К брату Брат архим. Макария, Алексей Глухарев, по окончании Смоленской семинарии был учителем Вяземского духовного училища (1817−1823 г.) и священником Николаевской церкви (с 1820 г.). Овдовев, он оставил приход, распродал свое имущество и поручив двух малолетних дочерей игуменье Вяземского монастыря, отправился на Алтай, куда прибыл осенью 1837 г. неожиданно для о. Макария. Миссионерская деятельность Алексея продолжалась недолго. В начале 1839 г. он выехал с братом в Москву и Петербург. Возвращаясь в 1840 г. на Алтай братья остановились в Казани для изучения в местном университете татарского и монгольского языков и естествознания, в миссионерских целях. Но от продолжения путешествия о. Алексей отказался, решив постричься в Киево-Печерской Лавре в монахи. Но из Казани он мог выбраться только в начале 1842 г. Умер в 70-х годах в сане священника же, не иеромонаха в Китаевской Пустыни. 7 писем к нему архим. Макария хранятся в библиотеке Казанской дух. семинарии. Некоторые выдержки из них напечатаны впервые в «Кратких сведениях о жизни и деятельности архим. Макария» И. И. Ястребова (Бийск, 1893 г.). 3 Любезнейший братец Алексей Яковлевич! Что в сообщении Сем (Инарского) Правления в Консисторию о Вас ни написано, Бога ради, не всходите с жалобою. Дела не перемените, а к замечанию худшему и может быть к невыгодному отзыву о тебе, вдаль куда ни есть подадите удобный случай. Богу предайте все 12 . Впрочем, в ответ на полученное сейчас письмо от Вас, буду писать с почтою следующею. А между тем ожидаю расписания издержек по случаю замужества Елизаветы представляющихся 13 . Простите, не имею времени. Брат ваш А. Макарий. P. S. Поздравляю, брат, слава за все Промыслителю Богу. Хорошо, что ты от хлопот ученых освободился. 4 Любезнейший братец Алексей Яковлевич! Промыслу Божию было угодно, чтоб я оставил путь общественного служения и вступил на спокойнейший. Желание мое жить в Киевской Лавре исполняется, я сдаю теперь монастырь и семинарию, и приготовляюсь к отъезду. Расчет с Костромой и издержки дорожные требуют денег, в которых я недостаток у себя примечать начал. Не оставьте меня, любезнейший братец, в сей нужде, и если можете с первой почтой отправьте ко мне 150 рублей. Если Бог продолжит жизнь мою, я надеюсь с избытком воздать Вам за сие одолжение, а если умру в долгу, то сии деньги перейдут в небесный государственный банк, откуда уплату получите золотой монетой с процентами. Не скорбите за меня. Бог меня хранит в спокойствии и в лучшем против прежнего состоянии по здоровью телесному. Объемлю вас в душе моей, и повергаясь к стопам родителя испрашиваю отеческого благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Живое слово мудрости духовной Материал, вошедший в  сборник «Живое слово мудрости духовной», взят из последних дневников праведного отца Иоанна Кронштадтского и из слов его, произнесенных в 1905-1906 годах. «Живое слово мудрости духовной» Иоанна Кронштадтского имеет три раздела: «О Боге, в Троице славимом, нашем Творце и Промыслителе, и о Господе Иисусе Христе, нашем Спасителе», «О Церкви и об истинно христианской жизни, как жизни в недрах церковных», «Об истинных причинах современных нестроений». Святой праведный Иоанн Кронштадтский Живое слово мудрости духовной Предисловие Духовная мудрость есть дар святости: она, как венец, даруется лишь тому, кто пребывает в живом союзе с Богом, живет добродетельной, истинно христианской жизнью, — жизнью молитвы, любви и труда ради Бога. Приводимый ниже отрывок из адреса, поднесенного Обществом религиозно-нравственного просвещения праведному отцу Иоанну Кронштадтскому в день пятидесятилетия его пастырского служения (12 декабря 1905 года), пусть послужит разъяснением того, почему нами дано именно такое, а не иное заглавие настоящему сборнику назидательных писаний дорогого батюшки, неустанно подвизавшегося среди других подвигов и многотрудным подвигом учительства духовного. " История духовной жизни народов созидается не массами, а немногими исключительными личностями, сознательными носителями и яркими выразителями идей, вокруг которых, как около знамен, собираются массы. Не может быть сомнения в том, что к таким историческим личностям беспристрастный суд потомков отнесет и Вас, ибо и теперь народ уже видит в Вас личность исключительную и произносит Ваше имя с благоговением, а " глас народа — глас Божий " . Какое же слово написано на том знамени, с которым пастырствуете Вы, Батюшка, наш достойнейший и любимый представитель, живой образец современного всероссийского пастырства? На этом знамени написано одно слово: " Святость " , и оно-то собрало около Вас миллионы народа русского, православного, носящего идеал святости в тайниках души своей, всегда готового поклониться тому, в ком он видит воплощение этого идеала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

