло в приеме поздравителей; были: Начальник губернии с подчиненными ему чиновниками, Попечитель Учебного Округа, Председатель Судебной Палаты с двумя Членами; уездный Предводитель Дворянства, Градские церковные старосты и проч. На следующий день сам я выезжал в город для визитов. Затем употреблено было несколько дней для обозрения городских церквей и духовно-учебных заведений. Наконец, надлежало приступить к исполнению обычных служебных обязанностей. Но прежде, чем приступить к описанию моей деятельности на новой кафедре, я представлю краткий очерк Харьковской епархии и той ближайшей среды, в которой мне надлежало действовать. Харьковская, самостоятельная, епархия не из древних русских епархий: она учреждена 16-го октября 1799 г. – Вошедшие в состав ее православные церкви Слободской Украйны отделены были от епархии Белгородской, и образовали, таким образом, особую епархию под названием Слободско-Украинской. В 1836 г. она переименована была Харьковской по имени главного епархиального города. 1) Первым епископом Слободско-Украинской епархии был Христофор Сулима из викариев Феодосийских 2073 . За ним были: 2) Аполлос Терешкевич, с 14 октября 1813 г. по 20 января 1817 г. 2074 . —58— 1875 г. 3) Павел Сабботовский, с 18-го февр. 1817 г. – по 1826 г. 2075 . 4) Виталий Борисов-Жегачев, с 28-го февр. 1826 г. 12-го марта 1832 г. переведен в Астрахань 2076 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Много утекло воды в реках со времени упразднения Святогорской обители, много перемен произошло в церковном положении Слободской Украйны. В 1799 году образована самостоятельная Слободско-Украинская епархия, и архиерейская кафедра назначена в городе Харькове. По день восстановления Святогорской обители на Слободско-Украинской кафедре были преемственно нижеследующие архиереи: Христофор Сулима 1799–1813), Аполос Терешкевич (1813–1817), Павел Сабатовский (1817–1826), Виталий Борисов–Жигачев (1826–1832), Иннокентий Александров (1832–1835), Мелетий Леонтович (1835–1840), Смарагд Крыжановский (1840–1842) и Иннокентий Борисов (1842–1848). Вероятно, каждый из них, объезжая для ревизии епархию, осматривал и Святогорские храмы. К сожалению, мы не имеем под руками решительно никаких документов о посещении Святогорья шестью из вышепоименованных архиереев и вообще об отношении этих последних к судьбе закрытой обители. Есть предание, что при святителе Мелетии некоторые из иноков Рыхловского монастыря, Черниговской епархии, и между ними соименный Святителю иеромонах Мелетий, возвращаясь с богомолья на восток, ходатайствовали о восстановлении иноческого жития на Святых Горах. В 1835 году или в начале 1836 года монахи упраздненного Покровского (общежительного) монастыря бывшей Сечи Запорожской (Екатеринославской губ. и уезда, близ м. Никополя, где ныне село Покровское) входили в Св. Синод с прошением о восстановлении Святогорской Успенской обители, с учреждением общежития, для водворения в оном их и других иноков. Св. Синод, указом от 15 апреля 1836 года, за 4290, предписал местному епархиальному начальству: «войти в рассмотрение, можно ли и на каких именно основаниях восстановить там обитель иноков». Вследствие сего, Св. Синоду епархиальное начальство донесло, что восстановить в означенном упраздненном Святогорском монастыре обитель иноков и поместить в ней монашествующих бывшей Запорожской Сечи общежительного Покровского монастыря признается возможным на том основании, чтобы состоящих в приходе означенной Успенской церкви крестьян, бывшей тогда владелицы кн. Юсуповой, причислить по удобности к другим ближайшим приходам, на что эти крестьяне, без дозволения их помещицы, согласия дать не решились... На это донесение от 12 мая 1837 года, последовал из Св. Правительствующего Синода, за 5577 указ, коим предписано: «оставить дело сие без дальнейшего производства, за сделанным от Св. Синода назначением монахов бывшей Запорожской Сечи и по неимению в виду желания со стороны кн. Юсуповой на пожертвование в пользу монастыря необходимой оному земли» 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дьячок Семён Антонович Ильинский 39 лет. Читает тупо, а петь согласно не может, катехизиса и священной истории наизусть не знает. В школах не обучался. В 1796 г. Преосвященным архиепископом Феоктистом Белгородским рукоположен к Николаевской церкви с. Русская Лозовая пономарем. С 1802 г. дьячок. Не совсем худого поведения, за упущение должности штрафован от благочинного выговором. Дом имеет, не достаточен. Жена Мария Никифоровна 36 лет, поведения не худого. Дьячок Алексей Фёдорович Индутный 36 лет. Читать и петь может, катехизиса и священной истории наизусть не знает. В школах не обучался. 