Слово на четвертой пассии 15 апреля 1973 г. Каждому из нас хорошо известно, что человек, как правило, весьма нуждается в нравственной поддержке. Без нее жизнь наша становится неуверенной, поведение нетвердым и колеблющимся, мы начинаем сомневаться в своих силах, падать духом, тревожно озираться по сторонам – словом, напоминаем собой «трость, ветром колеблемую» ( Мф. 11:7 ). И счастлив бывает тот человек, который умеет найти действительно надежную нравственную поддержку, в результате чего в душе его водворяются мир, радость, спокойствие, уверенность... Вспомним наши детские и школьные годы. Как жаждали мы материнской ласки, как радовались словам похвалы, сказанным о нас любящими родителями, как искали поощрения своему усердию у наших учителей и наставников, как ценили каждую хорошую оценку нашего поведения, каждый лестный отзыв о способностях или успехах. Шли годы... Ушло в невозвратимое прошлое золотое детство. Не стало многих милых, близких нашему сердцу людей, нас горячо и самозабвенно любивших, расточавших нам, иногда и без меры, свои ласки, снисходительные слова и похвалы. А главное, мы стали понимать, что жизнь – это не легкокрылая мечта или всегда прекрасная сказка, а прежде всего реальная, подчас суровая действительность, требующая мужества, терпения, рассудительности, умения общаться с людьми, иногда же обильная испытаниями, искушениями и скорбями. И мы стали искать нравственную поддержку в другом – в мнении о нас окружающих людей, в достигнутых успехах, в особенности же в сознании и внутреннем ощущении нашего собственного достоинства, иногда благородном и действительно полезном, иногда же неумеренном, переходящем в тщеславие и надменность по отношению к другим людям. С наступлением зрелости человек все более и более убеждается в том, что жизнь таит в себе много неожиданностей и непредвиденных трудностей и что этих обычных опор нашего благосостояния и уверенности в себе оказывается недостаточно. Мнения людей о нас легко меняются, наши успехи сменяются или, по крайней мере, чередуются с неудачами, а чувство собственного достоинства подвергается опасности или ослабеть под действием личных неудач и разочарований, или выродиться в болезненную отчужденность от людей и отталкивающую раздражительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЭНЬ [древнекит.- гуманность, человечность, человеколюбие, милосердие, доброта], одна из основополагающих категорий кит. философии и традиц. духовной культуры. Совмещает 3 смысловых аспекта: морально-психологический - «[родственную] любовь/жалость к людям» (ай жэнь), «должную справедливость» (и), этико-ритуальную «благопристойность» (ли), «разумность» (чжи), «благонадежность» (синь); социально-этический - совокупность всех видов правильного отношения к др. человеку и обществу; этико-метафизический - симпатически-интегративную взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Этимологическое значение Ж.- «человек и человек» или «человек среди людей». Хотя иероглиф «жэнь» в значении «доброта правителя к подданным» присутствовал в текстах канонизированной конфуцианцами доконфуцианской классики («Шу цзин», «Ши цзин»), это не отменяет возможности того, что он был не только терминологизирован, но и искусственно создан Конфуцием , а затем включен в указанные тексты. В конфуцианстве понятие «Ж.», определявшееся, с одной стороны, как спокойно-самодостаточная «любовь к людям», рождающая правильный баланс любви и ненависти (Лунь юй. IV 2, 3; VI 21; XII 22; Мэн-цзы. IV Б28), с другой - как «преодоление себя и возвращение к [ритуальной] благопристойности» (кэ цзи фу ли), стало центральной категорией. Ж. реализовывала «золотое правило» морали: «не навязывать другим того, чего не желаешь себе», «упрочивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам, и подвигать их на то, на что желаешь подвигнуться сам» (Лунь юй. VI 28; XII 1). У Конфуция Ж. представлялась специфическим атрибутом «благородного мужа» (цзюнь цзы), не присущим «ничтожному человеку» (сяо жэнь) (Там же. VI 5; XIV 7, 30), но уже у его ближайших последователей Ж. стала универсальным началом, образующим человеческую личность (Чжун юн. 20; Мэн-цзы. III А4; VII Б16; Ли цзи. 7). Мэн-цзы усматривал источник Ж. в реагирующем с чувственной непосредственностью соболезнующем и сострадающем «сердце» (синь), без к-рого человек перестает быть человеком (Мэн-цзы. II А6; VI Б2; VII Б31). Следствием «гуманного [отношения к] людям» (жэнь минь) Мэн-цзы считал «любовь [к миру] вещей» (ай у), т. е. ко всему сущему. Он также обобщил суждения «Лунь юя» о социально-политической значимости Ж. в понятии «жэнь чжэн» (гуманное правление), ставшем впоследствии идеологическим штампом конфуцианской ортодоксии.

