Слово при посещении паствы, сказанное в Устюжском Иоанно-Предтеченском женском монастыре Среди пастырского странствования моего, проповедуя в разных местах слово Божие, я всегда старался о том, чтобы, по крайней мере, возродить в слушателях моих печаль по Бозе и сетование о грехах своих, пробудить в них мысль и тоску по Небесному Отечеству. Ибо между опасностями жизни мирской самая главная та, что человек, преданный земным заботам, сам неприметно «земленеет» и делается нечувствительным к своему спасению; забывает совершенно, для чего он создан и к чему предназначен; живет, как бы ему никогда не надлежало умирать и явиться пред Страшным Судом Божиим. Имея в виду эту опасность, я всегда в моих беседах непосредственно обращался к душе и совести моих слушателей; тотчас вступал в брань с миром и его соблазнами и, срывая с сего врага личину его мнимых прелестей, показывал все земное и временное во всем его ничтожестве. Здесь, думаю, нет нужды говорить мне таким языком, обращаться к этим средствам убеждения. Ибо кого я вижу пред собою? Вижу многочисленный сонм жен, которые, несмотря на слабость своего пола, давно дерзнули сами вступить в брань с миром и доказали победу над ним уже самым удалением от него навеки; которые, по заповеди евангельской, оставили все, чтобы восприять «благую часть» Мариину и начать искать единого «на потребу» ( Лк. 10:42 ). Таких слушателей к чему побуждать? От чего отвращать? В чем наставлять? – Вступив в такой священный круг, не паче ли должно сорадоваться, благодарить Господа и славить? И мы, предстоя у престола сего, не оставили принести должную жертву хвалы и благодарения за вас, и вас самих приглашаем как можно чаще делать то же самое. Ибо без Его всесильной помощи вы не только не разорвали бы уз мира, на вас лежавших, но, может быть, и не подумали бы разрывать их когда-либо. В самом деле, мало ли в мире людей, которые, вполне чувствуя тяжесть своего мирского положения, желали бы выйти и убежать из области духовного рабства, но не могут сделать этого. Сто раз может быть собирались, подобно древним израильтянам, в путь, и доселе сидят в плену «на реках Вавилонских»; тоскуют и плачут о родном Иерусалиме, но остаются в Вавилоне ( Пс. 136 ). То же было бы и с вами – без особенной благодати Божией к вам. Памятуйте же, возлюбленные, благодеяния Божии и пользуйтесь для своего спасения преимуществами вашего звания и вашей свободы духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

1893 г. Усердие труда 10 Никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, неблагонадежен для царствия Божия ( Лк. 9:62 ). Эти слова сказаны Господом Иисусом Христом человеку, изъявившему желание быть последователем Его, но в то же время жалевшему о своих житейских делах и привязанностях, с которыми теперь надлежало расстаться. Эти слова Господа приложимы и ко всякому делу. Особенно применимы они к вам, юноши и дети, в вашем настоящем положении, и к тому делу, на начало которого мы собрались испросить благословение Божие в этом святом храме. Вот и вас привели сюда, и не к кому иному, как к Господу, ибо мудрость, которую вы здесь ищете, истина Христова, исходит от Него, Источника и Подателя мудрости, и возвращается к Нему же. Всякое доброе наставление, нравственное поучение и всякое даяние благо и всяк дар совершен сходит свыше и от Него же, Отца Светов, в Коем тьмы несть ни единыя ( Иак. 1:17 ): из Того и Тем и к Тому всяческая! Привели вас сюда и поставили пред лицем Бога живого, чтобы вы, просветив богодарованный ум познаниями, согрев сердце любовью к Богу и ближнему и обучив волю следовать Закону Божию, благому и совершенному, вышли из этого святилища науки, и светом своей жизни светили тем многим, которые, обладая такими же, как ваши, а может быть и большими дарованиями и достоинствами, не имеют счастливого вашего удела, не могут получать того образования, которое дается вам, как дар, без всякой заслуги с