Они тотчас прикоснулись к Нему, и уверовали, убедившись Его плотью и духом... по воскресении, Он ел и пил с ними, как имеющий плоть, хотя духовно был соединен с Отцом» (ср.: Лк 24. 36-43; см.: K ö ster. 1957); слова из 2-го Послания к Коринфянам, приписываемого сщмч. Клименту Римскому: «Поэтому Господь на тот раз, когда мы делаем это, сказал: «Если вы будете собраны в объятиях Моих и не исполните заповедей Моих, отвергну вас, и скажу вам: подите от Меня прочь, не знаю вас, откуда вы, делатели неправды»» ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 4. 5; а также: Ibid. 5. 2-3; 8. 5; 12. 2). Нередко в сочинениях мужей апостольских встречаются назидания, заповеди и тексты литургического содержания, не обозначенные явным образом как слова И. Х., в то время как в канонических Евангелях те же слова или очень близкие к ним излагаются от лица Спасителя. К ним относятся, напр., двойная заповедь любви ( Barnaba. Ep. 19. 2, 5: «Возлюби создавшего тебя... возлюби ближнего своего более души своей»; ср.: Мк 12. 30-31), т. н. золотое правило (Didache. 1. 2 (ср.: Деян 15. 20, 29 по кодексу Безы): «Не делай другому всего того, чего бы ты не захотел, чтобы случилось с тобой»; ср.: Мф 7. 12; Лк 6. 31; Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 13. 2), логия о силе молитвы ( Ign. Ep. ad Eph. 5. 2 (ср.: Herm. Pastor. III 6. 3): «Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божьего. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви?»; ср.: Мф 18. 19-20; Мк 11. 22-24), о грехе против Св. Духа (Didache. 11. 7: «И всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не судите, ибо всякий грех отпустится, а этот грех не отпустится»; ср.: Мк 3. 28-29) и заповедь о крещении (Didache. 7. 1: «...крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде»; ср.: Мф 28. 19). При этом наличие цитирования в раннехрист. текстах от лица автора слов, приведенных в канонических Евангелиях от лица Спасителя, нередко служит основанием для отказа от признания аутентичности этих высказываний (см.: K ö ster. 1957. S. 261 sqq.; см. ст. Дидахе ). Фрагментарные евангелия, близкие по содержанию к каноническим Помимо канонических Евангелий и сочинений мужей апостольских к письменным свидетельствам об И. Х. относят неск. фрагментарно сохранившихся евангелий: текст папируса Эджертона 2, Тайное Евангелие от Марка, Евангелие Петра и текст Оксиринхского папируса 840. Общей особенностью этих текстов является то, что они содержат как элементы синоптических Евангелий, так и черты сходства с Евангелием от Иоанна, что в лит-ре интерпретируется не только как свидетельство зависимости этих текстов от канонических Евангелий, но и как аргумент в пользу их более раннего происхождения.