http://pravenc.ru/text/182377.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Вторник 2-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 22 зач., 7, 15–21 Сказал Господь: берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Господь предупреждает нас против лжепророков. Мы должны остерегаться их, чтобы не оказаться обманутыми. Пророки возвещают о будущем и о том, как мы должны жить сейчас, а лжепророки одновременно и лжеучители. Остерегайтесь их, ибо они – волки в овечьей одежде. Они изображают из себя овец, показывают себя кроткими, смиренными, во всем хорошими. Их грехи и заблуждения покрыты позолотой святости и благочестия. Сатана хочет явиться ангелом света (2 Кор. 11, 13–14). Но это хуже лицемерия. Лицемер – козлище в овечьей шкуре, а лжепророк – волк в овечьей шкуре. Восстающие на истину – губители душ человеческих. Потому – «берегитесь лжепророков». Мы знаем золотое правило, помогающее нам избежать этой опасности. Мы должны все испытывать (1 Сол. 5, 21). По плодам их узнаете их. Дерево узнается не по коре, не по листьям и не по ветвям, но – по плодам. Каково дерево, таков и плод. Не собирают винограда с терновника и с репейника – смоквы. По природе своей они не могут производить такие плоды. Злые порочные сердца подобны терновнику и репейнику, они исполнены греха, и в них уже сейчас входит адский огонь. Добрые дела – добрый плод подобный винограду и смокве, приятный для Бога и полезный для людей. Невозможно ждать доброго плода от нечестивого человека. Люди познаются не по отдельным поступкам, но по всей своей жизни.

http://pravoslavie.ru/3352.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как торжественно Церковь совершает память святого Иоанна Предтечи! Не того Предтечи, который шел впереди Христа, проповедуя многолюдным толпам о славе Спасителя, но Предтечи, заключенного в темницу, в которую входит воин, чтобы исполнить приказ Ирода. Вот человек, который должен умереть из-за чьего-то прелюбодеяния. И какой человек! Тот, кого Христос ставит выше всех других. Церковь преподает нам сразу же несколько уроков. Невозможно быть верным Христу, не храня внимательно ясного отношения к злу, которое есть в человеке. Святой Иоанн Предтеча обличает зло, с которым для него невозможно примириться. Вот первый урок. Там, где зло в человеке и в мире, — неизбежны страдания. В святом Иоанне мы видим в предельной степени то, что возвестил Христос Своим ученикам: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). И еще; «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33). Это значит — вы будете гонимы. Вам создадут такие условия, что вы будете задыхаться, как бы от недостатка воздуха. Но мы дерзаем говорить: «Блаженны изгнанные за правду». Среди стольких несчастий и страданий мира кто может легко дышать? Может быть лучше убежать в пустыню, чем видеть все эти ужасы и грехи? Святой Иоанн Предтеча не просто имел скорбь, он, глас вопиющего в пустыне, предпочел молчание смерти всякому другому молчанию. Святые мученики всех времен говорят нам: «Мы плачем, оттого что вы не плачете». В памяти встает также молитва Христа, когда Он в полном одиночестве молился на горе Елеонской, совсем рядом с Гефсиманией. Второй урок заключается в том, что определенность и ясность веры не могут противоречить истине и правде. Необходимо зло называть злом, грязь — грязью. Мы знаем, что происходит в сегодняшнем мире, и какая утрата ясности угрожает Церкви. Мы должны хранить себя от идолов, о которых говорит апостол Иоанн Богослов. Это одна из самых серьезных задач, стоящих перед совестью каждого пастыря. Ибо мы живем в мире, где есть зло, — и тот, кто совершает его. Есть грех и есть грешники. И есть как бы некое противостояние между правдой и милосердием. Но сравнение с врачом, кажется, все проясняет. Врач старается исцелить больного, и у него нет другой цели. Церковь называет таинство покаяния «духовным врачеством». Благодатью Христовой священник исцеляет грешника от его греха, не вынося грешнику приговора, ни тем более показывая сочувствия греху. Он постоянно спрашивает себя: то что я говорю, то что я делаю — помогает ли исцелить такого-то человека от такой-то болезни? Вот золотое правило: необходимы определенность и ясность, но определенность и ясность спасателя. По благодати Спасителя.

http://moral.ru/уроки-святого-иоанна-пре...

