1843 1 января. Служение литургии и молебна в Чудовом монастыре в день рождения великой княгини Елены Павловны. Проповедь произнесена священником церкви свт. Антипия Пречистенского сорока Иваном Федоровым (МВ. 1843. 3. С. 19). Письмо M. М. Тучковой: «Что Е[вфросиния] старается увлечь от вас некоторых сестер – о том не скорбите. Расположенные жить у вас в мире и единодушии не пойдут. А которые пойдут – те не таковы, и следственно не нужно удаление их почитать потерей, а действием провидения Божия, вас облегчающего и общество ваше очищающего. Если же и благорасположенная увлечется прельщением, то может раскаяться и возвратиться с большим смирением» (Письма к игумении Марии. С. 65–66. 49). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Письмо сие доставит Вера Алексеевна Муравьева, знаемая князю Александру Николаевичу и в скорбной ее жизни получившая от него христианское подкрепление и утешение. Побеседуйте с нею о душевной пользе и утешении и споспешествуйте, чтобы ее пребывание в Лавре приобрело ей благословение Преподобного Сергия» (Письма преподобному Антонию. С. 286. 358). 2 января. Письмо обер-прокурору Св. Синода графу H. А. Протасову по поводу литографированного перевода Св. Писания: «Поскольку на главный предмет доноса свидетелей нет, то к открытию истины не представлялось инаго средства, как тщательное выспрашивание прикосновенных обстоятельств и умножение подробностей, которыя бы могли быть поверены посредством других лиц и некоторых документов и которыя бы согласием и сообразностию во всех частях показывали некоторый признак правды или несообразностию обличали неправду показуемаго. Совещание сие осталось словесным; и прикосновенных к делу положено призывать порознь пред самым вопрошением, дабы устранить всякое приготовление и взаимное соглашение» (Донесения и письма. 1891. С. 19). 3 января. Резолюция на рапорте исполняющего должность благочинного о пожаре в церкви села Подберезников: «Предписать благочинному, чтобы убеждал священника и прихожан исправить повреждения в храме, и, когда сие исполнено будет приличным образом, тогда, по освидетельствовании благочинным, по освящении воды и окроплении оною всего храма и по прочтении молитвы, положенной на обновлении, возобновить священнослужение» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 99. 9787).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

1883-й год В начале года мы, по обычаю, обменялись приветствиями. Отец Павел писал мне: «Честь имею поздравить вас с Новым годом. В новое лето желаю вам обновления сил телесных и душевных, по слову Пророка: дух прав обнови во утробе моей. И не только в новое лето, но и в вечности да сподобить вас Бог благоугодным Ему быть и получить вечная благая. Старообрядцы собрались что-то делать. Из Петербурга к ним приезжал кто-то и советовал начать дело опять о распечатании олтарей Рогожского Кладбища, и уверял их, что можно надеяться на успех. Это и побудило их сделать собрание; но что было в собрании и как решили действовать, ничего еще не слышно. Может, какому-либо господину захотелось взять с них кусочек: вот он их и подстрекает. Доколе же это будет? Господи! Воля Твоя; Ты знаешь, что полезнее святой Твоей Церкви! Призываю на вас и семейство ваше Божие благословение». Между тем, по неоднократных совещаниях с отцом Павлом и другими, расположенными к нам и нашим трудам лицами, я решился начать дело о возобновлении “Братского Слова», и для этого съездить в Петербург. Хотелось, кроме того, лично представить митрополиту Отчет по Братству за десять лет его существования в замену требованной им записки о нашей деятельности и лично же объяснить ему нужды и потребности Братства. В Петербурге я пробыл с 10-го по 14-е января, и в эти четыре дня успел неоднократно видеться и беседовать с митрополитом Иоанникием и другими лицами, от которых зависело дело о журнале. Все они с полным сочувствием отнеслись к возобновлению «Братского Словая» и обещали мне содействие. Отчет по Братству и мои к нему объяснения не остались также без влияния на митрополита. Возвратившись из Петербурга, я виделся с о. Павлом и передал ему все о виденном и слышанном в Петербурге. Затем 19-го января он писал мне: «Путешествие ваше в Петербург не осталось бесполезным для Братства, но принесло уже плод. 15-го числа я был у отца председателя, и он прочитал мне резолюцию владыки-митрополита – из причитающихся ему сумм выдать Братству св. Петра митрополита 1000 руб., которые тут же отец председатель и передал мне. Из этого можно видеть, что у владыки есть ревность к деятельности против раскола. Теперь как бы достигнуть другой цели – этою щедростию владыки расположить и московское духовенство к Братству? Не нужно ли об оказанном владыкою внимании к Братству напечатать в каких-либо ведомостях? Это, кажись, не будет ласкательством, а будет иметь добрую цель – обратить на Братство и внимание духовенства. Впрочем, эту мысль я не выдаю за вполне обдуманную, а только предлагаю ее вам на обсуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

87. Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых? Однажды преп. Нил Постник, бывший сподвижником св. отцам, в Синае и Раифе избиенным, память которых совершается 14-го января, видя избиение и страдание их от варваров, спрашивал: «За что они страдают? где, – говорил он, – блаженные отцы, труды воздержания вашего? где награда за терпение скорбей? где венец многим подвигам? Это ли воздаяние вашему иночествованию? Или всуе вы текли на подлежавший вам подвиг? Или есть справедливость в том, чтобы за добродетель принимать скорбь, и что убиваемых вас оставил без помощи Промысл Божий? И вот, возымела силу скверна на ваши тела святые, и злоба хвалится, что одолела» («Чет.-Мин.», 14 янв.). Так, в глубокой скорби, задавал себе такие вопросы Нил преподобный; но он, к своему утешению, вскоре получил на них разрешение. «Чего ради, – сказал ему и бывшим с ним, спасшимся от меча злодеев инокам, израненный и едва дышавший старец Феодул, – чего ради смущает вас пришедшая на вас напасть? Ужели вы не знаете, для чего Господь предает подвижников своих сопротивным? Не ради ли того, чтобы величайшими воздаяниями вознаградить претерпевших до конца, как сугубо воздал Иову то, что он погубил? Но, там, конечно, несравненно больше воздает, ибо «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Господь любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ) и терпящим до конца. Лучшего ответа на вопрос о причине неповинных страданий, кажется не может быть 67 .   67 Примеч. Здесь весьма полезно будет ознакомить читателя с мыслями по вопросу о распределении страданий между людьми мудрого святителя Филарета, митроп. московского. «Относительно распределения страданий между людьми испытующий разум, говорит святитель Филарет, предлагает два особенные вопроса: во 1-х, зачем бедствуют и невинные, во 2-х – зачем и те, которые и не безвинны, страждут не в соразмерности с виною своей, а нередко наименее виновные страждут наитягчее? Если никто из людей не свободен от греха, то первый вопрос „не только разрешается, но и уничтожается; потому что, по строгому суждению, нет на земле невинных и, следственно, все бедствующие бедствуют как более или менее виновные».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

     О том, как решения Фанара отразятся на жизни простых украинцев, кем теперь будет Филарет и как воспринимают православных священников по обе стороны линии фронта на Донбассе, — в интервью с митрополитом Горловским и Славянским Митрофаном. — Что происходит сейчас в Стамбуле? Что принятые там решения означают для вас и ваших прихожан? — Мы вчера вечером (11 октября 2018 г. — прим. ред.) оказались в новом мире и совершенно новой реальности. Церковь всё-таки руководствовалась законами, правилами, канонами. Может показаться, что это какие-то внутренние церковные разборки: две юрисдикции между собой разбираются, решают, кто из них главнее, борются за территорию, но это вообще вопрос не церковный. Это нужно понимать и отдавать себе в этом отчет. Церковь жила своей жизнью до тех пор, пока в ее жизнь очень грубо не вмешались политики. И в данном случае Константинопольский патриархат — это инструмент большой политической игры, суть которой заключается в том, чтобы на Украине не было мира, чтобы продолжался вот этот вот разброд. Людям церковным задают вопрос, что у вас там происходит, как это на вас влияет — нас в этой игре вообще выбрали в качестве статиста. Мы лишь наблюдаем за этим процессом. Нам объявляют о неких событиях, которые происходят где-то, и, в принципе, способности как-то повлиять на эти события у нас нет вообще никакой. Я имею в виду сейчас не только нашу провинциальную епархию, но и Предстоятеля нашей Церкви, Священный Синод. Есть, наверное, только один момент, когда мы можем как-то влиять на ситуацию, — это наше личное отношение к ней. Тот личный выбор, который каждому из нас придётся делать в этих обстоятельствах. Здесь, конечно, уже и возникает вопрос, какой это должен быть выбор, как себя вести, как поступать. Мы, к сожалению, в этой ситуации оказались заложниками политической игры, Церковь оказалась инструментом в руках тех людей, которые хотят её использовать. Вопросы автономности, автокефалии, по сути дела, сейчас обсуждают люди, которые не знают, как в церковь двери открываются, но они сейчас главные специалисты по этой теме и всё решают.

