Послесловие. Святость Альфреда Всю свою жизнь я стремился жить достойно, и на память о себе тем, кто придет после меня, оставляю благие дела. Альфред Великий Альфред – английский герой, «величайший из англичан», как назвал его Черчилль. Однако вопрос о святости Альфреда не национальный – и это совершенно ясно. Выживание Англии не говорит о том, что англичане – «достойная нация». Сегодня мы все чувствуем ту же ситуацию, что была и во времена Альфреда. Он тоже считал, что нападения язычников на Англию произошли исключительно потому, что англичане стали народом, недостойным своей христианской веры – именно по этой причине их существование оказалось под угрозой. Он пригласил монахов и священников из других стран приехать в Англию, чтобы восстановить монашескую жизнь и обучить ей англичан, ведь они ее почти совсем оставили. Он также сам принялся переводить иностранные книги, чтобы просветить собственный народ. У Альфреда не было расового превосходства над язычниками – в данном случае по большей части датчанами, по крови родственными англичанам. Но Альфред был против их язычества, заражавшего Англию и разрушавшего английские христианские ценности – самое главное в Англии. Итак, говоря о сохранении Англии, мы не говорим о национальной Англии, но об Англии святой веры, об английских христианских ценностях. Традиционные английские ценности – золотое правило Евангелия – пережили Альфреда. Слова «Поступайте так, как хотели бы, чтобы с вами поступали» восхищали и сейчас восхищают многие народы, с этими словами согласится кто угодно, какой бы национальности он ни был: и житель Восточной Европы, и азиат, и африканец, и житель Южной Америки или кто-либо другой. Большинство иностранцев, которых я знаю, огорчены тем, что Англия теряет христианские ценности, и хотели бы, чтобы англичане их восстановили. И это те же самые ценности, которые защищал и до сих пор защищает Альфред, ибо он поставил Христа в центр своего мира. К концу правления Альфреда слово «английский» означало христианский. Я верю, что возврат к настоящей Англии возможен только через возврат к христианскому Богу – «Белому Христу», как Его называли язычники. Если мы не вернемся ко Христу, то наша национальная идентичность потеряется. Единство наше зависит от христианской веры, которую исповедовал Альфред, ради которой он жил и которую восстановил после языческих вторжений. Программой Альфреда было восстановление христианской Англии. Его подлинное величие проявилось не на войне, но в мирное время, в том, что он укреплял и строил города, основывал монастыри и церкви, писал книги и составлял законы. Наша программа – это тоже восстановление. Восстановление христианской Англии и английской христианской культуры.

http://pravoslavie.ru/57348.html

Фото с сайта fon1.ru Язык любви Есть хорошая книга для родителей «5 путей к сердцу ребенка» авторства Гэри Чепмена. Там изложена идея о том, что каждый ребенок воспринимает любовь, обращенную к нему, особым образом и на особом языке. Основные «языки любви» – время, помощь, прикосновения, подарки, ласковые слова. Язык подарков универсален для детей, но только если малыш уже умеет играть и еще не «задарен». Подарки, которые вы не выбирали Но бывает и так, что количество и качество подарков от ближних и дальних знакомых вы контролировать не можете. Пришли гости, принесли игрушку – нельзя же отказаться и не взять. Это будет жестокая обида. Но если качество подарка или его состав вызывают у вас серьезные сомнения, хорошо подумайте, прежде чем дать ему место в детской. Игрушки, книжные иллюстрации – это как раз то, что оказывает большое влияние на формирование внутреннего мира ребенка. Стоит ли, чтобы он начал считать своей 125-ю фиолетовую собаку с выпученными глазами. Есть золотое правило: чем больше сюжетных игрушек, тем хуже ребенок играет… К счастью, малыши недолго помнят о подарках. И если вам подарили что-то совсем неудачное, не бойтесь избавиться от этой вещи. Не стоит захламлять детскую игровую зону. А подарки, которые расстраивают лично вас, вполне можно удалить. Как без слез подарить подарки друзьям? Помните, что для маленького ребенка расставаться с вещью, особенно красиво упакованной, непросто. Так что если ваш малыш легко вручил подарок, стоит радоваться: это приятная неожиданность. Как говорится, надейся на лучшее – готовься к худшему. Родителям полезно быть готовыми к тому, что поведение ребенка в момент вручения подарков будет далеко не идеальным. Если вас тревожит то, что малыш поведет себя «неприлично», попробуйте порепетировать: поиграйте с ним в дарение подарков. Начните игру за 2-3 недели до праздников. Пусть кукла-мама дарит кукле-ребенку подарок, а другая кукла-ребенок ведет себя по-разному: кричит «Отдай, мое!», говорит «Поздравляю с Новым годом и Рождеством», прячется и стесняется. Варианты можно выбрать сообразно особенностям поведения вашего ребенка. Учимся дарить подарки с малых лет

http://pravmir.ru/kak-perezhit-zimnie-pr...

