Но при всех этих недостатках известие историка имеет немаловажное значение для уяснения евангельских повествований об Иоанне Крестителе и для доказательства их исторической достоверности. Опуская многое и весьма важное в жизни и деятельности Предтечи, известие Флавия даёт и нечто такое, чего нет в евангельском рассказе. Так, у евангелистов не указывается точно место заключения Крестителя, тогда как историк прямо называет его крепостью Махерон. Впрочем, это указание места заключения и мученической кончины Предтечи некоторыми учёными считается ошибочным. Историк рассказывает, что жена Ирода, дочь Ареты, узнавши о преступной связи мужа с Иродиадой, выпросила у него позволение отправиться в Махерон, принадлежавший её отцу (ττε πατρ ατς ποτελς), и затем из Махерона ушла к Арете. Каким же образом Ирод мог заключить пророка в не принадлежавшую ему крепость? Флавий не упоминает, чтобы Ирод отвоевал у Ареты Махерон, предполагать же, что последний подарил ему эту крепость – дело невозможное; следовательно, Креститель был заключён в каком-нибудь другом месте. Так думают Газе, Фолькмар и другие 14 . Эвальд находит, что историк не сделал никакой ошибки в указании места заключения и кончины Предтечи, ибо он вовсе не говорит о принадлежности Махерона отцу первой жены Ирода: слово «ποτελς» относится не к Махерону, а к чиновнику, который, по словам Флавия, встретил там дочь Ареты 15 . Если бы Махерон принадлежал Арете, то странным кажется, что дочь его просится у Ирода не прямо к нему, а в Махерон; да и каким образом, просясь в принадлежавший её отцу город, она могла бы замаскировать перед Иродом своё намерение бежать от него, а такой именно смысл и имела её просьба по известию историка. Несомненно, что Махерон ко времени заключения Крестителя должен был принадлежать к владениям Ирода, а слова историка «ττε πατρ ατς ποτελς» нельзя понимать в смысле определённого указания на время принадлежности Махерона Арете, и потому небезосновательно некоторые из учёных читают не «ττε», а «ποτε» – «некогда» или усвояют слову ττε иное значение, чем в языке классических писателей. Заключение пророка в Махероне было не только возможно, но и вполне соответствовало намерению Ирода – скрыть Крестителя как можно дальше от глаз народа, чему особенно благоприятствовало местоположение этой крепости. Здесь же произошло и то пиршество, о котором говорят евангелисты: здесь мог существовать дворец у Ирода или, по крайней мере, главная квартира во время войны с Аретой, в период которой и произошло усекновение Крестителя. По Евангелиям предполагается удовлетворение просьбы девицы тотчас по её заявлении, и у евангелиста Марка поставлено слово «тотчас» ( Мк.6:24 ); следовательно, узник находился, так сказать, подле пирующих, иначе невозможно было бы такое скорое исполнение просьбы: «хочу, чтобы ты дал мне теперь же („ξαυτς“ – тотчас) на блюде голову Иоанна Крестителя» ( Мк.6:25 ). II

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iosi...