http://pravenc.ru/text/293939.html

- По сути, это фарисейство? - Да. А ведь Христос если кого-то и не прощал, то только " самоправедных " , то есть фарисеев. Нельзя жизнь по Евангелию построить с помощью закона: не сходится, это не Эвклидова геометрия. И еще у нас восторг перед силой Бога. Но зачем? Таких религий полно. Любая языческая религия восторгается силой бога, магией. Александр Шмеман пишет, да, может, и раньше писали, что христианство не религия, а личная связь со Христом. Но что происходит? Вот молодые парни, улыбающиеся, переговаривающиеся, идут к причастию... А сзади старушки с палочками, после операции. И парням даже в голову не придет пропустить бабушек. И это сразу после литургии, где в очередной раз все было сказано! Я несколько раз не шла причащаться от злости на это все. А потом на радио " Радонеж " , оно обычно в воскресенье, говорила слушателям: " Ребята, сегодня из-за вас не причащалась " . Потому что посмотришь, и уже в душе делается такое, что не то что причащаться, но стыдно и на церковь смотреть. Причастие - не магический акт. Это Тайная вечеря, и если вы пришли справить с Ним вечно теперь справляемый вечер перед Его смертью, то постарайтесь услышать как минимум одну вещь, которую Христос добавил в Ветхий Завет и которая перевернула всё: " ...да любите друг друга, как Я возлюбил вас... " - Обычно цитируется " Не делай того, чего не хочешь себе " . - Да, любовь для всякого хорошего человека означает это золотое правило. Вполне резонное: не делай того-то и спасешься. Ветхозаветная матрица, которую взяло потом мусульманство. А любовь христианская - это душераздирающая жалость. Человек может тебе вообще не нравиться. Он может быть тебе абсолютно противен. Но ты понимаешь, что, кроме Бога, у него, как и у тебя, защиты нет. Часто ли мы видим даже в нашей церковной среде такую жалость? К сожалению, даже эта среда у нас пока еще чаще всего неприятная. Даже само слово " любовь " в ней уже скомпрометировано. Угрожая девчонкам адским огнем за аборты, священник говорит: " А главное - любовь... " Когда это слышишь, даже при полном непротивлении возникает желание взять дубину хорошую и...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Покрытие золотом серебряных и медных О. икон, крестов, богослужебных книг и др. предметов на протяжении столетий производили традиц. способом амальгамного золочения. В XVI-XVII вв. в мастерские Московского Кремля из царской казны поступали для этих целей золотые монеты, как правило «угорские» (венгерские), т. е. такие, к-рые были чеканены по стандарту венг. дуката ( Ширяков И. В. Золотая монета в России XV-XVII вв.: АКД. М., 2000. С. 10; Зверев С. В. Золотые и позолоченные монеты - привески к почитаемым иконам в храмах Московского Кремля//Царский храм: Благовещенский собор Московского Кремля в истории рус. культуры. М., 2008. С. 267). Мелко разрубленные и нагретые докрасна частицы золота растворяли в ртути, а затем густой смесью этих металлов (амальгамой) с помощью щетинной кисти покрывали лицевую поверхность предварительно очищенного и протравленного в кислом квасе или клюквенном соке серебряного оклада (об амальгаме: Рус. золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1967. С. 47). После нанесения амальгамы серебряный предмет нагревали над жаровней с горячими древесными углями до испарения ртути (отсюда другое название способа - «через огонь»). Амальгамное покрытие было прочным, но дорогим; ложилось оно неравномерно, кроме того, наносило вред здоровью. В 1-й пол. XVII в. московские мастера часто применяли более рациональный прием золочения «через огонь» для нанесения прочного и равномерного слоя позолоты. Гладкие серебряные пластины басмы покрывали ртутью, а сверху накладывали тончайшие листы сусального золота, к-рые после испарения ртути прочно соединялись с поверхностью пластин. Остатки ртути удаляли нагреванием на горячих древесных углях. Затем на пластинах оттискивали орнамент. Для таких работ мастерам из царской казны выдавали листы сусального золота: напр., кормовому мастеру Серебряной палаты басманщику А. Фалееву в июне 1624 г.- 1000 листов, в апр. 1625 г. ему же с 8 товарищами - 1800 листов на золочение О. царских дверей и киота к чудотворному образу Пресв. Богородицы, «что у государева старого двора» ( Троицкий. 1930. С. 132). Для изготовления листа сусального золота слиток драгоценного металла многократно проковывали, отжигали и снова многократно проковывали через прочную мембрану (напр., бычий кишечник). Мастера использовали специально приготовленные «открасы», позволяющие изменить цвет или оттенок золочения. В XIX в. технология амальгамного золочения уступила место гальваническому.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