По словам летописца, вел. князь Владимир Мономах имел дар слез в молитве. Отца своего (вел. князя Всеволода Ярославича) «никогда ни в чем не ослушался» и любил его нежно; без волнения никогда не мог вспомнить о своем брате Ростиславе, потонувшем во время неудачного похода против половцев; «творил добро врагам своим и любил отпускать их с дарами». В своем завещании детям вел. князь Владимир писал так «Страх Божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик Бог и чудесны дела Его! О дети мои, хвалите Бога. Любите также человечество. Не пост, не уединение спасет вас, но благодеяние. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Будьте отцами сирот; судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного; жизнь и душа христианина священна. Не призывайте всуе имени Бога, утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оныя... Не оставляйте больных, не страшитесь видеть мертвых, ибо все умрем. Принимайте с любовью благословение духовных, не удаляйтесь от них, творите им добро, да молятся о вас. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце и думайте: мы тленны, сегодня живы, а завтра во гробе. Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для души и для тела. Чтите старых как отцов, любите юных как братьев. В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагайтесь на отроков и тиунов. На войне будьте деятельны, служите примером для воевод. Не время тогда думать о пиршествии и неге. Расставив ночную стражу, отдохните; не слагайте с себя оружие, где может быть опасность, и рано садитесь на коня. Путешествуя в своих областях, не давайте жителей в обиду отрокам; а где остановитесь, напоите и накормите хозяина. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо. Любите жен своих, но не давайте им власти над собою. Все хорошее узнав, вы должны помнить. Чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя дома, говорил на пяти языках, за что хвалят нас чужестранцы. Леность — мать пороков, берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься; на пути, на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитву или повторяйте самую краткую, но лучшую: „Господи, помилуй " . Не засыпайте без земного поклона. Да не застанет вас солнце на ложе. Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю — так делал отец мой, так делали добрые мужи. Потом садились думать с дружиной или судить народ или ездили на охоту. Так жил и ваш отец. Я сам делал все, что мог бы велеть отроку. На охоте и войне, днем и ночью, в летний зной и зимний холод не знал покоя, не надеялся на посадников и бирючей, не давал вдовиц и бедных в обиду сильным, сам назирал церковь и Божие служение и домашний распорядок.

http://sedmitza.ru/lib/text/437084/

Под чем не обязан подписываться православный Что мы имеем в виду под словами “РПЦ учит?” Что это за “учение РПЦ”? Учение, которое выражают некоторые члены РПЦ? Учение, которого придерживается большинство членов РПЦ? Учение, выраженное в официальных документах РПЦ? 16 мая, 2011 Что мы имеем в виду под словами “РПЦ учит?” Что это за “учение РПЦ”? Учение, которое выражают некоторые члены РПЦ? Учение, которого придерживается большинство членов РПЦ? Учение, выраженное в официальных документах РПЦ? Вы пишете: “Когда мне говорят, что Дух возвещал через Константина со товарищи возвышенные истины, на ум приходят лишь слова Станиславского – «не верю!»…” Вы также указываете на жестокие преследования еретиков св.Иосифом Волоцким. Отвращают ли эти факты меня от Церкви? Нет. Прежде всего, я иду в Церковь, чтобы приступить к Святым Христовым Тайнам , потому, что так заповедовал Христос. Нравится ли мне император Константин или нет — в любом случае не повод отвергать Христа. Господь Иисус говорит “сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание…. сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. (Лук.22:19,20)”, и, если я верю Его словам, то было бы крайне странно отвергать этот Хлеб и эту Чашу в знак протеста против антидемократического режима императора Константина. Тем более что и самого режима уже некоторое время как нет. Может быть только одна причина отвергнуть эту Чашу — если все евангельское возвещение ложно и Христос не воскресал. Вы произносите слова, которые я уже много раз слышал от других людей — “РПЦ не имеет отношения ко Христу”. Но давайте разберемся — иметь отношение ко Христу — это для Вас хорошо или плохо? Апостол Павел пишет “если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал…. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. (1Кор.15:14-19)”.

http://pravmir.ru/pod-chem-ne-obyazan-po...

