Красников Василий Николаевич, протоиерей Рукоположен во иерея митрополитом Елевферием (Богоявленским) 713 в 1920 г. в Вильне (Вильнюсе). Соузник святителя Афанасия. После освобождения служил в с. Коптевка Гродненской обл. 1. 20 октября 1957 г. Коптевка – 20.Х 1957 г. Милостивый Архипастырь и Отец! С великой радостью узнал, что Вы, Владыка, трудитесь в издательстве Патриархии, где сможете привести в исполнение свои планы, начатые еще в Потьме. Тяжелые были эти годы, но, благодаря Вам и отеческим Вашим заботам, они очень смягчались, в особенности в Великие праздники, – когда Вы делились со всеми, – среди которых был и я – многогрешный, – за что всегда остаюсь Вам благодарным и прошу у Престола Божия для Вас великих и богатых милостей. Не помню, говорил я Вам или нет, что у меня были еще братья – священники в Курско-Белгородской епархии, о которых с 1923 года я ничего не знаю, так как с этого времени братья прекратили со мной переписку (я был в Польше, они в СССР). Помню, что один из них был в Новооскольском, а другой в Белгородском уездах, и помню название одного села – «Лозное», но кто из братьев был там, не помню. Писал прокурорам и в Епархиальное управление Курско-Белгородское – причем прокуроры ответили, что братья мои «на их территориях не проживают», а Епархия не ответила вовсе. Теперь единственная надежда на Вас,может, Патриархия найдет их. Братья мои: Красниковы Петр и Александр Николаевичи, – первый 1885 года рождения, второй – 1893. Если бы удалось что-либо узнать о них, даже о смерти – все же я буду очень рад и благодарен Вам. Я живу, как и писал Вам еще в Потьму, на Гродненщине, в с. Коптевке. Тружусь во славу Божию: в прошлом году под моим руководством отремонтирован храм капитально средствами прихода – и это меня радует, но вообще в жизни не везет: дочь страдает ревматизмом на почве сердца, зять, муж старшей дочери, пьяница, и поэтому из последнего нужно помогать им воспитывать (питать и одевать) их детей, а моих внуков. Благодаря чему, хотя служу уже третий год, никак не могу справить себе рясу, хотя часто приходится по вызову участвовать в Архиерейских Богослужениях и получать замечания от начальства (я один без рясы). Хотя и неловко, но прошу Вас, может быть, у Вас найдется старенькая ряса, то прошу Вас, Владыко, подарить мне ее, что всегда будет напоминать мне о своем Благодетеле.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Миссионер. Так как вы отступили от Православной Церкви и не хотите слушать увещаний здешнего приходского священника, то я хочу беседовать с вами о тех истинах православной веры, в понимании которых вы отличаетесь от православных. О чем же прежде всего желаете со мной беседовать? Предоставляю вам на сей раз право выбора предмета. Штундист. Более всего нас соблазняют иконы, и потому просим вас открыть первую беседу об иконах. Миссионер. Хорошо; желательно мне от вас слышать, почему они вас соблазняют? Имеете ли вы какие-либо доказательства того, что их не следует почитать? Штундист. Имеем в Слове Божьем, да еще настолько важные, что и дитя наше их понимает (они так ясны) и может обличить ими всякого почитател икон. Миссионер. Укажите мне эти места, прошу вас. Штундист. Вот они, пока 29 стих, 17 главы Деяний Апостольских и вторая заповедь Закона Моисея. Есть у нас и другие указания против употребления икон, напр. у прорр. Исайи, Иеремии, в Псалмах Давида пророка. Мы думаем, что тут напрасны даже будут ваши усилия, труды и речи, чтобы против сих мест что-либо возразить. Миссионер. Посмотрим. Но чтобы труд наш не был напрасным, прошу усердно внимать слову и честно относиться к делу, помня, что мы будем трудиться вести беседу истины ради, иначе успеха не может быть, как бы ни были ясны мои доказательства в пользу почитания икон и в опровержение ваших возражений. Успеха ради скажу еще: не забрасывайте меня разом многими вопросами, особенно не давайте их одновременно о разных предметах. Речь пойдет об иконах; помните, что о них только на сей раз мы и должны говорить. Чтобы скорее и лучше дойти до конца, советую вам не всем говорить, а избирать того, кто у вас сильнее в слове и больше других понимает. Ему доверьтесь, пусть он и говорит со мной, остальные будете вместе с православными слушать; а что ваш доверенный не выскажет, или скажет не так, о том в конце беседы мне скажете. Хорошо ли так будет? Штундист. Хорошо, значит, это чтобы был порядок. Миссионер. Да, верно. Кого же вы из среды себя выбираете для беседы со мной?