Понятие естественного закона (лат. lex naturalis) или естественного права (jus naturalis) имеет важное значение в латинском богословии. Оно предполагает наличие в человеческой природе таких нравственных установок, которые являются общими для всего человечества и укоренены в понятии «совесть». Мы не будем здесь входить в рассмотрение самой теории естественного права, так как она интерпретируется по-разному, в зависимости от того, в какой контекст помещается – античной философии, латинской средневековой мысли или философии нового времени. Ограничимся лишь тем изречением апостола Павла, которое легло в основу средневекового представления о естественном праве: ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их ( Рим. 2:14–15 ). Общий контекст речи апостола Павла – соотношение между законом Моисеевым и теми духовно-нравственными установками, которые существуют в языческом мире. Рассматривая это соотношение, Павел приходит к весьма радикальному выводу: если у язычников нет того абсолютного закона, который имел Божественное происхождение, то у них тем не менее есть закон, написанный в сердцах. Этот закон – голос совести, позволяющий им отличать добро от зла. Первому поколению христиан эта мысль казалась революционной, как и вся деятельность Павла по привлечению язычников в Церковь и его настойчивость в отношении отмены для язычников таких основополагающих иудейских обычаев, как обрезание. По данному поводу между Павлом и Варнавой с одной стороны и «некоторыми братьями, пришедшими из Иудеи», с другой, возникло разногласие и немалое состязание, потребовавшее созыва экстраординарного собора всех апостолов ( Деян. 15:1–6 ). Однако апостол Павел в данном случае не говорил ничего принципиально нового по сравнению с тем, что уже было сформулировано Иисусом в качестве основополагающего универсального нравственного принципа. Иисус выводил его из закона Моисеева, настаивая на том, что в этом закон и пророки. Павел лишь шел на один шаг дальше, утверждая, что основополагающие нравственные принципы не сводятся к букве закона Моисеева: Бог вложил нравственное чувство не только в иудеев благодаря закону и пророкам, но и в язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Согласно кн. Деяний св. апостолов, И. С. а. завершился решением послать в Антиохию с апостолами Павлом и Варнавой «Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями», вручив им послание И. С. а. христианам Антиохии, Сирии и Киликии (Деян 15. 22-29). В библеистике это послание часто называется «Апостольским декретом». Это послание должно сообщить решение, принятое апостолами и пресвитерами в согласии со всей Церковью (Деян 15. 22). Содержание послания отражает предложение ап. Иакова: не возлагать на христиан из язычников «никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда» (Деян 15. 20, 28-29). Т. н. «западный» текст кн. Деяний, к к-рому восходит и рус. синодальный перевод, к этим условиям добавляет этические требования, в частности «золотое правило» - не делать другим того, чего не хотят себе. Обрезание среди условий не упоминается, т. к. его необязательность для язычников подразумевается в Деян 15. 19, 28: «не затруднять обращающихся к Богу из язычников». Это означает не требовать от них обрезания. Постановление И. С. а. решает проблему, как она представлена в Деян 15. 1, 5 и в соборной речи ап. Петра (Деян 15. 7-11). Эта проблема состояла в принципиальной для ветхозаветной традиции возможности вхождения язычников в Церковь Божию. С одной стороны, решения И. С. а. должны были удовлетворять самым минимальным требованиям закона Моисея, с другой - они должны были для христиан из язычников открыть возможность общения с христианами из иудеев и облегчить миссию среди язычников вообще. В связи с условиями, сформулированными в Деян 15. 28-29, предлагалось компромиссное решение проблемы. Они требовали соблюдения предписаний Лев 17-18. Во-первых, запрещалось всякое участие в языческих жертвоприношениях (Лев 17. 7-9), в т. ч. вкушение «идоложертвенного», т. е. мяса, оставшегося от языческих жертвоприношений. Во-вторых, запрещалось вкушение крови и удавленины (Лев 17. 10-14). Эти 2 запрета фактически представляли собой 1 требование, т. к. под «удавлениной» имелось в виду мясо животных, умерщвленных без истечения крови. Под «воздержанием от блуда» подразумевался также запрет родственных браков и половых извращений (Лев 18. 6-30). Т. о. гарантировалась возможность общения (прежде всего за трапезой) обрезанных христиан с необрезанными христианами (см.: Лев 17. 1-16).

http://pravenc.ru/text/Иерусалимском ...