Целительное и плодотворное молчание — это состояние, когда мы на некоторое время опускаемся к корням языка, уходим на ту жизненную и сердечную глубину, где еще нет никаких слов. Это состояние ума и сердца, которое позволяет побыть в некоторой тишине, где слова не нужны. Внутренний сад Когда обнимаем своего ребенка, слова не обязательны. Через объятья он все понимает, что могли бы сказать. Порой, когда молишься, не нужен даже молитвослов: как будто оказываешься в одном пространстве с Богом. Молчание внутри болтающий цивилизации как внутренний сад, куда приходишь, это счастье и вечный свет, которые невозможно отнять. В эту сферу молчания и тишины можно погружаться время от времени. Иначе, как сейчас говорит молодежь, «мозг выносит» от этого постоянного информационного потока и тяжести городской суеты. Если практиковать эти погружения в тишину, то становится легче. Можно опускаться в нее на несколько минут, и затем возвращаться в свои повседневные дела, работу, жизненные обязательства. Как опускаться в тишину? Предлагаю вам 10 практических советов на путь к молчанию. Они составлены на основании опыта многих людей из разных религиозных культур и практик психотерапии. Можно уехать на неделю из города, отключив связь с миром, но ничто не мешает нам помолчать самостоятельно в течение часа в привычной обстановке. Когда все ушли на работу или есть время побыть одному, отключите телефон и путешествуйте по садам молчания. Если возможно, молчите Совет 1: если есть возможность не говорить — молчите. Или пойте, если есть желание и условия. Совет 2: если нет возможности не говорить, делайте это мало и осторожно. Здесь уместно вспомнить евангельское предостережение о том, что за каждое праздно сказанное слово мы будем держать ответ в день суда. Ей вторит самурайская заповедь «взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать». Не направляйте свою речь на разрушение мира и причинение боли другому. Старайтесь не говорить лишних слов, не усложняйте себе жизнь говорением. Празднословие рождает внутреннюю пустоту и глубокую печаль. Постоянно помните о том, кто вас слушает. Давайте себе труд почувствовать его состояние и понять, нужны ли ему ваши слова. Золотое правило в отношениях

http://blog.predanie.ru/article/molchani...

Я никогда никого не убеждал «стать христианином», но у меня часто получаются шаги в верном направлении – через объяснения или полезные аналогии, помогающие людям решить серьезные проблемы. Думаю, чтобы убедить человека стать христианином, нужно пройти с ним несколько этапов. Надеюсь, что у меня получилось помочь многим пройти их. Дэвид Уэй. Фото: Pravoslavie.Ru – Каким вы видите будущее христианства в Британии? Британия – богатая страна, а когда у людей есть благосостояние, то материальные ценности становятся их богом – По своему скромному опыту могу сказать, что мне видится весьма пессимистичная картина христианского будущего Британии. Я увидел такую закономерность: чем либеральнее, демократичнее и богаче становится страна, тем больше оскудевает ее вера. Простое объяснение: Британия – это богатая страна, а когда у людей есть благосостояние, то материальные ценности становятся их богом. Думаю, одним из определений бога может быть следующее: «то, что является центром вашей жизни». Так, многие люди «одержимы» желанием приобрести новую машину, новый дом, новое золотое или бриллиантовое ожерелье и т.д. и т.п. Таким образом, эти вещи становятся смыслом жизни людей, а Бог оказывается как бы ненужным. В то же время я заметил, что вера людей в Бога усиливается больше всего, когда они страдают, попадают в бедственное или сложное положение. Я познал это на собственном опыте и дважды ощутил силу христианской молитвы. В первом случае вместе с Сэмом Джонсом мы молились о том, чтобы встреча с президентом Путиным прошла благополучно, потому что боялись: вдруг некоторые члены нашей группы начнут говорить несерьезные вещи? Во втором случае я усиленно молился за сильно заболевшего Сэма, чтобы он скорее поправился и смог прийти на встречу с президентом. Когда общество, экономическая система или правительство делает все для того, чтобы «жизнь граждан была максимально счастливой во всех отношениях», то вера, как правило, отбрасывается на второй план. Процветает же вера в период трудностей и тягот – вот почему сегодня христианство так растет в Китае, Латинской Америке, то есть в преимущественно бедных регионах. Почему? Потому что людям больше не к кому обратиться! Ведь недаром Евангелие – особенно Евангелие от Марка – это довольно краткая биография, насквозь пропитанная страданиями Христа. Фактически треть всего евангельского повествования посвящена описанию страданий («страстей») Христа. Когда люди испытывают страдания, для них оказывается возможным связать это с тем, что они услышали, узнали в Евангелии. Подчеркну слово «связать», потому что только когда вы находитесь в связи с другим человеком (то есть в том состоянии, когда вы понимаете этого человека), открывается возможность быть убежденным в истинности того, во что этот человек верует.