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Открытое письмо Архиерейского Синода клиру Южно-Американской епархии, выбывшему из состава Русской Зарубежной Церкви 4 августа 2010 г. 13:22 Архиерейский Синод РПЦЗ обратился с открытым письмом к клиру Южно-Американской епархии, выбывшему из состава Русской Зарубежной Церкви . Дорогие отцы! Архиерейским Синодом получено ваше письмо от 1/14 июня с.г., адресованное Правящему архиерею Южно-Американской епархии Преосвященному епископу Иоанну, с копиями Высокопреосвященному митрополиту Илариону, Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей, некоторым членам нашего Синода, а также Преосвященным представителям Поместных Православных Церквей, окормляющим паству Южной Америки. В письме вы выражаете свое несогласие с теми прещениями, кои были наложены на вас указом Преосвященного владыки Иоанна. Ваше письмо нас обрадовало и огорчило одновременно. Обрадовало тем, что вы все же сочли за лучшее обратиться к Преосвященному епископу Каракасскому и Южно-Американскому Иоанну, наложившему на вас прещения. Вы называете эти прещения «недействительными», отказываете владыке Иоанну в признании за ним его архиерейских прав во вверенной ему епархии. Но в таком случае, к кому и зачем вы обращаетесь? У кого испрашиваете благословение? Если вы искренно полагаете, что указ владыки Иоанна и его прещения на вас не распространяются, то почему же вы не вменили и то, и другое в ничто? Это означает, что ваша пастырская совесть, слава Богу, неспокойна. Она не только не умерла, от чего избави нас всех Господь, но и продолжает, вопреки, может быть, вашему желанию откликаться на вразумляющий глас Божий. Именно это и тревожит вас, а в нас — вселяет некоторую надежду на ваше опамятование. Огорчает нас то ожесточенное упорство, с которым вы ищете — и не находите — оправдания своим действиям. Но это лишь свидетельствует о тревожном состоянии вашего духа. Поэтому, как знать? — наш ответ может стать небесполезным для вас. Постараемся откликнуться на все высказанные недоумения. Какие же это «разные», как вы говорите, «не имеющие ничего общего с вашим положением», Свв. Каноны, на основании которых Преосвященный владыка Иоанн вынес свое определение?

http://patriarchia.ru/db/text/1238333.ht...

     Сегодня перед нами прощальная беседа апостола Павла с пресвитерами Эфеса. При расставании всегда говорятся какие-то главные, особо важные слова. Такие речи запоминаются надолго и сохраняются в глубине сердца. Давайте с предельным вниманием посмотрим на фрагмент из духовного завещания величайшего проповедника христианства, одного из самых интересных людей мира – первоверховного апостола Павла. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян. 20:28–32). Хоть речь Павла адресована пастырям, но содержит много уроков и для нас. Он называет Церковь стадом. Для современного человека слово «стадо» звучит резковато и даже обидно. Может показаться, что тебя хотят свести на уровень животного. Но мы должны помнить, что библейский язык довольно сильно отличается от сегодняшней разговорной речи. Он чрезвычайно насыщен образностью и символикой. В древних языках было меньше слов, чем в современных, но они несли в себе огромную смысловую и ассоциативную нагрузку. Человек того времени, понимающий языковые образы той культуры, воспринимал знакомые нам слова несколько по-другому. Например, в Книге Песнь песней возлюбленный, описывая свою любимую, сравнивает ее... с кобылой. «Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя» (Песнь песней 1:8), – говорит он. Представьте себе, что сегодня молодой человек, преподнося букет цветов любимой девушке, одарит ее таким эпитетом. Наверняка ему придется ощутить жесткость букета на своем лице... Но, конечно же, здесь не имеется в виду буквальное сравнение с лошадью. Лошадь в древней культуре – символ плодородия, жизни, иногда невинности, иногда – интеллекта. В фараонову же колесницу могли быть запряжены только лучшие лошади Египта, молодые и крепкие, без изъянов, по-своему красивые. Следовательно, в этом описании возлюбленный видит свою избранницу в высшей степени чистой и невинной, умной и прекрасной, способной родить и воспитать множество детей (что в древнем мире весьма ценилось).