Предисловие Предлагаемая книжка представляет из себя точный перевод с английского издания, отпечатанного в Лондоне в августе месяце настоящего года. Составленная специально для англичан, интересующихся миссионерским делом православно-русской церкви и сравнительно мало ознакомленных с Россией, ее историческим прошлым, современною жизнью и церковью, она имела ближайшею целью в возможно сжатом, но в то же время до известной степени цельном очерке изобразить пред ними исторический ход развития и современное состояние нашего миссионерства. Им нужна была книжка, которая бы, с одной стороны, заинтересовала их и, с другой, не утомляла излишними подробностями. Судя по отзывам, появившимся в английских повременных изданиях, она вполне ответила на их запрос. Ныне считаю нелишним издание этой книжки в русском переводе, в надежде, что она облегчит ознакомление русским читателям с таким предметом, который не может не быть интересен и дорог. Протоиерей Евгений Смирнов . Лондон. Ноября 10 дня 1903 года. Предисловие к английскому изданию Печатая настоящую небольшую книжку, считаю необходимым предпослать ей несколько слов – в качестве предисловия. В течение почти 33-х летнего служения при православных церквах заграницей, из коих 26 лет я состою настоятелем русской церкви в Лондоне, ко мне постоянно обращались представители как протестантских, так и римско-католической церквей с самыми разнообразными вопросами, имеющими отношение к нашей православно-восточной церкви. Насколько позволяли мои знания и свободное от служебных обязанностей время, я всегда старался давать всем вопрошавшим меня возможно полные и обстоятельные ответы. Предлагаемые вопросы неоднократно касались наших миссий, – причем в течение долгого периода моей жизни вне пределов России они преемственно видоизменялись в своей сущности. В начале меня спрашивали: «у Вас, конечно, и теперь нет еще никаких миссий, как не было их и раньше?» Затем: «правда ли, что у Вас заведена какая-то миссия в Японии?» Далее: «у Вас, кажется, имеются какие-то миссии в Сибири?» Еще далее: «не можете ли дать нам точных сведении о числе обращений в Ваших миссиях?» Наконец: «как Вы думаете, не следовало ли бы нам закрыть нашу миссию в Японии, чтобы не препятствовать правильному росту Вашей миссии, тем более, что наша церковь стремится к соединению с Вашею?» Вопросы видоизменялись в своей сущности, очевидно, в зависимости от распространения сведений о деятельности наших миссий, попадавших на страницы периодической печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Приложения Письма митрополита Евлогия к матери 9/22 апр. 1931 г. Глубокоуважаемая и дорогая Княгиня, Анна Леонидовна, Воистину воскресе Христос. Сердечно благодарю Вас за добрый пасхальный привет и взаимно приветствую Вас и все семейство Ваше и шлю свои лучшие молитвенные пожелания. Я с радостью приму под свое покровительство милого о. Иоанна, которого я очень люблю. Об этом я уже уведомил его, и теперь все дело за визами и прочими формальностями. Надеюсь, что это вскоре уладится, и он снова водворится на Сергиевском Подворье, и под молитвенным покровом преп. Сергия будет продолжать свое издательское и вообще миссионерское дело. Здесь он был пострижен в монашество, здесь же надлежит ему и работать. Только пусть не слушает Еп. Вениамина, который вечно шатается, как трость, ветром колеблемая. Сегодня были у меня Ваши – дочь и зять Набоковы и мы подробно обсудили с ними вопрос о переселении о. Иоанна в Париж. Да хранит и благословит Вас Господь. Искренно преданный Вам митрополит Евлогий 7/20 июня 1931 г. Мне о. Иоанн нужен здесь во Франции, и я буду беречь его, как зеницу ока, с любовью направляя его чисто церковную работу. Вы знаете, что я очень не люблю вмешивать в Церковь политику. Жду не дождусь приезда о. Иоанна. Совершенно не понимаю, для чего тормозят для него визу. Я завтра еду в один приход и по возвращении поеду сам выяснять и проталкивать это дело. Боюсь, что виза искусственно задерживается из Сербии, но все же постараюсь добиться своей цели в возможной скорости. Митрополит Евлогий Матери в Бельгию 23 июля, 1931 г. Париж Слава Господу, прибыл благополучно в день преп. Сергия Радонежского. По-видимому, останусь при Подворье и, может быть, буду обслуживать церковь походную (автомобиль) 44 , организуемую Братством преп. Сергия. Православно-Миссионерское Книгоиздательство целиком влилось в братство и все теперь будет идти от Братства Летом, возможно, буду обслуживать Церковь в Аньере. Итак, все – Слава Господу. Господь да благословит тебя и всех, и. И. Епархиальное Управление Православных Русских Церквей в Западной Европе Париж 12 августа 1931