Александра (она же Мариамма – теща Ирода.– Ред.) была так удручена смертью своего единственного сына (Аристобула), что была готова наложить на себя руки. Эта женщина пережила гибель всех ее родственников из дома Хасмонеев: сначала дяди ее, царя Аристобула, приходившегося ей вместе с тем и свекром, затем мужа, Александра, после – двоюродного брата Антигона и наконец – родного отца, царя и первосвященника Гиркана. Она осталась со своим сыном – единственной опорой ее давних надежд, которые она глубоко затаила в душе, при всем возраставшем могуществе Ирода, и ради которых она так мужественно и твердо переносила все ее семейные несчастья. Она надеялась при помощи Клеопатры или при каком-нибудь государственном перевороте, будь это в Риме или в Иудее, увидеть еще на иудейском престоле своего сына, находившегося в самом цветущем возрасте, обожаемого иудеями и заочно любимого Антонием. Подозрительный Ирод догадывался о видах Александры и сильно побаивался ее: он постоянно окружал ее дворец шпионами, часто подвергал ее домашнему аресту, но уличить ее в чем-либо серьезном не мог. Александра была хитрее своего противника, она обладала изумительной выдержкой характера и сдержанностью, из которой не выводили даже казни ее родных. В самых трагических случаях она находила в себе силы подавить свои чувства и прикрывать кипевшую в ней злобу наружной дружбой и преданностью к Ироду. И все это она делала для того, чтобы тем вернее приблизиться к своей заветной цели и погубить Ирода в тот момент, когда он меньше всего будет ожидать опасности. Когда же умер ее сын, она должна была убедиться, что ее надежды никогда не могут быть осуществлены; жизнь, полная тревог и унижений, без цели впереди, сделалась для нее лишним бременем. Но тут она узнала настоящие причины смерти ее сына, узнала, что он погиб от руки Ирода,– и она решилась жить, чтобы мстить убийце. Она опять обратилась к Клеопатре и жаловалась ей на это новое злодейство Ирода. Вследствие энергичного заступничества Клеопатры Антоний при-влек Ирода к ответу. Последний, таким образом, был вынужден ехать к Антонию для объяснения; но, опасаясь за свою жизнь, он оставил правление в руках Иосифа и поручил ему также убить царицу, если его казнит Антоний. Впрочем, Ирод умилостивил Антония значительной суммой денег и возвратился в Иерусалим невредимый (И.Д., XV, 3, 5–8). (Перев.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ирод Антипа был противник Пилата, т.е. прокуратора, который стал непосредственно проводником власти Рима в Палестине. Пилат был пятым прокуратором с 26 по 36 г. н.э. Вы должны знать, что найдена стандартная плита, которая была, как вывеска; на ней упомянуто имя Понтия Пилата. Эта вывеска-плита находится в музее в Иерусалиме. Она окончательно угасила бесплодные споры о том, был ли исторической личностью Понтий Пилат. Итак, есть материальное свидетельство того, что во времена Господа Иисуса Христа был такой правитель Понтий Пилат. За нестроения в провинциях Сирии и Палестины и за междоусобия Ирод Антипа был сослан при императоре Калигуле на Запад, в Галлию это было местом ссылки и других палестинских правителей. Архелай, первый упомянутый нами сын Ирода, был сослан туда в I в. н.э. Архелай упомянут в Евангелии, как тот правитель, в результате правления которого Святое семейство не вернулось в Иудею, а пошло после египетского бегства назад в родной город Назарет. И третий сын Ирода Великого, упомянутый в Евангелии, это Ирод Филипп, который именуется, как тетрарх Итуреи и Трахонитиды, т.е. северо-восточной области Палестины. Вскользь упомянут другой Филипп, тоже сын Ирода Великого, который не был четвертовластником. У него Ирод Антипа отнял жену Иродиаду. Обличая их, и пострадал Иоанн Предтеча. С 37 года начинается правление печально знаменитой династии Ирода. После смерти Ирода Римская митрополия ввела правление прокуратора (это соответствует губернатору немецкому), некое двусмысленное деление власти между сохранившимися представителями династии Ирода и прокураторами. Прокуратор был начальник над оккупационными римскими войсками, в Палестине стояло 4 легиона, они обеспечивали там порядок, но, в первую очередь, они обеспечивали там поборы населения, что вызывало естественную негативную реакцию со стороны аборигенов. Прокуратор отвечал за порядок, за соблюдение римских законов на этой вассальной территории, в его власти была высшая мера наказания, в чем мы убеждаемся через события суда над Господом Иисусом Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1428...

