Золотое правило каждого духовника должно быть по примеру пословицы – что немцу смерть, то русскому здорово, – что одному прихожанину страшный грех, для другого это уже добродетель. Приходит, например, человек на исповедь, говорит: «Батюшка, я творог ел постом». Для одного, умудренного опытом монаха, это будет серьезный грех. Для юноши или девушки, впервые приступивших к посту, это будет уже большой шаг вперед и добродетель. То же самое – для человека, который вместо того, чтобы заставлять жену пользоваться спиралью, сходил в аптеку и купил презервативы. Здесь нужно очень индивидуально подходить к людям. Они все находятся в очень разном духовном состоянии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 октября, 2023 25 мая, 2023 13 августа, 2013 9 января, 2016 22 марта, 2024 19 февраля, 2024 28 декабря, 2023 15 ноября, 2023 4 октября, 2023 3 октября, 2023 25 мая, 2023 13 августа, 2013 9 января, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/svyashhennik-skazal-vy...

Ибсен не предлагает разобраться, из чего возникают добродетель и счастье, поскольку призывает искать источник современных трагедий во взаимоотношениях полов. Ложь оказывается губительной в «Столпах общества», но так же губительна правда в «Дикой утке». Не существует принципиальных добродетелей ибсенизма. У Ибсена нет идеальных людей. Все это не только признано, но и подчеркивается в наиболее значимом и содержательном из всех панегириков Ибсену — «Квинтессенции ибсенизма» Бернарда Шоу. Шоу резюмирует учение Ибсена в одной фразе: «Золотое правило состоит в том, что золотых правил нет». В его глазах отсутствие устойчивого и определенного идеала, отсутствие ключа к добродетели есть величайшее достоинство Ибсена. Не стану сейчас подробно рассуждать о том, так это или нет. Осмелюсь только с твердой уверенностью указать на то, что такое отсутствие — хорошо это или плохо — ставит нас лицом к лицу с проблемой человеческого сознания, которое наполняют очень четкие образы зла и где нет четких образов добра. Свет для нас отныне превращается в потемки — в то, о чем нельзя говорить. Адских демонов Мильтона мы воспринимаем как зримую тьму. Человечество, согласно религиозному учению, однажды пало, познав тем самым добро и зло. Теперь мы пали во второй раз, но осталось в нас только знание о зле. Великое молчание, огромное невыразимое разочарование поглотило в наши дни северную цивилизацию. Все предыдущие эпохи были выжаты и распяты в попытке понять, что же такое праведная жизнь, что значит быть хорошим человеком. Заметная часть современного мира пришла от вопроса к выводу, что ответа на этот вопрос не существует, а самое большое, что мы можем сделать — это развесить предупреждения там, где опасность очевидна, чтобы, например, предупредить людей, что нельзя напиваться до смерти или не замечать существования соседей. Ибсен первым бросил тщетные изнуряющие поиски и принес нам весть о великом крахе. Любое из популярных современных высказываний, любой идеал — это уловка, чтобы не отвечать на вопрос, что есть благо. Мы любим рассуждать о «свободе»; но наши рассуждения — это уловка, чтобы не отвечать на вопрос, что есть благо. Мы любим рассуждать о «прогрессе»; но это уловка, чтобы не отвечать на вопрос, что есть благо. Мы любим говорить о «воспитании», но это тоже уловка, чтобы не отвечать на вопрос, что есть благо. Современный человек говорит: «Давайте откажемся от условных принципов и выберем свободу». По сути это означает: «Давайте не будем решать, что такое благо; пусть считается, что правильно об этом не рассуждать». Он говорит: «Долой ваши устаревшие моральные догмы; я за прогресс». По сути это означает: «Не будем выяснять, в чем состоит благо; давайте решим, как на нем поживиться». Он говорит: «Надежды нации, друг мой, заложены не в религии и не в морали, а в воспитании». Это, проще говоря, означает: «Мы не можем решить, что такое благо; пусть решат наши дети».

