Глава 4 Вар.4:1–8 . Продолжение речи о мудрости. Вар.4:9–29 . Обращение Иерусалима к своим детям с утешением. Вар.4:30–37 . Ободрение, с каким обращается пророк к Иерусалиму. Вар.4:1 Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. Вар.4:1–8 . Премудрость содержит в себе все законы, которые могут даровать благополучие народу их исполняющему. Если Израиль теперь страдает, то причиной этого является его отступничество от Бога, источника мудрости. 1 . Закон может быть назван вечным как откровение вечной премудрости Божией; в особенности это нужно сказать о его моральном содержании. «Если хочешь войти в жизнь вечную, – говорил и Господь Иисус Христос одному юноше, – то соблюди заповеди» (закона Моисеева, Мф.19:17 ). Отсюда видно, что моральные заповеди Моисеева закона приняты и в христианстве и от него получили печать вечности, вечной обязательности. Вар.4:2 Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее. Вар.4:3 Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя – чужому народу. Вар.4:4 Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу. 4 . Ср. Втор.4:8 и Пс.147:6–9 . Вар.4:5 Дерзай, народ мой, памятник Израиля! 5 . «Памятник Израиля». Небольшое число оставшихся израильтян представляет собой как бы памятник своему великому родоначальнику, Иакову или Израилю. Этот памятник великого патриарха Бог не даст разрушить и потому израильский народ не должен падать духом («дерзай!» ). Вар.4:6 Вы преданы язычникам не на погибель, но за то, что вы прогневали Бога, вы преданы врагам; Вар.4:7 ибо раздражили Сотворившего вас, принося жертвы бесам, а не Богу. Вар.4:8 Вы забыли питающего вас вечного Бога, а также огорчили и воспитавший вас Иерусалим, 8 . Иерусалим – это ветхозаветная Церковь , представленная лучшими ее служителями – истинными пророками, благочестивыми священниками и царями. Вар.4:9 ибо он видел пришедший на вас гнев от Бога и говорил: «слушайте, сожители Сиона, Бог навел на меня великую скорбь,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава X Окончательный расчет Апостола с его противниками. Введение и главная мысль следующего далее отдела (1–7). Послания Павла и его личное выступление (8–11). Самовосхваление Апостола и неосновательность самопревозношения его противников (12–18). 2Кор.10:1–7 . С Х-й по XIII-ю главу Апостол защищает пред Коринфянами свое апостольское достоинство и увещевает их к исправлению своей жизни. Во введении Апостол опровергает высказывавшееся в Коринфе и будто бы Павел заочно смел, а по прибытии в Коринф держится весьма скромно. Нет, он имеет достаточно энергии, чтобы покарать всякое непослушание, и только из жалости он не применяет к делу своего апостольского авторитета. Апостол так же близок ко Христу, как и те, кто называет себя Христовыми, и следовательно имеет всю власть и силу истинного Апостола Христова. 2Кор.10:1 .  Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. «Я, Павел,.. убеждаю вас», т. е. я лично убеждаю вас. Очень может быть, что этим Апостол хотел сказать, что далее он будет говорить уже не от лица всех своих сотрудников (ср. 2Кор.1:1 ), а только сам от себя. – «Между вами скромен». К этому побуждала Павла жалость, какую он не мог не чувствовать, когда грешники предстояли ему лицом к лицу. За глаза он метал против них громы своего справедливого гнева, а при личном с ними обращении не мог не обнаружить к ним сострадания, которое его противники истолковывали как слабость его характера, как сознание своего низшего положения в лике Апостолов. 2Кор.10:2 .  Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти. Упрек этот Апостол отражает ироническим предупреждением: пусть его не вынуждают проявлять свою смелость – им же будет худо от этого… При этом Ап. указывает на мотив, каким руководились осуждавшие образ его действий в отношении к Коринфянам. Именно противники Апостола смотрели на него как на поступающего «по плоти», т. е. как на простого человека, действующего по своему личному разумению, не просвещаемого Духом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Заключительная беседа Иерей. Я уже совсем собрался в дорогу, но почувствовал сильное желание еще раз зайти к вам, поблагодарить вас за ваши назидательные беседы, открывшие мне сущность внутренней духовной жизни, и попросить ваших святых молитв и напутственного благословения и, может быть, услышать ваше последнее наставление, совет и