Натяжка, тенденциозность? Однако уподобляя жизнь пчёл жизни людей, их общественную организацию можно назвать наиболее правильной. Едва ли не коммунистической. Общинно добывая свое богатство – мёд, они не становятся частнособственниками. Собственность у них общая – мёд. Общая, коллективная и оборона. Они не агрессивны, их не тронь, и они не тронут. А полакомиться медком – у, хлебом не корми! – любят все. Особенно – медведь. Так они, такие в сравнении с ним малявки, сообща, всем своим роем, своим пчелиным воинством дают ему такой отпор, что косолапый драпает, как немчура под Сталинградом. Итак, смотрите, сколько у них положительных качеств. Миролюбие, трудолюбие, дружелюбие, коллективизм, взаимовыручка, взаимопомощь, самоотверженность, храбрость, массовый героизм, и жизнь как при коммунизме. Словом, не пчёлам у людей, а людям у пчёл поучиться бы. Правда, по мнению медведей и прочих падких на мёд тварей, есть у пчёл один крупный недостаток. Это нечто вроде пчелиного национализма. Видя, что всякие разные, даже внешне схожие с ними особи типа диких пчёл, ос, шмелей и шершней, вместо того, чтобы помочь им в медосборе для запасов мёда, эти прожоры лишь алчно пожирают их мед, пчелы никого и близко не подпускают к своим пасекам и ульям. Однако же пандемия варратоза и тут подтвердила правоту пчёл. Сумевший присоседиться к ним мизерный клещ несёт им лишь тяжкую болезнь и вымирание. Поневоле будешь сторониться. Зато с бортниками на Руси пчёлки с незапамятных времен подружились. Русичи и называли их уважительно божьими, и не грабили, как медведи и медведевы сородичи, разоряя их гнездовья, а наоборот, строили для них домики и даже подкармливали в пору морозной зимы. А меж тем и сами мало-помалу многому у них научились. Отсюда закономерно взаимопомощь, взаимовыручка, коллективизм, единство. Во имя славянского единства славянская заповедь: подай друг другу руку! Ну истинно как у пчёл, протягивающих упавшей лапку. Случались вообще-то и разногласия, и споры, но и при этом правило: двое одного не бьют, лежачего не бьют, драка до первой крови. А затем золотое правило великороссов: возлюби ближнего своего, аки себя самого. И русское советское, согласно морального кодекса строителя коммунизма: человек человеку друг, товарищ и брат.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/03/ek...

Никакие фундаментальные правила не устаревают. В том числе законы отношений между людьми. Есть, например, «золотое» правило: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Мы все его нарушаем. И все рано или поздно чувствуем на себе то, что оно верно. Или правило «Что посеешь, то и пожнешь». Есть ли человек, который с этим будет спорить? Я ни разу не видел исключений из этих правил! И других правил никто не может изобрести! Изобретаются все новые и новые нарушения уже существующих правил, которые некоторыми объявляются правилами новыми. Вот и приходится поверившим в эти «новые правила» потом горько жалеть. – А возможно ли современному человеку жить по этим правилам? Не теряет ли он возможностей пользоваться современными благами? Или чтобы эти правила выполнять, надо уйти в лес и жить отшельником? – Абсолютно нет никаких проблем жить по этим правилам. И пользоваться можно любыми благами, пользование которыми не сопряжено с нарушением правил. Конечно, если считать за современное благо, например, возможность «вмазываться» героином и другие подобные современные «блага», то потребление этих благ несовместимо с истинными «правилами построения Счастья». – Что же это за правила и вопросы, на которые надо получить ответ? – Это правила построения семьи: фундаментальные основы, на которых возможно построить семью, понимание целей и задач брака, не зная которых, создать стабильную семью практически невозможно. Это и правила общения, семейной иерархии, разделения ответственности, общих интересов, отношения друг другу. Важное место занимает понимание и учет ценностей, на которых можно строить успешную и стабильную семью, чтобы она была устойчива к кризисам. Очень важным является анализ качеств и особенностей близких людей, правила взаимодействия членов семьи, разделение ответственности и власти. Очень важно точное и подробное понимание и других вопросов, которые непосредственно влияют на отношения в числе которых: эгоцентризм и гордость; как понять партнера; как не обижаться и научится прощать, как построить доверительные отношения и убрать из жизни ревность, как научится не допускать и предотвращать скандалы, как можно относится к своим чувствам и чувствам другого, как научится справляться с собственными эмоциями, агрессией и страхами; как распознать и преодолевать разного рода психологические зависимости (в.т.ч. любовную);