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Книга из серии «Истина и целомудрие» под названием «Что необходимо знать каждой матери» может быть настоящей помощницей для молодой мамы. Она даст достойные ответы на неизбежно возникающие вопросы о том, как правильно ответить ребёнку на интересующие его «взрослые» темы, как самой пережить период «трудного возраста» у своего чада, каким святым помолиться в трудную минуту. Предисловие О воспитании детей — Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Блюдите, да не презрите единого от малых сих ( Мф.18:10 ). Помните ли вы эти слова Христовы, думали ли вы, что они относятся прямо и непосредственно к вам? Разве мало у вас этих малых сих, которых надлежит вам блюсти? Разве мало у вас сыновей, дочерей, от которых вы льете горькие слезы? Разве мало развратных дочерей ваших и сыновей — воров и хулиганов? Много, много вы льете слез над ними. Отчего же это? Оттого, что не помните этих слов Христовых:  Блюдите, да не презрите единого от малых сих. Когда тяжко вам становится от того, что творят ваши дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он помог вам. А молитва ваша остается бесплодной. Почему же бесплодной? Потому что нельзя на Бога возлагать своих собственных обязанностей, потому что вы сами должны были заботиться о детях, о детях ваших и воспитывать их, а не ждать, что за вашим нерадением за вас исполнит это Бог. Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную. Во веки веков благословение Божие на тех, кто воспитывает детей своих в благочестии. Скажите, что будет с несчастной дочерью вашей, которая в юности предается разврату и потом выйдет замуж и родит детей? Будет ли благословение Божие на ней и на всей ее семье? Нет. Нет. Это вырастет неблагочестивый богопротивный род.

http://azbyka.ru/deti/chto-neobhodimo-zn...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей архимандрит Герман (Чесноков) Проповедь перед чином изгнания злых духов из человека " loading="" decoding="" title=""/> По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Уважаемый читатель! В этой брошюре мы изложили проповедь при отчитке одержимых злыми духами. В Троице-Сергиевой Лавре ежедневно в храме Иоанна Предтечи мы совершаем чин-последование молитв над больными людьми. Со всей России стекаются к нам за исцелением больные, одержимые нечистыми, злыми духами-демонами. Речь тут идет об особого рода болезнях, в медицине они называются душевными, а в многовековой практике врачевания Русской Православной Церкви — порчей и беснованием. Под беснованием подразумевается более сильное душевное повреждение: говорят в таких случаях, что бес вошел в сердце человека. Мы помогаем больным исцелиться от этого тяжкого недуга. В храме мы читаем специальные молитвы, составленные святыми отцами еще 4го века, помазываем святым елеем, окропляем святой Богоявленской водой, осеняем крестом. При этом бесы порой проявляют себя нечеловеческими голосами, как бы каркают и рычат, вопиют, бьются, плачут, сотрясают одержимых, заставляя их совершать странные телодвижения. Иногда привозят из других городов больных, связанных цепями. Перед чтением молитв от болезней и злых духов мы неукоснительно говорим проповедь, в которой исследуются причины болезней, и даем советы, как можно избежать козней диавола. Архимандрит ГЕРМАН Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Все вы сегодня собрались в этой святой древней обители Преподобного Сергия, в храме Святого Иоанна Предтечи, чтобы послушать молитвы для больных людей и получить помощь от Господа Бога. Но прежде чем начать нашу проповедь и чтение молитв, необходимо спросить у вас: все ли вы крещены в Православной Церкви? Здесь мы принимаем только крещеных православных христиан. Если все крещены, тогда, может быть, кто из вас забыл- надеть крест на шею? Без креста присутствие в храме, тем более на этих молитвах, недопустимо. Требуем, чтобы у вас всех были кресты.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-pere...