Победа Севера над Югом, отмена рабства, ускорив индустриализацию США, изменили жизненный уклад большинства американцев, и Г. видел свой пасторский долг в том, чтобы объяснить людям, что значит жить по-христиански в новых условиях. В отличие от Ж. Кальвина и кальвинист. богословов XVI-XVIII вв.- приверженцев т. н. теологии Ковенанта (от англ. covenant - завет) - Г. не пытался извлечь из Евангелия некие христ. политико-юридические нормы, а строил аргументацию, опираясь на «золотое правило» этики («поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой»). В частности, будучи принципиальным противником коммунистических идей, он защищал и обосновывал права рабочих на создание профсоюзов и проведение забастовок, указывая, что и предприниматели объединяются в (монополистические) союзы и стремятся увеличить свои доходы, а значит, аналогичные действия рабочих не могут рассматриваться как нарушение «золотого правила» (в книгах «Рабочий народ и его наниматели» (Working People and Their Employers. Boston, 1876); «Заработная плата и человек: собственность и труд в свете христианского закона» (Tools and the Man: Property and Industry under the Christian Law. Boston, 1893); «Социальное спасение» (Social Salvation. Boston, 1902)). В то же время он считал правомерными те формы вмешательства гос-ва в экономику (антитрестовское законодательство), какие осуществляли прогрессисты в Республиканской партии (Т. Рузвельт) и реформистски ориентированные демократы (В. Вильсон). Поскольку в нек-рых случаях он предлагал эти меры задолго до того, как гос-во их осуществляло, в глазах современников Г. был скорее социальным реформатором, чем типичным служителем церкви. В 1904-1907 гг. Г. был модератором (главой) Национального совета конгрегационалистских церквей. Когда Дж. Рокфеллер (баптист-миллионер) пожертвовал 100 тыс. долл. на содержание конгрегационалистских миссий, мн. пасторы расценили это как попытку подкупа общественного мнения и желание скомпрометировать конгрегационалистов. Незадолго до этого Рокфеллера обвинили в «морально недопустимых и социально пагубных методах», так что церковь, приняв эти деньги, подверглась бы обвинениям в «пренебрежении вопросами этики». 26 марта 1905 г. Г., выступая в Колумбусе, назвал деньги Рокфеллера «нечистыми» и указал, что они «происходят из состояния, начало которому было положено самой неукротимой алчностью, известной в истории современной коммерции. Успех этого предприятия с самого начала и до настоящего времени проистекал из незаконных махинаций с железнодорожными тарифами» (цит. по: Бурстин Д. Американцы: демократический опыт: Пер. с англ. М., 1993. С. 709). Эти высказывания Г. положили начало анти-рокфеллеровской кампании, в к-рую включились такие видные политики, как «серебряный демократ» У. Д. Ж. Брайан и Р. М. Лафоллет. Тем не менее Совет конгрегационалистских церквей «с благодарностью» принял дар Рокфеллера, а когда нефтяной магнат пожертвовал 11 млн долл. на нужды образования, кампания фактически прекратилась.

http://pravenc.ru/text/165071.html

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 38  голосов:  4.3 из  5) Предыдущий Следующий Подготовка к Исповеди и Причастию Игра подсознания или что это может быть? Сейчас я блудом занимаюсь… Как помочь другу выбраться? Сны предостережения и или обман? Уныние Как определить своего святого покровителя? О запретах Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отца до третьего и четвёртого рода… Отношение протестантов и католиков к местам богослужений Помощь в обретении веры Как подавать записки, если не знаешь, жив ли человек? Предпринимательство с точки зрения Церкви Роль религии в жизни человека К какому святому обращаться? К какому святому обращаться? Смерть так же реальна, как и жизнь Стоит ли постоянно прощать вранье человека? Смирение с судьбой Разводиться или нет? Муж часто агрессивный Оформление могилы по Православию Можно ли верующему быть спортивным болельщиком? При крещении перепутали дату рождения Помогите составить молитвенное правило Докрещенские грехи, как забыть? Я давно пытаюсь стать настоящим христианином, но у меня нет ни воли ни веры Как дать понять супругу, нам нужно потерпеть Дети-кристаллы Сувениры из Иерусалима Я потеряла кольцо “Спаси и сохрани” золотое Внутренний конфликт. Иисус Христос Сколько раз креститься во время Символа веры? Почему чин великого освящения воды совершается 18 и 19 января? Что в Церкви считается суицидом? Я не люблю своих родителей Аденома и пост. О супружеском воздержании в пост Если человек нездоров, то не стоит ему вступать в брак? Где границы дружбы между мужчиной и женщиной? В память о папе хочу сделать татуировку Крещеный уйгур Как относиться к зарубежной фантастике? Пристрастия и борьба с ними Кто-то представился Богом и обманывает меня Формально стал крестным папой. Что теперь делать? Измена. Нужна ли Богу такая жертва? Могу ли я причащаться, если не справляюсь со своим грехом? Искушения после того, как начал служить пономарем С чего начать поиск родственников-новомучеников? Как причащаться, если по болезни запрещен алкоголь?

http://azbyka.ru/video/otvechaet-otec-ko...

