Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2012 г. 21.03.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В Евангелии сказано: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его» (Мф. 18, 15). Что же будет, если так все начнут обличать друг друга? Во что превратится Церковь? Где же любовь? С. Ларьков, г. Пенза В этом Евангелии речь идет о грехах, которые подвергают опасности жизнь Церкви (церковного прихода) — во вполне конкретном смысле ее внутреннего существования или в ее свидетельстве перед миром. Более всего поражает, что Господь посылает одного брата к другому брату: «Пойди и обличи его между тобой и им одним». Это звучит как абсолютное противопоставление словам Каина Богу после убийства им своего брата Авеля: «Разве я сторож брату моему?» (Быт. 4, 9). «Да, — отвечает Господь, — Я дал вас друг другу, и вы должны сторожить друг друга. Я ваш Пастырь, но крещение делает каждого из вас пастырем ваших братьев. У каждого из вас есть великий долг по отношению к другим, вы ответственны за благо каждого и благо всех». Господь говорил уже это пророку Иезекиилю: «Я поставил тебя стражем дому Израилеву» (Иезек. 33, 7). Слишком часто в наших христианских приходах и в наших семьях (а также в наших общественных отношениях) мы не осмеливаемся совершить этот спасительный поступок. Требуется определенное мужество, чтобы пойти к своему брату, к своему сослужителю и выговорить ему. Не потому ли, что мы сами не свободны от вины и боимся, как бы и нас не выставили в неприглядном свете? Надо по-настоящему любить, надо сильно любить, чтобы обрести это мужество. Мы часто прячем то, что следовало бы назвать трусостью, под благородной видимостью — не причинить зла другому, не вызвать смуту в приходе, спасти любой ценой мир и единство. Любить ребенка, взрослеющего сына или дочь означает иметь мужество сказать им в лицо то, в чем они должны быть обличены. Это может быть единственной возможностью помочь им. После возрастающего братского вразумления — «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 1), — после всего этого ситуация приходит к фатальному исходу: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь».

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Оптинские старцы, Георгий Задонский, прп. Серафим Саровский, прав. Иоанн Кронштадтский. Том Х Скачать epub pdf МАКАРИЙ иеросхимонах ОПТИНСКИЙ (Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860) Часть I. Письма к монашествующим. Москва, 1863 1 1. Утешение скорбящих долг наш, да их ради помилует и нас Господь 1 . Да утешит Вас Воскресший Иисус, якоже тогда рек Магдалине и прочим женам, ищущим Его: «радуйтеся». Утешайте и Вы желающих получить от Вас слово утешения в своих скорбях душевных, аще и сами немощны. Просите Бога, да послет слово Свое, по вере и на пользу требующих, а не отриньте печальной души. Мы все подвержены переменам и имеем нужду в рассуждении и подкреплении других. Ежели будем уклоняться своим недостоинством, то вспомним, что Бог и недостойными действует, даже и бессловесными. Токмо блюдем, да не тщеславия ради глаголем, а укоряя себя и зазирая, и прося Бога, да негли пользы ради ближних и молитвами их помилует и меня Господь Бог. Ч. I. С. 1. 2. Смирение без скорбей невозможно, кроме того, они восполняют покаяние 2 . Спасение приобретается смирением и многими скорбями; без сих же последних и смириться невозможно. При чем должно вспоминать нам, яко немощным, что мы, может быть, в чем и прогневали Бога, и преступили заповеди Его, а должного покаяния и удовлетворения за грехи принести не в состоянии, то милосердый Господь, врачуя немощи наши, посылает нам скорби, дабы терпкостью их очищалась ржавчина наших грехов; и, чувствуя оныя немощи, не уклонялись бы к страстям; и тако бы, аще и нехотя, постепенно сердце наше умирало бы миру. Ч. I. С. 2–3. 3. Обет паломничества можно не исполнять 8 . Касательно просящихся у Вас на богомолье, надобно иметь рассмотрение, кого пустить, глядя по надежности жизни, указных же без воли архиерея не советую отпускать. Пользы мало от их странствования, и, кажется, есть надежда, что угодники простят их в неисполнении сих обетов, а другие и нарочно наделают обетов, дабы постранствовать, соскучившись быть на одном месте. Ч. I. С. 15. 4. Ослепление своей святостью хуже греха сознанного

