Письмо 1 Ваше Преподобие, возлюбленнейший о Господе отец Макарий! Исполненное любви письмо Ваше от 13 декабря я имел удовольствие получить. Приношу покорнейшую мою благодарность за поздравление Ваше; равномерно и я поздравляю Вас с наступившими и наступающими праздниками. Мы было ожидали приезда о. Иоанникия по нуждам монастырским. Этот слух распространил здесь Диомид, находящийся ныне в С.-Петербурге и занимающийся проповедью не без чудес и не без успеха... Монах Глинский Пафнутий гостит в нашей обители в надежде помещения в братство Старо-Ладожской обители. Прося Ваших святых молитв и свидетельствуя мое усердное поклонение всему единомудренному братству Вашему с обычною моею преданностию имею честь быть Вашего Преподобия покорнейший послушник архимандрит Игнатий. 23 декабря 1841 года Письмо 2 Достопочтеннейший отец Макарий! Письмо Ваше об обстоятельствах матери Анфии я получил. Сердечно благодарю Вас за уведомление и радуюсь о том, что с ней умиротворилось. Только в противном случае предлагал я ей перемещение в наши северные пределы, а если она успокоится в своем месте, то нам остается только утешаться и благодарить Бога, исполняющего во благих желание покойного старца. Прося Ваших святых молитв и заочно земно кланяясь как Вам, так и всем Вашим единомысленным о Господе, остаюсь навсегда Вашего Преподобия покорнейшим ко услугам арх. Игнатий. 6 апреля 1842 года О. Иосиф усерднейше Вам кланяется и просит св. молитв. Письмо 3 Христос Воскресе! Возлюбленнейший о Господе отец Макарий с прочею о Христе единомудренною братиею! Усерднейше поздравляю Вас с протекшим Праздником праздников и Торжеством всех торжеств, равно и с наступившею Пятидесятницею. Письмо Ваше от 14 апреля я получил сего 28 и на оное ответствую. Рассматривая присланного мною к Вам Петра Романова, я нашел, что столь бойкий монастырь, какова Сергиева пустыня, для него вовсе нейдет, несмотря на неотступные его просьбы о принятии; почему рекомендовал ему Оптину пустыню. По душевному его устроению, по некоторой слабости ума, мне показавшейся, за которою при самочинии может последовать решительное расстройство, ему необходим руководитель, почему и свидетельствовал я ему о вас. Не отриньте сию утлую ладью, могущую легко потонуть. Согласен я с Вами, что он скрытен, но скрытность сия, происходящая от бестолковой светскости, по причине коей какая-либо любовь к женщине почитается неприкосновенною тайною, которую надо унести с собою в гроб, – светская скрытность сия мало-помалу от чтения отеческих книг, заповедующих откровенность, может исчезнуть. Весьма успокоеваюсь сердцем в Вашей духовной относительно Петра политике, по коей оставляете на его произвол избрание в место жительства Оптину пустынь и уклоняете от себя избрание сие. Сим познается воля Божия и предупредятся искушения, могущие удобно возникнуть от людей денежных, кои не всегда, или паче редко, могут смириться. Точно – предвидится, что на него брань будет восходить не от Египта, а от Дамаска!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Письмо 88 (92). К италийским и галльским епископам От имени восточных епископов, которые не только находят утешение в рассказе своих бедствий, но и питают надежду, что западные, узнав от Савина о делах на Востоке, приидут к ним на помощь, изображает бедствия Восточных Церквей и просит епископов поспешить своим вспомоществованием делу Церкви. (Писано в 372 г). Боголюбивейшим и преподобнейшим братиям, сослужителям в Италии и Галлии, единодушным епископам, Мелетий, Евсевий, Василий, Васс, Григорий, Пелагий, Павел, Анфим, Феодот, Вит, Аврамий, Иовин, Зинон, Феодорит, Маркиан, Варах, Аврамий, Ливаний, Фалассий, Иосиф, Воиф, Иатрий, Феодот, Евстафий, Варсума, Иоанн, Хосрой, Иосакес, Нарсес, Марис, Григорий, Дафн желают радоваться о Господе. Душам болезнующим приносит некоторое облегчение и вздох, часто исторгающийся из сердечной глубины, иногда же и источенные слезы рассевали большую часть скорби. А нам высказать страдания свои