вашей стороны, по воле и милости Бога, по любви и заботливости о вас родителей. Вы имеете быть солью земли, светом миру. Поймите же, как велико ваше призвание, как важно приготовляющее к сему призванию дело, к которому мы теперь приступаем. И не уподобляйтесь тому лживому рабу, который закопал врученный ему талант в землю, не сделав из него никакого употребления, – не сгубите данных вам от Бога способностей, не потеряйте великого дара – возможности учиться – праздностью, леностью, шалостями. Учитесь, трудитесь: в этом долг наш, в этом вместе и высокое наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Письма архимандрита Феодора (Александра Матвеевича Бухарева) к казанским друзьям: В.В. Любимовой, А.И. Дубровиной и протоиерею В.В. Лаврскому Источник 1 письмо г.] Милостивая Государыня, Добрая Варвара Васильевна! Господь с Вами, наша матушка Игумения 4 , и с Екатериной Васильевной 5 и с казначеей Вашей Антониной Ивановной 6 , с Александрой Васильевной 7 , с Парасковьей Андреевной, с Марьей Михайловной 8 , Анночкой 9 , обеими Олиньками 10 и со всеми сестрами! Поздравляю всех Вас и вместе Владимира Петровича 11 с близким праздником Христова Воскресения. Ради этого светлого праздника, Варвара Васильевна, простите, что так молчалив я с Вами. По получении Вашего письма, в котором извещали Вы меня о смерти упредившего нас своим отшествием ко Господу Ивана Дмитриевича 12 , – вскоре и я сделался очень не здоров; праздники и первые дни нового года еще кое-как ходил, а потом с месяц не мог оставлять постели. К обыкновенной моей слабости и постоянной болезненности присоединилась еще простуда и доселе еще чувствую особенное изнеможение – остаток болезни. На днях посланы к Вам, при хлопотах об этом нового воина Димитрия Станиславича 13 , мои книжки о картине Иванова. Покорнейше прошу Вас принять их и понемножку, как Вам угодно или придется, раздать, как обозначено в приложенной к ним записке, писанной собственноручно Дмитрием Станиславичем. Только, помнится, в записке не обозначены Дмитрий Александ. и Верочка – Корсаковы 14 ; прошу Вас дать и им по книжке. Они может быть, захотят кому подарить свои брошюрки, хотя бы сами и довольствовались экземпляром своей маменьки – Софьи Дмитриевны. И Его Превосходительству Александру Львовичу передайте мое глубочайшее почтение 15 . Антонине Ивановне 16 прошу отдать положенные в книжке, (для отличия от прочих, подписанной ее именем), – мои рукописные листики о картине Иванова – продолжение и окончание моего об этом письма, начатого некогда без мысли о печатании. Конечно, Вам желательно знать, каково мне теперь жить – сравнительно с Казанью 17 . Скажу на это Вам, что здесь мне много спокойнее, и самый даже климат для меня сноснее и лучше казанского, хотя и требует особенной осторожности. Есть места и люди, куда я могу и выехать к полному утешению и успокоению моего духа. Разумеется, что таких избранных людей и мест не много у меня и здесь, – но они есть и между светскими и между духовными: все это – точно так же, как было со мною и в Казани. Слава Богу и благодарение доброте и любви таких, как Вы! – Помнится, – в Казани отправляясь к Вам, Варвара Васильевна, или к добрейшим Корсаковым или к Горталовым 18 , – иногда воображал я, будто отправляюсь в Духовный Дивеев – к сестрам общины, любимой и духовно-оберегаемой праведным отцом Серафимом. Теперь Бог привел мне узнать и Дивеевских сестер-иконописец, которые живут, занимаясь Духовной живописью, – у Госпожи Шубиной 19 , (которая именно и мне сама предложила средства к отпечатанию книжки о картине Иванова). Быть у них – все одно, что быть и в Вашем обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Скачать epub pdf Письма к архимандриту Антонию (Медведеву) Письмо 1(5). 