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: Интернет-издание Вэб-Центра " Омега " ( www.wco.ru/biblio ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Святитель Феофан Затворник      Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894), был епископом Тамбовским, затем Владимирским, впоследствии оставил епископскую кафедру и жил в Вышенской пустыни затворником. Выдающийся духовный писатель, святитель Феофан составил толкования на воскресные Евангелия, на послания апостола Павла, на 118-й псалом. Значительное место в его наследии занимают труды по нравственному богословию. Известная нескольким поколениям православных читателей книга " Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? " обращена к мирянам, ищущим спасения во Христе. Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего польза Святитель Феофан Затворник Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? 1 Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего польза      После того как пред отъездом Вашим в Москву мы условились вести беседу о нужных для Вас вещах письменно, мне естественно было ожидать, что по прибытии на место Вы дадите знать о себе и новой для Вас обстановке. Ждал и жду, но вот сколько уже времени ничего не дожидаюсь. Что сделалось? Уж здоровы ли Вы? Храни Вас Матерь Божия. Или намерение переменили?! Всяко бывает - и это возможно. На этот случай и пишу теперь, чтоб, если так есть и тут участвует какая-либо опаска обо мне - что-де обременять не след или другое что,- Вы выбросили ее из головы. Писание к Вам, и притом о таких предметах, не будет для меня тяготою - напротив, составит немалое удовольствие, внося некое разнообразие в обычные мои занятия. Скажу нечто большее: что если не состоится задуманное нами, то я буду себя чувствовать так, как чувствует себя понесший какой-либо убыток или потерявший нечто. Как это, не стану Вам объяснять, но повторяю, что сие так будет и что сему так и быть должно. Вот и приходится не совет Вам давать, а прошение прилагать: пишите. Хоть большой мудрости нечего Вам от меня ожидать, но один уже пересмотр всего достодолжного доставит Вам немалую пользу, оживив в памяти Вашей всю эту область и сосредоточив на ней внимание, может быть, с возгрением и особой энергии. А в этом последнем какое благо! Ибо если бывает у нас нескладность в жизни, то она всегда почти происходит не столько от худоумия и худосердечия, сколько от недостатка ретивости и ревности к достодолжному.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1147...

Сегодня Бог пришел нас помиловать Протоиерей Алексий Потокин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, рассказал Правмиру о значении праздника Рождества Христова. Наиболее емко значение Рождества Господа нашего Иисуса Христа выражается в церковных песнопениях. Например, «С нами Бог». Простые слова, но удивительные! Если бы люди их поняли, я думаю, они бы изменились, перестали печалиться и унывать. Кто говорит «С нами Бог»? Страшные грешники! Как может с грешниками быть Бог? Если грешник приблизится к свету, к огню, он сгорит, пропадет. Если бы грешники глубже задумались над этими словами, они бы испугались встречи со Светом лицом к лицу. В суете, среди земных забот и безобразий, я чувствую себя как рыба в воде, а подведи меня к святыне – сразу устаю, изнемогаю. Мне тяжело быть честным, добрым, верным, поэтому если со мной Бог – я не выживу, не выдержу Его прямого взгляда. Так почему же мы радуемся? Потому что Бог пришел нас помиловать, спасти от нашей нежити. В этот день совершается Его снисхождение. Все люди думают, что для встречи с Богом надо стать хорошими — стараются вырасти, усовершенствоваться, а Бог Сам к нам спускается, в наш ад. Его снисхождение к нам заключается не в Его жалости или сожалении о том, что мы не можем жить. Снисхождение Бога – это Его соединение с нами, земными, разделение с нами нашего существования и нашей смерти. Рождество – день, когда Бог оказался доступен всем людям, даже самым страшным, самым мрачным. О главном знамении этого праздника говорит Евангелие, читаемое на Рождественской службе. Оно в том, что Бог повит, Он в пеленах. Всемогущий Бог оказывается уязвим – Он младенец в пеленах, Которого каждому легко не сохранить, убить. Таким Он и остается навсегда. Это знамение — свидетельство о Его кротости и смирении перед нами, падшими, свидетельство о том, что Он никогда не уклоняется от человека, даже если человек Ему враг, служит человеку, умывая ноги. В чем тайна дружбы? В чем тайна прощения? Если мы с вами поругаемся, поссоримся, я невольно буду от вас защищаться, беречься, буду с вами осторожен. Если я вас простил, это означает, что я опять перед вами беззащитен, и вы можете меня предать, ударить, потому что я вам доверился, у меня всё открыто для вас.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xrista-ego-...