в) Смерть Иоанна Крестителя. Мф.14:6–12 . Мр. 6:21–29 . К выяснению истории смерти Крестителя нужно знать следующее: Иродиада была дочь Аристовула, сына Ирода Великого от второго брака. По желанию своего деда – царя, она вышла замуж за другого сына его от третьего брака, которого Иосиф Флавий называет Иродом (фамильным именем), а евангелисты Филиппом 150 (его собственным именем), и который по смерти отца жил, как частный человек, в Иерусалиме. Еще при жизни этого первого мужа и после того, как они уже имели у себя дочь Саломию, Иродиада бросила его, чтобы сделаться женою Ирода Антипы (тоже сына Ирода Великого от четвертого брака), тетрарха Галилеи и Переи, который ради этого должен был бросить первую свою законную супругу, дочь Аравийского царя Ареты. Иоанн Креститель, таким образом, обличал Ирода в кровосмешении, прямо осуждаемом законом ( Лев. 18:16,20:21 ). По свидетельству Иосифа Флавия, Ирод заключил Иоанна в темницу в крепости Махернской, находившейся недалеко от Мертвого моря. Здесь же, в Перее, недалеко от этой крепости, находился город Юлия, который служил резиденцией для Ирода и где Ирод любил жить предпочтительно пред Тивериадою, галилейскою, своею резиденцией. Как показывает история обезглавления Иоанна, по которой голова мученика принесена была еще во время пира, Ирод в это время жил в перейской своей резиденции. Но, судя по тому, что слух об Иисусе так сильно обеспокоил его, можно думать, что от заключения Иоанна Крестителя и до смерти его он жил в Юлии если не постоянно, то большую часть времени. Посему, до возвращения своего в Тивериаду после смерти Крестителя, он мог ничего не знать об Иисусе. Когда же он возвратился теперь в Галилею, он Галилею, он нашел ее возбужденною новым пророком, Иисусом, относительно Которого в народе ходили разные мнения и, между прочим, такие, что будто Иисус есть воскресший Иоанн. И преступная совесть Ирода сильно обеспокоилась от такого слуха об Иисусе. 50. Насыщение 5000 мужей пятью хлебами и двумя рыбами. ( Лк.9:10–17 . Мр. 6:30–56 . Мф.14:13–36 . Иоан. 6:1–71 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Вот почему мы признаем, вместе с протоиереем М. Из. Богословским, что 4 год до начала эры Дионисия может быть принимаем за подлинный или, по крайней мере, достоверный год рождения Иисуса Христа. Почтенный отец протоиерей основывает свое мнение на том, что лунное затмение, бывшее в ту ночь, когда сожигали юношей за низвержение золотого орла, было, по астрономическим исследованиям де ла Ланда, с 12 на 13 марта 4 года до начала эры Дионисиевой, а месяц спустя была пасха и народное возмущение, которое за смертию Ирода, укрощал уже его сын Архелай. Остается, наконец, вопрос о месяце и дне Рождества Христова. «Лучший в сем изыскании указатель», говорит покойный московский митрополит Филарет, «есть праздник Рождества Христова, который на Востоке сперва соединен был с праздником Крещения Его, под общим наименованием Богоявления, но после по достовернейшему преданию, перенесен на 25 декабря, согласно с обыкновением и западной Церкви». Итак, следует доложить, что Иисус Христос родился или 6 января 4 года или 25 декабря 5 года до начала эры Дионисия, т.е. месяца за три до смерти Ирода. XXI. От смерти Ирода до начала нашей эры (4–0=4 г.). Год до начала Эры Дионисия После Ирода правление Иудеи с Идумеею и Самариею наследовал сын его Архелай, со званием этнарха или народоправителя, но не царя. Другой сын Ирода Великого Ирод Антипа, со званием тетрарха или четверовластника, обладал Галилеею и Заиорданскою областию. Филипп, третий сын Ирода Великого, был тетрархом Итуреи, Трахонитиды, Ваганеи и Панеады. 1 Нельзя умолчать однако же о том, что необходимость введения хронологии в Св. Историю сознается все более и более, и что уже начали появляться в духовных журналах извлечения из лучших хронологических исследований Германских ученых. Таковы, напр., статья «Год Рождества Иисуса Христа» св. Рождественского, напечатанная «в Христианском Чтении» за 1870 и 1871 г. и «Исторические книги библии и ассирийские клинообразные надписи», С-ва, напечатанные в «Чтениях 06. Люб. Дух. Просвещ.» за 1873 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

«Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых» ( Мк.6:16 ). Написав эти слова, Евангелист Марк счел уместным здесь же рассказать о кончине Иоанна Крестителя. Уже в начале своего Евангелия он упоминал о его аресте ( Мк.1,14 ). Евангелист воспроизводит широко распространенный в народе рассказ. Эта история – ужасная драма, происшедшая в крепости Махерон, построенной на отдельно стоящей скале, окруженной ущельями, и возвышавшейся над восточным берегом Мертвого моря. Обратим внимание на действующих лиц драмы. Брачные связи семьи Ирода очень запутаны. Когда родился Иисус, царствовал Ирод Великий. Он был много раз женат. К концу своей жизни он стал безумно подозрительным и убивал одного за другим членов своей семьи, так что даже возникла пословица: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». Вообще говоря, в истории редко имели место такие сложные и запутанные брачные отношения, как в семье Ирода Великого. Женившись на своей невестке, жене своего брата, сын Ирода Великого Ирод Антипа нарушил иудейский закон ( «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» ( Лев. 18, 16 )) и преступил все нормы приличия и морали. Из-за этого прелюбодейного брака, за то, что Ирод Антипа сознательно соблазнил жену своего брата, Иоанн Креститель укорял его. Несмотря на порицания Иоанна Крестителя, Ирод все же боялся и уважал его, потому как искренность и добродетель Иоанна были столь очевидны. Но не такой была Иродиада: она была непримиримо враждебна к Иоанну и твердо решила убрать его с дороги. Она воспользовалась моментом на пиру в честь дня рождения Ирода, на котором присутствовали придворные и военачальники. На пиру танцевала дочь Иродиады Саломия. Ирод был очень доволен и предложил Саломии любое вознаграждение. Вполне возможно, что он сделал это будучи прилично пьяным. Иродиада не преминула воспользоваться возможностью, которую она так долго искала и ждала, и, потворствуя ее злобе, Ирод приказал казнить Иоанна. Марк изобразил то, что говорили о своем правителе народные массы. Согласно Иосифу Флавию, правда, Иоанн Креститель был казнен по политическим причинам, а не потому, что он обвинял Ирода Антипу и Иродиаду в прелюбодеянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«Римляне уже несколько лет владычествовали над Иудеею. Ирод ласкательством и лицемерием добился от Августа не только царского титула, но и увеличения своего царства чрез присоединено Трахонитиды, Авранитиды и Ватанеи (Ioseph. Archaeol. XV, 13). Между тем император еще при жизни Ирода задумал переменить отношение Иудеи к Римской империи, и побуждал Ирода, по смерти его сыновей Аристовула и Александра, убедить иудеев отдаться римскому императору и признать себя подвластными ему (Ioseph. Arch. XVII, 2, 4. XVIII, 1:1). Однако ж Августа по смерти Ирода еще уважил его завещание и, по его распоряжению, Архелай получает в управление Иудею, Идумею и Самарию, Ирод Антина большую часть Галилеи и Переи, и Филипп Ватанею, Авранитиду (Итурею), Панеаду и Трахонитиду. И из евангелий мы знаем, что Архелай был по смерти Ирода правителем Иудеи ( Мф. 2:22 ), Ирод Антина тетрархом Галилеи, а брат его Филипп тетрархом Итуреи и Трахонитиды ( Лук. 3:1 )». Eichhorn Einleit. Th. IV, s. 72. ff. – Жестокий Архелай после 10 лет своей тирании был низложен и заточен в Вену, а Иудея, его область, присоединена к Сирийской провинции. Хотя по причине его жестокости Иосиф с Мариею и Иисусом уклонились от поселения в Иудее ( Мф. 2:22 ), но так как его правление падало только на время детства Иисусова, на котором много не останавливаются евангелисты, то они и не имели никакого повода упомянуть о его низложении; однако же они