http://pravoslavie.ru/96839.html

Мать умерла, но мальчик не остался сиротой. Отец женился вторично, и в лице мачехи (кажется, не очень-то ласковое слово для русского уха) Господь послал младенцу глубоко верующую, добрейшей души наставницу, – «так что вполне заменила мне мать и даже, может быть, родная мать не могла бы дать мне такого воспитания», – вспоминал Старец. Ее, как и покойную мать Павлуши, звали Наталией. И вот Павлуша с раннего возраста – настоящий православный человек. Он ходит с матерью (так он звал мачеху) в церковь , причащается Святых Христовых Таин, читает с нею домашнее правило, а часто каноны и акафисты. Пяти лет он начал прислуживать в алтаре и нередко слышал, как люди предсказывали: «Быть тебе священником!» Отец Варсонофий всегда тепло вспоминал свое детство. «Раннее утро, я проснулся, но вставать не хочется, – рассказывал он, – горничная подает матери умываться, а я кутаюсь в одеяло. Вот мать уже готова. «Ах, Павел-то все еще спит, – говорит она, – подай-ка холодной воды», – обращается она к горничной. Я моментально высовываюсь из-под одеяла. «Мамася, а я уже проснулся», – гововорю я. Меня одевают, и мы с матерью идем в церковь . Еще совершенно темно, я по временам проваливаюсь в сугробы снега и спешу за матерью. А то любила она и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Летом Плиханковы жили «в деревне», это, видимо, и было то имение близ Оренбурга (или в самом этом городе), о котором вспоминает о. Варсонофий: «Шести лет был я в саду с отцом и перерывал песочек на аллейке. Вдруг по аллейке идет странник. И дивно, как он мог попасть в сад, когда он окружен большими собаками, которые без лая никого не пропускают. Тихо подошел странник к отцу и, показывая на меня ручкой, говорит: «Помни, отец, это дитя в свое время будет таскать души из ада!» И после этих слов он вышел. Потом мы его нигде не могли найти. И Бог его знает, кто это был за странник». Мирное, золотое детство было у старца Варсонофия. Когда он стоял в церкви, ему казалось, что Матерь Божия с иконы улыбается ему и манит его к Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Юлия 11 июля 2020, 09:45 Если " копнуть " эту историю с точки зрения педагогики, Марину просто " подставили " эти " хорошие " муж и бабушка. Все эти слова " а ты можешь 50 банок огурцов... " - это из уст бабушки, которая с удовольствием пользовалась плодами трудов, но не привила уважения к матери. К матери, которая убивается на работе РАДИ БУДУЩЕГО ДОЧЕРИ. Переставьте местами мать и отца в этой истории - если бы у отца была такая же карьера, то он молодец. Почему дочь грустная на линейке - виновата мать. Где отец? Ну какая разница. Исказили отношение к матери и самой женщине привили чувство вины. Надеюсь, дочь повзрослеет и с годами поймет, чем она обязана матери. Надежда 26 июня 2020, 00:06 Еще хотела бы добавить. Многое у меня поменялось, когда я стала воспринимать детей не как ярмо, а как мой «проект». Цели, задачи, развитие и т д. Основная цель: воспитать христиан. Если дети в саду, с бабушкой, с няней, то кто их воспитывает? Чему их учат? Как сказал пр. Дмитрий Смирнов: что может быть лучше и выше, чем воспитать человека? Я прониклась:) С карьерой у меня было все в порядке, но от этого и самомнение было больше, а мужчина может на словах воспринимать это хорошо, а подсознательно будет воспринимать, как соперничество. Не каждому это понравится. Хотя это и возможно. Мне искренне жаль женщин, которые хотят быть хранительницами очага, а их мужья не могут это обеспечить( Надежда 25 июня 2020, 21:59 Ирине. У меня только 3 детей, причем младшие маленькие. 1. Золотое правило: найти время для сна, без этого ни доброты не будет, ни любви, ни молитвы. Даже Серафим Саровский спал днем, что говорить о нас, грешных? Я сплю днем часик(чтобы ни было); когда спит младший, старшие играются, либо если дочка в школе, ставлю среднему аудиосказку и сплю на соседней кровати, у младшего видеоняня. 2 . Найдите помощь, обязательно. Никогда не была одна женщина на хозяйстве. Только современная женщина. У меня есть няня, тк средств немного, она только гуляет с детьми в парке после обеда. Моя подруга нашла помощь в храме, женщина, у которой уже подросли внуки, помогает ей совсем за небольшие деньги.