Содержание Слова Нравственные , , , , , , , , , , , , , , 26 (1) О покаянии и против тех, которые криво толкуют следующие слова божественного Павла: ихже предуведе, тех и предустави, и прочее (Рим.8и далее).    1. От многих людей слышу, которые говорят, что поелику Бог, как говорит божественный Павел, предуведел имеющих спастися, и предопределил их, и призвал, и прославил, то какая мне польза поднимать всякий труд, показывать свое обращение и покаяние, если я не предуведен Богом и не предопределен, да спасен буду? — Таковым вот что надлежит сказать в ответ. — О братия мои! Чего ради помышляете вы не то, за что спасены быть можете, а то, за что подлежите мучению? Зачем берете вы из Святого Писания лишь неудобопонятные слова, криво их толкуете и превратно понимаете к погибели души вашей? Не слышите разве, как Сам Господь каждый день взывает: живу Аз, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему (Иез.33:11)? Не слышите ли, что и еще говорит Он: покайтеся, приближися бо царство небесное (Мф.4:17)? И опять: радость будет на небеси о едином грешнице кающемся (Лк.15:7)? Или, может быть, Он сказал где-либо — одним: вы и не кайтеся, потому что Я вас не приму, — а другим, то есть предопределенным: вы кайтеся, потому что Я имею вас предопределенными? — Нет и нет. Не сказал и никогда не скажет так Господь; напротив, каждый день в каждой церкви вопиет Он на весь мир: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11:28). Приидте, говорит, обремененные грехами, к Тому, Кто вземлет грехи всего мира. Жаждущие спасения притецыте к вечно биющему и неиссякаемому Источнику спасения. Исключил ли Он здесь кого-нибудь, и одного как предуведенного позвал, чтобы шел к Нему, а другого отогнал, как непредуведенного? Никак нет.    Потому, братия мои, не покушайтесь непщевати вины о гресех, не придумывайте предлогов к оправданию своего нерадения и своей поблажки грехам, и от слов Апостола не берите повода к своей погибели, но все, и малые, и большие, теките ко Христу Господу, вас призывающему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Толкование Евангелия на каждый день года. 1 марта Господь сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. Когда мы начинаем размышлять о знамениях конца мира, Господь говорит нам: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко». Прежде Второго Пришествия Христова восстанут многие лжехристы и произведут великие смятения. Приход с именем Господа, с исповеданием имени Его среди всеобщего распада может показаться для многих светом. Но это будет критический момент человеческой истории. «Не очаровывайтесь этой видимостью», — говорит Христос. Те, кто более всех интересуется конечными судьбами человечества (хотя это похвально), подвергают себя опасности быть обманутыми. «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь». Мы должны обратить внимание на то, как Господь заповедует нам воспринимать апокалиптические события: «Берегитесь; не ходите вслед их; не ужасайтесь». Эти события придут. Но важно, что будет происходить в нас. Мы не обманываемся только тогда, когда смотрим на все глазами Христа. Господь обещает нам, что мы никогда не будем оставлены в этих испытаниях одни. И чем больше скорби, тем ближе к нам Господь. Подобно трем отрокам вавилонским, которые среди бушующего пламени «яко во цветнице хождаху радованною ногою», святые Божии люди должны будут пройти через страдания и смерть. Господь прямо говорит, что ждет тех, кто отважится идти вслед Ему.