Разделы портала «Азбука веры» Является ли церковь истоком морали? Известно, что мораль не является сугубо человеческим свойством, так как она присуща и животным, например слонам, обезьянам, собакам… Золотое правило нравственности известно еще со времен Хаммурапи (а возможно и раньше), почти 4000 лет! Не достаточно ли одного этого правила для человечества, чтобы жить в мире? Вопрос закрыт для новых ответов. 2 Ответа Источником морали является не Церковь, а Божий Закон , который вписан в сердце каждого человека и наиболее подробно изложен в Священном Писании. Поэтому нет ничего удивительного, что в разных культурах присутствуют общие понятия о добре и зле — первоисточник у них один. Проблемы начинаются там, где между двумя людьми начинается спор о том, что является благом, а что нет. К. С. Льюис об этом замечательно пишет : Если христианство истинно, просто не может быть, чтобы приверженцы его и противники были одинаково оснащены для «хорошей, правильной жизни». Представьте себе, что вы хотите помочь дистрофику. Не зная медицины, вы его плотно накормите, и он умрет. Нелегко действовать в темноте. И христианин, и неверующий могут желать ближнему добра. Но один считает, что люди живут вечно, созданы Богом и лишь в Боге находят истинную и прочную радость, а другой считает, что они — случайный плод слепой материи, что живут они лет семьдесят, счастье их зависит от комфорта, удовольствий, и т. п., а все на свете — аборты, вивисекция, законодательство, воспитание — хорошо или плохо только в зависимости от того, способствует ли оно такому счастью. Во многом это два человека согласятся. Оба считают, что людей надо лечить, кормить и одевать. Но рано или поздно разница в вере начнет сказываться. Например, материалист просто спросит: «Лучше ли от этого большинству?», а христианин может сказать: «Если и лучше — мы против, ибо это несправедливо». И вечно, всегда их будет разделять черта, четкая, как меч. Для материалиста нация, класс, цивилизация важнее человека, так как «дней наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят», сообщество же может продержаться гораздо дольше. Для христианина человек важнее всего, ибо он живет вечно и перед ним цивилизации и расы — просто однодневки.

http://azbyka.ru/vopros/javljaetsja-li-c...

Фото: tatmitropolia.ru Великий православный пост: правила для тех, кто постится впервые Несколько замечаний, полезных тем, у кого предстоящий Великий пост будет первым 5 марта, 2022 Несколько замечаний, полезных тем, у кого предстоящий Великий пост будет первым Фото: tatmitropolia.ru Первый в жизни пост – особенно Великий – золотое время неофитства, когда кажется, что свернешь горы. Чужие советы в это время воспринимаются со скепсисом, потому что «у меня, конечно, все будет по-другому и лучше». И все же. В этой статье мы опишем вам базовые принципы православных постов. Шесть простых правил, которые помогут разобраться впервые постящимся и бывалым христианам. Первое правило православного поста: дело не в еде С наступлением постного времени интернет и эфир заполняются подробнейшими гастрономическими указаниями о том, что отныне можно, а что нельзя вкушать православным. Указания эти бывают порой, мягко говоря, странными – несколько лет назад на одном из центральных телеканалов в список «запрещенных продуктов» попал, Бог весть почему, морковный сок. Добавляют ажиотажа и календари, до сих пор активно перепечатывающие предписания монастырского устава с его сухоядением, а иногда и полным воздержанием от пищи. Глядя на всю эту «постную вакханалию», я вспоминаю выражение Иоанна Дамаскина: " Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы " . И как человек, в свое время не успевший, но честно пытавшийся испортить здоровье буквальным соблюдением Типикона, хочу напомнить правило, ставшее в последнее время повсеместным: меру Вашего поста Вы определяете в личной беседе с духовником или исповедующим священником. И не стоит приходить на нее со списком и «поштучно» утверждать виды разрешенных продуктов. Основная идея здесь – пост – это не ритуал «священного вкушения картошки», а наша жертва Богу. И уж конечно, он не должен превращаться в кратчайший способ попасть в больницу. Пост призван дисциплинировать, но при этом быть посильным. Шахтер не может поститься так, как домохозяйка, студент – как пенсионерка с гипертонией, не говоря уже о детях, беременных или, например, диабетиках, для которых отказ от пищи или отдельных продуктов может быть смертельно опасен.