указание, как мне, слабому и неопытному, сохранить в своей памяти, в сердце и в жизни полученные от вас уроки. Я боюсь, что в сложной, суетной, мирской жизни я легко и скоро растеряю все то, что успел приобрести здесь, в вашей святой обители. Инок. Очень рад видеть вас еще раз. Не смущайтесь и не падайте духом. Надейтесь на Господа. Он не оставит вас и поможет вам не только сохранить, но и возрастить, и умножить то доброе, что дала вам наша обитель. Со своей стороны, позаботьтесь сохранить тот дух ревности по Богу, то горение сердца, которое вы сейчас чувствуете в себе. Иерей. Я был бы очень счастлив сохранить тот дух ревности по Богу, но боюсь, что это мне не удастся. Что я должен делать, чтобы не потерять его? Инок. «Ревность по Богу рождается у нас в чувстве покаяния, возжигаемом в духе нашем благодатью Божией ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию: она-то и есть сила на творение заповедей Божиих, и только она одна и способна поднять на себе все это бремя... Дух ревности есть единственная для нас спасительная сила. Где он, там тщание, заботы, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу. Где нет его, там все прекращается и падает: нет жизни духа – он хладеет, замирает. Там пусть будет и творение дел добрых – они добры будут только по форме, а не по силе и духу. Это – тот огонь, который пришел возжечь на землю Господь наш Иисус Христос ( Лк.12:49 ). Апостол заповедует духа не угашать ( 1Фес.5:19 ). У св. отцов это именуется разно: исканием, Предложением, усердием, тщанием, теплотой духа и горением и просто ревностью». Чтобы сохранить в себе ревность по Богу, необходимо от внешней жизни обратиться к внутренней, войти в себя, перевести свое сознание из области рассудка в область духа, из головы в сердце, и там прочно утвердиться. Это есть исходная, начальная точка перехода к правильной духовной жизни. Раскрытию этого закона духовной жизни и всестороннему его освещению и были, в сущности, посвящены все наши предыдущие беседы. Только при этом постоянном внутрь-пребывании и возможно сохранить в себе непрерывное горение духа и ревность по Богу. «Ревность, – пишет епископ Феофан, – должна сохраняться таким же путем, каким она родилась; а родилась она внутренним изменением сердца, под невидимым действием благодати Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Серафимовский дух смирения 1 августа - обретение мощей прп.Серафима Саровского 01.08.2010 467 Время на чтение 7 минут Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году была вскрыта могила саровского чудотворца. Дубовый гроб был цел, а от мощей распространилось дивное благоухание. Священный Синод принял решение о канонизации иеромонаха Серафима. 18 июля в шесть часов вечера в Саровской обители раздался благовест к службе: прп.Серафим стал прославляться Церковью в лике святых Божиих. Богомольная Русь в этот вечер пела: «Ублажаем тя, преподобный отче Серафиме». В образе преподобного дивно сочетались радость и подвиг, тягота молитвенной брани и райская светлость - предызображение уже нездешнего света. Но особенно поражает смирение старца. О том, нужно ли современному человеку смирение и что такое лжесмирение, размышляет настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН. Смирение - качество, противоположное гордости. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6). Как известно, человек пал гордостью, ибо Адам принял помысел о том, что он может стать как Бог. А стать как Бог - значит не иметь над собой никого, ни от кого не зависеть, быть совершенно свободным. Христос же сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11,29). Он сказал один-единственный раз «научитесь», и это было о смирении и кротости, ибо без смирения обрести Царство Божие невозможно. И Господь по любви Своей, дабы спасти души наши, всю жизнь нас смиряет. Христиане не бегут от смирения, а стремятся к нему. Поэтому всякое поношение, которое мы испытываем, - благо. - Всякое?! - Всякое! Потому что во всём - Бог. Если предположить, что не всякое, значит, существуют ситуации, где Бога нет? Сознание святых от сознания плохо кающихся грешников тем и отличается, что они знают, что Бог во всём непрестанно присутствует, всё время рядом. Радуйтесь, когда терпите несправедливость, - это чудесный повод стяжать себе смирение. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5,44). В этом плане поражают кротость и смирение прп.Серафима Саровского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