пред вашей любовию доставляет более утешения, чем воздыхания и слезы, даже лелеет нас некоторая добрая надежда, что если объявим вам свои огорчения, то, может быть, возбудим вас оказать нам помощь, которой давно ожидали от вас, Восточным Церквам, но еще не получили, конечно, потому что Бог, премудро распоряжая нашими делами по незримым судам Своей правды, устроил так, чтобы мы долее боролись с сими искушениями. Ибо вам, досточестнейшие братия, небезызвестны дела наши, о которых слух дошел и до крайних пределов Вселенной, и вы не лишены сострадательности к единодушным с вами братиям, будучи учениками Апостола, который учит, что любовь к ближнему есть «исполнение закона»(ср.: Рим. 13, 10 ). Но, как сказал я, стремление ваше удерживал праведный суд Божий, продолжающий время исполнения скорби, наложенной на нас за грехи наши. Но теперь по крайней мере просим вас возбудиться ревностию по истине и состраданием к нам, когда и то все, что доселе избегало вашего слуха, узнали вы от благоговейнейшего брата нашего, содиакона Савина, который может сам от себя пересказать вам, что и не входит в письмо. Чрез него просим вас облечься «во утробы щедрот» ( Кол. 3, 12 ), отложив всякое медление, принять же на себя труд любви и не брать в расчет ни дальности пути, ни домашних недосугов, ни других человеческих препятствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Детство и первая молодость Ин. 4 от 1538 до 1546 года Из всех людей, которых вы знаете, дети, никто не любил вас так нежно, как ваши родители. С какой заботой стараются они сделать вас добрыми, умными, любезными! Как веселят их малейшие ваши успехи! Как огорчают недостатки! Ничем нельзя обрадовать их более таких слов: «Какие добрые дети у вас! Как они хорошо занимаются ученьем своим! Как хорошо ведут себя во всем! Вы очень, очень счастливы!» Слушая это, все родители чувствуют себя счастливыми и вознагражденными за все те бесчисленные хлопоты и заботы, из которых и состоит для них воспитание детей. Эти хлопоты и заботы в самом деле бесчисленны. Вспомните все то, что они делают для вас каждый день — и вы сами поймете, что чужой человек никогда не подумает, никогда не догадается и даже никогда не захочет сделать так много. Стало быть, потеря родителей — это есть такое несчастье для ребенка, которое не может сравниться ни с каким другим. Очень редко может он встретить людей, которые могли бы в полной степени заменить его родителей. Иоанн IV даже на троне не нашел таких! О! Как вы пожалеете этого маленького государя, когда узнаете, что было с ним после смерти матери! Управление государством осталось тогда в руках Боярской Думы, или, лучше сказать, в руках тех бояр, которые, будучи смелее других, присвоили себе власть над всеми. То были князья Шуйские, потомки князей Суздальских, всегда ненавидевшие великих князей за уничтожение уделов. Главным из них был князь Василий Васильевич. Подчинив себе разными способами и средствами многих бояр и сановников, он объявил себя как раз в день кончины Елены главным в правлении и через неделю велел схватить князя Телепнева и его сестру, боярыню Агриппину, бывшую любимой воспитательницей при маленьком Иоанне. Ни просьбы, ни слезы бедного малютки-государя не спасли его любимцев — и первого Шуйский уморил голодом в темнице, вторую сослал в небольшой город Каргополь и велел постричь в монахини. Чтобы еще надежнее утвердить власть свою, он постарался стать родственником государя и жениться на его двоюродной сестре.