30 мая 1831 г. Опять долго не пишу Вам, о. наместник. Не гневайтесь. Еще мало собираюсь с силами. Если Вы писали в Саров, то надобно подождать ответа. Но человека, который замечен уже немирным к начальнику, боюсь и я. Хотя причина сего иногда может быть и в начальнике, но сыны мира и с немирным начальником умеют сохранять свой мир в терпении. Скажите мне еще раз, что Вы думаете о занятии казначейского места. Каким цветом красить перила в церкви, это решить я не умею, особенно заочно. Пусть решит вифанский архимандрит. Если просят о взятии больного мальчика, думаю, не должно отказать, когда прежнее его пребывание в монастыре подает некоторую надежду для последующего. Пути Божии неисследимы, премудрость Божия многоразлична. Если есть надежда сколько-нибудь послужить облегчению души связанной и случай к тому не произвольно нами изыскан, а подан Провидением Божиим, не надобно отталкивать такой случай. Молитвы Преподобного Сергия да помогают Вам. Письмо 2(6). 5 июня 1831 г. Преподобный о. наместник! Письмо сие доставит Вам граф Сергий Павлович Потемкин, знаемый Лавре и мне, желающий быть знаком и с Вами. По родовому свойству Потемкиных он любит между светскими занятиями и беседу монашескую. Желаю, чтобы общение Ваше было в мире и в благое. Помышлял быть у Вас, но силы мало и посвящение викария приспело 43 . Сегодня получил Ваше письмо, менее прежнего решительное, о избрании в казначея А. – добрый и верный человек, но едва ли для сей должности. Письмо 3(10). 30 июня 1831 г. Отец наместник! Начальнику Археографической экспедиции 44 , от которого сие получите, доставьте возможную удобность осмотреть лаврский архив и древности и для сего дайте ему помещение в самой Лавре. Если он пожелает видеть рукописи в академической библиотеке, способствуйте ему и в том. Желаю, чтобы он у Вас гостил с миром и удовольствием. Мне хочется к Вам, но еще не знаю, можно ли будет. Письмо 4(11). 3 июля 1831 г. И хочется мне к Вам, о. наместник, и не надеюсь. Однако во всяком случае не излишне предварить Вас, чтобы меньше занимались ожиданием, особенно если прииду во время церковной службы, чтобы никто не оставлял своего места в церкви. Письмо 5(12).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Настоятеля Никольского монастыря игумена Павла. Москва, 1876. I Один из начетчиков старообрядческих, последователь австрийского священства, из числа приемлющих Окружное Послание, имея со мной религиозные разговоры, между прочим сказал мне: «Вы всегда истязаете нас, принадлежащих к Белокриницкому священству, понапрасну, аки бы у нас незаконно восстановилась иерархия; вы всегда говорите: “откуда у вас возгорелась благодать епископства?” – и нашу трехчинную иерархию именуете безблагодатною, а нас, приемлющих оную, причитаете к раскольникам; но я вам могу доказать примером неоспоримым законность восстановления у нас трехчинной иерархии. Я ответил: «Не за одно двухсотлетнее решение епископского сана и незаконное восстановление оного справедливо принадлежит вам наименование раскольников, но за то, что вы или предки ваши откололись или отделились от непогрешившей в догматах веры православной Российской Церкви, и не токмо от нее, но и от всей Церкви вселенской, – отделились от нее и хулите ее. Если бы вы отделились и с епископами, если бы имели потомственную хиротонию, и тогда за такое расколотворство вы были бы во грехе раскола церковного; а теперь еще к тому греху раскола присовокупляется неверие в евангельское обетование о св. Церкви, – учите, аки бы сие обетование евангельское о неодоленности Церкви, созданной Христом Спасителем с тремя чинами иерархии, данное без всяких условий, может прекращаться. Однако я готов со вниманием выслушать, какой вы хочете указать пример, якобы несомненно уверяющий законность восстановления у вас епископского чина». Старообрядец сказал: «Три чина освященной иерархии подобны трем свещам, из которых одна большая, другая меньше, положим в половину, третья еще меньше, но которые все возжены одним огнем; они горели; потом дунул ветер и угасил большую свещу, оставив две меньшие горящими; но сия угасшая большая