http://azbyka.ru/semya/sozdaniju-krepkoj...

Аристотель, Гегель, Руставели, Менандр, Цицерон, Монтень, Пушкин, Конфуций, Камю, Шоу, Сартр, Тиллих, Плутарх - их цитаты приведены на полях издания, а вот Христа Спасителя - ни одной. Хотя почему-то в последнем, заключительном уроке сказано: «Вы познакомились с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнали о религии (это где же? - спрошу я авторов), духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая друг друга и помогая друг другу» (стр. 62). Это, судя по всему, целый абзац опечаток или даже прямой лжи, поскольку учебник не дает абсолютно никакого представления о моральных нормах наших предков. Даже золотое правило нравственности «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе» - приписано Конфуцию, Фалесу и Сенеке - о Христе и Евангелии ни слова (стр. 42). Не могу не процитировать резкое высказывание корифея отечественной педагогики К. Д. Ушинского, яркой иллюстрацией которого является, на мой взгляд, весь этот труд: «Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди». Оно и есть, прости Господи, - безголовый урод, зовущий нас к бесцельному результату впереди... Рейтинг: 9.6 Голосов: 117 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Кирилл Планкин 6 февраля 2014, 18:30 Вероятно, для вас это будет новостью, но не все горят желанием сделать своих детей православными, католиками, буддистами, мусульманами, язычниками и т.д. Что вы предлагаете делать этим людям? Гореть в аду? Альтернативы кроме Евангелия не существует? Объективные вещи, причинно-следственные связи, реальная боль уже слишком атеистичны, чтобы быть источником знаний о добре и зле? Давайте забьём головы детям 4-го класса Евангелием, чтобы в 7-9 классах они думали не о реальном устройстве мира, а о том, какие они плохие, потому что возжелали свою одноклассницу/одноклассника. На фоне гормональных всплесков получим ещё и комплекс вины.