http://pravoslavie.ru/131958.html

– Тогда вот еще одна «православная» проблема. Обидел я тебя? Но тебе же от этого только лучше! Смиряйся, прощай! Отец Александр: – В философии существует золотое правило этики и серебряное правило этики. И мне очень жаль, что этого порой не знают не то что прихожане – даже некоторые священники. Серебряное правило: как вы не хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы не поступайте с ними. А золотое правило: как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. По сути, Ветхий Завет – о серебряном правиле. Там очень много заповедей с приставкой не : не делай того, не делай этого. А золотое правило в чистом виде сформулировано в Нагорной проповеди: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). В чистом виде. Значит, если мы понимаем, что Новый Завет – это золотое правило, то нужно помнить еще одну вещь. В чём разница между этими двумя правилами? Серебряное правило – это то, что я обязан требовать от себя и вправе требовать от других. Именно требовать от других. То есть я вправе сказать: «Не делайте мне зла, у-у-у-у!» А в золотом правиле другой принцип: я могу (или как христианин, по-хорошему, должен) требовать его от себя, но я не вправе требовать его от других. То есть я не вправе потребовать: «А ну-ка! Делайте мне добро! Вы обязаны!» Добро может сделать человек только сам, добровольно. И поэтому Нагорная проповедь и другие новозаветные правила обращены к каждому человеку, отдельно взятому. Но не к обществу, не к коллективу, не «вы все обязаны делать вот так!», а если не делаете, то есть такая-то система наказаний. Обратите внимание! В Новом Завете нет системы наказаний, нет заповедей о штрафах или побивании камнями за какие-то религиозные проступки. Максимум, что есть – это понятие «анафемы», то есть – отлучения от Церкви, но не причинения зла или ущерба согрешившему. Церковь может тебя признать не своим, однако отвечать за свои поступки ты будешь только перед Богом, и если хочешь быть спасенным, если хочешь быть совершенным, если хочешь обрести Царствие Небесное, то неделания зла недостаточно. Нужно искать возможность, стремиться делать добро, пользоваться возможностями помогать тем, кто оказался в беде или в нужде (Мф. 25:31-46). Но, опять-таки, потребовать этого я могу только лишь от себя. Я не вправе выставлять это, как счет, кому-то другому.

http://pravmir.ru/razvestis-ne-razvestis...