http://pravoslavie.ru/113051.html

Алексеевский монастырь, хотя и введены были в нем игуменьею Антониею начала общежития, не был общежительным в собственном смысле, а в таких монастырях лица должностные, – настоятельницы и казначеи имеют право на личное имущество и могут, по закону, завещать свое имущество по смерти кому и куда угодно. Личные средства настоятельниц составляются, прежде всего, из принесенных ими с собою из мира. Затем, из процентных денег с капиталов, завещанных монастырям; из них, согласно воле некоторых завещателей, часть идет в пользу настоятельницы. Наконец из благотворений различного рода лиц, передающих свои средства в распоряжение настоятельниц монастыря, особенно часто в память усопших родственников, – в твердой надежде, что им будет дано надлежащее употребление; не мало бывает случаев, когда поступают в число монашествующих лица со средствами; эти лица, в большинстве случаев, особенно в ожидании близкой кончины своей, распоряжение своими средствами поручают, обыкновенно, настоятельнице. Игуменья Антония, вышедшая из состоятельной семьи и имевшая близких родственников миллионеров (Прохоровых), если и не принесла с собою в монастырь капитала, то во всяком случае получала от своих родственников немалую денежную помощь. Алексеевский монастырь, как владевший кладбищем, имел достаточные денежные вклады: в нем, как особо благоустроенном, не мало было, конечно и монахинь, принесших с собою средства из мира. Что же касается случаев поступления в распоряжение игуменьи Антонии пожертвований от частных лиц – можно смело утверждать, что они, в всяком случае, были не редки при том обширном круге почитателей, которых она имела. Как на один из случаев, хорошо характеризующей положение, которое занимала игуменья Антония с этой стороны у своих почитателей, можно указать на следующий. Однажды является к матушке неизвестная ей дама и просит дозволения сказать ей несколько слов; матушка попросила пришедшую в гостиную и предложила ей сесть. – «Я похоронила у Вас в монастыре мужа, часто посещала его могилку и полюбила Ваш монастырь и в особенности Вас, матушка; поэтому позвольте мне преподнести Вам небольшую сумму с тем, чтобы Вы израсходовали ее на себя» – сказала гостья и подала пакет. – «Я лично не нуждаюсь, сударыня, отвечала матушка, но приму от Вас деньги с тем, чтобы израсходовать их на нужды монастыря». – «Я прошу Вас, матушка, чтобы Вы израсходовали эту сумму на свои личные нужды, повторяла гостья. Взявши у гостьи пакет, матушка прошла в кабинет и, открывши его, удивилась, – в нем лежало 2000 рублей. – «Вы, может быть, ошиблись», сказала матушка, вернувшись в гостиную, «ведь здесь 2000 рублей». – «Нет, нет, не ошиблась, это для Вас, матушка; и если уже Вы отказываетесь употребить их на себя, то распорядитесь ими, как Вы найдете нужным».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Беседа со штундистом о том, что если они не учёны, то этим не подобны апостолам, ибо апостолы мудрее всех в мире Источник Миссионер. Очень мне надоело постоянно слышать от вас, что хотя вы неучены, но знаете яко бы все, что нужно для спасения, как знали все Апостолы, которые тоже были, по-вашему, „неучены“. Штундист. А вы, может быть, скажете, что они так же были учены, как вы? Они ведь были простые рыбаки, скинотворцы. Миссионер. Да, рыбаки, скинотворцы. Но, во всяком случае, они далеко не были похожи ни на вас, ни на нас. Раз навсегда хочу это вам доказать. Штундист. Докажите, с удовольствием прослушаем вас, только толком докажите. 1 ли простые, но наилучшие из всех простых в свете. Их сердечную простоту, святое незлобие, чистоту голубиную Господь Христос, так сказать, взял в Свои святейшие руки и они от этого прибрели еще большую ценность. Они – что камень цельный в руках Художника-Христа, сумевшего со всею Божественною мудростью обделать и отполировать их. Как же после этого вы станете называть их камнем диким, якобы не видавшим тесала или резца ученого мастера, когда они – этот камень – были в руках такого Художника и мастера, пред Которым никто не похвалится и не смеет поравняться своим умением или знанием? Штундист. Вы скажите это как-либо попонятнее, – я что-то мало или наполовину только понимаю вас. Миссионер. Скажу просто. Если Апостолы не учились у людей, в человеческих школах и учителей их, то учились они у Самого Христа-Бога, слышали мудрость от Самой Премудрости Господней и пили эту мудрость из уст Христовых. Вы же Христа не видели, от Него Самого ничего не слышали и в руки посланников Его никак не даетесь; напротив, слушаетесь посланников ада, которые полируют вас усердно на свой лад и твердят вам, что вы подобны Апостолам Христовым, как твердил некогда диавол Адаму и Еве: «будете вы, яко Боги». Стали ли наши праотцы от того, что твердил им сатана, на самом деле таким, как «бози». Они, напротив, потеряли подобие Божие, отступили от Бога; так и вы теряете совершенно подобие учеников Христовых, слушаясь лжецов и обманщиков, отступив, от всего Апостольского и Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