http://pravoslavie.ru/62479.html

б) Человек нравственно виновен перед Богом. Бог выразил Свою нравственную природу в Десяти заповедях 74 и укоренил Свой моральный закон в совести каждого человека. 75 Когда человек избирает зло, он нарушает этот нравственный закон и становится виновным перед Богом А поскольку Бог справедлив. Он должен наказать преступление – не сделай Он этого. Он бы не был благ Такое наказание – «вечная погибель, от лица Господа и от славы могущества Его». 76 в) Человек сам не в состоянии достигнуть Бога. Невозможно человеку, духовно мертвому и нравственно виновному перед Богом, приблизиться к Богу своими собственными усилиями. Бытует мнение, что если мы будем выполнять Золотое правило 77 и Десять заповедей, или если наши добрые дела перевесят злые. Бог нас примет. Нет, Библия учит не так: «Законом никто не оправдывается пред Богом» и «делами закона не оправдывается пред Ним никакая плоть». 78 Согласно Новому завету, весь закон и Десять заповедей были даны не как средство достигнуть Бога добрыми делами, но как своего рода нравственная мерка: чтобы показать нам, как неизмеримо далеко нам до праведности Бога, и побудить нас к покаянию. 79 Человек не в состоянии совершить достаточно добрых дел, чтобы заслужить спасение. Немецкий философ Иммануил Кант писал, что человеку понадобится вечность, чтобы стать достойным Божьего нравственного закона. И даже тогда он всё ещё будет виновен во всём том зле, которое совершил прежде, чем достиг совершенства. Духовно мёртвый никогда не сможет исполнить нравственный закон Бога. Виновный перед Богом – никогда не смоет вины. Не удивительно, что, как считает Библия, человек в такой ситуации не имеет надежды и даже является безбожником. 80 3. Прийти к знанию Бога человек может через Иисуса Христа. Ещё до того, как Бог создал Вселенную, Он знал, что человек пойдёт по гибельному пути, и уже планировал спасти человека из этой безнадёжной ситуации. На кресте Божий Сын, Богочеловек Иисус добровольно принял на Себя наказание за наши грехи, заделав таким образом брешь в отношениях между человеком и Богом. Поэтому в Нём – решение нашей проблемы:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sam...

Все это накладывает на мужчину сугубую ответственность, так как его решения касаются не только его самого, но и женщины, за которую он это решение принял. Пусть меня поймут правильно: я не хочу сказать, что у женщины совсем нет свободной воли, права выбора. Это дал нам Бог, и отнять это нельзя ни у кого, даже у смертника в одиночной камере. Но выбор и решение суть разные вещи, это надо помнить. Какой можно сделать из всего этого вывод, и какой совет можно дать женщинам? У мужчин лучше получается принимать решения – доверьте это им. И благодарите Бога, если рядом с вами решительный, мудрый мужчина, который несет ответственность за свои решения. Логическое мышление Чтобы достичь мира и взаимопонимания, в Евангелии нам дано так называемое «золотое правило»: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). К этому правилу мы еще не раз вернемся. Чтобы понять, каких поступков и слов от нас ждет наш ближний, нужно научиться ставить себя на его место. Но это бывает совсем не просто – понять другого человека. Особенно сложно понять существо другого пола. Часто под одними и теми же словами мы понимаем совершенно разные вещи и хотим друг от друга иногда совсем разного. Однако, зная особенности мужской и женской психики, придти к пониманию можно. Всем известно выражение «женская логика». Родилось оно все от того же неумения понять друг друга. Часто мужчинам рассуждения и поступки женщин кажутся неправильными, нелогичными, а на самом деле у женщины просто своя правда, свое в и дение мира. В одной книге по психологии прочел такой пример. Женщина говорит фразу: «Мне абсолютно безразлично, какое ты купишь мне мороженое». Мужчина, следуя своей логике, ответит: «Что значит “безразлично?” Я же собираюсь купить мороженое тебе! Откуда я знаю, какое мороженое ты хочешь. Будь добра, ответь мне точно: ванильное или пломбир?» Это пример типичной ошибки. За фразой женщины «Мне абсолютно безразлично…» стоит буквально следующее: «Сделай поступок! Покажи, что ты способен принять решение, что ты можешь обо мне позаботиться, что ты готов взять на себя ответственность». Ей хочется испытать счастье понимания, почувствовать присутствие мужчины, увидеть его деяние. И в сравнении с этим приятность от ощущения определенного вкуса мороженого – сущая ерунда! Как говорится, не дорог подарок, дорого внимание. Она знает, чего хочет, но способ, каким она «подает» свое желание, мужчине совершенно чужд, и потому он ее не понимает. Мужчина может даже обидеться, подумав, что женщина равнодушно относится к его желанию угостить ее. Одну и ту же фразу мужчина понимает буквально, а женщина вкладывает в нее совсем другой смысл. Мужчины не любят подтекстов и скрытых посланий, они любят все «разложить по полочкам».

http://pravoslavie.ru/7151.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010