Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Будет ли лицемерием поздравить родителей мужа, если у меня с ними сложные отношения? У меня сложные отношения с родителями венчанного супруга. Он заставляет меня звонить и поздравлять их с ДР.Скажите, если я не могу их принять и любить, то не будет ли считаться лицемерием, если я буду наигранно их поздравлять по телефону, и надо ли это вообще делать? Анна. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Анна! Попробуйте обсудить эти ваши переживания с мужем, если у Вас нет проблемы со взаимопониманием. Возможно, что ваш супруг желает, чтобы отношения между Вами и его родителями улучшились, и он надеется, что ваши поздравления в их адрес помогли бы этому. Вы сама неужели не хотите этих улучшений? И почему Вы не можете их принять и любить, ну или хотя бы просто принять, если пока не хватает любви? Есть «золотое правило» христианской этики и вообще всего Священного Писания: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Или не делайте другим, чего самим себе не желаете. Вот из этого исходите, и тогда не будет никакого лицемерия. Вы хотите, чтобы Вас принимали по жизни и не относились лично к Вам недоброжелательно, чтобы прощали Вам невольные ошибки или заблуждения? Делайте сама это в отношении других, и тогда в ту же меру Вам будет отмериваться. Иногда приходится переступить через себя, свое самолюбие, гордыню, — это нормально и неизбежно. Я не знаю, впрочем, никаких деталей ваших взаимоотношений, но если родные мужа и были несправедливы в отношении к Вам, будьте выше их и мудрее, не отвечая тем же, – кому-то из вас все равно первому надо уступить или пойти навстречу. С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/budet-li-...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Какие добрые дела должен творить христианин? Доброго времени суток. Батюшка, будьте любезны, какие добрые дела должен творить христианин? Спасибо. Анна. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Анна! В Священном Писании, как Ветхого, так в особенности Нового Завета, об этом говорится во многих местах. Ну хотя бы в данном евангельском отрывке (Матфея, гл. 25): Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Также Христом озвучено так называемое «золотое правило» в расширенной формулировке: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12). С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/kakie-dob...

Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  4.9 из  5) Предыдущий Следующий Нравственное богословие. Выпуск от 29 апреля Нравственное богословие. Нравственный релятивизм и соборность. Выпуск от 6 мая Нравственное богословие. Выпуск от 13 мая. Универсальность нравственного закона Нравственное богословие. Категорический императив Канта. Выпуск от 20 мая Нравственное богословие. Выпуск от 27 мая Нравственное богословие. Выпуск от 3 июня. Богооткровенный характер нравственных правил Нравственное богословие. Выпуск от 10 июня. Золотое правило нравственности Нравственное богословие. Выпуск от 17 июня. Нравственность и мораль Нравственное богословие. Выпуск от 24 июня. Нравственность и правовые нормы Нравственное богословие. Выпуск от 1 июля. Мотивы поступков. Часть 1 Нравственное богословие. Выпуск от 8 июля. Мотивы поступков. Часть 2 Нравственное богословие. Выпуск от 15 июля. Идеалы и идолы Нравственное богословие. Выпуск