Раскаяние и покаяние: Иуда и апостол Петр В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга Олеси Николаевой " Поцелуй Иуды " . Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Отречение Петра. Новгородская таблетка, фрагмент Есть несколько моментов, позволяющих сопоставить поведение Иуды и апостола Петра. Оба – и Петр, и Иуда – были избраны Христом, приближены к Нему, почтены Его доверием, отмечены Его любовью, удостоены Его даров, научены Им тайнам Царства Небесного, призваны в свидетели Его чудес и исповедали Его Мессией, Христом, Сыном Бога Живаго. «Устами апостолов» назвал святитель Иоанн Златоуст апостола Петра, произнесшего это исповедание и давшего ответ на вопрошание Господа не только от себя, но и от всех учеников. Кроме того, после усмирения бури все ученики исповедали Его Сыном Божиим: Воистину Сын Божий еси (Мф. 14, 33). И тот, и другой по пути следования за Христом претерпевают искушения, насылаемые на них князем тьмы. Когда Христос стал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть, Петр, исполнившись желанием скорейшего наступления Царства Небесного здесь и сейчас, а также любовью и состраданием ко Христу, стал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с тобою. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 21–23). Те же самые слова: «Отойди от Меня, сатана» (Мф. 4, 10) Господь говорил дьяволу, когда тот искушал Его в пустыне. Но и об Иуде сказано: Один из вас диавол (Ин. 6, 70); Диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его (Ин. 13, 2); Вошел же сатана в Иуду (Лк. 22, 3); После сего куска вошел в него сатана (Ин. 13, 27). Так же может показаться основанием для сопоставления Иуды и апостола Петра то обстоятельство, что Господь предрек одному – предательство, другому – отречение. Один из вас предаст Меня (Мф. 26, 21; Мр. 14, 18; Ин. 13, 21); Один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте; ибо сей хотел предать Его (Ин. 6, 70–71).

http://pravoslavie.ru/3083.html

Святой апостол Павел в первом послании к Коринфянам (зач.152) глаголет верующим: вы есте тело Христово и уди от части. На сии Апостольские слова св. Златоуст в толковании (беседа 32-я) пишет: «Что же есть еже от части? Елико в вас мощно, и елико лет от вас создатися части. Понеже бо рече тело; все же тело бе не еже в Коринфянех церквах, но еже везде по вселенней. Сего ради рече: от части, сиречь, яко церковь , яже в вас, часть есть повсюду лежащие церкви и тела всяческими состоящагося церквами. Темже не токмо с собою, но и со всею сущею по вселенней церковию мир имейте, да бысте были праведна, аще есте уди всего тела». Из приведенных слов св. апостола Павла, по толкованию св. Златоуста, явствует, что каждая поместная церковь , имущая самостоятельных епископов на свое управление, как-то Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, и каждая самостоятельная, имущая епископов, подобно Коринфской, может называться телом Христовым: вы есте тело Христово; а по отношению ко всей вселенской церкви таковые церкви суть члены ее и уди от части. Есть еще церкви так именуемые приходские, в малых градах и в селах, управляемые местным епископом чрез посланных им пресвитеров, по свидетельству толкования на 55-е правило св. Апостол: «теми (презвитерами) церковное правление содевает епископ», и 39-го Апостольского правила: «без воли своего епископа презвитери, или диакони да не творят ничтоже». Таковы суть и монастыри, обители иноческие, которым 4-е правило 4го вселенского в Халкидоне собора повелевает быть под правлением епископа. Хотя некоторые обители имеют и некоторые особые уставы, как у нас Соловецкий монастырь, Кириллов и др., но все одинаково суть удове целого тела церкви. Таковы же суть и церкви единоверческие, как состоящие под правлением православного местного епископа, и сущие удове или члены всея вселенские церкве православные, хотя и содержат некоторые свои особые обряды. И посему о единоверческой церкви судить и делать вопросы особо от вселенской церкви не только неосновательно, но и несправедливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010