ПОСТ Посты установлены соборами Святой Церкви и содействием Святого Духа, и нарушение их вменяется в грех Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Это не человеческая выдумка, а содейством Святого Духа постановлено и узаконено Церковию и Соборами, а основание и Глава Церкви Сам Господь наш Иисус Христос. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь , буди тебе якоже язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ), а еще сказал к Апостолам, и в них к пастырям: слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя ( Лк. 10, 16 ). То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать (I, 127,265–266). О разрешении понедельника мы не можем вас успокоить, ибо положено святыми отцами непременное правило монашествующим: понедельник не разрешать на скоромное; то как же мы можем разрешить на употребление оного? В сем случае умудритесь сами. Это не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание (V, 110,189). Пост должен быть не только телесный, но и духовный Вот уже и преддверие святого поста! поздравляю вас с оным, и «постившись постом телесным», советую «поститься и постом духовным», как Церковь призывает нас сим приветствием к святой Четыредесятнице; а от сего и плод духовный удостоитесь стяжать (IV, 52,118). …Приближился и почти наступил пост; как же мы будем поститься? Чувственного поста от брашен не можем сохранить так, как сохраняли оный отцы наши и учители; но хоть бы и сохранили оный, то что воспользует без поста духовного, о котором Церковь нам воспоминает: «постимся постом духовным, благоприятным Господеви» и прочее (стихира Триоди). Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь сердце сокрушенно и смиренно ( Пс. 50, 19 ); не внимать чужим недостаткам и не судить оных, а более внимать своим страстям и не допускать происходить оным в действие (IV, 66, 156). Желаю вам подвигом добрым подвизаться, «поститься духовно и телесно, постом приятным, богоугодным Господеви»: затворяйте двери келлии от людей, дверь языка от глаголания и дверь сердца от лукавых духов (IV, 127, 322–323).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Сегодня исполняется 50 лет протодьякону Андрею Кураеву Поздравляем отца Андрея и желаем новых трудов во славу Божию и Его святой Церкви! Главный редактор и сотрудники сайта «Православие.ру», студенты Сретенской духовной семинарии. 15 февраля 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна 21 марта 2013, 11:14 Сильно припозднилась я однако с поздравлениями. Но может и хорошо. почитала других...снова однако . как повезло о. Андрею в этом смысле. Сразу понятно, как о. Андрей честен был и надеюсь будет, если выдержит все это. Он здорово проявляет всю наше сегодняшнюю ситуацию с православным сообчеством в целом. Какое оно? вот такое. И простите нас Юлия 21 февраля 2013, 12:20 С днем Рождения, отец Андрей! Спасибо вам огромное за Ваши труды! Они нам очень помогают и в свое время восхитили меня и привели к Православию. Инна Киселева 19 февраля 2013, 23:42 Мы Вас любим Спасибо,что Вы есть Ангела-Хранителя ,честный отче Андрее Р.Б.Алексий 19 февраля 2013, 21:57 Уважаемая НН - это что, Нижний Новгород, или как Вас назвать не знаю. Честно и открыто сказать, то что чувствуешь, не стыдно, если это грех, то за это мне отвечать, хуже когда говорят за спиной или анонимно, если кого обидел своим откровением, прошу прошения у всех. Случайного пиара на этом сайте, не должно быть, т.к. это создает искаженное общественное мнение. Прости Господи Кирилл 19 февраля 2013, 21:52 о. Андрею дай Бог любви, мудрости, сил на благие дела во славу Божию! Спаси Вас Господи за лекции, за те труды, которыми Вы служите для просвещения людей. Н.Н. 19 февраля 2013, 18:57 Алексий, Алексий, Павел и Сергий. Наверное, вы считаете себя православными христианами, коли заходите на этот сайт. От вас не требуется любить и соглашаться с о.Андреем, но хамить-то зачем?! О.Андрею от вашей злобности и невоспитанности ни холодно, ни жарко, а себя вы выставили, мягко говоря, в очень неприглядном свете и поступок ваш уж точно не христианский и не мужской. Стыдно. Tatjana Shelmakova , Dortmund 19 февраля 2013, 14:22 S dnem Roghdenija, O.Andrei! Spasibo za waschi trudy, blagodarja im otkrylisja ochi duchovnye i nachalosj vozerkovlenie 15 let nazad....Spasibo!!!