В.М. Скворцов Отклики бывших единомышленников графа Толстого Открытое письмо графу Л.Н. Толстому от бывшего единомышленника, по поводу ответа на постановление Св. Синода. М. А. Новоселов С того времени, как мы разошлись с вами, Лев Николаевич, т. е. с тех пор, как я стал православным, а этому есть уже лет 8–9, я ни разу не разговаривал с вами о том, что так важно для нас обоих. Иногда меня очень тянуло написать вам, но краткое размышление приводило меня к сознанию, что делать этого не нужно, что из этого никакого толку не выйдет ни для вас, ни для меня. Теперь я берусь за перо под впечатлением только что прочитанного мною вашего ответа на постановление Синода от 20–22 февраля. Ничего нового для себя я не встретил в вашем ответе, тем не менее почувствовалась потребность сказать вам несколько слов по поводу этой свежей вашей исповеди. Мне, как бывшему вашему единомышленнику, интересны, главным образом, те основные моменты христианского учения, на которых держится, с которыми связано наше теперешнее разногласие. На них я и хотел бы остановиться несколько подробнее, мимоходом лишь ответив на прочие (и даже не на все) пункты вашего писания. Другие, может быть, откликнутся на ваше обвинение в не каноничности опубликованного синодального постановления... Я, со своей стороны, понимаю его, как констатирование уже совершившегося факта вашего отпадения от Церкви, о каковом отпадении Синод и объявляет чадам Церкви, чтобы предостеречь их относительно вашего учения. Думаю, что оно имело в виду и вас, надеясь вызвать вас на серьезный пересмотр ваших взглядов на христианство... Побуждало Синод к этому акту, нужно полагать, и желание открыто и во всеуслышание заявить об основных истинах веры христианской в то время, когда в обществе существует так много до противоположности несходных воззрений на сущность Христова учения. Вы называете это постановление произвольным, потому что оно обвиняет вас одного в том, в чем подлежат обвинению многие. Отчасти вы правы, но только отчасти, потому что никто из той интеллигенции, на которую вы указываете, не вступал в такую вражду с Церковью и ее учением, как вы. Непризнание чего-либо, даже отрицание, – это не то, что ожесточенная борьба, да еще неразборчивая в средствах. В объяснение и оправдание последнего замечания приведу вам слова человека, в терпимости и высокой порядочности которого вы едва ли осмелитесь сомневаться. Когда я зимою 1900 года спросил покойного Владимира Сергеевича Соловьева, почему он, умышленно избегавший раньше полемики с вами, выступил так энергично против вас в своих «Трех разговорах под пальмами», он отвечал: «меня возмутили кощунства «Воскресения».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Великое гонение возбуждено было на Павла в самом городе Филиппийцев (Деян.16:19 сл.). Вместе с Апостолом находились в опасности и Филиппийцы. С отшествием оттуда Павла преследование возобновилось против Филиппийцев. Итак, когда Павел услыхал о преследованиях их от гонителей и от Евреев, которые внушали им и настаивали, чтобы они подвергались обрезанию и исполняли предписания закона, то пренебрег заботами о тех скорбях, кои окружали его самого в городе Риме, и написал о тех и других к Филиппийцам из Рима, говоря так: 1. Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа: как в следующем за сим послании, в начале его, назвал Тимофея своим братом (Кол.1:1), так здесь не восхотел наименовать себя Апостолом, дабы в обоих посланиях указать на равенство в отношении к рабству Христу. Всем, говорит, святым, сущим в Филиппах, со Епископами и Диаконами, их правителями. 2. Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, Который призвал нас в свое усыновление, - и от Господа нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа. 3. Благодарю Бога моего во всякой памяти вас, которая ежедневна, - то есть ради доброй памяти о гонениях, кои вы всегда переносите: может быть ради добра, сделанного ими Апостолу во время преследования его (в Филиппах), он ежедневно вспоминал это, никогда о нем не забывая. 4-5. И хотя во всех молитвах и прошениях я молюсь за освобождение ваше от этих гонений, однако с радостию моление творю об общении веры вашей и Евангелии за то, что вы утверждены в них от перваго дня до нынешняго времени, поелику вы не отставали от нас во всех гонениях, бывших против нас. 6. Уверенный в этом самом и зная, что Начавший в вас дело благое, в коем преуспеваете теперь, Он будет совершать его в вас даже до дня Иисуса Христа, когда вы будете собраны от века сего. 7. Так совершенно справедливо мне помышлять о том, что предстоит вам, ибо в сердце моем имею вас всех, так как по благодати, укрепившей вас, вы соделались причастниками и сообщниками моими в то время, когда я в городе вашем решился выступить с защитою за непререкаемую истину Евангелия (Деян.16 гл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/893/...