свеща, как очевидно само собою, может быть удобно возжена от средней. Три свещи – это, как я уже упоминал, три чина священной иерархии, неравные между собою: большая свеща – епископ, средняя – пресвитер, меньшая – диакон; все чины сии имеют видимую хиротонию,– все, подобно свещам, горят небесным огнем, имеют благодать Св, Духа; на большую свещу дунул дух искушения, – она погасла, то есть, епископы впали в ересь, лишились благодати Св. Духа, сохранив однако хиротонию, но два чина меньших, священник и диакон, сохранились неугасшими; мы взяли большую свещу, приложили к средней, она и возгорелась, то есть, епископ присоединился к нам и стал благодатным. И так очевидно, что не огненная сила, т. е. не благодать Св.Духа у нас угасала; но только не было у нас епископского чина, и мы, заимствовав его у вас, невозженный благодатию, возжгли от одного из двух светильников горящих. Справедливо ли после сего укорять нас, что будто у нас прекращалась благодать епископской хиротонии, когда она горела на других свещах?»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Мановцев Письмо неверующим друзьям " Это просто болезнь, давняя и в значительной степени наследственная болезнь российского культурного человека: экклесиофобия! " Источник:  Татьянин день В последнее время на работе, в гостях, а у кого-то, может быть, и в семейном кругу к нам, православным верующим, приступают с требованиями отвечать за всю Церковь. Обычно возникает при этом принципиальная невозможность общения, потому что, образно выражаясь, тем, кто ест несоленое, невозможно объяснить, что значит – соленое. Результатом оказывается чувство крайней досады на самого себя, то сорвешься, то согласишься. Мы приводим здесь попытку ответа всем приступающим. Допустим, в своем возмущении Русской Церковью вы совершенно искренни. Допустим, пафос, с которым вы присоединяетесь к тем обличениям, которые у всех сейчас на слуху, не подогревается никакими недобрыми желаниями, никакой духовной корыстью. Что подразумевается под последней? Очень просто: Вы можете знать за собою что-либо, что Церковь вовсе не одобряет, и тогда она – бельмо у вас на глазу, так что корысть заключается в том, чтобы лишний раз " убедиться " : лучше жить по собственной совести, чем по вере и в согласии с Церковью... Но допустим, подобный момент отсутствует. Допустим также, что вы страстно стремитесь не к чему иному, как только к истине, и та неприязненность, которую вы проявляете – в разговорах с церковными знакомыми – по отношению к Церкви, есть лишь издержка праведной страстности. Даже при всех изложенных выше допущениях, у вас нет (ни на йоту!) боли за нашу Церковь, боли за нашу страну. Я далек от того, чтобы сопоставить ваше отношение к Родине с отношением Федора Павловича Карамазова, который, по собственному признанию, любил " не Россию, а ... остроумие " . Можно сказать, к примеру, и сказать с определенностью, что вы дорожите русской культурой – прошлых времен. Но вы любите не Россию, которой дышит эта культура, а духовное услаждение произведениями русской литературы и русского искусства. Вам безразлично то, что Пушкин был цельной личностью, и что его произведения неразрывно связаны с его взглядами и на религию, и на Россию. Вы, может, и слышали (в пушкинской квартире на Мойке об этом рассказывают), но, конечно, вытеснили из сознания тот факт, что Пушкин исповедовался перед смертью около двух часов и что священник вышел от него заплаканный и сказал, что сам бы так хотел перед собственной смертью исповедоваться. Вам безразличны в одинаковой степени и религиозные, и политические взгляды Пушкина, вам интересны лишь " звуки музыки " его произведений. Вы, конечно, считаете Достоевского пророком, но с вас хватает одного лишь романа " Бесы " – как пророчества революции в России, вам решительно безразличны размышления Федора Михайловича об отрыве русского мыслящего человека от народа, к которому он принадлежит.