http://azbyka.ru/fiction/esse/18/

История представляет собой «колебательный процесс» чередующихся обществ, одна последовательность которых стремится воплотить идеационный тип («горний полюс»), а другая – чувственный тип («дольний полюс»), причем они последовательно сменяют друг друга в соответствии с концепцией Сорокина (пологий спуск и крутой подъем). Мировая история предстает как цепь сменяющих друг друга, подобно ночи и дню, двух цивилизаций, каждая из которых строится на противоположных принципах. Где преобладает мистическое начало, ноуменальная воля, восприимчивость, женственность – это ночной период. Где активнее поверхностное воздействие на мир, феноменальнаяволя, мужественность – это дневной период истории: « Ночной период – Средневековье. Дневной – новое время» (Флоренский П.А. Указ. соч. – С. 387). Современный историк и социолог А.И. Фурсов однажды сформулировал «золотое правило» Русской истории: « преемственность через разрыв» (Фурсов А.И. Опричнина в русской истории – воспоминание о будущем//Фурсов А.И. Вперед, к победе! Русский успех в ретроспективе и перспективе. – М.: Книжный Мир, 2014. – С. 6). История по Флоренскому строго подчиняется этому правилу: каждая культура, отрицая прошлую, словно бы восстанавливает позапрошлую так, будто бы и не было разрыва между ними. Новое время, яростно отрицая Средневековье, обращается к античной культуре и тщательно воссоздает не только ее литературные памятники, но вслед за античными мыслителями переносит центр мироздания на человека. « Антропос!» – так, с восхищенным придыханием говорит не только чеховский учитель Беликов, это гимн и культ Нового времени. Возрожденская эпоха – это возрождение фарисейства, носящее на новом языке два имени: натурализм и гуманизм, когда была провозглашена автономия человека и природы. Главное для характеристики «возрожденской культуры» – это понятие автономии, когда господствует закон, полученный от твари. Может быть, много оттенков этого стремления, но суть их одна – самодостаточность твари (человека), независимость его от Бога.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/08/ka...

Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет. Если помогают — они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы. Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей. Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти. Следующий важный уровень — это группоцентрический, где центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение к другим тесно зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит. Если принадлежит, то другой человек достоин жалости, сожаления, любви, снисхождения. Если не принадлежит, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует. Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: «забота у нас такая, работа у нас большая — жила бы страна родная, и нету других забот!» «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!» И так далее. Здесь главный смысл заключается в том, чтобы жил определенный «кусок» общности. Он может быть разным — от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически — это одно и то же: жили бы «мои», жили бы «мы», «наши», а что касается остальных, то это безразлично. И, наконец, следующая ступень, которую можно назвать гуманистической, просоциальной. На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам. На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: группоцентрической или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли и т. д. Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В качестве примера переживания подобного нравственного состояния можно сослаться на 37-летнего Эйнштейна, который во время тяжелой, угрожающей смертью болезни писал: «Я настолько чувствую связь с другими людьми, что мне все равно, где кончается моя жизнь» отсюда и смысл жизни.

http://pravmir.ru/smert-i-smysl-zhizni/

Надо отметить, что в обоих Заветах Бог выступает несколько по-разному. В Ветхом Завете, Бог - прежде всего справедливый судия; Он всегда прав, и потому верить Ему - самая главная добродетель. О божественной любви тоже говорится, но более скромно, и лишь отдельными авторами, сумевшими за грозной Справедливостью разглядеть неизреченную Любовь Божию. Весь закон Моисеев по сути дела является формулировкой положений справедливости, причем - как индивидуальной, так и распределительной. Действительно, все заповеди Декалога, относящиеся к ближнему («не убий», «не воруй», «не лги», «не завидуй», «не прелюбодействуй») требуют поддержания должного уровня социальных отношений между людьми, и направлены на установление справедливости. Большое число заповедей, связанных с хозяйственным укладом, напрямую поддерживают справедливость. Так, каждый седьмой год предписывалось прощать все долги и отпускать всех рабов-евреев, а каждый юбилейный год (50-тый) - купленная земля возвращалась старому владельцу безвозмездно. Установления «седьмого года» и «юбилейного года» резко ограничивало накопление капиталов, и следовательно - выравнивало социальное неравенство. И другие установления направлены на поддержание социальной справедливости: оплату наемникам предписывалось платить каждый день, за воровство - платить вдвое (за вола - в 5 раз); запрещалось ростовщичество (по отношению к евреям), запрещалось подпиливать гири и устанавливать несправедливую цену за товар, и прочее, прочее. Новый Завет открывает другую сторону Бога - Бога милостивого, Бога жертвенного, Бога, отдающего Свою жизнь ради спасения людей. Это произвело настолько сильное впечатление на новозаветных авторов, что они кричат об этом, стараются донести то новое, что они узнали о Боге. Однако Новый Завет ничуть не отменяет справедливости. Он, например, признает золотое правило нравственности: « Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки » (Мф.7:12), которое является очевидной формулировкой справедливости.