http://pravmir.ru/postitsa-vpervye/

«Батюшка, верните мне мужа!» Протоиерей Максим Первозванский — о супружеских изменах 10 мая, 2022. Вероника Словохотова С изменником можно строить новые отношения. Но как? Фото: Сергей Щедрин «Когда тебе изменяют, тебя посылают. А есть золотое правило: послан — иди». Так советовал отец Максим Первозванский в нашем прошлом интервью . Оно разлетелось на цитаты и ролики, отдельные эпизоды набрали больше миллиона просмотров. Вы продолжаете присылать вопросы о том, как поступать, если вам изменили. По вашим просьбам мы решили записать вторую серию. Что считать изменой? Протоиерей Максим Первозванский 1:06:55 «Изменила. Попалась, как дурочка, — он был профи» — Отец Максим, наша прошлая беседа про измены вызвала огромный интерес, читатели присылали и продолжают присылать вопросы. Как думаете, с чем это связано? Почему именно измены? — Факт измены сопровождал человеческое общество всегда. Но раньше было понятно, что делать с изменщиком и с тем, кому изменили. Человека, пойманного на измене, например, в Ветхом Завете полагалось побивать камнями. В более поздние и более гуманные времена можно было выпороть его кнутом на рыночной площади и насильно вернуть обратно в семью. А сейчас при одновременном увеличении количества измен совершенно непонятно, как быть. Возникает масса ситуаций, которых никогда не было, на которые у предыдущих поколений, по сути дела, нет ответа. — Тогда предлагаю перейти к вопросам наших читателей. Что произойдет, если человек на исповеди не покаялся в том, что прелюбодействует, и пошел причащаться? — То же самое, что и в случае, если человек не покаялся в каком-либо другом грехе. Священник специально перед исповедью, обращаясь лицом к прихожанам, говорит им такие слова: «Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши». Если человек пришел на исповедь и сознательно скрыл какой-то грех, тяжесть этого греха на его совести перед лицом Божиим удваивается, а иногда и удесятеряется. В этом отношении гораздо более честные те люди, которые в период, когда совершают тот или иной грех — я сейчас не говорю непосредственно только о прелюбодеянии, — они понимают, что им сейчас на исповедь нельзя.

http://pravmir.ru/batyushka-vernite-mne-...

Борис Горелик Скачать epub pdf З заамвонная молитва – prayer behind the ambo заблудиться – to lose one’s way заблудший – erring завеса – veil, curtain, screen завет – testament Завет ветхий – the Old Testament Завет новый – the New Testament завещать – to bequeath, appoint завидовать – to envy завистливый – envious, jealous зависть – envy, jealousy заговенье – Shrovetide загробная жизнь – afterlife зазвон – beginning of chime заказывать икону – to commission an icon заклинание – spell, incantation заклинать – to charm заключительный чин мессы – Dismissal заклятый – accursed закон Божий – the law of the Lord; Bible chairs (школьный предмет) закон очищения – purification law законоправильник – nomocanon законоучитель – catechist Западная церковь – Western Church запас добрых дел – reserve of good deeds заповеди блаженства – beatitudes заповеди христианства – Christian dispensations заповедовать – to command заповедь – commandment запрестольный – situated behind the communion-table запрестольный крест – sanctuary cross запрестольный образ – altar-piece запрет – prohibition запретный плод – forbidden fruit запрещать – to forbid, prohibit заступаться – to advocate, patronize, intercede заступник – patron, intercessor, advocate Заступница перед Господом – Intercessor with God заступничество – patronage, intercession затвор – seclusion затворнический – secluded затворничество – seclusion затворяться – to seclude oneself заупокойная служба – requiem service заупокойный – requiem заутреня – matins захоронение (святого) – deposition зачало – Pericope зачатие – conception Зачатие Богородицы – the Conception of the Virgin зачатый – conceived зачинать – to conceive звание каноника – canonry звездица – asterisk звериное число – the number of the beast звон вседневный – toll from the liturgy till vespers звон колокольный – toll, chime, peal звонарь – sexton, bell-ringer звонить в колокол – to toll a bell звонить по усопшему – to toll the death knell звонница – belfry, steeple звонцы – tantonies, hand bells земля обетованная – the promised land земной поклон – prostration зернь – gold seeded into enamel златоглавый – gold-domed злой дух – evil spirit злополучие – affliction злословие – abuse злословить – to abuse sb змий – serpent знамение – sign, token Знамения Божией Матери икона – Our Lady of the Sign зов алтаря – altar call золотое правило – golden rule золотой диск славы – the Golden Glory золотой фон – gold background Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010