2 ноября 1799 г. указом Славянского духовного правления определен к сей церкви пономарем. 17 марта 1819 г. дьячок. Поведения незавидного, не штрафован, дом имеет, не достаточен. Жена Елена Петровна 34 лет, поведения не худого. Дети: Дарья (14 лет); Надежда (10 лет); Анна (1). Пономарь Максим Павлович Попов 28 лет. Читать и петь не может порядочно, катехизиса и священной истории наизусть не знает. В школах не обучался. 26 сентября 1815 г. Змиевским духовным правлением определен пономарем к Петропавловской церкви города Змиева. В Верхнем Бишкине с 11 июля 1821 г.. Поведения не худого, не штрафован, дом имеет, недостаточен. Жена Настасья Поликарповна 27 лет. Поведения изрядного. Дети: Мелания (2 лет), Яков (1 год). Пономарь Демьян Семенович Ильинский 17 лет. Читать и петь порядочно не может, катехизиса и священную историю наизусть не знает. В школах не обучался. 21 марта 1822 г. по резолюции Преосвященства Павла епископа Слободско-Украинского и Харьковского определен к сей церкви пономарем. Поведения не худого, не штрафован. Пономарь Димитрий Иванович Чернявский 24 лет. В чтении и пении не совсем исправен, катехизис и священную историю наизусть не знает. В школах не обучался. В 1821 г. по резолюции Его Преосвященства Павла епископа Слободско-Украинского и Харьковского определен к сей церкви пономарем. Поведения не худого, не штрафован, дома не имеет, скуден. Вдова дьячка Ефросинья Михайловна Семейкина 37 лет. Живет в собственном доме, содержание получает из своей экономии. К несению трудов способна, а сверх того от консистории получает по 25 рублей в год жалование. Порочной жизни. Дети: Иоанн (7 лет) – за слабым здоровьем учится не начинал; Марфа (16 лет) – не худого поведения.

http://sobory.ru/article/?object=59181

Вот именно эта обособленность известия о Предтече и происходящее отсюда нарушение стройности и связности в историческом рассказе и возбуждают сомнение в принадлежности его перу историка и наводят на мысль, не есть ли оно позднейшая вставка. Но такой взгляд на свидетельство о Крестителе оказался бы слишком поверхностным и неосновательным. Если глубже вникнуть в ход исторического рассказа у Иосифа Флавия, то легко открыть тесную связь и близкое отношение известия о Крестителе к рассказанным выше событиям. В XVIII книге «Древностей», V глава, §1 историк повествует о том, что Ирод Антипа, женатый на дочери Ареты Аравийского, сблизился с Иродиадой, женой своего брата, и это обстоятельство повело к войне между Иродом и Аретой, кончившейся очень несчастно для первого. Свидетельство историка об Иоанне Крестителе и служит прямым ответом на вопрос, почему Ирод, несмотря на все шансы на успех, потерпел от Ареты совершенное поражение и потерял всё войско: народное мнение видело в гибели Иродова войска наказание Божие за беззаконный поступок его с Крестителем. Указав на народное мнение о причине неудачи Ирода в войне с Аретой, историк необходимо должен был объяснить, каким образом могло сложиться в народе такое убеждение, а для этого нужно было, с одной стороны, очертить великую личность пророка, а с другой – показать, в чём именно состоял беззаконный поступок Ирода, то есть раскрыть причины мученической кончины Крестителя; всё это и составляет содержание Флавиева известия о Предтече. Без такого объяснения народное мнение о причине неудачи Ирода в войне с тестем было бы непонятно и даже нелепо в глазах греко-римских читателей, для которых, главным образом, и написаны были Флавием «Иудейские древности». Следовательно, известие историка об Иоанне Крестителе стоит в тесной логической связи с рассказанными выше событиями и является необходимым их дополнением и объяснением. Эта связь будет ещё яснее и очевиднее, если припомним известие евангелиста, что Ирод заключил Крестителя, «обличаемый от Иоанна за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что делал Ирод худого» ( Лк.3:19, 20 ); из повествования же историка видно, что война Ирода с Аретой вызвана была беззаконной связью Ирода с Иродиадой, почему жена его, дочь Ареты, и должна была удалиться к отцу, а несчастный исход этой войны для Ирода был, по народному мнению, наказанием Божиим за убийство обличителя беззаконной и преступной связи его с Иродиадой, за смерть Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iosi...