Более того, это правило напрямую вытекает из заповеди, которую Иисус ставил на второе место после заповеди любви к Богу: Люби ближнего твоего, как самого себя ( Лев. 19:18 ). На этих двух заповедях, по словам Иисуса, утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22:38–40 ). Упоминание о законе и пророках связывает вторую заповедь с «золотым правилом», о котором тоже сказано: ибо в этом закон и пророки. Иисус как бы подчеркивает тем самым, что правило взаимности имеет корни в ветхозаветной нравственности. В данном случае Он не реформирует ветхозаветный закон: Он лишь резюмирует его, сводя к некоему основополагающему принципу. Призыв любить ближнего, как самого себя, многократно зафиксирован в Новом Завете ( Мф. 19:19; 22:39 ; Мк. 12:31, 33 ; Лк. 10:27 ; Рим. 13:9 ). В Послании Иакова он назван «законом царским» ( Иак. 2:8 ), а апостол Павел говорит о нем: весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя ( Гал. 5:14 ). Многочисленность упоминаний этого закона на страницах новозаветных писаний заставляет считать его одним из важнейших аспектов христианской этики. Но любить ближних, «как самого себя», как раз и означает поступать с ними так, как человек хотел бы, чтобы они поступали с ним. В Деяниях сохранена речь Петра, произнесенная на апостольском соборе в Иерусалиме. В ней он предлагает разослать язычникам письмо с призывом, в числе прочего, не делать другим того, чего не хотят себе. Такое письмо было составлено, и формула была в него включена ( Деян. 15:20, 29 ). Здесь «золотое правило» выражено в отрицательной форме. Упоминание его в речи Иакова и в соборном послании апостолов к язычникам лишь подчеркивает важность, которую ему придавало первое христианское поколение. Исследователями неоднократно отмечалось, что «золотое правило» является универсальным нравственным принципом, в той или иной форме отраженным в основных религиозных и философских системах Древнего мира, включая античную философию, иудаизм, христианство, ислам , конфуцианство и буддизм. Оно нашло отражение и в философии Нового времени, в частности в «категорическом императиве» Канта 451 . Мы не будем приводить здесь все общеизвестные параллели, так как они достаточно многочисленны. Однако мы должны отметить, что, за исключением античной философии и индуизма, с которыми Иисус вряд ли был знаком, все эти параллели относятся к эпохе, последовавшей за появлением христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В его учении взаимосвязь заповеди любви с золотым правилом нравственности проявляется в выражении совершенного сочувствия с другими людьми, «чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют» с. 228]. Золотое правило нравственности (морали) – принцип, которым руководствуется человечество уже на протяжении последних нескольких тысячелетий. Он имеет негативную и позитивную формулировки, гласящие: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы чтобы они (не) поступали по отношению к тебе». Исследователями золотого правила нравственности (морали) в Библии его упоминание Абрамов Александр Вячеславович насчитывается трижды: в книге Товита ( Тов.4:15 ) в отрицательной формулировке, в Евангелии от Луки ( Лк.6:31 ) и наиболее совершенная формулировка в Евангелии от Матфея ( Мф.7:12 ): «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» с. 109]. У Феофана Затворника своеобразное воспроизведение золотого правила нравственности в своей позитивной формулировке нашло выражение в следующем высказывании: «Переноси на себя состояние твоего брата, – и чего бы ты пожелал себе, находясь в подобном положении, то сделай для него без отказа...» с. 164]. А в негативной формулировке золотое правило отразилось в его учении о «чистой совести». Согласно его учению, «к иным людям хранить совесть свою чистою, значит, не делать им ничего, чего не хочешь, чтоб они делали тебе...» с. 406]. Его учение о золотом правиле нравственности во многом близко дефинициям категорического императива в этике Канта, который сформулировал одну из своих трактовок принципа категорического императива следующим образом: относись к человеку как к цели и никогда как к средству т. 4]. Свое учение о естественном нравственном законе святитель Феофан Затворник в наиболее развитом виде выразил в своем толковании послания апостола Павла к Римлянам: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14–15 ). Одним из признаков святитель Феофан Затворник видел в общности закона, устного или писаного, который сам по себе признают хорошим не только христиане, но и язычники, хотя его велениям как те, так и другие не всегда следуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

св. Константин I Великий передал для Латеранской базилики 2 золотых К. общим весом ок. 10 кг и одно золотое К. весом ок. 5 кг, украшенное 49 драгоценными камнями, а также одно золотое К. того же веса с 60 драгоценными камнями - базилике св. Петра (LP. Vol. 1. P. 177). К., о к-рых сообщается в этом документе, из-за их тяжелого веса вряд ли использовались при литургических процессиях и священнодействиях, но могли быть стационарными или подвесными. Изображения стационарных К. нередко встречаются на визант. и древнерус. фресках и иконах. Отдельные предметы такого типа сохранились до нашего времени: напр., в соборе Сан-Марко в Венеции имеется стационарное серебряное К. в виде многоглавого храма, изготовленное в К-поле в XII в. В Греции стационарные К. в виде небольших чаш с кровлей на поддоне широко распространены по настоящее время (они обычно устанавливаются на солее). О подвесном К. говорится в Житии папы Сергия I (687-701): по его инициативе было изготовлено большое золотое К., которое было подвешено перед образами ап. Петра; во время мессы в этом К. воскуряли ладан (LP. Vol. 1. P. 374-375). Наиболее известное К. подвесного типа используется по сей день в соборе Сантьяго-де-Компостела. Наиболее древние ручные К. на цепях представляли собой либо полусферу, либо низкий цилиндр, либо многогранную призму. В 2 последних случаях оно имело ножки, в первом - кольцевидную подставку. Крышка у таких К., как правило, отсутствовала. К верхнему краю угольного контейнера прикреплялись 3 цепи небольшой длины, соединенные вместе в кольцевидном или шарообразном держателе. Такие К. изображены, напр., на мозаиках ц. Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне ( Braun. 1932. S. 608-611; DACL. T. 5. Col. 22). Похожие вост. образцы хранятся в Каирском музее ( Strzygowski. 1904. S. 281-284). Известны аналогичные К., выполненные визант. мастерами в VI-XI вв. (см.: Byzantium: Treasures of Byzantine Art and Culture from British Collections. L., 1994. P. 104, 105; Splendeur de Byzance: [Catalogue].

http://pravenc.ru/text/1319774.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010