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Разделы портала «Азбука веры» «У вас попы на Мерседесах ездят, а старухи на паперти побираются», «У вас в храмах все за деньги», «У вас в храмах хамят и грубят», «У вас священники какие-то не духовные, нам бы к старцу на прием». Эти и многие другие претензии нередко приходится слышать священникам и церковным работникам. Не рассматривая каждую претензию в отдельности, попробуем дать ответы на них. Это, пожалуй, самый очевидный и часто высказываемый аргумент. Его не раз слышали те, кому не нравятся «жадные попы и злые старухи». И все же стоит повториться. Храм – это место особого присутствия Божия. Бог, несомненно, Вездесущ, обращаться к Нему можно в любом месте, и нет причин сомневаться в том, что Бог слышит такие молитвы. Но жизнь православного христианина непременно должна включать в себя не только домашнюю, но и совместную с другими христианами молитву. К такой молитве призывает Господь Иисус Христос: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Именно храм был, есть и будет тем самым местом, где совершаются богослужения, где можно приступить к церковным Таинствам. Исповедь, причастие, крещение, венчание – все это никак не зависит от личностных качеств священника, совершителем Таинств является Бог. От приступающего к Таинствам требуется вера в Бога, а не уверенность в безусловной праведности, святости священнодейстующего священника. Но именно с этим и возникает проблема, когда человек, не веря «жадным попам и злым старухам», не хочет идти в храм. Вера, может и есть, а участия в Таинствах нет. «Не отдаляйтесь от храма, какой бы негатив не увидели в людях, посещающих церковь и даже служащих в ней. Всё это оболочка, а сущность Церкви — благодать Божия, невидимая сила, без которой нет ни вечного спасения, ни мира души на земле», — пишет архимандрит Рафаил Карелин . Не ходя в храм, человек добровольно лишает себя той самой благодати, которая могла бы вести его в Царство Небесное. Теми путями, что ведомы только Богу. Каждый человек отвечает перед Богом исключительно за свои грехи. Нежелание ходить в храм не должно оправдываться чужими грехами или поведением других людей. Конечно, случаются ситуации, когда человек поставлен в очень стесненные и затруднительные обстоятельства и грехи других людей сильно влияют на жизнь. Но и в этом случае есть выбор грешить или нет. И уж точно, к таким ситуациям не относится обида или недовольство священнослужителями или церковными работниками. Сознательное уклонение от участия в церковной жизни не может быть оправдано перед Богом чьим-то неугодным поведением.

http://azbyka.ru/chto-delat-esli-vy-nedo...

составитель Терещенко Т. Н. ДИАВОЛ Пишешь, что супруге вашей в сонном видении как бы дух сделал некоторую насмешку, таковые случаи попущает Господь грех ради наших, ко смирению нашему. А что она спросила, что к худу или к добру, таковое мудрование есть самых глупых, непросвещенных деревенских баб, а вам уже стыдно последовать тому, что нам какое добро может сделать злой дух, он и зла нам не может какого причинить, если Господь не попустит, а если Господь попущает ему пакости нам делать, то за гордыню нашу, к смирению нашему (прп. Лев, 22). Что нападает на вас диавол, о том сердечно скорблю и прошу Бога, да разжженные стрелы его против вас сокрушатся. Сей душегубец не иным чем отходит от нас, только молитвой и постом, и не иным чем гордая и бесстудная выя его стирается, как только смирением. А как мы сразиться с ним не сильны, то посему святой Иоанн Дамаскин научает нас прибегать к Богу и со смирением говорить: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!» 85 Упоминаете, что и молящуся вам и постящуся 86 он горше первого нападает на вас, об этом не смущайтесь, но еще поразумевайте 87 бессилие его, что он на лежачего напал. Это ему бесчестие, а не нам. Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить какой-нибудь великий праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех и без блуда, и без иного искушения оскверняет не тело только, но и саму душу нашу, чему примером могут быть евангельские юродивые девы, которые во всю свою жизнь хранили девство и любили чистоту, но без милосердия осуждали других грешащих, а потому и Небесного Жениха Христа не удостоились встретить, и в брачный Чертог Его не впущены, хотя и долго в двери милосердия Его толкали и просили, но услышали: «Не знаю вас». Посему и вы, возлюбленные, наипаче всего блюдите око свое от зазрения и осуждения ближних, через что стяжешь чистоту не телесную только, но и сердечную и удостоишься увидеть Господа, по неложному обещанию Его: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5, 8 ) (прп. Антоний, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