от 22 июля. Значение мечты в жизни человека Нравственное богословие. Выпуск от 29 июля. Цели человеческого бытия Нравственное богословие. Выпуск от 5 августа Нравственное богословие. От 12 августа. Отношение к Богу по свидетельству Священного Писания: жертва Нравственное богословие. От 19 августа. Отношение к Богу по свидетельству Священного Писания: вера Нравственное богословие. Выпуск от 26 августа. Первая заповедь Десятисловия Нравственное богословие. Выпуск от 2 сентября. Упование на Бога Нравственное богословие. Выпуск от 9 сентября. Еще раз о вере Нравственное богословие. От 16 сентября. Вера – что Христос есть Спаситель Нравственное богословие. От 23 сентября. Верую Ему как Царю и Богу Нравственное богословие. От 30 сентября. Начало премудрости – страх Господень Нравственное богословие. От 14 октября. Любовь к Богу по Священному писанию: ступени Курс ведет Корепанов Константин Владиленович. Телеканал “Союз” См. также раздел Нравственное богословие в Святоотеческой библиотеке. Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 241  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 поделиться: ©2024 Православное видео к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/video/nravstvennoe-bogo...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Часть седьмая Симонопетра 1 «Я! Я!» – кричит заводная игрушка, но кто будет кричать: – «Я! Я!», когда кончится завод? 2 Эй, кусок глины! Как только ты перестанешь бормотать: «Я! Я!» и скажешь: «Ты!», то сразу станешь человеком и услышишь: «чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9: 2). 3 Нагруженный книгами верблюд, неужели ты думаешь, что теперь-то ты пролезешь в игольное ушко? 4 Слушай, богач! Все равно придешь к своей могиле, ограбленный до нитки... и «кому достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12: 20). 5 Будь подальше от тех, кто много рассуждает. Будь поближе к тем, кто больше молчит. 6 Хочешь узнать то, что для тебя важнее всего? Научись слушать. 7 Трудно найти Святого, еще труднее найти ученика. 8 Ты прочитал много книг, словно наелся шелухи. А кому же досталось зерно? 9 Кто затворит свои чувства и станет глупее всех, тот вряд ли станет несчастнее всех. 10 Сладкое слово недолго живет на языке у того, чье сердце не знает вкуса духовного меда. 11 Что такое Богоборчество? Протест: от – «почему я не святой?» – до – «почему я не Христос?» 12 Невозможно перепрыгнуть пропасть на девяносто процентов. Ее можно перепрыгнуть только целиком. 13 Что такое жизнь мира сего? Медленно прогрессирующее сумасшествие тех, кто «от мира, потому… они… и говорят по-мирски, и мир слушает их» (1 Ин 4: 5). 14 У греха есть путь назад, а у Добра пути назад нет и быть не может. 15 Даже умирая, монах должен сохранить свою душу не побежденной врагом. 16 Настоящее – это вечность, в которой нет ни прошлого, ни будущего. 17 Не опоздай стать монахом, чтобы стоять «в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5: 1). 18 Ищи то, что никогда тебя не оставит, а то, что тебя оставляет, – не то. 19 Семь раз подумай, один раз скажи, а лучше промолчи – золотое правило монаха. 20 Божественная воля любит порядок, человеческая воля – безпорядок, сатанинская – предпочитает хаос. 21 Желание души измениться и быть с Богом – это и есть истинное покаяние. 22 Спеши сказать о своих недостатках прежде, чем о них не сказали тебе другие.