http://pravoslavie.ru/116506.html

В Грамоте, врученной Дитерихсу на Соборе, были такие слова: «Собор в заседании своём 6 августа/24 июля 1922 года избрал Вас правителем, возглавляющим на правах Верховной Власти Приамурское Государственное Образование... Собор призывает Вас к возглавлению русского национального движения и к водительству русскими ратными силами Дальнего Востока... Русская Земля Дальнего Русского Края объединяется вокруг Вас как своего Вождя, с пламенным желанием вернуть русскому народу свободу и собрать воедино бредущих розно в смутную годину русских людей под высокую руку Православного Царя. Да восстановится Святая Русь в ее прежнем величии и славе!» Небольшое независимое государство Приамурский Земский Край, которое до появления богоизбранного монарха из царской Династии Романовых временно возглавил М.К.Дитерихс, являло собой прообраз будущей Самодержавной России, должной непременно возродиться милостью Божией через покаяние Русского народа. Государство Приамурский Земский Край просуществовало совсем короткое время. Силы Земской рати Дитерихса были слишком малы по сравнению с лавиной большевиков. Однако дело, выполненное великим Русским человеком, было обращено в будущее. В своем Указе Верховный правитель Приамурского Земского края М.К. Дитерихс говорил: «Скрепим, соединим в одну силу оставшиеся нам от исторического символа святые заветы Веру и Землю; отдадим им беззаветно свою жизнь и достояние; в горячей молитве очищенных от земных слабостей сердцах вымолим милость Всемогущего Творца, освободим Святую нашу Родину от хищных интернациональных лап зверя и уготовим поле будущему Собору «всея земли». Он завершит наше служение Родине, и Господь, простив своему народу, увенчает Родную землю своим избранником – Державным Помазанником». До конца своих дней, даже находясь в изгнании, Михаил Константинович Дитерихс остался предан Богу, Царю и Отечеству. За рубежом он не запятнал себя, как некоторые белогвардейские генералы и казачьи атаманы, сотрудничеством с масонскими организациями и с подымавшимися в Германии национал-социалистами. Был приверженцем чистой монархической идеи, которая может быть реализована не путем политических комбинаций, а через покаяние и духовное преображение русского народа.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/06/mo...

Вопрос. Писание говорит о священнике Илии, что злословиста Бога сынове его, и не наказа их (1Цар.3:13); хотя слышим также, что отец делал им замечания и вразумления (2Цар.23-25). Ответ. Будь внимателен к себе, чтобы ум твой, став очень любопытным, не уклонился с правого пути, блуждая, где не должно: потому что все есть дело веры. А если нет веры, то колеблющийся не найдет, чего доискивался. Ибо сказано: аще не уверите, ниже имате разумети (Ис.7:10). Об Илии говорится, правда, что не одобрял он детей своих, делавших худое. Но впрочем легко мог он и оставить зло, как показывает последующее слово. По крайней мере, что принял ты за вразумление, то не вразумление, а нерадение о любви к Богу; почему поведение Илия доходит до крайнего предела снисходительности. Но и в этом особое было смотрение, чтоб сам Илий собственными своими устами засвидетельствовал о беззаконии сыновей, как написано: Илий же состареся зело: и услыша, яже творяху сынове его сыном Израилевым. И рече им: почто творите по глаголу, егоже аз слышу из уст людей Господних? ни, чада, не творите тако, яко не благ слух, егоже аз слышу о вас еже творити люди, не служити Господеви. Аще согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу: аще же Господеви согрешит человек, кто помолится о нем (1Цар.2:22-25)? Итак, по засвидетельствованию самого отца, должно заключать о чрезмерном нечестии сыновей его. Не один человек, но все от малого до великого вопияли на них, как свидетельствует сам Илий: почто творите по глаголам сим, яже аз слышу глаголемы о вас из уст людей Господних? Всех обижали и соблазняли они, оскверняя священные жертвы; не только отвратили людей от приношения жертв, но даже, наконец, приводимые в ужас непозволительными делами, до каких доходили сыновья Илиевы, замышляли об отступлении и от веры. Послушай, что говорит Илий: не благ слух, егоже слышу о вас, еже творити люди, не служити Господеви. А если сказал: не творите тако; то, может быть, боясь народного раздражения, употребил сие выражение для смягчения вопиявших на детей его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/827/...