http://pravoslavie.ru/59513.html

Церковь – это не только училище нравственности, но и то духовное пространство, которое дает нам возможность соединиться с Богом. 14 декабря 2014 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке чин присоединения к Православной Церкви людей, отпавших от нее вследствие увлечения разного рода лжеучениями и уклонения в секты и ереси. В этот день 55 человека отреклись от язычества, сектантского заблуждения и раскольничьего лжеверия, на Евангелии присягнув на верность Церкви, после чего митрополит Иларион возложил на голову каждого из воссоединяющихся с Церковью свой омофор, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС В слове назидания архипастырь отметил: «Всех вас, кто сегодня отрекся от сектантского и еретического зловерия и заблуждения, и присоединился ко святой Христовой Церкви, я сердечно поздравляю с этим событием. Сегодняшнее событие, может быть, одно из самых важных в вашей жизни, ибо вы вернулись в Церковь Христову. Господь принял каждого из вас как отец принял блудного сына (см. Лк.15:11-32). И теперь каждому из вас, пребывая в истинной Церкви, Господь дает возможность поучаться Его словам, слышать Его живой голос, а самое главное – соединяться с Ним духовно и телесно, причащаясь святых Христовых Таин. Господь наш Иисус Христос жил на этой земле две тысячи лет назад. Он был одновременно и Богом, и человеком – Богом, который стал человеком и жил среди нас. О Его жизни и Его учении говорят четыре Евангелия, которые вошли в Новый Завет. Каждый из четырех евангелистов одни и те же события описывает по-своему, по-разному раскрывая образ Иисуса Христа и Его учение, но при этом все Евангелия дополняют друг друга, придавая завершенность общей картине произошедших событий. По возможности читайте Евангелие  каждый день, для того, чтобы живой образ Иисуса Христа всегда присутствовал в вашем уме и сердце. Но помните и о том, что многие еретики и сектанты тоже читают Евангелие, только они толкуют его превратно, извращая его смысл. Поэтому, чтобы правильно понимать Евангелие, читайте толкования Святых отцов, комментарии православных богословов, а если что-то остается для вас непонятным, приходите к священникам и спрашивайте их.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-tse...

Толкование Евангелия на каждый день года. 25 января Тогда пришел Иисус и ученики Его в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня. При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Господь говорит Своим ученикам о предстоящих Своих Крестных Страданиях и Воскресении. Они верят тому, что Он говорит, но не знают, что это значит. А что может быть страшнее, чем когда единственное, о чем они спрашивают друг друга: кто из них больше? Они «дорогою рассуждали между собою, кто больше». Господь знает глубину их сердец, и открывает им тайну: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». Единственное решение вопроса зла, царствующего в мире, – быть последним из всех и служить всем! Господь зовет нас проникнуть в Свою тайну, чтобы мы узнали, что в ребенке, не обладающем силой, не имеющем голоса в решении серьезных вопросов, содержится тайна Бога. Посмотрите, что делает Христос. «И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня». Какую возможность открывает Господь перед нами – принять Самого Бога! И мы сами должны быть детьми. Апостол Иаков так описывает наш мир: «Откуда вражда, ссора между вами? Не от похотей ли враждующих друг с другом?» Это значит, что все беды исходят из того зла, которое находится в сердце человеческом. Все экономические и политические проблемы на земле давно были бы решены, если бы люди думали, что они могут сделать для других, а не о том, что они могут получить для себя. Сколько разделений в Церкви можно было бы избежать, если бы служители ее на самом деле искали служения, не заботясь о том, какое место они занимают! Подлинное величие и значимость человека – суметь победить свое честолюбие, чтобы стать всем слугой.