предполагают его, потому что везде представляют Иудею, как римскую провинцию, которая управляется прокуратором ( Лук. 3, 1 . Мф. 27:27 ). Также Ирод Антипа, его отношение к Иродиаде, умерщвление им Иоанна крестителя, его страх пред народною молвою изображены одинаковыми чертами у Иосифа и евангелистов. Напротив Филипп в Итурее и Трахонитиде изображается справедливым и кротким у Иосифа (Arch. XVIII, 6), на что указывают и евангелисты говоря, что Иосиф с Матерью и Младенцем, скрываясь от Ирода, поселился в области Филиппа и т. д. Ср. Eichhorn там же 73. – По смерти последнего из ИродовИрода Агриппы, вся Иудея сделалась римскою провинциею: только Агриппа 11 владел еще Трахонитидою и Халкидою, как говорит Иосиф, и жил с сестрою своею Вереникою, о чем случайно упоминает книга Деяний Апостольских (25, 13–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В Израиле, в Иудейской пустыне, обнаружено место захоронения печально известного царя Ирода Великого. Могила находилась в знаменитой крепости Иродион - как и указывал в своих трудах древний историк Иосиф Флавий. Иерей Димитрий Сизоненко клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери Философский факультет СПбГУ 3 октября принимал в своих стенах профессора Еврейского университета в Иерусалиме Эхуда Нецера, ученого с мировым именем, разгадавшего древнюю загадку гробницы Ирода Великого. В мае этого года весь мир облетела весть о сенсационной археологической находке, и вот оказалось возможным узнать подробности этого события, что называется, из первых рук. Многие годы эта загадка не давала покоя археологам, тем более что ключ к ней у них всегда был в руках: описание погребальной церемонии, которое мы находим в исторических хрониках Иосифа Флавия. ИРОДИОН - ДВОРЕЦ ИРОДА ВЕЛИКОГО Вероятно, Иродион, возведенный на границе Иудейской пустыни на искусственной горе, вершина которой была увенчана 200-ми беломраморными ступенями, - самый выдающийся памятник правления царя Ирода Великого. Он был построен по обету на том месте, где царь некогда одержал победу над повстанцами, вынудившими его бежать из Иерусалима. Грандиозное сооружение одновременно служило и дворцом, и крепостью, и семейным склепом, и столицей округа. И поныне потрясают своим величием руины, которые можно видеть в 15-ти километрах к югу от Иерусалима, неподалеку от древних дорог, ведущих к Мертвому морю. Главным сооружением Верхнего Иродиона было круглое здание, окруженное полукруглыми башнями высотой с восьмиэтажный дом. В самом центре располагался царский дворец, роскошные римские термы, синагога, а также огромный резервуар для хранения запасов воды. В термах рядом с «горячей» комнатой (кальдериумом) находилась круглая купальня, потолок которой был сделан в виде купола - и это самый древний купол в мире. До нашего времени в нижней части стены сохранились остатки штукатурки и цветных фресок, которыми были украшены помещения. Со двора по подземному ходу можно было доставлять воду, не выходя из крепости. Во времена Ирода вода поступала сюда из огромных цистерн, куда собиралась влага со всей округи при помощи разветвленной системы акведуков.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

Вождь римлян Антоний, к которому был послан пленный Антигон, приказал держать его в цепях до своего триумфа; но когда он узнал, что еврейский народ восстал из ненависти к Ироду, он обезглавил Антигона в Антиохии. Гиркан, когда он узнал, что Ирод стал царем, обратился к просьбой к царю Фраату и, так как Ирод обратился к нему со своей стороны, Гиркан был отпущен на родину; он надеялся получить от Ирода многого. Это, казалось бы, свидетельствовало о том же расположении и том же уважение к ему, как и прежде; позже, он несправедливо обвинил его в продажности и государственной измене в пользу арабов и предал его смерти в возрасте двадцати четырех и чья великая доброта и миролюбие не имели равных. Аристобул, внук Гиркана и брат жены Ирода