http://isihazm.ru/?id=202

Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: 5:43 Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» 5:44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. 5:46 Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (tax collectors) 5:47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 2.6 Золотое правило. (Матфея 7:12; Луки 6:31). Знаменитое Золотое правило (golden rule), вкратце выражает суть христианского учения. Это правило значит что не нужно делать другим, то что мы не хотим чтобы они тебе делали нам. Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа - в русском переводе - так: 7:12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. Св. апостол и евангелист Лука приводит слова Иисуса Христа так: 6:31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. 2.7 О силе молитвы. (Матфея 7:7-11; Марка 11:24; Луки 11:9-13; Иоанна 14:13-14). Иисус Христос учил, если мы будем искренно и с усердием молиться Господу Богу и просить Его помощи, то Он всегда услышит и сделает то что нужно для нашей истинной пользы. Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: 7:7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 7:8 Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 7:11 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный дает блага просящим у Него. 2.8 Милостыню надо творить тайно. (Матфея 6:1-4). Иисус Христос учил что нужно помогать людям, делать добрые дела и творить милостыню в тайне и не напоказ и не хвастаться перед другими. Господь Бог все видит и вознаградит нас. Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: 6:1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. 6:2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. 6:3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. 6:4 Чтобы милостыня твоя была втайне: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

http://zavet.ru/a/rss_1284695913.html

И мы читаем далее: Мф.7:15–16 . «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? » . Конечно, лжепророки были во дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Еще Иосиф Флавий, живший в I-м веке, упоминает многих из них. Но преимущественно наставления о ложных религиозных лидерах относятся в Библии к последним временам. Пророк Иеремия более широко воспринимает само понятие «ложный религиозный лидер» и не ограничивает его только лжепророческим служением. Иеремия пророчествовал: «Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают» ( Иер.2:8 ). Здесь мы видим, что духом лжепророчества могут быть заражены и священники, и преподаватели Закона, и пастыри (духовники), и собственно сами люди, претендующие на пророческий дар. Святитель Игнатий Брянчанинов предвидел подобные времена, поэтому он и писал: «В последнее время духовников не будет, спасайтесь по книгам» . Лжепророк – это не явный еретик, раскольник и отступник, он и есть лже потому, что имитирует православность. Его трудно распознать, ведь его волчья сущность скрывается под овечьей одеждой. Может быть, такая овечья одежда – это ряса епископа или священника, а может быть, он прикрывается именем богослова, проповедника, праведника или даже святого. Блаженный Иероним пишет о тексте, относящемся к лжепророкам: «Это место может быть понимаемо и относительно всех тех, которые одно обещают по внешнему виду и на словах, а на деле обнаруживают другое» . Господь дает совет: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы» . Блаженный Феофилакт пишет о лжепророках: «Они предлагают сладкие речи и являют, по-видимому, житие честное, между тем внутри или в сердце их скрывается уда (сеть). Под овечьей одеждою разумеется и та кротость, какою пользуются некоторые лицемеры для того, чтобы обласкать и обольстить» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Между тем, как обычно бывает с мирскими людьми, мы всегда невольно с большой нагрузкой работаем умом, чтобы подсознательно угадать, что имеет человек в уме и на сердце по отношению к нам и к сказанному в дополнение к тем словам и чувствам, которые он высказал и выказал. Как говорил старец Парфений Киевский: «В простых сердцах почивает Дух Святый. Простота внутренняя должна изливаться и на все внешнее наше, — простота во всем: в речах, в наружности. Не представляйся благоговейным, не смотри вниз, не говори притворно тихим голосом, а то, хотя и с добрым намерением, сочиняешь наружность свою, — благодать отступит от тебя». Поэтому простота есть основная черта характера христианина, проявляемая в отношении с ближними и есть также следствие сопребывания с ним Святого Духа. Простота сердца обычно связана и с отсутствием осуждения ближнего. А соединение этих двух добродетелей с нищетой духа уже ведет ко спасению. Преподобный Серафим Саровский так говорил про монаха Павла, жившего рядом с его кельей: «Брат Павел за простоту своего сердца без труда войдет в Царство Божие: он сам никогда никого не судит и не завидует никому, а только знает собственные грехи и свое ничтожество». При отсутствии простоты часто проявляется подозрительность, не имеющая для себя серьезного основания. Она тем более греховна, что здесь ложь сочетается с недоброжелательностью — с грехом против любви. Мы строим в нашем воображении разные предположения, приписывая близким злые чувства и намерения, и черним их поэтому в своей душе. А по правде у нас самих душа бывает в это время черна от вражды к ближнему. В наших отношениях с ближними часто возникает опасность недоразумения, пререканий и упреков. Для таких случаев у аввы Дорофея есть золотое правило: считать во всем виноватым только самого себя и поэтому не осуждать другого, не прекословить, не спорить и даже не оправдываться перед ближним. Поэтому в недоразумениях надо прежде всего смириться самому, признать свою вину и искренно просить у ближнего прощения. Старец Амвросий Оптинский писал: «Самооправдание только кажется облегчающим, а на самом деле приносит в душу мрак и смущение».

http://pravmir.ru/ob-otnoshenii-k-okruzh...