http://religare.ru/2_94183.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 проповедей в Лазареву субботу и Вербное воскресение 7 мин., 09.04.2023 Что говорили об этих важных для евангельской истории днях известные проповедники? Мы собрали для вас яркие отрывки из проповедей Иоанна Кронштадского, Луки Войно-Ясенецкого, Антония Сурожского и других известных людей Церкви. 1 Митрополит Сурожский Антоний Слово в Лазареву Субботу «Мы стоим на грани страстных дней, и на этой грани, в образе Лазаря и его воскресения, встает перед нами большая, радующая нас надежда: Господь крепче смерти, Господь победил ее – не только в том прямом смысле, в котором эта победа явлена телесным воскрешением Лазаря, но еще и в другом, который, может быть, еще непосредственнее относится к нам изо дня в день… Пришел Господь и повелел Лазарю встать из мертвых: вот образ для нас. В каждом из нас он лежит – умерший, побежденный, окруженный нашим сетованием, часто безнадежным. А сегодняшнее Евангелие, на самой грани страстных дней, нам говорит: Не бойтесь! Я – воскрешение и жизнь! Тот друг Господень, который в вас жил, который в вас есть, который кажется безнадежно мертвым, от одного слова Моего может воскреснуть – и поистине воскреснет! И вот войдем в страстные дни с этой надеждой, с уверенностью, что мы идем к Пасхе, к переходу от временного к вечному, от смерти к жизни, от нашей пораженности к победе Господней. Войдем в страстные дни с трепетом о том, как нас возлюбил Господь и какой ценой Он нам дает жизнь, войдем уже теперь с надеждой, со светом и с радостью грядущего воскресения» 2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Слово в праздник Входа Господня в Иерусалим «Христос — источник радости. Он источник подлинного веселья, переходящего в жизнь вечную, и без Христа такого источника не существует. Вот почему говорит апостол Павел: «всегда радуйтесь»; потому что если вы живете со Христом, если мир Христов становится вашим миром, то в вашу жизнь приходит радость как величайшая ценность, как показатель богатой, сильной и независимой от внешних обстоятельств внутренней духовной жизни человека.

http://foma.ru/7-propovedey-v-lazarevu-s...

Слово воспитанникам семинарии при начале учебного 1881–82 года Приветствуя вас, любезные воспитанники, со вступлением в новый учебный год, я имею в виду на сей раз остановить преимущественное внимание ваше на одном из молитвенных о вас прошений святой церкви, которые вы обычно слышите после вакационного своего отдыха, когда с обновленными физическими силами и с освеженным духом собираетесь снова приняться за умственные труды в новых классах и за новыми учебными предметами. Мне всегда казалось, что эти минуты в вашей учебной жизни наиболее благоприятны для вашего назидания; потому что при самом начале труда, когда еще чувства не успели более или менее притупиться от разных неудачных случайностей и бесплодных напряжений, когда дух не отклонен от прямой трудовой цели разными посторонними побуждениями эгоизма, почти всегда и так сказать неизбежно уязвляемого то мелкими, то крупными уколами от разных столкновений с обстоятельствами, среди которых должен совершаться наш труд, и в особенности с людьми, обязанными следить за нашими трудами, направлять их и ценить, – когда у человека отдохнувшего и отбросившего назад все надоевшее и разное неприятное старое, преобладает одно благонамеренное так сказать желание достигнуть предположенной трудовой цели свободными и честными усилиями ума и воли, – в эти минуты, мне кажется, всякий человек, а следовательно и юноша наиболее бывает способен и более всего рад слушать слово насчет главного и без того преобладающего предмета его собственных дум и стремлений. Вам предстоит начать ученье; а я и хочу сказать именно о том, что наиболее всего может повредить этому ученью, и с устранением чего может всего более быть обеспечен успех вашего ученья. Вот как о вас молилась сейчас св. церковь Господу Богу: о еже всадити в сердца их начало премудрости, страх свой божественный, и тем буесть юности отгнати от сердец их, и просветити ум их, еже уклонитися от зла и творити благое. Слышите! есть какая-то буесть юности, есть некоторый натуральный недостаток, характеризующий юный возраст, и вплетающийся, как неизбежный внутренний элемент, в самый склад и строй всякой молодой и развивающейся души.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