Глава 2 Соф.2:1 . Соберитеся, и свяжитеся язык ненаказанный. С Евр.: «исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный» Выше Св. пророк говорил, что скоро наступит день Гнева Божия, все нечестивые будут истреблены, вся земля Иудейеская будет опустошена. Но есть еще средство, говорит пророк, предотвратить эту гибель и получить прощение от Господа. Это средство есть искреннее покаяние, истинное обращение к Богу. Итак, соберитеся 29 говорит пророк, для покаяния, соединитесь (свяжитеся) вместе для моления, поста, раскаяния и исправления. «Иные (поясняет блаж. Феодор), не поняв сего места, слово: свяжитеся перевели: вместе умоляйте; но в большей части списков читается свяжитеся. В сем слове подразумевается врачевание посредством врачебных составов и перевязок, понимаемое в смысле переносном (под. Ис. 1:6 ). Посему, свяжитеся, говорит пророк, врачебными составами и перевязками покаяния – вы (язык не наказанный – не вразумившийся), неведущие добраго и не обучившиеся сему». Блаж. Феодор. Соф.2:2 . Прежде неже быти вам якоже цвету мимоходящу в день, прежде неже приити на вы гневу Господню, прежде неже приити на вы дню ярости Господни. С Евр: «доколе не пришло определение – день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней». Т. е. покайтесь, исправьте себя прежде, нежели настанет злое время, когда будете подобны цвету мимоходящему, т. е. скоро погибающему, или 30 (с Евр.) доколе предсказанное определение Божие не породило того дня (нашествия Халдеев), в который вы будете подобны плеве, которая скоро уносится и погибает; покайтеся, пока не постиг вас праведный гнев Божий, не наступило нашествие ваших врагов, Халдеев – это время ярости Божией. Соф.2:3 . Взыщите Господа вси смиреннии земли: суд содевайте, и правды взыщите (взыщите кротости), и отвещайте я, яко да покрыетеся в день гнева Господня. С Евр: «взыщите Господа все смиренные земли, исполняющие законы Его, взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 33 1–6. Приказание Бога народу продолжать путь и предоставление Ангелу вести его. 7–10. Поставление скинии вне стана. 11–17. Милость Господня к Моисею. 18–23. Моисей просит увидеть славу Господню. Исх.33:1 .  И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; Исх.33:2 .  и пошлю пред тобою Ангела [Моего], и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, Исх.33:3 .  [и введет он вас] в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный. С отвержением своего законодателя-Бога народу нет необходимости и побуждений оставаться при горе законодательства, месте обитания Всевышнего ( Исх. 19 ); он может двинуться в дальнейший путь по направлению к земле обетованной: «иди отсюда ты и народ». Вступить в нее он должен в силу непреложного клятвенного обещания Бога патриархам. Исполнение этого последнего не допускает, однако, возможности присутствия среди евреев Господа, так как Он не стерпит дальнейших проявлений жестоковыйности народа и погубит его на пути до прибытия в Ханаан ( Исх.33:3 ). Но так как, с другой стороны, евреи не могут овладеть им без высшей помощи, то им и посылается от Бога Ангел. Последний не есть уже Ангел Всевышнего, или завета ( Исх. 23:20 ), и потому присутствие его отличается от обитания среди народа самого Бога. Прежде всего оно имеет временный характер, – продолжится лишь до изгнания жителей Ханаана из занимаемых ими местностей; во-вторых, не будет сопровождаться каким-либо общением с народом: «ангел пойдет пред народом» (ср. Исх. 23:20–22 ) и, в-третьих, не потребует от Израиля святости: шествию Ангела пред народом не помешает жестоковыйность последнего ( Исх.33:3 , ср. Исх.23:21 ). Но если среди евреев не будет присутствовать Сущий, то они перестают быть народом богоизбранным, уравниваются с остальными народами. Поэтому Моисей и говорит впоследствии: «если ты пойдешь с нами, то я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле» ( Исх.33:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Женам-християнкам о праведной и Благочестивой жизни в миру К матерям-вдовам, имеющим малолетних детей. Из жития святого мученика Маманта(2сентября cm. cm./15 сентября н. cm.) 1 Нередко приходится встречать на свете такую печальную картину: умирает вдова, окруженная беспомощными малолетними детьми. Как ужасно ее положение! И в борьбе со смертью изнемогает она, и видишь, что ее мучает, мучает невыразимо представляющаяся ей плачевная участь сирот после ее кончины. «Что они будут делать после меня? Чем