152. Слово при посещении Свято-Троицкой единоверческой церкви, пред заложением на единоверческом кладбище храма всех Святых (Говорено сентября 8 дня; напечатано отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1840 год Святый Апостол Павел в послании к Римлянам говорит между прочим к чадам Римския Церкви: «желаю видети вас, да некое подам вам дарование духовное ко утверждению вашему, сие же есть, соутешитися в вас верою общею, вашею же и моею» ( Puм. I. 11–12 ). Поучительна ревность Апостольская. Святый Павел имел в своем попечении многия Церкви Азийския, Греческия, Македонския, большею частию им основанныя, и им руководствуемыя: но и на Римскую, не столь близкую, и не им основанную, простирал внимание; и не только писал к ней послание, но и лично посетить ее желал. Если те, которые, по устроению Божию, прияли, хотя не Апостольскую власть, впрочем от Апостолов друг-другоприимательно преданный жребий священноначальства, по справедливости должны подражать ревности Апостольской в своем, хотя не столь обширном, круге действования: то я не особенным чем либо похвалюсь, а только укажу на свою обязанность, если скажу, что уже давно «желаю видети вас», братия, в вашей собственно церкви, и что теперь исполняется мое давнее желание. Но, может быть, кто нибудь, услышав сие, помыслит: почему ж бы давно и не исполниться сему желанию, если оно есть давнее? – Дабы ответствовать на сей вопрос, я прибегну опять ко Святому Апостолу Павлу, который, в след за вышеприведенными словами, в послании к Римлянам пишет: «не хощу же не ведети вам, братие, яко множицею восхотех приити к вам, и возбранен бых доселе» ( Рим.1:13 ). Если могло случиться, что Святый Павел, при толиком обилии данной ему, даже чудодейственной благодати, долго не мог исполнить труднаго: то при моей немощи, конечно не удивительно, что я не скоро мог исполнить не трудное. Вопрос, несравненно более достойный внимания для меня и для вас, должен быть сей: для чего я желал, или лучше, для чего должен был желать, увидеться с вами здесь, и для чего вам прилично было желать сего; ибо я нахожусь ныне здесь как по моему давнему желанию, так и по вашему неоднократному приглашению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Бог привел мне быть свидетелем и участником чудной беседы, которую вел наш великий пастырь – молитвенник отец Иоанн Кронштадтский с другими пастырями Церкви Христовой. – Это было 21-го июня 1904 года в г. Сарапуле, куда батюшка прибыл по приглашению преосвященного Сарапульского – епископа Михея. – В зале местного Духовного Училища собралось окрестное духовенство в ожидании приглашённого туда батюшки. Когда он появился в дверях зала, все присутствующее встретили дорогого гостя пением: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра»... Батюшка сначала прошел в храм училищный, приложился к св. престолу, а потом вернулся в зал и пригласил всех сесть вокруг стола. Началась его дивная беседа с собравшимися. Я очень рад сказал батюшка, видеть вас и беседовать с вами; благодарю вас, что собрались вы сюда, а тех, кто сегодня сослужил мне при совершении литургии, благодарю за общую молитву. Ничто так не одушевляет человека в каком угодно деле, как сознание общения, общности в дружной работе. И в Божьем деле, в служении ближнему особенно тяжело переживать чувство одиночества. Правда, мы все живем в святой Церкви, со всеми отшедшими из мира праведниками Божьими, но и на земле необходима нам помощь от братий наших и духовная, молитвенная, и в самой жизни. – Поэтому особенно и благодарю вас за ваше сочувствие: оно говорит, что все мы делаем одно дело. У вас, братие мои сослужители, несомненно является вопрос в душе, как я имею дерзновение так ездить по всей России, молиться за столь многих, кто просит моей молитвы. Быть может, кто-нибудь назовет это дерзостью... Но я не решился бы, братие, на такое великое дело, если бы не был зван к тому свыше.... Дело было так. Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда была уже такая привычка никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божьи, прося у Господа исполнения над болящим Его св. воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка (родом костромичка), которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божьем кончавшая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался; «как я могу, думал я, иметь такое дерзновение?» Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я, исповедав пред Господом все свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божью во всем этом деле и сталь просить для болящего исцеления... И Господь послал ему милость Свою, он выздоровел. – Я же возблагодарил Господа за эту милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Глава 16 1Кор.16:1 .  При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. «О милостыни же, яже ко святым, якоже устроих церквам Галатийским, тако и вы сотворяйте». Милостынею Апостол называет денежный сбор. Не без намерения же упомянул о галатах, но давая разуметь, что и им советовал сделать то же. 1Кор.16:2 .  В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. «По единей от суббот кийждо вас да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешится». Количество подаяния Апостол предоставляет расположению, научая, что душам, избирающим лучшее, содействует Бог. Ибо сие выразил словами: «еже аще что благопоспешится». Соответствует же делу и день Господень, отличенный воскресением. «Да не егда прииду, тогда собрания бывают». 1Кор.16:3 .  Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. 1Кор.16:4 .  А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. «Егда же прииду, ихже аще искусите, с посланьми сих послю отнести благодать вашу во Иерусалим. Аще же достойно будет и мне ити, со мною пойдут». Ибо неприлично в моем присутствии быть денежному сбору. Мне надлежит послать собранное к святым с теми, «ихже аще искусите». А если же увижу, что подаяние сделано щедрое, то и сам приму участие в сем служении. Не сказал: «сам отнесу это», но говорит: «со мною пойдут». Ибо что советует другим, то сам делает первый, и «безпреткновен бывает Иудеем и Еллином и церкви Божией» ( 1Кор. 10, 32 ). Назначает же коринфянам и время своего прибытия. 1Кор.16:5 .  Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. «Прииду же к вам, егда Македонию прейду». И что бы коринфяне не оскорбились тем, что предпочтены македоняне, Апостол присовокупил: «Македонию бо прохожду». 1Кор.16:6 .  У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. 1Кор.16:7 .  Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь по­зволит.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1885-й год Переписка за этот год начинается письмом ко мне отца Павла от 3-го января: «Во-первых, спрашиваю вас: как ваше здоровье? Потом прошу принять мое запоздалое поздравление с наступившим новым годом: желаю вам новых сил на ваши для святой Церкви полезные труды. Вы желали знать о моем свидании со владыкой. На праздник Рождества Христова всем архимандритам, желающим принести поздравление владыке, велено было консисториею явиться в первый день после литургии в Чудов монастырь. Но я по слабости моих сил не мог этого сделать без опасения еще более повредить здоровью, a после беспокоить владыку поздравлением в неназначенное время но осмелился, зная притом, что владыка мало о чем заводит разговор, а самому кое о чем нужном завести речь не почел своевременным. На новый же год с прочими явился в Чудов принести владыке поздравление: принял ласково и спросил о здоровье. Отец архимандрит Вениамин спрашивал, когда вы будете в Москве; я ответил: не знаю. Уведомьте, когда ждать вас для окончания дела о известном проекте, требуемом