Нигде такой заповеди нет, потому что люди всегда воспринимают любовь как некое чувство. А как можно заповедать чувство? Оно либо есть, либо нет. Сегодня проснулся с одним чувством, завтра – с другим. И как можно себя заставить любить? Никак нельзя, это задача совершенно невыполнимая. А Христос говорит: «Сие заповедаю вам» – Он дал нам такую заповедь. И Он дал нам этот путь: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если все время это золотое правило применять в жизни, мы постепенно поймем, что же, собственно, от нас требуется и в словах, и в мыслях, и в чувствах. А все, что в нас сопротивляется этому, надо отметать, как это ни трудно. Трудность состоит в том, что грех стал нашим существом. Он стал свойственен нам, стал нашей второй натурой. Поэтому все в нас сопротивляется благодати Божией. Но все равно надо нам стараться не дьявола слушаться, а Бога. Конечно, очень трудно под действием одной только веры все свое естество переменить на новое. Если бы не Господь, это было бы вообще невозможно. Но Он пришел на землю, основал Церковь , которая питает нас своими таинствами – от них мы получаем силу Божию, и с помощью силы Божией это все совершить можно. Слава Богу, многие люди до нас это все смогли совершить, как святой великомученик Георгий, память которого мы сегодня празднуем, хотя он был человек совершенно подобный нам во всем, ничего сверхъестественного в нем не было. Но он явил удивительную любовь к Богу, такую, что претерпел неимоверные физические страдания и даже жизнь свою отдал легко и с радостью. Поэтому мы его почитаем как великомученика: то, что он претерпел, обыкновенному человеку невозможно. Любого поймай на улице, немножко его прижми – и он тебе все что угодно скажет, и расскажет, и отдаст, и продаст. А тут – нет. Откуда такая сила? Из упрямства, что ли? Но любому упрямцу наподдай два раза, и все упрямство кончится. Нет, это сила Божия побеждающая, свидетельство того, что человек преодолел в себе все ветхое, преодолел это цепляние за земное, за плотское. И нам, если мы хотим быть подлинными учениками Христовыми, надо все ветхое в себе изживать, как это ни трудно, помня слова Христовы, что, когда мы проявляем в себе ветхое, тем самым мы служим дьяволу. А Господь сказал: «Никто не может служить двум господам». Либо ты христианин, и тогда давай живи по-Божески, либо отец твой – дьявол, тогда живи по лжи. Другого пути нет. Свет по природе своей не может смешаться с тьмой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Нужно ли в школе патриотическое воспитание – разговор особый. Пока важно другое: это никак не соответствует проекту. Следующий камень летит в огород непосредственно модуля «основы православной культуры». Программа курса такова: Урок 2.Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Урок 3.  Священное Писание. Урок 4.  Священное Писание и Священное Предание. Урок 5. Во что верят православные христиане Урок 6. Что говорит о Боге  и мире православная  культура Урок 7. Что говорит о человеке православная культура Урок 8. Христианское учение о спасении. Урок 9. Добро и зло в православной традиции Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Урок 14.Спаситель. Жертвенная любовь Урок 15. Спаситель. Победа над смертью Урок 16. Творческие работы учащихся. Урок 17. Подведение итогов Урок 18. Православие в России. Урок 19. Православный храм Урок 20. Православный храм  и другие святыни Урок 21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры Урок 22. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) Урок 23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) Урок 24. Православный календарь, его символическое значение. Урок 25. Православный календарь. Почитание святых. Урок 26. Православный календарь. Почитание святых. Урок 27.  Православный календарь. Почитание святых. Урок 28. Православный календарь. Праздники. Урок 29. Христианская семья и ее ценности. Будучи преподавателем ОПК, я могу сказать, что начинать курс со Священного Писания нельзя даже у студентов – тем более, у школьников. Современный человек, а особенно ребенок, если только он не из глубоко воцерковленной семьи, не знает контекста, в котором следует понимать Писание. Сравним предложенную программу с классическим учебником Закона Божьего прот. Серафима Слободского: изучение Библии начинается только в третьей части. Сначала идут темы о Боге и мире, о молитве, об иконах, о святых, о храме, о церковно-славянском языке…

http://pravmir.ru/osnovy-religioznyx-kul...

О Евхаристии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Иоан.6:53,54 ). О хранении заповедей: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Иоан.14:15 ). Быть нравственным человеком очень хорошо, важно, более того, совершенно необходимо, но недостаточно. Чтобы обрести жизнь вечную и блаженную, нам необходима вера во Христа и участие в Таинствах созданной Им Церкви, о которой Он сам сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Матф.16:18 ). Нравственные заповеди Нового Завета Заповеди, которые дает Господь в Евангелии, согласны с Декалогом, но идут дальше. Там, где ветхозаветные заповеди (и обычная человеческая этика) требуют лишь воздерживаться от причинения зла, Господь указывает путь активной, действенной любви. Не случайно «золотое правило», известное во многих культурах в формулировке «не делай другому того, чего себе не желаешь», Господь произносит в активной формулировке: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» ( Лук.6:31 ). Богач из притчи о богаче и Лазаре ( Лук.16:20–31 ), как и отверженные из притчи о Страшном Суде ( Матф.25:31–46 ) подвергаются осуждению не за то, что активно творили зло (об этом, во всяком случае, не упоминается), а за то, что отказывались проявить милость к нуждающимся. Заповеди Блаженства не только раскрывают эту тему действенной любви, говоря о милостивых, кротких, чистых сердцем и миротворцах, но и возвышаются над всей человеческой этикой, говоря о том, что с мирской точки зрения кажется непостижимым, – блаженстве тех, кто плачет, кто изгнан за правду, и подвергается несправедливым нападкам. Нравственные заповеди Нового Завета, таким образом, не отрицают той общей всем людям этики, которую могут разделять, в том числе, иноверцы и неверующие, но отчетливо возвышаются над ней, призывая не просто к порядочности, но к святости. Вечная жизнь – только в Иисусе Христе

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010