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/15/...

«Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя только один – и ты тратишь его на мирские занятия. Вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь к себе благодать вашего Бога». Сложно находиться на службе от рассеянности и неумения молиться, дьявол всегда строит козни, и поэтому на молитве нас одолевают различные мысли. Мотивация? Надо задать себе вопрос: хочу я быть с Богом или нет? Нам с экранов телевизора говорят: «Бери от жизни все». Вот молодежь и берет все. Есть такое выражение: богатеть в Бога – это значит собирать и преумножать добрые дела. Иисус Христос нам говорит, чтобы мы собирали сокровища там, где воры не подкапывают и тля не тлит. А место, где мы можем собрать эти сокровища, – наше сердце. Человек проживет 30, 50 лет и первый раз идет на исповедь, а кто-то на одре смертном вспоминает Бога и жалеет, что раньше не пришел в храм. А нам эта жизнь дана, чтобы приготовиться к жизни вечной. Получается так: вы идите, а меня не ждите. В итоге корабль уплывает, а шанс прийти к Богу сокращается. «Чтобы не было духовного сна» – Время поста – это еще и период искоренения греховных страстей. С чего лучше начать человеку в этом делании? Господь не спасает человека без человека, и только от нас зависит, будем мы стоять по левую или по правую сторону Судии Всевышнего – Каждый сам знает, с чего лучше начать, с какой дурной привычкой или чертой характера следует бороться. Каждый Великий пост мы слышим песнопение: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» И эти слова мы должны помнить всегда, чтобы не было духовного сна, чтобы мы заботились о душе, питали ее добрыми делами и собирали таким образом духовные богатства. И только от нас зависит, будем мы стоять по левую или по правую сторону Судии Всевышнего, потому что Господь не спасает человека без человека. – А какие добродетели новоначальному христианину лучше взращивать в первую очередь? – Вы уже ответили на свой вопрос. Добродетель – добро делать. Есть золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Самое главное – не осуждать: «Не судите, да не судимы будете». Одна из важных добродетелей – воздержание. Воздержание чувств, взглядов, мыслей. И, конечно, милосердие. Господь говорит нам: «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут». Но если человек не помогает другим, не имеет милости к ближним, то он заботится только о себе, а значит, в нем живет гордость. Если разбирать по цепочке, то можно выводить одни за одними грехи, которые живут в человеке. Поэтому важно стараться помогать тем людям, которые находятся вокруг нас, не осуждать их. Если будет воздержание в мыслях, то не будет совершения греха в деле, мы будем пресекать греховные помыслы уже в голове. Великий пост – то время, когда важно упражняться в добродетелях.