После сего, по рассказу Флавия, царь внезапно увидел над головой своей сову, сидевшую на одной из веревок, и пораженный ужасом (так как еще в бытность его в Риме один авгур предсказал ему, что если он во второй раз увидит сову, то это будет указанием его близкой смерти) тут же почувствовал страшный припадок болезни, был перенесен в царские палаты и на 5-й день после сего умер. Этот рассказ о сове очевидно отзывается языческим суеверием, а с точки зрения истинной религии дееписатель объясняет причину внезапной болезни Ирода поражением его от ангела, что без сомнения и есть истинно. Затем дееписатель конкретнее определяет болезнь царя (изъеден червями), Флавий же точно замечает продолжительность болезни царя – на 5-й день умер. В сущности, оба сказания одинаковы; объяснение же болезни царя, без сомнения, вернее у дееписателя. Возвращение Варнавы и Савла в Антиохию (24–25) 24. Слово же Божие росло и распространялось. 25. А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком. Слово же Божие росло и распространялось: прерванное рассказом о смерти гонителя, повествование снова возвращается к событиям в Церкви Христовой. Несмотря на гонение Иродово, число обращающихся к Христу увеличивалось, особенно же, конечно, со смертью гонителя, в которой так ясно для взора веры выразилась казнь Божия за гонение на Церковь Христову. – Варнава и Савл возвратились из Иерусалима и пр.: они получили поручение от антиохийского общества отнести пособие собранное членами оного в Иудею вообще, а не собственно в Иерусалим только ( Деян.11:29–30 ). Очень может быть, что они во все время гонения Иродова, непродолжительного как видно, и ограничивавшегося только Иерусалимом, не были собственно в Иерусалиме и путешествовали по Иудее, раздавая через пресвитеров собранные пособия, в Иерусалим же прибыли уже после отъезда Ирода оттуда в Кесарию, или даже после его смерти. Затем, исполнив и здесь возложенное на них поручение, снова возвратились в Антиохию, хотя и неизвестно, скоро ли по смерти Ирода. Во всяком случае, впрочем, сказание о смерти Ирода, в связи с обстоятельствами отправления Варнавы и Савла из Антиохии и возвращения туда, дает определенное хронологическое указание, важное для летосчисления Книги Деяний: смерть Ирода, по достоверному счислению, относится к 44-му году по Р. Хр., следовательно, и помянутые события в Церкви Христовой. – Взяв с собою и Иоанна: о котором упоминается выше в ст. 12. Глава 13 Путешествие Варнавы и Савла на Кипр и обращение проконсула Сергия Павла (1–12) 1. В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. 2. Когда они служили Господу и постились, Дух святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. 3. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

25 царь Агриппа. Ирод Агриппа II, сын Агриппы I и правнук Ирода Великого (см. ком. к 26,3). Вереника. Старшая дочь Ирода Агриппы I Вереника похоронила двух мужей, прежде чем вступила в кровосмесительную связь со своим братом Иродом Агриппой II. Несмотря на скандальность их взаимоотношений, она часто в официальных случаях играла роль царицы, супруги Ирода (см., напр., ст. 13,23). 25 на рассмотрение Августово. От лат. «аугуаус» «высокочтимый», «божественный» титул императора. Глава 26 26 ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Как правнук Ирода Великого и сын Ирода Агриппы I, который воздвиг гонение на Церковь (12,1–23), Ирод Агриппа II (27 ок. 100 гг. по Р.Х.) был непосредственно знаком с положением дел в Иудее. Он имел власть назначать первосвященника, но не пользовался авторитетом у иудеев из-за незаконного сожительства со своей сестрой Вереникой (см. ком. к 25,13). 26 я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению. Принимая во внимание происхождение Ирода, Павел подчеркнул свою преданность Богу отцов (24,14) и свою связь с фарисейством ( Флп. 3,5.6 ), чтобы подтвердить свою принадлежность к иудаизму. Павел указывает, что Бог отцов дал обетование о воскресении тела. В это верили все иудеи, особенно же правоверные фарисеи. 26:12–14 Пережитое Павлом на пути в Дамаск (9,1–19) имело для него такое большое значение, что он дважды пересказывал этот опыт: однажды перед толпой иудеев в Иерусалиме (22,6–16), затем в Кесарии, перед слушателями, большинство которых были язычниками. 26:20 См. 2,38; 3,19 и ком.; 17,30; 20,21 и статью «Покаяние». 26 Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых. Иудеям трудно было принять учение о том, что Мессия пострадает и умрет. Иисус и Его апостол подтверждали это учение ссылками на Писание ( Лк. 24,27 ; Деян. 17,2.3 ; 1Кор. 15,3.4 ), однако иудеи отвергли это учение, схватили Павла и хотели убить его. 26 Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Агриппа оказался перед дилеммой: отрицательным ответом он навлек бы на себя ярость иудеев; ответив положительно, он не мог бы ничего возразить Павлу на его предложение уверовать в Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010