жить? Кому они будут нужны?» – думает несчастная. И вот к болезни телесной присоединяется еще и мука душевная, страх теснится в сердце, жалость к детям поражает его скорбью, и, предчувствуя горькую судьбу будущих круглых своих сирот, бедная вдова-мать предается скорби безмерной. Вдовы-матери, имеющие малолетних детей! Как вы думаете, неужели и всем вам с такой же скорбью следует смотреть на будущую участь без вас ваших сирот-детей? Неужели только и остается думать, что они без вас непременно будут несчастны беспомощны? И неужели, наконец, нет средств к тому, чтобы чем-либо утешить и ободрить себя при размышлении о будущей судьбе их? Нет, не следует с безнадежной скорбью смотреть вам на будущую участь ваших детей, не следует думать и о том, что дети ваши без вас непременно останутся несчастны и беспомощны, есть, наконец, и средства к тому, чтобы вам утешить и ободрить себя при размышлении о судьбе детей. Вы, конечно, спросите, как же это может быть. Покажем на примере. В житии святого мученика Маманта говорится следующее: когда отец мученика Феодот за исповедание имени Христова был ввержен в темницу, то за ним последовала и жена его, блаженная Руфина. Находясь в темнице, Феодот прибегнул к Богу с горячей молитвой о том, чтобы или укрепил его в предстоящих муках, или прежде них взял его душу к Себе. Молитва Феодота была услышана, и он скончался в темнице. Смерть его настолько повлияла на супругу его Руфину, что она разрешилась прежде времени от бремени сыном. Видя с одной стороны около себя мертвое тело мужа, а с другой – новорожденного младенца, подобно мужу, вдова стала просить себе у Бога смерти и говорила: «Господи, соделай, чтобы и я пошла тем же путем, которым пошел муж мой; и, разрешив от маловременной сей жизни, прими и меня в вечные кровы. Новорожденного же моего сына Ты Сам воспитай так, как Твоей Святой воле угодно будет, и Сам будь отцом ему и матерью и хранителем живота его». И эта молитва Руфины, так же как и ее мужа, была услышана, Господь и ее взял к Себе. И вот Мамант, новорожденный младенец, остался в темнице рядом с умершими отцом и матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Жукова Ксения Николаевна, Анна, Валентина Православные женщины, проживавшие в Енисейске. Судя по письмам, приехали в город издалека, возможно, были сосланы. В книге протоиерея Г. Фаста «История церкви в Енисейске» упоминается Ксения Николаевна Жукова в числе лиц, подписавших договор с горсоветом о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной Церкви в 1946 г. Договор был заключен 3 июля 1946 г. 448 Анна и Валентина ранее принадлежали к одной из тайных обшин, окормляемой, судя по письмам, епископом Нектарием (Трезвинским?) 449 . 1. 1 ноября 1954 г. 450 Христос посреди нас. Милость Божья будет с вами, владыка святый, спаси вас Господи за ваше вниманье к нам, грешным. Получили Ваше письмо с молитвою, сердечно благодарим, читаем утром и вечером на молитве, но этого нам еще мало обличенья, живем – плохо исправляемся, вкоренилось зло и гордость и все прочие пороки, помолитесь, чтобы Господь помог исправиться, думаем стараться, а лукавый опять искушает. Жили мы 5 человек да на дворе во флигеле 4 человека, сейчас остались трое: мы с сестрой да хозяйка Ксенья Н[иколаевна]. Все ушли в казенные квартиры, много настроили казенных. К тюрьме там все новы дома, 9 человек все молились вместе и сейчас когда приходят на праздник. В церковь мы не ходим, грешники, с первых перевыборов, простите, может, и неладно живем и поступаем не так, как надо. Приезжает из Красноярска епископ, и на груди у него медаль с Ленин[ым], и все порядки не как раньше, но я их не сужу, такой им приказ, молитесь, чтобы Господь помог жить по духу, а не по плоти, быть Марфой, а не Марией, получили ваше письмо давненько, пишу 19 октября по-старому, выпал снег, уже 5 дней лежит. Как Ваше положенье, о жизни, ничего Вам не объясняют, когда вас отпустят, пишите в чем будете нуждаться, не стесняйтесь, привет передавайте Аполинарье, очень жаль ее, у них домик свой, огород [?]. Очень хорошо в доме, дом не на планту, в огороде сейчас одна сестра ждет без терпенья [?], все мы вам низко-пренизко кланяемся и просим ваших свя[тых] мол[итв] и Бож[иего] благ[ословения]. Печатно я очень хорошо Ваши письма разбираю, а письменно трудновато, можете изменить почерк [?]... мы все малограмотны. Будьте здоровы и Богом хранимы. Остаемся помнящие Вас

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010