     Каждый воскресный день мы приходим в храм, желая принять благодать Божию. Что такое благодать? Нетварные энергии Божии; сила Господня, направленная на спасение человека, меняющая его личность и природу. В молитвах перед Причащением мы называем благодатью Святые Дары: «Божественных бо причащаяйся и боготворящих благодатей, не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой». В Таинстве Причащения и в других церковных Таинствах и обрядах мы получаем спасительную благодать Божию. А может ли быть благодать неспасительна, бесполезна для нас? Да. Сегодня мы прочитаем в апостольском зачале такие слова святого Павла: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор. 6:1). По мнению апостола Павла, благодать может быть тщетна – т. е. бесполезна. В каком случае? Если христианин, принимающий благодать, не хочет менять свою жизнь. Такой человек противится зову благодати. Бесплодны бывают дары Божии и для тех, кто запутался в вероучении, мировоззренческих вопросах, практике благочестия – и при этом не желает слушать голоса Церкви. Какова историческая предпосылка Павловых слов: «Умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами»? Коринфяне, к которым писал апостол, не совсем правильно поняли евангельское благовестие. Так, они не верили в телесное воскресение мертвых, пытались совместить христианство с иудаизмом. Существовала и мировоззренческая проблема: коринфские христиане восприняли веру лишь как направление философии. Многие из них без зазрений совести совмещали языческий образ жизни с внешней христианской церковностью. Они не понимали, что христианское бытие - не философствование, а суровая борьба со своим ветхим человеком и с диаволом. Страдала и церковная практика благочестия – случались беспорядки на богослужении, люди не понимали сути этих собраний, по-мирски относились к дарам Святого Духа. И апостол предупреждает коринфян, что если они не исправятся, благодать Божия может стать тщетной для них. Вот три важнейших стороны христианства, братья и сестры – вероучение, мировоззрение, практика духовной жизни. Если на что-либо из этой триады не обращать внимания, и для нас благодать может оказаться бесполезной.

http://pravoslavie.ru/106590.html

(Дополнения и поправки к миссионерской полемике по данному вопросу) Учение православной веры о Церкви в общих чертах таково: « Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собою православною верою, Законом Божиим, священноначалием и таинствами». « Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святый, всегда действующий через верно служащих Отцев и Учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения». «Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою; а грешники нераскаянные, или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви и, таким образом она и с этой стороны сохраняется святою». Так учит о Церкви православной христианский катехизис. Совсем иначе рассуждают по данному вопросу штундо-баптисты. Они говорят: «Обязанность всякого верующего, обратившегося к Господу, есть та, чтобы ему не оставаться одному, но соединиться с другими учениками Господними, как с членами одного тела, как с живыми камнями одного дома Божия, для взаимного назидания, утешения и вспомоществования на пути спасения, чтобы пребывать в учении апостолов, в общении, в преломлении хлеба и в молитве. Такое соединение учеников Христовых, устроенное по слову Божию, есть христианская церковь . Неизменным постановлением и правилом церкви пребывает Новый Завет ». 1 Самый же состав церкви штундо-баптисты ограничивают только одними святыми людьми. По учению сектантов, в состав членов церкви не должны входить грешные люди, но она должна состоять только из общества святых. И в доказательство своей правоты они ссылаются на следующие места св. Писания: «Какое соучастие верного с неверными» 2 . «Если согрешил кто, замечают сектанты, его тотчас же надо отсечь от тела Христова, чтобы не осквернилось последнее» 3 . « Церковь должна быть свята и без порока» 4 . «А у вас, – заявляют сектанты православным, – воры, мошенники, разбойники, пьяницы, ругатели. Их у вас терпят и не изгоняют из церкви. Поэтому мы вышли из вас и у себя не терпим таковых людей» 5 . Наша практика в данном случае такова:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010