Мариаммы, по просьбе Александры, матери его детей, и самой Мариаммы, в возрасте семнадцати лет был назначен Иродом первосвященником, а немного позже, он задушил его в банях в Иерихоне. Таков был Ирод, человек который был уже изображен ранее. На момент смерти, Ирод с согласия императора, составил завещание так, чтобы его сын Архелай сменил его на троне И Цезарь – это был Август – объявил Архелая владыкой половины страны и сказал, что он дарует ему царство, если узнает, что он исполняет свою должность с умеренностью и справедливостью; он разделил другую половину и назначил тетрархами Филиппа и Антипатра, также сыновей Ирода. Но Архелай управлял евреями со строгостью в манере своего отца, его затираненные подданные прибегли к Цезарю, и на десятом году царствования он был свергнут и осужден на ссылку в Виенну в Галлии; соответственно из царства Иудея стала провинцией. Ирод, тетрарх Галилеи и Переи, сын Ирода Великого, сообщает Иосиф, взял жену от своего брата Ирода, которую звали Ироида. Она также происходила от Ирода Великого, будучи рожденной от его сына Аристобула, которого Ирод Великий приговорил к смерти; у нее был брат Агриппа. Ирод взял ее от ее мужа, и женился не ней. Это был он, кто убил Иоанна Предтечу из страха, говорит Иосиф, который не поднял народ против него, потому что все последовали заветам Ионна из–за его исключительной добродетели 590 . Также в его царствование имело место Пришествие Спасителя 591 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

6:17 Иродиада – внучка Ирода Великого; ее первым мужем был Филипп (не смешивать с одноименным тетрархом!), еще один из сыновей Ирода Великого, на этот раз от Мариамны, а потому единокровный, хотя и не единоутробный брат Ирода Антипы. Ее роль в расправе над Иоанном Крестителем напоминает умысел злой царицы Иезавели против Илии ( 3Цар. 19:2 ), усиливая символическое сближение Иоанна с Илией (ср. ниже к 9:13). Повествование Иосифа Флавия (Antiquitates Judaicae XVIII, 116–119) подчеркивает политические мотивы, заставлявшие Ирода Антипу бояться популярности Крестителя как возможного главы повстанцев: «Уважение к оному мужу, чьему совету, как казалось, все готовы были следовать, могло подвигнуть народ к восстанию». В сущности, обе версии не безусловно противоречат друг другу, если иметь в виду черту слабовольной нерешительности, как кажется, присущую тетрарху Галилеи: если политические резоны (в число коих, естественно, входил и вопрос о канонически недопустимом браке!) побуждают его арестовать Иоанна, он вполне может затем решиться на его казнь под действием толчка извне. Интересно, что у Иосифа Иродиада позднее интерпретирует поражение ее мужа в войне с Аретой как кару Божью за казнь Иоанна. 6:18 Не должно тебе жить с женой брата твоего! Такой брак был строго воспрещен, пока жив брат. Ср. Лев 18:16 и особенно 20:21: «Если кто возьмет жену брата своего, это мерзость – он открыл наготу брата своего, быть им бездетными». 6:22 Дочь этой Иродиады. По сообщению Иосифа Флавия (Antiquitates Judaicae XVIII, 5, 4), ее звали Саломея; позднее она вышла замуж за тетрарха Ирода Филиппа, а после его смерти – за Аристобула. Проплясала танец. Для юной девицы из столь высокой семьи – довольно необычное, если не прямо скандалезное поведение в присутствии пирующих мужчин, объяснимое только распущенностью нравов при дворе Ирода Антипы. Не только в Библии мы встречаем предостережения против певичек и плясуний, напр., Сир 9:4 : «Не оставайся долго с плясуньей (μετ ψαλλοσης), чтобы не попасть в плен художества ее»; известно изречение Цицерона, Pro Murena 14: «Никто не пляшет в трезвом виде, ежели по случайности не свихнется» (речь идет, разумеется, о поведении лиц свободнорожденных, что же касается возможности плясать в виде нетрезвом, то она резервирована для лиц мужского пола и уж никак не вообразима для юных особ женского пола).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010