http://pravoslavie.ru/4050.html

ЦВ 20 (393) октябрь 2008 /  23 октября 2008 г. Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей: Мы должны действовать как единая Церковь 1. Благодарственный молебен и славословие воссылаем в Троице Святому Богу, сподобившему нас — всех тех, кому Его милость доверил служение быть во главе поместных Святейших Автокефальных и Автономных Церквей, — снова встретиться здесь, в этом Священном центре, для того чтобы подтвердить наше неразрывное во Христе единство и обсудить волнующие Церковь вопросы в рамках выполнения ее миссии в современном мире. С большой и невыразимой радостью наша Святейшая Константинопольская Церковь, и лично мы, приветствуем всех вас, Блаженнейших и Высокопреосвященнейших Предстоятелей поместных Святейших Православных Церквей и представителей тех, кто не смог присутствовать лично, и сопровождающих вас лиц, и, целуя каждого из вас святым целованием, восклицаем вместе с псаломщиком: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе». Всем вам мы выражаем нашу благодарность за то, что вы с готовностью и братской любовью ответили на приглашение нашей смиренности собраться здесь, подвергнув себя трудностям посещения нашего Града. Ваш ответ на наше приглашение мы оцениваем как проявление братской любви, но и заботы об усилении и утверждении единства Святейшей Православной Церкви, сторожами и гарантами которой мы были назначены Божией Благодатью. 2. Когда мы, милостью Божией, приняли руль этой Первопрестольной Церкви, мы посчитали нашим священным и неотложным долгом усилить узы любви и единства всех Предстоятелей поместных Православных Церквей. Поэтому мы, выполняя желание и других братьев Предстоятелей, и взяли на себя инициативу созвать подобные Совещания в этом Граде: на Воскресенье Торжества Православия в 1992-м, затем в 1995-м на острове Патмос. Имели же и другие возможности подобных встреч и совместных богослужений в Иерусалиме и в Фанаре в начале и в конце 2000 года по случаю наступления третьего тысячелетия после Рождества Христова. Конечно, эти Совещания не являются «нормой» с точки зрения канонической акривии. Как известно, Священные Каноны нашей Церкви предоставляют высшую ответственность и власть по церковным вопросам Соборной системе, в которой принимают участие все действующие архиереи или по очереди, или в полном составе. Эту каноническую структуру никоим образом не заменяет Совещание Предстоятелей. Тем не менее, периодический созыв такого собрания считается необходимым и полезным, особенно в такие времена, как наши, когда встреча и разговор лицом к лицу ответственных руководителей во всех областях общественной жизни людей становится возможным и даже очень полезным. Таким образом, с Божией помощью, польза для Церкви от личной встречи Предстоятелей Православных Церквей не может не быть великой.

http://e-vestnik.ru/docs/svyatejshij_pat...

составитель Терещенко Т. Н. СНОВИДЕНИЕ Сну твоему потому только нельзя допустить дать веры, что он тебя смутил; я тебе и так пишу всегда, что смущение твое происходит от козней врага, для чего ж нужно еще сонное подтверждение? Может быть, у врага та метода, дабы, обольстив тебя правильными снами, после ввести в совершенную прелесть. Оставь лучше и не веруй снам, у нас есть Слово Божие и советы – святых отцов учение, а в недоумениях имеешь матушку игуменью, сестру, и я, грешный, по вере твоей, что-нибудь напишу (прп. Макарий, 20). Когда будешь верить снам, то точно немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам нам, страстным и самомнительным (прп. Макарий, 20). Святые отцы запрещают верить снам, а особенно когда те к отчаянию приводят, явно, что от бесов суть (прп. Макарий, 20). О снах не просите, чтобы видеть то или другое, от этого может быть душевный вред; вера больше видения сделает (прп. Макарий, 20). Сновидениям отнюдь не верь и не обращай на них внимания (прп. Макарий, 20). Верующим не должно иметь предрассудков и снам верить; сны могут быть от врагов, для того чтобы смутить человека будущей случайностью. Без Промысла Божия или попущения ничто не может с нами случиться, то и надо утверждаться верой и с покорностью принимать, что случится, а снам не верить (прп. Макарий, 20). Виденный тобою сон хотя и лестен, но ты не должна увлекаться к обольщению, будто ты того уже достойна, но паче смирением себя сохраняй, недостойной себя вменяя таковых видений, то и не повредишься (прп. Макарий, 20). Снам своим отнюдь не верьте; враг будет ими возмущать вас, когда станете верить; весьма назидательно у Святогорца; прочтите, сколь хитры козни вражии, что даже попущением Божиим в мечтах и крест может явиться, но да сохранит вас Господь от всех сетей его, десных и шуиих (прп. Макарий, 20). Виденный вами сон нельзя отвергать истины ради, а и принимать прелести ради опасно. Оставить его в среднем положении. И хотя бы что казалось в событии сходственным, бояться надо приписывать своему достоинству, а дабы впредь не обольститься подобными видениями; остраствованные 101 наши сердца и умы могут ли быть достойны приятия благодатных откровений (прп. Макарий, 20)?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