http://pravoslavie.ru/159089.html

Одновременно с этим планомерно разрушаются «скрепы повседневности», лишая обывателя привычек и поведенческих стереотипов, надежных поводырей здравого смысла. Мы помещаемся из знакомого и относительно безобидного мира в фантасмагорическое «гетто» зазеркалья, где ложь и ужас правят бал. Не воля и разум, а депрессия и агрессия теперь проводники нового мира – депрессия перед неумолимым и агрессия перед враждебным. И для большинства олицетворением врага является не коронавирус, а власти, создавшие своими недокарантинами и перевакцинами поистине невыносимую социально-психологическую и духовную атмосферу. Чрезвычайно трудно за всем этим быстро разворачивающейся инсталляцией абсурда обнаружить коварную и хитроумную манипуляцию. Это не мир сошёл с ума – это нас целенаправленно сводят с ума, переводя из режима критического осмысления происходящего в режим бездумного согласия с «авторитетом» (власть, начальник, тик-ток, человек со шприцем). В статье « Слова уст человеческих – глубокие воды », размышляя над инструментами манипуляции общественным сознанием, мы сформулировали «золотое правило» контргегемонии: « Осознание влияния авторитета должно помогать нам сопротивляться ему». Недостаточно выключить телевизор – необходимо уметь производить деконструкцию смыслов, которые он широковещательно распыляет в эфир; понимать, что стоит за тем или иным «благом», которое нам пытаются скормить и готовы ли мы заплатить так дорого – свободой? Под предлогом спасения от зловредного вируса нас последовательно и планомерно лишают свободы: свободы общения, свободы передвижения и, наконец, свободы выбора. Даже Бог никогда не покушается на эту экзистенциальную привилегию человека – свободу выбора. Человека можно увещевать, убеждать, можно ему «настойчиво рекомендовать», но нельзя лишать его «эсхатологической надежды» – свободного выбора. Разумеется, с полной мерой ответственности за совершенный выбор. Это не либерализм – это свобода воли, которая дарована Господом и которую нам делегировал апостол Павел: « Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6: 12).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/12/pa...

Он, впрочем, и сам это должен знать, потому что религиозность не только спасает от пустоты душевной и отрицательного отношения ко всему; но и дает ему уверенность в себе самом. Конечно, мы часто думаем, что уже сделались властелинами внешней природы; но так мы думаем, собственно говоря, в счет будущего, и это верно не только потому, что в главном мы отнюдь еще не овладели внешней природой; но и потому, что там, где мы овладели ею, она за свое порабощение платит нам новым злом – мы овладели, напр., паром и пользуемся им для движения; а она отвечает нам разного рода крушениями; и это везде так. По настоящее время человек должен смиренно сознаться, что природа слепая еще господствует над ним, и само по себе он перед нею тоже, что песчинка. Но раз он воспитал в себе веру в Бога и с этим он поднимается на высокую какую гору. Воочию видит он, что вся эта обширная вселенная со всеми ее силами и законами в свою очередь есть ничтожная песчинка пред Тем, Кто все объемлет, зиждет, сохраняет. И он видит – живо чувствует, что в нем есть душа – благодаря которой и ему не чуждо это Высшее Бытие чистого Духа, и он чрез душу свою может – ему дано входить во внутренний союз и живое общение с Высшим; а раз это есть; и тогда, не смотря на свое ничтожество: чрез Бога он может вполне спокойно, самоуверенно и смело глядеть на эту, без Бога угрожающую и способную задавить его внешнюю природу. Наконец он не может не видеть, что кроме духовного в его составе есть телесное, и оно тянет его к земле, с неизбежным в конце порабощением слепой природе. Значит, если он хочет добыть свободу и близость к Божественному, он должен жить на земле по божественным законам, среди плоти – по духу, при страстях – по законам и требованиям добродетели. И таким образом вера – религиозность – является величайшим сокровищем потому, что она до назойливости решительно и ясно ставит пред нами долг нравственного оздоровления, достигающего правды в действиях, чистоты в желаниях и чувствах. Итак, будем же, братие, у религии – к этому нас призывают священные паломничества, начиная с первого жен мироносиц и завершая паломничеством Венценосных. Возлюбим жизнь в Боге – к этому нас призывают благие дела благого самодержавия, а также и древнерусские тяготения, сложившие золотое правило: не так живи, как хочется, а так, как Бог велит. Вживаясь в веру, мы спасаем в себе человека и снискиваем себе вспомоществование божественной благодати. А вживаясь в добродетель и усовершаясь в ней, мы, значит, достойно внимаем великому завету Господа Спасителя: ходите в свете, да сынове света будете. Аминь. Читать далее Источник: Христианское чтение. 1900. 5. С. 851-856. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