Святейшим Синодом. Прошу ваших молитв и на вас и семейство ваше призываю Божие благословение» 6-го января я отвечал: «Взаимно приветствую и вас с новым годом: да подаст вам Бог обновление сил душевных и телесных для труда на пользу святой Его Церкви! В Москву хотелось бы приехать в следующее воскресенье (13-го числа). С 8-го по 11-е число я должен отбыть повинность, – попал в число присяжных, призываемых судить человеки. Если представление в Синод исправлю удовлетворительно, то привезу переписанное; а если буду иметь сомнение относительно его достоинства, то попрошу опять сделать собрание Совета. Пробудет ли отец Вениамин до того времени в Чудовом? Теперь уже несомненно, что он более не наместник. Как он принял это решение власти? О приезде моем буду писать в свое время определеннее. Как-то Бог даст справиться с журналом! Вот первая книжка запоздала. В ней обратите внимание на беседу Алексия Иродионова о пятипросфории: кратко, но прекрасно написана,– я лучшего не читал. К вам боюсь и обращаться с просьбою, зная, как тяжело вам при вашем нездоровье писать; но, может-быть, что-нибудь Бог поможет вам дать для украшения Братского Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Беседа шестая Иерей. Я уже совсем собрался в дорогу, но почувствовал сильное желание еще раз зайти к Вам, поблагодарить Вас за Ваши назидательные беседы, открывшие мне сущность внутренней духовной жизни, и попросить Ваших святых молитв и напутственного благословения и, может быть, услышать Ваше последнее наставление, совет и указание, как мне, слабому и неопытному, сохранить в своей памяти, в сердце и в жизни полученные от Вас уроки. Я боюсь, что в сложной, суетной, мирской жизни я легко и скоро растеряю все то, что успел приобрести здесь, в Вашей святой обители. Инок. Очень рад видеть Вас еще раз. Не смущайтесь и не падайте духом. Надейтесь на Господа. Он не оставит Вас и поможет Вам не только сохранить, но и возрастить, и умножить то доброе, что дала Вам наша обитель. Со своей стороны позаботьтесь сохранить тот дух ревности по Богу, то горение сердца, которое Вы сейчас чувствуете в себе. Иерей. Я был бы очень счастлив сохранить в себе горение духа по Богу, но боюсь, что это мне не удастся. Что я должен делать, чтобы не потерять его? Инок. «Ревность по Богу рождается у нас в чувстве покаяния, возжигаемом в духе нашем благодатию Божиею ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию: она-то и есть сила на творение заповедей Божиих, и только она одна и способна поднять на себя все это бремя... Дух ревности есть единственная для нас спасительная сила. Где он – там тщание, заботы, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу. Где нет его – там все прекращается и падает, нет жизни духа – он хладеет, замирает. Там пусть будет и творение дел добрых – они добры будут только по форме, а не по силе и духу. Это – тот огонь, который пришел возжечь на землю Господь наш Иисус Христос ( Лк. 12, 49 ). Апостол заповедует духа не угашать ( 1Сол. 5, 19 ). У св. отцов это именуется разно: исканием, предложением, усердием, тщанием, теплотою духа и горением, и просто ревностию» (Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 204). Чтобы сохранить в себе дух ревности по Богу, необходимо от внешней жизни обратиться к внутренней, войти в себя, перевести свое сознание из области рассудка в область духа, из головы в сердце и там прочно утвердиться. Это есть исходная, начальная точка перехода к правильной духовной жизни. Раскрытию этого закона духовной жизни и всестороннему его освещению и были, в сущности, посвящены все наши предыдущие беседы. Только при этом постоянном внутрь-пребывании и возможно сохранить в себе непрерывное горение духа и ревность по Богу. «Ревность, – пишет свт. Феофан, – должна сохраняться таким же путем, каким она родилась, а родилась она внутренним изменением сердца, под невидимым действием благодати Божией» (Там же. С. 205).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010