О земле 480 Когда люди хотят защитить что-нибудь несправедливое, что-нибудь гадкое и отвратительное, они всегда ссылаются на Бога и Его авторитет (власть). Они словно хотят показать, что высшая несправедливость может быть покрыта только высшим, т. е. Божиим, авторитетом. На земле существовало рабство. Кажется, что может быть хуже, что может быть оскорбительнее для человека и христианина, как видеть угнетение одного человека другим, скажу больше – одного христианина другим? И однако, находились служители Бога, служители алтаря, которые уверяли нас, что рабство установлено самим Богом, а следовательно, необходимо на земле, ибо неисповедимы пути Божии, ведущие ко спасению. Было у нас крепостное право, и опять все, кому оно было выгодно, уверяли, что уничтожить это зло – это значит пойти против воли Божией, что Он освятил и установил, чтобы крепостные терпели и мучались здесь, на земле, и получили за это воздаяние там, на небе. Когда в Испании триста лет тому назад иезуиты казнили сотнями магометан-мавров, своих соседей, и не только казнили, но и предавали жесточайшим пыткам, то они нагло осмеливались уверять, что они это делают для прославления имени Бога, имени распятого Христа, который проповедовал любовь и прощение даже к виновным, даже к врагам. Когда у нас Иоанн Грозный четыреста лет тому назад отнимал последние вольности новгородские и новгородцев из людей свободных и вольных превращал в своих холопей, а строптивых и непокорных казнил тысячами, то и тогда в своём зверском и несправедливом насилии он сумел опереться на Бога. «По власти, вручённой мне от Бога, я жалую вас, – писал он новгородцам, – посадникам (выборным начальникам) у вас не быть, колоколу не бить, а быть моим воеводам». Однако, как ни уверяли начальствующие люди, что Бог одобряет и устанавливает всякие безобразия, окончательно уверить в этом подвластные народы им никогда не удавалось. Правда и справедливость в конце концов берут верх, но только после массы ненужных и бесполезных жертв. Нет рабства, нет крепостных, пытка арестованного – больше не богоугодное дело, а удел добровольных палачей, подлежащих уголовной ответственности. И наконец, отныне «все законы, – как говорится в манифесте 17 октября, – будут издаваться с согласия и одобрения Думы», т. е. народных представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

10. По вопросу о чиноприятии еретиков (Письмо к старообрядцу) Достопочтенный, ищущий истины, старообрядец! Вы просите меня разъяснить вам следующий вопрос: Церковь частная (какой-либо одной страны), впавшая в ересь, когда лишается благодати Св. Духа, – после соборного над ней суда, или со времени впадения в ересь, прежде никакими Соборами не осужденную? И затем высказываете, что решение этого вопроса для вас имеет значение, решающее всякое сомнение по вопросу о православии, или неправославии Грекороссийской Церкви. Для меня недоуменно, почему этот вопрос для вас имеет такое значение, что он именно решает всякое сомнение относительно православия Грекороссийской Церкви. Мне думается, что его значение вы весьма преувеличиваете, ибо вопрос сей вовсе не касается православия Грекороссийской Церкви. Всякий из именуемых старообрядцев, хотящий беспристрастно рассмотреть правоту ее, если имеет к тому умственные способности и ведение Св. Писания, должен рассматривать, содержит ли Грекороссийская Церковь непозыблемо догматы веры, или не содержит, и сим рассмотрением решать о ней свои недоумения. Когда, по тщательном рассмотрении, не обрящет в ней никаких неправославных догматов, то должен к ней приступить с несомненной верой; а иначе будет в грехе раскола церковного. Вот действительное и единственное средство к разрешению ваших сомнений о Грекороссийской Церкви, – рассмотрение содержимых ею догматов веры, потому что догматы веры Церковь должна содержать неизменяемыми. А не то должно рассматривать, как та или другая Церковь поступает в чине присоединения приходящих к ней из других обществ, вне ее существующих, и каким судом их облагает. Здесь распоряжение Церкви бывает различно, как и рассуждение об оных обществах бывает различное; но этим не повреждается ее православие, и посему вопрос о чиноприятиях не может быть для вас решающим вместе и вопрос о православии Церкви. В различных Церквах, действительно, бывали различные воззрения на вопрос о чиноприятии еретиков; но никогда они за это Вселенскими Соборами не обвинялись в утрате православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010