Закрыть «Я услышала зов Христа…» Репортаж из Храма Христа Спасителя Николай Кокухин   05:39 21.11.2023 185 Время на чтение 3 минуты Фото: Фото автора Я с неослабевающим интересом следил за Крестным ходом в честь 600-летия явления Креста Господня близ села Годеново. Он прошел по всей стране, побывав в двадцати семи городах. Во многих из них я был, да и не раз, поэтому мне было вдвойне интересно следить за движением крестоходцев. Видеорепортажи, созданные православными журналистами, делали меня как бы участником этого великого духовного события. Мурманск, Санкт-Петербург, Севастополь, Екатеринбург, Красноярск, Владивосток - Господь наш Иисус Христос Своими пречистыми ногами прошел по нашей земле, освящая и очищая ее от всякой скверны. На берегу Тихого океана Крестный ход закончился, и Годеновский крест прибыл в Первопрестольную. Я, также как и многие православные христиане, с нетерпением ожидал этого момента. ... Холодный, немного ветреный, пасмурный день. Поднимаюсь по ступенькам в Храм Христа Спасителя; небольшая очередь перед постом охраны; недолгая процедура проверки сумок и портфелей и всего прочего, такая же строгая, как в аэропорту. В центре Храма, перед Царскими вратами, возвышается Годеновский Крест; справа и слева от него волонтеры в светло-голубой форме, они следят за порядком. Цепочка паломников растянулась на несколько десятков метров. Я долго смотрел на Распятие. Меня интересовало не столько его художественное совершенство, сколько духовная сущность. Христос как бы обращается к нам: «Я принял смерть на Кресте за всех вас, потому что возлюбил вас любовью неизреченною. Своими страданиями Я искупил все ваши грехи. Придите ко Мне, и Я заключу вас в Свои объятия, не теряйте ни одной минуты, потому что времени осталось очень мало. Спешите, дорогие Мои, спешите, пока не поздно, пока не прозвенел звонок и дверь не захлопнулась. Каждый из вас Мне очень дорог, и Я храню вас, как зеницу ока». Четверть часа назад я был в городе, где царит страшная суета; люди не идут, а бегут; куда они бегут? скорей всего, от самих себя; а машины мчатся; куда они мчатся? может быть, они хотят опередить время? однако вряд ли им это удастся. А тут, в Храме, слава Богу, никакой суеты, христиане ведут себя тихо и благоговейно; перед лицом Христа исчезают мелочная суета, блуждание мыслей, уныние и всякое беспокойство.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/21/ya...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Духовное наследие «Духовное наследие» — житие, воспоминания о старце и собрание творений преп. Варсонофия Оптинского: келейные записки, беседы с духовными чадами, стихотворения, духовное завещание. Приведем текст Завещания преп. Варсонофия: «Отлагая, наконец, все попечения мира сего, так угнетавшие и томившие дух мой, кратко скажу мое последнее слово и мой последний завет дорогим моим духовным чадам. Во-первых, смиренно прошу: простите мне все мои вольные и невольные согрешения, которыми согрешил я против вас, и вас взаимно всех прощаю за все скорби и огорчения, которые подъял я через некоторых по наущению исконного врага спасения нашего. Веру мне Имате, святые отцы и братия, что все мои действия и делания сводились к одному — охранить святые заветы и установления древних отцов-подвижников и великих наших старцев во всей божественной и чудной их красоте от разных тлетворных веяний века сего, начало которых — гордыня сатанинская, а конец — огонь неугасимый и мука бесконечная! Может быть, плохо исполнил я это — каюсь в том и повергаю себя перед Благостию Божией, умоляя о помиловании. А вас всех, возлюбивших меня о Господе, прошу и молю: соблюдайте мои смиренные глаголы. Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливо молитвой и чтением святоотеческих и священных писаний, очищая сердце от страстей. Лучше соглашайтесь подъять тысячу смертей, чем уклониться от Божественных заповедей Евангельских и дивных установлений иноческих. Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы ад восстал на вас и весь мир кипел на вас злобой и прещением, и веруйте: «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине». Аминь.» Житие преподобного оптинского старца Варсонофия   ( 1845 — 1913)     Преподобный отец наш Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Возможность к стяжанию всех мирских благ. И... отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за " изъян " в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так и дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010