http://pravoslavie.ru/3943.html

Слово в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорского Высочества, 1772 года, Июня 29 дня Солнце обращая годовой круг свой, привело нас к тому дню, который церковь Божия утвердила навсегда быти торжественным. Ибо может ли она забыть заслуги тех, коих Богомудрым учением и трудами бесчисленными приведена в сие благоучрежденное состояние? коих ревностию столь ясно открыт свет истинный спасения нашего, и до толикого совершенства возведен догмат богопочтения? Может ли, говорю, церковь Божия, общая всякой добродетели наставница, оставить, чтоб празднуемым ныне святым Апостолам, чрез чад своих не засвидетельствовать должной благодарности? особливо, что благодарность таковая, не столь увеличивает славу Богом прославленных мужей оных, сколько славу нашу. Ковчег златой ароматами их заслуг наполненной когда открываем мы, сами сим благоуханием услаждаемся и пользуемся. Мы на вас днесь, о первоверховные Апостолы! мысленно взирая, не таковых себе представляем, каковыми вы ныне блистаете во оной небесной уму нашему непостижимой славе. Мы вас представляем, каковы вы были на земле, на сем жилище нашем, когда все затруднения, какие вам невежество сильное, страсть вооруженная, злость беспредельная противополагали, мужественно победив, восторжествовали на колеснице славы, увенчавающу вас Духу святому. Ибо какое, слушатели, должно быть утешение для добродетельных людей, когда они видят, что другие подобные им люди, без всякой от мира помощи, единым божественным добродетели средством до толикой взошли славы; что не говоря о небесном их блаженстве, здесь на земле имена их заслужив бессмертие, устами всех проповедуются, и, как говорит святой Златоуст, самый пепел их порфиру носяй почитает. Ежели дозволительно, вступая в подвиг добродетели, какое-либо честолюбие иметь к тому побуждением, то может ли что быть сего лестнее? Не сумнюсь, чтоб вы не чувствовали искры Божественной возжигающей в сердце Вашем желание, быть их подражателями; но в чем? сие рассмотрим.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

1. Нисколько, кажется, мы не имели успеха, предложив вам недавно пространную речь о ревности к собраниям (церковным); церковь у нас опять остается без чад. Поэтому опять я при­нужден быть строгим и тяжелым, — укорять присутствующих, осуждать отсутствующих; последних за то, что они не оста­вляют своей лености, а вас за то, что не радеете о спасении братий. Я принужден быть тяжелым и строгим не для себя и собственного своего приобретения, но для вас и вашего спасения, которое для меня дороже всего. Кто хочет, пусть огорчается и называет меня тяжелым и бесстыдным; но я не перестану по­стоянно твердить об одном и том же, потому что для меня нет ничего лучше такого бесстыдства. Может быть, подлинно может быть, что вы, устыдившись если не другого чего, то, по крайней мере, этого, чтобы не слышать непрестанно напоминания об одном и том же, будете когда-нибудь иметь попечение о ваших братиях. Какая мне польза от похвал, если я не буду видеть вас преуспевающими в добродетели? И какой мне вред от молчания слушателей, если я буду видеть возрастающим ваше благочестие? Похвала проповеднику — не рукоплескание, но ревность слушателей о благочестии, не шум во время слушания, но усердие во всякое время. Шумное одобрение, как только вышло из уст, то рассеиваясь в воздухе исчезает, а исправление слушателей доставляет неоскудевающую и бессмертную награду и говорящему и слушающим. Крик вашего одобрения делает из говорящего славным здесь, а благочестие вашей души достав­ляет учителю дерзновение пред престолом Христовым. Поэтому, если кто из говорящих желает чего-нибудь, то пусть желает не рукоплесканий, но пользы слушателей. Немаловажное зло — не­радение о братиях, но достойное крайнего мучения и неизбежного наказания. Это показал пример зарывшего талант в землю. Он не подвергся никакому осуждению за собственную жизнь и не сделал ничего худого в скрытии таланта, потому что возвра­тил его целым; и однако, оказался виновным в способе упо­требления денег. Он не удвоил вверенного, и за это был на­казан. Отсюда видно, что, хотя бы мы были усердны и внима­тельны, хотя бы имели великую охоту к слушанию божествен­ных Писаний, этого не достаточно для нашего спасения. Должно удвоять вверенный залог; удвоенным же он делается тогда, когда вместе с собственным спасением мы принимаем на себя попечение и о других. Тот сказал: це­лым; но этого недостаточно было для его оправдания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3322...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010