По понятным причинам сегодня православная педагогика в России еще только формулирует принципы поиска наиболее эффективных методик преподавания нравоучительных дисциплин. Но ведь можно обратиться к опыту западного христианства. И здесь мы встретимся с первой неожиданностью. Независимо от возраста тех, кому адресованы современные этические курсы, их принципиальная структура мало чем различается. Когда речь идет о взрослых студентах, то здесь все ясно – им надо освоить определенный пласт наследия европейской цивилизации. Когда же дело касается воспитания подрастающего поколения, казалось бы, какой смысл держаться за университетский стереотип, если он препятствует рассматривать нравственный выбор людей, их поведение изнутри собственного опыта учащихся! Однако в действительности мы сталкиваемся с совершенно иным. Нельзя не заметить, что внешний подход западной этики к своему предмету обусловлен более глубинными вещами, чем традиционная структура курса. Это принципиальный подход. Вот пособие для преподавания христианской этики детям, созданное большим коллективом авторов в США. Оно замышлено в качестве универсального учебника для разных возрастов и различных регионов мира, а в 1994 году впервые издано на русском языке и сейчас активно внедряется в российскую среднюю школу 4 . Удивляет то, что формулировки темы уроков и разделов порой прямо-таки вопиют о необходимости самоанализа, но раскрываются они всё также на «почтительной» дистанции от «объекта» изучения. Первый раздел пособия для старшеклассников, например, многообещающе назван: «Осмысление мотивов». Однако четыре урока, включенные в него, разочаруют того, кто ожидал, что наконец разберется в мотивах собственного поведения. Уроки называются так: 1) от чего зависят наши поступки (но речь идет о полезности для общества той или иной этической системы – МД.); 2) поиск нравственного ориентира; 3) два рода любви; 4) золотое правило. И в этом же духе весь учебник. Конечная цель этого курса, как в нем заявлено, – в процессе занятий привить детям определенный набор нравственных качеств. Наряду с такими отличительными чертами «стопроцентного американца», как инициативность, жизнерадостность и исполнительность здесь поставлены также: сострадание, милосердие, умение прощать. Понятно, что общество инициативных и напористых граждан уничтожит самое себя, если в нем не останется места «умению сопереживать» другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

После прорастания температуру воздуха необходимо снизить до 15–18ºС и приблизительно через 2 недели, когда уже появятся 2–3 настоящих листочка, можно будет рассаду распикировать. Хотя можно обойтись и без пикировки. Высаживаем рассаду В открытый грунт рассаду высаживаем в возрасте 40–45 дней, к этому времени уже сформируются 4–5 листочков, а самое главное минует угроза заморозков и температура воздуха будет выше 10ºС. Ведь при температуре воздуха ниже 10ºС листья бархатцев приобретают антоциановый налет и рост растения приостанавливается, а при температуре 1–2ºС сеянцы вообще погибают. Рассаду сажаем в почву глубже на 1–2 см, чем они росли раньше. Высокие сорта и гибриды бархатцев высаживаем по схеме 40х40 см, средние — 30х30 и низкие — 20х20. Полив Хотя растения считаются засухоустойчивыми, но все же в начале роста их необходимо поливать, иначе бархатцы будут расти слабыми, а соцветия — мелкими. В тоже время внимательно следите за тем, чтобы не было переизбытка влаги. В общем, не забывайте золотое правило для тагетеса : лучше немного не долить, чем перелить. Уход и подкормки Весь дальнейший уход за растениями заключается в прополке, поддержании почвы в рыхлом состоянии и подкормке раза три за сезон. В связи с тем , что корни у бархатцев располагаются очень близко к поверхности почвы, то рыхлить землю надо очень осторожно и на глубину не более чем 2 см. Первый раз следует подкормить цветы через две недели после высадки. Для этого разводим в 2,5 литрах воды четверть столовой ложки мочевины. Второй раз подкармливаем растения при появлении первых бутонов. Для этой подкормки используем раствор сульфата калия и суперфосфата ( по четверти столовой ложки каждого удобрения на 2,5 л воды). Третий раз бархатцы необходимо подкормить уже во время цветения, используя раствор нитрофоски ( 0,5 столовой ложки удобрения на 2,5 л воды). Главное, подкармливая растения, не переборщить с азотом, так как в этом случае они очень сильно разрастаются, а образование новых бутонов замедлятся. При соблюдении этих нехитрых правил выращивания, бархатцы очень долго будут радовать нас своим великолепным цветением. Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/garden/vyrashhivaem-bar...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010